Социальная направленность личности. Определение социальной направленности личности. Направленность, как социальное явление

Социальная направленность обучения и воспитания, выявление и развитие личностного потенциала школьников,

Я считаю, что основными функциями школьного образования становятся социальная направленность обучения и воспитания, выявление и развитие личностного потенциала школьников, обеспечивающих максимально безболезненную адаптацию выпускников школы в социуме и наиболее полную реализацию своих способностей. Я строю изучение ОБЖ на базовом уровне и направляю на достижение следующей цели:

Эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, подготовку к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях, физическую подготовку и изучение основ военной службы.

Для достижения поставленной цели учебный процесс строю на принципах личностно-ориентированного обучения (деятельности, самореализации, индивидуальности, субъектности, вариативности, психологической комфортности, творчества и успеха) и решаю следующие задачи:

Дать обучающимся качественное образование по ОБЖ;

Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося, прививая навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;

Совершенствовать формы организации учебной деятельности, развивать и укреплять интерес к ОБЖ;

Использовать новые педагогические технологии, эффективные

Методики обучения.

Один из трех компонентов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО) второго поколения – это требование к условиям и ресурсному обеспечению для реализации программы общего образования. Данный компонент имеет приоритетное значение и призван быть инструментальным сопровождением образовательного процесса. Посредством него создается (формируется) и воспроизводится предметная, информационно-методическая, человеческая (кадровая) развивающая образовательная среда, функционирующая на основе деятельностного подхода.

Моя деятельность направлена на управление активной и сознательной деятельностью обучающихся по усвоению учебного материала. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения.

Большую роль в активизации познавательной деятельности играет интерес учащегося к тому, что он делает. А одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой активности учащегося, является эффективное применение современных технологий.

В межаттестационный период работаю над темой «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ ». Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Меня как преподавателя ОБЖ волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны большие возможности в гражданско-патриотической деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину и воспитать у них чувства патриотизма к своей Родине и вооружённым силам нашей страны.

В школе проводится немало мероприятий, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием. Задача школы выпустить не просто учащегося как выпускника, а человека, который готов к дальнейшей жизни и службе в вооружённых силах РФ.

В настоящее время в школе проводятся такие традиционные мероприятия как: « Парад Победы», который ежегодно проводится 9-мая. В подготовке и проведении парада участие принимают все учащиеся и учителя школы.

В программу парада входит: Поздравление ветеранов ВОВ которых осталось совсем уже мало. Прохождение юнармейцев торжественным маршем перед ветеранами и жителями посёлка. Возложение гирлянды славы и венков к обелиску. Возложение веточек на могилы ветеранов ВОВ.

В рамках месячника оборонно-массовой работы проводятся такие мероприятия как: соревнования по подтягиванию и подниманию гири среди 8-9 кл и10-11 кл, стрельба из пневматического оружия среди 5-11 кл, традиционно проводится военно-спортивный конкурс а «А ну-ка,парни!» , военно-спортивная игра «зарница» , "Вперёд, мальчишки" Разборка сборка АК-74 среди10-11 кл. На классных часах проводятся беседы на патриотическую тематику. Приглашаются выпускники школы отслужившие в рядах вооружённых сил РФ где ребята рассказывают о своей службе в каких войсках они служили, учащиеся 10-11 классов их слушают в дальнейшем задают вопросы об армии и о службе.

В школе работает стрелковый кружок с5 по11кл, спортивные секции по спортивным играм и различные другие кружки. В течении учебного года учащиеся нашей школы выступают на различных районных мероприятиях где неоднократно занимают призовые места.

По предмету ОБЖ есть раздел « основы воинской службы». Где с учащимися 10-11 кл изучаются такие темы, как: История создания ВС РФ, организационная структура ВС, основные функции и задачи ВС, НВП в войсках, размещение и быт военнослужащих, Патриотизм и верность воинскому долгу - качество защитника Отечества, Памяти поколений - дни воинской славы России, огневая подготовка, правовые основы военной службы, уставы и многое другое.

Юноши 10-классов проходят пятидневные военно-полевые сборы на базеЦаганаманской гимназии, где на практике обучаются таким воинским дисциплинам как: огневая, строевая, физическая, тактическая подготовка, уставы ВС РФ, практические стрельбы из мелкокалиберной винтовки и из АК-74, т,е юноши полностью знакомятся с жизнью и бытом в воинских частях.

В моей педагогической деятельности прослеживается главная задача учителя – управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, которая выражается схемой: организация – контроль – коррекция – достижение запланированного результата.

На уроках использую различные виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль осуществляю на уроке в виде срезовых работ, тестов, использую игры, что вызывает особый интерес у учащихся. Тематический контроль осуществляю по окончании изучения темы, который включает в себя выполнение практических работ, контрольных работ. Большое внимание я уделяю формированию культуры речи, изучению устава ВС РФ, строевой подготовке, огневой подготовке, физической подготовке.

Мой учебный кабинет оснащен учебными таблицами, разнообразными наглядными пособиями, подобран разнообразный дополнительный материал по внеклассной работе, дидактический и методический материал для проведения школьных олимпиад.

По каждому классу к учебникам имею методическую литературу, дидактические материалы, тесты, творческие задания. Сам составляю тесты, задания для текущего и итогового контроля, раздаточный материал по уровням.


Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели, и в психологии совокупность этого имеет название – направленность личности.

Направленность формируется в зависимости от воспитания и окружения, ведь любой человек поддается влиянию общества в какой-либо мере. Направленность личности – это важная характеристика человека, в психологии ее также заменяют термином «динамическая тенденция», которая влияет на его характер и деятельность.

Формы направленности

Основная жизненная направленность человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а также убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:

  • Желание

Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.

  • Стремление

Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.

  • Интерес

Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

  • Склонность

Выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

  • Мировоззрение

Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней.

  • Убеждение

Форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь.

  • Идеал

Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится.

  • Установка

Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.

  • Позиция

Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

Результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности.

Виды направленности

В психологии отмечают наличие нескольких видов направленности. Определить ее можно по поведению человека в различных ситуациях. Основные виды направленности:

  • ЛИЧНАЯ

Люди с данной направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

  • КОЛЛЕКТИВНАЯ

Заключается в направленности на общение и взаимные действия, такие люди, как правило, общительные. Для таких личностей крайне важно общение, и они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Они участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

  • ДЕЛОВАЯ

Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим и всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, при этом всегда оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Такие люди любят общество, много общаются с людьми, но при этом любят свободу и всегда высказывают и доказывают свою точку зрения.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Такие люди часто переживают, даже без повода, и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, поэтому они всегда могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, ведь такие люди располагают к себе и вызывают доверие. Также, в основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись. Они способны прожить жизнь героя, прочувствовав на себе все его переживания.

  • СОЦИАЛЬНАЯ

Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда вкурсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью личности могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:

  • Реалистический тип

Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.

  • Конвенциальный тип

Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.

  • Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.

  • Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.

  • Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.

  • Артистический тип

Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.

Направленность и мотивация

Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.

Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест.

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями. Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели.

Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.

Направленность личности формируется еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в социуме и поддается его влиянию, при этом у некоторых позже развивается независимость от мнения окружающих. Направленность личности – это мотивы, желания и цели человека, которые влияют на его деятельность и поведение. Поэтому направленность личности определяет на сколько она будет успешна и каким образом будет добиваться своих целей.

Направленность личности – тема, которая интересует многих людей. Характеристика направленности личности включает в себя многие аспекты формирования индивидуальных потребностей. Цельный человек никогда не отрицает какие-то значимые проявления своей жизни, даже если они в какой-то момент кажутся ему бессмысленными или неправильными. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности исследуют современные ученые и приходят к интересным выводам. Определение направленности личности позволяет обозначить сущность данного понятия. Направленность личности представляет собой определенные сферы жизни человека, которые имеют для него неоспоримую значимость. Рассмотрим подробнее виды направленности личности.

Индивидуальная направленность

Основой направленности личности является, безусловно, ее внутренний мир. У каждого имеются свои индивидуальные предпочтения, которые и отличают одного человека от другого. Индивидуальные стремления, желания, мечты составляют картину целостной личности, которая стремится к новым горизонтам и хочет достичь конкретной цели. Уровень осознанности человека зависит от того, насколько хорошо он понимает свои глубинные потребности.

Осознание личных мотивов ведет к раскрытию подлинной радости. Такая личность живет полной жизнью, обращая внимание на свои истинные стремления и мотивы. Развивая свои природные дарования и таланты, человек может приблизиться к пониманию сути своего предназначения. Совершая тот или иной поступок, он делает выбор, который приводит его к чему-то определенному.

Социальная направленность

Каждый человек нуждается в дружеском участии, в том, чтобы его понимали. Чтобы достичь такой цели, необходимо действительно эффективно взаимодействовать с людьми. Социальная направленность представляет собой такую направленность личности, при которой человек ориентируется на мнение окружающих и хочет произвести благоприятное впечатление в обществе. В психологии личности имеется понятие о потребностях, которое определяет основные формы личностного развития.

Индивидуальный рост часто бывает обусловлен социальным взаимодействием. Вне коллектива и ближайшего окружения личность не сумеет развиваться полноценно, не сможет понять, что ей действительно нужно . Ее психологические проявления свидетельствуют о выражении личностной зрелости. Методика определения социальной направленности личности позволяет вовремя распознать свои глубинные потребности и сделать все, чтобы достичь эффективной самореализации.

Деловая направленность

Представляет собой тип направленности, при котором человек испытывает высокую потребность в деловых контактах. Если личность ощущает в себе характерные перспективы, то ей, безусловно, хочется, как можно, лучше проявить себя. Деятельность дает такую возможность, помогает расширить границы существующих перспектив. Личное дело способствует укреплению характера, формированию уверенности в себе.

Многие исследователи считают деловую направленность личности высшей формой направленности, поскольку она помогает развиваться, ставить перед собой реальные достижимые цели и стремиться к их достижению. Каждый человек, независимо от возраста имеет возможность повышать свой уровень достижений. Показателем личностного роста является способность быть довольным своей персоной, и таких примеров немало.

Эмоциональная направленность

Направленность личности – тема достаточно глубокая и многоплановая. Ее следует изучать, воспользовавшись специальными схемами и методиками направленности личности. Направленность личности не исчерпывается только социальным взаимодействием и индивидуальными стремлениями. У каждого человека имеется способность, так или иначе, реагировать на проявления собственных чувств. Эмоции окружающих людей тоже оказывают определенное влияние на эту сферу.

Эмоциональное направление – это особый мир человека, куда он не пускает посторонних. Порой невозможно даже кратко себе представить, что испытывает личность, оказавшись в той или иной ситуации. Каждое условие что-то воспитывает и формирует в человеке. Эмоции здесь играют первостепенную роль. Именно они позволяют понимать окружающих и формировать собственное отношение к происходящему.

Особенности

Формы направленности личности отличаются большим интересом. Они отражают степень довольства человека самим собой, его отношение к окружающим. Если какая-то сфера развивается меньше остальных, то личность неминуемо начинает страдать. Вот почему всякая потребность должна быть удовлетворена. Рассмотрим подробнее особенности направленности личности.

Уровень ценностей

Уровень ценностей определяет направленность личности, ее потребности и мотивы. То, на что человек ориентируется в первую очередь, и представляет для него главную важность. У каждого имеются свои ценности. Нельзя сравнивать одну личность с другой и пытаться проводить между ними какие-то параллели. Духовные, нравственные ценности показывают, насколько человек развивается, уделяет внимание своему внутреннему миру. Психология направленности личности изучает мотивы поступков человека, его жизненные ориентиры. Ценности человека становятся для него главным ориентиром в жизни, побуждают поиск новых возможностей.

Целеустремленность

Без этой составляющей невозможно достичь определенного успеха. Чем больше личность представляет, что ей действительно нужно, тем скорее она может прийти к удовлетворительному результату. Целеустремленность помогает обходить преграды и значимые препятствия. Если человек не понимает, зачем ему совершать те или иные действия, то необходимые шаги никогда не будут сделаны. Только тот, кто действительно осознает необходимость дальнейший действий, станет прикладывать усилия для самореализации, для того, чтобы почувствовать в себе видимые изменения.

Имея четкую цель, гораздо легче становится достичь своей мечты. Человек начинает представлять, что ему в действительности нужно. Целеустремленность помогает оставаться верным самому себе даже тогда, когда препятствий слишком много для того, чтобы пытаться их избежать.

Гармония с собой

Находиться в единстве со своей внутренней сущностью также важно, как и уметь достигать цели. Чем сильнее человек удовлетворен собственной жизнью, тем больший потенциал он может раскрыть для того, чтобы почувствовать себя подлинно счастливым. Гармония с собой – важный аспект направленности личности, способствующий лучшему пониманию сути вещей. Чувство внутренней ценности часто помогает лучшему самовыражению. Человек, который по-настоящему любит себя, не позволит другим себя обижать.

Умение доводить начатое до конца

Важный навык, которым обладают далеко не все. Дело в том, что многие люди начинают какие-то действия, поддавшись первому порыву. Но им часто недостает внутренней силы для того, чтобы действительно активно принимать решения, быть ответственным и рассудительным. Умение доводить начатое до логического завершения – важный навык, который нужно стараться в себе воспитывать. В противном случае благие начинания не будут заканчиваться хоть сколько-нибудь удовлетворительным результатом.

К нужной цели следует идти шаг за шагом, основываясь на предпринятых усилиях. Чем больше человек осознает необходимость принятия перемен в своей жизни, тем проще ему будет действовать в дальнейшем. Умение доводить начатое до конца, безусловно, важный навык, без которого невозможно обойтись, если планируется какое-то значимое достижение. Люди иногда слишком боятся неудач. По этой причине они избегают что-то пробовать еще раз. Предпринимая новые попытки, можно увеличить шансы достигнуть желаемого результата. Не следует отказываться от своих целей только потому, что их по какой-то причине не удается реализовать сразу.

Таким образом, направленность личности представляет собой ее сосредоточенность на определенных аспектах жизни и деятельности. Человек – существо разностороннее, ему необходимо переключаться между многими сферами для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Самореализация здесь играет большую роль.

Важной задачей, решаемой в процессе индивидуального, индивидуально-коррекционного развития детей с особыми образовательными потребностями является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это должен быть направлен комплекс всех проводимых в нем мероприятий социально-адаптационного характера. Среди таких мер особую роль играет создание средовых условий, в которых ребенок мог бы постепенно втягиваться в естественные социальные отношения с другими людьми, сверстниками и взрослыми. Адаптация ребенка к социальной микросреде является важнейшим фактором его социализации.

Часто дети находятся в таком состоянии, что на начальном этапе индивидуально-коррекционной работы по развитию их познавательных процессов личности требуется перестройка всех представлений и отношений с окружающими людьми. Данный факт является результатом неправильного начального воспитания в семье и представляет дополнительную трудность для специалистов коррекционной работы. Переучивать всегда сложнее, чем учить, особенно, если ребенок имеет отклонения в развитии.

Важнейшими средствами социализации, социальной адаптации ребенка выступают его взаимодействие, совместная деятельность, общение с другими людьми. Они в значительной степени помогают ему усваивать естественный социальный опыт среды жизнедеятельности этого ребенка.

Общение – одно из основных условий развития человека. Круг общения ребенка с особыми образовательными потребностями, "особенно заметного", крайне ограничен. Его друзья в основном такие же дети, имеющие особые нужды. Многие из них не могут общаться со своими товарищами без помощи взрослых. В этой ситуации встает вопрос, как создать для ребенка такой круг общения, в котором он был бы желанен, его участие в чем-либо было бы полезным, и, тем самым, детская микросреда способствовала его развитию. Такая проблема решается путем включения ребенка в определенный круг общения в процессе некоторых занятий, детских праздников, специальных встреч и прочего, посредством активизации общения ребенка с родителями, родственниками, соседями в семье, в дошкольных учреждениях специального или общего назначения.

По своей сути медицинское, психологическое и педагогическое направления в совокупности способствуют максимальному и полноценному разностороннему развитию ребенка с особыми образовательными потребностями и его непосредственному окружению в интересах его оптимальной социальной интеграции.

Реализация всего комплекса работы с ребенком, имеющим особые нужды, обеспечивается специальными технологиями, методами, методиками, средствами и приемами, которые могут быть общими для определенной группы детей, особенными, но в применении к конкретному ребенку всегда индивидуализированными. Только такой подход может обеспечить наибольшую результативность работы с ребенком.

Изложенный комплекс мероприятий всегда должен согласовываться, дополняться, работая на конечную цель решения социально-педагогических проблем ребенка, имеющего особые нужды.

При помощи различных механизмов социально-педагогического сопровождения социальный педагог вместе с другими специалистами способствует индивидуально-коррекционному развитию ребенка с особыми образовательными потребностями, снимает различные трудности в его самопроявлении, дисгармонию развития. Одновременно следует учитывать, что упущения в социально-педагогической работе в воспитании ребенка с особыми образовательными потребностями закладывают негативные тенденции становления его личности. Специалистам в процессе сопровождения приходится заниматься индивидуальным развитием и одновременно коррекцией того, что уже неудачно сформировано в ребенке. Предметом такой коррекции могут быть:

  • – дисгармония развития, нестабильность и ригидность нервной системы, неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками;
  • – высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, трудности общения, неадекватное поведение, низкий социальный статус;
  • – дисгармония мотивов учения, школьная тревожность, низкая учебно-познавательная активность, несформированность основных учебных умений, слабая обучаемость;
  • – нарушенный образ "Я", неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание;
  • – комплекс неполноценности и т.п.

Основными принципами процесса сопровождения являются:

  • – безусловное принятие ребенка таким, каков он есть, и ориентация своей деятельности на его индивидуальные особенности и возможности;
  • – уважение к личности ребенка, доверие к нему, что способствует формированию у ребенка доверия, снижению напряжения, созданию обстановки для наиболее полного решения его проблем;
  • – авторитет социального педагога для ребенка;
  • – единство цели, средств и индивидуальных возможностей ребенка и др.

В работе специалистов, особенно на начальном этапе социально-педагогической работы с ребенком, исключительно важно учитывать рекомендации, получившие подтверждение на практике. К таким рекомендациям, которые являются основой успеха работы специалистов, относятся:

  • – наиболее полная диагностика индивидуальности ребенка;
  • – выявление и учет в процессе всей индивидуальной работы с ребенком его интересов, потребностей, мотивов поведения;
  • – позитивное стимулирование, авансирование успеха, акцентуация достижений ребенка в деятельности, порциа- льная позитивная оценка его результатов;
  • – максимальное использование в обучении детей наиболее доходчивых, активных методов и методик, делающих каждого ребенка соучастником процесса познания и позволяющих добиваться поэтапного формирования умственных действий: наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей;
  • – опережающее консультирование детей по трудным вопросам, темам;
  • – щадящая нагрузка в процессе всей индивидуальной и коррекционной работы; особенностью является то, что щадящая нагрузка не освобождает ребенка от труда учиться, развиваться, а должна носить определенную разумность с учетом медицинских рекомендаций, ибо без большого посильного труда ребенка трудно добиться успеха в его развитии, а тем более в коррекции развития;
  • – эмоциональное "поглаживание" ребенка, позитивное побуждение к деятельности и общению, ожидание завтрашней радости;
  • – выборочное игнорирование негативных поступков;
  • – вовлечение семьи в процесс индивидуального развития ребенка, превращение ее в соучастника направленного обучения и воспитания; с этой целью важна последовательность в работе с ребенком, обучение членов семьи методике работы с детьми в домашних условиях, консультирование по методике и т.п.

Систематизация методов, влияющих на ребенка в решении определенных социально-педагогических задач, представлена в табл. 3.

Таблица 3

Наиболее целесообразное использование методов, средств и видов занятий с ребенком в его индивидуальнокоррекционном развитии, воспитании

Методы, средства, виды занятий

Наиболее целесообразное использование в развитии, коррекции развития

Средства искусства: театр, китайская гимнастика, ритмика, танцы и т.п.

Развитие двигательной, познавательной, эмоциональной сфер

Кружковая работа: мягкая игрушка, рукоделия (кройки и шитья), оригами и т.д.

Развитие двигательных возможностей, пространственного восприятия, внимания, творчества

Трудотерапия, трудовая деятельность

Индивидуальное развитие, профориентация, навыки трудовой деятельности

Ролевое научение, коммуникативные игры

Коррекция поведения, развитие позитивного общения

Тематические, подвижные игры

Освоение определенного социального опыта поведения; развитие, коррекция развития активности

Гимнастика, спортивные игры, упражнения, тренировки

Развитие, коррекция двигательной активности

Различные виды учебнокоррекционных занятий

Направленное развитие, коррекция развития

Трудотерапия – широко применяемый универсальный метод в работе по индивидуальному развитию, коррекции развития ребенка с различными отклонениями, нарушениями психики или двигательных функций.

В интересах трудотерапии могут использоваться различные средства. К средствам, получившим апробацию и положительно проявившимся в социально-педагогической работе с детьми, имеющими особые нужды, можно отнести следующие:

  • 1. Пакетирование семян, трав, круп и т.п.
  • 2. Конструирование, строительство из кубиков, специальных материалов.
  • 3. Кулинария. На занятиях по кулинарии дети знакомятся с кухонным оборудованием, работают с ним, изучают сервировку стола и т.д.
  • 4. Работа с бумагой и т.д.

Трудовая деятельность позволяет ребенку более эффективно развиваться и как минимум осваивать элементарное самообслуживание в быту для будущей жизни. Следует подчеркнуть, что на занятиях трудотерапии проводится работа по профориентации детей с особыми образовательными потребностями с целью оказания им помощи в определении возможной ориентации на профессиональную подготовку и дальнейшее трудоустройство. Профориентация ребенка осуществляется по результатам диагностики и проявлений воспитанника в процессе различных видов трудовой деятельности, позволивших наиболее полно проявиться его индивидуальным возможностям.

В процессе трудотерапии детей учат приготовлению пищи, несложному ремонту одежды и обуви, пользованию домашней электро- и радиоаппаратурой, мебелью, посудой и т.д. Целенаправленное использование трудовой деятельности позволяет осуществлять знакомство ребенка с особыми образовательными потребностями, многообразием природных и промышленных материалов и объектов труда: древесиной, металлами, резиной, пластмассой, кожей, бумагой, нитками, тканями, фотоматериалами, глиной, пластилином. На таких занятиях происходит знакомство ребенка с электричеством, водой, теплом и холодом. Дети знакомятся с разнообразием профессий и технологий различных видов труда, одновременно узнавая о названиях различных инструментов, станков и других приспособлений, их назначении, правилах работы с ними.

Трудотерапия осуществляется с учетом возрастного и образовательного уровня ребенка, его психосоматических возможностей, индивидуальных особенностей, тяготений, привычек, интересов. В целях повышения действенности трудотерапии проводится целенаправленная работа с родителями, которых учат, как лучше использовать возможности домашнего хозяйства (самообслуживания – уборка за собой, одевание; уборка комнаты, уход за цветами, выполнение других отдельных поручений по дому) как средства трудовой деятельности в интересах направленного развития ребенка. Родители нередко принимают участие, а иногда присутствуют на занятиях и, видя, как их дети работают, стараются и стремятся поддержать усилия ребенка, радуются его успехам. Педагог дает домашнее задание, которое является информацией и для родителей, чтобы дома они занимались со своими детьми в соответствии с этим заданием. Домашнее задание необходимо для закрепления того, что ребенок узнает на занятиях по трудотерапии.

Дети с особыми образовательными потребностями первый раз приходят на занятия по трудотерапии, не умея выполнять такие простые операции, как держать ножницы в руках, резать, склеивать бумагу. Они часто не знакомы с бытовыми приборами, не умеют готовить, мыть посуду, не знают, как нужно работать с нитками, бумагой, ватой, тканью, глиной, пластилином. Занятия с использованием предметного труда способствуют формированию у ребенка умений и навыков пользоваться тем, что его окружает. Получаемые навыки закрепляются и совершенствуются во время других занятий, а также в ходе приобщения детей к подобному труду в домашних условиях.

Детям с ограниченными возможностями тяжело дается освоение различных навыков, но эти дети ценят то, что сделано своими руками. Ребенку очень нравится, что у него получилось и что это приносит пользу (радость) другим. Конечно, формирование навыков и умений происходит у таких детей медленно и постепенно: им не все доступно по сравнению со здоровыми детьми. Таким детям очень тяжело удержать в памяти какой-то образ предмета, количество операций, действий, необходимых для выполнения деятельности, объем оперативной памяти у них ограничен, нередко нарушены познавательные процессы. Все, связанное с включением воображения, как правило, является для таких детей крайне затруднительным из-за скудного опыта и ограниченного общения. При некоторых состояниях у детей с особыми образовательными потребностями вообще нс формируются воображение и абстрактное мышление, поэтому всякое абстрагирование для них недоступно. Таких детей долгое время приходится учить любому навыку, осваивая одну за другой мелкие операции. Этих детей удается удерживать на определенном виде деятельности именно на интересе, который в какой-то степени их захватил, увлек доступностью и содержанием. Включение в деятельность, в свою очередь, способствует развитию и приобретению детьми соответствующего опыта, отражающегося в их памяти. Следует подчеркнуть, что определенные занятия детей с использованием различных средств труда, основанные на приятных ощущениях, поощрениях, оставляют в памяти жизненно важный след действий, который сохраняется и проявляется в перспективе их жизнедеятельности.

В методическом и исследовательском плане специалисты выделяют для каждого вида деятельности определенные уровни проявления и оценки развития ребенка. Такие уровни помогают педагогу ориентироваться в том, что и как должно проявиться в процессе того или иного вида трудовой деятельности ребенка, и помогают вести учет успехов детей и делать выводы, чтобы потом планировать свою дальнейшую учебно-воспитательную работу с каждым из них.

Практическая деятельность по индивидуальному развитию детей с особыми образовательными потребностями показывает, что она складывается из определенных элементарных операций, последовательность овладения которыми определяется для каждого ребенка с учетом его индивидуальных предрасположенностей. Постепенно переходя от одной операции к другой, последовательно осваивая их, ребенок развивается. При этом он осваивает элементарные действия и готовится к выполнению более сложных. К числу элементарных операций можно отнести следующие:

  • – вырезание из бумаги полосок;
  • – сгибание листа, нескольких листов бумаги, тонкого картона;
  • – приклеивание полосок, вырезанного материала на лист, картон;
  • – отмеривание порции на весах;
  • – отмеривание ложкой в пакет;
  • – засыпка семян, крупы в пакет;
  • – заклеивание конверта, приклеивание цветного материала на лист, картон по рисунку и без него;
  • – подсчет сделанного.

Широкое применение в технологии сопровождения имеют различные тематические и подвижные игры, помогающие направленно решать вопросы, связанные со стимулированием усвоения ребенком, имеющим особые нужды, определенного социального опыта поведения, активизировать его развитие, добиваться направленной коррекции активности. Посредством игр корректируются устойчивость, переключение, распределение и объем внимания.

В специальной литературе можно встретить множество рекомендаций по применению игр в коррекционной работе с детьми. Примером могут послужить группы игр для использования коррекции поведения детей с гиперактивностью (но Ю. С. Шевченко):

  • 1. Подвижные игры, направленные на развитие внимания ребенка: "Повтори за мной", "Слалом-гигант", "Гонка за лидером", "Шапка-невидимка", "Внимание – животные", "Запомни ритм", "Машинка", "Мяч в круге" и др.
  • 2. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости: "Скамья запасных", "Восковая скульптура", "Автомобиль", "Живая картина", "Море волнуется", "Замри-отомри".
  • 3. Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности: "Сила честности", "Съедобное-несъедобное", "Черное с белым не носить, “да” и “нет” не говорить", "Подскажи молча", "Продолжи ритм", "Скалолазы", "Угадай мелодию", "Личный подвиг" и др.

Тематические и подвижные игры способствуют развитию определенных функций ребенка. Добившись улучшения в развитии, коррекции развития одних функций переходят к другим играм, способствующим достижению последующих целей. Имеют место игры, которые изначально способствуют развитию нескольких функций ребенка, например внимания и усидчивости, внимания и сдержанности, усидчивости и сдержанности. К таким играм, которые помогут специалисту в коррекции развития нескольких функций, относятся: "Кто ушел?", "Кто, где сидел?", "Узнай голос", "Слепой скульптор" и т.п.

В процессе сопровождения детей, имеющих недостатки в организации движения, направленно используются различные специальные спортивные тренажеры, упражнения, спортивные игры.

Гимнастическая скамейка – это самый удобный снаряд для упражнений в равновесии. Упражнения на ней можно выполнять при различном ее положении – стоящей на полу, приподнятой над полом, перевернутой.

Музыкально-ритмические занятия. Музыка изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое, радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение.

Гимнастические и акробатические упражнения направлены на развитие гибкости, укрепление мышц, туловища. В качестве упражнений используются: перешагивание через препятствия, совместные действия с партнером, с различными предметами (веревкой, мячом, гимнастической палкой, обручами и т.п.).

Упражнения нередко выполняются с проговариванием, что способствует не только развитию физических, активноволевых возможностей ребенка, но и речи последнего.

Широкое развитие получили специальные занятия, в ходе которых организуется выполнение каждым участником определенной ролевой функции. К ролевым играм, в ходе которых ребенок усваивает определенные социальные роли, относятся "В магазине", "У врача", "В классе", "Дома" и др. В ходе ролевых игр ребенок усваивает социальный опыт поведения, общения с другими детьми, готовит себя к естественным условиям среды.

В индивидуальном развитии детей с особыми образовательными потребностями нередко используются возможности комплексного подхода, который предусматривает привлечение группы специалистов для проведения комплексной диагностики, коллегиальную разработку определенного комплекса педагогических мер и ее практическую реализацию в работе с ребенком. Комплексный подход позволяет по совокупности принимаемых взаимодополняемых мер с наибольшей эффективностью добиваться индивидуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Комплексный подход предусматривает участие различных медицинских специалистов, психологов, педагогов, социальных работников, семьи ребенка и возможности его непосредственного окружения по месту жительства или в образовательном учреждении.

Следует подчеркнуть, что в социально-педагогическом комплексе подразумевается проведение различных видов занятий, обеспечивающих направленное развитие тех или иных функций ребенка, в том числе:

  • – различные виды игр (игротерапия), ставящие своей целью постепенное развитие подвижности ребенка через интерес к некоторым предметам и занятиям, развитие у него коммуникационных возможностей, применение на практике некоторых знаний и навыков, овладение определенным социальным опытом поведения, общения;
  • – трудотерапию с использованием разнообразных средств, направленную на развитие у ребенка мелкой и общей моторики и способствующую расширению у ребенка навыков самообслуживания и полезной трудовой деятельности;
  • – занятия по изобразительному искусству как средство развития у ребенка пластики рук, фантазии, образного мышления;
  • – вырезание и конструирование из бумаги и картона (аппликация) – развитие моторики рук ребенка.

Наряду со специфическими функциями кружковая работа, изобразительное искусство, различные игры, трудотерапия выполняют и комплексные: развитие пластики рук ребенка, мелкой моторики, овладение социальным опытом, самопроявление.

Осуществление индивидуально-коррекционных мероприятий проходит под наблюдением специалистов, что дает им возможность в зависимости от достигаемых результатов корректировать разработанную индивидуальную программу.

При комплексном подходе к социально-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями при совместной работе медицинских работников, социальных педагогов, психологов и родителей ребенка удается добиться желаемого результата. Семья приобретает естественный социальный статус, ребенок – возможность развиваться, воспитываться с учетом индивидуальных особенностей, овладевать профессией, желанием трудиться, быть полезным. У детей вырабатываются трудовые, социальные навыки, навыки самообслуживания для будущей самостоятельной жизни, повышается жизненный кругозор, расширяется социальное пространство. Человек занимает свое социальное пространство, становится приемлемым для социального окружения.

Социальное направление внеурочной деятельности.

Пояснительная записка.

Социальное направление внеурочной работы понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Связующим звеном социальной направленности внеурочной работы детей выступают различные мероприятия такие как:

    самоуправление в классе;

    социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле,

акции, организованной взрослым);

    коллективно-творческое дело;

    социальный проект.

В условиях общеобразовательного учреждения социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание.

Еще одна отличительная черта социальной направленности детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы - интерната, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Социальная направленность создаст "ситуацию успеха", помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".

Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития детей в условиях школы – интерната. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.

Социальное направление также затрагивает восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей,

Социальная направленность выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы.

Особое значение имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Таковы основные особенности социальной направленности внеурочной деятельности детей, развивающихся в условиях школы – интерната.

Цель: формирование адекватного коммуникативного поведения обучающихся в повседневной жизни.

Задачи:

1 класс

2 - 3 классы

4 - 5 класс

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

использование речевых средств общения для решения различных коммуникативных задач;

формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями);

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

укрепление доверия к другим людям

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

адекватное использование компенсаторных способов деятельности, своей сенсорной системы (в том числе нарушенного зрения) для решения различных задач

формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; построение понятных для партнёра высказываний; формулирование вопросов;

воспитание потребности в социальных контактах, предметно-практической деятельности;

адекватное использование нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;

использование адекватных средств общения для взаимодействия с партнером

формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его

аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

Уровни результатов социального направления.

Первый уровень (1 класс)

Второй уровень (2-3 классы)

Третий уровень (4 – 5 классы)

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Школьник ценит общественную жизнь

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом.

В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности акима, санитара, цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Дети помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за рыбками, дежурить и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».
Со второго класса , когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок (опять-таки не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на них цветочком, рыбкой, красным крестом не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.

Социальная проба:

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать, передавать те законы, по которым живет взрослый мир (различные соц. роли, межличностные отношения). И эта передача происходит всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.

    Дает установку на развитие потенциала всех детей

    Ориентирует на социальное «закаливание» детей

    Уравнивает баланс между интеллектуальным и социальным становлением личности, предотвращает дисгармонию личностного развития

    Предусматривает конкретные действия – шаги ребенка как первичной стратегии социального поведения «Теория малых дел»

    Активизирует социальный опыт, формирует витагенный опыт младшего школьника, вырабатывает иммунитет на социальную приемлемую обществом практику

    Развивает открытую педагогическую систему диагностики ученика: диагностика предназначена для обсуждения всеми субъектами образования как приглашение к разговору и сотрудничеству.

Цели:

выявление склонностей, способностей и интересов к тем или иным видам деятельности;

создание благоприятных условий для становления самостоятельности и развития способности к самоорганизации.

Критерий – внешние показатели личностных проявлений и взаимодействий с внеучебной средой как результат способности проектировать свою жизнедеятельность.

Уровень

Описание

Обучающийся инфантилен, не проявляет интереса, явных достижений, демонстрирует единичные результаты, пробы носят случайный характер

Обучающийся самостоятельно или с незначительным вмешательством взрослых формирует ближайшие и отдаленные цели, осуществляет рефлексию, пытается реализовывать свои задатки, но явной демонстрации личной идентификации не происходит

Обучающий демонстрирует способность владеть большей частью критериев и открыто демонстрирует свои задатки и витагенный опыт, самостоятелен в своих выборах, имеет широкий спектр социальных практик, выступает инициатором дела, видит перспективу и идет к намеченным целям

Коллективно-творческое дело.

В современном образовательном пространстве педагог помогает ребёнку с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.

Цели КТД: развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов; создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников.

Задачи:

2 - 3 классы

4 – 5 классы

Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах.

Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения друг с другом.

Реализовать и развить свои способности;

Выявление потенциала лидеров.

Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки.

Проявить организаторские умения;

Обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности.

Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.

Приобрести навыки проектирования;

Формировать способности к рефлексии (анализу)

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

стремление к социально-ценностной деятельности у школьника не проявляется, он не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении поручений, избегает участия в коллективной деятельности, ученик недисциплинирован и безответственен в деятельности.

стремления к социально-ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях, ученик дисциплинирован и ответственен деятельности только при наличии контроля взрослых или сверстников.

стремление к социально-ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает интересные творческие идеи; ученик дисциплинирован и ответственен в деятельности.

Социальный проект

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

Цель – создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся; создание условий для формирования и приобретения исследова­тельских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствую­щих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

уточнить, сделать более четкими и осознанными представления о явлениях социальной сферы жизни,

формировать целостный, обобщенный "образ мира";

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве,

развивать критическое и творческое мышление.

Критерии

1класс

2класс

3класс

4класс

5класс

Уметь делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности;

Уметь проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат

Уметь решать интересные проблемы

Находить способ решения проблемы, которая носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

умение работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда

Модель выпускника младшего школьника.

Качества, способствующие становлению младшего школьника:

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Приложение 1

по тематике соц.направленности

Тематика по социальной направленности

Название тем по датам

1класс

2класс

3класс

4класс

5класс

Сентябрь

Само

управление

Дежурства на месяц.

Организация работы в классе Выбор администрации класса,

составление графика дежурства в классе

Организация собрания по самоуправлению дежурства, в классе, в столовой.

Администрация

класса Выбор

администрации класса.

Назначение министров

и распределение

обязанностей

Организация работы в школе Составление графика дежурство в

классе, в столовой, в коридоре

2 Соц.проба

Акция «Помоги учителю» Встреча с учителем биологии Экскурсия на пришкольный участок Сбор семян цветов,

Акция «Помоги учителю» Сбор семян цветов, сушка, упаковка,

хранение

Акция «Помоги учителю» Работа на пришкольном участке Посильная помощь учителю биологии

Акция «Помоги учителю» «Береги зеленые насаждения» Уход за комнатными растениями в

классе и в школе

Акция «Помоги учителю» Уборка пришкольного участка

3 КТД

Знакомство с оригами Изготовление пакетиков для сбора семян

Изготовление упаковочного материала

для хранения семян цветов

Изготовление папки-гербария «Мои

любимые цветы»

Цветочная выставка

«Бал цветов»

«Цветочный праздник»

4 Соц.проект

Конкурс рисунков «Учительница первая моя»,

Подготовка номеров к поздравлению

Конкурс рисунков «Учительница первая моя», Подготовка номеров к поздравлению

Подготовка к празднованию Дня учителя.

Подготовка к празднованию Дня учителя (концертная программа, встречи с ветеранами педагогического труда)

октябрь

1 Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

«Порядок в классе, порядок в коридоре.» закрепление обязанностей каждого члена коллектива.

«Порядок в классе, порядок в коридоре.» Организация дежурства в классе, в коридоре, в столовой.

«Научился сам – научи другого»

организация перемен с

первоклассниками

«Научился сам – научи другого»

организация перемен с

первоклассниками

2 Соц.проба

Акция «Откуда хлеб на стол пришёл?» Экскурсия на хлебопекарню

Акция «Как хлеб на стол пришёл?»

Собрание историй о зерне.

Акция «Как хлеб на стол пришёл?

От А до Я» Составление презентации с использованием собранной истории 3классниками.

Мероприятие, посвященное хлебу.

3 КТД

Конкурсы рисунков «Моя малая родина в будущем», «Край, в котором я живу»

Выставка поделок из природного материала

Конкурс фотографий «Край, в котором я живу, природа в объективе».

4 Соц.проект

«Друзья и враги леса»

«О маленьких ранах» (правила поведения на природе)

«Друзья и враги леса»

«О больших ранах, которые наносят природе люди» создание газеты.

«О больших ранах, которые наносят природе люди» создание презентации

Конкурс рисунков «Природа в опасности»

ноябрь

Каникулы.

2 Соц.проба

«Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения со взрослыми и сверстниками)

«Чем мы обязаны взрослым»

Мероприятие

«Чем мы обязаны взрослым»

Мероприятие

«Неразлучные друзья – взрослые и дети». Мероприятие

3 КТД

Конкурс рисунков

«Моя семья»

Конкурс рисунков

«Моя семья»

Конкурс рисунков

«Моя семья»

Конкурс рисунков «Моя семья»

Конкурс рисунков «Моя семья»

4 Соц.проект

Акция «Здоровый образ жизни» мой распорядок дня дома.

Акция «Здоровый образ жизни» полезные и вредные продукты.

Акция «Здоровый образ жизни» «Витамины» Изготовление газеты

Акция «Здоровый образ жизни» составление викторины для малышей.

Акция «Здоровый образ жизни» мероприятие для малышей.

декабрь

1 Самоуправление

«Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе.

Подведение итогов по самоуправлению в классе: организации дежурств в классе, столовой.

Газета «Как я выполнял обязанности в жизни класса.

Диспут «Мои идеи по работе дежурства по школе, в классе»

2 Соц.проба

«Новогоднее настроение» посещение театров, просмотр новогодних представлений

«Новогоднее настроение»

(оформление кабинета)

«Новогоднее настроение»

(оформление кабинета, коридора школы)

«Новогоднее настроение»

Новогодние игрушки для малышей – сирот.

3 КТД

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

4 Соц.проект

Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

Акция Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

январь

2 Соц.проба

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

3 КТД

«Моя школьная жизнь» подбор фотографий

«Моя школьная жизнь»

подбор фотографий.

«Моя школьная жизнь» Изготовление газеты.

«Моя школьная жизнь» Изготовление фотоальбома

«Наша школьная жизнь в будущем. использование презентаций.

4 Соц.проект

Путешествие

«По городу мастеров».

посещение выставок, музеев

Путешествие

«По городу мастеров».

посещение выставок, музеев

Путешествие

«По городу мастеров».

Встреча с интересными людьми.

Путешествие

«По городу мастеров».

Знакомство с историей мастерства в нашем крае.

Путешествие

«По городу мастеров».

Собирание информации мастерства нашего города..

февраль

1 Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

Продолжение работы по дежурству в классе, школе, столовой.

Продолжение работы в классе.

Санитарный рейд к первоклассникам «мои тетрадки и книжки в порядке.

Рейд во 2 класс «Мои тетрадки и книжки в порядке»

2 Соц.проба

«Берегу школу»

Составление правил сбережения школьного имущества

«Берегу школу»

Мое отношение к школьному имуществу.

«Берегу школу»

Как продлить жизнь мебели. Свод правил.

«Берегу школу»

Газета – молния о нарушителях гос.имущества

«Берегу школу»

Активная помощь плотнику, девочки – салфетки для кабинета СБО,

3 КТД

4 Соц.проект

«Защитники отечества» встреча с героями отечества

Игра «Зарница» встреча с героями отечества

Игра «Зарница» встреча с героями отечества

март

1 Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

Продолжение работы в классе, дежурстве по школе

Продолжение работы в классе, дежурстве по школе

Продолжение работы в классе, дежурстве по школе

2 Соц.проба

Как я помогаю дома близким?

Нужна ли помощь твоим близким от тебя? Обсуждение.

Мои обязанности дома. Анкетирование.

Хороший ли я помощник по дому? Диспут.

Хороший ли я хозяин в своем доме? Обсуждение.

3 КТД

С днем весны.

Изготовление газеты, выставка рисунков,

Изготовление газеты, выставка рисунков,

Изготовление газеты с использованием фотографий.

Приготовление презентации для малышей о весне.

4 Соц.проект

Акция «День матери» подбор стихов. Чаепитие с мамами.

Акция «День матери» Профессии наших мам Встреча с мамами разных профессий

Акция «День матери» «Мамы разные нужны - мамы разные важны» Встреча с мамами разных профессий

Акция «День матери» Поэтический вечер для мам.

Акция «День матери» Праздник. Активное участие.

апрель

1 Самоуправление

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

2 Соц.проба

Акция «Мой ш Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

Акция «Мой ш Экологическая экспедиция кольный двор самый чистый»

Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

3 КТД

Конкурс рисунков о космосе.

Конкурс рисунков о космосе.

Картина – аппликация из пластилина.

Газета о космосе.

Подготовка мероприятия ко дню космонавтики для малышей.

4 Соц.проект

Встреча с инспектором по ПДД

Акция «СветофорДорожные знаки»

Акция «Светофор. Дорожные знаки»

Акция «Светофор. Дорожные знаки» составление свода правил по ПДД

Акция «Светофор Дорожные знаки» составление викторины по ПДД для малышей.

Акция «Светофор. Дорожные знаки»

Мероприятие для малышей.

1 Самоуправление

Утренник

«Вот мы на год стали взрослее»

Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса.

Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса. Интересные моменты с использованием фото.

«Зажги свою свечу» Праздник прощание с начальной школой

Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса.

Использование коллажа.

2 Соц.проба

Экскурсия в музей боевой славы.

Поделки на память для участников ВОВ.

Встреча с ветеранами Вов.

Возложение цветов к памятникам ВОВ

Поздравление ветеранов Вов.

3 КТД

Конкурс рисунков ко дню рождения города, подбор стихов и песен.

Конкурс рисунков ко дню рождения города подбор стихов и песен.

Газета «Успехи нашего города» ко дню рождения города

Презентация «Мой город», с использованием подборки поэзии младшими классами..

Конкурс фотографий «Город, в котором я живу».

Соц.проект

Акция «История моего города» Посещение музея

Акция «История моего города» посещение исторических мест.

Акция «История моего города» знакомство с выдающимися людьми.

Акция «История моего города»

Сбор информации. Презентация памятники истории

Акция «История моего города» мероприятие для малышей.