Предложение с деепричастием примеры. Построение предложения с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
Лекция: Окружность и круг
Окружность – это замкнутая кривая, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.
В повседневной жизни Вы не раз встречали окружность. Именно её описывает часовая и секундная стрелка, именно форму окружности имеет гимнастический обруч.
А теперь представьте, что Вы нарисовали окружность на листке бумаги и захотели её разукрасить.
Так вот все разукрашенное пространство, ограниченное окружностью – это и есть круг.
И круг, и окружность имеют некоторые параметры:
Центр – это точка, которая равноудалена от всех точек окружности. Центр круга и окружности обозначается буквой О.
Радиус – это расстояние от центра до окружности (R).
Диаметр – это отрезок, проходящий через центр, который соединяет все точки окружности (d). Более того, диаметр равен двум радиусам: d = 2R.
Хорда – отрезок, который соединяет любые две точки на окружности. Диаметр является частным случаем хорды.
Чтобы найти длину окружности, необходимо воспользоваться формулой:
l =2 πR
Обратите внимание, длина окружности, площадь зависят только от радиуса данной окружности.
Площадь круга можно найти по следующей формуле:
S =πR 2 .
Хотелось бы обратить Ваше внимание на число «Пи». Данное значение было найдено как раз с помощью окружности. Для этого её длину разделили на два радиуса, и таким образом получилось число «Пи».
Если круг разбить на некоторые части двумя радиусами, то такие части будут называться секторами. Каждый сектор имеет свою градусную меру – градусную меру той дуги, на которую опирается.
Чтобы найти длину дуги, необходимо воспользоваться формулой:
1. Используя градусную меру:
2. Используя радианную меру:
Если вершина некоторого угла опирается на центр окружности, а его лучи пересекают окружность, то такой угол называется центральным.
Если некоторые две хорды пересекаются в некоторой точке, то их отрезки пропорциональны:
Урок математики в 5 классе
по теме «Окружность и круг».
- ©ГБОУ школа-интернат №1
- Учитель математики: Макарова Н.А.
- Санкт – Петербург, 2015 год.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
- Обеспечить усвоение понятий окружности, круга и их элементов (радиуса, диаметра, хорды, дуги).
- Рассмотреть соотношение между диаметром и радиусом окружности.
- Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.
- Учить находить общее и различное между окружностью и кругом; расширить кругозор учащихся.
- Развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы.
- Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.
- Применение информационных технологий при изучении математики.
- Развитие трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам.
- Формирование интереса к математике.
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, чертёжные инструменты.
Циркуль – это чертёжный инструмент. На одном конце у него - игла, на другом - карандаш.
С циркулем нужно работать осторожно!!!
1. Отметьте в тетради точку и назовите её буквой О.
2. Возьмите циркуль, раздвиньте «ножки» циркуля на расстояние 3 см.
3. Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию.
Окружность – это замкнутая линия, состоящая из точек, которые одинаково удалены от центра.
Точка О –называется центром окружности
Отметим на окружности две точки А и М.
Отрезки ОА и ОМ – называются радиусами окружности.
Радиус окружности – это отрезок, который соединяет центр окружности и точку на окружности.
Соединим точки О и М, О и А.
Радиус обозначается
Постройте в тетради две окружности с радиусом 2 см. Закрасьте внутреннюю область одной окружности.
ОКРУЖНОСТЬ – геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на одинаковом расстоянии центра окружности.
КРУГ – геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, находящихся внутри окружности (включая саму окружность).
Окружность
Какие предметы имеют форму круга, а какие имеют форму окружности?
Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью.
Обозначьте точку пересечения буквой К.
Отрезок АК – называется диаметром окружности.
Диаметр окружности – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр.
Диаметр обозначается латинской буквой d.
Соедините точки
М и К, А и М.
Отрезки МК и АМ называются хордами окружности.
Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности.
Назовите все радиусы, диаметры и хорды окружности.
Нарисуйте окружность с центром в точке О.
Отметьте на окружности две точки А и В.
Точки А и В разделили окружность на две части, которые называются дугами окружности.
Дуга окружности – это часть окружности
между точками А и В.
Назовите все дуги на окружности:
Назовите точки,
лежащие на окружности.
Назовите точки,
не лежащие на окружности.
Назовите точки,
лежащие на круге.
Вариант 1
А1. Как называется отрезок АВ на чертеже №1?
1) диаметр окружности
2) радиус окружности
3) хорда окружности
А2. Выберите верное продолжение высказывания:
Радиус окружности – это отрезок, который…
А3. Может ли окружность имеет два диаметра разной длины?
2) не может
3) затрудняют ответить
Вариант 2
А1. Как называется отрезок АВ на чертеже №2?
1) хорда окружности
2) диаметр окружности
3) радиус окружности
А2. Выберите верное предложение высказывания:
Диаметр окружности – это отрезок, который…
1) соединяет две любые точки окружности
2) соединяет центр окружности с любой точкой окружности
3) соединяет две точки окружности и проходит через центр окружности
А3. Может ли окружность иметь два радиуса разной длины?
2) не может
3) затрудняюсь ответить
В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.
Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.
- Причастный оборот
, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Каков? Что делающий? Что сделавший?
и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.
Предложений с причастным оборотом примеры: Сидевший у окна мальчик отложил книгу и посмотрел на маму (мальчик (какой? что делавший?) сидевший у окна). Мебель, привезенную с дачи , мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).
- Деепричастный оборот
обозначает дополнительное действие, отвечает на вопросы Что делая? Что сделав?
и в предложении относится к глаголу-сказуемому. Выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства.
Примеры употребления деепричастного оборота: Выполняя упражнение , ученик заметил опечатку в учебнике (заметил (что делая?) выполняя упражнение). Приготовив ужин , Катя решила немного отдохнуть (решила отдохнуть (что сделав?) приготовив ужин).
Обратите внимание! При образовании причастного оборота основным словом конструкции может быть только причастие, а деепричастного оборота – только деепричастие.
Обособление причастных оборотов
В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:
- Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.
Примеры: Дима поднял упавшую с вешалки шляпу. Студент перерисовал приведенную в учебнике схему.
- После определяемого слова причастный оборот выделяется запятыми с двух сторон.
Примеры: Дворник, сметавший листья все утро , ушел на обед. Картина, нарисованная в стиле модерн , висела над диваном.
Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает обстоятельственное значение.
Примеры: Перешедшие в другую группу , они еще не успели познакомиться. Переживающий за друга , мужчина каждый час звонил в больницу (звонил (почему? что делавший?) переживающий за друга).
Обособление деепричастных оборотов
У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно – деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, не зависимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Примеры: Испугавшись грохота , котенок спрятался под диван. Бабушка готовила нам чай, расспрашивая о случившемся .
Деепричастный оборот не выделяется запятыми:
- Если входит в состав фразеологического выражения Л(юди слушали гостя развесив уши ) ;
- Если деепричастие перешло в наречие и его можно заменить синонимичным наречием (Они шли не спеша (медленно) ).
- Если деепричастный оборот включает зависимое слово который или производные (Мы посетили лекцию, прослушав которую стали лучше разбираться в предмете).
Деепричастия и деепричастные обороты, как и причастные обороты, - характерная примета письменной речи, прежде всего - официально-делового и научного стиля. В устной речи они встречаются редко. Более того, не рекомендуется использовать деепричастия в устной речи вообще!
Но поскольку деепричастие - книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.
При употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует обращать внимание на комплекс факторов.
1. Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.
Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге чиновника Ярмонкина: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа
. Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа
. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня
(именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу
.
Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:
Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (Пушкин).
В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить .
Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие:
Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.
2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.
Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне . Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (ср.: Возвращаясь домой, я загрустил ), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (ср.: Когда я возвращался домой, мне было грустно ).
Допускается, хотя и не приветствуется (!), использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную ).
3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.
Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (ср.: Боец ранен в голову осколком гранаты ), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (ср.: Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа:
Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.
Чтобы сделать такие предложения корректным, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:
При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.
Ср.: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.
5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:
Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).
Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении!
Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).
6. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.
Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).
Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:
Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).
После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:
Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).
7. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.
Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:
Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.
Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Улыбнувшись, она протянула мне руку.
При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое - глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.
Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей - есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.
Приведём ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа . В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие - глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа ), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума. А это бессмыслица!