Чем опасна академическая практика или пропавшая адептка. Трупы не по карману. Студенты-медики практикуются на манекенах и лягушках. Какие документы необходимы для оформления академического отпуска

Снижение активности сознания

На этом этапе мы уводим сознательную часть личности в сторону, начиная работу непосредственно с бессознательным. Как это можно сделать? Например, активность сознания сама снижается во время следующих процессов:

Состояние ожидания;

Состояние удивления;

Состояние психологического шока;

Состояние замешательства;

После перегрузки информацией.

Для наведения транса обычно используются первый и последний варианты, вернее, они самые простые в освоении. Также снижает активность сознания любой из описанных методов наведения транса (смотри главу «Наведение транса»).

ШАМАН В ВОЛЬШОМ ГОРОДЕ 23

Этот механизм самый простой и естественный, ведь люди всегда ищут смысл в том, что происходит с ними, и в той информации, которую они получают. Поэтому механизмы поиска аналогий, поиска сходства и различия выполняются автоматически и бессознательно. Спроси у девушки: «Чем ворон похож на стол?», и ты увидишь транс, который продлится пару секунд. Таким же образом человек простраива-ет связи того, что он слышит, с тем, что он знает. То есть когда гадалка говорит про «определенного мужчину», бессознательное подсовывает образ одного из мужчин, которое знает. С ним и работает дальше.

4. Бессознательные процессы

На этом этапе человек полностью готов к внушениям и метафорам, и мы начинаем использовать транс и добиваемся поставленных целей. Так что вперед, на баррикады! В смысле - наводить транс на все, включая неодушевленные предметы.

Пример

Вот вам пример совершенно работающей на наведение транса истории. Эта байка не имеет обсолютно никакого смысла, однако я люблю приводить ее в ходе демонстрации и объяснения микродинамики транса. Во время рассказа легко заметить транс, особенно сразу после финальной фразы. Вот эта история.

Жил-был весьма интересный человек, которого звали Стивен Гиллиген. И решил он как-то научиться правильно использовать транс, для чего поехал учиться к великому гипнотерапевту Милтону Эриксону. Они начали переписываться, потом Милтон пригласил Стивена к себе домой, в город Феникс.

24 ШАМАН В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

Долго ли, коротко ли, но Стивен добрался до дома Мил-тона, вошел внутрь и пошел по заботливо нарисованным стрелочкам по направлению к кабинету этого уникального человека. В конце концов он дошел до кабинета, миновав некоторое количество комнат.

Открыв дверь, он увидел Вирджинию Сатир, на которую Милтон Эриксон наводил транс. Причем Милтон Эрик-сон сидел в своей инвалидной коляске, которая стояла вверх ногами на потолке.

Стивен Гиллиген увидел эту картину, и у него наступило состояние сильного удивления.



В этот момент Милтон Эриксон кинул в него утюгом.

Выводы

Транс - очень естественное, хорошее и позитивное состояние, в котором люди любят бывать. Лучшая метафора для транса приблизительно такая: «Да, я слышу, что мне говорят. Да, я понимаю, что могу встать и уйти. Но так ломает...». С помощью транса можно получить прямой доступ к бессознательному, как своему, так и бессознательному другого человека. И для этого существует множество инструментов, о которых - буквально через три строки.

Глава 4. Инструменты для работы с трансовыми состояниями

Как ты уже понял, транс не совсем то же самое, что игра в футбол. Внутри транса существуют свои процессы, и ими можно управлять. Для этого существуют специально заточенные инструменты, основная цель которых - так манипулировать человеком, чтобы не вызывать сопротивления. Про эти инструменты рассказывается в этой главе.

Бессознательное (the unconscious)

Б. - гипотетический конструкт, используемый для описания действий, феноменов, данных, процессов и т. д., выходящих за пределы непосредственного сознавания. До Зигмунда Фрейда это понятие использовалось для объяснения разнообразных форм поведения, таких как диссоциация и «месмеризм» или легкий транс. Начало использованию формального термина «Б.» положил Фрейд. Впоследствии Милтон Эриксон и Эрнст Л. Росси уточнили содержание этого понятия, опираясь на эриксонианскую гипнотерапию, а тж на исслед. систем зависимого от состояния научения (памяти) и поведения.

Известно множество различных т. зр. на понятие Б. и большое количество его определений, зависящих от теорет. платформы их авторов. Определить Б. нелегко, и известно, напр., что Инглиш и Инглиш выявили 39 разных значений, вкладываемых в это слово.

История вопроса

Потребность в ретроспективном взгляде на проблему связана с существованием различных концепций Б.

Психоанализ. Зигмунд Фрейд был первым совр. теоретиком, попытавшимся исследовать глубины личности. Одним из объектов его внимания стало Б. Он выделял в «психическом аппарате» три уровня, или системы: а) систему сознательного; б) систему предсознательного; в) систему Б. Система сознательного, по Фрейду, включает любые непосредственно сознаваемые данные (органов чувств), текущий опыт, продукты научения, образы, чувства или мысли. Система предсознательного - промежуточный уровень - состоит из любых данных, легкодоступных осознанному восприятию. Система Б. включает все вытесненные из сознания и потому совершенно не доступные прямому осознанному восприятию мысли, чувства, действия, воспоминания, субъективный опыт, продукты научения и т. д. Считается, что функцию защитных механизмов выполняет бессознательная динамика, оберегающая «Я» от реальности посредством ее отрицания и искажения. Кроме того, Б. включает вытесненные сексуальные побуждения: инстинкты, влечения, импульсы Оно, желания, сновидения и психол. конфликты.

Теория гипноза и эриксонианский подход. Милтон Эриксон занимался (прямо или косвенно) систематическим изучением разнообразных процессов Б. Его взгляды на Б. сформировались в рез-те работы с состояниями транса. Эриксон рассматривал Б. как резервуар с воспоминаниями о прошлом, хранилище структурированного опыта. Он тж считал Б. позитивной, созидательной силой. Благодаря работам Эриксона и др. исследователей состояния транса удалось связать с Б., или подсознательным, функционированием.

Считается, что транс открывает прямой доступ к Б., является своеобразным «окном», через к-рое можно заглянуть в него. Специфические формы поведения в трансе включают: возрастную регрессию (вспоминание прошлых событий без предварительных попыток сознательного припоминания); возрастную прогрессию (переживание сценариев будущего до фактического наступления отображаемых в них событий); феномен «скрытого наблюдателя» (воображаемое наблюдение за собой во время к.-л. действий); диссоциацию; каталепсию (застывание всего тела или конечностей в к.-л. положении и потеря способности к произвольным движениям вследствие концентрации/внушения); идеомоторные или психомоторные действия (непроизвольные движения пальцев рук, головы и т. д., происходящие без обычного сознавания); самогипноз; потерю болевой чувствительности (под воздействием внушения и концентрации); амнезию; автоматическое письмо: наплыв образов; искаженное восприятие времени; закрывание глаз и релаксацию. Ланктон и Ланктон развили представления Эриксона о Б., указав на важную роль правого полушария как физиолог. базиса в таких проявлениях транса, как восприятие пространства, пантомима (неречевые движения), непроизвольные движения, поток образов, доминирующие сенсорные модальности, интуиция, артистические и творческие тенденции, буквализм, психофизиологическое функционирование, музицирование, символические репрезентации и смыслы, ритмическая орг-ция и спонтанность.

Эрнст Л. Росси разделял психофизиологический подход к Б, наряду с ранее сформулированными эриксонианскими идеями. Он полагал, что изучение систем зависимого от состояния научения (памяти) и поведения (state-dependent memory learning and behaviors systems) дает ключ к пониманию не только Б., но и причинности. Росси характеризует зависящую от состояния память следующим образом: «То, что выучено и запомнено, зависит от психофизиологического состояния индивидуума во время приобретения данного конкретного опыта».

По мнению Росси, SDML and В система связана с лимбико-гипоталамической системой, от к-рой во многом зависит регулирование - через молекулы или вещества, несущие информ., - поведения человека и его мозговой активности. Эти регуляторные процессы и составляют подлинную сущность Б. Подобные рассуждения привели Росси к мысли о том, что поведение и/или научение заключается в кодировании перцепций в зависящей от состояния памяти на лимбико-гипоталамическом уровне. Конкретнее говоря, данные научения, запоминания и/или восприятия преобразуются в информ. при посредстве молекулярных процессов головного мозга, в то время как сенсорные входные сигналы преобразуются на основе клеточного взаимодействия. Это и составляет в основном базис бессознательных процессов. Росси тж связывал Б. с психофизиологическими ритмами (циркадианными и ультрадианными циклами). Ультрадианные циклы - это естественные циклы покоя, облегчающие наступление естественных состояний покоя. Эти циклы обеспечивают благоприятные условия для проникновения в Б. В качестве примера, иллюстрирующего справедливость его подхода, Росси подчеркивает сходство между ультрадиадными циклами (наступление через каждые 90-120 минут естественного 20-минутного периода отдыха) и состояниями транса. Эти 20-минутные периоды называются базовыми циклами спокойного бодрствования, в течение к-рых разум и тело способны восстановить свои силы.

Практические приложения

Среди практических приложений концепции Б. можно назвать изменение поведения и решение проблем. Для решения этих прикладных задач нужно иметь доступ к Б. и уметь использовать его. Люди в большинстве случаев сами программируют свое поведения через последовательность выборов, опирающихся на многообразие жизненного опыта. Мн. проблемы оказываются запрограммированными на бессознательных уровнях (неосознанные выборы или выборы, сделанные на разных уровнях Б.), и для их разрешения необходимо произвести перепрограммирование на бессознательных уровнях. К числу методов получения доступа к Б. и его использования относятся: внутренняя визуализация или направленное воображение, фантазии и мечты, сновидение, внутренний диалог, музыка, изобразительное искусство, ритмы тела (и прежде всего базовые циклы спокойного бодрствования), релаксация и различные техники гипноза.

Внутренняя визуализация - это представление себе некоего образа или сценария на определенную тему и с определенной целью. Внутренние образы усиливают фантазии, сновидения и мечты, а тж делают переживание более реалистичным. Точно так же и воображение, наряду с фантазией и мечтами, связано с внутренними образами. Благодаря образам, фантазиям и мечтам у чел. создается впечатление, что нечто действительно произошло. Использование внутренних образов и/или воображения либо фантазии предполагает тж использование др. сенсорных модальностей (слуховой, кинестетической, вкусовой или обонятельной). Чтобы подготовиться к к.-л. предстоящим событиям, чел. должен создать детальный образ и/или сценарий определенного события и мысленно проиграть этот сценарий неск. раз, воображая успешное выполнение задачи.

Араоз высказал предположение, что внутренний диалог, или разговор с собой, - это разновидность гипнотического внушения (суггестии), посредством к-рого сам чел. программирует свой разум на бессознательном или подсознательном уровне. Отслеживая внутренний диалог и собственные заявления в свой адрес, а затем изменяя их, чел. может перепрограммировать системы неосознанных убеждений и представлений.

Др. путь получения доступа к Б. и изменения дисфункционального поведения - гипноз и методики релаксации, обеспечивающие прямой выход на бессознательные процессы. Большинство людей в течение дня многократно впадают в состояние транса и выходят из него. Эти естественные состояния транса считаются составной частью ультрадиадных циклов покоя. Более подробная информ. о техниках гипноза представлена в работах Хэммонда, Эриксона, Росси и Росси, Кэрича, Крёгера и Араоза.

Росси подчеркивал важность естественных ритмов тела, связав их с биомолекулярными обменами «обслуживающих» генов (генов, регулирующих у чел. обмен веществ). В циклы отдыха доступ к Б. облегчается.

Музыка как успокаивающее средство релаксации может тж использоваться как мотиватор и стимулирующий источник творчества. И музыка, и изобразительное искусство могут служить путями к Б., если чел. развил в себе восприимчивость к ним. Без всякого преувеличения, музыка и произведения искусства в большинстве случаев включают бессознательные элементы.

См. также Автоматические мысли, Блокировка, Диспозициональные наборы, Забывание, Гипноз, Память, Модель структуры интеллекта

М. С. Кэрич

Смотреть что такое "Бессознательное (the unconscious)" в других словарях:

    Совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он,… … Философская энциклопедия

    В широком смысле совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Б. особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания.… … Большая советская энциклопедия

Доступ к подсознанию

И сознание, и подсознание реагирует на ситуацию. Но делают это они совершенно по-разному.

Сознание действует просто и линейно. Анализирует ситуацию и действует по алгоритму. Хотим попасть в цирк, сразу в голове цепочка действий: сесть на автобус, взять в кассе билет, занять свое место, выйдет клоун – начать смеяться.

Но жизнь сложная штука, содержащая немало сюрпризов. Когда туземец идет по джунглям, то число опасностей безгранично.

Есть опасности легко заметные. Тигры, леопарды, весело бегущая на тебя группка слонов.

Есть малозаметные. Проползающие змеи, прошмыгивающие каракурты, проплывающие пираньи.

Есть совсем незаметные. Жирные бактерии и тощие вирусы.

Да и у городского жителя ситуация не лучше. Поход в булочную таит опасностей не меньше, чем охота на мамонта. Переходишь дорогу – на тебя устремляется веселая группка гудящих машин. Идешь мимо завода – тебя окутывает облако какой-нибудь химии. Идешь мимо стройки – падает кирпич. А еще нужно помнить про открытые люки, скользкие тротуары, прошмыгивающих карманников. А уж бактерии с той поры стали еще более жирными, а вирусы еще более вредными. И ходят по улицам с хамскими мордами.

Если бы мы жили только сознанием, то первая же прогулка хоть по африканским джунглям, хоть по городским, – оказалась бы и последней.

Но, к счастью, у нас есть ангел-хранитель – наше подсознание. Поэтому мы и можем, насвистывая, гулять по улице, загружая сознание важными мыслями по поводу того, кто в этот раз возьмет кубок. Анализируем, размышляем, прикидываем шансы.

А вот подсознание действует прямо наоборот. Не анализ – алгоритм, а увидел – среагировал . Для этого каждая опасная ситуация снабжена маленьким ярлычком в предсознании, и как только рядом что-то похожее, то подсознание начинает действовать, не дожидаясь, пока хозяин сообразит, что к чему.

На каждую ситуацию свой ярлычок: «Не влезай, убьет! Не пробуй, яд! Осторожно – газ! Осторожно – в глаз!» Идешь по улице, только ярлычки пощелкивают. Зато цел и невредим. Спасибо подсознанию!

Пусть даже оно и перестрахуется. Темной ночью примет дерево за подозрительного человека. Что-то почудилось и тут же щелкнул ярлычок защиты. Неважно, что там. Важно сразу доложить об опасности. А уже сознание пусть разбирается: дерево это или грабитель.

Может показаться, что подсознание живет по принципу: «Прокукарекал, а там и не рассветай». Но так уж пренебрежительно о подсознании думать тоже не стоит. Ярлычков настолько много, что все вместе они могут дать довольно точное видение ситуации. Этот процесс мы называем интуицией .

Интуиция довольна зыбка, и если полагаться только на интуицию, то можно сильно накуролесить. Но эту способность мы можем тренировать точно так же, как и любую другую. И тренированная интуиция уже серьезное оружие в борьбе с опасностями жизни.

Для управления интуицией нужно уметь управлять ярлычками.

Что же из себя представляют эти ярлычки? А это символы. Подсознание насквозь символично. Фото родных в бумажнике, флажок на рабочем столе, значок на груди – все это символы управления подсознанием.

Символы намного ускоряют соображалку. Объяснять, что вот там есть опасная зона, это долго, это сознательный уровень. А если висит табличка с черепом, то ничего объяснять не надо. Человек подсознательно остановится.

Или нарисован кирпич. Не надо кумекать. Сунешься – получишь кирпичом!

Символы появились вместе с человеческим родом. У примитивных народов символов множество: духи, тотемы, талисманы.

Ребенок вырастает среди сказочных символов: золотая рыбка, волшебная палочка, лампа Аладдина.

А уж у взрослых этих символов пруд пруди – знамя, туш, парад, погоны, медали, звания, должности, дипломы.

И все эти символы нужны для подсознательного управления человеком. Вы можете или слепо управлять ими, или выбирать, насколько символы правят вами.

Появление символа

Ранним весенним утром вы зашли в лес. На вас обрушилось буйство зелени, ароматы трав, пение птиц. Вам легко дышится, а по мягкой травке ступать приятно. Сквозь кроны деревьев пробиваются золотые солнечные лучи. И вы заметили, что с соседней ветки на вас с любопытством смотрит рыжая белка.

Вам очень хорошо и вы хотите запомнить это состояние. Для этого достаточно назвать эту картину: «Утро с белкой». И потом только произнести это сочетание, как вы снова погрузитесь в это состояние. А можно поставить на рабочем столе маленькую фигурку белки. И простой кусок пластмассы будет легко возвращать вас в то состояние, когда вам было хорошо.

Само впечатление не хранится в памяти само по себе. Оно сразу включается в целую систему знаков, символов, и включается в плавный ритм мышления уже измененным.

Это похоже на колоду карт. Каждое впечатление записывается на одну из карт. А потом они тасуются в порядке убывания яркости переживания. В нашем случае самым ярким впечатлением леса была белка. Поэтому карта с белкой лежит сверху.

Верхняя карта колоды становится не только впечатлением, но и превращается в символ, за который вытягивается вся колода.

Этот процесс символизации подсознания доставляет немало неприятностей людям искусства.

Анатолий Папанов сыграл немало ролей, но верхняя карта всегда будет Волком из «Ну погоди!». Сам Папанов возмущался этим и говорил: «Волк сожрал мою актерскую карьеру». Но бедный Волк здесь не при чем. Это общее правило символизации подсознания – верхняя карта становится символом .

Фаину Раневскую раздражала фраза: «Муля, не нервируй меня!» Где бы она не появлялась, она слышала эту фразу.

Интервью с Александром Збруевым было озаглавлено: «Я не Ганжа!» Так артисту хотелось уйти от постоянного упоминания этого персонажа.

На вручении премии «Триумф» в Малом театре композитор Гия Канчели, чью симфоническую музыку исполняют все лучшие оркестры мира, вышел на сцену, ожидая торжественного гимна. Но оркестр Малого театра заиграл «Чито Грито». У себя в номере обычно очень вежливый Канчели долго матерился. А зря.

«Чито Грито» – это символ, позволяющий моментально вспомнить человека. Не более того. У многих великих людей есть свои символы:

Граф, пашущий землю;

Писатель, сжигающий вторую часть романа;

Поэт, называющий себя сукиным сыном.

Все они имели в колоде козырные тузы: «Война и мир», «Мертвые души», «Евгений Онегин». Но в том числе у них есть простые и яркие карты, по которым их легко вспомнить.

Неважно, какая карта лежит сверху. Важно, сколько тузов у вас в колоде.

Жизнь символа

Как только символ укоренился в подсознании, он начинает жить своей жизнью. Яркие грани становятся еще более яркими. А тусклые грани стираются совсем. Мы легко можем представить себе цветок розы и его аромат. А вот листья, стебель, плоды, а тем более корни этого кустарника мы и не вспомним. Хотя с родственником розы – шиповником, все наоборот. Вкус и вид плодов помним, а вид и запах цветков нет.

Именно поэтому птиц на гербах по правилам геральдики положено изображать без ног. И правильно. А то едет рыцарь на боевом коне. Весь в железе с головы до ног. И конь весь в железе от ушей до хвоста. А на груди у рыцаря орел на тонких лапках. Это скорее вызовет жалость, а не страх.

Символ не только вызывает нужное состояние, но может изменять его в нужном направлении. Можно сказать, что белка на дереве – это символ живой природы. Одни чувства. А можно сказать, что это – символ Родины. Другие чувства.

Как только белка переселится на герб, то будет выполнять другие обязанности. Она будет олицетворять не только конкретное утро, а некоторый образ жизни, мыслей и даже жизненное предназначение. Во как высоко забралась наша белка!

Значки, гербы, логотипы – это все инструменты для вызывания тех или иных чувств. Сила их в том, что они влияют прямо на подсознание, минуя рассудок.

Символы живут очень долго. И часто переживают своих владельцев. А иногда символы переживают целые империи.

Двуглавый орел появился еще в древнем государстве Шумер. Потом стал символом Священной Римской империи. Когда Римская империя развалилась, орел перелетел в Византийскую империю. А когда она рухнула, полетел на Русь, и стал символом Российской империи. В 1917 году его согнали. Он полетал, полетал, а сейчас вернулся и опять сидит.

Срабатывание символа

Зная, что символы запускают автоматическое поведение, можно легко понять самые разные людские проблемы.

Откуда у людей избыточный вес? В эксперименте Низбета испытуемым предлагалось поесть. Они заходили в комнату, где стоял стол и холодильник.

У первой группы на столе лежал один бутерброд. И им говорили, что в холодильнике они могут взять еще столько, сколько нужно. Вторую группу на столе ждали три бутерброда. Но с тем же условием. Хочешь еще – возьми в холодильнике.

Эксперимент показал любопытное различие в поведении ожиревших людей. Люди с нормальным весом в обеих группах вели себя так:

Либо оставляли бутерброды не съеденными;

Либо брали еще из холодильника.

А вот толстяки вели себя на первый взгляд странно: они съедали все, что им давали, но НИКОГДА не брали еще из холодильника.

Почему? А потому что при виде еды у них автоматически запускается чувство голода. И они съедают все, что видят. А в холодильнике еду не видно и автоматическая реакция «увидел еду – съел» не запускается.

У тучных людей Громозека все время высматривает и вынюхивает все, что рядом есть съедобного. А найдя это, тут же командует: «Сожри!» И человек не может этому сопротивляться. Бороться бесполезно. Процесс пожирания неотвратим, как лавина.

Вид еды становится кнопкой , которая меняет поведение человека. Показал ему жирное шоколадное пирожное и делай с ним что хочешь.

Срабатывание кнопки порождает в человеке неосознаваемое намерение что-либо сделать. И он тут же начинает реализовывать это намерение. Ведь поведение полностью определяется подсознанием.

Пока кнопка срабатывает автоматически, человека нельзя считать рационально мыслящим существом. Что толку, если он все понимает, но ничего поделать не может?

Кстати, подсознательным механизмом объясняется и такой известный факт. Любая диета приводит к кратковременному уменьшению веса. Этот факт трудно объяснить рациональными причинами. Ведь среди кучи разнообразных диет львиную долю составляют бессмысленные с точки зрения физиологии советы. Но они работают!

А ларчик открывается просто. На то время, пока человек осваивает новую диету, он СОЗНАТЕЛЬНО контролирует процесс пищи. Поэтому он и ест столько, сколько нужно. А как только диета стала привычной, то он опять слушается подсознания. А оно радостно кричит: «Вот оно – вкусное! Ешь давай!» И человек опять начинает распухать как пирог в духовке.

Калейдоскоп настроений

Зайдем на кухню. Посмотрим, что варится на плите, откроем холодильник, ощутим запахи, попробуем на вкус. Как мы себя будем чувствовать?

А это зависит от того, насколько мы голодны. Если только что поели, то это не произведет никакого впечатления. А вот если не ели пару дней… То тут происходит совсем другое. Нам уже понравится не только вкус и запах пищи. Сама обстановка кухни будет нам приятна. Ножи, вилки, тарелки – это все будет доставлять наслаждение. Ведь они связаны с ЕДОЙ.

А теперь отправимся на кухню шикарного ресторана. Здесь обилие поваров в белых колпаках и официантов с бабочками, блеск посуды и обилие продуктов произведет совсем другие впечатления. Нам захочется чего-то изысканного, необычного, экзотического.

Предметы на кухне или в ресторане имеют не только практическое значение. Они служат символами, которые создают соответствующее настроение. У каждого помещения свое настроение.

Энергичная атмосфера тренажерного зала, гантели, снаряды, стук железа, бодрая музыка создает физический подъем. Хочется рвануть к ближайшему тренажеру и бодро взметнуть вверх кучу металлических болванок.

Полумрак библиотеки, мягкий свет настольных ламп, тишина, шум перелистываемых страниц вызывает желание углубиться в толстенный фолиант и узнать какую-нибудь тайну Вселенной.

Наше настроение формируется внешними символами. Хотите научиться управлять настроением – научитесь разбираться с символами вокруг вас.

Подсознательная жизнь символов

Появление символа достаточно просто. Переживания – это набор образов. Самый яркий образ переживания становится ярлычком, который это переживание восстанавливает в душе. Поэтому мы храним старые вещи, делаем фото на память, привозим из разных мест сувениры.

Но жизнь символа внутри нашего подсознания гораздо сложнее. Символы не просто сидят рядком на полках нашей памяти. Они ходят, встречаются, обмениваются впечатлениями. Одни символы сильнее других. Они приказывают слабым символам во всем их слушаться.

У вас было романтическое свидание на берегу реки. И теперь фото цветущего луга на берегу этой реки вызывает вновь романтические чувства… если только вы вдрызг не разругались и не расстались с вашей пассией. Тогда то же самое фото будет вызывать только желание его порвать.

А если вы в плохом настроении, то любые сувениры будут воскрешать в памяти только неприятные воспоминания.

Символ похож на переключатель. Включили люстру и комната озарилась ярким светом. А если включить ночник, то комната озарится розоватым полумраком.

Представьте себе летний пляж. Палящий зной. Темно-синее море. Волейбол на песке. Визги плескающихся детей. Морской воздух. Обжигающий песок под ногами.

А теперь поверните выключатель. Тот же пляж ночью. Тишина. Прохладный ветер. Легкий плеск волн. Дорожка лунного света, уходящая за горизонт.

А что мы сейчас сделали? Мы взяли ваши воспоминания и изменили их. Но в подсознании теперь будут и реальные воспоминания, и те, которые вы сконструировали. Воображаемые воспоминания так же действуют на подсознание, как и реальные. Поэтому мы легко воспринимаем сказки и фантастику. Нам легко конструировать новые миры и жить в них.

Мы управляем образами с помощью слов. Слова могут вызывать приятные воспоминания, комбинировать их, стирать неприятные.

Слово – это основной инструмент работы с подсознанием.

Мир слишком многообразен, чтобы его можно было воспринять сознанием. А подсознание не только воспринимает весь мир, но имеет множество воображаемых миров.

Если нам захочется, то мы можем воплотить воображаемые образы в жизнь. Для этого нужно только рационально мыслить. Успешный человек – это человек, умеющий обращаться со своими образами.

Инвентаризация души

Возьмем амбарную книгу и спустимся в подсознание. Нам нужен душевный порядок, а порядок начинается с учета. Но как только мы спустились по лестнице и открыли тяжелую дверь, то в ужасе отшатываемся. Мы ожидали увидеть небольшую кладовку, а перед нами расстилается бездна. Множество миров живут в подсознании и все они борются за наше внимание.

С самого детства нам рассказывали сказки о мире. Все эти сказки продолжают жить у нас в подсознании. Все также дрыхнет спящая царевна, ходит по цепи умный котяра и русалка сидит на ветвях и думает: «Что я делаю на дереве? Я же водоплавающая!»

Став постарше, мы узнали про капитана Немо, детей капитана Гранта и голову профессора Доуэля. И они также поселились в катакомбах подсознания.

А еще мы набирали жизненный опыт: первый раз увидели змею, пожарили яичницу, получили зарплату. Вот из ближайших пещер доносятся звуки: шипение змеи, шкворчание яичницы и шуршание купюр.

А вот канцелярия выдала нам справку: «Жить может совершенно. Летний». Нет, не так: «Жить может. Совершеннолетний».

А уж мы распланировали наше распрекрасное будущее: какие законы мы примем, когда станем президентом, где будем хранить олимпийское золото и на что потратим Нобелевскую премию. И все тут тоже хранится. И президентский лимузин, и баночка для медалей и гора мороженого.

Подземелья подсознания безграничны. И долго ходить мы не будем, чтобы не заблудиться. Наша задача – инвентаризация.

Пишем, в подсознании находятся:

Шаблоны действий (чесаться, плавать, вышивать крестиком);

Образы-воспоминания реальных событий (экзамен, поцелуй, приз);

Воображаемые образы (ведьма, русалка, марсианка);

Символы-ярлычки для управления образами (опасно, вкусно, хотя бы разик);

Слова для управления ярлычками и конструирования новых образов («Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца – пламенный мотор»).

Все это живет само по себе, определяя наше настроение, самочувствие и довольство жизнью.

Возьмем лешего. Неважно, живет ли он в лесу или нет. В пещерах подсознания он живет точно. И все определяет тот факт, влияет он на наше поведение или нет. Если мы не идем в лес, потому что боимся лешего, то наше поведение управляется лешим. А если скажем: «Какого лешего?!», то леший забьется в пещеру и будет испуганно выглядывать оттуда, а мы будем поступать так, как хотим.

Наведение порядка

Самое важное в подсознании – это связка: штамп-шаблон. В любой ситуации подсознание сначала ставит штамп: «Приветствие, прощание, светофор, кошка дорогу перебежала». И тут же включается шаблон действия:

Сказать «Привет!»;

Сказать «Пока!»;

Красный – стоять, зеленый – бежать;

Стоять, пока другой прохожий не попадется.

Любое подсознательное действие – это Ш-Ш, штамп-шаблон. Чтобы ни случилось, внутри нас раздается шипение Ш-Ш, и мы, как заезженная пластинка, выдаем одно и то же действие.

Он сказал: «Привет!» У нас зашипело: «На его привет наш привет». И мы тоже сказали: «Привет!» На это мы не отвлекались ни на секунду. Все работало само по себе.

В одинаковых условиях мы ведем себя одинаково. Пусть даже нам это неприятно, пусть даже во вред, пусть даже угрожает жизни. Но, увидев штамп, включается шаблон. «Ну за здоровье!» – и очередная порция ядовитого зелья выливается в глотку.

Лучший пример использования штампов – Эллочка-людоедка. Она набрала себе тридцать штампов и использовала их во всех случаях жизни:

«Хамите»;

«Знаменито»;

«Не учите меня жить!»;

«Хо-хо!» и т. п.

На любую ситуацию в жизни можно поставить подобный штамп. И все. И больше ничего не делать. Штамповка отсекает мышление, поэтому штамповщиков обманывать проще всего. Остапу Бендеру осталось только подобрать нужный штамп и обменять нужный ему стул на ненужное ему ситечко. Ситечко пошло под штамп «Знаменито!»

Пока мы связку Ш-Ш не осознаем, мы роботы. Но изменить ее можно, если специально погрузиться в миры подсознания и найти ее там.

Для начала нужно ее заметить. Для этого перестаем штамповать ситуацию. Пока мы не поставим штамп, шаблон не сработает.

Вот женщина никак не может наладить отношения с мужчинами. Потому что как только они начинают флиртовать, она ставит штамп: «Домогательство!», ну и действует соответственно. А если штамп не поставить? А внимательно посмотреть на мужчину. Послушать, что он говорит, как он это говорит, как смотрит, как вздыхает. И привычный шаблон: «А не пошел бы ты…» уже не включится.

Находим связку Штамп-Шаблон;

Меняем штамп с помощью смены образа;

Если нет подходящего образа, то воображаем его.

Допустим, нам не нравится отвечать как попугай: «Привет-привет». Мы можем порыться в памяти и найти вариант: поясной поклон, реверанс, книксен. А не нравится, так и придумать свое приветствие: дернуть за ухо, подпрыгнуть, ударить в челюсть. Нестандартное приветствие обеспечит вам нестандартный день.

Тоже не нравится? Ничего страшного. Здоровайтесь как эскимос – потритесь носом о нос своего начальника. Или придумайте, как здоровался бы Соловей-разбойник, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. И вот уже сослуживцы прячутся по углам только завидев вас. Шаблон поменяли – скука прошла. Серые казенные будни превратились в жизнь, полную приключений.

Миры, в которых мы живем

Нам может наскучить не только приветствие. Любая сторона жизни может стать занудной и однообразной. Подсознание только шипит на все. Уберите штамп и поменяйте шаблон. Найдите тот образ себя, который вам больше нравится. Если как следует поискать, то подходящий вариант всегда найдется.

А искать есть где. Благодаря подсознанию мы живем сразу в трех мирах. Два мира внутри нас: мир опыта и мир мечты. А вне нас окружающий мир. Человек душевно здоров, когда все три мира гармонично сочетаются. Нам нравится жить, мы с удовольствием мечтаем и каждый день радуемся своему успеху.

Если мир мечты совсем сказочный, то в реальном мире его реализовать невозможно. Отсюда постоянные неудачи, поражения, разочарования. Человек впадает в депрессию, а в тяжелых случаях полностью переселяется в воображаемый мир. В реальном мире его переселяют в сумасшедший дом.

Если мир опыта слишком хаотичен и непредсказуем, то человек похож на листок на ветру. Его постоянно бросает и вертит. У него то удача, то поражение. Он считает внешний мир рулеткой и отказывается что-то предпринимать, считая себя игрушкой в руках обстоятельств. Хотя чаще всего он оказывается в руках хозяина рулетки.

И, наконец, если человек крепко ухватился за хвост удачи, но перестал мечтать, то энергия жизни иссякает и он начинает донашивать однообразную и скучную жизнь.

Три мира человека составляют его мировоззрение. У здорового человека это такие миры:

Мир мечты – реален;

Мир опыта – чудесен;

Внешний мир – достоин того, чтобы в нем жить.

Исполнение желаний

Жить одновременно в трех мирах может только подсознание. Сознание слишком узко для этого. Поэтому сознание прыгает то туда, то сюда. То мы сядем, помечтаем, то нахлынут воспоминания, а то в переполненном автобусе нам наступит на ногу здоровенный дядька и мы снова вернемся в реальность.

А подсознанию все равно. Оно может и мечтать, и вспоминать и действовать одновременно. Проблема в том, что именно оно вспомнит и куда рванется. А ведь нам бы хотелось, чтобы оно вело нас к нашей мечте. Но, к сожалению, это не всегда получается.

Само исполнение желаний выглядит очень просто. Нарисовали красивую картинку, расставили символы управления, завели мотор и бодро рванули к цели. Но вот беда. По пути встретили другие символы: «нельзя», «тупик», «проезд запрещен», «вход закрыт», «выхода нет». Вот и приехали.

А то и похуже:

– Туда не ходи. Сюда ходи.

– А мне туда!

– А кого это интересует?

Прямых дорог в жизни нет. Кругом овраги, болота, обрывы и пропасти. Желания исполнять можно. Вполне. Только не тупо. Нужна сноровка, ухватка, метода и система.

Сознание – это только верхушка айсберга. Очень маленькая. Вся сила в подсознании.

Но вызов этой силы не прост. В психологии существует оптимистичное направление, под названием НЛП. Нэлперы рекомендуют, как только у вас хорошее настроение, щелкнуть пальцами, чтобы «заякорить» это состояние. А как только вам станет грустно, то щелчок пальцам опять вернет вам радость. Эх, если бы все было так просто!

Вы можете заякорить только верхнюю карту колоды. А колода уже давно перетасована. Поэтому что уж там даст щелчок пальцами – неизвестно.

Грамотная работа с подсознанием напоминает работу полководца. Вы можете приказать только штабу. Ваши приказания адъютанты поскачут развозить по дивизиям, комдивы разошлют уже свои приказы полкам. Приказы множатся и спускаются все глубже в войска, пока Анка-пулеметчица не заправит пулеметную ленту и не нажмет на гашетку. И очень хорошо, если она не будет стрелять по своим.

Вы можете решить что угодно, но ваш палец и не шевельнется, пока не получит указания от командного нейрона. А до него от мозга путь не близкий и лежит через подсознание. Через какую пещеру пойдет гонец и какой леший его напугает – неизвестно.

Путешествие гонца по мирам подсознания

Вы вышли от начальника с вопросом: «Почему вы до сих пор не подготовили предложения по улучшению совершенствования?»

Вы возвращаетесь за свой стол, кладете перед собой лист бумаги и задумываетесь: «Что бы такого написать?» Подсознание получает приказ: «Включить вдохновение».

И гонец запрыгивает на коня и уносится вдаль. Последуем за ним. Горячий конь легко пересекает небольшую речку, поднимая кучу брызг. И уходит вверх по зеленому холму, навстречу белой усадьбе с колоннами. Это усадьба Обломова.

Обломов встречает гонца радушно.

– Что нужно хозяину?

– Хозяину нужно доклад подготовить, – отвечает гонец.

– Доклад – это хорошо. Главное, это принять удобную позу. И правильно начать. Я, видишь ли, всегда начинаю с того, что точу перья.

– Ему не надо точить перья. У него ручка.

– Ну и что, ручку тоже надо расписать. А потом непременно расслабиться. Вдохновение само придет. А еще лучше вздремнуть. Лучшие мысли приходят во сне.

– Понял! – отвечает гонец, садится на коня и скачет дальше.

На опушке леса его встречает поручик Ржевский.

– Куда скачешь?

– Хозяину нужно вдохновение.

– Женщину соблазнить?

– Какую женщину? – оглядывается гонец, – здесь нет женщин.

– У меня хороший бинокль, – поясняет Ржевский.

– Да нет, ему доклад писать.

– Вот и славно. Шерше ля фам. Она и напишет, – радуется Ржевский. – А еще лучше, шерше ля кучу фам.

На пороге стоит Манилов в халате и говорит:

– Знаю, что спросишь. У меня все продумано. Зачем делать такую короткую справку? Нужно написать серьезный доклад. Начальник ахнет и повысит оклад. Нет, сделает замом. Даже нет, сделает начальником, а сам станет замом.

– А вдохновение? – интересуется гонец.

– Ты прав. Нужно выучить скорочтение, английский язык и систему йогов. Тогда можно использовать иностранные источники, и писать доклад в позе лотоса. Да, и потом – этот доклад можно опубликовать и получить Нобелевскую премию.

– А с чего начинать? – спрашивает гонец.

– У меня тут целый список: серфинг, рафтинг и пауэрлифтинг.

– Ладно, передам, – говорит гонец и вскакивает в седло.

– А про гарем я тебе не забыл сказать? – кричит ему вслед Манилов. – А лучше два гарема.

– Вижу, опять работа у хозяина? – спрашивает Гаргантюа.

– Да, ему вдохновение нужно.

– Это легко. Сначала нужно как следует перекусить.

– Так хозяин только вернулся с обеда. И так обожранный, – возражает гонец.

– Это не страшно. В жизни всегда есть место пудингу!

– А потом? – интересуется гонец.

– Потом нету. Вдохновение приходит в момент еды. Вот посмотри с каким вдохновением я буду есть каплуна.

И вот гонец прибывает к воротам тела. Его встречает телохранитель.

– Ну что делаем с телом? – интересуется он у гонца.

– Да как сказать. Для вдохновения нужна: удобная поза, сон, женщина и пудинг. Остальное не запомнил.

– Хорошо, – говорит телохранитель и начинает давить на кнопки.

И начальник застает следующую картину. Вы сладко спите в кресле, положив ноги на стол. Во сне вы причмокиваете, приветствуя жен своего гарема, принесших вам пудинг.

Из книги Россия суверенная. Как заработать вместе со страной автора Чернышев Сергей Борисович

Современная собственность: доступ вместо обладания Так откуда берется объективность в стандарте предпринимательской деятельности?Объективность идет от институтов собственности, собственность существует в виде институтов. Институты имеют имена, их можно посчитать,

Из книги Насилие и социальные порядки автора Норт Дуглас

Открытый доступ как утопия Насколько удачным является обобщение механизмов естественного государства, настолько более трудной для восприятия и расплывчатой является апология порядка открытого доступа. Возможно, проблема кроется в самом жанре - критическое и

Из книги Трансформация бизнеса. Построение эффективной компании автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Счастье без границ. Поиски настоящего смысла жизни. Беседы с теми, кто его нашел автора Блект Рами

Из книги Горшочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задач автора Хёрст Марк

Из книги Совершенный мозг. Как управлять подсознанием автора Шереметьев Константин

Обращение к подсознанию Пока мы только разбирались с тем, как помочь подсознанию. Но хочется больше! А нельзя ли еще управлять им? Чем бегать по берегу и кричать: «Где ты, золотая рыбка? У меня тут желания накопились». Все равно ваш голос не слышен среди толпы, орущей те же

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Как обращаться к подсознанию Договориться с Громозекой можно, и это радует. Но есть и ложка дегтя. Громозека одет в железобетонный скафандр по имени ПСИХОЗАЩИТА.Психозащита не дает возможности легко изменить мнение о себе. То есть если вы считаете, что не способны играть

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза третья автора Курлов Григорий Петрович

Как приказывать подсознанию Как только вы научились проникать сквозь психозащиту, у вас появилась возможность напрямую обращаться к подсознанию. И тогда вы можете значительную часть душевных проблем решать с помощью методики «Я хозяин».Громозека вас не слушается,

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Из книги Прямой контакт с Подсознанием автора Кордюкова Анастасия

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Из книги Дизайн интерьера автора Митина Наталия

Из книги Мозг и сердце. Разумный подход автора Свияш Александр Григорьевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Скажите Подсознанию, что вы хотите Поэтому можно пойти по другому пути – заставить Подсознание самостоятельно выработать нужную вам установку. А для этого нужно довести до него, что именно вы желаете иметь. Не словами, а реальными поступками. И подтвердить важность

Традиционная структура психики, состоящей из сознания и бессознательного , принимается во внимание и в гипнотерапии. Опыт показывает, что существуют огромные пласты психики, никак не осознаваемые нами, но при этом оказывающие на нашу жизнь огромное влияние. При всей развитости сознания, мы не осознаем, наверное, и сотой доли истинных причин нашего поведения и жизненных обстоятельств.

Отношения сознания и бессознательного чрезвычайно сложны. В бессознательном живут инстинкты, пласты архаического сознания предков, архетипы, глубинные страхи, вытесненные воспоминания, глубинная память, мотивация, моральные стандарты и свобода импульсов. Их многостороннее взаимодействие друг с другом и с сознанием составляет сложную личность человека. Бессознательное координирует и соотносит между собой биологический, родовой, социальный и психологический аспекты жизни человека.

В бессознательном хранятся как истоки наших проблем, так и самые сильные ресурсы. Гипноз может воздействовать как путем выявления проблемы, так и активацией необходимых для ее решения ресурсов. Часто оба подхода сочетаются в одном сеансе.

Главное, что важно осознать о бессознательном – это что оно живет по своим законам, мало зависящим от сознания. Поэтому так трудно самостоятельно заниматься устранением своих психологических проблем: сознанию недоступны их истинные причины, и искать их самостоятельно мы будем скорее всего не в том направлении. Бессознательные мотивы руководят нами скрыто, и при попытке их самостоятельно достать они также скрыто будут направлять нас на ложный след.

Это примерно как пытаться поймать голыми руками рыбу из океана.Вот почему лучше всего обратиться к специалисту по работе с бессознательным, который сможет помочь вам распутать сложные хитросплетения ваших противоречивых желаний, скрытых обид и последствия давно забытых травм. Специалист подберет для рыбы правильную приманку и расставит правильные сети в нужном месте. И вообще, для начала определит, в той ли рыбе дело и в том ли водоеме она водится.

Основной приём гипноза для контакта с бессознательным – это диссоциация сознания и бессознательного. Главным подходом является пробуждение процессов в бессознательном, ведущих к трансформации человека, активация его внутреннего ресурса на дальнейшее выздоровление.

Распространенные гипнотические методы работы с бессознательным

1) Прямые внушения.

Этот метод постепенно уходит в прошлое, уступая место более эффективным и экологичным приёмам. Путем внедрения новых установок можно устранить болезненные симптомы и скорректировать поведение. Лично я против применения жестких методов гипноза и прямых внушений (за исключением крайних случаев, например, экстренное обезболивание в стоматологии, кодирование при запущенных стадиях алкоголизма), потому что всякий проявленный симптом как правило сдерживает нечто большее, непроявленное, и если устранять непосредственно симптом, не разобравшись в проблеме, заложенная в нем разрушительная сила может прорваться в другом месте и создать другую, возможно еще более неприятную проблему. Как и медикаменты, прямые внушения могут вызывать побочные эффекты.

Перепрограммировать бессознательное – не самая лучшая затея. Но бессознательное можно частично понять! Осознание своих бессознательных мотивов, восстановление причинно-следственных связей, проработка мучительных вытесненных воспоминаний дают колоссальный эффект без вреда для состояния. С этой задачей лучше справится метод гипноанализа.

2) Косвенные внушения / двойные установки.

Автором этого метода является выдающийся гипнотерапевт Милтон Эриксон. Суть метода в том, что речь терапевта воздействует на бессознательное путем метафор, и решает проблему внутри бессознательного, минуя сознательный фильтр. То есть, гипнолог не говорит о проблеме напрямую, но иносказательно обращается к бессознательному, чтобы оно решило проблему внутри. Эриксон однозначно признавал главенствующую роль бессознательного и считал, что терапевтическому воздействию должно подвергаться именно оно. Неудивительно, что клиент спустя какое-то время после сеанса не всегда способен понять, что это именно сеанс вызвал позитивные изменения в его жизни. Ведь будучи в сознании он просто слушал историю о птичках, летающих в лесу, что на сознательном уровне никак не связано с проблемой.

3) Гипноанализ – аналитическая терапия в состоянии гипноза.

Гипноз открывает доступ в бессознательное, а аналитические приемы помогают понять глубинные причины текущих проблем. Понимание скрытых мотивов, инсайты, катарсис вызывают улучшение состояния. Как только скрытое перестает таковым быть, необходимость в нём отпадает. Взрослый человек в состоянии гипноза вспомнив застарелую детскую обиду, перестаёт испытывать её, потому что во взрослом состоянии детская причина обиды больше не актуальна – и симптом уходит.

Какой метод подойдет именно Вам? Разные техники гипноза по-разному взаимодействуют с бессознательным. Гипноз может действовать на бессознательное в обход сознанию, и наоборот. Учитывая свойства сознания и бессознательного, становится очевидно, что выбор метода гипноза должен совершать специалист, а не пациент. Изнутри, исходя из сознательного состояния пациент даже не всегда точно понимает свой собственный запрос – ведь причина проблемы от него скрыта. К тому же, он бессознательно действует в интересах проблемы, а не ее решения.

Поэтому залогом успеха гипнотерапии является доверие к гипнологу , который приоткроет вам дверь в ваше бессознательное. Доверие поможет вам отпустить чрезмерный самоконтроль, позволит вам расслабиться и решить практически любую проблему на самом глубинном уровне.

Для записи на консультацию оставьте имя и адрес электронной почты в форме в правом нижнем углу, и нажмите кнопку "Записаться".

«He-знание» и «аптайм» - это особые состояния, которые помогают людям получать доступ к неосознанным процессам. Почти все творческие и преуспевающие люди признают важность неосознанных процессов в своей работе и достижении успеха. По всей видимости, как только человек настроил все соответствующие схемы (в результате опеки, руководства, коучинга, обучения, менторства и спонсорства), важно максимизировать неосознанную компетентность, чтобы не препятствовать процессу протекать самостоятельно.

Многие творческие люди, например, утверждают, что самые блестящие идеи к ним приходят, когда они не сосредоточены на проблеме или задаче, которую пытаются решить, - например, когда они принимают утренний душ. Часто от людей приходится слышать нечто вроде «Я набиваю голову всей информацией, какую только могу найти, пока совсем не выдохнусь и больше уже не могу ничего усвоить. Затем я иду спать. Когда я просыпаюсь, у меня уже есть ответ!» Моцарт описал творческий процесс сочинения музыки как «приятный яркий сон». Леонардо да Винчи зашел настолько далеко, что предложил некоторые процессы для стимулирования неосознанных ассоциаций, состоящие в том, чтобы смотреть на стены, и описывал методы вызова ментальных состояний, подобных мечтаниям.

Очевидно, ключевой элемент «пробуждения» - связь между сознанием и подсознанием. Большая часть опыта пробуждения на деле включает осознание того, что уже и так известно на подсознательном уровне.

Зигмунд Фрейд указывал, что «психические процессы, по существу, неосознанны» и что «осознанные процессы - это просто отдельные действия и части целого психического существа». Фрейд утверждал, что большинство процессов в нервной системе протекают вне осознанной осведомленности субъекта. Заявляя о том, что «признание наличия неосознанных психических процессов - это важный шаг к новой ориентации в мире и в науке», Фрейд утверждал:

Мы рассматриваем осознанный или неосознанный характер психического процесса просто как одно из его качеств, не обязательно определяющее.... Каждый отдельный процесс прежде всего принадлежит неосознанной психической системе; из этой системы при некоторых условиях он может переходить далее в осознанную систему.

7 Коучингс помощью НЛП

У выдающихся мастеров своего дела отношения между сознанием и подсознанием налажены очень хорошо. Они постоянно находят способы увеличить и развить качество отношений между той маленькой частью, которую мы называем «сознанием», и необъятностью неосознанных процессов. Сознание посылает обратную связь в более крупный блок - подсознание - и влияет на качество отношений между ними. Люди, достигшие мастерства, также понимают, что эти отношения - непрерывный процесс, выражающийся в постоянном развитии с течением времени.

Развитие качества отношений между сознанием и подсознанием предполагает баланс между установленным порядком и спонтанностью. Иногда для достижения цели важно «не иметь цели». В процессе научения мы подходим к точке, когда нам надо всего лишь действовать полностью спонтанно. В этот момент нет никакой рефлексии. Есть только системная петля между осознанным и неосознанным разумом и между собой и внешним миром.

Например, если вы занимаетесь боевыми искусствами наподобие айкидо, сначала вам приходится упорно тренироваться на татами. Встретив противника, вы не останавливаетесь, чтобы поговорить с собой или подумать, что вы делаете. Вы даже не решаете заранее, какой маневр использовать. Вы действительно не можете знать, что намерены делать, пока не войдете в контакт с противником, - потому что это ваш танец с внешним миром.

Грегори Бейтсон указывал, что настоящий мастер знает, когда использовать «напряженное мышление» когнитивного сознания, а когда - «свободное мышление» более творческого подсознания. Звезда гипнотерапии Милтон Эриксон сравнивал взаимодействие между сознанием и подсознанием с лошадью и наездником; лошадь символизирует подсознание, а наездник - сознание. Конечно, всякий, кому доводилось ездить верхом, знает, что происходит, когда наездник хочет ехать в одном направлении, а лошадь - в другом. Ни один из них не сможет двигаться куда хочет, и это отнимает у обоих много времени и энергии.

Таким образом, важно иметь стратегии и методы для непрерывного развития отношений между осознанными и неосознанными процессами. К типичным подобным техникам относятся медитация, молитва и самогипноз. Эти приемы требуют, как говорил Грегори Бейтсон, чтобы в них была задействована вся психика целиком и полностью.

Состояния медитации, молитвы и самогипноза подобны состояниям «не-знания» и «аптайм» тем, что все они имеют следующие характеристики:

Использование периферийного зрения (в противоположность фовеальному);

Фокусирование на внешних звуках (отсутствие внутреннего ди- 305 алога);

Физиологические процессы в расслабленном состоянии (никакого эмоционального или физического напряжения).

Очевидно, это и есть ключевые качества для сооружения моста между нашим сознанием и подсознанием.

Сны - измененное или «иное» состояние сознания. Их можно использовать, чтобы развить мышление и усовершенствовать процессы научения, а также рассматривать и интегрировать новую информацию. Материал снов используют, чтобы рассмотреть события прошедшего дня или исследовать, какие аспекты этого дня были удачны и что хотелось бы изменить в будущем. С помощью снов можно искать ответы на вопросы, разрешать сложные жизненные проблемы или анализировать альтернативы, на которые вы можете повлиять. Подсознание не думает в точных или материальных терминах, но обрабатывает информацию в терминах отношений, паттернов и паттернов отношений. Все, что предлагает подсознание сознанию в течение сна, метафорично. Лучше принимать сны как метафоры и стремиться понять их смысл.