Застенчивости в поведении у взрослых. Разнообразие проявления застенчивости. Как помочь застенчивому ребенку

«Дети-изгои. Работа с проблемой»

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные и есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята – явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Собственные наблюдения, биографии разных людей и примеры из художественной литературы наводят на мысль, что в любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше – их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников. Попробуем разобраться в природе такого явления, как отвержение одного или нескольких членов коллектива.

    Действующие лица.

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики , их жертвы и, конечно, преследователи – основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе есть нейтральные наблюдатели . Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы . Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением считаются) – большинство преследователей оставляют изгоя в покоя, конфликт сходит на нет в самом начале. Но довольно часто защитник изгоя сам становится изгоем.

Рассмотрим психологические особенности основных действующих лиц.

    ЗАЧИНЩИКИ

Обычно один-два человека в классе становятся инициатора­ми травли или активного неприятия одноклассника. Им по ка­ким-либо причинам не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонст­ративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициа­торами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают за­щищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля - это результат личной мести за что-либо.

Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, «обиженные жизнью». Согласно Аль­фреду Адлеру, «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации. В этом случае в человеке присутствуют надменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т.п.»

Итак , инициаторами травли могут стать:

Активные, общительные дети, претендующие на роль ли­дера в классе;

Агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безот­ветную жертву;

    дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

    дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подоб­ный шовинизм или снобизм является результатом соответ­ствующего семейного воспитания);

    эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

Максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).

Зачинщиков отличает следующее:

Высокая самооценка и высокий уровень притязания.

Стремление объединить вокруг себя одноклассников, что­ бы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания.

Стремление добиться справедливости.

    ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ

Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся не­сколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверст­ника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называе­мому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

И наконец, небольшой процент преследователей таким обра­зом самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко нака­зывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают осо­бых симпатий у одноклассников. Можно выделить следующие психологические характеристи­ки детей, становящихся преследователями:

    Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружаю­щих, безынициативны.

    Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, не­ким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).

    Не склонны признавать свою ответственность за происхо­дящее (чаще всего считают виноватыми других).

    Часто подвержены жесткому контролю со стороны стар­ших (их родители очень требовательны, склонны приме­нять физические наказания).

    Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Несклонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).

    Неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов,нет взаимных выборов ни с кем из класса).

    Трусливы и озлоблены.

    ЖЕРТВЫ

Действительно, в жертве всегда есть что-то такое, что спо­собно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами. Скорее всего, подвергнется нападкам и насмешкам ребенок:

С необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, ко­соглазие и т.д.);

Страдающий энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала);

Тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;

    неопрятно одетый;

    часто пропускающий занятия;

Неуспешный в учебе,

    слишком опекаемый родителями;

    не умеющий общаться.

Мо­жно выделить следующие психологические особенности жертвы.

Отвергаемые дети могут отличаться как невысокой само­оценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной са­мооценкой и высоким уровнем притязания. Оценивают себя неадекватно высоко по тем параметрам, по которым они очевид­но менее успешны, нежели их одноклассники (например, по количеству друзей предполагают, что окружающие их недооценивают (родители или учителя считают их менее успешными в учебе или имеющими меньше друзей, чем на самом деле).

Претендуя на большую успешность (желая быть самыми лучшими по всем параметрам), часто выбирают трудные задачи, а после неудачи выбирают еще более сложные задания.

Дети-жер­твы часто подчеркивают свое неприятие школы, отмечают, что
их дразнят, обижают одноклассники.

Непопулярные дети часто отрицают собственную ответственность, не испытывают чувства вины за происходящее, выказывают высокую степень защитной агрессии, направленной вовне, и не пытаются найти выход из ситуации.

2. Истоки неприязни

Проблема любого детского коллектива состоит не только в активном неприятии или травле одного из членов группы (клас­са) - это явление заметное для окружающих, и, следовательно, его легче отследить и попытаться пресечь в самом начале. Но дело в том, что многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают (например, последним выбирают в команду, не радуются его успехам), то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Он думает: «Если однажды я вообще перестану ходить в школу, никто и не заметит».

Можно условно выделить несколько видов отвержения, все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого ребенка непереносимой.

    Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя ка­кую-то цель: месть, развлекаются и т.п.).

    Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения).

    Пассивное неприятие , возникающее только в определен­ных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»

    Игнорировани е (просто не обращают внимания, не обща­ются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы.

Согласно многим психологическим исследованиям, в пер­вую очередь детей привлекает или отталкивает внешность свер­ стника . На популярность среди сверстников могут также вли­ять успехи в учебе и спортивные достижения . Особо ценится умение играть в команде . Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые . Но при этом непринимаемые дети не всегда необщительны и недружелюб­ны. Таковыми их почему-то воспринимают окружающие. Плохое к ним отношение постепенно становится причиной соот­ветствующего поведения отвергаемых детей: они начинают нарушать принятые правила, действуют импульсивно и необду­манно.

Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят «выскочек» - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или де­тей, идущих против класса, например, отказывающихся сбе­жать с урока.

3. Кого не любят: портретная галерея

Ниже описаны дети, которые чаще всего подвергаются нападкам.

«Любимчик»

Еще Януш Корчак писал, что дети не любят тех сверстни­ков, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и берут под свое покровительство и защиту, обрекая на одиночество и ос­корбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения.

Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А новые попытки сблизиться таким образом отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться другим способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

«Прилипала»

«Шут» или

«Козел отпущения»

Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому не обижают. А он слыша смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно

Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

«Озлобленные»

«Непопулярные»

Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не замечают, с ним никто не играет. Нередко это бывает, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля. Один второклассник говорил: «Они со мной даже не здороваются»

Есть дети, которые могут с одинаковой вероятностью стать как, жертвами так и преследователями.

    Агрессоры

Чаще агрессивный ребенок становится инициатором группо­вой травли или издевается над жертвой в одиночку при попус­тительстве окружающих. В противном случае агрессивный ребе­нок будет пассивно отвергаться сверстниками, так как может за себя постоять, но не умеет сотрудничать. Остановимся на пси­хологических особенностях преследователя и жертвы, склонных к агрессивному поведению.

    Агрессор-нападающий . Ребенок почти всегда испытывает труд­ности в общении с семьей и другими детьми. Он изначально отличается от других детей большей вспыльчивостью, непокор­ностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Ему свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Агрессивными часто бывают дети, наделенные лидерскими чертами, бунтующие против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.

Эмоциональная неудовлетворенность (проблемы в семье, неудачи в учебе) заставляет детей искать «утешение» в причи­нении боли другим - они мучают животных, издеваются над детьми, оскорбляют их словесно и действием. И тем самым об­ретают внутреннее равновесие. Жертвами таких детей часто ста­новятся те из сверстников, кто явно слабее их, не умеет за себя постоять. Иногда встретив серьезный отпор со стороны намечен­ной жертвы, агрессор может отступить. Однако у агрессивных детей часто находятся последователи подпевалы, которые таким образом стремятся оградить себя от их агрессии или пытаются избавиться от одиночества.

Серьезное отставание в учебе также может быть как следстви­ем, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи от­мечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, имеют низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школь­ном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарова­ния и обиды, которые могут перерасти в протест, агрессивное поведение, желание самоутвердиться за счет более успешных в учебе сверстников.

    Отвергаемый агрессор . Ребенок не умеет отстаивать интере­сы в споре, не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится, обижается, отказывает­ся от игры, неудачи надолго выбивают его «из колеи». Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище.

Ребенок, испытывающий напряженность, стресс, неуверен­ность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребе­нок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он сво­ими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих. С агрессией детей необходимо бороться, направляя их энер­гию в мирное русло. Замечательный чешский психолог Зденек сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей для разрядки накопившейся энер­гии - пусть играют, как хотят, отдыхают в движении. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создавать усло­вия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно пред­ложить им занятия в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать разные игры или длительные прогулки.

    Ябеды

Жалобщиков не любят ни взрослые, ни дети. Ребенок, ре­шивший пожаловаться, рискует вдвойне: получить от воспита­теля пренебрежительный или резкий ответ и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу. Самая частая реакция взрослых на детские жалобы - досада или негодование. Сверстники счита­ют ябед нытиками, слабаками, доносчиками, им не доверяют, не берут в общие игры. С жалобщиками стараются не связы­ваться, угрожая рассказать взрослым что-то о проделках жертвы, ябеда получает над ней власть, которой охотно поль­зуется.

    Ябеда-жертва . Чаще всего ябеда - это отвергаемый сверст­никами ребенок. Вопрос в том, стал ли он изгоем из-за своей «любви» жаловаться или ябедой из-за того, что его отвергли свер­стники?

Основные причины, побуждающие ребенка жаловаться:

- Отчаяние. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непо­нятной, опасной - он идет к взрослому за помощью, с ним де­лится информацией о происходящем. Если его или кого-то еще обижают, угрожают расправой, затягивают в какое-то нехорошее дело, - ребенок идет за советом, помощью, защитой. Взрослый для ребенка - последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам. Обычно с возрастом таких си­туаций становится все меньше, жалобы сходят на нет. Однако
во многом это зависит от степени самостоятельности ребенка. Иногда возможность пожаловаться становится для отвергаемо­го ребенка единственной защитой от происходящего.

- Месть . Если ребенка обижают сверстники, не берут в игру, он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее час­то жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Жалобы прекраща­ются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе.

    Ябеда-нападающий . Ребенок с завышенной самооценкой, неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стре­мящийся к лидерству (но не умеющий сотрудничать со сверстни­ками), к которому родители предъявляют очень жесткие тре­бования и которого часто наказывают за неуспеваемость, будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти. Также ябед­ничество может использоваться как шантаж , с целью заставить сверстника подчиниться: «Вот я учителю расскажу...», «Если не примете меня в игру, расскажу, что это вы...» Угрожая разобла­чением другим детям, ребенок заставляет их принять свои усло­вия. Этому очень удобному и распространенному способу мани­пуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе, - не будет тебе зоопарка в воскресенье!», «Будешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут!» К подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом.

Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим тоже является источником частых жалоб. Отвергнутого ребенка побуждает ябедничать ревность (к братьям и сестрам, к выделя­емым учителем детям), за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Учительские или родительские «любимчики» могут использовать угрозу по­жаловаться как шантаж, взрослые становятся средством воздей­ствия на провинившихся сверстников.

Нередко ябедничество для ребенка становится способом са­ моутверждения . Ребенок владеет некоторой информацией о дру­гих детях, которой он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремит­ся привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Если ребенок будет чувствовать себя комфор­тно в классе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области (творчество, общественная деятельность, учеба), то ему не нужно будет прибегать к жалобам как средству самоутверждения.

Можно по-разному относиться к детским жалобам, но необходимо понимать, что, принимая меры, мы поощряем та­кое поведение детей и способствуем тому, чтобы они продолжали жаловаться. Бесполезно запрещать ребенку жаловаться, необ­ходимо разобраться в причинах, побуждающих его к этому. За­прещая же, можно отбить у него желание делиться с близкими своими проблемами. Первопричина всех детских жалоб - дове­рие взрослому и надежда на помощь с его стороны. Ребенок, не чувствующий себя защищенным, будет жаловаться на все и всем.

Если подать ребенку пример разрешения проблемы, то, воз­можно, в следующий раз он попробует справиться с ней само­стоятельно, а не побежит за помощью к старшим. Именно со­вета, как поступить в той или иной ситуации, чаще всего ждут дети, пожаловавшись родителям на трудности.

4. Серьезные последствия.

Стремление стать своим в коллективе завоевать расположение одноклассников может толкнуть ребенка на неблаговидные поступки.

    Ложь и хвастовство: Неуверенность в себе, потребность привлечь к себе внимание, стремление повысить свою значимость заставляют ребенка лгать. С помощью вранья и утаивания он надеется если не улучшить, то хотя- бы не испортить отношения к себе. Все осуждаемые хвастунишки – это обычно не популярные у других детей ребята или дети с какими-либо изъянами в развитии. Не находя в реальном мире того что может повысить их ценность, они придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Отвергаемый сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание.

    Воровство: Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может украсть дома деньги. Накупить на них конфет и раздать их детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу и хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. В другом случае воровство становится средством мести окружающим за свои беды.

    Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические даже психические расстройства. Регулярные издевательства могут спровоцировать попутку самоубийства или покушение на кого0либо из преследователей.

5. Роль учителей

Проблему непопулярных детей должны решать в первую очередь педагоги, а родители психологи и социальные педагоги – должны оказывать им посильную помощь. Бывают что учителя, невольно усугубляют ситуацию изоляции некоторых учеников, сложившуюся в классе, а иногда своим поведением провоцируют появление насмешек.

Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива, естественно именно учитель знает о способности своих учеников и может помочь им проявить себя.

1. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности надо воздержаться от публичных обвинений, выяснения отношений с учеником уличенном во лжи или воровстве, в противном случае навсегда погубить его репутацию.

    Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей.

    Необходимо избегать высмеивания и сравнения ребят на уроках.

    Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми.

    Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратите внимание на чувство жертвы.

    Отношения в классе во многом зависят от тактики поведения учителя избранным учителем с первых дней работы в классе. Учитель может не только не допустить возникновение ситуации отвержения, но и способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемуся ему по наследству.

    Помощь родителей.

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рас­сеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контро­ля. Условно можно выделить несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сде­лать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками. Необщительные, замкнутые родители не могут научить ре­бенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с дру­гими людьми, подают детям родители.

Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учи­теля, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей. Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок при­выкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чув­ством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.

Иногда родители бывают правы - в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие. В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникает­ся еще большей неприязнью к несчастному ученику. Пре­следователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример «разреше­ния» конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребен­ку медвежью услугу.

Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

Проблема отвергаемых детей - это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблема популярности-непопулярности среди сверстников актуальна для всех детей. Во многих американских фильмах, посвященных молодежи, именно взаимоотношения в коллективе чаще всего становятся главной темой. К чему только не прибега­ют отвергаемые тинейджеры - герои таких фильмов, чтобы за­воевать признание товарищей. Подкупают самую популярную в школе девочку, стараются достичь небывалых успехов в учебе или спорте, колдуют, заключают контракт с дьяволом. И это не толь­ко фантазия американских сценаристов, - как мы уже говорили, ребенок (особенно подросток) часто бывает готов на все, лишь бы его приняли, признали, обратили на него внимание.

В жизни практически каждый ребенок становится если не участником (зачинщиком, жертвой, преследователем), то хотя бы наблюдателем травли, и не только в школе, но и в лагере, во дворе, на даче.

Кем вырастут униженные и оскорбленные дети? Забитыми и неуверенными в себе людьми или, наоборот, защитниками слабых? Одни, пройдя в детстве через издевательства и травлю, никогда сами не станут унижать других. «Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду травить... Хоть убейте!» А другие, наоборот, будут стре­миться отыграться за свои унижения на других (часто выясня­ется, что те, кто издевается над слабыми, в детстве сами были объектами издевательств).

Кем вырастут преследователи и зачинщики? Одни одумаются, и им будет стыдно вспоминать о случившемся. Другие вой­дут во вкус и будут и дальше самоутверждаться подобным обра­зом. Детская нетерпимость к сверстникам может стать первым шагом к юношескому фашизму.

Если сверстники будут безнаказанно обижать ребенка, а взрослые позволят им это делать, то ему будет очень сложно

научиться доверять, дружить и любить. Жестокость и равнодушие окружающих в большинстве случаев порождают в детской душе обиду и желание отомстить. Только своевременная защи­та и поддержка со стороны окружающих уберегут личность ре­бенка от негативных последствий травли.

Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации то­варищей, с юмором относиться к неудачам и знать, что иногда правильнее посвятить в свои проблемы взрослых, чем разбирать­ся самостоятельно.

Если кормить домашнего удава живыми мышами на глазах у ребенка, то не стоит удивляться, когда через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Как ему объяснить, что собаке или брату больно, а мышам -нет? Дети - максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва. Только личным примером можно научить ребенка сочувствию, со­переживанию и терпимости.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, по­смотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.


Как помочь ребенку в выборе друзей

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их сто­роны. Надо помочь организовать общение ребенку, со­здать соответствующее окружение. Мало просто отдат ь его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, од­ноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими ин­тересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей - не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его вза­имодействовать с окружающими. Не надо пытаться пол­ностью оградить ребенка от отрицательных пережива­ний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддавать­ся на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правиль­нее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятель­но, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Как помочь своему ребенку стать увереннее

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это -шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.

Р
одительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащи­щенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать понять, что вы критикуете конкретный поступок ребен­ка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно ска­зать ребенку: «Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (обижаться) на тебя!»

Как помочь своему ребенку наладить

взаимоотношения в классе

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки из 5 "Б"».

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. На­пример, можно предложить ребенку вместо того, чтобы на­чинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в гла­за обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивай­те праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий ан­глийским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться само­стоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребен­ка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

В
нимание!
Если ситуация зашла слишком далеко, на­пример, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками - не самое глав­ное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому, скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Когда человек слишком робок и недоверчив, легко пугается, испытывает трудности в общении, чувствует себя неловко в присутствии других людей – о нём говорят, что он застенчив. Зная русский язык, нетрудно понять происхождение этого слова: в словаре Даля говорится, что это производное от слова «застениться», что означает «заслониться от окружающих стенами» - если рассматривать буквально.

На самом деле, «стены», которые психологически возводит вокруг себя человек, отделяют его от окружающего мира и других людей надёжнее, чем стены каменные – например, крепостные. Если из крепости или тюрьмы можно выбраться, имея обычные ключи, то найти ключи к душе человека зачастую не под силу даже специалистам – психологам и психотерапевтам.

Как ведут себя застенчивые люди

Очень часто они до умопомрачения боятся мнения окружающих их людей: им кажется, что самое страшное в жизни – не понравиться другим людям, вызвать их неодобрение, насмешки или недовольство. Именно поэтому застенчивый человек никогда не позволяет себе быть в центре внимания, подавляет возникающие спонтанно желания, не хочет открыто выражать своё мнение и отстаивать свои права.

Такие люди избегают ситуаций, в которых нужно действовать и принимать решения, общаться и открыто говорить другим о своих ценностях. Именно из-за этого большинство застенчивых людей не добиваются в жизни успеха: они просто не могут заставить себя познакомиться с новыми людьми, попробовать общаться, воспользоваться предлагаемой возможностью и начать делать что-то новое – они очень боятся неудач.

Почему застенчивость вредна

Когда человек постоянно смущается, и слишком озабочен тем, что подумают о его поведении окружающие, то это работает против него: окружающие действительно не могут адекватно оценить все способности и таланты этого человека, да и сам он теряет ясность мышления. В такой ситуации быстро появляются негативные ощущения, возникает беспокойство, депрессия – такое чаще случается именно с застенчивыми людьми.

Проблема эта встречается гораздо чаще, чем может показаться: по результатам исследований, около 80% людей довольно часто чувствуют робость в разных ситуациях, а 40% проявляют застенчивость почти постоянно. Проявляется это по-разному: у человека учащается пульс, он не может говорить, теряет самообладание, дрожит, опускает вниз глаза.

Откуда появляется застенчивость. Причины застенчивости

Откуда появляется застенчивость? Ведь маленькие дети, как правило, очень общительные и весёлые: они всегда любят быть в центре внимания и не стесняются открыто выражать своё мнение. Откуда же берутся робкие и застенчивые взрослые люди?

У учёных, как всегда, множество теорий и предположений. Одни считают застенчивость врождённой особенностью характера, а другие – поведенческие психологи, - уверены в том, что застенчивость возникает, как реакция на негативные события, произошедшие ранее – ведь негативный жизненный опыт, связанный с разными жизненными ситуациями, есть у каждого человека. Возможно, когда-то человек потерпел неудачу в общении, или видел, как не повезло кому-то другому, и этого оказалось достаточно, чтобы застенчивое поведение закрепилось.


Застенчивость может возникнуть и закрепиться, если человек не имеет навыков общения, беспокоится из-за того, как оценят окружающие его поступки, и постоянно унижает себя, считая неспособным или даже дефективным. Если постоянно говорить себе – «я застенчивый», то это обязательно войдёт в привычку, а привычка, как говорил классик – «вторая натура».

Психоаналитики считают, что застенчивость возникает из-за внутренних конфликтов, а социологи говорят, что нормы и установки общества делают людей застенчивыми. Иногда бывает достаточно начать говорить о ребёнке, что он стеснительный и застенчивый, чтобы он действительно стал таким – обычно об этом начинают говорить сами родители, или воспитатели в детском саду.

Когда такой ребёнок растёт, он постоянно сравнивает себя с другими, и ему всё время кажется, что он хуже. Конечно, это неправда, но человек, становясь взрослым, всё время находит подтверждение этому мнению – ведь известно, что мы находим то, что ищем.

Как избавиться от застенчивости

Справиться с застенчивостью можно, однако сначала надо понять причину её возникновения. Часто человек абсолютно неправильно понимает отношение к нему окружающих: он может думать, что его не любят и осуждают, и его это даже не удивляет – ведь он считает себя хуже других и почти всегда ожидает неблагоприятного исхода дел.

Что происходит в таких случаях? Конечно, чаще всего худшие ожидания сбываются – неприятности просто притягиваются к таким людям. Окружающие начинают говорить, что они хронические неудачники, и дают им всякие негативные прозвища, которые прилипают к человеку, как ярлык, и буквально программируют его на проблемы во всех областях жизни. Чрезмерная робость и застенчивость не имеют никакого отношения к скромности. Всем известно выражение – «скромность украшает», и это действительно так, но речь здесь идёт скорее о соблюдении элементарных правил вежливости, уважении к себе и окружающим, а не о том, чтобы смирно сидеть в уголочке и делать вид, что тебя не существует вовсе.

Если человек всё время робок и замкнут, то окружающие могут принять такое поведение за высокомерие и невоспитанность. Таким образом, человек сам себе строит ловушку, из которой потом не может выбраться: всё больше боится выражать свои мысли и чувства, закрывается от других людей, лишая себя радости полноценного общения.

Застенчивым людям бывает очень трудно, или даже невозможно выйти на сцену для публичного выступления – им кажется, что ничего страшнее в жизни просто быть не может. Их бросает в жар и холод, трясёт, мысли путаются, а язык отказывается говорить. Для людей с таким поведением жизнь может стать невыносимой, и вообще превратиться в кошмар: постоянные стрессы и плохое настроение приводят к возникновению хронических заболеваний, которые, в свою очередь, серьёзно ухудшают качество жизни и сокращают её продолжительность.

Чтобы избавиться от застенчивости, научиться общаться с разными людьми, чувствовать себя свободно и раскованно в любой ситуации, надо принять решение изменить свою жизнь, и даже обратиться к помощи психолога, если это необходимо. В западных странах услугами психологов с успехом пользуются многие люди, хотя в России это до сих пор не слишком принимается, а иногда считается «неприличным», и даже вызывает насмешки знакомых.


Прежде всего, поймите, что волноваться из-за того, что о вас подумают другие люди – глупо, а иногда просто неуместно: люди, как правило, чаще всего заняты собой – ведь каждому человеку, как и вам, небезразлично, как он выглядит,- а уже потом обращают своё внимание на окружающих. К тому же те, чьё хорошее отношение вам действительно стоит заслужить, оценивают людей не по внешним признакам, а по их настоящим качествам.

Возьмите себе за правило: всегда мыслить позитивно – тем более, если вы думаете о других людях. Многие люди будут не согласны с вами по разным вопросам, будут иметь противоположную точку зрения – но это не означает, что они станут вас осуждать. Учитесь общаться, даже если вам страшно подходить к людям и завязывать разговор. Улыбайтесь и будьте приветливыми, и помните: вы отвечаете за исход разговора только наполовину – другая часть ответственности лежит на вашем собеседнике.

Не судите себя строго – разбудите в себе чувство юмора. Если вы сказали что-то не так, не надо себя ругать – улыбнитесь, позвольте себе быть собой, и продолжайте разговаривать.

Цели, которые вы перед собой ставите, должны быть для вас реальными и значимыми – иначе вам просто не захочется их добиваться. Например, поставьте себе целью научиться завязывать разговор, вести себя уверенно и общаться легко даже тогда, когда человек вам совершенно незнаком.

В трудной для вас ситуации – например, перед публичным выступлением, постарайтесь подготовиться заранее – потренируйтесь дома, перед членами семьи или даже просто перед зеркалом – это вам необходимо. Выступая перед аудиторией, думайте не о том, как вы выглядите, а о том, что перед вами находятся люди, для которых ваша информация является жизненно важной – и у вас всё получится прекрасно.

Всегда одевайтесь красиво и со вкусом. Если вы на данный момент ограничены в средствах, то следите за тем, чтобы одежда была всегда чистой и аккуратной, и добавьте к ней хотя бы одну яркую деталь: галстук, шарф, платок, цветок или другие аксессуары.

Разговаривая с человеком, не ждите, что он будет развивать разговор – развивайте его сами, но также слушайте собеседника – интересуйтесь его мнением и делайте ему искренние комплименты, но никогда не льстите.

Некоторым людям кажется, что избавиться от застенчивости помогает алкоголь, и они используют его всё чаще и чаще. Это недопустимо, и не только потому, что таким образом легко пристраститься к алкоголю – под влиянием спиртного человек становится не свободнее, а развязнее, и может буквально «сорваться с цепи» - той самой «цепи», на которой его постоянно удерживают различные комплексы. После такого поведения, когда пройдёт действие спиртного, состояние застенчивости усугубляется – ведь человеку стыдно за своё поведение, и он ещё больше замыкается в себе, старается отдалиться от окружающих.


Попробуйте использовать аутотренинг и аффирмации – позитивные утверждения и установки: сегодня об этом говорят везде, и поэтому многие люди считают это несерьёзным – но это работает.

Перестаньте зацикливаться на своих неудачах: вспомните и осознайте, что не ошибаются только те люди, которые ничего не делают – это истина. Запоминайте не свои ошибки и неудачи, а свои победы и успехи, хотя и ошибки нам даются для того, чтобы извлекать из них позитивный опыт.

Как только вы начинаете ощущать неловкость в общении с другими, вспомните о некоторых правах, которые есть абсолютно у каждого человека: право говорить - «нет», и не чувствовать себя виноватым при этом; право не оправдываться; право самому оценивать свои поступки и чувства; право ошибаться и отвечать за свои ошибки; право не нравиться; право не знать чего-либо; право на независимость; право принимать нелогичные решения – если это не вредит другим.

Если же в какой-либо ситуации вам будет трудно расслабиться, вспомните слова, сказанные кем-то из известных и великих:
«Не заботьтесь о том, что подумают о вас другие: они слишком обеспокоены тем, что вы думаете о них».

При поступлении Али в старшую группу детского сада мать, не стесняясь присутствия дочери, охарактеризовала воспитательнице ее так:
- Она у нас нескладная: за что ни возьмется - ничего у нее не выходит!
Девочка густо покраснела и опустила глаза. В детском саду она нечаянно ломала игрушки, разбивала тарелки во время дежурства, робела и замыкалась все больше и больше. Особенно трудно было с Алей на занятиях физическими упражнениями.
Однажды играли в подвижную игру «Кто скорее возьмет флажок». Дети охотно выполняли задание. Только Аля во время игры не сдвинулась с места. Воспитательнице не удавалось убедить ее побежать за своим флажком. Между тем девочка умела и бегать и прыгать.
На следующем физкультурном занятии воспитательница поставила Алю рядом с новой девочкой Олей и шепнула ей, что Оля робеет и надо ей помочь, так как она плохо знает игру. Аля молча стала в пару с Олей. Сама старательно выполняла правила игры и показывала новенькой движения. Воспитательница похвалила Алю.
На другой день все пошло по-прежнему. Поливая комнатные растения, Аля уронила цветочный горшок и разбила его. Опять она была какая-то скованная, а глаза как будто говорили: «Я не виновата, видите, какая я неловкая!»
(М. М. Скудина. Записки воспитателя детского сада. М., «Просвещение», 1965, стр. 217-220.)

1. Почему у Али появилась застенчивость?
2. Какие недостатки могут появиться у ребенка, если вовремя не преодолеть эту черту характера?
3. Как помочь Але преодолеть застенчивость?

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Застенчивость, ее влияние на жизнь человека. Причины возникновения и основные признаки данного поведения. Актуальные способы борьбы с застенчивостью.

Содержание статьи:

Застенчивость - это эмоциональное состояние, которое заставляет человека чувствовать дискомфорт, неуверенность в себе и своих силах. Данное чувство присуще каждому, но степень проявления у всех разная. На его формирование влияет воспитание в кругу семьи и опыт прошлого. Боязнь всего нового и незнакомого заставляет человека замкнуться в себе, может привести к психическим отклонениям.

Влияние застенчивости на жизнь человека


В жизни человека стеснительность может играть как роль «изюминки», так и мешать в достижении поставленных целей, все зависит от степени проявления. При знакомстве и первом совместном разговоре всегда обращается внимание на манеры, способность вести диалог и открытость перед собеседником.

Если человек тактичен, в меру испытывает смущение, не повышает голос, это говорит о его хорошем воспитании. Но, если всегда присуще чувство страха ко всему новому, боязнь оказаться в центре внимания и сделать что-то не так, нужно бить тревогу и искать всевозможные способы, как преодолеть застенчивость, пока не поздно.

Застенчивый человек - это не всегда вечно смущенная и замкнутая личность, он может играть роль, одевая на публике маску тихони, а с родными вести себя агрессивно и враждебно. К такому виду поведения приводит неспособность высказывать свое мнение на публике или действовать согласно собственным желаниям, впоследствии чего он находит разрядку в семейных ссорах, а разгадка такого отношения кроется глубоко в детском воспитании. Еще в младенческом возрасте нужно задумываться о последствиях родительского влияния.

Результат застенчивости:

  • Неуверенность в себе и своих силах . Человек, обладающий данным качеством, теряет способность самостоятельно руководить своей жизнью, идет на поводу у окружающих, имея при этом свою точку зрения, но в итоге отказываясь от нее. Такие люди не в силах устроиться на работу (боятся не пройти собеседование и подвергнуться насмешкам).
  • Проявление страха перед авторитетами и представителями противоположного пола . В присутствии посторонних ощущают дискомфорт и подавление, боятся проявить инициативу, не говорят то, что думают, и живут по принципу - лучше ничего не делать, чтобы не ругали. В основном такие люди замкнуты и практически не общаются с представителями другой стати (считая себя недостойными их внимания). Отдают предпочтение виртуальному общению и не заводят новых живых знакомств.
  • Разнообразные фобии . Застенчивые люди не могут заставить адекватно себя вести и четко мыслить, подвергаясь при этом постоянным страхам, которые впоследствии приводят к депрессивному состоянию. Стеснительный человек в большинстве случаев проживает свою жизнь в одиночестве или в кругу семьи, так и не решившись найти общий язык с социумом. Нежелательная застенчивость может привести к глобальным фобиям, которые в свою очередь затмят вкус жизни сплошным страхом ко всему живому.

Основные причины возникновения застенчивости


Многие работы ученых и психологов были положены на изучение происхождения так называемого стеснительного состояния у человека и влияния данного проявления на жизнь.

Мнения сошлись на таких причинах застенчивости, рассмотрим каждую из них:

  1. Наследственность . Если в семейной паре кто-то располагает к проявлению застенчивости, то такую особенность может унаследовать ребенок на генетическом уровне.
  2. Влияние воспитания . Ребенок, подвергающийся постоянным запретам, упрекам и унижениям, попадает под риск стать неуверенным в себе с возрастом.
  3. Неспособность идти на контакт . Данная причина вызвана тем, что не сформированы элементарные навыки общения.
  4. Низкая самооценка . Человек, которого постоянно критикуют и осуждают, со временем теряет веру в себя и свои возможности.
  5. Социальная тревога . Люди, которые постоянно испытывают боязнь быть отвергнутыми, упасть в грязь лицом.
  6. Неудачный опыт . Если человек в прошлом пережил психическую травму, которая его потрясла, то впоследствии может возникнуть замкнутость и боязнь окружающих.
  7. Созданные стереотипы . Ребенок, которого постоянно хвалят, боится оступиться и вследствие этого молчит, не высказывает свою точку зрения.
Если в первом случае попытки исправить ситуацию могут привести к неудаче, то в остальных наоборот. Воспитание должно включать в себя как поощрение малыша, так и запреты, совмещение позволит вырастить открытого для общения и в то же время знающего грань человека.

Важно! Застенчивость - это не болезнь! Чересчур стеснительный человек не видит в себе достоинств и из-за этого подвергается собственному осуждению. Но все можно изменить, приложив немного усилий.

Главные признаки застенчивости у человека


Застенчивых людей легко узнать, ведь они пытаются скрыться с глаз, тем самым привлекая к себе внимание. У всех наблюдается различная степень проявления данного поведения, начиная от легкого смущения до депрессивной паники, а зависит все от ситуации, которая и вызывает данную реакцию.

Выделяют такие формы признаков застенчивости:

  • Внешние признаки : человек первым не начинает разговор, отводит взгляд от собеседника, тихо и неуверенно разговаривает, отвечает кратко на поставленные ему вопросы и не поддерживает диалог ответными рассказами или вопросами, ищет предлог, чтобы скрыться от внимания.
  • Внутренние признаки : такие люди заранее знают, что не интересны другим, постоянно ощущают на себе взгляды с неприязнью, мысленно себя стыдят и осуждают, смущаются в обществе и чувствуют себя беспомощными, неловкими.
  • Физиологические признаки : потоотделение, слезы, трясущиеся руки, покраснение лица, ломкость в теле, холодок в животе, учащенное сердцебиение.
Застенчивые люди противоречивы, в некоторых ситуациях они сами подают сигналы, показывая, что хотят вступить в контакт с собеседником, и тут же отталкивают его, опасаясь сделать либо сказать что-то не то. Человек, обладающий таким качеством, постоянно стыдит себя, болезненно воспринимает критику и пытается скрыться от посторонних глаз.

Обратите внимание! Если человек агрессивен, это еще не значит, что он самоуверенный и обладает завышенной самооценкой. Присмотритесь, может, это маска, за которой скрыт страх и призрение к самому себе.

Особенности избавления от застенчивости


Преодоление застенчивости - это тщательная и утонченная работа над самим собой и своими мыслями. Пока человек на подсознательном уровне не убедится, что ему это нужно, у него ничего не выйдет. Чтобы побороть нежелательную болезнь, необходимо мысленно представить себя здоровым, если такой воображаемый персонаж в полной мере устраивает, то можно реализовать его в жизни.

Психологи разработали актуальную пошаговую методику, которая подробно подскажет, как бороться с застенчивостью:

  1. Внешний вид . Если человек стеснительный и вечно испытывает чувство страха, то срабатывает стереотип, что одевается он в темных, не бросающихся в глаза окружающим тонах, неопрятен, не следит за внешностью - ведь ему это неинтересно, это не является главным в его жизни. Изменив свой гардероб и стиль, появляется новый взгляд. Подчеркнув свои привлекательные участки тела, изменив привычную прическу, возникает чувство симпатии к самому себе, которое в дальнейшем отодвинет чувство неприязни к себе на второй план.
  2. Избавление от кумиров . Создавая себе идеал, человек мысленно сопоставляет его с собой, вследствие чего приобретает неуверенность в себе и, сам того не замечая, начинает упрекать себя за несоответствие. Убеждаясь в превосходстве другого человека, возникает желание полностью подражать ему, скрывая при этом собственные достоинства и приобретая множество комплексов. Нужно помнить, что идеальных людей не бывает, в каждом есть как плюсы, так и минусы. Избавляясь от кумиров, человек выбрасывает из своего подсознания сформировавшиеся комплексы, которые подавляли его собственное эго.
  3. Коммуникабельность . Избегая общения с окружающими, человек ограждает себя от познания мира, от друзей и знакомых. Виной неспособности вести диалог является маленький словарный запас, неспособность грамотно и точно излагать суть мысли, боязнь сказать что-то не то и быть в итоге осмеянным. Побороть данную проблему можно с помощью чтения и применения различных практических методик, которые направлены на развитие речевого аппарата. Например, Е. Лаптева «Учебное пособие по развитию речи. 1000 русских скороговорок для развития речи»; Д. Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» и многие другие.
  4. Заготовки . Застенчивые люди боятся попадать в незнакомые ситуации, чтобы избежать неловкого ощущения, нужно заранее отрепетировать свои действия. Желательно прописать на бумаге своего рода заготовки для той или иной ситуации и прорабатывать последовательность своих жестов, слов, мимики перед зеркалом, что поможет приобрести опыт, уверенность в общении с людьми, а впоследствии оградит от казусов.
  5. Избавление от мышечных зажимов . Все люди, обладающие застенчивостью, ощущают скованность движений во время общения, их страх пытается оградить человека от негатива, спрятавшись за так называемым телесным панцирем. Созданный организмом зажим не позволяет свободно проявлять свои эмоции, ощущая при этом дискомфорт и мышечный спазм. Избавиться от панциря можно с помощью дыхательных упражнений, которые наполнят организм энергией, путем массажа, что поможет расслабить напряженные мышцы.

Как побороть застенчивость

Многие задаются вопросом, как избавиться от застенчивости. В первую очередь необходимо подымать самооценку, начинать прислушиваться к себе и отодвигать мнение посторонних на второй план.

Как избавиться от застенчивости детям


Стеснительность может иметь временный характер (проявляется только в детстве) или быть чертой характера. Если уже на раннем этапе развития наблюдается застенчивость, нужно искать способы, чтобы побороть ее в самом начале. В отличие от взрослых дети не умеют надевать маски и прятать свои чувства, поэтому можно с легкостью определить застенчивого ребенка.

Способы борьбы с данной особенностью ребенка разнообразны:

  • Необходимо уменьшить список запретов для него. Если малышу все запрещать, он может замкнуться в себе, в страхе сделать что-то не так.
  • Приобщение чада к необходимости здороваться с прохожими. Данный способ позволит малышу без труда вступать в контакт с людьми.
  • Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с кем-то, ведь это может привести к созданию нежелательного кумира и снижению самооценки.
  • Если малыш что-то не так сделал, не осуждайте его в присутствии посторонних, а поговорите с ним наедине, тем самым вы оградите свое чадо от боязни публики в дальнейшем.
  • Родители не должны выдвигать завышенные требования к ребенку, ведь, не рассчитав его возможности, можно неосознанно навредить.
  • Предоставляя малышу самостоятельно делать выбор в той или иной ситуации, родители позволят ему обрести чувство значимости и уверенности.
Если придерживаться таких рекомендаций на практике, то постепенно ребенок поверит в себя и в свои силы. Увидит, что общаться и дружить со сверстниками не так страшно, как он думал раньше.

Как побороть застенчивость женщинам


При первом знакомстве застенчивые женщины привлекают своей скромностью и простотой, а когда отсутствует контакт и начинает проявляться страх, это пугает и отталкивает собеседника. Девушки, у которых присутствует такая черта характера, рискуют остаться одинокими и неинтересными. Если возникло желание избавиться от данного негативного проявления, то медлить не стоит!

В первую очередь нужно составить список позитивных качеств (если самостоятельно не получается выполнить задание, можно попросить знакомого или родственника сделать это). Желательно дописать в перечень те качества, которыми хотелось бы обладать. Каждым утром и вечером, всматриваясь в зеркало, нужно перечитывать написанное. Данный способ повысит самооценку и поможет осознать, что не все так плохо, как казалось.

Во-вторых, у некоторых женщин застенчивость предусмотрена старомодным воспитанием, но, оглядевшись по сторонам, нужно осознать, что все течет и все меняется. Только та достигнет успеха, которая идет в ногу со временем.

В-третьих, необходимо научиться принимать спокойно свои ошибки. Идеальных людей не существует. Всем свойственно ошибаться, ведь только благодаря своим ошибкам человек обретает опыт в дальнейшем.

Как избавиться от застенчивости мужчинам


По данным известного психолога Филиппа Зимбардо, застенчивость у мужчин встречается намного чаще, чем у женщин, но скрывается она за маской агрессивности и враждебности. Стеснительность мужчин основана на больших к ним требованиях, все видят перед собой защитников, кормильцев и сексуальных половых гигантов. Боязнь не соответствовать установленным стереотипам и формирует в их сознании множество страхов.

Как побороть мужскую застенчивость:

  • Во-первых, многие мужчины стесняются женщин. Чтобы побороть этот страх, необходимо представить ситуацию общения и прорепетировать ее при помощи неживого предмета либо игрушки.
  • Во-вторых, следует развивать свои коммуникативные способности, этого можно добиться, расширив свой словарный запас и постепенно пользуясь им на практике.
  • В-третьих, чтобы перестать бояться любовных отношений с девушкой, стоит для начала просто подружиться с ней, и во время общения страх сам развеется.
Как побороть застенчивость - смотрите на видео:


Каждый человек, внушивший себе, что он не справится со своими страхами, рискует прожить унылую, мрачную и неинтересную жизнь, а кто приложит немного усилий, проведет работу над собой и решит забыть, что такое неуверенность в себе, обретет взамен друзей, хороший рабочий коллектив и светлое будущее.

Застенчивым детям сложно переступить тот порог, который отделяет их от сверстников. Как быть родителям, чьи малыши ведут себя настороженно? О детской застенчивости, ее природе и методах преодоления рассказывает психолог-консультант Арина Липкина.

Как появляется застенчивость

Почему ребенок становится застенчивым? Этот вопрос задают себе многие родители, чьим детям непросто найти себе друзей на дворовой площадке или в детском саду. Психологи определяют застенчивость как ощущение дискомфорта в социальных ситуациях, мешающих способности ребенка социально развиваться.

Узнать застенчивого малыша несложно. Он обычно сдержан, стремится прятать свои реакции, проявления, тихо говорит. Те, кто помладше, при этом могут еще и сосать большой палец. Застенчивость сопровождается различными эмоциональными состояниями: страхом, интересом, напряженностью и любопытством. Нередко у детей в это время может меняться сердечный ритм и артериальное давление.

Но не стоит путать застенчивость с осторожностью и социальной дезадаптацией. Маленькие дети могут вести себя настороженно по отношению к незнакомым людям или новым условиям. А в более старшем возрасте предпочитать игры в одиночестве. Низкая потребность в социальном взаимодействии еще не говорит о том, что ребенок застенчив. Развитие застенчивости – это результат формирования самооценки в возрасте 4-5 лет.

На первых этапах становления личности огромное значение имеет общение ребенка со взрослыми. Малыш первоначально на веру принимает их оценку и воспринимает себя через призму взрослых. Ребенок полностью ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Грубость, жесткость, авторитарность, нетерпимость, гиперопека или тревожность родителей формируют в маленьком человечке реакции на новые или на какие-то определенные социальные ситуации в виде застенчивости. Также ребенок усваивает модель взаимодействия или социальной пассивности, которую ему могут транслировать родители. Самое опасное, что при этом застенчивость закрепляется как черта личности ребенка.

Нередко, когда он приобретает положительный опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, застенчивость исчезает. Если нет других трудностей, застенчивые дети не более чем другие подвержены эмоциональным или поведенческим проблемам.

Но если ребенок застенчив вне зависимости от конкретных условий и ситуаций, можно говорить о том, что у него слабо развиты коммуникативные навыки и самосознание. Самый простой пример: ребенок не знает и не умеет, как вступать в игру со сверстниками. Это влечет проблемы в будущем. В школе застенчивый ребенок воспринимается другими детьми как менее дружелюбный и более пассивный. Это негативно влияет на его положение в группе, им будут пренебрегать. В результате ребенок начинает ощущать себя одиноким, у него меньше близких друзей, чем у его сверстников.

Как справиться с детской застенчивостью

Чтобы справиться с детской застенчивостью, родителям необходимо своевременно разглядеть эту проблему. Ребенку необходима помощь специалистов и групповые занятия, чтобы разрабатывать социальные навыки. Это могут быть игры в группе, где малыш, например, в роли упрямого, не должен соглашаться что-то делать так, как ему предлагают это другие, а вместо этого настаивать на своем и объяснять, почему его вариант лучше. Игра должны быть активной, с передвижениями, прыжками и криками.

Также нужны упражнения, где будут новые и неожиданные ситуации, но ребенка они должны захватывать и не должны пугать. Хороши игры на воображение, к примеру: ребенок оказывается в пустыне и надо доказать другим детям, что там не страшно и можно найти воду, еду, и что вместе будет легче отыскать помощь. Застенчивый ребенок играет роль лидера, который убеждает и привлекает к себе других.

Всегда удачны игры, помогающие преодолеть застенчивость, когда дети меняются с взрослыми местами и становятся ведущими, а учителя оказываются учениками. Подобный опыт помогает застенчивым малышам обретать себя в новом статусе, понимать, что быть активным – это интересно и безопасно.

В то же время надо понимать, что не всегда ребенок стремится быть в центре внимания. Возможно, ему нравится наблюдать. Активные игры могут привести к тому, что застенчивость не будет мешать развитию ребенка, но не обязательно к тому, что он станет лидером в группе.

Что не надо делать родителям, зная, что их ребенок застенчивый

Чем сильнее родители будут подталкивать ребенка к общению с другими детьми, тем больше он будет отступать. Понятно, что взрослые очень хотят помочь своим застенчивым детям, но нельзя насильно вытащить из ребенка застенчивость. Важно создать комфортные условия, которые будут позволять его социальной личности развиваться естественным образом.

Возьмите на вооружение простые, но действенные советы:

Никогда не говорите про ребенка и при нем: «он у меня застенчивый». Узнав об этом, малыш почувствует себя так, словно с ним что-то случилось, и это наоборот, усилит страхи и сомнения ребенка.

Забудьте слова: «Будешь стесняться, станешь похож на того буку. Тебя никто не будет любить и дети не будут с тобой играть». Это гарантированно сделает из ребенка закомплексованную личность.

Когда здороваетесь с другими людьми и маленькими детьми, улыбайтесь и приучайте своего ребенка делать так же.

Передавайте ребенку часть ответственности, например, чтобы он дома отвечал на телефонные звонки, находил в магазине на полках нужный продукт и сам его доставал, учил на площадке кого-то играть, предлагал новые развлечения.

Когда приходите в гости, где есть другие дети, оставляйте своего ребенка на несколько минут, наблюдайте, что он делает неверно. А если малышу нужна помощь, незаметно позовите и предложите варианты, как начать общаться и играть с детьми.

Как оградить застенчивых детей от негатива

Практически на каждой детской площадке есть негативные лидеры, которые дерутся, толкают, навязывают свое мнение. Застенчивый ребенок может стать их жертвой, если родители не предупредят ситуацию.

В случае если есть ребенок, который не только настроен агрессивно, но и поощряется (молчанием или активно) своим родителем, не стоит вступать на его территорию, поскольку он не контролирует свое поведение и опасен.

Если же перед застенчивым ребенком оказывается просто «маленький командир», желающий устанавливать свои правила на площадке или вытеснить всех, можно найти к нему подход, если предложить своему ребенку помочь «командиру» в его важных делах. Также имитация, повторение вашим застенчивым ребенком того, что делает «командир» (движения, звуки), будет привлекать его внимание и вызывать интерес. Стойте рядом, станьте режиссером этой игры. И даже если дети будут толкать или обижать друг друга, наберитесь терпения и не останавливайте движение к сотрудничеству. Разумеется, в рамках безопасности. Помните, что с негативом ребенку тоже надо сталкиваться, ведь это важный опыт его социального взаимодействия.

Застенчивость победить можно. Важно вовремя ее разглядеть и поставить перед собой правильную цель избавиться от нее.

Елена Нерсесян-Брыткова