Принимайте его таким какой. Принятие мужчины таким какой он есть. Готовы сделать это прямо сейчас

Термин «проактивность» уже давно стал популярным благодаря книгам по психологии и менеджменту. Многие бизнес-тренеры и консультанты используют это слово, говоря о неотъемлемых качествах успешного руководителя. Это вполне объяснимо, поскольку проактивность - это один из ключей к дверям успеха как в личной, так и профессиональной сферах. Ключ, позволяющий понять причины эффективности любой деятельности. Единственный вопрос - готовы ли сам человек открыть эти двери?

Что такое проактивность?

Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах.

Реактивные люди - это люди, действия которых продиктованы прежде всего реакцией на внешние обстоятельства. Эмоции этих людей в основном зависят от того, какой будет погода, настроение родных, близких, коллег по работе, обстановка на работе или дома. Как правило, у них нет точки внутренней опоры, и соответственно их достаточно легко вывести из состояния устойчивости.

Когда в тех или иных жизненных ситуациях вы автоматически реагируете на внешние условия - проявляется ваша реактивность. К примеру, вашу машину поцарапали на парковке или на вас накричал клиент, и у вас ухудшилось настроение. В этих случаях ваша реакция была мгновенной и не находилось под сознательным контролем.

Итак, основная идея Франкла гласит: в промежутке между любым внешним событием и вашей реакцией на него существует одна важная возможность - это свобода вашего выбора.

Таким образом, проактивные люди - это те, кто преимущественно сами выбирают реакцию на внешнее воздействие. Это те, кто старается минимизировать воздействие внешних факторов на достижение поставленных целей. Те, кто ставит перед собой цели и достигает их, уверенно опираясь на принципы, составляющие неотъемлемую часть характера.

Например, на увольнение с работы проактивный человек скажет себе: «Ну и что? Значит, будет предложение и лучше!» и с улыбкой пожелает удачи бывшему работодателю.

Структура проактивности

Понятие проактивности включает в себя два слагаемых: активность и ответственность.

    Активность подразумевает деятельность в направлении поставленных целей. Причем деятельность активную.

    Ответственность подразумевает осознание ответственности за те последствия, к которым ведут предпринимаемые вами действия. Многое из того, что происходит с вами в жизни - результат ваших действий.Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Для того чтобы лучше разобраться в еще одном аспекте различия между проактивностью и реактивностью, предлагается разделить все события в жизни на 2 сферы.

    Сфера событий, на которые вы не способны никаким образом повлиять. Например: изменения курсов валют, политические решения, революции, войны, цены на бензин, газ, электричество (за исключением ситуаций, когда у вас есть такие полномочия) и так далее. Стивен Кови называет сферу таких событий «кругом забот».

    Сфера событий, подвластных вашему непосредственному влиянию. Например, собственное образование, здоровье, отношения, карьера, задачи в рамках полномочий на работе и так далее. Аналогичное название - «круг влияния».

«Лакмусовой бумажкой» проактивности может стать ответ на вопрос - куда вы направляете свои усилия: на те сферы, где вы можете оказать свое влияние или же на те, на которые вы повлиять никак не сможете?

Проактивный человек всегда направляет свои усилия в зону своего влияния. В то время как реактивный, как правило, концентрируется на событиях, на которые он изменить не в силах. К примеру, менеджер по персоналу объясняет вышестоящему руководству причину долгого поиска сотрудников тем, что на рынке труда нет подходящих компании соискателей, в то время как банальный анализ объявлений на предмет заинтересованности потенциальным соискателем проведен не был. Это яркий пример реактивного поведения.

Другой пример. Проактивный руководитель не будет сильно беспокоиться о повышении цен на услуги связи операторами, а постарается найти способы оптимизации затрат. Например, за счет внедрения новых систем цифровой связи, которые позволят снизить затраты, а также поднять уровень обслуживания клиентов.

Концентрируясь на событиях в «круге влияния», вы ощущаете больше силы и уверенности, благодаря способности изменить ситуацию вокруг себя. Ощущение свободы за выбор направления движения в своей жизни является спутником проактивных людей. В то время как ощущение беспомощности, уныния и зависимости - удел реактивных.

Как это ни странно, но есть термины, схожие с проактивностью по значению. Например, такие как «локус-контроля» и «локализация контроля волевого усилия» из гештальт-терапии. А это еще раз подтверждает то, что истина одна, только подходов к ее интерпретации несколько.

В таблицах указаны основные черты, присущие проактивным и реактивным людям, и то, по каким высказываниям можно отличить одних от других.

Проактивность Реактивность
Активность и инициативность Пассивность
Изменение обстоятельств сообразно своим целям или выбор обстоятельств, благоприятствующих достижению целей Прямая зависимость настроения, результата действий от внешних обстоятельств и факторов
Принятие ответственности за последствия принятых решений Избегание ответственности, перекладывание ее на других
Стремление к целям, с опорой на принципы Ориентир на эмоции
Быть объектом действия Быть субъектом действия
Осознание свободы выбора реакции на любое событие Прямая зависимость между событием и реакцией на нее
Высказывания реактивных людей Высказывания проактивных людей

Я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени.

- Как я могу выделить время для этой деятельности?
- Я не знаю с чего начать. - Где я могу получить необходимую информацию?
- У меня нет необходимой информации. - Как я могу узнать об этом больше?
- Я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю. - Как я могу приобрести необходимые мне связи?
- У меня нет необходимых связей. - Где я могу получить необходимые финансовые средства?
- У меня нет денег, чтобы начать это дело. Как я могу заручиться их поддержкой?
- Они все равно не поддержат мое предложение. - Как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали?
- Никому это не надо. - Что я могу сделать сам для улучшения ситуации?

Приведенные сравнения наглядно демонстрируют разницу между проактивностью и реактивностью. Реактивные люди в большинстве случаев ссылаются на невозможность выполнения чего-либо. Это выражается в виде отрицательных предложений, которые воспринимаются как данность.
Проактивные же люди в большей степени ориентируются на то, что возможно изменить в сложившейся ситуации. Эти люди задаются вопросом: «А какие действия необходимо предпринять?» Другими словами, проактивность - это фокусирование на своей способности изменить действительность.
Более подробно с описанием проактивности можно ознакомиться в книгах Стивена Кови. Проактивность, по мнению Кови, - один из 7 ключевых навыков любого успешного человека, не говоря уже о руководителях, результаты работы которых являются залогом достижений любой компании.

А вот теперь попробуйте мысленно соотнести образ руководителя с образами реактивных и проактивных людей, и вы увидите перспективы одного и второго подходов к решению управленческих задач. Выводы очевидны.

Евгений Христенко,
директор компании «АйТек»

Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей».
. Радислав Гандапас. «Харизма лидера в бизнесе».
. Видеотренинги Владимира Герасичева.
. Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель».
. Исследования понятий «локус-контроля» и «локализацией контроля волевого усилия» в гештальт-терапии.
. Песня «Пусть этот мир прогнется под нас».
. Поговорка «Тот, кто хочет, находит возможности, кто не хочет - оправдания».

Трезво взвешивайте свои силы и границы Вашей «сферы влияния». Старайтесь концентрировать свои усилия на том, где вы реально можете приложить свои усилия.
. Если начинаете обвинять обстоятельства в том, что вам что-то не удалось сделать, подумайте, может быть дело вовсе и не в обстоятельствах. Это не означает, что нужно постоянно заниматься самокритикой и самоуничижением. Ведь полученный плохой результат - это тоже опыт, который можно использовать для дальнейшего самообучения и саморазвития.
. Общаться с позиции «я выигрываю - он выигрывает».

У Вас есть такие коллеги, которые каждый день придя на работу говорят что-то из серии: «Блииииииин, когда же повысят зарплату» или «задолбался работать за эти деньги» или «Вообще пусть спасибо скажут, что за такую заработную плату я пришел с утра». Нам всегда хочется спросить этих людей:»Дружище, а зачем ты тогда здесь работаешь? » и «А что ты сделал, что бы тебе зарплату повысили?». Согласитесь, откуда компания возьмет денег, что бы просто всем сразу повысить зарплату? Поэтому чаще всего зарплату повышают в индивидуальном порядке за какие-то конкретные заслуги.

Один из важнейших параметров и характеристик сотрудника, который с большей вероятностью получит повышение к заработной плате — это проактивность.

Что это вообще такое и кто такой проактивный человек?

Проактивность, прежде всего — это инициативность, открытая жизненная позиция, умение нести ответственность за свою жизнь и поступки. Проактивный человек не зависит от внешней среды, он стремится подстроить её под себя. Он считает, что все что с ним происходит напрямую зависит именно от его решений и это его действия приводят к тем или иным последствиям.

Проактивная личность никогда не избегает ответственности и не плывёт по течению. Скорее наоборот. Он ищет эту ответственность в силу того, что хочет быть реформатором, а не ведомым. Антипод проактивности — реактивность. Другими словами — простой ответ, реакция на какой-то внешний стимул. Как собака Павлова: лампочка зажглась — слюна выделилась, лампочка потухла, аппетит пропал.

Проактивность заключается в деятельности. Тот кто ничего не делает — мертв. Проактивная личность всегда находится в действии, делах, он выжимает всё из каждого дня. Деятельность проактивности заключается в 2-х составляющих: Выбор и изменении. Во первых мы решаем что мы будем менять, а потом выстраиваем последовательную цепочку действия для изменения этого чего-то. Причем делается это с полным принятием ответственности за результат и знанием конечного итога!

1) я понимаю что я хочу достичь

2)я понимаю как я этого хочу достичь

3)я понимаю что я ответственен за каждый шаг на пути достижения

Давайте посмотрим примеры фраз проактивного(П) и реактивного(Р) человека:

Р- Я вынужден делать то, что мне сказали…

П- Я сделал выбор в пользу…

Р- Все равно не получит…

П- Я принял решение не делать данный проект…

____________________________________________

Р- Они сказали мне, что моя идея — чушь

П- Я принимаю их критику и переработаю свою идею с учетом их предложений

____________________________________________

Р- Я не в состоянии что либо изменить

П- Я в состоянии изменить абсолютно всё, что со мной происходит

Видите разницу? Проактивный человек всегда находится в состоянии положительного подкрепления. Нет, если Вы подумали, что это такой позитивный дурачок, который думает, что мир состоит из радуги и бабочек-это не так. Просто проактивный человек всегда готов рассматривать все пути действий, всегда нацелен на результат, никогда не ждет, а действует первым и всегда ответственен за то, что с ним происходит в отличии от реактивного человека, который чаще ноем, чем действует.

Проактивность — это ключ к повышению заработной платы, к её росту и развитию в компании. Любой руководитель рад видеть в своих рядах человека, которому «не пофиг» на то, что происходит в компании. Сотруднику, который готов действовать для развития себя и бизнеса в целом.

А какой сотрудник Вы?

Согласно представлению о проактивности психики человека, между воздействующими на человека раздражителями и его реакцией на эти раздражители лежит свободная независимая воля. То есть мы сами выбираем свою реакцию на те или иные воздействия. Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется внешними обстоятельствами, стимуляцией.

Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств.

Понятие проактивности используется многими психологами.

Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» (написанной по материалам пребывания в нацистском концлагере) для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин для происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах. Это слово в понимании Франкла близко к понятию интернальности. В этом смысле понятие проактивности широко используется в популярной литературе по менеджменту.

Одним из первых, кто поставил во главу угла личности её активность, дав этому в противовес «реактивности» бихевиористов , специальное название - проактивность, был Гордон Олпорт . Олпорт категорически не согласен с мнением большинства психологов, приписывающих человеку стремление к гомеостазу, редукции напряжения. Для него человек - существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения, а стремление к сокращению напряжения - признак нездоровья.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Проактивность" в других словарях:

    Проактивность - способность активно осуществлять выбор цели, средства ее достижения, адекватные цели, подчинять этой цели свои стремления, мысли, чувства, действия, проявлять инициативу, отвечать за себя, за действия своих последователей, за осуществление… … Социологический словарь Socium

    Проактивность - (Proactivity). Исходное положение о том, что причины поведения человека заключены в нем самом … Теории личности: глоссарий

    Система на основе искусственного интеллекта, способная, задавая посетителю вопросы, выдать ему рекомендации по покупке того или иного товара. Основные идеи системы: Проактивность: система не ждёт от пользователя тех или иных запросов. Напротив,… … Википедия

    Психические процессы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… … Википедия

    Психические процессы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Компетенция. Компетенция (от лат. competere соответствовать, подходить) это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. Также … Википедия

    ОЛПОРТ Гордон - Виллард (1897 1967) американский психолог, специалист в области психологии личности, общей и социальной психологии, психологии религии. В сферу его интересов входило также преподавание психологии и поддержка идей гуманистической психологии.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Процесс - (Process) Определение процесса, виды и типы процессов Информация об определении процесса, виды и типы процессов Содержание Содержание Определение Исторический Бизнес процесс Тепловой процесс Адиабатический процесс Изохорный процесс Изобарный… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Директор информационной службы № 10/2012 , Открытые системы. Директор информационной службы (CIO. ru) – журнал для менеджеров, отвечающих за идеологию, стратегию и реализацию информационной поддержки бизнеса, руководителей ИТ-подразделений предприятий… электронная книга

Поведение включает в себя действия перед будущей ситуацией, а не просто реагирование. Это означает взять под контроль и сделать вещи, а не просто приспосабливаться к ситуации или ждать чего-то. Проактивных сотрудников, как правило, не нужно просить действовать, а также они не требуют подробных инструкций.

Проактивность - это (простыми словами)

Проактивное поведение можно противопоставить другим видам поведения, связанным с работой, например, навыкам, т.е. выполнению предсказуемых требований к своей работе или адаптивности, успешному решению и поддержке изменений, инициированных другими в организации. Что касается последнего, тогда как адаптивность - это реакция на изменения, проактивность - это инициирование изменений.

Тонкости и особенности

Проактивность не ограничивается дополнительным ролевым поведением. Сотрудники могут быть активными в своей предписанной роли (например, путем изменения способа выполнения основной задачи для повышения эффективности). Аналогичным образом, активность, обозначенная как организационное поведение гражданства (OCB), может осуществляться проактивно или пассивно. Например, альтруистический ОЦБ может проявлять активность в коллективе (например, предлагая помощь сотрудникам, прежде чем они обратятся за помощью).

История

Использование слова proactive (или pro-active) было ограничено областью экспериментальной психологии в 1930-х годах и использовалось с другим смыслом. Оксфордский английский словарь определяет термин "что такое проактивность" авторами Полом Уайтли и Джеральдом Бланкфортом, ссылаясь на их статью 1933 года, в которой обсуждается упреждающее торможение как «ухудшение или замедление обучения или запоминание того, что изучается по эффектам, которые остаются активными от условий до обучения».

В другом связанном значении книга 1946 года «Поиски смысла человека» принесла слово в более широкую общественную сферу. Автор, австрийский экзистенциальный нейропсихиатр д-р Виктор Франкль, использовал это слово, чтобы описать человека, который взял на себя ответственность за свою жизнь, вместо того, чтобы искать причины во внешних обстоятельствах или винить других людей. Франкль подчеркнул важность мужества, настойчивости, индивидуальной ответственности и осознания существования выбора, независимо от ситуации или контекста.

Этимология

Этимологически это слово является «кентавром» (как, например, «bi-cycle» - велосипед), сочетающим греческий префикс («pro-» значение «before») с латинским корнем, «активный». Латинский префикс «pre-» («before») мог бы использоваться, но, возможно, его тогда путали бы с «re-active» (реактивный).

Проактивная связь

Проактивная связь - это стратегия жизненного цикла взаимоотношений с клиентами, используемая для повышения лояльности клиентов. Это связано с проактивностью термина «организационная психология», в которой говорится, что люди должны действовать на основе опережающего поведения, а не реагировать на ситуации. Стратегия используется для обеспечения обслуживания клиентов и укрепления доверия посредством персонализированного управления клиентами для прогнозирования общих запросов. Он используется для уменьшения разочарования клиентов и смягчения проблем обслуживания клиентов до того, как у них появилась возможность.

Упреждающая связь

Упреждающая связь включает в себя отзывчивость в социальных сетях и многоканальный контакт с обществом. Стратегия используется на каждом этапе жизненного цикла клиента. Цель упреждающих коммуникаций клиентов - предвидеть и оптимизировать все взаимодействия, чтобы быть эффективными и персонализированными для каждого из них.

В корпоративной жизни

На большинстве современных рабочих мест сотрудникам недостаточно реагировать и адаптироваться к изменениям в своей среде; скорее, они должны планировать заранее и готовиться к потенциальным угрозам и опасностям в будущем, беря на себя инициативу сегодня. Исследования показали, что в целом активное участие в профилактике приводит к положительным результатам. Но иногда проактивность сотрудников может также приводить к негативным (побочным) эффектам, таким как повышенный стресс. Поэтому работникам необходимо учитывать компромиссы между вознаграждениями и потенциальными затратами на активное поведение на работе.

Стоит привести наглядный пример проактивности. Представьте себе следующую ситуацию: ваша секретарша знает, что у вас есть важная встреча, и без каких-либо подсказок готовит файл для вас со всей необходимой документацией, ожидая, что вы, возможно, что-то забыли. Или подумайте о сотруднике по обслуживанию клиентов в вашей фирме, который берет на себя инициативу, предлагая изменить стандартную административную процедуру, чтобы ее можно было сделать более эффективно и она будет стоить меньше. Или подумайте о том, что сотрудники попросили своего руководителя получить отзывы об их эффективности, поскольку они хотят улучшить качество своей работы. Эти сценарии разделяют общую тему: сотрудники пытаются предвидеть будущие изменения, возможности или проблемы и хотят подготовиться к этим ситуациям уже сегодня. Они не просто реагируют на сигналы из окружающей среды, но проактивно пытаются изменить ситуацию. В организационной психологической литературе такие предвосхищающие («действующие заранее»), самостоятельные и ориентированные на изменение («изменяющие») типы поведения являются показателем проактивности. Навык проактивности нужно развивать, так как он крайне полезен в современном мире.

Поощрение

Многие организации видят упреждающее поведение со стороны своих сотрудников как решающее значение для их выживания в современном быстро меняющемся бизнес-мире с его все более сложными рабочими задачами. На организационном уровне адаптации и реагирования на изменения в своей среде недостаточно; компании должны быть активными, чтобы оставаться впереди конкурентов и выживать. Как отмечает замечательный исследователь в этой области Майкл Фрезе в своей статье в 2008 году: «Слово отсутствует: нам нужна активная концепция производительности для современных рабочих мест». Такие современные рабочие места нуждаются в гибких и ответственных сотрудниках, которые выходят за рамки узких задач и которые подходят к работе проактивно. Кроме того, индивидуальная карьера изменилась за последнее десятилетие. Сотрудники меняют работу быстрее и чаще. Это уменьшает роль любого конкретного работодателя в управлении карьерой сотрудников и повышает потребность в том, чтобы сотрудники сами заботились о своей карьере. Все вышеописанное и является ответом на вопрос о том, что такое проактивность.

Исследования

Исходя из этих событий, в организациях академические статьи, такие как обзор проактивности на работе Grant and Ashford (2008), подчеркивают, что новый тип сотрудника необходим во времена плоских иерархий в организациях и неопределенных, динамичных, высококонкурентных бизнес-средах. Этот «новый сотрудник» должен участвовать в самостоятельном, ориентированном на будущем поведении без необходимости постоянного наблюдения и инструкций других. Эти авторы также утверждают, что: «Сотрудники не просто позволяют им жить. Скорее, они пытаются влиять, формировать, свертывать, расширять и смягчать то, что происходит в их жизни». Проактивность и реактивность - это две противоположности в поведении людей.

С индивидуальной точки зрения

Проактивное поведение может быть направлено на изменение самости (например, получение новых навыков) или окружающей среды (например, внесение предложений о том, как улучшить обслуживание), и может быть противопоставлено как пассивному, так и реактивному поведению. Существует целый ряд различных задач, ориентированных на конкретные задачи и организации, которые можно рассматривать как активные, такие как поиск обратной связи, внесение предложений по улучшению или раскрытие информации (сообщение о нарушениях в вашей организации), а также более самостоятельные действия, такие как управление своей карьерой (например, взяв на себя инициативу посещать обучение, которое может оказаться полезным на работе в будущем).

Заключение