Геологические эпохи таблица. Как названы периоды геологической истории земли в хронологическом порядке? Развитие живых организмов

Тактика допросапредставляет собой систему, которая включает:
подготовку к допросу; установление психологического контакта с допрашиваемым; свободный рассказ допрашиваемого; постановку вопросов допрашиваемому; ознакомление допрашиваемого с протоколом и аудио- и (или) видеозаписью его показаний.
Тактика допроса зависит от того, насколько следователь умело использует личностные качества допрашиваемого: психику, культурный и образовательный уровень, профессиональные навыки, мировоззрение и т.п., насколько тщательно готовится к проведению рассматриваемого следственного действия.
Под подготовкой к допросупонимается совокупность предварительно проводимых следователем мероприятий, обеспечивающих эффективность осуществления следственного действия, объективность полученных результатов. Тщательная подготовка к предстоящему допросу - залог будущего успеха.
В комплекс подготовительных мероприятий входят: 1) изучение материалов уголовного дела и знакомство с информацией, полученной при проведении оперативно-розыскных мероприятий; 2) изучение личности допрашиваемого; 3) выбор и подготовка места допроса; 4) определение способа вызова допрашиваемых; 5) проработка тактического обеспечения допроса; б) подготовка научно-технических средств, обеспечивающих полноту фиксации следственного действия. Перечисленные мероприятия составляют основу плана проведения допроса.
Изучение материалов уголовного дела предполагает уяснение не только основной фабулы уголовного дела, но и конкретной роли участников преступления, уяснение системы доказательств, наличие или отсутствие противоречий в объяснении одних и тех же фактов, определение обстоятельств, подлежащих доказыванию, и т.п. Изучая материалы уголовного дела, следователь выясняет, какими данными, доказывающими виновность обвиняемого или оправдывающими его, располагает следствие. В тех случаях, когда в деле фигурируют вещественные доказательства, следователь должен их лично и внимательно осмотреть, определить надобность использования информации о них при проведении допроса. Всякий раз, изучая материалы уголовного дела, необходимо обращать внимание на информацию, характеризующую личностные свойства допрашиваемого, делать записи для последующего построения плана допроса.
Изучение личности предполагает получение такого объема объективной информации, который обеспечивал бы не только установление психологического контакта с допрашиваемым, но и уяснение обстоятельств совершенного преступления и роли в нем всех участвующих. Сведения о личности допрашиваемого, его близком окружении следует собирать так же тщательно, как и доказательства, относящиеся к факту совершения преступления.
Личность допрашиваемого изучается путем: анализа документов, находящихся в деле; собирания сведений об интересующих следствие обстоятельствах в процессе проведения других следственных действий; сбора сведений по месту работы или учебы; получения официальных характеристик; бесед с оперативными уполномоченными, проводившими оперативно-розыскные мероприятия, принимавшими участие в задержании, и т.п.; изучения материалов архивных уголовных дел, если допрашиваемый был судим, и т.п.
Вместе с этим следователю важно знать интеллектуальные, волевые, психологические, физические качества допрашиваемого, его подготовленность к встрече со следователем, намерения, установку на определенную линию поведения при допросе.
Выбор и подготовка места допроса - важные мероприятия, которым на практике, к сожалению, не уделяется должного внимания. Допрос проводится по месту производства предварительного следствия Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (ч. 1 ст. 187 УПК).
Момент допроса определяется с учетом сведений, которыми, по предположению следователя, обладает допрашиваемый, его процессуального положения, роли в расследуемом событии, связей и взаимоотношений с другими лицами, подлежащими допросу. В соответствии с ч. 2 ст. 46 УПК подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента: 1) вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место нахождения подозреваемого не установлено; 2) фактического задержания обвиняемого - немедленно по предъявлении обвинения (ч. 1 ст. 173 УПК).
Следует иметь в виду, что нахождение в кабинете посторонних людей (даже следователей) или предметов, приковывающих взгляд; шум в соседней комнате; наличие окна, через которое допрашиваемый может наблюдать за происходящим на улице; частые телефонные звонки; включенное радио не располагают к доверительной, плавно выстраивающейся беседе, полному и объективному изложению информации и т.п.
Обстановка в кабинете для допроса должна быть строгой, в нем не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать допрашиваемого. Следователь должен заранее подготовить все материалы, которые могут потребоваться на допросе. Для этого делаются закладки на нужных страницах, выписываются фамилии.и адреса лиц, о которых придется упоминать при допросе, вычерчиваются схемы местности, готовятся фотографии, вещественные доказательства, бланки процессуальных документов и т.п.
Определение способа вызова допрашиваемых предопределяет ход и результативность следственного действия. При определении очередности вызова на допрос свидетелей и обвиняемых необходимо учитывать: характер совершенного преступления (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой); доказательственное значение и тактическую ценность для дела сведений, которыми располагает конкретный гражданин; роль допрашиваемого в совершении преступления; личную заинтересованность лиц, подлежащих допросу; личные качества допрашиваемых лиц, а также их отношение к совершенному преступлению и взаимоотношения свидетелей с обвиняемыми, а обвиняемых - друг с другом; степень доказанности совершения преступления определенными лицами; доказательства, наличие и использование которых позволяет изобличить допрашиваемых (если они на допросе дают заведомо ложные показания).

При равенстве перечисленных условий первыми допрашиваются:
свидетели, которые отрицательно относятся к совершенному преступлению; свидетели, по личным мотивам не заинтересованные в противодействии расследованию; свидетели и обвиняемые, пользующиеся авторитетом у других допрашиваемых.
Допрашиваемый вызывается к следователю повесткой1, телеграммой, телефонограммой, по факсу, но может приглашаться на допрос и непосредственно следователем. Иногда целесообразно повестку направить нарочным и предложить свидетелю сразу же явиться на допрос либо послать повестку по почте, запечатав ее в конверт. Это делается для того, чтобы о факте вызова того или иного лица никто не узнал. Если есть основания полагать, что допрос может носить конфликтный характер, то для его предупреждения целесообразно под благовидным предлогом пригласить допрашиваемого, лишив его возможности выработать модель поведения. Для такого допроса можно избрать любое место, обстановка которого позволяла бы его провести. Людей преклонного возраста или больных вызывать не рекомендуется. В этих случаях следователь сам должен выехать к месту нахождения этих лиц и там допросить их. Если же этого сделать невозможно, следует направлять отдельные поручения соответствующим следователям или органу дознания о производстве допроса этих лиц по месту жительства.
Проработка тактического обеспечения допроса включает не только разработку плана допроса, но и изучение нормативно-правовой и специальной литературы, изучение технологии производства, машин, производственных агрегатов, банковских, казначейских операций и т.п. В связи с тем что следователю придется допрашивать лицо, которому все вопросы и обстоятельства хорошо известны, он сам должен получить хорошее представление о предмете допроса, подготовить соответствующие вопросы допрашиваемому.
Проработка тактического обеспечения допроса, помимо перечисленного, включает и выбор соответствующих приемов допроса, подготовку доказательств, которые возможно потребуется предъявить допрашиваемому. Следователь заранее определяет, в какой момент допроса, в какой последовательности, в каком виде и какие доказательства могут потребоваться, подбирает эти доказательства, выбирает место, где они будут храниться.
Подготовка научно-технических средств, обеспечивающих полноту фиксации следственного действия, направлена на то, чтобы последующее их применение способствовало эффективности проведения до-
проса, не сковывало поведения допрашиваемого, не отвлекало его внимания, не создавало дискомфорта самому следователю.
При проведении допроса по инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка (ч. 4 ст. 189 УПК).»Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи» (ч. 2 ст. 188 УИК).

Психологический контакт- это такое состояние общения, при котором участники допроса испытывают потребность в совместной деятельности, в передаче, обмене информацией. Установление психологического контакта с допрашиваемым - необходимая предпосылка получения правдивых показаний, достижения истины по расследуемому преступлению.
Психологический контакт необходимо устанавливать не только перед проведением допроса, но и в процессе его проведения, а также при производстве других следственных действий с участием данного лица. Не исключено, что установленный контакт может быть потерян или, наоборот, его отсутствие на первых порах перерастет потом в прочный психологический контакт, характеризующийся должным взаимопониманием.
Установление психологического контакта - это всегда индивидуальный подход к допрашиваемому, учет его личностных качеств, возраста, пола, профессии, положения в обществе. Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит от того, какое процессуальное положение занимает лицо.
Допрос в условиях конфликтной ситуации, в отличие от других, представляет определенную сложность, так как психика участников допроса находится в состоянии постоянного раздражения и напряжения по поводу занятой по делу позиции. В таких ситуациях следователь должен выяснить причины занятой позиции, при помощи тактических приемов, предъявления доказательств развенчать ее и снять напряжение противостояния в целях установления психологического контакта.
Процесс установления контакта, в основном, зависит от следователя, его профессиональной подготовки, опыта и психических качеств. Установление психологического контакта определяется тем, насколько правильно по отношению к допрашиваемому следователь избрал линию своего поведения. Важно, чтобы допрос проводился ровным и спокойным тоном, без оскорбительных выражений, грубостей и пренебрежения к допрашиваемому, чтобы к любому показанию следователь относился одинаково серьезно, независимо от степени важности сведений, получаемых при этом. Выражение удовольствия, разочарования ответом, жесты, мимика, интонация голоса следователя могут произвести внушающее действие на допрашиваемого, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на объективности показаний. Следователь должен быть твердым, настойчивым при выполнении своего долга, чтобы подозреваемый (обвиняемый) чувствовал моральное его превосходство.
. При проведении допроса психологический контакт удерживается. развивается с помощью различных способов, в том числе путем: развития интереса и заинтересованности в даче показаний; раскрытия ‚цели общения (это всегда способствует активизации психических процессов) возбуждения у допрашиваемого такого эмоционального состояния, в результате которого автоматически снимается заторможенность, преодолеваются чувства апатии и безразличия к своей судьбе; обращения допрашиваемого к логике мышления.
Свободный рассказ допрашиваемого- это изложение известных ему фактов в той последовательности, которая кажется ему наиболее приемлемой или рекомендованной следователем.
Свободный рассказ считается необходимым по следующим соображениям:
-следователь не всегда представляет себе, какими данными ин каком ёбъеме располагает свидетель или потерпевший. При свободном рассказе допрашиваемый может сообщить следователю Такую информацию о характере и наличии которой тот и не предполагал и которую, следовательно, он не стремился бы получить путем постановки вопросов допрашиваемому;
-изложение допрашиваемым тех или иных данных в удобной для
негопоследовательности облегчает их припоминание способствует более полному воспроизведению запечатленного;
-свободный рассказ помогает следователю составить более полное и правильное представление о взаимоотношениях допрашиваемого с другими проходящими по делу лицами, об избранной им линии поведенияна следствии, о степени его фактической осведомленности об обстоятельствах расследуемого события.
Не рекомендуется прерывать свободный рассказ допрашиваемого, так как свободное изложение обстоятельств расследуемого события позволяет ему сосредоточиться, восполнить отдельные обстоятельства, имеющие, по его мнению, значение для следствия.
Следователь должен внимательно и заинтересованно слушать допрашиваемого, не проявляя недоверия к показаниям, не допуская грубости, насмешек, невнимательности.

По ходу свободного рассказа не рекомендуется протоколирование показаний. Составление протокола в процессе свободного рассказа не- минуемо приводит к перерывам в рассказе, отвлекает допрашиваемого ослабляет его усилия по припоминанию тех или иных фактов, нарушает возникшие у него ассоциативные связи. На этом этапе допроса следователь должен делать лишь пометки о соображениях, возникших него по ходу свободного рассказа, пропусках в нем; вопросах, которые нужно будет задать впоследствии допрашиваемому. Не следует останавливать свободный рассказ допрашиваемого для того, чтобы потребовать от него изложить те или иные факты более подробно, осветить отдельные обстоятельства, повторить изложение и т.п. В последнем случае, дав правдивые показания об одном факте, допрашиваемый будет вынужден, чтобы не противоречить самому себе, правдиво рассказать и об остальных. В тех случаях, когда следователь убеждается в том, что допрашиваемый отклонился от предмета допроса и что такое отклонение не является необходимым для припоминания фактов, интересующих следствие, он может предложить допрашиваемому держаться ближе к существу дела или задать соответствующие вопросы.
К постановке вопросов следует переходить и в тех случаях, допрашиваемый сообщил не все сведения представляющие
для следствия, либо сообщенные сведения противоречат материалам уголовного дела. Постановка вопросов направлена на получение от допрашиваемого дополнительных сведений о тех или иных фактах обстоятельствах, а также на уточнение показаний и устранение неточностей и противоречий в показаниях.
Если допрашиваемый не может вспомнить какие-либо факты, следователь формулирует вопросы, направленные на оживление ассоциативных связей, с целью восстановления в памяти ранее воспринятых
фактов.
В тех случаях, когда есть основания полагать, что допрашиваемый по тем или иным причинам сообщил сведения, не соответствующие:
действительности, следователь разрешает следственную ситуацию путем постановки вопросов, направленных на выяснение условий восприятия события или факта, о которых допрашиваемый давал показания, а также установление других источников сообщаемых сведений.
При производстве допроса допрашиваемому задаются: дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие вопросы.
Дополняющиевопросы задаются с целью восполнения полученных показаний, ликвидации имеющихся в них пробелов. Уточняющие - с целью детализации и конкретизации полученных сведений. Напоминающиес целью оживления памяти допрашиваемого, вызова в ней определенных ассоциаций, для припоминания интересующих следователя фактов. Контрольные - с целью проверки полученных показаний или получения данных для таковой. Изобличающие - с целью изобличения допрашиваемого во лжи.
По окончании допроса допрашиваемый знакомится с протоколом, который предъявляется опрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись (ч. б ст. 190 УИК). Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве допроса могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись.
Если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки следственных действий, то об этом делается соответствующая запись в протоколе. допроса. В протоколе также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом (ч. З ст. 190 УПК). Допрашиваемый имеет право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению. Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола. Отказ от подписания протокола допроса или невозможность его подписания лицами, участвующими в допросе, удостоверяется в порядке, установленном ст. 167 УИК (ч. 9 ст. 190 УПК).
В тех случаях, когда при допросе применялась аудио- и (или) видеозапись, то в протоколе должно быть отмечено, что перед началом следственного действия об этом уведомлены лица, участвующие в его производстве.
По окончании допроса аудио- и (или) видеозапись полностью вос- производятся в присутствии допрошенного, которому разъясняется право дополнить свои показания и внести поправки. Поступившие дополнения и поправки также фиксируются в аудио- и (или) видеозаписи. Допрос завершается заявлением допрошенного о правильности произведенной записи и сообщением следователя о времени окончания допроса.
Материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются.

По законодательству Великобритании в ходе опроса запрещается: притеснение опрашиваемого лица предложение стимулов; запугивание опрашиваемого лица; изнурительные опросы.

Допрос, как процесс тактико-психологического воздействия на допрашиваемого в целях получения от него полных и достоверных показаний, подразделяется на 4 стадии.

1. Стадия установления психологического контакта с допрашиваемым, на которой следователь решает следующие задачи:

а) определяет индивидуально-психологические особенности допрашиваемого, его отношение к допросу и самому следователю;

б) устраняет психологические барьеры общения (эмоциональную напряженность, неправильное отношение к следователю и допросу);

в) создает благоприятную для процесса общения психологическую обстановку, при которой допрашиваемый проникается доверием к следователю, пониманием его задач и обязанностей, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины.

Для решения данных задач используются следующие тактические приемы :

Спокойный тон разговора, соблюдение следователем такта и вежливости, что побуждает допрашиваемого к такому же поведению;

Беседа на отвлеченную тему с целью изучить индивидуальнопсихологические особенности допрашиваемого, снять его

эмоциональное напряжение, помочь ему привыкнуть к обстановке допроса, вызвать его интерес к общению со следователем;

Внимательное выслушивание допрашиваемого, интерес к его личности, профессии, увлечениям, внимательное отношение к его просьбам и ходатайствам, что внушает допрашиваемому уверенность в непредвзятом, доброжелательном отношении к нему следователя;

Разъяснение допрашиваемому его прав и обязанностей в форме доброжелательной беседы, внушающей ему уверенность в объективности, беспристрастности следователя;

Ознакомление обвиняемого (подозреваемого) с положительными для него правовыми последствиями раскаяния и активного способствования раскрытию преступления.

В случаях, когда допрашиваемый отказывается от дачи показаний, составной частью установления психологического контакта является преодоление запирательств допрашиваемого, побуждение его к даче правдивых и полных показаний.

С этой целью используются следующие тактические приемы:

Разъяснение допрашиваемому важности установления истины;

Использование факта дачи показаний другими лицами;

Напоминание свидетелю или потерпевшему об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний;

Убеждение обвиняемого (подозреваемого) в том, что в его интересах дать показания до того, как заговорят его соучастники.

2. Стадия свободного рассказа, на которой следователь решает следующие задачи:

а) стимулирует свободный рассказ допрашиваемого, для чего следователь применяет тактические приемы:

Предлагает допрашиваемому рассказать об известных ему обстоятельствах расследуемого события;

Внимательно выслушивает рассказ допрашиваемого, не перебивая его;

Высказывает отдельные нейтральные реплики, стимулирующие продолжение рассказа: «не волнуйтесь», «слушаю вас внимательно», «понятно», «продолжайте»; 1

б) помогает допрашиваемому избрать последовательность изложения обстоятельств, описать события в хронологической или логической последовательности. При хронологической последовательности сначала излагаются обстоятельства, предшествовавшие преступлению, затем описываются преступные деяния и последующие действия. При логической последовательности вначале даются показания о причинах совершения тех или иных действий, а затем об их последствиях.

в) предупреждает ложные показания допрашиваемого, для чего использует тактический прием «деление темы свободного рассказа». При этом следователь, не фиксируя внимания допрашиваемого на главном факте, предлагает ему рассказать о связанных с этим фактом предыдущих, одновременных или последующих фактах, а уже потом переходить к выяснению основного вопроса. Логика фактов и нежелание допустить противоречия в своих показаниях могут побудить допрашиваемого сообщить следователю сведения о главном факте, которые он первоначально хотел скрыть.

3. Стадия восполнения и оценки полученных показаний. Здесь решаются три задачи:

а) восполнение полученных показаний с учетом предмета допроса;

б) критическая оценка полноты и достоверности полученных показаний;

в) определение причин их недостоверности или неполноты (забывание, добросовестное заблуждение допрашиваемого, сознательное сокрытие или искажение истины).

В целях решения этих задач используются следующие тактические приемы:

Постановка дополнительных вопросов (содействуют более подробному изложению обстоятельств, составляющих предмет допроса);

Постановка уточняющих вопросов (конкретизируют полученные сведения);

Постановка напоминающих вопросов (оживляют память допрашиваемого, вызывают в ней те или иные ассоциации, связанные с выясняемыми обстоятельствами);

Постановка контрольных вопросов об источниках, из которых допрашиваемому стали известны сообщаемые им сведения;

Постановка контрольных вопросов об обстоятельствах, знание которых допрашиваемым прямо или косвенно подтверждает его причастность к расследуемому событию или осведомленность о нем;

Сопоставление показаний с другими имеющимися в деле доказательствами и сведениями, полученными из оперативных источников.

4. Стадия дальнейшего допроса в бесконфликтной или конфликтной ситуации.

Бесконфликтная ситуация допроса характеризуются тем, что допрашиваемый искренне стремится помочь следствию в установлении истины, но его показания неполны или недостоверны вследствие забывания или добросовестного заблуждения. В подобных ситуациях в целях оказания помощи допрашиваемому в припоминании или преодолении добросовестного заблуждения используются следующие тактические приемы:

Предложение последовательно рассказать о своих действиях за определенный промежуток времени, к которому относится выясняемое обстоятельство;

Постановка напоминающих вопросов об обстоятельствах, предшествующих, сопутствующих либо последующих за забытыми допрашиваемым обстоятельствами;

Показ допрашиваемому фотографий, схемы места происшествия, вещественных доказательств, документов, находящихся в связи с забытым фактом;

Предложение допрашиваемому самому сделать графическое изображение места происшествия, определенного предмета;

Ознакомление допрашиваемого с отдельными фрагментами проверенных показаний других лиц и иными доказательствами по делу, помогающими ему вспомнить и уточнить интересующие следствие обстоятельства;

Допрос «вразбивку» (например, по отдельным эпизодам) и в «разных планах» (например, в обратной хронологической последовательности событий), что помогает допрашиваемому восстановить подлинную картину событий и уточнить обстоятельства;

Продолжение допроса на месте выясняемого события;

Проведение повторного допроса, в процессе которого учитывается явление реминисценции, т.е. усиления смысловых связей в памяти при отсроченном на 3-4 дня воспроизведении. Благодаря этому допрашиваемый может вспомнить упущенное или забытое им при первом допросе.

Конфликтная ситуация допроса характеризуются тем, что допрашиваемый сознательно противодействует следствию в установлении истины, скрывает или искажает ее. В подобных ситуациях следователь решает следующие задачи:

а) уточняет причины, побуждающие допрашиваемого скрывать или искажать истину. Для этого следователь использует приемы:

Оценивает собственную линию поведения на предыдущих стадиях допроса;

Анализирует особенности характера допрашиваемого.

При наличии данных о самооговоре следователь:

Выясняет, что явилось причиной самооговора, кто и когда воздействовал на лицо с целью склонить к самооговору, чем объективно может быть подтверждено заявление о самооговоре;

Анализирует показания допрашиваемого лица для выявления признаков, характерных для самооговора (чрезмерное словесное совпадение показаний, данных на разных допросах, схематичность показаний, неправдоподобные детали, противоречия, не соответствующие материалам дела);

Проводит повторный допрос с соблюдением иной последовательности выяснения обстоятельств дела по сравнению с той, которая соблюдалась при признании допрашиваемым своей вины;

б) смягчает конфликтную ситуацию, для чего используются следующие приемы:

Напоминание допрашиваемому о его прошлых заслугах, честных поступках;

Приведение высказываний сослуживцев, родственников, знакомых допрашиваемого о его положительных качествах;

Выражение уверенности в том, что допрашиваемый, как человек, обладающий такими положительными качествами, должен найти в себе мужество вести себя честно на допросе;

Разъяснение отрицательных последствий содеянного;

в) изобличает допрашиваемого в даче ложных показаний. Д ля решения данной задачи используются следующие приемы:

Дальнейшая детализация показаний путем постановки уточняющих вопросов;

Допущение лжи (легенды) с ее последующим изобличением;

Предъявление допрашиваемому изобличающих доказательств;

Создание преувеличенного представления у допрашиваемого лица об осведомленности следователя и о наличии у него изобличающих доказательств.

Еще по теме § 3. РАБОЧИЙ ЭТАП ДОПРОСА:

  1. 3-й этап. Организация рабочих процессов (бизнес-процессов)
  2. 3.1.1. Анализ движения рабочей силы и использования рабочего времени
  3. В. Д. Зеленский и др.. Тактика допроса на досудебном следствии: учеб. пособие / В. Д. Зеленский [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Зеленского. - Краснодар: КубГАУ,2015. - 82 с., 2015
  4. А.Д. Белоусов и др.. Психологические особенности допроса несовершеннолетних при расследовании преступлений, совершаемых молодежными преступными группами: Учебное пособие / А.Д. Белоусов, О.А. Логунова, В.М. Карпенко, Н.В. Кочегарова. – М.: ВНИИ МВД России,2010. – 56 с., 2010
  5. Соловьев А.Б.. Использование доказательств при допросе на предварительном следствии. Методическое пособие. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001- 136 с., 2001
  6. Манцурова Линда Александровна. ТАКТИКА ДОПРОСА, ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЮ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Хабаровск 2017, 2017

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -

восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенных высказываний, выяснение противоречий;

оказание мнемической помощи допрашиваемому в целях более полного воспроизведения им отдельных эпизодов события, устранения противоречий;

получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

диагностика причин замалчивания допрашиваемым отдельных обстоятельств преступного события, психическое содействие в преодолении «барьеров умолчания», нейтрализация побуждающих к этомуі мотивов; я

диагностика и изобличение ложных показаний; Ш

оказание правомерного психического воздействия на допрашивае-* мое лицо в целях получения правдивых показаний.

Намечая стержневую линию допроса - систему узловых вопросов, необходимо уяснить и по возможности хронологически систематизировать совокупность исходных данных.

В ходе допроса недопустимо ослабление внимания к мелочам, отдельным, незначительным на первый взгляд деталям, попутным замечаниям, неконтролируемым проговоркам, ибо нельзя заранее знать, что в расследуемом уголовном деле окажется главным, а что второстепенным. Повышенное внимание должно проявляться и к умолчани-

ям, уходу от темы, нарушениям последовательности в ихюжении событий. Специальному анализу следует подвергать и слишком детальные описания с учетом предельных возможностей симультанного (одномоментного) восприятия и оперативного запоминания (пять объектов при симультанном восприятии и не более двух изменяющихся параметров при оперативном запоминании).

Показания, касающиеся количества объектов, их размеров, цвета, формы, взаимного расположения, требуют тщательной перепроверки. При этом следует учитывать возможные эффекты иллюзий, взаимовлияния цветов и другие факторы психологии восприятия. Необходимо точно устанавливать местоположение очевидца расследуемого события, физические условия восприятия, адаптированность и сенсибилизированность сенсорных систем наблюдателя, его личностную и ситуативную аперцептивность, индивидуальные особенности оценочных критериев, включенность наблюдателя в определенную деятельность.

При выявлении отдельных деталей события активизируется ассоциативная память допрашиваемого лица. Следователь, дознаватель может сталкиваться и с проявлениями речевой пассивности допрашиваемого, особенно в случаях сюжетной бедности расследуемого эпизода. В этих случаях активизация речевой деятельности допрашиваемого становится особой коммуникативной задачей следователя, существенное значение приобретает его ориентация в типе речевого поведения допрашиваемого субъекта.

Индивидуальные особенности речевой коммуникации могут образовывать особый тип поведения индивида (молчун, говорун, брюзга, краснобай, словесно-агрессивный тип и т. п.). У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны речевого поведения.

В речевом контакте субъект не только решает конкретные задачи общения, но и реализует определенную личностную сверхзадачу: стремится создать хорошее впечатление о себе, продемонстрировать высоко ценимые им качества (лояльность, правдолюбие, информированность, независимость и т. п.). Одни люди придерживаются четкой речевой программы, другие - ригидны, не пластичны, не склонны к диалогу, они с трудом вступают в беседу, не позволяют прерывать свою речь, не терпят критических замечаний, чопорны, подвержены социально-ролевой стереотипизации.

Люди по-разному реагируют и на попытки их речевой активизации: одни легко откликаются на эмоциональные, содержательные вопросы, другие больше реагируют на вопросы, побуждающие к определенной деятельности. Для них существенно выговориться, высказаться по личностно доминирующим проблемам, проявить соответствующую

осведомленность; вопросы собеседника они «подтягивают» к своим «больным» темам. Иные склонны к абстрактно-интеллектуальным проблемам, к пространным репликам, к продолжению любой предложенной темы.

Тактическое обеспечение допроса имеет разносторонний, многогранный характер. В целях получения полных, правдивых показаний допрашиваемых лиц применяются различные тактические приемы. В основном для собирания достоверной информации, получаемой от допрашиваемых лиц, применяются приемы и правила логико-психологической природы. В их круг, в частности, включаются следующие:

1) создание благоприятных условий для продуктивного проявле- л ния психических способностей носителей искомой информации (например, путем активизации воспоминаний допрашиваемого лица на базе временной, предметной, событийной, пространственной, образной ассоциации, проведения допроса на месте расследуемого преступного события);

2) использование психологической реакции носителя информации на действия следователя, дознавателя (например, путем предъявления допрашиваемому предмета - вещественного доказательства);

3) использование следователем достоверных знаний или предположений о действиях, которые, исходя из психологических или иных особенностей носителя информации, он мог когда-то совершить, с демонстрацией этих знаний и результатов их реализации в присутствии допрашиваемого (например, путем обращения внимания владельца квартиры, в которой произошла инсценировка кражи, грабежа, на обнаруженные следы инсценировки);

4) намеренное побуждение носителя искомой информации к определенному поведению (например, даче правдивых показаний, проявлению так называемой виновной осведомленности) путем использования известных психических особенностей данного человека и ожидаемой с его стороны естественной реакции на соответствующие действия следователя, дознавателя.

В случае отказа какого-либо субъекта давать показания широко применяется метод убеждения. При его реализации рекомендуется выяснить мотивы и причины отказа, привлечь внимание к положительным сторонам личности собеседника и его поведению в быту, на работе, в прошлом или настоящем. Наряду с этим указанный метод может быть реализован на основе:

обращения к здравому смыслу собеседника, разъяснения возможности наступления нежелательных последствий правового характера

для него самого или других лиц в случае отстаивания неоптимальной позиции, объяснения социальной значимости его поведения и сведений, которыми он располагает;

оглашения и анализа собранных данных, уличающих собеседника в неискренности;

демонстрации возможности результативного решения анализируемой задачи независимо от позиции собеседника;

уведомления, что следователь располагает информацией об исследуемом факте, но собранные сведения могут быть оглашены лишь после того, как о нем сделает сообщение участник проводимого следственного действия;

проявления интереса к второстепенным, незначительным моментам и деталям на фоне подчеркнутого невнимания к основным элементам исследуемого преступного события для создания преувеличенного представления о характере и объеме осведомленности следователя;

демонстрации по ходу допроса осведомленности следователя, дознавателя об обстоятельствах и деталях жизнедеятельности допрашиваемого лица (на основе знаний, полученных заблаговременно путем тщательного изучения его прошлого) в целях создания у допрашиваемого представления о том, что следователю все известно, включая обстоятельства расследуемого события и его роль в нем.

Получению искомой информации путем допроса способствует тактически грамотное предъявление вещественных доказательств. Особенно эффективным это средство тактического воздействия может быть в отношении лиц, отказывающихся сообщить известные им сведения, а также лиц, дающих ложные показания.

Ложь - это средство управления поведением других людей путем их дезинформации. Однако ложь не «явление в себе», она распознаваема. В сознании лжеца «конкурируют» две сферы возбуждения: очаг чувственно бедных ложных конструкций, тормозимый субъектом, и непроизвольно функционирующий очаг живых образных представлений подлинного преступного события.

Лицо, противодействующее досудебному следствию и дающее заведомо ложные показания, вступает со следователем в противоборство, прогнозирует его возможные действия, пытается осуществить рефлексивное управление деятельностью следователя, оценивает, как эти показания воспринимаются и используются им. Следователю как бы предлагаются основания таких решений, в которых заинтересован допрашиваемый. При этом можно выделить два варианта ложных показаний: ложь активную и ложь пассивную.

При активной лжи допрашиваемый стремится создать целостную псевдомодель криминального события, увязать его элементы, выдумать причинно-следственные связи, соотнести их с определенным местом и временем. Однако ряд повторных детализирующих допросов неизбежно ведет к вариациям вымысла, к нестыковке отдельных узлов псевдомодели расследуемого события, причем чем меньше правды в показаниях, тем успешнее происходит их изобличение.

Большую сложность представляют случаи, когда допрашиваемый, хорошо знающий обстоятельства уголовного дела, вводит в подлинную модель события лишь отдельные ложные детали. Но даже единственная вымышленная деталь криминального события не может быть охвачена сознанием лгущего во всем многообразии ее проявле- л

Поэтому важными задачами допроса и досудебного расследования ■ в целом являются распознавание ложных показаний и преодоление \ установки на них допрашиваемого лица. Стереотипные, заученные ложные показания выдают себя бедностью эмоционального фона и косной неизменяемостью, тогда как образные представления характеризуются соответствующей динамикой и эмоциональной насыщенностью. Одна и та же стереотипная речевая формулировка в показаниях нескольких лиц, как правило, свидетельствует о сговоре в даче ложных показаний. Иногда лгущий утрирует свое «незнание», что также изобличает его. Кроме того, он не осведомлен, как продвигается расследование, какими уличающими его доказательствами уже располагает следствие.

Распознавание и преодоление установки допрашиваемого лица на дачу ложных показаний требуют от следователя, дознавателя анализа мотивов лжи и прогнозирования тех побуждений, которые могут привести к «раскрытию» данной личности, анализа тех ситуаций, в которых человек делает откровенные признания. Следователь, дознава- А тель должен также определить границы зоны контроля (какая именноЯ истина скрывается, камуфлируется ложными утверждениями). 1

Подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, эксперта. По возрасту допрашиваемых лиц допрос подразделяется на допрос малолетнего, несовершеннолетнего, взрослого, престарелого. По последовательности проведения – допрос первичный, повторный, дополнительный. По субъекту проведения – допрос, проводимый следователем, лицом, производящим дознание, прокурором , начальником следственного отдела, судом. Особой разновидностью допроса является допрос на очной ставке. По качеству получаемых сведений допрос подразделяется на допрос лица, дающего заведомо ложные показания, и допрос лица, которое сообщает правдивые сведения. Показания правдивого лица могут подразделяться на достоверные, соответствующие истине, и не достоверные, когда допрашиваемый в силу разных причин допускает в своих показаниях различные неточности, искажения, пробелы. В зависимости от складывающихся взаимоотношений с допрашиваемым различается допрос в конфликтной ситуации и допрос в бесконфликтной ситуации.

Стадии допроса

Стадии допроса . Выделяются четыре основные стадии (этапа) допроса: предварительная, свободного рассказа, вопросно-ответная и процессуального оформления полученных показаний. В предварительной стадии следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, заполняет анкетную часть протокола, разъясняет допрашиваемому его права и обязанности. Эта часть допроса используется для ознакомления с личностными особенностями допрашиваемого, выяснения его позиции и установления с ним психологического контакта. Стадия свободного рассказа – это допрос по существу о тех обстоятельствах, в связи с которыми лицо вызвано для дачи показаний. В этой стадии не рекомендуется без необходимости перебивать допрашиваемого. Вмешиваться в его рассказ целесообразно лишь при явном уклонении от темы допроса. В вопросно-ответной стадии следователь задает уточняющие, дополняющие, конкретизирующие, контрольные, напоминающие вопросы, предъявляет доказательства . Вопросы ставятся в ясной, четкой форме. Они не должны содержать подсказки и носить наводящий характер.

Ход и результаты допроса оформляются в его четвертой, завершающей стадии .

Подготовка к допросу

Подготовка к допросу. Необходимым условием получения на допросе достоверных и полных сведений является тщательная подготовка к его проведению. Подготовка включает в себя: а) специальное изучение с этой целью материалов уголовного дела; б) определение предмета допроса, т.е. круга обстоятельств, по которым необходимо получить показания; в) изучение психологических особенностей допрашиваемого, его морально-волевого облика, отношения к делу и взаимоотношений с основными участниками процесса, прежде всего с обвиняемым и потерпевшим; г) изучение имеющихся доказательств и подготовку их к наиболее эффективному использованию; д) обеспечение участия в допросе предусмотренных законом лиц (педагога, законного представителя несовершеннолетнего, переводчика, эксперта и т.д.), а также в случае необходимости специалистов; е) проверку готовности научно-технических средств (например, звуковидеозаписывающей аппаратуры).

Готовясь к допросу, следователь должен заранее продумать формулировку вопросов, их последовательность. Ему нужно прогностически оценить как отреагирует допрашиваемый на то или иное доказательство, предусмотреть варианты своих аргументов, если допрашиваемый попытается опровергнуть или опорочить имеющиеся доказательства.

Если по делу требуется провести допросы нескольких лиц, то целесообразно определить их последовательность. По общему правилу сначала допрашиваются те лица, которые располагают наиболее важной информацией (о происшедшем, свидетелях, очевидцах, других источниках доказательств) или в силу разных причин могут по истечении времени забыть отдельные обстоятельства или детали происшедшего (например, в силу малолетнего возраста, болезни и т.п.). Раньше других допрашиваются лица, находящиеся в какой-либо зависимости от подозреваемого (обвиняемого), с тем, чтобы последний не успел повлиять на них. Не следует торопиться с допросом тех, кто легко может передать другим о том, чем интересуется следователь.

При наличии нескольких обвиняемых в числе первых допрашиваются те, от кого предполагается получить правдивые показания (лица, впервые участвовавшие в совершении преступления , игравшие второстепенную роль, а также лица, в отношении виновности которых следователь располагает убедительными доказательствами).

Большое значение имеет способ и порядок вызова на допрос (повесткой, по телефону, через родных, близких и т.п.). Надо заранее определить время, которое займут допрос и фиксация показаний. Если предстоит провести несколько допросов, то целесообразно спланировать их так, чтобы допрашиваемые не тратили время на ожидание и исключалась возможность какого-либо нежелательного их общения между собой.

Завершается подготовка к допросу составлением письменного плана, в котором обозначаются все основные параметры допроса – время, задачи, круг выясняемых вопросов, их последовательность, доказательства, которые могут понадобиться.