Где можно отучиться на гештальт терапевта. Обучение гештальт-терапии. Обучение гештальт терапии на расстоянии

Литературный критик Алексей Колобродов о рэпере Захаре Прилепине и его новой пластинке.

Захар Прилепин и Рич записали альбом «На океан». Это вторая общая работа (первым был альбом «Патологии») дуэта знаменитого писателя и молодого рэпера, стала куда более щедрой по звуку и представительству: feat`ы, «совместки», с андеграундным бардом Бранимиром, рокерами Александром Ф. Скляром («Ва-банкъ» и прочее), Андреем Машниным («Машнин бенд»), Геннадием «Гансом» Ульяновым («Элефанк») и рэпером Хаски. Плюс Иван Охлобыстин, которого однозначно определить в актеры так же трудно, как в духовные лица.

Название пластинки, как успели отметить интервьюеры и рецензенты, отсылает к роману Леонида Леонова 1935 года, «Дорога на океан». (Собственно, в одном из клипов, снятых к выходу альбома, — я о них еще буду говорить — мелькают соответствующий леоновский том из собрания сочинений, подготовленного Прилепиным, и книга Захара о самом загадочном советском классике — «Подельник эпохи»). Однако речь не о каких-то прямых аллюзиях на любимого писателя одного из соавторов. Связь тут сложнее и гуще. Концентрация смыслов, подчас непростая для восприятия на слух, повторяет плотно подогнанную словесную механику Леонида Леонова. Действие романа «Дорога на океан» — романа железнодорожного, производственного, соцреалистического, но и фантастико-футурологического, вольно разворачивается сразу в нескольких временах и стихиях. Также — «На океан» — альбом road movie («как в романе Керуака, что это за станция/ что это за танки, и что это за танцы») лирический герой которого, один на двоих соавторов — свободно путешествует не только в пространстве, но и во времени. В повести «Взятие Великошумска» главным персонажем, по сути, является танк, фронтовая «тридцатьчетверка»; у соавторов альбома танк, похоже — любимое средство передвижения.

А главное, пожалуй, что очень по-леоновски — одновременно агрессивно и медитативно — разворачивается внутренний ритм альбома… Даже Александр Феликсович перевел свой былой и по-пионерски бодрый шлягер «Маршруты московские» в регистр шаманского камлания.

По части же аллюзий, или, выразимся ближе к рэп-стилистике, ссылок на авторитеты, в альбоме тоже всё в порядке: прямым текстом рэпер 50 cent, поэт Рыжий (ноту фирменной, из Рыжего, пацанской городской печали можно услышать в щемящей, лиричнейшей композиции «Тепло»), прозаик «Гайто». Есть и более гурманские варианты. Трек «Бей хвостом» пульсирует между полюсами — Янкой Дягилевой и Корнеем Чуковским. А, скажем, строчка «На КПП у рая на что будешь ссылаться?» (трек «На океан») отсылает к жестокой балладе Владимира Высоцкого «Райские яблоки».

Все помнят «Я входил вместо дикого зверя в клетку» Иосифа Бродского. В треке «Столица» Захар нобелеата, не то чтобы переосмысливает, а с ухмылочкой передразнивает:

…столько раз я пытался полюбить этот город
двадцать лет я был трезв и двадцать упорот
снег летел у виска, сыпал дождик за ворот
проходили века. теперь мне сорок.

Прилепин заметно влияет и на Рича — талантливого и восприимчивого рэп-поэта. Обширный культурный багаж мэтра, а точнее — его давнее увлечение поэтикой Анатолия Мариенгофа, явно отзывается в строчках младшего соавтора (изящная рифмовка с разносом ударений):

Элитная бригада, танки, даги
В сортире чей-то головой вытирали сапоги
Задроты заполняли в ленинской бумаги
Пока в сушилке пробивали лося с ноги
(«В армии»).

Соединение стихий, на поверхностный взгляд, не соединимых: интеллектуализма и «ватничества» И уж вовсе пронзительно звучит имажинистская поступь Мариенгофа в упомянутой мной вещи «Тепло»: «Ночь, как слеза вышла из глаза. /по крышам сползла, как по ресницам./, а я будто снова родился, как Лазарь./ и мертвый поэт красив на страницах» — грифельная зарисовка, портрет Анатолия Борисовича.

Отмечаем еще одно соединение стихий, на поверхностный взгляд, не соединимых: интеллектуализма и «ватничества». Мой товарищ, журналист Алексей Иванов, молодой человек с куда более чутким, нежели у меня, к рэп-культуре ухом, прослушав альбом, обнаружил уровень троллинга, восходящий чуть ли не к блоковским «Скифам»: «Кстати, программная первая песня, „Тебе понравится“. Там где „наша идея — икона, бердана, кагор и топор“. Все вот это заветное евразийство: да, мы дикие скифы, у нас тут свой сельский панк. Ну, то есть продолжение истории с „пора валить“ и линией ватников. Сознательное снижение образа».

Переклички знаковые. Мне приходилось говорить, что Захар Прилепин, этот имперец, патриот, символ «ватничества», он, по стилю существования — вполне западный тип художника: the artist.

Этот его магистральный парадокс ускользает от отечественной интеллигенции, а наиболее проницательных оппонентов Прилепина неизменно обескураживает. Но ведь и действительно — прорывы Захара из литературы и политики в музыку, будь то карнавальный рок «Элефанка» или социальный рэп — явно вне русской традиции, однако убедительно рифмуются с американским битничеством, и вообще имеют штрихпунктирный голливудский контекст.

Но из этого парадокса вытекает следующий, и маятник опять возвращается. Почти весь заметный русский рэп патриотичен по определению, невзирая на географию — тут и бакинский «Каспийский груз», и Типси Тип с Украины, и даже живший в Лондоне Oxxxymiron. Но патриотизм этот, надо сказать, статичен — рэперы любят Россию по-розановски, за сам факт ее существования, как крестьянские поэты есенинского круга — со всеми ее тяготами и несовершенствами. В этом смысле, русские рэперы — публика, как ни странно, весьма архаичная; «утром в газете — вечером в куплете», это не про них, если мы имеем в виду газету «Известия», а не газету «Жизнь». Актуального политического высказывания от этих ребят дождаться трудно; впрочем, подобная история не только про рэп.

В альбоме «На океан» метафизическая Россия приведена в соответствие с физическим, прямым действием.

Тут начинают забывать, как заводятся танки
Впуская чужеродных выправлять наши осанки
лай собак, вой сирен наши ставки: или — или.
если нас не взяли в плен ждите новостей в эфире
(«На океан»).

Поэтическая чуйка — куда более чуткий камертон времени, чем задницы миллионов обывателейНо, собственно, герой, живший в мегаполисах и казармах, готовый мотаться (и мы знаем, что в случае Захара, да и Рича, эта готовность легко переходила в «пацан ответил») по фронтам и задымлённым пограничьям, всегда помнит, что основная работа впереди, дома:

нас не пригласили в момент дележа и
странно, но правда: мы зла не держали
в том же году я оставил рифмовку
и выбрал иную стезю и сноровку
железо и тир, где душа опростилась
но знал: пригодится и, да, пригодилось
кого обвинить — на всяком вина ведь,
но знаешь, что здесь особенно скверно
целую жизнь изведёшь, чтоб исправить
то что пришло в девяносто первом
(«в 91-м»).

А не менее программный трек «Серьезные люди» (которые «испортили мир») это не только антикапиталистический, нонконформистский манифест, но и сигнал опасности для некоторых. Поэтическая чуйка — куда более чуткий камертон времени, чем задницы миллионов обывателей.

P. S. Пару слов о клипах («Столица», «Серьезные люди», «На океан»), мини-сериале, снятом к презентации альбома. Энергичный и бодрый, хотя несколько разорванный сюжет, об охотниках за головами, сделавшихся добычей. Не обошлось без влияния «Русского подорожника» группы 25/17 — цикла сюжетных клипов, в чем-то авангардных, в чем-то содержательно традиционных, сопровождавших все треки уже ставшего эпохальным альбома. Плюс совсем недурное следование традициям Тарантино, балабановского «Брата» и лучших образцов современной документальной драмы. Операторская работа и монтаж (Влад Звиздок) — вполне на уровне, а некоторым находкам Влада я искренне аплодировал: персонажу с папиросами, похожему на Промокашку из «Места встречи». Или героям, наблюдающим кровавые дела рук своих, через лобовое и заднее стёкла раритетной «Волги», ГАЗ-24… Но главное даже не это — за довольно, при всем бутафорстве, зловещим содержанием такого кина, просматривается атмосфера дружества, злого веселья, молодой силы — чрезвычайно соприродные духу самой пластинки «На океан».

Московский Гештальт Институт

Начало: 2ого ноября 2018

Кто может участвовать в программе?

Для участия в программе не требуется специальная подготовка. Не нужно сдавать вступительные экзамены. Для того, чтобы записаться в группу достаточно пройти получасовое собеседование с ведущими.

Мы принимаем в программу всех желающих. После окончания программы участники получают возможность пройти сертификацию Московского Гештальт Института и получить диплом гештальт-терапевта. Диплом МГИ соответствует стандартам EAGT (European Association for Gestalt Therapy) и признается профессиональными сообществами России и Европы.

Что такое «Московский Гештальт Институт»?

Московский Гештальт Институт это первое в России и самое крупное на сегодняшний день учебное заведение занимающееся профессиональной подготовкой гештальт-терапевтов.

Организация с 20-ти летней историей, филиалами и региональными отделениями по всей России, активно участвующая в европейских и американских конференциях по гештальт-терапии.

Как проходит обучение?

Первый год обучения это терапевтическая гештальт-группа + лекции по теории гештальт-терапии. На этом этапе участники знакомятся с гештальт-терапией на своем опыте, получают личную терапию в группе, решают свои психологические проблемы, знакомятся с базовыми понятиями гештальт-подхода.

Второй и третий год обучения. Участники начинают на группе работать друг с другом как терапевты и получают супервизию от ведущих программы. Темы лекций посвящены профессиональным вопросам психотерапевтической работы.

Каков график учебы?

Вся программа состоит из 24 занятий. Каждое занятие длится 30 академических часов. Пятница — с 17.00 до 21.00, суббота и воскресенье с 11.00 до 19.00.

Занятия проходят раз в полтора месяца, то есть 5-6 занятий в год.

Если в ходе обучения, Вы поймете, что хотите стать профессиональным гештальт-терапевтом и решите готовиться к сертификации, то к основным трехдневкам программы добавится ряд дополнительных учебных мероприятий — личная терапия, супервизия, специализация, малая терапевтическая группа, участие в конференциях и т.п. Для допуска к сертификации необходим диплом о высшем психологическом образовании .

Сколько это стоит?

Оплата производится за каждое занятие. То есть, один раз в полтора месяца Вы платите 9000р.

Личная терапия, супервизия, специализация, малая терапевтическая группа, участие в конференциях и т.п. — оплачивается отдельно и зависит от выбранного Вами терапевта, супервизора и т.д.

Какие документы я получу?

В начале обучения, заключив договор, Вы получаете «учетную книжку» студента, куда вносите все полученные Вами учебные часы. В конце первого года обучения Вы можете, при желании, получить свидетельство об окончании «первой ступени» обучения с указанием тем и часов. В случае успешной сертификации Вы получаете диплом гештальт-терапевта. Это диплом программы «Московский Гештальт Институт». Этот диплом признается всеми профессиональными сообществами гештальт-терапевтов в России и Европе.

Как проходит обучение в программе (отвечаем на вопросы):

Даты занятий:

(даты занятий 2-ого и 3-его учебного года будут определены в мае 2019г и могут быть согласованы с участниками группы)

«Основы гештальт-терапии» – первая ступень (1 год):

Личный терапевтический опыт в группе, знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции.

  1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература
  2. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле – организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление)
  3. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление
  4. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта
  5. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями
  6. Творческие методы в гештальт-терапии. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры
  7. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории

После окончания первой ступени участники получают сертификат МГИ (стандарт EAGT) об участии в программе подготовки гештальт-терапевтов «Основы гештальт-терапии» с указанием тем и количества часов.

«Теория и практика гештальт-терапии» (2-ой и 3-ий год):

Профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией. Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией.

  1. Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта.
  2. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии
  3. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия
  4. Кризис и травма
  5. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии
  6. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений
  7. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами
  8. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование
  9. Принципы и приложения этики

После успешной сертификации Вы получаете сертификат программы «Московский Гештальт Институт», соответствующий и превышающий стандарты EAGT (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии) и можете стать членом ОПП «Гештальт-подход» (Общество Практикующих Психологов «Гештальт-подход»).

Ведущие:

Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт и , ассоциированный тренер Московского Гештальт Института, член ОПП «Гештальт-подход». Специализация: «Гештальт-подход в работе с детьми, подростками, супружескими парами и семьями», стаж психологической практики 14 лет

+7903 724 65 11, [email protected]

Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор Московского Гештальт Института, член ОПП «Гештальт-подход», стаж психологической практики 14 лет

+7903 712 10 06, [email protected]

Руководитель программы :

Кедрова Наталья

Cупервизор, сертифицированный гештальт-терапевт, сертификат EAGT, член проф. совета МГИ, руководитель специализации «Гештальт-подход в работе с детьми, подростками, супружескими парами и семьями»

Запись в программу:

7903 724 65 11; [email protected] — Евгения

7903 712 10 06, [email protected] — Федор

Что такое гештальт-терапия? (60 мин)

Программа "Московский Гештальт Институт"

Приглашаем Вас в программу подготовки гештальт-терапевтов. Программа состоит из двух ступеней. Можно пройти только первую (один год).

Первая ступень больше терапевтическая. Направлена на изучение базовых понятий гештальт-терапии, решение собственных личностных проблем, лучшее понимание себя.

По сути, - первая ступень это групповая гештальт-терапия, с небольшими теоретическими лекциями и комментариями.

Если после окончания первой ступени Вы поймете, что хотите заниматься психотерапией профессионально, то сможете продолжить обучение на второй ступени. На этом этапе Вы начнете самостоятельно работать в группе как терапевт, получая супервизию от ведущих программы.

Участвовать в программе может любой желающий. Для этого не нужна специальная подготовка, психологическое образование. Но если в конце второй ступени Вы решите сертифицироваться, - необходимо будет получить высшее психологическое образование (это можно делать параллельно с обучением на второй ступени).

После окончания первой и второй ступени Вы получаете сертификат программы "Московский Гештальт Институт", соответствующий и превышающий стандарты EAGT (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии).

После успешной сертификации Вы получаете сертификат о присвоении статуса "гештальт-терапевт" и можете стать членом ОПП "Гештальт-подход" (Общество Практикующих Психологов "Гештальт-подход").

«Основы гештальт-терапии» - первая ступень (1 год)

Личный терапевтический опыт в группе, знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции.

Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература

Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле - организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление)

Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление

Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта

Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями

Творческие методы в гештальт-терапии. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры

Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории

После окончания первой ступени участники получают сертификат МГИ (стандарт EAGT) об участии в программе подготовки гештальт-терапевтов «Основы гештальт-терапии» с указанием тем и количества часов и могут продолжить обучение на второй ступени (в этой или другой группе)

«Теория и практика гештальт-терапии» - вторая ступень (2,5 года)

Профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией. Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией.

Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта.

Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии

Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия

Кризис и травма.

Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии

Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений

Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами

Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование

Принципы и приложения этики

После окончания второй ступени участник при желании может пройти процедуру сертификации и получить сертификат (стандарт EAGT) о присвоении статуса «гештальт-терапевт».

________________________________________

Трехдневки проходят раз в 1,5-2 месяца

(пятница - с 17.00-21.00, субботу и воскресенье - 11.00-19.00)

Количество участников группы - 14-16 человек

Стоимость одной трехдневки - 6000р

Ведущие:

Психолог (МГППУ), сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор Московского Гештальт Института, член ОПП «Гештальт-подход», научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО. Специализация: «Работа с детьми, подростками, супружескими парами и семьями»

7903 724 65 11; [email protected], goodcontact.ru

Психолог (МосГУ), сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор Московского Гештальт Института, ассоциированный тренер Московского Гештальт Института, член ОПП «Гештальт-подход», преподаватель Института Психоанализа

7903 712 10 06, [email protected], goodcontact.ru

Обучение гештальт-терапии происходит поступательно от первой к третьей ступени, программа также включает в себя супервизию и личную терапию в индивидуальной и групповой форме, четвертая ступень и международные программы являются формами повышения квалификации гештальт-терапевтов.

На 1 ступень «Введение в гештальт-терапию\гештальт-консультирование» принимаются студенты, имеющие базовое высшее образование в сферах: психология, медицина, педагогика, социальная работа, (менеджмент, философия). Базовый курс: 100 учебных часов. При успешном завершении обучения, выдается документ установленного образца (удостоверение или диплом) о повышении квалификации, дающий право обучаться на 2 ступени по гештальт-терапии.

На 2 ступень профессиональной подготовки гештальт-консультантов принимаются выпускники 1 ступени гештальт-институтов, имеющие психологическое, медицинское, социологическое, педагогическое высшее образование. Цель программы: подготовить специалистов, способных работать и чувствовать себя уверенно в различных областях психотерапии и консультирования. По отдельной договоренности участие в группе может быть использовано как глубокий личный опыт. Продолжительность обучения: 4 года (20 трёхдневных циклов). Участникам выдается сертификат МИГИП, соответствующий стандартам Международных Ассоциаций ААГТ и ЕАГТ.

3 ступень. Программа дополнительного обучения в соответствии с полным стандартом ЕАГТ и с выдачей сертификата ЕАГТ. На программу 3 ступени принимаются выпускники 2 ступени.

Специализации на 3 ступени. По окончании 2 ступени студенты могут выбрать специализацию по работе с семьей, группой, детьми, навыкам работы с группой и другим узким направлениям и при выполнении студентом всех сертификационных требований, получить сертификат по специализации.

Гештальтпсихология (гештальттерапия) это одна из форм феноменолого-экзистенциальной терапии, основанной Фредериком (Фрицем) С. Перлзом и Лаурой П. Перлз. Первые разработки в этом направлении появились в 40-х годах ХХ века. Широкой известности данное направление достигло в конце 60-х ХХ века. Собственно Институт Гуманистической психологии в Биг - Сур (Калифорния) стал так широко известен потому, что Ф.Перлз работал там в последние годы своей жизни. Впоследствии это направление развивали многие другие исследователи. Сейчас гештальттерапия - это направление, практикуемое во всем мире.

Фундамент гештальттерапии - это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознавание и сделать непосредственное переживание более ясным. Объяснения и интерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно. Гештальттерапия с одинаковым уважением относится к непосредственному переживанию и терапевта, и клиента. Различия в восприятии и переживаниях участников становятся материалом для экспериментов и диалога. Цель клиентов - прийти к сознаванию того, ЧТО они делают, КАК они это делают, и в то же время научиться принимать и адекватно оценивать себя.

Гештальттерапия больше сосредоточена на процессе (на том, что происходит), чем на содержании (на том, что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию поведения, происходящему во время часа терапии. Акцент на том, что есть, а не на том, что было, могло бы быть, возможно произошло бы, должно было бы произойти. Внимание уделяется процессам: процессу пациента, процессу терапевта и процессу взаимодействия между ними.

Гештальттерапевтический подход позволяет успешно справляться с проблемами коммуникативного характера. На основании этого подхода может быть успешно построена практика психотерапевтической группы, что, в частности, психоанализ не предполагает. Гештальттерапия также с успехом может быть использована при краткосрочных терапиях, таких, как работа с шоковыми травмами, или при работах направленных на необходимые изменения в поведении. Также она может применяться в работе с семьей. Предполагается также работа с экзистенциальными проблемами человека: одиночество, свобода, смерть, смысл. Вопросы, связанные с этими проблемами, неизбежно возникают практически в любой психотерапии, и в гештальт подходе содержится возможность работы с этими темами.

Гештальтерапия рассматривает человека, как целое существо, как единство поведения, чувств и мышления, находящееся в процессе взаимодействия с окружающим миром. То есть рассматривается не человек отдельно и мир отдельно, но их взаимодействие, непосредственное сознавание которого позволяет более глубоко и насыщенно воспринимать мир.

Существует также практикум по гештальттерапии, который позволяет, после небольшой подготовки, вести самостоятельную работу, что в других психотерапевтических направлениях не предусматривается.

Большое место в гештальттерапии занимает эксперимент, как возможность увеличения уровня сознавания и присутствия, как возможность испытать новые модели поведения в проблемных ситуациях, как возможность актуализации новых ресурсов и возможностей человеческой целостности.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА 1 . Знакомство, прояснение профессиональной и личной мотивации участников, проективная техника «представление через предмет».

ТЕМА 2 . История появления гештальт-терапии в России.

ТЕМА 3 . Гештальт-терапия (ГТ) - одно из современных направлений психотерапии. История метода. ГТ - направление психотерапевтической практики, созданное в середине нашего века Ф. Перлзом и группой, в которую входили Лаура Перлз, Пол Гудмен и Изидор Фромм, опирающееся на достижения гештальт- психологии, психоанализа, экзистенциальной психологии и духовные традиции Востока.

ТЕМА 4 . Исторические корни ГТ. Гештальт психология. Исследования зрительного восприятия М.Вертхаймера, В.Келера и К.Коффки - отправная точка возникновения психологии гештальта и холистического принципа. Феноменологический метод как метод гештальт психологии. Исследования феноменов фигуры и фона К.Рубиным. «Теория поля» К.Левина. Эффект незавершенных действий Б. Зейгарник. Основные законы и принципы гештальт психологии (соотношение фигуры и фона, холизм, динамическое поле организм - среда).

ТЕМА 5 . Психоанализ - как интеллектуальный предшественник ГТ. Первая книга Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия», как попытка пересмотра и расширения психоаналитической теории и метода. Расхождения ГТ Ф.Перлза с психоанализом З.Фрейда (холизм у Ф.Перлза и разделение на иерархические структуры у З.Фрейда; опора на очевидный материал в ГТ и на подавляемый в ПА; «организмическое единство и саморегуляция» в ГТ и теория инстинктов и либидо в ПА; экзистенциализм и детерминизм; отношение к феномену «сопротивления» и т.д.) и соответствия («фигура и фон» у Ф.Перлза и «катексис» у З.Фрейда; «фундаментальное возбуждение» и «либидо»; континуум сознавания и свободные ассоциации; «сознание» и «сознавание»; «избегание сознавания» и сопротивление; «незаконченные ситуации» и навязчивые повторения; «уход из среды» и регрессия; проекция у Перлза и Фрейда; терапевтические отношения в ГТ Ф.Перлза и трансферентные отношения в ПА З.Фрейда и т.д.).

ТЕМА 6 . Влияние коцепции «мышечного панциря» другого крупного психоаналитика В.Райха и его «анализа характера» на представления Ф.Перлза о взаимосвязи тела и психики.

ТЕМА 7 . Влияние экзистенциализма и феноменологии. Утверждение, что «мир индивидуального опыта может быть понят только из его непосредственного описания в его уникальной ситуации» - ядро мировоззрения в гештльт-подходе.

ТЕМА 8 . Ф.Перлз и гештальт-терапия. Нью-йоркской группа (Лаура Перлз, Пол Гудмен, Изидор Фромм, Ральф Хефферлин и др.).

ТЕМА 9 . Основные понятия и принципы гештальт-терапии. Определение «гештальта».

ТЕМА 10 . Организм и среда. Организм как целое. Единство опыта. Среда, как и организм существуют в виде поля, т.е. в виде непрерывно изменяемого в пространстве, времени и предметном содержании процесса, основной характеристикой которого является целостность. Организм как часть поля, контекста. Саморегуляция и доминирующая потребность.

ТЕМА 11 . Понятие границы контакта. Граница контакта - функция, определяющая отношения между организмом и окружающей средой. Соответствие контакта со средой и «ухода» из нее формированию и завершению гештальта. Подвижность границы и психическое здоровье. Творческое приспособление.

ТЕМА 12 . Принцип «здесь и теперь». Важность непосредственного актуального переживания себя и среды (актуальной ситуации) в настоящий момент. Влияние «незаконченных ситуаций» на формирование невротического способа взаимодействия с миром. Тревога как энергетический разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда».

ТЕМА 13 . «Как» важнее, чем «почему». Акцент гештальт-терапии на постоянно возрастающем сознавании человеком собственого поведения, а не на исследовании причин, почему он ведет себя именно таким образом.

ТЕМА 14 . Сознавание. Отличие Перлзовского «сознавания». Континуум сознавания. Избегание сознавания - основной фактор, препятствующий психологическому росту.

ТЕМА 15 . Фигура и фон. Динамическое взаимодействие фигур и фона, определяемое иерархией актуальных потребностей. Построение и разрушение гештальтов.

ТЕМА 16 . Цикл опыта. Ритм построения и разрушения гештальтов - это фундаментальный процесс, на основе которого работает терапия. Шесть фаз цикла опыта.

ТЕМА 17 . Теория «Я» в гештальт-терапии. «Я»(self) как сложная система контактов, необходимых для адаптации в сложном поле. Модальности «Self»: Id, Ego, и Persona. Особенности функционирования «Self» в каждой из этих модальностей. Нарушения функций «Self». Формы прерывания цикла формирования и разрушения гештальтов (цикла контакта): слияние (конфлюенция), интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм идифлексия.

ТЕМА 18 . Слияние как состояние «неконтакта», отсутствие различения между фигурой и фоном и отсутствия фигуры. Слияние как базовый феномен контакта со всем тем, что не является фигурой в поле в данный момент.

ТЕМА 19 . Интроекция как генетически примитивная форма функционирования индивида в окружающей среде. Различие патологической и творческой интроекции.

ТЕМА 20 . Проекция. Позитивная и негативная роль процесса проецирования.

ТЕМА 21 . Ретрофлексия как способ отказа от контакта со средой и обращения функции контакта на себя. Здоровая и патологическая ретрофлексия. Роль ретрофлексии в возникновении психосоматических заболеваний. Определение дефлексии и эготизма.

ТЕМА 22 . Понятие психологически зрелой личности. Развитие и рост и их нарушение. Невроз как нарушение процесса развития и роста личности. 5 уровней невроза: уровень клише, уровень игр, уровень тупика, уровень имплозии (внутреннего взрыва), уровень эксплозии (внешнего взрыва).

ТЕМА 23 . Введение в техники гештальт-терапии. Супрессивные техники и экспрессивные техники. Основной метод работы в ГТ. эксперимент. Обеспечение контекста. Работа с полярностями. Техника работы с частями «Я». Техника работы с идентификацией (основана на механизме проекции). Исполнение ролей. Телесная работа. Работа с фантазиями и сновидениями.