Анализ оды фелица по плану. Литературный анализ оды "фелица" гавриила романовича державина. Подчеркивание скромности и великодушия в образе Екатерины

Грызуны – самая процветающая группа млекопитающих, на которую приходится около 40 процентов их разнообразия. Прекрасно приспосабливаясь к условиям окружающей среды, эти животные смогли занять все типы ареалов на всех континентах, кроме Антарктиды.

Зоологам известно около 1700 отдельных видов грызунов. Несмотря на множество различий в форме и размерах, представителей этого отряда объединяет несколько общих признаков. Практически для всех видов характерны плотно сбитое тело, длинный хвост, вибриссы и когти. Большинство грызунов обитает на суше, бегая на четырех ногах, но некоторые живут на деревьях. Отдельные виды ведут роющий или полуводный образ жизни. Всех представителей этой группы отличают крупные, постоянно растущие резцы, с помощью которых они сгрызают пищу. За это грызуны и получили свое название.

Органы чувств

Грызуны служат пищей для множества хищников, и жизнь им спасают чуткое обоняние и слух. По этой причине у большинства из них крупные закругленные уши и вытянутая морда. Зрение тоже отличается остротой, а расположение глаз по бокам головы обеспечивает хороший круговой обзор. Осязание этих животных дополняют вибриссы (пучки волос типа усов), которые позволяют им расширить восприятие окружающего мира.

Питание

Большинство грызунов – травоядные животные, которые поглощают разнообразный растительный корм. Твердую пищу, такую как орехи и семена, они грызут с помощью длинных изогнутых резцов. Эти зубы растут на протяжении всей жизни животного и сохраняют остроту благодаря постоянному использованию – чтобы поддерживать высокие темпы метаболизма, грызуны постоянно едят. За счет увеличенной жевательной мышцы, расположенной на челюсти, у этих млекопитающих мощный укус.

Не все грызуны питаются растениями. Некоторые охотятся на беспозвоночных, таких как насекомые, слизни и улитки, а ондатра дополняет свой растительный рацион моллюсками. Отдельные виды грызунов – падальщики и поедают все, что могут найти, включая останки мертвых животных и человеческую пищу.

Пищеварительная система грызунов устроена так, чтобы разлагать твердые волокна растительного материала. В слепой кишке, расположенной между тонкой и толстой, содержатся бактерии, которые расщепляют жесткую целлюлозу, содержащуюся в клеточных стенках растений, и преобразуют ее в простые сахара. Некоторые грызуны, например капибара и морская свинка, едят пищу дважды. После первого употребления еда выходит в виде шариков полупереваренного растительного материала, которые они поедают вновь. Это помогает грызунам извлекать из еды максимальное количество питательных веществ.

Краткая характеристика отряда грызуны.

К отряду грызуны относятся, как правило, мелкие, иногда средних размеров млекопитающие. Длина тела от 5 см у мышовок до 130 см у капибары. Ушных раковин нет или они в разной степени развиты от едва заметного кожного валика до больших размеров, достигающих почти половины длины тела. Конечности в большинстве случаев пяти-, реже четырех- и трехпалые; последние фаланги, как правило, вооружены когтями разной величины и формы. Волосяной покров обычно хорошо развит; волосы нередко отчетливо дифференцированы на подшерсток и ость; остевые волосы могут видоизменяться в иглы. Ключица обычно имеется, но нередко сильно редуцирована. Плечевая кость с надмыщелковым отверстием, или без него локтевая и лучевая не сращены, малая и большая берцовые сращены в их нижнем отделе или свободны. Os penis обычно имеется. Головной мозг крупный. Большие полушария невелики, не покрывают мозжечок, как правило, с гладкой поверхностью, у некоторых форм недоразвиты.Комплекс жевательных мышц увеличен в размерах и разделяется на три или большее число порций, имеющих различную функцию. Он может быть выдвинут в оральном направлении книзу от скуловой дуги у Sciuromorpha ; проходить сквозь подглазничное отверстие между вентральной и дорзальной ветвями передней части скуловой дуги у Hystricomorpha или образовывать комбинацию этих двух модификаций у Myomorpha . Конечности стопоходящие или полустопоходящие. Череп образован плотными костями без губчатых участков. Лицевой отдел, как правило, короче мозгового. Глазница открытая, позади соединяется с височной ямкой. Костные слуховые барабаны образованы барабанной костью. Предчелюстные кости имеют отросток, достигающий лобных костей. Сочленовная головка нижней челюсти обычно вытянута в продольном направлении, а сочленовная ямка имеет, соответственно, удлиненную форму, поэтому основное движение нижней челюсти при жевании передне-заднее. Правая и левая половины нижней челюсти соединены между собой подвижно. Сокращение transversus mandibulae может сближать их и отводить вершины нижних резцов в стороны. Передние конечности обычно пятипалые, иногда четырехпалые; число пальцев на задних конечностях изменяется от 5 до 3. Пальцы вооружены когтями разной величины и формы. Хвост снаружи может быть совсем незаметен (как у морских свинок) или очень длинный, раза в полтора превышающий длину тела (тушканчики, мышовки); между этими двумя крайностями можно наметить ряд переходов. Волосяной покров весьма разнообразен - от густого и мягкого, хорошо разделяющегося на категории волос (направляющие, остевые, промежуточные, пуховые) до изреженного, щетинковидного или даже образующего иглы. Окраска крайне разнообразна. На туловище потовых желез нет, имеются только сальные. Потовые железы расположены на подошвах. Характерны многочисленные специфические кожные железы: в углах рта, анальные, среднебрюшные, поясничные, боковые и др. Сосков 2-12 пар. Зубная формула: I 1/1 C 0/0 P 0-2/0-1 M 1-3/1-3 = 12-22 зубов. Общим признаком всех грызунов является своеобразное строение зубной системы, приспособленной к разгрызанию и разжевыванию твердой растительной пищи. В верхней и нижней челюстях имеется по одной паре больших долотообразных, лишенных корней и постоянно растущих, резцов. Стачиваясь на концах, они постоянно отрастают. Твердая эмаль покрывает только переднюю поверхность резцов, поэтому, стачиваясь, они всегда остаются острыми. Клыки у грызунов отсутствуют. Характерна большая диастема между резцами и щечными зубами. Расстояние между правым и левым щечными зубными рядами верхней челюсти обычно несколько меньше, чем между соответственными рядами щечных зубов нижней челюсти. Щечные зубы имеют, а иногда не имеют корней или корни появляются у взрослых (или старых) особей. Коренные зубы от низко- до высококоронковых. Их жевательная поверхность от бугорчатой (исходное строение) и гребенчатой (бугорки в разной степени слиты в поперечные гребни) до складчатой (лофодонтной). Коренные с хорошо обособленными корнями, или последние редуцированы, у зубов с постоянным ростом - до полного исчезновения. Резцы всегда без корней; эти зубы являются постоянно растущими и самозатачивающимися при грызении. Задние переднекоренные (Р4 и Р4) если имеются, что в различной степени моляризованные, т. е. сходные по строению с заднекоренными. Высота коронки щечных зубов также изменчива - от низкой до высокой. Когда зверек грызет пищу, он выдвигает нижнюю челюсть немного вперед, так что концы резцов верхней и нижней челюстей сходятся; но коренные зубы при этом не соприкасаются. Когда же грызун приступает к перетиранию отделенного куска пищи, нижняя челюсть сдвигается несколько назад, что влечет соприкосновение жевательных поверхностей коренных зубов и расхождение концов резцов. Головной мозг крупный. Поверхность полушарий обычно гладкая, и они не прикрывают мозжечок. Желудок простой или многокамерный. Слепая кишка имеется (за исключением сонь); спиральной складки в ней нет. Семенники располагаются в брюшной полости, подкожно в паховой части или в мошонке. Матка двурогая. Плацента дискоидальная, отпадающая, алаптохориальная. Распространены почти по всему земному шару, за исключением некоторых арктических и океанических островов и Антарктиды. Расселились всюду, куда проник человек. Живут в самых разнообразных зонах, высотных поясах и ландшафтах от арктических тундр до пустынь и от равнин, расположенных ниже уровня океана, до субнивального пояса высоких гор. Приспособлены к жизни в разнообразных биотопах. Преимущественно наземные животные, ряд морфо-физиологических и биологических особенностей которых позволяет им легко переносить неблагоприятные условия внешней среды или избегать их воздействия и быстро восстанавливать численность. Последняя достигает наиболее высокого уровня, известного для млекопитающих вообще. Способность к быстрому размножению в весьма разнообразных условиях существования определяет более быстрый темп эволюции, чем в других отрядах: грызуны - группа, процветающая в современную геологическую эпоху. Есть среди грызунов полуводные формы, превосходно плавающие и ныряющие. Некоторые виды живут только в кронах деревьев и, пользуясь «планерными» складками кожи на боках тела, могут «перелетать» с дерева на дерево на расстояние до сотни и более метров. Убежища грызунов крайне разнообразны (норы, дупла, расщелины скал и т. д.). Большинство активны круглогодично. Ряд видов в условиях холодных и умеренных зон впадают в спячку разной длительности. Среди грызунов есть виды только ночные, кормящиеся только в светлую часть суток и активные в любое время суток. Питаются преимущественно растительными кормами: семенами, плодами, сочными зелеными частями растений, даже корой и древесиной; многие виды - также насекомыми и другими беспозвоночными. Некоторые стали исключительно насекомоядными или хищными, например ряд виден крупных крыс. По образу жизни выражены среди них четко и весьма разнообразны: от наземного (мыши, крысы) до целиком подземного (слепыши, цокоры) и полуводного (некоторые хомяки, полевки) и от бегающего (песчанки) и прыгающего (тушканчики, долгоноги) до лазающего (белки, мыши-малютки); имеются формы, приспособленные к планирующему полету (летяги). Соответствующие приспособления в строении конечностей сопровождаются различной степенью приспособления в строении зубов, жевательной мускулатуры и пищеварительной системы к преимущественному питанию то высококалорийным семенным кормом и частично животной пищей, то различными вегетативными частями растений. Известны многочисленные случаи параллельного развития сходных признаков в разных группах, как современных, так и ископаемых, затрудняющие выяснение родственных отношений. Плодовитость грызунов различна. Для большинства характерна высокая плодовитость: несколько (до 6-8) пометов в год с большим количеством (до 8-15) детенышей в каждом. У некоторых видов - рождение детенышей раз в году (1-2). Многим свойственно раннее половое созревание - на 2-м - 3-м месяце жизни. Для высокоплодовитых видов характерна неустойчивая численность: годы их крайнего обилия сменяются годами почти полного вымирания на больших территориях. Количество особей на единице площади по годам может различаться в десятки тысяч раз. Известны случаи и полного вымирания на обширных пространствах за короткое время (желтая пеструшка в Казахстане и на севере Средней Азии). Ископаемые остатки грызунов, известные с нижнего палеоцена в Новом Свете и с нижнего эоцена в Старом, принадлежат уже достаточно специализированным формам. Возникновение отряда можно предполагать в мелу или даже в верхней юре. Обычно грызунов сближают с насекомоядными или даже производят от них. Родственные отношения с другими отрядами млекопитающих не выяснены. Ближайшей родственной группой следует считать зайцеобразных, которых большинство считает самостоятельным отрядом. Всех наиболее древних грызунов относят к особому подотряду Protrogomorpha , среди олигоценовых представителей которого имеются вероятные предки многих современных семейств. Практическое значение грызунов при их почти повсеместном распространении, периодически высокой численности велико и разнообразно. Некоторые виды (ондатра, белка, тарбаган) имеют большое промысловое значение . Лесные полевки, лемминги и некоторые из серых полевок (узкочерепная, экономка и пр.), населяющие обширные пространства тайги, лесотундры и тундры, приносят очень большую пользу как основные кормовые объекты ценных пушных хищников (соболя, песца и др.). Есть массовые вредители полевых, садовых и лесных растений, а также запасов пищевых продуктов. Наконец, за счет некоторых грызунов в природе и в непосредственном окружении человека веками существуют очаги опасных для человека болезней (чумы, туляремии, риккетсиозов, спирохетозов, лептоспирозов, лейшманиозов и др.). Особенно большую эпидемиологическую опасность представляют синантропные грызуны - домовая мышь и крысы, из крыс наиболее опасна и вредна серая крыса. Предками грызунов следует считать примитивных насекомоядных. Возникновение грызунов произошло, по-видимому, в дотретичное время. Во всяком случае, древнейшие из известных ископаемых остатков грызунов в палеоцене Нового Света были уже достаточно специализированными формами. Наиболее древние из известных грызунов Северной Америки и Европы принадлежат к семейству Paramyidae . Они возникли в позднем палеоцене Северной Америки и раннем эоцене Европы (Вууд, 1959). К концу нижнего эоцена появились два новых семейства: Pseudosciuridae в Европе и Sciuravidae в Северной Америке. Такое внезапное появление непарамиидных грызунов привело некоторых исследователей (Шауб, 19536) к заключению, что грызуны имеют значительно более длительную историю и населяли некоторые области нашей планеты, где их остатки еще не найдены, и что ранние парамииды не были предками современных грызунов, а просто сохранившейся ветвью предковых форм. Причем последние возникли, вероятно, в мелу и в палеоцене подверглись обширной радиации. Так ли это было на самом деле, сказать с достоверностью в настоящее время невозможно. После появления грызунов в Европе и Северной Америке эволюция их на этих континентах не была сходной. В Европе псеудосциуриды в среднем эоцене дали начало Theridomyidae, которые просуществовали до нижнего олигоцена. В Северной Америке парамииды были многочисленны в эоцене и начале олигоцена. В то же время обычными были и Sciuravidae . От парамиид или сциуравид в позднем эоцене возникло несколько других семейств грызунов. К раннему олигоцену процесс радиации различных групп грызунов был закончен. Грызуны представляют собой наиболее обширный по числу семейств (35), родов (355) и видов (1597) отряд млекопитающих. Систематика отряда из-за многочисленности и разнообразия его представителей, иногда имеющих конвергентные признаки, очень трудна и сложна. До настоящего времени среди специалистов нет единого мнения даже относительно крупных таксономических категорий (подотрядов, надсемейств). В борьбе с сусликами, хомяками, водяными полевками и некоторыми другими грызунами огромную роль играет отлов их капканами для получения шкурок и технического жира. Промысел этих зверьков дает ежегодно несколько миллионов шкурок, используемых меховой промышленностью для изготовления различных меховых изделий, и в то же время в значительной степени способствует истреблению важных вредителей растениеводства. В борьбе с мышами и крысами, а также против некоторых других грызунов иногда используют приманки, зараженные бактериями мышиного и крысиного тифа. Этот бактериальный метод особенно рационален в условиях человеческих поселений, где применение многих химических препаратов недопустимо. Грызуны представляют собой наиболее обширный по числу семейств (35), родов (355) и видов (1597) отряд млекопитающих. Читать полностью на http://zooclub.ru/mouse/

В последней трети XVIII века в поэзии, как и в драматургии, произошли большие изменения. Дальнейшее развитие поэзии не могло происходить без изменения, нарушения, а затем и разрушения привычных старых форм. Эти нарушения стали допускать сами писатели-классицисты: Ломоносов, Сумароков, Майков, а позднее - Херасков и молодые поэты из его окружения.

Но настоящий бунт в мире жанров совершил Державин. Поэт, познав истинную природу как мир многозвучный и многоцветный, находящийся в вечном движении и изменениях, безгранично раздвинул рамки поэтического. Одновременно главными врагами Державина были все те, кто забывал «общественное благо», интересы народа, предавшись сибаритству при дворе.

Значительное расширение объекта поэзии требовало новых форм выражения. Этот поиск Державин начал с изменения устоявшейся жанровой системы классицизма.

Непосредственное «разрушение» жанра торжественной оды Державин начал своей «Фелицей», соединив в ней похвалу с сатирой.

Ода «Фелица» была создана в 1782 году в Петербурге. Друзья, которым Державин прочитал ее, вынесли произведению неумолимый приговор: ода превосходна, но напечатать ее невозможно из-за неканонического изображения императрицы и сатирических портретов екатерининских вельмож, легко узнаваемых современниками. Державин со вздохом положил оду в ящик бюро, где она пролежала около года. Как-то, разбирая бумаги, он выложил рукопись на стол, где ее увидел поэт Осип Козодавлев. Он выпросил рукопись почитать, клятвенно заверив, что никому не покажет стихов. Спустя несколько дней известный вельможа и любитель словесности И.И. Шувалов в большой тревоге прислал за Державиным, сообщив, что его стихи требует к себе для прочтения светлейший князь Потемкин. «Какие стихи? -удивился поэт. - «Мурзы к Фелице». - «Как вы их знаете?» - «Господин Козодавлев по дружбе дал мне их». - «Но как князь Потемкин их узнал?» - «Вчера у меня обедала компания господ, как то: граф Безбородко, граф Завадовский, Стрекалов и прочие любящие литературу; при разговоре, что у нас нет еще легкого и приятного стихотворства, я прочел им ваше творение». Кто-то из гостей, как полагал Шувалов, желая угодить князю Потемкину, тут же донес об этих стихах фавориту императрицы. Шувалов как опытный царедворец советовал Державину выбросить из оды строки, касающиеся «слабостей» светлейшего князя, однако поэт не пошел на обман, справедливо полагая, что, если до Потемкина дойдет полный текст оды, он сочтет себя оскорбленным. Получив стихотворение и ознакомившись с ним, умный князь сделал вид, что это сочинение не имеет к нему никакого отношения. Державин вздохнул с облегчением.

Весной 1783 года Президент Российской академии Екатерина Дашкова в журнале «Собеседник любителей российского слова» по рекомендации Козодавлева без ведома автора анонимно напечатала оду «Фелица». Дашкова преподнесла первый номер журнала императрице Екатерине П. Та, прочитав оду, растрогалась до слез и стала интересоваться автором произведения. «Не опасайтесь, -говорила она Дашковой, - я только вас спрашиваю об том, кто бы меня так близко знал, который умел так приятно описать, что, ты видишь, я как дура плачу». Княгиня открыла имя поэта и поведала о нем много хорошего. Через некоторое время Державин получил по почте конверт, в котором лежали золотая табакерка, обсыпанная бриллиантами, и пятьсот золотых рублей. Вскоре поэт был представлен императрице и облагодетельствован ею. Публикация оды сразу сделала Державина знаменитым, он вошел в число первых поэтов России.

Ода «Фелица» - произведение новаторское, смелое по мысли и форме. Оно включает в себя высокое, одическое, и низкое, иронико-сатирическое. В отличие от од Ломоносова, где объектом изображения было лирическое состояние поэта, для которого государственные, национальные интересы слились с личными, ода Державина сделала объектом поэтизации «человека на троне» - Екатерину II, ее государственные дела и добродетели. «Фелица» близка дружескому литературному посланию, похвальному слову и одновременно - стихотворной сатире.

Поэт включил в оду литературный портрет императрицы, носящий нравственно-психологический, идеализированный характер. Державин пытается раскрыть внутренний мир героини, ее нравы и привычки через описание поступков и распоряжений Екатерины II, ее государственных деяний:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем

И всем из твоего пера

Блаженство смертным проливаешь…

Отсутствие портретных описаний компенсируется впечатлением, которое героиня оды производит на окружающих. Поэт подчеркивает важнейшие, с его точки зрения, черты просвещенной монархини: ее демократизм, простоту, неприхотливость, скромность, приветливость в сочетании с выдающимся умом и талантом государственного деятеля. Высокому образу царицы поэт противопоставляет иронический портрет ее царедворца. Это собирательный образ, включающий в себя черты ближайших сподвижников Екатерины II: светлейшего князя Григория Потемкина, который, несмотря на широту души и блестящий ум, отличается прихотливым и капризным нравом; фаворитов императрицы Алексея и Григория Орловых, гвардейцев-гуляк, любителей кулачных боев и конских скачек; канцлера Никиты и фельдмаршала Петра Паниных, страстных охотников, забывших ради любимого развлечения дела государственной службы; Семена Нарышкина, егермейстера императорского дворца и известного меломана, который первым завел у себя оркестр роговой музыки; генерал-прокурора Александра Вяземского, любившего на досуге наслаждаться чтением лубочных повестей, и …Гаврилы Романовича Державина. Русский поэт, ставший к тому времени статским советником, не выделял себя из этой вельможной сферы, а наоборот, подчеркивал свою причастность к кругу избранных:

Таков, Фелица, я развратен!

Но на меня весь свет похож.

Позднее, защищаясь от упреков в том, что он создал злую сатиру на известных и почтенных царедворцев, Державин писал: «Обыкновенные людские слабости в оде Фелице оборотил я собственно на меня самого… добродетели царевны противоположил моим глупостям». Поэт, посмеиваясь над причудами приближенных императрицы, не чужд присущего им эпикурейского отношения к жизни. Он не осуждает их человеческие слабости и пороки, ибо понимает, что Екатерина II окружила себя людьми, чей талант служит процветанию государства Российского. Державину лестно видеть себя в этой компании, он с гордостью носит звание екатерининского вельможи.

Поэт воспевает прекрасную Природу и живущего в гармонии с ней Человека. Картины пейзажа напоминают сцены, изображенные на гобеленах, украшающих салоны и гостиные петербургской знати. Не случайно автор, увлекавшийся рисованием, писал, что «поэзия не что иное есть как говорящая живопись».

Рисуя портреты важных сановников, Державин использует приемы литературного анекдота. В XVIII веке под анекдотом понимали художественно обработанный рассказ фольклорного содержания об известном историческом лице или событии, имеющий сатирическое звучание и поучительный характер. Анекдотический характер обретает под пером Державина портрет Алексея Орлова:

Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными боями

И пляской веселю мой дух;

Или, о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов…

Действительно, победитель кулачных боев, гвардейский офицер, призер на скачках, неутомимый танцор и удачливый дуэлянт, гуляка, дамский угодник, азартный охотник, убийца императора Петра III и фаворит его жены -таким остался в памяти современников Алексей Орлов. Некоторые строки, изображающие царедворцев, напоминают эпиграммы. Например, о «библиофильских» пристрастиях князя Вяземского, предпочитающего серьезной литературе лубок, сказано:

То в книгах рыться я люблю,

Мой ум и сердце просветлю,

Полкана и Бову читаю;

За Библией, зевая, сплю.

Хотя ирония Державина была мягкой и беззлобной, Вяземский не мог простить поэта: он «привязывался во всяком случае к нему, не токмо насмехался, но и почти ругал, проповедуя, что стихотворцы не способны ни к какому делу".

Элементы сатиры появляются в оде там, где речь идет о времени правления Анны Иоанновны. С негодованием напоминал поэт, как родовитого князя Михаила Голицына по прихоти императрицы женили на старой уродливой карлице и сделали придворным шутом. В этой же унизительной должности находились представители знатных русских фамилий - князь Н. Волконский и граф А. Апраксин. «Сии шуты, - свидетельствует Державин, -в то время, когда императрица слушала в церкви обедню, "саживались в лукошки в той комнате, через которую ей из церкви во внутренние покои проходить должно было, и кудахтали, как наседки; прочие же все тому, надрываясь, смеялись". Попрание человеческого достоинства во все времена, по мысли поэта, - величайший грех. Поучение, содержащееся в сатире, адресовано как читателю, так и главной героине оды.

Поэт, создавая идеальный образ просвещенной монархини, настаивал, что она обязана соблюдать законы, быть милосердной, защищать «слабых» и «убогих».

Через всю оду проходят образы и мотивы «Сказки о царевиче Хлоре», сочиненной для внука императрицей. Начинается ода с пересказа сюжета сказки, в основной части появляются образы Фелицы, Лентяя, Брюзги, Мурзы, Хлора, Розы без шипов; финальной части присущ восточный колорит. Завершается ода, как и положено, похвалой императрице:

Прошу великого пророка,

Да праха ног твоих коснусь,

Да слов твоих сладчайших тока

И лицезренья наслажусь!

Небесные прошу я силы,

Да их простря сапфирны крыла,

Невидимо тебя хранят

От всех болезней, зол и скуки;

Да дел твоих в потомстве звуки,

Как в небе звезды, возблестят.

Тема и образ Екатерины П в поэзии Державина не ограничиваются только Фелицей; императрице он посвящает стихотворения «Благодарность Фелице», "Видение Мурзы", «Изображение Фелицы», «Памятник» и другие. Однако именно ода «Фелица» стала «визитной карточкой» Державина, именно это произведение В. Г. Белинский считал «одним из лучших созданий» русской поэзии ХVIIIвека. В «Фелице», по мнению критика, «полнота чувства счастливо сочеталась с оригинальностью формы, в которой виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли, от начала до конца выдержана в тоне».

«Фелица» Державина Г.Р.

История создания. Ода «Фелица» (1782), первое стихотворение, сделавшее имя Гавриила Романовича Державина знаменитым. Оно стало ярким образцом нового стиля в русской поэзии. В подзаголовке стихотворения уточняется: «Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка». Свое необычное название это произведение получило от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», автором которой была сама Екатерина II. Этим именем, которое в переводе с латинского значит счастье, она названа и в оде Державина, прославляющей императрицу и сатирически ха-рактеризующей ее окружение.

Известно, что сначала Державин не хотел печатать это стихотворение и даже скрывал авторство, опасаясь мести влиятельных вельмож, сатирически изображенных в нем. Но в 1783 году оно получило широкое распространение и при содействии княгини Дашковой, приближенной императрицы, было напечатано в журнале «Собеседник любителей русского слова», в котором сотрудничала сама Екатерина II. Впоследствии Державин вспоминал, что это стихотворение так растрогало императрицу, что Дашкова застала ее в слезах. Екатерина II пожелала узнать, кто написал стихотворение, в котором так точно ее изобразил. В благодарность автору она послала ему золотую табакерку с пятьюстами червонцами и выразительной надписью на пакете: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». С того дня к Державину пришла литературная слава, которой до того не знал ни один русский поэт.

Основные темы и идеи. Стихотворение «Фелица», написанное как шутливая зарисовка из жизни императрицы и ее окружения, вместе с тем поднимает очень важные проблемы. С одной стороны, в оде «Фелица» создается вполне традиционный образ «богоподобной царевны», в котором воплощено представление поэта об идеале просвещенного монарха. Явно идеализируя реальную Екатерину II, Державин в то же время верит в нарисованный им образ:

Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?

С другой стороны, в стихах поэта звучит мысль не только о мудрости власти, но и о нерадивости исполнителей, озабоченных своей выгодой:

Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь угнетает.
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?

Сама по себе эта мысль не была новой, но за образами вельмож, нарисованных в оде, явно проступали черты реальных людей:

Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельщался нарядом.
Скачу к портному по кафтан.

В этих образах современники поэта без труда узнавали фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их ярко сатирические портреты, Державин проявил большую смелость — ведь любой из задетых им вельмож мог разделаться за это с автором. Только благосклонное отношение Екатерины спасло Державина.

Но даже императрице он осмеливается дать совет: следовать закону, которому подвластны как цари, так и их подданные:

Тебе единой лишь пристойно,
Царевна, свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия — согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.

Эта любимая мысль Державина звучала смело, и высказана она была простым и понятным языком.

Заканчивается стихотворение традиционной хвалой императрице и пожеланием ей всех благ:

Небесные прошу я силы,
Да, их простря сапфирны крылы,
Невидимо тебя хранят
От всех болезней, зол и скуки;
Да дел твоих в потомстве звуки,
Как в небе звезды, возблестят.

Художественное своеобразие. Классицизм запрещал соединять в одном произведении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам, Но Державин даже не просто их сочетает в характеристике разных лиц, выведенных в оде, он делает нечто совсем небывалое для того времени. Нарушая традиции жанра хвалебной оды, Державин широко вводит в нее разговорную лексику и даже просторечия, но самое главное — рисует не парадный портрет императрицы, а изображает ее человеческий облик. Вот почему в оде оказываются бытовые сцены, натюрморт;

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.

«Богоподобная» Фелица, как и другие персонажи в его оде, тоже показана обытовленио («Не дорожа свои покоем, / Читаешь, пишешь под налоем...»). Вместе с тем такие подробности не снижают ее образ, а делают более реальным, человечным, как будто точно списанным с натуры. Читая стихотворение «Фелица», убеждаешься, что Державину действительно удалось внести в поэзию смело взятые из жизни или созданные воображением индивидуальные характеры реальных людей, показанных на фоне колоритно изображенной бытовой обстановки. Это делает его стихи яркими, запоминающимися и понятными.

Таким образом, в «Фелице» Державин выступил как смелый новатор, сочетающий стиль хвалебной оды с индивидуализацией персонажей и сатирой, внося в высокий жанр оды элементы низких стилей. Впоследствии сам поэт определил жанр «Фелицы» как смешанную оду. Державин утверждал, что, в отличие от традиционной для классицизма оды, где восхвалялись государственные лица, военачальники, воспевались торжественные србытия, в «смешанной оде» «стихотворец может говорить обо всем». Разрушая жанровые каноны классицизма, он открывает этим стихотворением путь для новой поэзии — «поэзии действительное™», которая получила блестящее развитие в творчестве Пушкина.

Значение произведения. Сам Державин впоследствии отмечал, что одна из основных его заслуг в том, что он «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить». Как справедливо указывает исследователь творчества поэта В.Ф. Ходасевич, Державин гордился «не тем, что открыл добродетели Екатерины, а тем, что первый заговорил «забавным русским слогом». Он понимал, что его ода — первое художественное воплощение русского быта, что она — зародыш нашего романа. И, быть может, — развивает свою мысль Ходасевич, — доживи «старик Державин» хотя бы до первой главы «Онегина», — он услыхал бы в ней отзвуки своей оды».

Одним из основных стихотворений Г. Р. Державина является его ода «Фелица». Она написана в виде обращения «некоторого мурзы» к киргиз-кайсацкой царевне Фелице. Ода впервые заставила современников заговорить о Державине как о значительном поэте. Впервые произведение увидело свет в 1789 году. В этом стихотворении читатель имеет возможность наблюдать и восхваление, и порицание одновременно.

Главная героиня

В анализе оды «Фелица» непременно нужно указать, что посвящена она была императрице Екатерине II. Произведение написано четырехстопным ямбом. Образ правительницы в произведении достаточно условен и традиционен, по своему духу напоминает портрет в стиле классицизма. Но примечательным является то, что Державин хочет видеть в императрице не просто правительницу, но и живого человека:

«…И пища самая простая

Бывает за твоим столом…».

Новизна произведения

В своем произведении Державин изображает добродетельную Фелицу в противопоставлении ленивым и изнеженным вельможам. Также в анализе оды «Фелица» стоит отметить, что само стихотворение пропитано новизной. Ведь образ главного действующего лица является несколько иным по сравнению, к примеру, с произведениями Ломоносова. У Михаила Васильевича образ Елизаветы является несколько обобщенным. Державин же указывает в своей оде на конкретные дела правительницы. Он также говорит и о ее покровительстве торговле, промышленности: «Велит любить торги, науки».

До того, как была написана ода Державина, обычно образ императрицы выстраивался в поэзии по своим строгим законам. Например, Ломоносов изображал правительницу как земное божество, которое ступило с далеких небес на землю, кладезь бесконечной мудрости и безграничной милости. Но Державин осмеливается отойти от данной традиции. Он показывает многогранный и полнокровный образ правительницы - государственного деятеля и выдающуюся личность.

Развлечения вельмож, порицаемые Державиным

Проводя анализ оды «Фелица» стоит отметить, что Державин осуждает леность и другие пороки придворных вельмож в сатирическом стиле. Он говорит и об охоте, и о картежной игре, и о поездках за новомодными одеждами к портным. Гаврила Романович позволяет себе в своем произведении нарушить чистоту жанра. Ведь в оде не только восхваляется императрица, но и порицаются пороки ее беспечных подчиненных.

Личностное начало в оде

А также в анализе оды «Фелица» учащийся может отметить и тот факт, что Державин внес в произведение и личностное начало. Ведь в оде присутствует и образ мурзы, который то откровенен, то лукав. В образе вельмож современники могли без труда отыскать тех приближенных Екатерины, о которых шла речь. Также Державин многозначительно подчеркивает: «Таков я, Фелица, развратен! Но на меня весь свет похож». Автоирония достаточно редко встречается в одах. И описание художественного «Я» Державина является очень показательным.

Кому противопоставляется Фелица?

Немало новых фактов учащийся может открыть для себя в процессе анализа оды «Фелица». Стихотворение во многом опередило свое время. Также описание ленивого вельможи предвосхитило и изображение одного из главных персонажей в творчестве Пушкина - Евгения Онегина. Например, читатель может видеть, что после позднего пробуждения придворный лениво предается курению трубки и мечтам о славе. День его состоит только лишь из пиров и любовных утех, охоты и скачек. Вельможа проводит вечер, гуляя на лодках по Неве, а в теплом доме его, как всегда, ожидают семейные радости и мирное чтение.

Помимо ленивого мурзы, Екатерина также противопоставляется и своему покойному супругу - Петру III, что также можно указать в анализе оды «Фелица». Кратко данный момент можно осветить так: в отличие от мужа, она в первую очередь думала о благе страны. Несмотря на то что императрица была немкой, она пишет все свои указы и произведения на русском языке. Также Екатерина демонстративно ходила в русском сарафане. Своим отношением она разительно отличалась от супруга, который испытывал ко всему отечественному лишь презрение.

Характер императрицы

В своем произведении Державин не дает портретных описаний императрицы. Однако данный недостаток компенсируется тем впечатлением, которое правительница производит на свое окружение. Поэт стремится подчеркнуть ее самые важные качества. Если необходимо сделать анализ оды «Фелица» кратко, то можно эти черты описать так: она неприхотлива, проста, демократична, а также приветлива.

Образы в оде

Нужно отметить, что через все стихотворение также проходит образ царевича Хлора. Этот персонаж взят из «Сказки о царевиче Хлоре», которая была написана самой императрицей. Ода начинается с пересказа этой сказки, присутствуют такие образы, как Фелица, Лентяй, Мурза, Хлор, Роза без шипов. А завершается произведение, как и положено, хвалой благородной и милостивой правительнице. Подобно тому, как это бывает в мифических произведениях, образы в оде являются условными, аллегорическим. Но у Гаврилы Романовича они даны в совершенно новой манере. Поэт рисует императрицу не просто богиней, но и той, кому не чужды людские жизни.

Анализ оды «Фелица» по плану

План учащийся может использовать приблизительно такой:

  • Автор и название оды.
  • История создания, кому посвящено произведение.
  • Композиция оды.
  • Лексика.
  • Особенности главной героини.
  • Мое отношение к оде.

Кого высмеивал автор оды?

Те, кому нужно сделать подробный анализ оды «Фелица», могут описать тех вельмож, которых высмеивал в своем произведении Державин. Например, это Григорий Потемкин, который несмотря на свое великодушие отличался капризностью, прихотливостью. Также в оде высмеиваются и фавориты правительницы Алексей и Григорий Орловы, гуляки и любители конных скачек.

Граф Орлов был победителем кулачных боев, дамским угодником, азартным охотником, а также убийцей Петра III и фаворитом его жены. Таким он остался в памяти современников, и так был описан в произведении Державина:

«…Или, о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов…».

Можно упомянуть и про Семена Нарышкина, который был егермейстером при дворе Екатерины и отличался своей непомерной любовью к музыке. А также Гаврила Романович ставит в этот ряд и себя самого. Он не отрицал своей причастности к этому кругу, наоборот, подчеркивал, что также принадлежит к кругу избранных.

Образ природы

Также Державин воспевает и прекрасные природные пейзажи, с которыми гармонирует образ просвещенной монархини. Описываемые им ландшафты во многом похожи на сцены с гобеленов, украшающих гостиные петербургской знати. Державин, который также увлекался рисованием, неспроста называл поэзию «говорящей живописью». В своей оде Державин говорит о «высокой горе» и о «розе без шипов». Эти образы помогают сделать образ Фелицы еще более величественным.