Экономические и социальные инновации кратко. Инновации в социальной сфере. По сферам общественной жизни выделяют инновации

Итак, мы приходим к следующему выводам:

    Для развертывания эффективной управленческой деятельности в современном сложном и глобализированном мире, для надлежащего встраивания человека в коэволюционные процессы нужно уметь мыслить глобально и действовать активно и интерактивно, адекватно ситуации, быть в синергизме со средой, с управляемой организацией или предприятием, созидать подобающий как своим собственным познавательным и конструктивным возможностям, так и внутренним неявным тенденциям среды когерентный, взаимно согласованный мир.

    Конструктивная и творческая позиция современного руководителя и специалиста в сфере управления призвана определяться возможностью преднамеренного резонансного возбуждения сложных структур в соответствующих нелинейных средах и системах, тех структур, которые отвечают метастабильно устойчивым собственным формам организации этих сред.

Глава 10. Инновационное управление

10.1. О природе инноваций в социальной среде.

Эпоха инноваций.

В современном динамично изменяющемся обществе возрастает сложность форм социальной организации, сокращаются масштабы исторического времени, ускоряется его ход. Вследствие этого увеличиваются неопределенности и риски, в том числе и риски соскальзывания на катастрофические сценарии развертывания исторических событий. Мир, в котором мы живем, является нелинейным, причем возрастающая сложность означает одновременно и увеличивающуюся нелинейность, а в нелинейном мире возрастает вероятность свершения даже маловероятных событий. Слова древнегреческого историка Еврипида о том, что ожидаемое не случается, неожиданному Бог открывает дверь , отвечают духу сегодняшнего дня.

Неопределенности и риски, в основе которых лежит внутренняя спонтанность бытия, иначе говоря, случайность как его имманентное свойство, имеют и иную сторону: всякий акт рождения нового как в природе, так и в обществе так или иначе связан со случайностью. Эта мировоззренческая позиция лежит в русле философии становящегося бытия Гераклита Эфесского (ок. 550-480 до н.э.), философии жизни Анри Бергсона (1859-1941) и философии процесса Альфреда Уайтхеда (1861-1947). В настоящее время лишь тот человек (и лишь та организация) может надлежащим образом вписаться в общество, если он (или соответствующая организация) готов(а) к восприятию нового и обладает способностью созидать новое, т.е. креативностью. Те организации, которые не способны к инновациям, скорее всего потерпят поражение в соревновании с теми, которые ведут активную инновационную политику.

В обществе, ориентированном на инновации, управление, чтобы отвечать требованиям такого общества, должно быть, в сущности, инновационным и креативным. Оно должно способствовать производству и диффузии инноваций.

Что такое инновация?

Инновация есть рождение нового, новшество, нововведение. Понятие нового связано с одной из вечных философских проблем – проблемой развития – и попытками решить так называемый парадокс развития . Социальная инновация – это нововведение в обществе.

Социальная инноватика опирается на философское изучение природы нового и способов его возникновения в бытии. Новое предстает самыми разными гранями в зависимости от контекста обсуждаемых проблем:

Новое как эмерджентное , рождающееся сразу, вдруг, неожиданно и не выводимое из наличного;

Новое как проявление непроявленного, потенциально заложенного ;

Новое как воспоминание старого , уже виденного (déjà vu), как уже бывшее в иных формах;

Новое как возобновление старых смыслов , возвращение к утраченному, забытому;

Новое как совпадение результата со скрытой установкой.

Инновацию можно рассматривать на двух уровнях. В связи с этим необходимо понимать различие между понятиями «инновация» и «открытие» . На индивидуальном уровне человеческой деятельности рождение нового предстает как открытие , а на коллективном (социальном, культурном) – собственно как инновация .

Открытие становится научной, культурной или социальной инновацией, лишь тогда, когда получает определенное признание в научном или культурном сообществе, в обществе в целом.

Отнюдь не всем открытиям суждено стать инновациями. Многие открытия являются лишь открытиями для себя и «умирают» вместе с их творцом, ибо введение инновации в социум, как правило, сопряжено с трудностями. Другие открытия имеют ограниченный круг трансляции и изменяют только локальную среду для дальнейшей поисковой и конструктивной деятельности. И лишь очень немногие открытия пробиваются на уровень общего течения событий в культуре и социуме или даже определяют становление нового культурного и социального образца.

Новации нередко первоначально отвергаются социумом как неприемлемые и неправомерные отступления от господствующей культурной парадигмы или как нарушение существующего общественного порядка, а носители новаций третируются обществом как безумцы или люди не от мира сего. Для того чтобы новация была признана культурным или социальным сообществом, чтобы новация стала инновацией, ее носитель должен быть достаточно настойчив в достижении своей цели, должен использовать особые состояния социальной среды – состояния ее неустойчивости, когда среда чувствительна даже к малым, незначительным воздействиям, которые могут привести к становлению нового культурного или социального образца.

Признавая ценность инноваций, необходимо отдавать себе отчет в том, что инновация невозможна без возобновления старых смыслов, без возвращения к утраченному современным обществом. Нельзя открывать новое, не пытаясь, прежде всего, вернуться к прежним, забытым, но хранящимся в сокровищнице культуры смыслам. Это тоже своего рода открытие, своего рода новация. Ведь уже древние даосы говорили, что «хороший правитель управляет как можно меньше », указывая, по сути дела, на путь самоорганизации социальных структур, на способы мягкого, нелинейного управления.

В аспекте глубокой связи старого и нового в обществе, традиции (преемственности) и ее прерывания, ломки, «нового слова» в культуре, науке, социальной жизни, инновации можно рассматривать как:

 Инновация как забытое старое. Тот, кто обрезает свои корни, не может двигаться в будущее. Возобновление исторических традиций есть проявление цикличности в развитии общества. Умение включать элементы исторической и культурной памяти – это нетривиальное умение синтеза, по сути креативная способность.

 Инновация как пересечение (культурных, национальных и т.п.) традиций. Замыкание традиций в новой точке – это механизм творческого роста, приводящего к культурным и социальных инновациям.

 Инновация как «мутация» культурных и социальных эстафет. «Мутация» – это не просто пересечение, а спонтанное изменение традиций.

Социальные инновации.

Классическое определение социальной инновации включает в себя указание на:

1) процесс улучшения в обществе путем введения чего-то нового (новых методов или технологий, новых форм социальной практики или социальных отношений, новых продуктов или услуг),

2) новые идеи, методы, устройства или технологии,

3) успешную эксплуатацию новых идей,

4) изменения, которые создают новые измерения в производительности или эффективности социальных действий.

Инновации обычно рассматриваются как основной двигатель развития общества и социальных отношений. А те факторы, которые ведут к социальным инновациям, рассматриваются как решающие для принятия решений, на которых строится эффективная социальная политика. В организационном контексте инновации связаны с ростом усовершенствований, ведущих к повышению эффективности, продуктивности работы организации (предприятия, компании), с повышением ее статуса и позиции в соревновании с другими компаниями, увеличением ее удельного веса на рынке товаров, услуг, технологий. Организации на всех уровнях (начиная с местных, локальных до государственных и конфедеративных), в том числе школы и университеты, больницы и поликлиники, местные органы власти и др. – все они способны производить инновации и быть источником инновационной волны в обществе.

Хотя социальные инновации являются «кипучим и брызжущим котлом», из которого питается социальный прогресс, некоторые инновации могут быть и негативными, деструктивными. Подвижки к новому могут и ухудшать положение дел и социальный статус организации. Поэтому к инновационному процессу нужно относиться взвешенно, с известной долей критичности, здравого скепсиса.

В отличие от нововведений в области техники и инженерии (технические инновации) и экономических инноваций (новые товары и услуги), которые к настоящему времени наиболее исследованы, природа социальных инноваций изучена далеко не в достаточной мере. Социальные инновации – это новые и значимые формы социальной практики, социальных взаимодействий и отношений, а также существенные сдвиги в менталитете, умонастроении в обществе (новые формы духовной практики). Изменения в технической сфере общества происходят в наиболее быстром темпе, но несмотря на это основные тренды развития техники и виды технических нововведений лучше поддаются прогнозированию, причем не только краткосрочному (1-5 лет), но и среднесрочному (5-10/15 лет). Изменения в экономике также происходят достаточно быстро и поддаются прогнозированию. Существуют технологии экономических и финансовых прогнозов, в том числе и применением математических методов. Экономическая инноватика, занимающаяся изучением инновационных процессов в маркетинге, появления новых товаров и услуг и их продвижением на рынке, разработана сегодня в наибольшей степени в сравнении с другими областями инноватики. Сфера социальных отношений и взаимодействий наиболее инертна, существенные и тем более радикальные изменения в ней происходят не столь быстро, но такого рода изменения затрагивают более глубинные слои общественной жизни, влияющие и на техническое, и на экономическое развитие.

Отдел социальных инноваций

«Инновационное развитие отраслей социальной сферы».

Руководитель задания д. с.н.

Тема является продолжением предыдущих исследований «Социальные инновации – источник устойчивого развития белорусского общества: человеческий и организационный потенциал».

Общество понимаемое, как страна-государство, представляет собой целостную многоуровневую систему, структурированную по разным основаниям – территориально-административным, региональным, социально-классовым и др. С методологической точки зрения базовым является подразделение социальной системы на сфере общества, конституированные по их стратегическому назначению, характеру связей и способов взаимодействия с другими сферами, роли в поддержании целостности системы и ее перспективного развития. Основными сферами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная сферы. Социальная сфера отражает социально-классовое строение общества, дифференциацию и стратификацию индивидов по их социальному положению и объединению по данному критерию в определенные группы (классы, страты), с соответствующими отношениями между ними. Стратегическое предназначение социальной сферы состоит в создании оптимальных и эффективных условий жизнеобеспечения населения на основе рационального использования ресурсов других сфер: материальных – из сферы экономики, организационных – политики, интеллектуальных – духовной сферы. К основным экзистенциальным задачам социальной сферы относятся следующие:

недопущение избыточного и неоправданного (несправедливого) расслоения;

предотвращение социальных конфликтов на этой почве;

развитие человеческого и социального капиталов путем расширения доступа к образованию и повышению его качества в соответствии с общественными потребностями, а также созданием атмосферы доверия между людьми, социальными группами, конфессиями и в отношениях и в отношениях населении я к социальным институтам, органам власти;

формирование здорового образа жизни, повышение качества медицинской помощи, профилактики заболеваний и др.;

повышение уровня социального самочувствия за счет оптимизации социальных факторов, определяющих данный феномен;

поддержание и полное осуществление социальных стандартов обслуживания населения, особенно в сельской местности;

удовлетворение потребностей в рациональном питании, жилищно-коммунальных, транспортных и других услугах.

С учетом многообразия общих задач, социальная сфера, как подсистема общества, структурируется по отраслевому принципу. В ней выделяются такие отрасли, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство , общественный транспорт , общественное питание, бытовое обслуживание, спорт и туризм, пенсионное обеспечение , социальная защита , социально-трудовые отношения и безопасность труда. Важнейшим императивом перспективного движения общества, вытекающий из его целостного системного характера, является требование, чтобы инновационный курс развития страны не замыкался на экономике, но распространялся, включал и другие сферы, в том числе, социальную. Относительно социальной сферы это связано, во-первых, с социальной ориентированностью экономики, стратегическими целями повышения уровня и качества жизни людей, во-вторых, с дополнительностью данных сфер, а значит, потенциальным вкладом социальной сферы в экономический рост. Имеется в виду, повышение деловой и инновационной активности на основе отдельной программы, которую в настоящее время разрабатывает Правительство страны. Главное в ней – развитие человеческого капитала и стимулирование инновационной деятельности в народном хозяйстве. Таким образом, инновационное развитие отраслей социальной сферы ведет к росту человеческого и социального капитала, что является основой инновационной восприимчивости, настроенности и активности людей в их производственно-экономической деятельности на конкретных предприятиях (фирмах) и рабочих местах.

За постсоветский период существования суверенного независимого государства Беларусь в социальной сфере постепенно и неуклонно осуществлялись реформы, направленные на создание нормативно-законодательной базы и материально-технического обеспечения всех отраслей. В настоящее время социальная сфера как единый системный комплекс жизнеобеспечения людей включает семнадцать основных направлений (отраслей) – социальная защита, образование, здравоохранение, занятость, рекреация, физическая культура, спорт и туризм, экология, жилищно-коммунальное хозяйство, питание и др. Трудность состоит в том, что ни одно из указанных направлений не может быть оставлено без внимания, однако проводить реформы «широким фронтом», одновременно по всем направлениям представляется невозможным. Во-первых, по причине распыления средств; во-вторых, из-за риска возникновения негативных эффектов синергии в случае синхронизации процессов либерализации различных отраслей социальной сферы.

Стремительно нарастает потребность общества в инновационных подходах, поиске новых методов, приемов и технологий в усовершенствовании отраслей социальной сферы, решения назревших социальных задач местного уровня и других. Данная потребность вытекает из того, что, с одной стороны, ускоряются общественные процессы, с другой – становиться трудным или невозможным простое заимствование со стороны тех или иных приемов или методик в силу заметных культурных, экономических, исторических, психологических и иных различий. Проблемы существуют, но «чужие» схемы для их решения не подходят, необходимо искать свои оригинальные варианты, исходя из всей совокупности факторов и с учетом прогнозируемых результатов. Особенность социальных инноваций в том, что их нельзя, как технические изобретения, просто перенести из одной среды в другую и укоренить, невзирая на особую констелляцию (constellatio – стечение, расположение) обстоятельств. Самое большое, что можно взять, например, из пенсионной системы Чили, – которую признают обоснованной и прогрессивной, – это общую идею и опыт ошибок; собственно нововведение в этой области необходимо разрабатывать самостоятельно, учитывая не только финансовые возможности, но и психологию, историко-культурный контекст, состояние банковской системы , политическую стабильность и многое другое. Кроме того, возникают определенные противоречия и трудности в реализации любых социальных нововведений.

Необходима опора на собственный опыт социальных инноваций. Так, еще в 70-е годы Минск прославился как невиданными темпами роста населения (в целях получения союзного финансирования для строительства метро), так и высочайшей культурой пешеходного движения. Сегодня многие не верят, что люди стояли на перекрестке в ожидании зеленого сигнала светофора даже тогда, когда на расстоянии пятисот метров не было ни одной машины. И та, и другая инновация осуществлялась «сверху», но при несомненной поддержке населения, то есть фактически «всем миром». Сегодня на повестку дня поставлены такие задачи социетального уровня, как возрождение села, экологическая безопасность , преодоление последствий аварии на ЧАЭС, ресурсо - и энергосбережение (социально-психологические аспекты) и др. Их осуществление объективно требует не только новых технико-технологических решений, но и социальных инноваций.

Что касается гносеологической стороны проблемной ситуации, то здесь большое число неясностей и противоречий. Отметим некоторые из них. Во-первых, полиморфизм исходного термина «социальное» ведет к тому, что понятие социальных инноваций употребляется в разных, часто нестыкуемых друг с другом, значениях. В широком смысле под социальными инновациями понимают все, что по своим последствиям вызывает качественные преобразования общества и его институтов, в том числе демографические, политические, экономические и др.; в узком – это изменения в социальной сфере. Во-вторых, характер самого новшества: следует ли к социальным инновациям относить спонтанные изменения или только целенаправленные; локальные или всеобщие; конструктивные или/и деструктивные ; рациональные или/и нерациональные.

Инновационный поиск должен быть всегда направлен на решение актуальных проблем, он уместен и необходим там и тогда, где и когда прежние оправданные методы не применимы или не дают должного эффекта. С теоретико-методологической точки зрения крайне важно соблюсти должную меру социальных преобразований с тем, чтобы провести общество или его отдельные подсистемы и институты между такими онтологическими категориями как «устойчивость» и «изменчивость», «целостность» и «раздробленность», «порядок» и «хаос», «преемственность» и «обновление». Абстрактно такую меру указать невозможно, но поскольку предметом социальных инноваций выступают повседневные практики, стиль жизни, материальные условия и общественное положение индивидов и социальных групп, то в поисках меры инновационных изменений целесообразно идти от оценок и ожиданий людей. Так, «шоковая терапия» оказалась более или менее применимой в тех странах, где были сильны антисоциалистические настроения и ожидания, но в России ее пришлось серьезно корректировать, а Беларуси и вовсе отказаться.

Двойственное отношение к социальным инновациям – характерная черта умонастроений эпохи перемен. В это время они воспринимаются одновременно и как путь к новой жизни, способ преодоления «транзитивной» неопределенности, и как угроза разрушения смысловых опор того миропорядка, который хоть и не без недостатков, но все-таки был понятен, а главное – не только заставлял приспосабливаться к нему, но и позволял приспосабливать его к себе. Этим объясняется «текучесть» и амбивалентность массового сознания в первые годы после распада Советского Союза. Однако дальнейшая его динамика определяется в основном экспектациями и реакциями людей на те или иные управленческие изменения. Социогуманитарная наука не может ограничиваться констатацией «пост фактум», но должна прогнозировать и потребность в инновациях, и их последствия.

До настоящего времени социальные инновации изучались лишь фрагментарно, в качестве некоторых аспектов технико-технологических нововведений в сфере материального производства (товаров и услуг). Новизна предлагаемого исследования состоит, во-первых, в смене акцентов в основах теории инноватики и расширении предметного поля за счет включения нематериальной сферы (трансформация общественных отношений, упорядочение взаимоотношений , совершенствование повседневных практик поведения и деятельности). Во-вторых, социологический анализ ожиданий населения относительно инновационных решений назревших проблем в отраслях социальной сферы (здравоохранения, социальной защиты, ЖКХ и др.), а также на местном уровне. В-третьих, разработке специальных методик диагностики проблемной ситуации, требующих нововведений и экспертных оценок предлагаемых нововведений. В-четвертых, выявления влияния нововведений на социальный порядок как общесоциальный механизм поддержания динамического равновесия общества путем снижения социальной напряженности и повышения социальной мобилизованности.

Относительно определения понятий «инновация», «социальная инновация», можно сказать, что «новым» в общественной жизни и науке можно считать:

выявленные потенциальные возможности (эмерджентные свойства социума), существующие в самой социальной ткани в латентной форме;

результаты творческой реорганизации имеющегося опыта и достигнутого знания и формирование новых комбинаций;

творческие разработки (идеи, проекты и др.) футурологического характера, созданные поисковыми методами («идеального типа», моделирования, мозгового штурма и т. д.);

переосмысленное, обогащенное и активированное «старое» знание: в форме ремейка, ретро-стилей и т. д., выступающих в социально-инновационной деятельности в качестве «ретровведения»;

рационализированные современные практики, схемы отношений (паттерны), приемы, огранизационные структуры, нормы и др.

С учетом отмеченного, можно предложить следующее определение. Социальная инновация – есть процесс легитимных управляемых изменений, направленных на системное, целостное обновление общества, его отдельных сфер и институтов через преобразование и рационализацию сложившихся повседневных практик и схем отношений между людьми (группами, классами, общностями).

Прежде всего обратим внимание на цель социальных инноваций: обновление общества как социума (общего дома, общежительства людей), его отдельных сфер и институтов. Термин «обновление» синонимичен улучшению, усовершению, новым открывающимся перспективам, надеждам и ожиданиям. В силу системного характера общество перестраивается как целостность при изменении любого из системообразующих элементов. Однако, системность не существует изначально, ее необходимо еще создать. Только к системе «страна – государство» применим концепт «хорошее общество», «несущий в себе проектное начало, направленное на преобразование социальной реальности».

Что же тогда выступает средством обновления? Ответ кажется очевидным: сами новшества, т. е. новые социальные идеи, проекты, программы, воплощаемые в соответствующих законодательных актах и других решениях. В первом приближении такой ответ приемлем. Однако, с методологической точки зрения, важно избежать скрытой в нем опасности редукционизма, т. е. представлений об обществе как механической конструкции, обновлять которую можно путем замены деталей; или как о живом организме (в прямом биологическом смысле) улучшать который проще всего путем генетической модификации. К обществу – и в этом особенность социальной инноватики – ни то, ни другое не подходит. Сами по себе структурные модификации («замена деталей») не связаны причинно с обновлением, и могут даже тормозить прогрессивные изменения в силу того, что нарушается системный принцип единства структуры и функций: функция рождает орган, а не наоборот.

Таким образом, средством и источником обновления являются изменившиеся повседневные практики и отношения людей, а инновационный процесс выполняет роль механизма как системы мер, преобразующих волевое начало в целенаправленные формы активности масс. Следовательно, конечный результат определяется не только качественными характеристиками самого новшества, но и логикой инновационного процесса. Косыгинская реформа (1965) содержала, по общему признанию, весьма продуктивные творческие идеи, но ее результат оказался незначительным, – как раз в силу того, что не были созданы адекватные механизмы реализации, в том числе и преодоления скрытого саботажа «верхов» и рестрикционизма «низов».

На наш взгляд, к социальным инновациям следует относить не все изменения, а лишь управляемые, то есть те, которые осуществляются сверху как политическая или управленческая воля соответствующего уровня (страны, региона, предприятия, фирмы и т. д.). Необходимо, чтобы инновация была легитимизирована (одобрена общественным мнением) и легализована (разрешена законом), до тех пор - любые изменения остаются личным делом, а значит, не являются управляемыми изменениями, то есть социальными инновациями Легитимность связана с восприятием управленческих действий, в том числе и законов, с точки зрения интересов, ожиданий, ценностей тех, кому они адресованы для исполнения, то есть населения. То, что люди воспринимают по-разному те или иные управляемые изменения, очевидно. При социологическом анализе целесообразно учитывать как минимум семь вариантов (альтернатив): 1) категорическое неприятие в форме официального отказа выполнять новые требования; 2) формальное принятие; 3) индифферентность (меня это не трогает); 4) скрытый саботаж; 5) конъюнктурный активизм («пыль в глаза»); 6) критическая поддержка (с замечаниями и предложениями); 7) полная интериоризация новых идей как своих, т. е. имеющих прямой личностный смысл. Опросы населения позволяют выявить степень поддержки как осуществляемых, так и проектируемых нововведений. Важно учитывать, что именно общественная поддержка и делает управляемые изменения легитимными.

В рамках разработки методологической части программы эмпирико-социологических исследований по плановой теме проведен анализ феномена инновационной активности. Показано, что ее специфика состоит в особой универсальной форме человеческой самодеятельности как адаптации и/или преобразования средовых факторов и направлена на поиск нового (идей, практик, услуг и т. д.) с последующей его ассимиляции . На поведенческом уровне отношение человека к новому проявляется как предприимчивость, новаторство, инициативность, рационализация и изобретательство. Инновационность не является врожденной чертой некоторых людей, она формируется на основе биопсихологического качества любознательности под воздействием образования, воспитания и т. д.

Проведен анализ инноваций в сфере здравоохранения (законодательных, организационных, технологических) в их соотнесении с принципами социальной политики в области охраны здоровья: справедливости, равенства, эффективности и согласования интересов. Разработаны социологические методики, направленные на изучение мотивации самосохранительного поведения различных социальных групп и категорий населения Республики Беларусь, информированности о нововведениях в сфере здравоохранения, отношения к нововведениям, степени удовлетворенности услугами медицинских учреждений , выявление социальных ожиданий населения в сфере здравоохранения, изучение мнения населения относительно перспектив развития отрасли и необходимости усовершенствования тех или иных сторон их деятельности. Для анализа выбраны те инновации, которые существенным образом повлияли на социальные отношения в сфере здравоохранения, связаны с изменением статуса человека в сфере здравоохранения - пациента, медицинского работника, и возможностями улучшения здоровья и повышения качества жизни конкретных социальных групп.

Обоснована актуальность социологического изучения социальных проблем формирования здорового образа жизни детей. Социализация современных белорусских детей происходит в сложных социально-экономических условиях, что негативно сказывается на процессе взросления подрастающего поколения. По сравнению с 2000 годом численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась на 27,4%. Подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми. Отмечается значительное увеличение общей заболеваемости детей всех возрастов. Прежде всего, следует отметить рост численности детей с хронической патологией, ее доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%. Ухудшение здоровья детей влечет за собой последующее снижение человеческого капитала, сказывается на воспроизводстве поколений, наносит значительный социально-экономический ущерб обществу.

Совместно с Республиканским комитетом белорусского профсоюза работников здравоохранения проведен республиканский социологический опрос «Профессиональная адаптация, трудовая мотивация и социальная защищенность молодого врача» (гг.). Опрошено 1268 молодых практикующих врачей, представляющих различные регионы республики и типы медицинских учреждений. Выявлены социальные ожидания молодых врачей относительно перспектив развития отрасли и мнение о возможностях повышения эффективности ее функционирования.

Обоснована необходимость инноваций в системе социальной поддержки в сфере трудовых отношений, направленных на повышение уровня занятости населения, удержания регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня, интеграции трудоспособного не занятого населения в общественный сектор экономики с помощью разработки инновационных подходов и введения нестандартных форм занятости. Рассматриваются такие направления, как создание системы непрерывного профессионального образования ; развитие системы опережающих мер по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения; оказание поддержки безработным в развитии малого предпринимательства , стимулирование самозанятости, переселение безработных и пр.

Совместно с Республиканским комитетом белорусского профсоюза работников здравоохранения проведено социологическое исследование «Профессиональная адаптация, трудовая мотивация и социальная защищенность молодого врача». Опрошено 1268 практикующих молодых врачей, представляющих различные регионы республики и типы медицинских учреждений. Создана база данных , отражающая отношение молодых врачей к инновационным процессам в системе здравоохранения, социальные ожидания относительно перспектив развития отрасли, мнение о возможностях повышения эффективности работы отрасли. Подготовлен аналитический отчет, разработаны предложения по повышению профессиональной адаптации, трудовой мотивации и социальной защищенности молодых врачей РБ.

Проведен анализ проблемной ситуации в области жилищно-коммунального хозяйства РБ. Отмечается, что социальной потребности в реформировании системы ЖКХ нет, т. к. нет социальной напряженности при существующей государственной организации и управлении. Вместе с тем, в условиях кризиса в отрасли резко обостряется проблема экономической неэффективности и нерентабельности, вызывая существенные и все возрастающие потребности в государственных дотациях. Увеличение государственных тарифов на услуги ЖКХ с сентября 2011 года для населения экономически недостаточно даже для выхода на докризисный уровень. Все это может «подстегнуть» к ускорению процесса реформирования как раз в тот момент, когда это социально неоправданно.

Гендерный аспект в изучении социального потенциала предприимчивости приобретает особое значение, поскольку женщина (как и женщина-предприниматель) в условиях развития постиндустриального общества становится особенно востребованной благодаря не только своим профессиональным, но и социально-психологическим «женским» качествам: способность вызывать доверие у клиентов, развитая интуиция, повышенная наблюдательность, положительная комплиментарность. Актуальность проблемы женского бизнеса в Беларуси заключается в том, что существующие условия социально-экономического и социокультурного характера значительно ограничивают потенциальные возможности белорусских женщин проявлять предприимчивость, инициативность, находчивость в целях получения прибыли или иной выгоды. Выявлена эмпирическая зависимость в формировании качества предприимчивости у представителей гендерных групп населения Республики Беларусь. А именно: белорусские женщины считают себя менее предприимчивыми, чем мужчины. При этом, наблюдаемое различие в самооценках степени предприимчивости, связанное с полом, является значимым.

Социальные инновации являются ц ентральным элементом действий, направленных на благо общества, а также последним словом в области устойчивого развития. Но есть ли в этом что-то по-настоящему инновационное. Что-то такое, что могло бы направить бизнес на принципиально новый путь? Давайте рассмотрим, каким образом развиваются социальные инновации и какую выгоду они приносят непосредственно компаниям.

В 2014 году, объединяя корпоративных лидеров, инвесторов, и руководителей в области развития, Всемирный экономический форум запустил Совет по осуществлению глобальной повестки дня в области социальных инноваций . Общепринятого определения термина «социальные инновации», тесно связанного с такими понятиями как КСО, социальное предпринимательство и благотворительность, пока что не существует. Всемирный экономический форум толкует его как «применение инновационных, практических, устойчивых, деловых подходов, приводящих к положительном социальным и/или экологическим изменениям» .

Некоторые рассматривают социальные инновации в качестве продуктов, разработанных для общественной пользы. Другие же утверждают, что бизнес не должен вмешиваются в сферу социальных инноваций, так как основная цель рыночных подходов — прибыль, а не благосостояние людей.

Социальные инновации, внедренные в рамках стратегий КСО, не только позволяют компаниям продемонстрировать свою гражданскую позицию, но и дают возможность развивать новые продукты и направления, создавать эмоциональную связь между брендом и потребителем, тем самым способствуя росту лояльности.

Топ-5 трендов социальных инноваций 2015 года

В 2015 году количество сходящихся тенденций позволяет создать оптимальную среду для развития и поддержания социальных инноваций. Основываясь на своих исследованиях и наблюдениях, а также обратной связи членов Leadership Council и CLASSY Awards Nominees , компания Classy составила топ трендов социальных инноваций 2015 года:

1. Увеличение капитала, направленного на инновации.

Растущее влияние Поколения Y (родившиеся после 1981), быстро развивающийся рост краудфандинговых платформ и все большее число институциональных спонсоров, желающих инвестировать в инновации, способствуют увеличению капитала, доступного для социальных инноваций.

Инновационный краудфандинг на онлайн площадках:

- Lava Mae предоставляет мобильные душевые для бездомных.

- Kite Patch защищает людей от москитов.

- Luminaid распространяет легкие, дутые, водонепроницаемые фонари.

2. Сосредоточенность мобильных решений на индивидуальных возможностях.

Масштабный рост использования мобильных устройств становится катализатором для новой категории социальных инноваций, ориентированных на сообщества и индивидуальные возможности.

3. Отдача приоритета инновационной деятельности со стороны крупных НКО.

Непрерывные инвестиции в инновационные лаборатории и совместные форумы иллюстрируют все большее участие крупных НКО и международных учреждений в продвижении социальных инноваций.

«Социальный сектор нуждается в большем количестве НКО, агентств, партнеров и спонсоров, приверженцев долгосрочных и кропотливых усилий, направленных на решение сложных проблем. Это потребует уникальных в своем роде сотрудничеств, уравнивания различных учреждений, уменьшения внимания к конкуренции за ресурсы, и увеличение к коллективным устойчивым обязательствам, направленных на решение социальных вопросов и проблем » — Todd Reeve , Bonneville Environmental.

4. Трансформация Data intelligence способов решения социальных проблем.

Расширение сотрудничества с группами по анализу данных приводит к настойчивому принятию такого вида анализа как Data intelligence, направленного на изменение способов решения социальных вопросов.

5. Вовлеченность корпораций в решение социальных проблем.

Tim Cook , Mark Benioff , Mark Zuckerberg и растущее число видных бизнес лидеров, отстаивающих подход «заинтересованных сторон против акционеров» будут стимулировать корпорации увеличивать размер инвестиций, направленных на решение социальных проблем.

Также, вы можете ознакомиться с рейтингом топ-50 журналов Fast Company и Forbes «Самые инновационные компании мира за 2015 год».

Рейтинг Fast Company «Самые инновационные компаний мира» дает понимание об инновационных звездах будущего. Однако нужно не забывать, что перечисленные компании являются не более чем субъективным мнением редакции Fast Company. Кроме того, редакция не предоставляет никаких пояснений, касающихся составления данного рейтинга и отбора компаний. Методология составления рейтинга и тот факт, что его развитие и сравнение еще долгое время будет невозможным является значительным недостатком для заинтересованных читателей.

Сегодня, когда диалектика общественного развития обусловила создание и утверждение новых социальных установок и новой социальной политики, а также формирование нового социального мышления, социальная инновация приобретает все более четкие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности.

Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.

Слово "инновация" (лат. innovatio) обозначает введение в практику нового. Понятие "социальная инновация" можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной технологии, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то в материально-технических преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется так быстро и не носит такого конкретного характера, как это часто бывает в случае с материально-техническими новшествами. Специфика социальных инноваций состоит также в их более четкой обусловленности внешней средой, в более широкой сфере применения, в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием явлений социальной жизни. При классификации социальных инноваций используются различные подходы. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений, можно выделить:

инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем;

региональные и локальные, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.

По сферам общественной жизни выделяют инновации:

> социальные;

> политические;

> экономические;

> в культурно-духовной сфере;

> в социальных структурах и институтах.

По масштабу использования различают:

> единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте;

> диффузные, распространяемые на многие объекты.

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т.д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так были созданы и получили распространение "телефоны доверия", с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации рассматриваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие из традиционных форм и методов обеспечения социальных гарантий оказались несостоятельными.

Процесс развития общества идет через обновление и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.

Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования.

Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства (технологии) и совершенствования социального обслуживания (см. ).

Структура инновационного процесса состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.

Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.

К социально-экономической группе факторов торможения относятся, прежде всего, такие, как острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана, когда речь идет о недостаточной информированности о сути и цели инновации или об отношении к новшествам как к кратковременной кампании. К числу причин, сдерживающих инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Учеными разрабатываются специальные программы, имеющие целью социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются:

> критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу;

> обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения;

> изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку;

> утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действий факторов торможения за счет стимулирования творчества работников (см. ). Это:

> создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;

> стимулирование инновационной деятельности молодых работников;

> регулярное проведение конкурсов инноваций;

> материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).

Социальной базой, субъектом социальных нововведений выступают инноваторы.А.И. Пригожин предлагает квалифицировать их по ряду оснований. По типу инновационной деятельности различают создателей (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторов (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества). По отношению к основной специальности выделяются профессионалы и самодеятельные инноваторы. По количеству участвующих различают коллективных и индивидуальных инноваторов. По предмету инновационной деятельности выделяются инноваторы - разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений. В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине - современные методы лечения от алкоголизма, на производстве - новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике - новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно предполагает системный подход к своей организации, не только предлагает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.

В связи с тем, что многие организации и предприятия социальной направленности вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые подходы к решению социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний - социальная инноватика, исследующая вопросы теории и практики социальных нововведений (см. ).

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в различных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально идущие в соответствии с этими программами социальные процессы (см. ).

Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, сложившимся традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, построенного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.

Понятие «социальная инновация» можно определить как соз­нательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе разви­тия общества в соответствии с изменяющимися социальными ус­ловиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразова­ния в социальной сфере.

Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими.

1. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то при разра­ботке материально-технических инноваций преобладает индиви­дуальное авторство.

2. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быст­ро и не носит конкретного характера, что зачастую характерно для материально-технических новшеств.

3. Спецификой социальных инноваций являются также их более четкая обусловленность внеш­ней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осу­ществлении данной инновации.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни.

При классификации социальных инноваций используются различные основания.

1. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации глобального характера, направлен­ие на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.

2. По сферам общественной жизни выделяют инновации соци­альные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.

3. По масштабу использования различают единичные социаль­ные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффуз­ные, распространяемые на многие объекты.

4. В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, за­нятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образо­вательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.

Американский социолог П.Друкер выделил семь основных источников нововведений:

1) неожиданное изменение ситуации, чей-то успех или неудача, реакция на непредвиденное внешнее воздействие;

2) несоответствие между изменившейся реальностью и представлениями, ожиданиями людей;

3) выявление недостатков в ходе, ритме, логике какого-либо процесса;

4) изменения в структуре производства или потребления;

5) демографические изменения;

6) изменения в общественном сознании (настроения, установки, ценности);



7) появление нового знания.

Источниками социальных инноваций являются (Холостова Е.И.):

1) изменения внешней среды,

2) возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами,

3) изменения потреб­ностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных со­циальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

В связи с тем, что многие организации и предприятия социальной направленности вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые способы решения социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний - социальная инноватика , исследующая вопросы теории и практики социальных нововведений. Ее наиболее важная проблема - изучение процессов распространения нововведений.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые на­правлены на создание и материализацию нововведений в обще­стве, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Инновационные технологии существуют в двух формах:

а) в виде программ и документов и

б) как реально разви­вающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.

Человек стремится внести в окружающий его мир определен­ный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образ­цы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синте­зом», или «онтосинтезом», который становится основой и меха­низмом осуществления эффективных действий.



Разрешение кризисных ситуаций в жизнедеятельности соци­альных систем реализуется способами, разработанными в рамках инновационной методологии , ориентированной на выработку средств поиска и реализации принципиально новых технологий. Одним из таких способов является программное инновирование социальных систем, которое строится на основе ряда базовых принципов :

1) ориентация на обновление и трансформацию всей организа­ции и ее связей с непосредственной средой, так как измене­ние лишь отдельных частей и компонентов системы не может быть достаточно эффективным для всей системы;

2) принцип «предельной цели»: стратегические цели, разрабатываемые для данной организации ее представителями, должны быть на пределе возможного;

3) принцип «пульсирующего инновирования»: программная серия инновационных семинаров, проводящихся с небольшими перерывами, в ходе которых происходит интенсивное взаи­модействие консультантов и членов организации;

4) принцип «кумулятивной мотивации»: анализ и оценка ре­зультатов предшествующей инновационной работы, в результате чего у представителей социальной системы возрастает мо­тивация к дальнейшим позитивным изменениям, так как фик­сация успехов дает, с одной стороны, уверенность в собственных силах, а с другой стороны, неудовлетворенность при отсутствии успехов;

5) принцип «интегративного программирования»: формирование реальной стратегии интегративно, с учетом реальных результатов каждого этапа работы и соотнесения их с концепцией обновления;

6) принцип «выращивания инновационного ядра»: изменение организации за счет изменения ее сотрудников посредством инициирования их потребности в таком изменении; в ходе программной работы «выращивается» инновационная коман­да организации, которая готовится выполнять функции но­сителя инновационной методологии, способного самостоятель­но реализовать ее на практике.

Указанные принципы позволяют работать не с кризисными ситуациями как таковыми, а формировать альтернативные систе­мы и отношения, содержащие механизмы, препятствующие воз­никновению кризисов и конфликтов.

Возможность влиять на социальные процессы обусловлена рядом факторов :

Наличие многосторонней информации об этих процессах,

Обеспечение социальными средствами регулирования,

Конструирование действенного организационного механизма для каждого конкретного случая. Исходя из этого заниматься иннова­ционными разработками в социальной и организационной сферах могут те специалисты, которые владеют информацией о данном объекте и в то же время обладают практическими знаниями о происходящем. Соответствующие специальности получили распро­странение особенно в последние годы - «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор» и др. Эти специалисты разрабатывают и обучают практиков инновационным социальным технологиям.

Нововведения в социальных службах как в нашей стране, так и за рубежом являются предметом научных исследований, которые осуществляются по различным направлениям: исследования программ, экспериментальные социальные нововведения, исследования в области создания методик и моделей и т.д. Новой является модель эволюционного исследования, которая может быть применена к самым разным способам изучения развития техноло­гий социальной работы. Модель предполагает фазы эволюционно­го исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения).

Фаза анализа подразумевает обозначение проблемы, ее иден­тификацию и актуализацию. Далее производится обзор методов решения, после чего дается практическая оценка предполагаемых методов развития. Успешным завершением фазы анализа является принятие решения о возможности или невозможности (целесооб­разности) нововведения.

Фаза разработки состоит из следующих этапов: определение целей и направленности нововведения, установление потребности в нововведении; определение проблем, возникающих в ходе раз­работки; сбор и обработка информации; поиск и отбор альтерна­тивных решений; соединение воедино компонентов разработки; доводка нововведения в реальных условиях; решение процедур­ных вопросов его применения или описание способа использова­ния нововведения. Успешное выполнение каждого этапа увеличи­вает вероятность того, что нововведение будет соответствовать задачам социальной службы, для решения которых оно было раз­работано.

Фаза развития - это процесс исследования нововведения и его пробного применения, проверки его адекватности и (в случае необходимости) его доводки и переработки. Основное внимание в этой фазе уделяется составлению плана развития, в котором необходимо определить объем работ, состав и последовательность операций, а также подготовке условий для пробного использова­ния и тестирования. На этом завершается этап эволюционного исследования.

Фаза оценки является исходным пунктом для дальнейшего развития нововведения и дает основу для его распространения и внедрения. При этом оцениваются затраты, эффективность и про­дуктивность при нормальных рабочих условиях. Если фаза оцен­ки приводит в целом к положительным результатам, это означа­ет, что исследование - этоготовое к использованию нововведе­ние.

Фазы распространения и внедрения заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и его применении.

В целом эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепри­нятым методам исследования и требуют особой подготовки и обу­чения профессиональных социальных работников.

Примером практического осуществления инноваций являют­ся негосударственная пенсионная система, основанная на стра­ховой схеме, при которой размер пожизненной пенсии опре­деляется исходя из прогноза средней продолжительности жизни и т.д.


4. Процесс диффузии нововведений: понятие диффузии нововведений, типы процесса диффузии (Д. Шон), стадии процесса принятия инноваций (Е. Роджерс), элементы успешной инновационной программы (А. Бандура)

Инновации в одной сфере жизни социума могут вызывать совершенно неожиданные изменения и в других сферах. Так, некоторые ученые полагают, что изобретение стартера, позволившее женщинам самостоятельно заводить автомобиль, привело к тому, что женщины занялись бизнесом, а это в свою очередь открыло дорогу эмансипации.

Диффузия - процесс распространения инноваций внутри данной социальной системы, а также от одной социальной системы к другой. Если в былые времена процесс распространения какого-либо нововведения занимал несколько столетий, то в конце XX века развитие средств коммуникаций, снятие информационных барьеров способствовали резкому ускорению процессов диффузии. Следующий "большой скачок" будет связан с развитием компьютерных сетей связи.

Значительным разнообразием отличаются процессы диффузии, которые Д. Шон предложил типологизировать следующим образом:

1. Модель "центр - периферия". Распространение нововведения осуществляется и контролируется из одного центра. В этом случае эффективность процесса зависит от энергии и ресурсов центра, от его умения создавать и контролировать обратные связи. Данная модель имеет два варианта:

Модель магнита (например, в передовые страны Запада приезжают представители развивающихся стран, осваивают там какие-либо нововведения и, возвращаясь на родину, внедряют их);

Модель "средневекового барда", который путешествуя демонстрирует и внедряет нововведения.

2. Модель размножения центров. В этой модели по-прежнему главную роль играет центр, но процесс управления децентрализуется. На местах создаются локальные центры, которые самостоятельно распространяют нововведения, учитывая местную специфику. Д.Шон считает, что по этой модели распространялись колониализм и коммунизм. Эту же модель использует компания Coca-Cola и многие другие транснациональные корпорации.

Е. Роджерс проанализировал более 500 процессов диффузии и выделил следующие пять стадий процесса принятия инноваций :

1) осведомленности - индивид знает о новой идее, но не имеет достаточной информации;

2) интереса - индивид заинтересовался идеей и ищет дополнительную информацию;

3) оценивания - индивид принимает решение, оценивая пользу от нововведения в настоящем и будущем;

4)опробования;

5) усвоения.

Скорость диффузии, по мнению Е. Роджерса, также определяется пятью основными факторами:

1) относительными преимуществами новинки;

2) совместимостью с окружающей средой, существующими ценностями и прошлым опытом;

3) сложностью освоения;

4) возможностью опробования до принятия окончательного решения;

5) коммуникационной наглядностью - степенью, с которой результаты инновации могут быть увидены и оценены другими людьми.

Процессы диффузии инноваций в различных сферах жизни общества имеют свои специфические черты и особенности. В социальной культурологии инновация понимается как изобретение новых идей, образов, принципов действия, политических и социальных программ, выработка новых форм деятельности, организации общества или его институтов, появление нового стиля мышления или чувствования. Носителями новаторства могут выступать пророки, мудрецы, правители, деятели культуры, ученые или новаторские группы, стремящиеся повысить свой статус, выделиться в данном обществе, часто являющиеся в нем "авангардом", "диссидентами" или "маргиналами". Среди носителей новаторства часто оказываются выходцы из других стран, а также представители активных слоев общества, не находящие себе достойного места в существующей общественной системе.

Эффективность диффузии нововведений во многом определяется социальной детерминацией, т.е. тем, насколько общество созрело для принятия новинки. Общество может жаждать перемен, но может и устать от неразберихи, вызванной внедрением предыдущей инновации. Спрос на новации зависит также от фазы жизненного цикла социальной системы.

Значительная часть работ в области инноватики рассматривает процесс диффузии нововведений как процесс обучения данной социальной системы (общества, института, фирмы, индивида). Процесс обучения включает в себя инновационное восприятие, оценку и принятие решений, т.е. целый спектр когнитивных факторов. Наиболее последовательно эта линия исследований проводится в социокогнитивной теории американского социального психолога А.Бандуры. Рассматривая социальные аспекты инноватики, американский ученый анализирует влияние нововведений на формы потребления, виды досуга, отдыха и в целом на изменение жизненного стиля. Он считает необходимым отдельное рассмотрение процесса знакомства с новинкой и процесса ее адаптации, т.е. практического использования. По его мнению, успешная инновационная программа должна содержать четыре элемента:

1) выбор оптимального момента для внедрения новинки;

2) предварительная подготовка благоприятных условий;

3) обеспечение эффективной демонстрационной поддержки;

4) активное использование примеров успешного применения новинки, учитывающее когнитивные возможности потенциальных последователей, предполагаемое распределение выигрыша между членами социальной системы.

При прогнозировании решений, принимаемых индивидом, необходимо учитывать уровень его информированности, заинтересованности, понимания, имеющиеся у него ресурсы. Важную роль играют также процессы перехода от начальной неопределенности к последующей убежденности, индивидуальное восприятие риска.

А. Бандура подчеркивает неоправданность слепого поклонения новизне как таковой. Слишком велика доля скороспелых, недоработанных новинок, многие из которых не дают ожидаемого эффекта, а иногда приносят ощутимый вред.