Основы ораторского искусства правила подготовки публичного выступления. Ораторское искусство: уроки риторики. Что это было

Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.


Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.


Как и любое другое дело, ораторское искусство имеет свои основные правила, главная цель которых сводится к правильному управлению элементами речи и применению разнообразных речевых приемов и принципов в зависимости от ситуации. Так речь становится более понятной, интересной и, как следствие, лучше воспринимается и оказывает большее влияние на сознание слушателя. Давайте коротко поговорим о главных принципах ораторского искусства.

Забудьте о себе и займитесь делом

Лишь неуверенный оратор зациклен на себе, его беспокоят негативные мысли, страх провала. Такое волнение и внимание к себе неизбежно делает его скованным, неуверенным, он часто путается в словах и запинается. Что мешает вести себя перед публикой так же, как в компании друзей? Что не дает нам раскрепоститься? Только внутренние установки. Если полностью увлечься выступлением, забыть о себе и отбросить посторонние мысли, Вас просто не останется на волнение. Именно поэтому это правило называют принципом уверенности.

Хороший оратор - хозяин положения

При выступлении некоторых ораторов создается впечатление, что они сделали что-нибудь постыдное, что их грызет совесть, они пугаются каждой посторонней фразы или вопроса, произнесенного слушателем, пытаются подробно ответить на каждый неуместный вопрос и как будто ждут указаний от своей аудитории. Выглядит жалко, поэтому нельзя забывать, что на время выступления оратор должен стать лидером аудитории, вести ее по своему усмотрению, а не искать советов в зале. Для этого вовсе не нужно хамить, проявлять диктаторский стиль в общении. Необходимо внимательно и с пониманием относиться к слушателям, но не забывать вести разговор в нужном ключе. Необходимо в полной мере владеть ситуацией и строго следовать своему плану, а у слушателей должно сложиться впечатление, что оратор знает, чего хочет.

Будоражьте аудиторию

Если этого не делать, то слушатели займутся собой. Некоторые ораторы действуют на слушателей лучше, чем снотворное. Они просто бубнят себе под нос что-то бессвязное. Аудиторию нужно увлекать, а иначе Вы просто утомите слушателей и будете испытывать их терпение. Если у Вас скучный научный доклад, старайтесь разбавлять его интересными фактами, поддерживать внимание слушателей. В противном случае Вы будете награждены громкими овациями за то, что закончили свою речь. Согласитесь, мало, кому это понравится.

Принцип спектакля.

С начала времен публика требовала хлеба и зрелищ. Именно второе Вы и должны им дать. Люди всегда были готовы платить деньги за походы в театры, кино, цирк, на представления. Подсознательно аудитория хочет увидеть некоторое шоу. Лучше всего оправдать это желание слушателей. Для этого нужно сделать свое выступление ярким и насыщенным, а не вяло читать текст по бумажке. Попробуйте превратить свое выступление в какой-нибудь занимательный спектакль.

Добавьте разнообразия

Прогремевший гром сменяет установившуюся тишину. Подсознательно человек воспринимает не столько сами звуки, краски мира, окружающие нас явления, сколько контраст. Ко многим вещам мы привыкли и уже перестаем замечать. Соответственно, чтобы сделать речь более привлекательной и разнообразной, в нее нужно вносить как можно больше разнообразия. Разнообразие должно присутствовать во всем, кроме дикции, которая должна оставаться четкой в любой ситуации. Меняйте стиль речи, тон голоса, темп, применяйте разные эмоциональные оттенки, активно используйте жесты, перемещайтесь, если есть такая возможность. Не помешают в выступлении различные паузы. Такая речь лучше привлекает внимание, заставляет слушать с удовольствием, лучше воспринимается и запоминается и, как следствие, отдача от нее становится куда больше. Совсем не то, что скучный и монотонный рассказ, вызывающий желание поспать или уйти поскорее. Старайтесь говорить как можно разнообразнее, разбавляя нудный текст шутками и интересными отступлениями.

Хотите быть интересным - заинтересуйте

А ведь действительно, чтобы речь не была забыта на следующий день, нужно заинтересовать слушателей, не говорить безучастно и монотонно. Для хорошей речи необходим энтузиазм. Постарайтесь сделать свою речь как можно более интересной, и она обязательно заинтересует слушателей. Постарайтесь включать в речь как можно меньше скучных фактов и «сухих» цифр. Это утомляет и не имеет практически никакого эффекта.

Ответственность за непонимание полностью лежит на Вас

Какое оправдание не придумывал бы говорящий, вся вина за непонимание слушателями лежит исключительно на нем. Оно не может оправдаться неповоротливыми мозгами слушателей, отвлекающейся публикой. Если оратор бросает в сторону аудитории фразы с нотами недоумения от того факта, что его не понимают, он изначально абсолютно не прав. Таким вот нехорошим образом он пытается переложить ответственность на публику. Нужно выстраивать свою речь и говорить так, чтобы Вас просто невозможно было не понять. Все фразы должны быть просты и однозначны.

Претензии к слушателям неуместны

Хоть в большинстве случаев слушатели вполне дисциплинированны и прекрасно понимают как нужно вести себя в обществе, попадаются и такие, которым такие правила не ведомы. Слушатели нередко бывают болтливыми, агрессивными, надменными или просто нетрезвыми. Естественно, они будут серьезно мешать выступлению. Хоть иногда буйного студента можно удалить из аудитории, но обычно такой подход лучше всего исключить. Как бы вызывающе не вел себя слушатель, как бы не мешал, не отвлекал, не задавал неуместные вопросы, не перебивал, не стоит предъявлять претензии. Какой бы не была аудитория, вести себя с ней нужно всегда тактично и воспринимать такой, как есть.

Исчерпывайте тему, а не терпение аудитории

Время - главная ценность в жизни, ведь оно, по сути, и есть жизнь. Наша жизнь измеряется прожитыми минутами и тем, как этим временем мы распорядились. Если воровать деньги считается преступлением, то попусту отнимать у человека время обществом не порицается. Не стоит бесполезно тратить свое время и время слушателей, не ждите, пока они захотят уйти, заканчивайте говорить раньше, не воруйте у них частичку жизни.

Принципы ораторского искусства - это лишь векторы, которые задают общее направление в словах и действиях. Во всем должна быть мера, придерживайтесь золотой середины. Данные принципы нужно применять в определенных количествах и только тогда, когда того требует ситуация, ведь аудитория и обстановка может быть разной, а правила далеко не универсальны. Приглашаем посетить наш тренинг, посвященный ораторскому искусству, в Харькове . Это настоящий концентрат полезной информации, он помог сотням людям, теперь и Ваша очередь!

Ефремов Сергей "9 главных принципов ораторского искусства"

П Л А Н

Общее понятие о риторике.

Предмет, функции и законы ораторского искусства.

Роль ораторского искусства в профессиональной деятельности юриста.

Общее понятие о риторике

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Умение говорить хорошо необходимо всем, но особенно деловым людям: депутатам, министрам, руководителям, ученым, журналистам, а также родителям, студентам, наконец, просто собеседникам. Именно этому и учит учебный предмет, который называется риторика, ораторское искусство или красноречие.

Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что если бы все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в Украине поднялся бы, как минимум, на один балл за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение данным предметом поможет каждому человеку:

Нанимаясь на новую работу, уметь рассказать свою биографию начальнику так, чтобы тому сразу захотелось немедленно принять говорящего в число своих сотрудников;

Рассказывая новому коллективу свою биографию, заявить о себе как о человеке, с которым интересно и приятно говорить;

Получив от руководителя задание на выполнение срочной работы, сделать ее и отчитаться о ней так, чтобы тот издал приказ о немедленном поощрении;

Выступив в суде в любом качестве, убедив судей принять решение в вашу пользу, заявить о себе как знающем свой предмет юристе.

Что же такое риторика? Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так: риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красиво, хорошо, так, как нужно в данном случае.

Ритор – оратор в Древней Греции и в Древнем Риме, а примерно с III в. до н.э. – еще и учитель практического красноречия в ораторской школе.

Поскольку риторика – одна из древнейших наук в истории человечества, она имеет свое название не только на греческом, но и на латинском языке: «риторика» - по-гречески, «элоквенция» - по –латыни. Когда-то оба эти названия были идентичны, и их знали все гимназисты. Словарь В.Даля дает такое определение оратора – «речистый человек, краснослов, мастер говорить, проповедник». Современные словари толкуют его как личность, профессионально занимающуюся искусством красноречия; как лицо, произносящее речь; как человека, имеющего дар говорить; как «глашатай».

Таким образом, «Риторика», или «Основы ораторского искусства» - это фактически один и тот же учебный курс, который до 1917 г. был обязательным предметом во многих учебных заведениях Российской империи, а теперь с большим или меньшим успехом восстанавливается в учебных планах высших учебных заведениях Украины.

Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в ней есть строгие правила, которые должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Но в риторике сосредоточены и начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого вновь начинающего оратора.

Как учебный предмет риторика состоит из четырех частей: истории, теории, практики и техники.

Как наука риторика содержит пять разделов:

Нахождение материала для последующего выступления (инвенция);

Расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательноти в изложении тезисов (диспозиция или композиция);

Выражение, под которым понималось учение об ораторских стилях (элокуция и орнамента);

Запоминание, под которым понималось стремление заучить текст выступления наизусть (мемориа);

Произнесение речи, как правило, в условиях судебного заседания (акция или исполнение).

Ораторское искусство является прикладной дисциплиной, которая представляет собой комплекс знаний, умений навыков оратора в подготовке и произнесения убедительной речи.

Риторика имеет связи с такими науками:

- с логикой – рассуждение, доказательство, аргументация, законы тождества, достаточного обоснования;

- с философией – мораль, нравственные проблемы; добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы;

- с политикой – проблемы власти и свободы, собственности, общественных отношений, войны и мира;

- с юриспруденцией – права человека, судебная практика;

- с филологией – язык, его средства, стили, выразительность речи, литература, поэтика, жанры, театр.

Виды риторики:

Педагогическая риторика.

Педгогическая риторика реализуется в двух сферах: педагогике, т.е. используется как средство для достижения педагогических целей, и собственно в риторике как методике развития риторических способностей. Педагогическая риторика – это наука и искусство общения преподавателя со студентами в процессе обучения.

Юридическая риторика.

Юридическая риторика – это комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно требованиям уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.

Военная риторика.

Военная риторика – это специализированная речевая культура военно-профессиональной среды, направленная на освоение военной культуры, адаптацию новых поколений к непривычным условиям жизни и деятельности военнослужащих при помощи особенных технологий речевого воздействия на коммуникативном и поведенческом уровнях. Она функционирует в военно-профессиональной среде с целью достижения определенных социальных результатов в области обеспечения безопасности государства. Цель военной риторики – подготовить солдата для боя.

Дипломатическая риторика.

Дипломатическая риторика своим предметом изучения избирает общение государств через своих специальных представителей. Дипломатия как совокупность форм, методов и средств, используемых для осуществления внешней политики государства, и дипломаты как государственные служащие, призванные вести официальные дела между правительствами, менялись в ходе общественного развития. Однако при этом неизменной оставалась сущность дипломатии как отражения природы данного общества и государства.

Политическая риторика.

С античных времен риторику считают инструментом управления в политической системе общества. По Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества. Технологию политической риторики, обеспечивающей речевое взаимодействие личности, общества и государства, определяет государство путем институционализации свободы слова, гласности. Основными документами политической риторики являются правовые акты – конституция, законы, указы, постановления, инструкции, приказы. Государство устанавливает право голоса, т.е. круг лиц, которые имеют право своей речью влиять на политические дела.

Как уже отмечалось выше, юридическая риторика – это комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно требованиям уголовно-процессуального закона и иного процессуального законодательства; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.

Содержание судебной речи играет не меньшую роль, чем искусство в ее построении. Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию. Фундаментом всего этого должно служить знакомство с делом во всех его мельчайших подробностях.

П Л А Н

Тема « Судебная речь»

П Л А Н

Виды судебной речи.

Виды судебной речи.

В судебном заседении при рассмотрении уголовных, гражданских, административных, хозяйственных дел можно выделить такие основные виды судебной речи:

1.Обвинительная речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции.

2.Речь прокурора в уголовном деле в случае отказа от обвинения в суде первой инстанции.

3.Защитительная речь адвоката в уголовном деле в суде первой инстанции.

4.Речь адвоката – представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

5.Речь подсудимого в свою защиту.

6.Речь потерпевшего и его представителя.

7.Речь гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей (в рамках уголовного дела).

8.Речь прокурора и адвоката по гражданским делам в суде первой инстанции.

9.Речь прокурора и адвоката по административным делам.

10.Речи прокурора и адвоката по уголовным делам в судах второй инстанции.

11.Речи истца и ответчика или их представителей по гражданским делам.

12.Речи третьих лиц или их представителей по гражданским делам.

13.Речи уполномоченных органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, учреждений и организаций, их объединений по гражданским делам.

14.Речи представителей общественных и трудовых коллективов по гражданским делам.

15.Речи лиц, привлекаемых к административной ответственности и их представителей.

16.Речь потерпевшего по административному делу.

17. Защитительная речь близких родственников, опекунов или попечителей подсудимого по уголовным делам.

18.Речь адвоката (представителя стороны) при ведении хозяйственного дела в хозйственном суде.

19.Речь прокурора при поддержании иска в хозяйственном суде.

Так, ст.47 Кодекса административного судопроизводства Украины предусмотрен состав лиц, участвующих в деле. Это- стороны, третьи лица, представители сторон и третьих лиц. Ст.56 определен перечень лиц, которые могут быть представителями.

Разделом 4, ст.ст.18,20,26,27,28,29,30 Хозяйственного процессуального кодекса также определен перечень лиц, участвующих при рассмотрении хозяйственных дел.

Главой 4 «Участники гражданского процесса», ст.ст.26,30,34,35,38-40,45 Гражданско-процессуального кодекса определен перечень лиц, которые участвуют в рассмотрении гражданских дел.

Согласно уголовно-процессуального кодекса участниками являются подсудимый, потерпевший, прокурор, защитник и др. лица.

П Л А Н

Культура судебной речи.

Речевой имидж оратора.

Культура судебной речи.

Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т.е. позитивная самопрезентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его вутренней культуре.

В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую» речь, содержащую изысканные слова и выражения. Иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно.

А что такое культура речи?

Культура речи в лингвистике понимается как мотивированное употребление языкового материала, как использование языковых средств, оптимальных для достижения коммуникативных задач в определенной ситуации.

Другими словами, культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.

Основными критериями культуры речи являются:

1.Правильность.

Правильность – это соблюение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка – произносительными, грамматическими, стилистическими, без употребления жаргонных, диалектных и просторечных слов.

Речевой имидж оратора.

Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. Существуют три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас.

Для хороших ораторов мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Движымые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе – положительное или отрицательное – и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет.

Выступить публично – это значит дать слущателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радость, и на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления.

Рассмотрим элементы речи, которые способствуют положительному речевому имиджу оратора: внешность, манера, поза, жесты .

1.Внешность.

Известно такое выражение «С лица не воду пить…». С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям обстановки и слушателей.

Не допускайте эксценричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы. Женщинам рекомендуется оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите.

2.Манеры.

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем внешность. Подумайте, как отреагируют слушатели, когда оратор стоит в застывшей позе, устремив взгляд в потолок или погрузившись в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат.

Вы должны овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело – наладить с ними контакт.

Небесполезны в этом отношении такие указания:

1.Как только предоставят слово…

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и другими участниками процесса. Это поможет выбрать громкость, интонацию речи. Не суетитесь. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее.

С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Свою речь начинайте с обращения к суду.

2.Выражение лица.

Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть в застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо оратора должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид. Для этого крайне необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

3.Контакт со слушателями.

Речь является действенным общением только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слова сольются в нераздельном единстве. Для этого не нужно окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать рукит, уткнуться в заметки. Не нужно нервно перескакивать с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся выскользнуть из комнаты, полной гостей. Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Однако наличие зрительного контакта вовсе не означает, что нужно все время смотреть на всех и каждого.

Но дело не только в технических приемах, имеющих целью наладитьсвязь со слушателями. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чуствуют.

Поза.

Далеко не всегда и не все ораторы знают как правильно стоять. Но понаблюдайте за собой Упражняйтесь в манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы. Рекомендуется такая поза: ноги расставлены на 15-20 см. в зависимости от роста; упор неодинаков на обе ноги; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, гудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Жесты.

Рассмотрим их с таких позиций:

А) Сущность и назначение жеста.

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест.

Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимого сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании каждого из нас. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Поэтому нужно заниматься работой над жестами.

Б) Виды жестов.

Жесты бывают выразительными, описательными, указывающими, подражательными.

Выразительные жесты – это жесты, которые сопровождают самые сильные, кульминационные места речи. Они могут подчеркивать идеи умиротворения, поощрения, похвалы, утешения и т.д.

Описательные жесты – жесты, с помощью которых можно показать движение – быстрое и медленное, прямое и закругленное – и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова, например о тенденции роста, падения; описать разительный контраст в объеме двух книг, когда руками показать приблизительно их размеры и т.д.

Указующие жесты – самые простые. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем местоположения или направления.

Ораторы, обладающие артистической жилкой, часто с большим эффектом пользуются подражательными жестми. Однако, на наш взгляд, использование подражательных ждестов, в судебной аудитории, неуместно.

В) Правила пользования жестами.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

1.Жесты должны быть непроизвольны.

2.Жестикуляция не должна быть непрерывной

3.Управляйте жестами.

4.Вносите разнообразие в жестикуляцию.

5.Жесты должны отвечать своему назначению.

Таким образом, в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы, жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон.

Тема «Подготовка судебной речи»

П Л А Н

1. Общие требования подготовки к публичному выступлению.

2. Особенности подготовки судебной речи.

1.Общие требования подготовки к публичному выступлению.

Умение выступать в публичных аудиториях является одной из важных особенностей деятельности работников органов государственной власти, органов местного самоуправления,субъектов хозяйствования, представителей общественных организаций.

Многие люди от природы имеют дар устного выступления. Они могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям.

Но не каждый наделен способностями выдающегося оратора. Многих пугает сам факт появления на публике. Этой боязнью страдают даже люди, вполне уверенные в себе в других ситуациях. Многих беспокоит необходимость выступлений, и они стремятся, чтобы их ораторские способности соответствовали их профессиональному мастерству в других сферах деятельности. Они искренне хотят выразить свои мысли наилучшим образом, но им трудно это сделать.

Однако при наличии соответствующей тренировки и опыта любой человек может произнести речь, которую положительно оценят и запомнят слушатели. Подготовка таких речей требует работы и знания.

Цицерон, характеризуя речь оратора, сказал «Нет ничего важнее в говорении, чем склонить слушателя на сторону оратора, и для этого слушатель должен быть так потрясен, чтобы им больше руководило сильное душевное волнение или экстаз, чем сила разумного суждения. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием ненависти, любви, страсти, раздражения, скорби, радости, надежды, страха, заблуждения, и вообще какого-нибудь душевного движения, чем сообразно с истиной, с предписаниями, с правовыми нормами и с законами».

Существуют 4 основных способа подготовки публичной речи.

1.Експромт – выступление без подготовки.

2.План-конспект – подготовка детального плана, в котором каждый пункт сопровождается коротким изложением идей выступления.

3.Написание текста – готовится текст выступления, который потом полностью зачитывается.

4.Заучивание напамять - выступление заучивается напамять и оглашается без использования каких-либо записей.

Опытные риторы используют все эти способы, но идеалом считают выступление без записей.

Начинающим ораторам рекомендуется иметь под рукой полный текст выступления, поскольку выступая перед широкой аудиторией, ему необходимо следить за многими вещами: состоянием своей одежды, дыханием и голосом, жестами, мимикой и т.п. Вряд ли начинающий ритор будет думать еще и над содержанием речи и формулированием мыслей. Только оратор с большим опытом может осмелиться провозгласить речь перед большим количеством слушателей без предварительно подготовленного текста.

Подготовка к выступлению имеет такие стадии:

Обдумывание темы.

2.Обработка и письменное оформление темы , т.е. составление конспекта, плана, написание текста.

3.Критический анализ готового выступления , т.е. все аргументы «за» и «против».

4.Кратковременное «отступление» от темы , т.е. необходимо чтобы она отложилась в памяти, окончательно выкристализировалась, претерпела определенных изменений и т.п.

5.Произнесение речи, т .е. выступление.

Нельзя рассчитывать на успех, если ритор не умеет логически выстроить материал, связать основные идеи своего выступления, приведенные факты, в единое целое, если он не умеет полно и всесторонне осветить тему, не умеет учитывать основные особенности будущей аудитории, чтобы сразу же вступить с нею в контакт. Поскольку контакт обеспечитывается не в момент появления ритора перед слушателями, а тогда, когда он только начал обдумывать свое выступление, представляя свою будущую аудиторию, выбирая способы влияния на нее и определяя ее возможную реакцию.

Начинать подготовку необходимо с конкретизации темы выступления, определения круга вопросов, который необходимо охватить. Для начала необходимо выбрать один-два аспекта или вопроса. Очень важно иметь т.н. «резервные знания», материалов всегда должно быть на 1/3 больше того, что планируется сказать. Дейл Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают особенной уверенности, возникает чувство, которое трудно описать, - Вы будете настроены позитивно.

Обдумывая будущее выступление, необходимо разбить его в мыслях на тематические блоки (их должно быть 3-4): вначале скажу про это, затем про то, еще об этом, наконец расскажу про это…

К выступлению необходимо готовиться не за 1 день, а за несколько. Необходимо делать перерывы в подготовке, готовить выступление блоками – так его лучше запомнить.

После обдумывания необходимо приступать к подготовке конспекта речи. Конспект – это краткое письменное изложение содержания чего-нибудь: лекции, статьи, монографии, раздела учебника и т.п..

Конспектировать нужно не сразу. Целесообразно вначале получить общее представление о теме. Готовясь к выступлению, во-первых , необходимо делать краткие записи изученного, т.е. идет процесс нагромождения фактического материала. Во-вторых , необходимо составить перечень фактов, которые можно использовать в своей речи. В-третьих , необходимо выбрать самое основное и составить перечень главных пунктов выступления. Между ними нужно оставить место, чтобы потом вписать второстепенные вопросы.

В-четвертых , вычеркните все лишнее, не относящееся к выступлению. В-пятых , составьте план выступления: вступление, основная часть, выводы. Вступление и выводы необходимо сформулировать наиболее четко. Напишите полностью вступительные и заключительные фразы. В-шестых, разработайте план основной части речи, проследите, чтобы был логический переход от одной мысли к другой.

Как пользоваться конспектом? Риторы обычно пользуются своими записями по разному. Наиболее оптимальный вариант, когда конспект написан на небольших листах, чтобы их можно было взять в руки, изредка заглянуть в них.

Публичные выступления происходят в различных формах: доклад, лекция, беседа, встреча за круглым столом, выступления в судебных процессах и т.п.

Любое выступление имеет структуру, строится по определенным правилам. Существуют некоторые общие принципы, которые следует иметь ввиду, когда разрабатывается структура публичной речи:

Принцип последовательности.

Не перескакивайте от одной темы к другой, излагайте материал последовательно.

Принцип целенаправленности.

Выступление композиционно необходимо строить так, чтобы слушатели воспринимали его в такой последоательности: проблема – тема – тезис – аргумент – цель выступления.

Проблема – это мысль, идея, которые заслуживают обсуждению той или иной группой людей.

Тема – аспект проблемы, которая будет обсуждаться.

Аспект – одна из сторон рассматриваемого явления, или определенная точка зрения, которая охватывает одну из сторон явления.

Тезис - высказывание главной мысли ритора.

Аргументы – это факты, которые приводятся для обоснования тезиса.

Цель выступления – обвинить или оправдать подсудимого, обосновать исковые требования или опровергнуть их и т.п.

Принцип наращивания усилия.

Темп речевого действия на слушателей должен нарастать от начала до конца. Этого можно достичь с помощью размещения материлов за значимостью аргументов, фактов, эмоционального накала и т.п.

Принцип результативности.

Выступление всегда должно иметь выводы: призыв к какому-либо действию, определенные рекомендации и т.д.

Начало выступления для ритора имеет очень важное значение, поскольку от него зависит:

а) преодолеет ритор волнение, успокоится и приобретет уверенность;

б) сумеет установить контакт со слушателями;

в) заинтересует слушателей, привлечет их внимание;

г) сумеет сжато изложить тему выступления.

Вступление не должно быть слишком серьезным, слишком сухим, слишком долгим. Цель вступления состоит еще и в том, чтобы сжато пояснить содержание задачи речи и указать на определенные вопросы, на которых автор собирается остановиться.

Основа выступления – это схема его основных положений, которая заполняется деталями. Как упорядочиваются мысли, тезисы? Лучше всего идти от простого к сложному. Ритор постоянно должен следить, что все, о чем он говорит, понятно слушателям.

Еще один метод упорядочивания – соблюдение хронологической последовательности. Внимание слушателей необходимо привлекать с самого начала. Однако интересные мысли следует держать в запасе, чтобы время от времени усиливать свое влияние на слушателей.

Ритор может развивать свои мысли по-разному: пояснять, описывать, рассказывать, доводить. В выступлении можно использовать все четыре формы изложения.

Окончание выступления состоит из двух частей:

а) обобщение главных мыслей;

б) обязательное подведение итогов, подчеркивание целей, призыв к выполнению определенных действий.

О приближении окончания выступления слушателей необходимо проинфорировать. Это обостряет их внимание – они захотят послушать обобщение и итоги речи. Речь необходимо заканчивать в течение 2-3 минут. Психологи рекомендуют примерно 10-12% общего времени посвятить вступлению, 4-5% - окончанию, а остальное – основной части. Никогда не заканчивайте свое выступление словами «Вот и все, что я Вам хотел сказать».

2.Особенности подготовки судебной речи.

Публичная речь – прежде всего устная речь, она охватывает довольно разнообразные по цели и содержанию речевые жанры.

Выступление на собрании, диспуте, митинге, отчетный доклад, научное сообщение, обвинительная и защитительная речь в суде, лекция на правовую тему – все это разновидности публичной речи, которая носит характер размышлений, сопоставлений; в ней рассматриваются, анализируются и оцениваются различные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу, формулируется позиция оратора.

Разновидностью публичной речи является судебная монологическая речь, произносимая прокурором и адвокатом в судебных прениях. В силу ситуативно-тематических факторов она стоит несколько обособленно: по тематике, а тем более по цели, смысловой направленности она отличается от других жанров публичной речи.

Прежде всего, судебная речь ограничена сферой применения: это официальная узкопрофессиональная речь, произносимая только в суде; ее отправителями могут быть только прокурора и адвокат, позиция которых определяется их процессуальным положением.

Каждая публичная речь включает в себя «предмет» и «материал». Предмет – это определенная сторона, часть действительности, которую характеризует оратор, материал – это сведения, дающие основание говорить конкретно об избранном предмете. Предметом судебной речи является то деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной ответственности. Материал – обстоятельства, связанные с конкретным происшествием, факты, доказательства.

Тематика судебной речи строго ограничена материалами рассматриваемого дела, речь отличается большей конкретностью, чем любая публичная речь.

Судебная речь менее информативна, т.к. она не содержит новых, не известных суду фактов, в ней уже известная из судебного следствия информация рассматривается с точки зрения обвинения и защиты.

Подготовка судебной речи – важная составляющая профессиональной деятельности юриста. Существуют общепризнанная структура судебной речи, которая отражает как процессуальные требования, так и судебную практику. К основным элементам судебной речи относятся:

Изложение фактических обстоятельств дела;

Анализ и оценка доказательств, которые признаны судом как таковые;

Анализ причин и условий, которые способствовали правонарушению;

Вывод о мере наказания и исковых требованиях, т.е. модель судебного решения;

Заключительная часть, имеющая в основном оценочно-этический характер.

В этой структуре приведены лишь те элементы, которые отображают специфику судебной речи, без учета тех, которые характерны любой публичной речи, о которых мы говорили ранее, а именно: вступление, основная часть, заключение и т.п.

Составляя судебную речь, необходимо исходить из необходимости выделения четырех последовательных этапов подготовки:

Аналитический этап.

На этом этапе определяется целевое назначение избранной процессуальной роли. Важным является общетеоретический анализ предмета судебного рассмотрения. Он содержит две задачи: во-первых, общее знакомство с материалами дела; во-вторых, изучение теории вопроса, т.е. изучение нормативно-правовых актов, актов официального или доктринального толкования норм, материалов, обобщающих судебную практику. Без теоретической определенности судебная речь становится театральной, а судебный процесс фарсом. Вместе с тем, судебная речь не должна превращаться в изложение реферата с той или иной проблемы правоведения. Правовая доктрина не признается источником права, однако обращение к ней будет полезным при отсутствии или неоднозначности официальных толкований тех или иных положений закона, которые должны быть применены при рассмотрении дела. Наличие доктринального толкования усиливает аргументированность речи.

Стратегический этап.

На этом этапе необходимо определить участников судебного процесса, цель выступления, попытаться сделать прогноз на ход процесса, его возможные варианты. Главным итогом этого этапа является план выступления с выдвижением основного тезиса.

Тактический этап.

Здравствуйте, уважаемый читатель! Знакомимся, меня зовут Болсунов Олег.

  • Я – тренер по ораторскому искусству. Работа такая и хобби. Подробнее обо мне

Не буду писать о том, как важно сейчас иметь навык ораторского искусства. Просто напишу, что успешный человек – это оратор. Почему?

  • Потому что речь – это важный инструмент СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО человека.
  • Каждый из вас, уверен, приобретает мобильный телефон с максимальным количеством полезных функций: чтобы он мог не только звонить , но и фотографировать, снимать видео. Так? И это уже не кажется излишеством.
  • Так и любой работодатель хочет нанимать сотрудников с максимальным количеством полезных функций . Умение выступать , делать презентации , доклады полезная функция , согласны?

Уважаемый читатель! Кликните, пожалуйста, на рекламу от Гугл и читайте дальше. Большое спасибо!

Легко ли обучиться ораторскому искусству?

На мои курсы Ораторского Искусства записываются разные люди. И уверенные в себе люди и неуверенные. Но спустя время – это уже хорошие ораторы.

Причем стопроцентно.

Поэтому я и знаю, что научиться ораторскому искусству легко. Любому человеку с любыми данными.

Не верьте тем людям, которые Вам скажут, что обучиться риторике сложно.

  • Это так же сложно и одновременно легко, как научиться ездить на велосипеде, плавать или готовить на кухне.
  • Долго верил своим друзьям, что научиться играть на гитаре удается лишь избранным. До 18 лет верил. А потом купил гитару и уже через месяц играл вполне сносно. Еще через пол года был одним из лучших в своем общежитии.

А еще я слышал, что оратору нужны какие-то врожденные данные и способности. Например, харизма или уверенность в себе

Да, не помешают.

Это все хорошо. Но ко мне чаще всего приходят люди без этих качеств. И получают отличные результаты.

Приобретая попутно и харизму и уверенность

Нужны данные. Но другие. Хотя бы легкое чувство самолюбия и слегка самодисциплины.

А еще полезны открытость знаниям, позитивное отношение к труду и стремление к развитию…

Об обучении ораторскому мастерству

В знаменитой пословице говорится, что осла можно подвести к воде, но ни один шайтан не заставит его напиться.

Кто бы нас ни учил, как бы ни учил, а учимся мы сами. И от того, насколько необходимы нам знания, настолько и учимся.

В любом обучении есть два основных элемента: теория и практика .

  • О них более предметно будет в конце этой статьи.

Без теории обучаться можно, но сложно. Теория помогает быстрее овладеть знаниями, и быстрее овладеть практикой . Без практики обучаться еще сложнее. Знания без практики – просто слухи , которые постепенно забываются . Попеременно получая знания и закрепляя их на практике , мы учимся любым навыкам.

Позже, когда навык усваивается, мы не вспоминаем знания, и не контролируем свои действия – мы просто делаем.

Ораторское искусство не простой навык.

Он требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.

  • Можно выполнять упражнения самому, перед зеркалом .
  • Можно – перед видеокамерой .

Но в этом случае полезно периодически находить практику выступлений, на работе, на собраниях, на вечеринках.

Один из способов организовать практику – собрать группу друзей, которым тоже интересно овладеть ораторским искусством и вместе обучаться.

Так часто и происходит. Опрашиваются друзья или коллеги, которым это может быть интересно. Желающие обычно находятся. А после первой встречи слухи о классном досуге приводят и малознакомых людей. Удовольствие это приносит настолько много, что другие развлечения отходят в сторону.

Можно обучаться вдвоем с другом. И, попеременно, быть требовательным учителем и талантливым учеником.

Очень приветствуется собирать семейные вечера, и выполнять упражнения в кругу семьи.

Это не только интересный и полезный семейный досуг, но и укрепление доверия и понимания между всеми участниками семейных выступлений.

Но если Вы, все же, будете заниматься сами – это тоже хорошо.

Итак, с чего нужно начать?

Самоучитель по ораторскому искусству

1.Теория.

  • 1. Как выступать без этих ошибок.
  • 2. ораторского искусства.

2. Практика.

Урок №1.

Прочитайте любую из этих притч:

Станьте перед зеркалом и расскажите своими словами любую из них. При этом не совершая ошибок (используя ту теорию, которую я вам посоветовал).

Если перед зеркалом уже получается хорошо – включите видеокамеру.

Веб-камеру, например, или видеокамеру на смартфоне.

Когда и это получится хорошо – расскажите эту притчу кому-нибудь из друзей.

В следующий раз то же самое можно проделать с любой историей (новостью) из Интернета.

Вот пример. Самая обычная история рассказанная самым обычным человеком:

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства - предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.

Что такое риторика?

Это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike ), и означает дословно «ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое . Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

Знаменитое выступление Мартина Лютера Кинга

По определению Большой Советской Энциклопедии, «ораторская речь » - это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием, поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением, владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос. Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое.

Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Онлайн-уроки риторики

Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными.

Видео

В данном разделе тренинга по мастерству публичной речи вы сможете посмотреть видео известных выступлений выдающихся ораторов: Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Владимира Ленина и других. Также здесь вы сможете найти видеозаписи с различных конкурсов, презентаций и выступлений людей перед инвесторами. Кроме того, в разделе присутствуют видеоуроки ведущих специалистов в области ораторского мастерства.

4 правила риторики

  • Первое правило. Начинайте произносить любую речь с сильным стремлением достичь своей цели.
  • Второе правило. Старайтесь всегда готовиться к выступлению.
  • Третье правило. Проявляйте уверенность, даже если вы не чувствуете себя уверенно.
  • Четвертое правило. Больше практикуйтесь (это верно и для любых других навыков).

Эти четыре правила ораторского мастерства, по сути, являются основой любого хорошего выступления. Если вы не ставите себе цели достичь больших успехов в риторике, а только стараетесь подготовиться к конкретному выступлению, то они могут вам пригодиться.

Если же вы планируете более детально подойти к изучению искусства ораторской речи, то будем рады предоставить вам полезную и интересную информацию в уроках на нашем сайте.

Желаем вам успехов в овладении ораторским искусством!