Наполеон отношения. Наполеон. Тождественные отношения, брак: Наполеон - Наполеон. Отношение к войне

Скифы на территории Крыма: ареал и этнический состав

Скифские племена появились в Восточной Европе в VII в. до н. э. Относительно их генезиса ученые выдвигают самые разные версии. Например, что скифы - это народность, произошедшая от населения Причерноморья, обитавшего в конце эры бронзы. Или - что эти кочевые племена пришли с азиатской территории. Современные исследования подтверждают версию о европеоидном типе скифов. Известно, что речь кочевников принадлежала к индоевропейским языкам. Если более точно, то к их иранской группе.

На сегодняшний день достоверно известно, что скифы обитали в Крыму с конца VII в. до н.э. Киммерийцы, вероятно , не захотели проливать кровь и добровольно уступили свои земли пришлым кочевникам. Самые старые, обнаруженные историками, памятники скифского периода истории Крыма — две курганные насыпи. Одна из них расположена на Перекопском перешейке, другая — на Темир-Горе, что возле Керчи .

Ранние скифы (VII-VI вв. до н. э.) — конные лучники, которые наводили страх на Передний Восток. Уничтожая все, что было на их пути, отважные воины доходили даже до Египта. В конце VI - начале V вв. до н. э. их количество в Крыму пополнилось, благодаря выходцам из Евразии. После чего начала формироваться новая Скифия.

В Степном Крыму обитали царские скифы, которые считали себя выше остальных кочевников. Их столицей было городище Ак-Кая (позже - Неаполь Скифский). В V в. до н. э. правители скифов активно занимались военным делом. Однако простые члены их общества все так же кочевали со своими стадами. Возле Феодосии начинается постепенный переход скифов к оседлому варианту существования. В IV в. до н. э. деревни появляются в степных районах Крыма и на Керченском полуострове. Процесс формирования нового способа жизни связан с резким увеличением количества обитателей крымских земель.

В Присивашье постоянных селений не было. Но там найдены одиночные (реже парные) пещерные захоронения и следы временных стоянок скифов. Таким образом, на данной территории сохранялся кочевой образ жизни.

Внешнеполитические и торговые связи Скифии

Древняя история Крыма - это переплетение взаимосвязей между разными племенами и народами. Уже в середине V в. до н. э. скифы стали союзниками греков. На территории Нимфеи найдено скифское курганное захоронение, похожее на те, которые расположены в Прикубанье.

Взаимоотношения скифов с эллинами носили переменчивый характер. В 480 г. до н. э. скифы проиграли бой с армией Археонакта. Приблизительно тогда же вокруг античных городов строятся оборонительные сооружения. Вероятно, греки опасались нашествия скифов. И если большие населенные пункты могли себя защитить, деревни подвергались варварским разрушениям.

В начале IV в. до н. э. скифы вместе с Боспорским царством воевали против Феодосии. Во второй половине того же века военное противостояние было уже между недавними соратниками. Вскоре конфликт прекратился. Спустя несколько десятков лет Скифия помогала Сатиру, пожелавшему сесть на боспорский престол. Судьба не была к нему благосклонной, и победу одержал его брат Евмел, которого поддержали сарматы.

До скифов в горной части полуострова обитали тавры. Активное продвижение скифских племен, которое усилилось в V-IV вв. до н. э. породило появление так называемых тавроскифов. Со временем они переселяются в степь и население Горного Крыма значительно сокращается. Та часть тавров, которая не приняла скифские обычаи, вынуждена была отойти в Южный Крым или переселиться в отдаленные лесные районы.

Археологи не обнаружили каких-либо денежных знаков, принадлежавших ранним скифам. В Скифии была менная торговля. Чаще всего товары приобретались в античных городах-полисах , куда привозилась греческая керамика, косметика, ткани, вина, стекло, изделия из мрамора и драгоценных металлов. Дорогая, расписная посуда покупалась зажиточными скифами, а для простых кочевников греки предлагали сравнительно дешевую утварь, в большинстве своем изготовленную в Афинах. Все это скифы могли приобрести за продукты собственного хозяйства или меняя на рабов. Эллины сильно влияли на скифскую культуру.

С IV в. до н. э. скифы начали торговать зерном. Хлеб поступал в порты Боспорского царства, а потом вывозился в Грецию и Малую Азию. Во время раскопок скифских городов и деревень неоднократно находили античные монеты.

Развитие сельского хозяйства и ремёсел крымских скифов

Основное занятие скифов архаического периода - кочевое скотоводство. Они держали овец и коз. Количество крупного рогатого скота было значительно меньшим. Волы запрягались в возы. Скифы также имели большие табуны лошадей. Племя оставалось на одном месте пока не исчерпывались запасы корма для скота. С приходом зимы они часто локализовались возле Сивашских озер, вода в которых была пригодной для питья. В зимнее время животным приходилось добывать пищу самостоятельно: они подрывали ледяную корку и ели прошлогоднюю траву. Есть предположение, что летом стада перегоняли в Горный Крым. Вероятно, так и произошла ассимиляция тавров.

Выше мы вспоминали о том, что наиболее бедные скифы постепенно перестали вести кочевой образ жизни, начали оседать рядом с греческими полисами. Они выращивали зерно, фрукты, держали домашних животных. Скотоводство тех времен носило придомный и пастушеский характер. Первый вид выращивания скота практически ничем не отличается от существующего в наши дни. Второй примечателен тем, что живность выгонялась на пастбища и находилась там длительный период. Как правило, определенный сезон. Оседлые скифы имели меньшее количество лошадей, чем их предки-кочевники, и начали активно разводить крупный рогатый скот.

На месте таких поселений найдены пряслица разных размеров, что доказывает существование ткачества.

Орудия труда и оружие скифов соответствует эпохе. Сохранилось немало образцов мечей, наконечников стрел, конской сбруи тех времен, сделанной из бронзы и железа. Большинство скифских украшений выполнено в «зверином» стиле, но некоторые из них являются прекрасными источниками для изучения внешнего вида и быта населения Скифии. Золотые и серебряные произведения искусств изготавливались на заказ, их делали греки.

Быт и религия жителей Скифии

Обычное население архаической Скифии жило в войлочных юртах, которые крепились на повозки. В большие скифские роды обычно входили отдельные парные семьи, которые имели небольшое стадо скота и занимались кочевничеством.

У простых скифов имелись глиняные сосуды, деревянные чаши, кожаные мешки. Реже - кувшины, миски и тарелки. Некоторые керамические изделия они делали самостоятельно, с помощью гончарного круга. Среди артефактов скифского периода истории Крыма часто встречаются греческие амфоры. Кочевники приобретали разлитое в них вино, а потом наполняли молоком, водой или кисломолочными продуктами.

В находках конца VI в. до н. э. все чаще встречаются скифы воинственной наружности. В курганах того времени обнаружены останки крымских варваров, одетых в железные доспехи. Их оружие имело драгоценные украшения, золотой декор. Примерно в этот период истории Крыма зарождалась скифская военная аристократия.

Параллельно возникло два типа скифских поселений. Археологи встречают небольшие хутора, в которых стояло по 2-3 плетенных дома, и целые поселки, расположенные на нескольких десятках гектаров. Вокруг основных жилищ располагались сады и огороды. Каменные дома имели по две-три комнаты, в них не только жили, а и содержали животных. Во дворах скифов располагались ямы для зерна. В такие хранилища, как правило, засыпали до тонны урожая. Ученым также известны немногочисленные хранилища с большим объемом. Ямы использовались несколько лет, а потом засыпались бытовым мусором. Ненужные вещи также выбрасывались в районе зольников, которые располагались между домами. Интересно, что эти небольшие холмы одновременно были и святилищами, служившими местом поклонения божествам, оберегавшим быт.

Скромные размеры скифских домов позволяют предположить, что семьи были небольшими. Подросшие сыновья отделялись от родителей и начинали вести собственное хозяйство. В Восточном Крыму найдены курганы того времени . Они располагались рядом с поселениями и служили местом погребения представителей одной семьи.

Скифские курганы представителей аристократии и небольшие могилы с насыпью простых кочевников и земледельцев, «ящики» и ямы, имеют общую черту - наличие вещей, которые использовались в повседневном обиходе. Это означает, что скифы верили в потустороннюю жизнь. Население крымской Скифии почитало Великую Богиню и мужское божество, которое изображали верхом на коне. У скифов существовал культ меча.

Ранее была написана серия статей о скифских городах-крепостях , расположенных на территории Крыма . Здесь мы не будем рассказывать о них и предложим читателю самостоятельно ознакомиться с уже размещенным материалом.

Таким образом, скифы начали проникать в Крым где-то в конце VII в. до н. э. и обитали на полуострове до III-IV вв. н. э.

В VII-VI вв. до н. э. все скифы были воинами-кочевниками, но со временем из массы конных лучников отделилась военная аристократия. На территории Крыма жили так называемые царские скифы. Их первой столицей было городище Ак-Кая, позже, в III в. до н. э., появился Неаполь Скифский.

Пока верхушка общества занималась военными делами, остальные члены племени продолжали кочевать вместе со своими стадами. В IV в. до н. э. крымские скифы начали переходить к оседлому образу жизни, а в первой трети III в. до н. э. они почти исчезли, так как на полуостров пришли сарматы. Однако им удалось выстоять и Позднескифское государство просуществовало вплоть до прихода готов и гуннов, хотя серьезно ослабло во время военных противостояний с Понтийским царством в конце II века до н. э. Лучшими источниками для изучения скифского прошлого Крыма являются курганные захоронения и руины укрепленных городищ того времени.

— племена, населявшие степи Восточной Европы в VII-II вв. до н.э. Современные представления о появлении скифов можно свести к двум основным теориям. По первой, формирование скифского этноса происходило на основе местного предскифского населения, жившего в Причерноморье еще в позднем бронзовом веке. Вторая, более сложная, исходит из сведений, ставших известными древнегреческому историку Геродоту. Согласно этой теории, проникли в Причерноморские степи и в Крым из Азии. Существуют и научные гипотезы, разнообразно сочетающие эти представления о происхождении скифов и, очевидно, наиболее близкие к реальности. принадлежали к европеоидной расе, их язык относился к иранской группе индоевропейских языков.

Современные археологические периодизации скифской эпохи многочисленны и разнообразны. Наиболее удачным вариантом выглядит ее деление на периоды: архаический — VII-VI вв. до н.э., среднескифский — V в. до н.э., позднескифский — IV — начало III вв. до н.э. Оно основывается на наблюдаемых археологами изменениях скифской культуры. Признаками этой культуры считают «скифскую триаду», состоящую из характерных предметов: оружия - мечей-акинаков и бронзовых наконечников стрел, украшений в зверином стиле и конского снаряжения. Завершение скифской эпохи в Северном Причерноморье и в Крыму относят к концу первой трети III в. до н.э.

В западном Крыму для захоронений скифы использовали и ямы, и каменные ящики. Наибольшую известность получило погребение Золотого кургана. Оно было впускным. Мужчина-воин лежал в могильной яме на специальном грунтовом возвышении-ложе, головой на запад. Ha eгo шee находилась золотая гривна — шейное украшение в виде разомкнутого кольца. Пояс был украшен бляхами с изображением орла и грифоньей головы. В ногах стоял болышой лепной кувшин. Находившийся под погребением набор оружия, помимо овального деревянного щита с набитыми на него железными пластинками, включая короткий железный меч в ножнах с золотой обкладкой, деревянный, обтянутый кожей, колчан со 180 наконечниками стрел. Устье колчана украшала объемная фигура пантеры, выполненная из бронзы и покрытая золотой фольгой.

Очень интересные события происходили в V в. до н. э. в восточной части Крыма — на Керченском полуострове. Здесь начался процесс оседания скифов на земле. Они были втянуты в сферу влияния только что образовавшегося Боспорского царства, заинтересованного в производстве как можно большего количества хлеба. Недавние кочевники превращались в земледельцев, основывали долговременные поселения, переходили от подкурганного обряда к устройству грунтовых кладбищ. К этому же времени относятся первые варварские, очевидно, скифские погребения на некрополе боспорского города Нимфея. Однако скифов в городах Боспора жило еще совсем немного. Об этом свидетельствует очень неболышое количество лепной скифской керамики, найденной на Боспоре в слоях VI-V вв. до н. э…….

В IV в. до н.э. жизнь в крымских владениях скифов изменилась. В это время население увеличилось в несколько раз. Ограниченность пространства, пригодного для кочевой жизни, привела к тому, что большая часть скифов была вынуждена перейти к земледелию. В Степном и Предгорном Крыму происходил переход массы кочевых скифов к оседлости. Это явление особенно хорошо заметно на Керченском полуострове, а также в степи и предгорье близ Феодосии. Происходила седентаризация (переход к оседлости) на скифских землях, граничивших с землями Боспорского царства, либо на землях, ранее бывших скифскими, но в этом столетии вошедших в состав Боспорского государства. Здесь на протяжении столетия возникло несколько десятков деревень, населенных в основном варварами. Размеры сел были разными, от небольших хуторов с двумя-тремя домами-усадьбами, находившимися на приличном расстоянии друг от друга, до больших, поселков, занимавших площадь в несколько десятков гектаров. В них расстояние между домами составляло 30-50 м. Свободное пространство занимали сады и огороды. Нередко между домами возвышались невысокие холмы — зольники. Это была и мусорная свалка, используемая семьей или родственными семьями, и одновременно служившая святилищем божеств, хранителей домашнего очага и семейного благополучия. Дома состояли из двух-трех комнат, имевших жилое и хозяйственное назначение, небольших помещений, отведенных для содержания животных. Их стены возводили из камня на глиняном растворе. Иногда каменными были лишь цоколи, а выше стены состояли из сырцовых, то есть необожженных, высушенных на солнце кирпичей. Крыши были земляными, лишь изредка археологи находят обломки покупной плоской черепицы. Во дворах находились многочисленные хозяйственные ямы, предназначенные для хранения зерна в колосках. В каждую из таких емкостей глубиной от 1,5-2 м и более, вмещалось от полутонны до тонны зерна. Иногда встречаются и крупные ямы вместимостью в несколько тонн. Такие хранилища с широкой нижней частью и узким устьем существовали сравнительно недолго. Как правило, через несколько лет после сооружения их засыпали бытовым мусором — пеплом и обломками разбитой посуды. Бытовые предметы, найденные в мусоре, представлены обломками греческих амфор, местной лепной и приобретенной у греков гончарной посуды, кусками глиняных жаровен, глиняными грузиками для веретен — пряслицами. Изредка встречаются более крупные грузы для ткацких станков. Среди находок на поселениях известны единичные греческие монеты, бронзовые украшения для конской упряжи, бронзовые наконечники стрел, железные орудия труда и обломки оружия.

Основным занятием сельских обитателей было земледелие. Они выращивали пшеницу, которую через порты Боспорского царства продавали в Грецию, в основном в древние Афины. Жители сел занимались придомным и пастушеским скотоводством. Характер придомного скотоводства понятен современному человеку, пастушеское может быть связано с длительным нахождением стада вдали от дома на летних и зимних пастбищах. Доля лошадей в их стадах, по сравнению с кочевым стадом, снизилась, зато возросла доля крупного рогатого скота. Часть мясных продуктов получали путем охоты на диких животных. Садоводство и огородничество существовало в небольших размерах и было направлено на удовлетворение потребностей членов семьи. Семьи, судя по размерам домов, были небольшими — парными, состоящими из родителей и их детей. Похоже, что взрослые сыновья отделялись от отцов, создавали собственные усадьбы и получали новые земельные наделы.

Судя по тому, что все эти дома похожи друг на друга, можно думать, что жители поселков имели близкий по уровню материальный достаток. Скорее всего, это были недавние рядовые кочевники и обедневшие скифы, лишившиеся своих стад и права пользоваться пастбищами. Их труд в своих интересах использовала высшая скифская знать. Возможно на землях Боспорского государства такие «соседские» общины эксплуатировала царская власть.

Близ поселений в восточном Крыму появляются курганные могильники, состоящие из многих насыпей, под которыми находились каменные и грунтовые склепы, предназначенные для членов одной семьи. Лучшие гробницы из хорошо обработанного камня сооружали специально приглашенные для этого каменотесы и строители-греки.

В курганах степного Присивашья были распространены могилы в виде катакомб — небольших искусственных пещер, предназначенных для захоронения одного-двух человек. Население этой части Крыма продолжало придерживаться традиций, характерных для степняков. К тому же здесь нет сел, но нередко встречаются следы стойбищ — недолгах остановок скотоводов. Здесь сохранялся кочевой образ жизни.

Захоронения кочевников богаче, чем могилы земледельцев: их положение в скифском обществе было выше, чем у земледельцев.

Скифская аристократия высокого ранга в это время сосредоточилась в предгорной части полуострова. В первой половине IV в. до н.э. существовал аристократический могильник Дорт-Оба, исследованный археологами близ Симферополя. Возможно, здесь хоронили номархов — правителей крымской части Скифии, подчинявшихся великому царю Атею, возглавлявшему всех причерноморских скифов. Более поздний, относящийся ко второй половине этого столетия могильник местной знати расположен у современного г. Белогорска. Курганы высотой около десяти метров говорят о том, что на Таврическом полуострове появилась собственная династия, считавшая себя всего лишь на один ранг ниже великих царей всей Скифии.

Действительно, на вершинах гор Ак-Кая и Беш-Оба находится caмый большой аристократический могильник крымских скифов, возникший не ранее середины IV в. до н.э. Аккайский курганный некрополь несет оригинальные черты. Они выражены в продуманном использовании особенностей местности и характеризуются архитектурным решением, при котором большие курганы оказались включенными в рельеф Горного Крыма. Так, при взгляде из Степного Крыма на горно-предгорное междуречье рек Биюк-Карасу и Кучук-Карасу, уже с расстояния 15-20 км, а в дни с контрастным освещением — с расстояния в несколько десятков километров, открывается ритмическая картина острых и куполовидных вершин Крымских гор, между которыми проступают как бы уравненные с ними по величине и значению силуэты больших курганов. В строго продуманном выборе перспективы убеждает и то, что в другой части Предгорного Крыма при всем старании, не удалось бы добиться такого эффекта. Поэтому памятник можно отнести к числу уникальных для Северного Причерноморья ланшафтно-архитектурных «парков». Среди почти что сотни небольшие курганов, здесь возвышаются 10 курганов высотой от 6 до 10 м. Под насыпью каждого из них было совершено захоронение представителя скифской аристократии, который в условиях Крымского полуострова, при жизни мог претендовать на царский титул. За две с половиной тысячи лет эти могилы были разграблены и не один раз (этого не понимают современные торговцы древностями, поэтому бригады алчных осквернителей гробниц проодолжают бессмысленно разрушать памятники). Археологам удалось осмотреть только две гробницы, находящиеся под курганами. В одном случае, это была большая скифская катакомба, такая же, как и в больших курганах древних царей Степной Скифии. Во втором, современные грабители раскрыли большой каменный склеп, построенный специально приглашенными греческими мастерами.

Еще одна ветвь скифской аристократии с высоким уровнем притязаний осела в столице Боспорского царства Пантикапее. Ее богатства создавали скифы, обитавшие в многочисленных селах, остатки которых обнаружены археологами на Керченском полуострове. После смерти знатные скифы были похоронены в курганах Куль-Оба и Патиниоти, расположенных в некрополе Пантикапея среди гробниц знатных греческих семей, живших в Пантикапее.

И Куль-Оба и курган Патиниоти по размерам относятся к той же группе аристократических курганов, что и находящиеся на г. Беш-Оба и Ак-Кая в Крымском предгорье. Это уравнивает социальное положение похороненных в них варварских вождей или царей. Каменный склеп, над которым был сооружен курган Куль-Оба, имел вид прямоугольника с уступчатым перекрытием высотой 5 метров. На деревянном ложе покоился скифский владыка в расшитой дорогими украшениями одежде. Здесь находилось богато декорированное оружие, украшения, драгоценные сосуды. Рядом стоял кипарисовый саркофаг с захоронением женщины, в котором были найдены многочисленные украшения. Покой хозяев охранял слуга — оруженосец. Почти таким же было захоронение в кургане Патиниоти. Возможно, в эти двух недалеко друг от друга расположенных курганах, находились гробницы членов одной аристократической семьи, избравшей местом своего пребывания греческий город.

В западной части Крымского полуострова, в кургане Чаян (близ Евпатории), обнаружено еще одно захоронение скифского аристократа. Вероятно, он возглавлял скифов Западного Крыма.

Судя по оружию, обнаруженному в захоронениях, аристократы в военное время были предводителями скифских отрядов, в которых рядовые кочевники составляли костяк конницы, а земледельцам была отведена роль легко вооруженной пехоты.

О взаимоотношениях скифов с греческим населением Крымского полуострова в IV в. до н.э. можно судить лишь по отрывочным свидетельствам из истории Боспорского государства. Так, в начале столетия скифы, подданные царя всей Скифии Атея, выступили в роли союзников боспорского правителя Левкона в войне Боспорского царства против независимой Феодосии. Во второй половине столетия произошла война уже между скифами и Боспором. Причины ее не ясны, однако это столкновение вряд ли было длительным. Вероятно, Боспор, используя в первую очередь экономические рычаги, сумел умиротворить скифов. Поэтому, когда два десятилетия спустя разгорелась борьба за боспорский престол между законным претендентом Сатиром и его противником Евмелом (кстати, братом Сатира), поддержтгоаемым приазовскими сираками из мощной сарматской группы племен, скифы выступили на стороне Сатира, который в конечном итоге проиграл. Это было их последнее активное вмешательство в боспорскую политику, приблизившее решающее столкновение между скифами и их восточными соседями — сарматами.

О катастрофе, постигшей и скифов, и греков в 70-60-е гг. III в. до н.э., можно судить по материалам скифских поселений Феодосийской и Керченской зоны, а также херсонесских поселений Северо-Западного Крыма, в их числе Керкинитиды и Калос Лимена. Жизнь внезапно прекратилась на сотнях поселений, на некоторых из них были обнаружены следы пожаров и останки погибших людей. Картина полного разгрома удручающа, видимо, пришедшие из-за Дона сарматские племена в течение одного или нескольких походов полностью покончили со скифами, в их арсенале были складные ножи и острые топоры, не пощадив и греческих владений. Уцелели лишь греческие города, защищенные мощными каменными стенами.

Одной из интереснейших страниц истории Крыма является господство скифов над большей частью его территории.

Легенды о зарождении Скифского государства

Скифы пришли в степи Северного Причерноморья в VIII-VII вв. до н. э. Среди них выделялось несколько племён, причём их отношения были иерархическими. Территория самого старшего племени, согласно Геродоту, включала в себя северную, равнинную часть Крыма. Также его «царские», как назвал их Геродот, владения включали Северную Таврию и Северное Приазовье на восток до Дона. То было, по словам «отца истории», «самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными».

В Крыму «царские владения» скифов простирались на юг до земель, которые контролировала греческая колония Херсонес, а на восток до перешейка, отделяющего Керченский полуостров от большей части Крымского. На самом Керченском полуострове уже действовала власть греческого Боспорского царства.

О происхождении царской власти у самих скифов бытовала легенда, в которой мы без труда узнаём мотив позднейших русских сказок. Некогда скифами правил царь Таргитай, имевший полубожественное происхождение. У него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Ксай – иранское слово, обозначающее высшую власть. От него, как считают некоторые учёные, и происходит русское «царь».

Когда Таргитаю пришла пора умирать, встал вопрос о наследовании власти. Тут, по мифу, с неба упали четыре золотых предмета: чаша, секира, плуг и ярмо. Когда старший из царевичей подошёл, чтобы взять эти золотые вещи, то они запылали. То же самое произошло, когда к ним подошёл средний брат. И только младший сумел их взять. Братья увидели в этом знак небес и согласились отдать царство младшему брату.

Впоследствии, согласно Геродоту, Колаксай разделил Скифское царство между тремя своими сыновьями. Конечно, эти мифы не отражают реального развития общественных институтов у скифов в тот период. Скифы были ещё кочевниками, жили родо-племенным строем, государственность и публичная власть находились у них в зачаточном состоянии.

Возникновение Скифского царства в Крыму. Неаполь Скифский

На рубеже IV и III вв. до н. э. в «царских владениях» скифов начинает складываться раннее государство. Как свидетельствуют данные археологии, это сопровождалось оседанием скифов на землю, отходом их от кочевого быта, переходом к земледелию. Надо думать, что работали на земле первоначально рабы из чужеземцев и лишь постепенно к ним присоединялись беднеющие рядовые скифы. Как во всех обществах такого переходного типа, сохранение кочевого быта вместо «ковыряния в земле» ещё долго служило главным атрибутом свободного человека.

В начале III века до н. э. в земли скифов вторглись пришедшие из-за Дона племена сарматов. Они вытеснили скифов с большей части их территории в Северном Причерноморье. Это способствовало консолидации скифов в их древних «царских владениях». Одновременно скифы заимствуют у греков обычай строительства крепостей и городской образ жизни. Возникает столица Скифского царства – Неаполь (Новый город) Скифский, как называли его греки (название заставляет предполагать, что был и Старый город, но мы ничего про него не знаем). Ныне его остатки можно видеть на городище Керменчик под Симферополем.

Неаполь Скифский просуществовал не меньше шести веков. Среди его жителей, судя по раскопкам, постепенно появляются жители разных народов: греки, сарматы, роксоланы и т. д. Погребения обнаруживают сильные социальные различия. Знать хоронила умерших в богатых могилах, вырубленных в скале, или в мавзолее у стен города. Средние слои имели своё городское кладбище, а умерших бедняков зарывали за чертой города. Как видим, скифы оставили далеко позади свой древний обычай кремации и возведения высоких курганов. Поэтому мы пока даже не можем точно сказать, какие погребения в Неаполе Скифском принадлежат именно царям.

Важнейшие события

Впрочем, мы вообще почти ничего не знаем о внутреннем устройстве Скифского царства в Крыму кроме того, что оно было, по-видимому, монархическим. На это указывают буквально всего одно-два события, из которых только и известны имена скифских царей.

Под натиском сарматов Скифское царство было вынуждено расширять свои владения в Крыму. В первую очередь – за счёт Херсонеса, который владел обширными землями в западной части Крыма и окружал их стеной. История Скифского царства III-II вв. до н. э. – история его непрекращающихся войн с Херсонесом, в которых перевес в целом склонялся на сторону скифов. Их владения увеличивались, владения греков сокращались. В самом конце II века скифы подступили уже непосредственно к городу. Могущество крымских скифов простёрлось в то время настолько, что греческая колония Ольвия в устье Южного Буга сделалась их протекторатом.

В этих условиях херсонесцы обратились за помощью к царю Понта (которому тогда принадлежало и соседнее Боспорское царство) Митридату VI Евпатору. В 110-107 гг. до н. э. его полководец Диофант разбил скифов и взял их столицу Неаполь. Херсонесу были возвращены прежние владения в Западном Крыму. Царь скифов Скилур и его старший сын Палак пали в бою, прочие его сыновья были лишены власти, Скифия была оккупирована и лишена независимости.

Но тут вмешались римляне. Под их дипломатическим нажимом понтийцы вернули власть наследникам Скилура. В дальнейшем, в ходе войн с Римом, Понтийское царство было разрушено, и Скифия обрела независимость. Правда, неполную, так как она отныне и на много веков была ограничена верховным суверенитетом Рима. В таком состоянии Скифское царство безбедно просуществовало ещё целых четыре столетия, пока в конце IV века н. э. не пало (вместе с соседним Боспорским царством) под ударами готов и аланов.

Обосновавшись в причерноморских степях, скифы совершали набеги на соседей. Они покорили земледельческие племена и заставляли платить им дань. Скифы были отважными воинами. Они славились как меткие стрелки из лука. Каждый мужчина имел запас в несколько сот стрел, наконечники которых смазывались смертельным ядом.

В ближнем бою любимым оружием скифского воина был кинжал и короткий обоюдоострый меч – акинак. Рядовые воины имели кожаные панцири и деревянные щиты, обтянутые бычьей кожей. У вождей были металлические доспехи, украшенные золотом и серебром.

Походы и завоевания скифов

Вслед за киммерийцами скифы совершали походы в Малую Азию. Здесь они разгромили войска сильнейших государств и установили господство на 28 лет. Скифское войско доходило до границ Египта.

Египетский царь – фараон — вышел ему навстречу и богатыми дарами откупился от ужасов нашествия. Память о грозном нашествии упоминается в Библии.

Грабительские походы обогащали скифскую знать и приучали её к роскоши. Поражают богатством захоронения скифских вождей (царей).

Жестокие обычаи того времени требовали, чтобы покойного сопровождали в загробный мир жены и слуги, которых убивали и хоронили рядом.

Над могилой насыпались огромные курганы, достигающие высоты современного пятиэтажного дома. В 1830 году в районе Керчи был раскопан курган Куль-Оба.

В нём в деревянном саркофаге был погребен скифский вождь, обильно украшенный золотом.

Боги скифов

Погребальный обряд скифов неразрывно связан с религиозными представлениями. Они поклонялись Солнцу и священному огню, которые олицетворяла верховная богиня скифов Тибити. Царские скифы также поклонялись Тагимасаду, богу водной стихии – морской и речной. Для своих богов скифы не возводили ни храмов, ни алтарей. Прямо здесь в степи им приносили в жертву домашних животных.

Только один кровавый бог войны требовал человеческих жертв и имел специальные святилища. В нём закапывали каждого сотого пленника. Затем кровью, собранной в специальный сосуд, обильно поливали лезвие меча.

Мужество и готовность скифов защищать свои степи испытал на себе Дарий Первый, царь самой могучей в то время державы – Персии. Примерно в 512 году до н. э. во главе 700-тысячного войска он двинулся на скифские племена. Причина – месть за нападение на Малую Азию. Скифы начали отступать, увлекая персов в свои бескрайние степи.

Чтобы лишить врага пищи и воды, скифы угоняли скот, засыпали колодцы и источники, истребляли растительность. Персидское войско изнемогало в скитаниях по безводной выжженной степи. Дарий вынужден был с остатками войска позорно бежать в свои владения. Славу победы над персами вместе со скифами разделили подвластные им соседние племена, откликнувшиеся на призыв скифских царей принять участие в войне. Но не все прислушались к их просьбе. В числе тех, кто не поддерживал скифов, были жители Крымских гор – .

Основную часть населения Северного Причерноморья в III в. до н. э. составляли попрежнему скифы. Скифы и геты упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331- 330 гг. наместник Александра Македонского во Фракии Зопирион, направившийся с 30 тыс. войска в скифские степи, дойдя до Ольвии, погиб в сражении со скифами. Попытку Зопириона повторил Лисимах, мечтавший о подчинении своей власти всего понтийского побережья. В 292 г. до н. э. он перешёл Дунай и двинулся против гетов, но попал в окружение и вынужден был отказаться от своих завоевательных замыслов. Северное Причерноморье осталось за пределами держав наследников Александра, население его сохранило свою независимость.

Гораздо более серьёзная опасность угрожала скифам с востока. На юго-восточных границах скифских степей, по южному берегу Меотиды (Азовского моря) и на Северном Кавказе, как уже говорилось выше, жили племена синдов, меотов и савроматов, или сарматов.

Со второй половины IV в. до и. э. сарматы начинают оказывать давление на скифов с востока. Греческие источники этого времени уже помещают сарматов на правом берегу Танаиса (Дона), т. е. на территории, некогда заселённой скифами. По своему общественному строю сарматы были гораздо примитивнее скифов. Даже самые богатые из сарматских погребений проще и скромнее скифских. Сарматы значительно меньше, чем скифы, были затронуты торговыми связями с эллинским миром.

Положение стало изменяться в III-II вв. до н. э. Во II в. значительные массы сарматов появляются в степях к западу от Танаиса. В мирном договоре, который был заключён в 179 г. до н. э. Фарнаком I Понтийским с царями Пергама, Вифинии и Каппадокии, в числе европейских правителей упоминается сарматский «царь» Гатал.

Движение сарматов на запад было связано с разложением у них первобытно-общинных отношений. Развитие скотоводства и накопление богатств, прежде всего скота, приводит к выделению племенной знати. По мере увеличения стад возникает потребность в новых пастбищах; формирующаяся племенная знать жаждет добычи, стремится к дальнейшему накоплению богатств - рабов, драгоценных металлов, дорогих сосудов, тканей, украшений. Всё это толкало сарматов на земли более богатых скифов и к древним центрам рабовладельческой цивилизации. Укрепляются связи сарматов с эллинскими колониями, главным центром работорговли становится Танаис.

Отдельные сарматские племена просачивались далеко вглубь скифских степей. Это продвижение совершалось тем более легко, что население этих степей продолжало оставаться в значительной своей части кочевым. Хотя продвижение на запад и сопровождалось ожесточённой борьбой со скифами, однако оно вовсе не означало полного вытеснения скифского населения. Лишь часть его отступала под напором сарматов на запад и в Крым; многие же скифские племена оставались на месте и даже, по всей вероятности, смешивались с сарматами, к которым они были близки по языку. Преобладание в степях Восточной Европы начинает переходить от скифов к сарматам. Этот процесс окончательно завершается во II-I вв. до н. э.

Скифское царство в Крыму

В IV-II вв. до н. э. многие кочевые скифские племена переходят к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием. Исчезают большие укрепленные поселения. Вместо них на Нижнем Днепре и Южном Буге возникает ряд мелких городков, существовавших наряду с поселениями открытого типа. Наиболее развитой областью Скифии становится степной Крым. Здесь рядом с постройками, напоминающими кочевую юрту, появляются прочные каменные дома с черепичными крышами, не уступающие домам эллинских колонистов. Разные типы домов и хозяйственной утвари, а также наличие богатых и бедных погребений в могильниках свидетельствуют о далеко уже зашедшем имущественном расслоении скифского общества. В результате социального расслоения, развития рабовладения и формирования классов во второй половине III в. до н. э. складывается Скифское государство. Наибольшего расцвета оно достигает во II в. до н. э. при царе Скилуре. Столицей царства был город Неаполь, основанный, вероятно, Скилуром, на берегу Салгира (около современного Симферополя). До сих пор раскопана лишь небольшая часть Неаполя, но и то, что вскрыто, показывает, что это был значительный по размерам город с густо застроенными кварталами, с мощными оборонительными сооружениями. Стены Неаполя были построены из каменных глыб, связанных глиняным раствором. Население города занималось земледелием и скотоводством; в жилых кварталах найдено много жерновов и зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, проса, а также большое количество костей домашних животных. В городе существовало местное гончарное производство. Многочисленные предметы из Афин, Родоса, Египта, Пергама, Синопы, причерноморских городов указывают на развитие торговли. Наряду со скифами в городе жили и эллины. Царь Скилур начал чеканить монету со своим именем; надписи на монетах были сделаны iio-гречески и изображения имели чисто греческий характер - это должно было обеспечить монете Скилура хождение в эллинском мире.

Барельсф с изображением скифских царей Скилура и его сына Палака. II в. до н. э. С прорисовки Бларамберга.

Важное значение для изучения скифской культуры II в. до н. э. имеет расположенный в Неаполе рядом с городской стеной склеп-мавзолей, в котором сохранилось до 70 погребений скифской знати. Эти погребения очень богаты: в них найдено свыше 1 300 золотых украшений. В архитектуре, строительной технике, живописи, орнаменте украшений много самобытных скифских черт.

Потребность в новых землях для полей и пастбищ, которая чувствовалась особенно настоятельно ввиду постоянного притока новых скифских племён из степей Северного Причерноморья, откуда их вытесняли сарматы, стремление скифских царей подчинить своей власти ближайшие центры торговли с внешним миром - всё это толкало Скифское царство к завоевательной политике, ближайшим объектом которой становятся Ольвия и Херсонес.

Ольвия в IV-II вв. до н. э.

В IV-III вв. Ольвия и Херсонес продолжали оставаться самостоятельными полисами. На периферии Ольвии и раньше имело место взаимодействие эллинов и скифов и даже сложилось смешанное (миксэллинское) население. Теперь это взаимодействие можно проследить в самом городе. Оно нашло отражение в материале ольвийских некрополей. Весьма симптоматично, что примитивная лепная керамика воспроизводит античные формы, а керамика, сделанная на гончарном круге, воспроизводит формы скифские. Переплетение эллинских и местных элементов заметно и в области прикладного искусства. О росте значения местных элементов говорят и негреческие имена, которые встречаются в ольвийских надписях.

Во второй половине IV в. в Ольвии обостряются внутренние противоречия и социальная борьба. Во время осады города Зопирионом в 331 г. до н. э. правящая олигархия Ольвии вынуждена была пойти на уступки требованиям народных масс: была произведена кассация долгов, для пополнения войска были освобождены рабы и наделены гражданскими правами чужеземцы. Только благодаря этому удалось отстоять Ольвию от врага.

Данные археологии показывают, что в III-II вв, ольвийское ремесло достигает высокого технического совершенства. Быстро развивается керамическое производство: процент местной керамики по сравнению с привозной заметно повышается. Все металлические предметы, употреблявшиеся в быту и в производстве, вырабатывались на месте. Высокого уровня развития достигли также строительное дело и архитектура, об этом свидетельствуют зрелые приёмы в планировке города и его благоустройство. Город имел крепостные стены с башнями, общественные житницы, два рынка, склады для товаров в гавани, мастерские для ремонта судов, причалы. Улицы были замощены каменными плитами и снабжены водосточными канавами.

Во внешней торговле Ольвии Афины отходят на задний план, зато укрепляются связи с эллинистическим Востоком - Пергамом, Египтом, с островами Эгейского моря - Родосом, Фасосом, с городами Южного Причерноморья - Синопой, Гераклеей и т. д.

Развитие рабовладельческого производства и товарно-денежных отношений в Ольвии сопровождалось теми же явлениями, что и в других греческих полисах: происходят усиленная концентрация земли и массовое разорение крестьянства, рост ростовщичества и задолженности значительной части гражданского населения. Чтобы предотвратить возможность демократических переворотов, богатые граждане уделяли часть своих средств на нужды города и подачки беднейшим слоям граждан.

Внутренние противоречия в Ольвии усугублялись внешними затруднениями. Натиск сарматов с востока привёл в движение скифские племена. Предводители кочевых племён требовали с Ольвии «даров», и городу приходилось не только откупаться от них дарами, но временами даже платить им дань. Бессильная бороться с возрастающим напором кочевников, Ольвия в середине II в. до н. э. подчиняется власти Скилура и начинает чеканить его имя на своих монетах.

Скифы были заинтересованы в существовании Ольвии как ремесленного и торгового центра в составе их царства. Прежний металлургический центр скифов на Днепре (Каменское городище) находился теперь вне владений крымских скифов, а их военное дело требовало большого количества металлических изделий. Вероятно, подобно тому как монетный двор Ольвии использовался для чеканки монеты Скилура, ремесленные мастерские Ольвии должны были удовлетворять нужды скифского войска.

Подчинение Ольвии было выгодно не только Скифскому царству, но в некоторых отношениях и самим гражданам Ольвии. Оно избавляло Ольвию от набегов кочевников и уплаты им дани. Жители Ольвии - ольвиополиты, как подданные скифского царя, могли пользоваться преимуществами в торговле с Неаполем, что отвечало торговым интересам ольвийской знати. Царство Скилура было первым местным государственным образованием Северного Причерноморья, которое подчинило своей власти эллинскую колонию.

Херсонес и его борьба со скифами

В отличие от Ольвии Херсонес упорно сопротивлялся скифам. Если в жизни Ольвии большую роль играли торговля и ремесло, то Херсонес был, в первую очередь, земледельческим поселением. Он обладал значительной территорией, расположенной в основном на Гераклейском полуострове (к югу от Севастопольской бухты). Эта территория распадалась на участки (клеры), принадлежавшие отдельным гражданам. В настоящее время один"из клеров удалось обследовать археологически. Общая площадь этого "клера - около 30 га. В центре его находилась усадьба. Клер делился, в свою очередь, на большое количество мелких участков (до 39), имевших различное хозяйственное назначение: виноградники, поля, сады ц подсобные участки. Виноградники и сады занимали больше половины площади клера. Это показывает, что сельское хозяйство Херсонеса имело в основном интенсивный характер.

Во второй половине III в. до н. э. скифы начинают теснить Херсонес. Для обороны от внешних нашествий в юго-восточной части города строится стена, которая должна была защищать портовую часть города, расположенную у современной Карантинной бухты. Кроме того, Херсонес обратился за помощью к Боспорскому царству. Боснор, однако, находился сам в состоянии упадка и не мог оказать достаточно действенной помощи. В 80-х годах II в., возможно через свою метрополию Гераклею, Херсонес сблизился с понтийским царём Фарнаком, стремившимся выставить себя защитником эллинских городов против окрестного варварского населения.

В 179 г. до н. э. между Херсонесом и Фарнаком был заключён специальный договор, фрагмент которого сохранился в херсонесской надписи. Этот договор был направлен против скифов: Фарнак обязался помогать Херсонесу, если соседние варвары нападут на город или подвластную ему территорию. Херсонесу договор был полезен; насколько можно судить при скудости источников, город на протяжении нескольких десятилетий пользовался относительным спокойствием. Наступление скифов возобновилось в конце II в. до н. э. К 110- 109 гг. владения Херсонеса на северо-западном берегу Крымского полуострова - Керкинитида, Прекрасная гавань - оказались под властью скифов. Продолжая своё наступление, скифы подошли почти к самому городу. Одновременно усилились нападения на Херсонес других его соседей - тавров. В этот критический момент херсонесцы прибегли к крайним мерам: они снова обратились за помощью к Понту, однако теперь уже не на основе союзнических отношений, как предусматривалось договором 179 г., а на условиях признания зависимости от понтийского царя Митридата VI, которого они провозгласили своим простатам (защитником). Между тем напор скифов на херсонесские владения не прекратился, а, может быть, ещё более усилился после смерти их царя Скилура (вероятно, в 110-109 гг. до н. э.), которому наследовал его сын Палак. Это побудило Митридата послать в Херсонес более крупные силы под командованием своего полководца Диофанта. Борьба скифов с Диофантом длилась несколько лет. В ходе этой борьбы царь Палак заключил союз с сарматским племенем роксоланов. Но, несмотря па численное превосходство скифов и роксоланов, победа в конечном счёте осталась за Диофантом благодаря применению им более совершенной эллинистической военной техники против армии Палака и его союзников.