Метод заезженной пластинки в бихевиоральной психотерапии. Поведенческая терапия: упражнения и методы. Методы бихевиоральной терапии

Будучи теснейшим образом связанным со всеми другими познавательными процессами, такими как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности но сравнению с познанием на уровне представлений и восприятий, поскольку в процессе мышления устанавливаются связи между процессами и предметами. В онтогенезе развитие мышления идет по пути все большего обобщения признаков и объединения их в более крупные классы. Снижение или искажение процесса обобщения свидетельствует о патологическом изменении мышления.

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является использование в качестве опосредований таких средств, как действия, прямо связанные с практическими манипуляциями, и языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.

Мыслительный процесс порождает новое (новое, возможно, только для мыслящего субъекта) знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.

Допонятийное и понятийное мышление

В своем развитии мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление оперирует не понятиями, а образами и является начальной стадией развития мышления у ребенка. Особенности допонятийного мышления выражаются в том, что суждения детей единичные, о данном конкретном предмете; при объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому; большинство суждений — суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. На этом уровне главной формой доказательства является пример.

Мышление в онтогенезе развивается от наглядно-действенного (до 2-3 ле) до наглядно-образного (до 6-7 лет). Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления - понятийное , или словесно- логическое. Взрослый человек владеет всеми видами мышления, хотя развиты они у него могут быть в разной степени.

Теоретическое и практическое мышление

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса.

Теоретическое мышление связано с познанием общих закономерностей.

Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения копыту. Основной фактор успешного решения задач — полнота и надежность исходной информации. Теоретическое понятийное мышление наиболее характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что его материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы , которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Этот тип мышления присущ людям творческим — литераторам, поэтам, художникам, архитекторам, модельерам и т.д.

Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности : постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограничены возможности для проверки гипотез, поскольку оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.

Наглядно-образное мышление

Процесс наглядно-образного мышления непосредственно связан с мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).

Наглядно-действенное мышление

Процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразователыую деятельность , осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами, так называемый «ручной интеллект». Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника.

В реальной жизни жесткой дифференциации между видами мышления нет, и все они необходимы для большинства видов деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные выше виды мышления не уступают друг другу.

Один из видов мышления , характеризующийся тем, что задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации , опробования свойств объектов . Элементарные формы М. н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И. П. Павловым , В. Келлером , Н. Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка М. н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека М. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Мышление наглядно-действенное

Один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.

Его элементарные формы, наблюдаемые у высших животных, изучали И.П. Павлов и пр. У ребенка мышление наглядно-действенное образует первую ступень развития мышления; у взрослого оно сосуществует с мышлением наглядно-образным и словесно-логическим.

По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению ситуации проблемной от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, где отношения между элементами ситуации проблемной предстают в достаточно схематизированном виде.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

один из видов мышления , выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи (практической или теоретической, познавательной) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. Развитие интеллекта начинается с М. н.-д., как в фило-, так и онтогенезе . В нем закладывается начало и исходное основание для обобщенного отражения реальности в структурах индивидуального опыта.

М. н.-д. часто характеризуется как элементарное, низшее, простое, признаки которого обнаруживаются в поведении не только детей, но и животных (напр., исследования интеллекта человекообразных обезьян; аналогичные исследования интеллекта детей раннего возраста). Но исследованиями сложившихся форм мышления у человека установлено, что М. н.-д. присуще многим видам профессиональной деятельности, его средствами решаются достаточно сложные проблемные задачи, которые возникают в деятельности ученых, изобретателей, хирургов, дешифраторов, руководителей и даже полководцев. Наиболее высокие уровни обобщенного отражения действительности зависят от результатов «усмотрения, видения» реальности, которые достигаются действиями М. н.-д. Следует обратить внимание на то, что в детской психологии существует давняя традиция синонимического употребления терминов «практическое мышление» (см. ) и «М. н.-д.», но в более широком контексте психологии мышления этого следует избегать (об этом писал еще Б . М . Теплов ).

Определением «наглядное» подчеркиваются особенности формы представления объектов и условий мыслительной деятельности. В наглядной форме представляются все признаки объектов, они могут восприниматься непосредственно и полностью идентифицироваться на основе имеющегося знания. Неизвестным остается возможное взаимодействие объектов, явлений, изменение их свойств и отношений. Сведения об этом получают в процессе реального преобразования ситуации, на что указывает 2-я часть термина - «действенное». Как и всякое мышление, М. н.-д. является осмысленным выделением признаков объектов, выбором средств воздействия и преобразованием ситуации. Осмысленность выражается и в том, что цель и направление всех действий не устанавливается заранее, а определяется на основе промежуточных результатов преобразований обобщаемого содержания.

В нормальной и клинической психодиагностике для обследования М. н.-д. используются различные комбинаторные и конструктивные задачи, из которых наиболее известны «доски Сегена», задачи по сборке куба Линка и задачи на воспроизведение изображения с помощью кубиков Коса . (В. М. Гордон, Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "мышление наглядно-действенное" в других словарях:

    МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО ДЕЙСТВЕННОЕ. См. наглядно действенное мышление

    Мышление наглядно-действенное - умственная деятельность без участия речи, совершаемая посредством манипуляций с со своим телом, частями тела и предметами, которые в данный момент находятся в поле зрения. Считается свойственным в норме детям в возрасте до 2 лет. Аналогичным, как …

    Категория. Форма мышления. Специфика. Характеризуется тем, что осуществляется в реальном манипулировании предметами и обслуживает прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение… …

    Наглядно-действенное мышление - совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами … Википедия

    Наглядно–Действенное Мышление - Наглядно действенное мышление форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по… … Психологический словарь

    НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ - НАГЛЯДНО ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ. Простейший вид мышления как отражение связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практические действия. У человека на основе Н. д. м. образуются суждения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    наглядно-действенное мышление - вид мышления, связанный с непосредственным включением его в практическую деятельность … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Наглядно-действенное мышление - особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами … Психология человека: словарь терминов

    Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое … Большая психологическая энциклопедия

    Процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение М. о. связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников 3-7 лет. Перспективное планирование , Горошилова Елена Панцофиевна, Шлык Елена Викторовна. Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и именно экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. Новые знания усваиваются прочно…

Мыслительные цепочки помогают человеку осознавать и понимать мир, в котором он живет. По сути, в ходе мыслей в голове человека отражается модель реального мира. Мозговая деятельность делится между собой по разным признакам, можно выделить самые основные: наглядно-действенное мышление, понятийное и допонятийное, наглядно-образное и другие.

Интересно, что виды мыслительных цепочек усложнялись с разными этапами эволюции, то есть с каждым этапом эволюции люди приобретали еще один тип работы ума.

А каждая человеческая жизнь отражает в себе процесс этой эволюции, так как в каждом возрастном периоде ребенок также приобретает новый .

Мышление, которое помогло выжить древним людям

С давних времен люди ставили перед собой цели и решали их. В процессе достижения своих целей им очень помогал мыслительный процесс. Интересно, что мыслительные процессы делятся между собой на те, которые решают практические реальные задачи и мышление, которое отвечает за теоретическую деятельность. Одно из древних видов мышления, которое позволяло осуществлять успешно практическую деятельность – это наглядно-действенное мышление. Именно благодаря ему, древние люди могли, к примеру, отмерят кусок земли, ведь в этом занятии задействованы как мысли, так и руки человека, а именно его действия. Этот вид мыслительного процесса пришел к человеку еще до того, как он мог осуществлять в голове процесс теоретической мыслительной деятельности. До того, как он обладал понятиями, то есть наглядно-действенный образ мысли имеет допонятийный характер.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наглядно-действенное мышление - , манипулирующая предметной сферой.

Древний вид мышления с современной точки зрения

Если смотреть с научной точки зрения, то наглядно-действенный способ мысли подразумевает под собой практическую деятельность, в результате которой человек преобразовывает, изменяет состояние предмета. В этом случае важно правильно взаимодействовать с теми или иными предметами.

Презентация на тему: "Физиология речи. Сознание и мышление"

Это вид работы. который отражает такое понятие как «ручной интеллект». Если обратить внимание на современный мир, то можно найти людей с профессиями «ручного интеллекта». Вот их примеры:

  • сантехник;
  • инженер на заводе, работающий с деталями;
  • вязальщицы, люди, занимающиеся шитьем;
  • художники;
  • хирург.

В этих профессиях, очень важно, чтобы была так сказать, «набита рука».

Конечно, в представленных профессиях важно не только доскональное знание теории, но и опыт и профессионализм, который приобретается посредством работы рук, то есть здесь имеет место быть наглядно-действенный способ мысли.

Данная форма мысли относится к допонятийному типу мозговой деятельности.

Допонятийное мышление

Мыслительные процессы делятся между собой на два типа, на допонятийное и понятийное мышление. Собственно в названиях и скрывается отличие одного типа от другого. При допонятийном виде человек мыслит образами, а не понятиями. Это самый ранний тип, так мылят люди в детстве. Так сказать, наглядно. Например, когда человек, что-то объясняет и в итоге сводит это к реальному примеру, аналогии, то есть понятной и знакомой картинке, которую можно представить в голове в виде образа. В таком способе мыслей важную роль играет память, потому что именно в ней и записываются образы. К допонятийному мышлению относится и наглядно-образная форма мысли.

Данный тип мышления начинает формироваться примерно с 7-8 лет, а предшествует ему наглядно-действенное, это когда у малыша еще не очень хорошо развита память, и он называет предметы и осознает их только когда видит в реальности. У древнего человека и малыша в этом возрасте одинаковые процессы работы ума.

Мышление у детей

У детей наглядно-действенный способ ума отражается в том, что при изучении нового, незнакомого для него предмета, ему необходимо его потрогать, повертеть в руках, нажать на разные части предмета. Если маленькому человеку это не удается, он просит помощи у взрослых или оставляет неведомый предмет в покое.

Один из вариантов определить какая форма работы ума у вашего ребенка – это задать ему простую задачку и попросить решить. Например, попросить малыша в уме представить десять палочек и спросить, сколько палочек останется, если две уберут. Если у ребенка не получилось решить задачу, покажите ему, это на реальном примере, объясните действенно. То есть положите перед ним десять палочек, а потом две уберите. Если ребенок в этом виде решит уравнение, значит ему пока легче работать с предметами, то есть у него срабатывает наглядно-действенный способ умозаключений.

Мост, к следующему типу мыслительных процессов

Данный детский и древний образ мысли, если смотреть с исторической точки зрения дает начало теоретической работе ума. Таким образом, рождаются рассуждения человека.

Лишь, основываясь на действенной мозговой цепочке, накапливается известный опыт, который человек начинает облекать в слова, а затем и строится цепочка умозаключений, что уже является высшей мозговой деятельностью.

Если свести этот опыт к жизни человека на примере развития ребенка, то можно сказать, что нельзя требовать от малыша сразу сложных умозаключений. Если родители хотят заниматься с ребенком, нужно развивать тот вид мысли, который присущ его настоящему возрасту, в результате чего и произойдет быстрее переход к теоретическому мозговому процессу.

Ребенку нужно задавать решать задачки практическим путем, на реальных примерах. Таким образом, он быстрее перейдет к следующей мыслительной цепочке.

Наглядно-действенное мышление и роль сенсорно-перцептивных процессов в его становлении.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, это психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления является слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения.

Одна из особенностей мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта -ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания.

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. В настоящее время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.

Виды мышления определяются в основном характером и способом решения задач и меньше - его содержанием, поэтом при зрительном дефекте все они сохраняются. В наглядно-действенном мышлении контроль за действием может происходить при помощи зрительного или двигательного анализатора.

Важность изучения наглядно-действенных форм мышления, по мнению Н.Н.Поддьякова, состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. То есть значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.

В психологических исследованиях А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.П.Зинченко, А.Г.Рузской, А.Г.Литвака, Л.И.Солнцевой и других авторов убедительно доказывается тесная взаимосвязь между процессами восприятия и мышления, а также огромное значение предметной деятельности в развитии этих процессов у детей. Изучение наглядно-действенных форм мышления у дошкольников с нарушениями зрения приобретает особое значение, что обусловлено рядом специфических особенностей, вызванных наличием зрительного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии. Однако на сегодняшний день в тифлопсихологии не проводилось исследований, посвященных проблемам формирования и развития наглядно-действенного мышления у детей со зрительной патологией. Неизученность, а также огромное значение компенсации дефекта указывают на актуальность проблемы, которая заслуживает самостоятельного изучения.

Наглядно-действенное (практическое) мышление и исторически, и онтогенетически является наиболее ранним видом мышления человека. Согласно психологическим исследованиям, наглядно-действенная форма мышления особенно интенсивно развивается в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Формирование наглядно-действенного мышления у ребенка начинается с практической деятельности, когда еще нет планомерных действий, не выделяется предварительная ориентировочная деятельность и действие подчиняется непосредственному впечатлению. Зачатки наглядно-действенного мышления наблюдаются уже у 7-месячных детей, и до 3 лет оно активно развивается. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметами, игрушками.

Подлинное наглядно-действенное мышление проявляется тогда, когда ребенок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в состоянии строить гипотезы и проверять их в процессе непосредственной практической деятельности. Иногда это называют фазой « ручного мышления ». Уже в 3 летнем возрасте зрячий ребенок планирует и строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины, самолеты; разбирает на части игрушку, пытаясь найти ответы на интересующие его вопросы: из чего состоит, как сделана и т.п.

Речь в наглядно-действенном мышлении участвует в меньшей степени, чем в других видах мышления, особенно в словесно-логическом.

Остановимся на основных предпосылках ее формирования и развития.

Главным достижением для развития мышления в младенчестве является овладение ребенком способностью к перемещению. Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Это достигается совместной функцией зрения, кинестезии и осязания. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает его удаленность и направление. Освоив передвижение, ребенок получает возможность намного расширить круг вещей, которые становятся объектами его познания. Он обнаруживает способность манипулировать самыми разнообразными предметами. Новые предметы влекут за собой новые способы обследования, открывают малышу скрытые до этого свойства вещей и связи между ними.

В психологии убедительно показано, что умственное развитие ребенка- результат формирования умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия. Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности. Каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и создает условия для его развития в том или ином направлении.

На психическое развитие ребенка в значительной мере влияет овладение ребенком предметными действиями выступает мощным фактором развития мышления. Практическое действие с предметом зачастую приводит малыша к решению возникших в конкретной ситуации задач. В действии происходит естественное научение: воздействуя на предмет, ребенок замечает, что одни действия успешны, другие - нет. Опыт предшествующего действия отражается на следующем. Так мышление формируется в процессе решения предметных задач. Особенно важны для развития мышления орудийные действия. Орудие опосредствует воздействие ребенка на предметный мир. Применяясь в различных ситуациях и по отношению к разным предметам, оно становится первым носителем обобщения.

При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка.

Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.

Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии - целенаправленных проб - ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии - подстерегания - дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его. На третьей стадии, которую П.Я.Гальперин назвал « стадией навязчивого вмешательства », ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия - объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять. П.Я.Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.

Наиболее важные особенности наглядно-действенного мышления составляют направленность на конкретные, воспринимаемые в данный момент предметы, и проявление в виде определенных действий с этими предметами. Данный вид мышления представляет собой « первичный », наиболее ранний вид интеллектуальной деятельности, не связанный с речью. Как указывает С. Л. Рубинштейн, интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. По мнению Б. М. Теплова, крупнейшим приобретением материалистической психологии является установление того факта, что и в филогенезе, и в онтогенезе генетически первой ступенью мышления может быть только наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление у детей осуществляется без участия речи, хотя зачатки речи на этом этапе развития интеллекта уже имеются. Мышление и речь как отмечал Л.С.Выготский имеют разные генетические корни, и их развитие идет по различным линиям, независимо друг от друга В возрасте около двух лет линии развития мышления и речи перекрещиваются, совпадают и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. Ребенок в эту пору делает величайшее открытие в своей жизни - он открывает, что каждая вещь имеет свое имя.

В работах А. В. Запорожца были получены факты, в процессе формирования орудийной деятельности дети не только овладевают общественно-фиксированными способами действий, но и глубже познают те предметы, на которые направлены эти орудийные действия. Орудия выступают в роли своеобразного « зонда », который позволяет « прощупать » скрытые стороны и свойства предметов.

В исследованиях Л.С. Любленской говорилось о том, что своевременное и оптимальное развитие мышления находится в прямой связи с приобретением опыта предметной деятельности путем присвоения исторически сложившихся способов действия с предметами.

Проблема развития наглядно-действенного мышления нашла отражение в работах А. А. Люблинской. Она отмечала, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует « мышление руками ». Практические задачи решаются детьми в ходе разумных целенаправленных действий. В исследованиях А. А. Люблинской и ее последователей были выделены 4 основные фазы решения задач в наглядно-действенном плане. В первой фазе ребенок -осмысливает лишь конечную цель, которую требуется достигнуть. Его действия строятся без учета тех условий, в которых эта цель дана. Вторая фаза характеризуется обследованием реальных условий задачи. Такое обследование осуществляется с помощью поисковых и пробующих действий. В третьей фазе ребенок начинает соотносить задачи с основной целью. И наконец, в четвертой фазе с помощью поисковых действий выясняется вся цепь условий, выполнение которых ведет к решению задачи.

Ранний дошкольный возраст психологи и педагоги называют возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового. Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. На самом первом этапе восприятия осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его признаков. Далее формируется зрительный образ на основе воспринятых признаков. Затем происходит сличение - соотнесение воспринятого образа с эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект.

Таким образом, зрительное восприятие - как сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию, имеет огромное познавательное значение для ребенка, ориентирует и регулирует его практическую деятельность.

Понимая первостепенное значение предметной деятельности для развития мышления у детей, отметим, что само овладение малышом внешними практическими дейсвиями во многом обусловлено сенсорно- перцептивными процессами.

Основой ознакомления с окружающим дошкольников как с нормальным, так и с нарушенным зрением является сенсорный опыт, так как ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений служат первоисточником знаний действительности и закладывают основу для формирования у детей представлений и понятий.

Обобщение литературных данных данных позволяет выделить следующие особенности сенсорного развития в раннем возрасте, актуальные для становления наглядно-действенной формы мышления в этот период: складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам, возникают представления о свойствах предметов, освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности, развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым.

Для зрячих детей 3 лет характерным является то, что наглядно-действенное мышление, реализуемое в процессе действий с предметами опирающееся на развитую сенсорику. В условиях зрительной депривации ребенок испытывает значительные трудности в самостоятельном зрительном, тактильном восприятии внешних свойств предметов и объектов, что искажает его представления об окружающем, создает определенный психологический дискомфорт, отрицательно влияет на развитие личности в целом.

После 3 лет решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов.

Таким образом, для формирования и полноценного развития мышления в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимы достаточный уровень развития восприятия, предметной и ориентировочно-исследовательской деятельности, то есть именно то, как показано в тифлопсихологии, в чем испытывает значительные трудности ребенок с нарушениями зрения.


Cтраница 1


Наглядно-действенное мышление реализуется методом проб и ошибок. Подобным образом действует оператор при отказе техники, причины которого не полностью ясны; при значительном недостатке информации о процессе, который оператор пытается компенсировать потоком дополнительной информации с помощью практических проб. Так действует бурильщик при попытках восстановить нормальную проходку скважины с помощью изменения различных параметров режима бурения.  

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, которое осуществляется в форме наглядных образов.  

Степень выраженности внутреннего проговаривания зависит от того, с каким видом мышления оно связано: наибольшая выраженность отмечается при словесно-логическом, небольшая - при конкретно-образном, самая меньшая - при наглядно-действенном мышлении. По мере совершенствования внутренней речи в целом фаза проговаривания заменяется фазой собственно внутренней речи, выраженность речеартикуляций уменьшается.  

Оно имеется, как установлено в экспериментах, и у высших животных. Характерная черта такого наглядно-действенного мышления в том, что решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта.  

Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого зависит от развития наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.  

Отнюдь не все основные процессы имеют характер дискурсивного мышления. Выделения в чистом виде понятийного мышления, например в форме планирования, о котором Маркс говорит в известном сравнении архитектора и пчелы, применительно к промышленному труду не всегда возможно. Более распространенным является наглядно-действенное мышление в трудовом процессе, связанное с практическим манипулированием, вербализация которого часто вызывает значительные трудности.  

В ряде исследований было отмечено, что с преобладанием процессов переработки информации из внешнего или внутреннего источника связано включение различных уровней мыслительной деятельности. Так, при решении задач информационного поиска функции оператора направлены главным образом на анализ, соотнесение и оценку данных информационной модели. В этом случае деятельность оператора обусловлена отражением в форме представлений существенных свойств и отношений элементов предъявляемой информации и может рассматриваться как уровень наглядно-действенного мышления. В других случаях при решении оперативных задач оказывается недостаточным выделение только заданных объектов и связей между ними и требуется отыскание дополнительных признаков их состояния, пе представленных в исходной ситуации.  

Мы можем увидеть, что при наглядно-действенном мышлении ребенок тоже оперирует представлением-образом: в случае с первым опытом решение задачи есть либо бессознательный акт, как результат перебора вариантов и случайного нахождения решения, закрепляемый тут же как вывод (в наглядно-образной форме), либо осознанный вывод, т.е. предварительное мысленное оперирование наглядными образами и соответствующее действие. Внутренний аспект наглядно-действенного мышления оказывается идентичным с наглядно-образным. С философской точки зрения важна именно эта общность отмеченных форм мышления; можно обозначить их как чувственно-сенситивное или сенсомоторное мышление. Второй термин более точен, так как теснее связан с представлением о человеческой деятельности, об активном воздействии человека на объект, без чего не бывает никакого человеческого мышления.  

Более элементарным и генетически первичным считается наглядно-действенное мышление. Перед человеком нередко возникают задачи, которые можно решить на основании данных, имеющихся в самой проблемной ситуации. Поле зрения мышления совпадает в таком случае с полем действия. Речь осуществляет и этот вид мышления, хотя и не в развернутой форме. Полагают, что в наглядно-действенном мышлении, особенно у людей сложных современных профессий, главным является высокая культура и профессиональная развитость внутриречевых процессов, обеспечивающих творческую связь наглядно-образного с действенно-образным звеном.  

Этот уровень усвоения удобно назвать уровнем знакомства, а приобретаемые знания - знаниями-знакомствами. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, наиболее общими чертами его облика. Оно основано на чувстве знакомости. На этом уровне мышление ученика ограничено альтернативными суждениями типа да - нет, или-или. На этом уровне деятельность не ограничивается только узнаванием в лицо или с места, но и может сопровождаться развернутым процессом интеллектуальной деятельности, в ходе которой для распознавания объектов и явлений могут привлекаться различные по глубине признаки и операции, а также использоваться материализованные алгоритмы. Во всех случаях, однако, данному виду деятельности присуще одно необходимое условие: для ее осуществления все возможности для принятия решения должны быть представлены во внешнем плане, чтобы мог совершиться акт наглядно-образного или наглядно-действенного мышления.  

Мышление - процесс обобщенного и опосредствованного познания существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также существенных связей и отношений, существующих между ними. Анализ - мысленное расчленение предметов и явлений на образующие их части, выделение в них отдельных частей, признаков, свойств. Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Конкретизация - умственная операция, в процессе которой человек придает предметный характер той или иной абстрактно-обобщенной мысли, понятию, правилу, закону. Обобщение - умственная операция, состоящая в мысленном объединении предметов или явлений по общим и существенным признакам. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, которое осуществляется человеком в форме предметных действий. Наглядно-образное мышление - вид мышления, которое осуществляется в форме наглядных образов.  

Страницы:      1