Боевой крот. Проекты ссср. подземная лодка. Немецкие подводные лодки

Накануне Второй мировой войны Советский союз и Германия активно разрабатывали новое оружие - боевые субтеррины (подземные лодки), предназначенные для нанесения ударов по стратегически важным объектам противника буквально из-под земли.

Идеи подземной войны не были забыты и после победы над Германией, но до сих пор разработки в этой сфере находятся под завесой тайны. По некоторым данным, 50 лет назад в СССР был создан успешный прототип боевой машины нового типа.

Еще в 1904 году русский изобретатель Петр Рассказов опубликовал в английском журнале материал о самоходной капсуле, которая может двигаться под землей. Причем, впоследствии его чертежи всплыли в Германии. А первый подземный самоходный аппарат в 1930-х годах прошлого века создал советский инженер и конструктор А. Требелев, которому помогали А. Кирилов и А. Баскин.

Принцип работы этой подземной лодки во многом был скопирован с действий роющего норы крота. Прежде чем приступить к проектированию субтеррины, конструкторы при помощи рентгена тщательно изучили биомеханику движений животного, помещенного в ящик с землей.

Особое внимание уделялось работе головы и лап крота, и уже на основе полученных результатов был сконструирован его механический «двойник». Капсулообразная субтеррина Требелева двигалась под землей за счет бура, шнека и четырех кормовых домкратов, которые толкали ее, подобно задним лапам крота.

Машиной можно было управлять как изнутри, так и снаружи - с поверхности земли при помощи кабеля. По тому же кабелю подземная лодка получала и электропитание. Средняя скорость движения субтеррины составляла 10 метров в час.

Но из-за ряда недоработок и частых отказов аппарата проект был закрыт. По одной из версий ненадежность субтеррины была выявлена уже во время первых испытаний. По другой - перед самой войной ее все же пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова.

Согласно второй версии, в начале 1940-го года конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова усовершенствовал субтеррину Требелева. Причем этот проект изначально создавался исключительно для военных целей, и новая подземная лодка должна была действовать без связи с поверхностью.


За полтора года был создан опытный экземпляр. Предполагалось, что он сможет проработать в автономном режиме под землей несколько дней. На этот срок субтеррина снабжалась топливом, а экипаж, состоявший из одного человека - кислородом, водой и пищей. Однако закончить работу над проектом помешала война. Судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова неизвестна.

Интерес к подземным лодкам проявлял не только Советский Союз. Перед войной субтеррины разрабатывали и германские конструкторы. В 1930-е годы инженер фон Верн (по другим источникам - фон Вернер) оформил патент на подводно-подземную «амфибию» которая так и называлась - Subterrine.

Аппарат имел возможность двигаться как в водной стихии, так и под поверхностью земли, причем, согласно расчетам фон Верна, в последнем случае субтеррина могла развивать скорость до 7 километров в час. При этом Subterrine была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе пяти человек и 300 килограммов взрывчатки.

В 1940 году Германия всерьез рассматривала проект фон Верна для использования в военных действиях против Великобритании. В планах разработанной Гитлером операции «Морской лев», предусматривавшей высадку на Британские острова немецкого десанта, нашлось место и подводно-подземным лодкам фон Верна.

Его амфибии должны были незаметно подплыть к британским берегам и продолжить движение по английской территории под землей, чтобы затем нанести внезапный удар по обороне британцев в самом неожиданном для противника районе.

Проект Subterrine погубила самонадеянность Г. Геринга, руководившего люфтваффе и рассчитывавшего победить англичан в воздушной войне без помощи из-под земли. В итоге подземная лодка фон Верна так и осталась нереализованной идеей, как и фантазии его знаменитого однофамильца Жюля Верна, задолго до появления подземных лодок написавшего фантастический роман «Путешествие к центру Земли».

Другой еще более грандиозный проект германского конструктора по фамилии Риттер был назван с изрядной долей пафоса «Змей Мидгарда» (Midgard Schlange) в честь мифической рептилии - мирового змея, опоясывающего всю обитаемую землю.

Эта машина должна была передвигаться над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до ста метров. При этом предполагалось, что «Змей» будет двигаться под землей со скоростью от 2 км/ч (в твердом грунте) до 10 км/ч (в мягком грунте), 3 км/ч - под водой и 30 км/ч - по поверхности земли.

Но больше всего поражают колоссальные размеры этой гигантской машины. Midgard Schlange задумывался, как подземный поезд, состоящий из множества вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый - по шесть метров в длину. Общая длина соединенных воедино «змеиных» фаланг-вагонов составляла от 400 метров, в самой длинной комплектации - более 500 метров.

Путь «Змею» в грунте пробивали четыре полутораметровых бура. Кроме того, в машине имелись три дополнительных буровых комплекта, а ее вес составлял 60 000 тонн. Чтобы управлять такой махиной требовалось 12 пар рулей и 30 человек экипажа.

Впечатляло и вооружение гигантской субтеррины: две тысячи 250-килограмовых и 10-килограмовых мин, 12 спаренных пулеметов и шестиметровые подземные торпеды. Изначально планировалось использовать «Змея Мидгарда» для уничтожения фортификаций и стратегических объектов на территории Франции и Бельгии, а также для подрывав британских портов.

Но в итоге, подземный колосс Рейха так и не принял участие ни в одной из боевых операций. Точных данных о том, был ли изготовлен хотя бы опытный экземпляр «Змея» или эта идея, как и Subterrine, осталась лишь в бумажном воплощении, нет.

Известно, что наступающие советские войска обнаружили под Кенигсбергом таинственные штольни, а рядом - уничтоженную машину непонятного предназначения. Кроме того, в руки разведчикам попала техническая документация, описывающая немецкие подземные лодки.

После войны проект субтеррины попытался реализовать руководитель СМЕРШа В. Абакумов, привлекший к работе с трофейными чертежами и материалами профессоров Г. Бабата и Г. Покровского. Но по-настоящему продвинуться в этой сфере удалось лишь в 1960-х годах с приходом к власти Н. Хрущева.

Новому лидеру СССР понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, он даже заявил об этих планах публично. И, судя по всему, для подобных заявлений к тому времени уже имелись веские основания. В частности, известно, что на Украине близ поселка Громовка был построен секретный завод по производству подземных лодок.

В 1964 году была выпущена первая советская субтеррина с ядерным реактором, получившая название «Боевой крот». Об этой разработке, правда, известно немного. Подземная лодка имела вытянутый титановый цилиндрический корпус с заостренным концом и мощным буром.

По разным данным, размеры атомной субтеррины составляли от 3 до почти 4 метров в диаметре и от 25 до 35 метров в длину. Скорость движения под землей - от 7 км/ч до 15 км/ч. В экипаж «Боевого крота» входили пять человек. Кроме того, машина могла перевозить до 15 десантников и около тонны груза - взрывчатки или вооружений.

Такие боевые машины должны были уничтожать фортификационные сооружения, подземные бункеры, командные пункты и ракетные пусковые установки в шахтах. Кроме того, «Боевые кроты» готовились к выполнению особой миссии. По замыслу военного командования СССР, в случае обострения отношений с США субтеррины можно было использовать для подземного удара по Америке.

С помощью подводных лодок планировалось доставить «Боевых кротов» в прибрежные воды сейсмически нестабильной Калифорнии, затем пробуриться на территорию США и установить подземные ядерные заряды в тех районах, где находились американские стратегические объекты.

В случае приведения атомных мин в действие, в регионе возникли бы мощнейшие землетрясения и цунами, которые можно было бы списать на обычный природный катаклизм. По некоторым данным, испытания советской атомной субтеррины проводились в разных грунтах - в Подмосковье, Ростовской области и на Урале.

Испытание новейшего «чудо-оружия» происходило на территории Свердловской области, близ города Кушва, в районе горы Благодать. Первое уральское испытание завершилось успешно. Все участники испытаний были поражены итогом первого запуска в условиях твердых уральских грунтов - подземная лодка прошла небольшой скоростью насквозь с одного склона горы на другой.

Однако во время второго испытания, в толще скальной породы горы Благодать экспериментальная машина с ядерным реактором по неизвестным причинам взорвалась, весь экипаж лодки погиб из-за взрыва, а лодка осталась замурованной в толще породы. Судьба ядерного реактора лодки осталась неизвестной.


Гора Благодать с часовней на вершине, 1910

После случившейся аварии проект был закрыт, а все данные по испытания новейшего вооружения были либо уничтожены, либо засекречены. Официального подтверждения испытаний не было и нет до сих пор.

После закрытия проекта, по некоторым данным, оборудование и опытные экземпляры установок пытались перепрофилировать под гражданские нужды и адаптировать боевые машины под горнопроходческие нужды, к примеру, для строительства метрополитена. Но военные технологии требовали значительных доработок, прежде чем их можно было бы использовать в гражданской среде.

В итоге, было принято решение не тратить средства на переоборудование машин и их переработку, а попросту все ликвидировать. Так была поставлена точка в истории подземной боевой машины. К сожалению, сделать сказку былью советским конструкторам не удалось.

Использованы материалы статьи Андрея Любушкина с сайта

Один из многочисленных мифов о секретной сверхтехнике Третьего рейха гласит, что существовали разработки боевых подземных средств под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда»), (проект Риттера).


Огромный подземоход по второму проекту состоял из нескольких отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 и в высоту - 3.5, общей длиной от 400 до 524 метров. Вес - 60 тысяч тонн. Имелось 14 электродвигателей мощностью в 20 тысяч лошадиных сил. Скорость - под водой 30 км/ч, в грунте - от 2 до 10 км/ч. Управлял средством экипаж в 30 человек. Вооружение - мины и пулемёты, подземные торпеды «Fafnir» (боевая) и «Alberich» (разведывательная). Вспомогательные отделяемые средства - снаряды для облегчения проходки в скальных грунтах «Mjolnir» и малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin».

По окончании Второй мировой войны в районе г. Кенигсберга были найдены штольни неизвестного назначения, а рядом взорванная конструкция непонятного назначения. Существует вероятность, что это были остатки «Змея Мидгарда» разрабатываемого как одно из воплощений « возмездия».

Смотреть фильм: Подземная лодка

Потерянная субтерина

На протяжении тысячелетий люди мечтали покорять стихии. Наши давние предки сделали первые шаги в освоении морей и океанов; наблюдая за полетом птиц - люди мечтали освободиться от земного притяжения и научится летать. И вот, казалось бы, сегодня человек осуществил свои мечты - быстроходные океанские лайнеры гордо рассекают волны всех морей и океанов, атомные подводные лодки бесшумно крадутся в толще вод, а небо исчерчено инверсионными следами реактивных самолетов. За прошедший 20 век мы даже сумели преодолеть земное притяжение, сделав первый шаг в бесконечное космическое пространство. Все это так, но у человечества была еще одна сокровенная мечта - совершить путешествие к центру Земли.

Подземный мир всегда был для людей чем-то очень таинственным, манящим и в то же время пугающим. Мифология и религия практически всех народов, так или иначе, связана с подземным царством и существами, которые его населяют. И если в древности подземный мир был для человека запретным местом, то с развитием наук и появлением первых гипотез строения Земли, идея путешествия к ее центру становилась все более заманчивой. Но как это сделать?

Конечно, этот вопрос не мог не волновать писателей-фантастов и, пока ученые гадали об устройстве подземного мира, в 1864 году Жюль Верн заканчивает роман «Путешествие к центру Земли», в котором главные герои его произведения, профессор Линденброн и его племянник Аксель совершают путешествие к центру Земли через жерло вулкана. Путешествуют они на плоту по подземному морю и возвращаются на поверхность через пещеру. Надо сказать, что в те годы была популярна теория о существовании обширных полостей внутри Земли, которую, судя по всему, Жюль Верн положил в основу своего романа. Однако позже ученые доказали несостоятельность гипотезы «полой Земли», а в 1883 году была опубликована повесть графа Шузи «Подземный огонь». Герои его произведения, при помощи обычных кирок, пробивают сверхглубокую шахту в зону «подземного огня». И хотя в повести «Подземный огонь» не описаны какие-либо механизмы, ее автор уже тогда осознавал, что дорога к центру Земли должна быть проделана человеком, и что никаких полостей, по которым можно путешествовать глубоко под землей, нет. Оно и понятно, ведь Земное ядро подвержено воздействию колоссального давления и температуры, а из этого следует, что ни о каких «подземных полостях», и тем более существовании в них жизни, говорить не приходится.

В последующих научно-фантастических произведениях появляются описания инструментов для проникновения в земную твердь, куда более совершенные, нежели кирка из повести графа Шузи «Подземный огонь. Так, например, в 1927 году выходит научно-фантастический роман графа Алексея Николаевича Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», в котором инженер Гарин с помощью своего изобретения - гиперболоида (теплового лазера) - пробивает многокилометровую толщу земной породы и достигает загадочного оливинового пояса.

По мере совершенствования науки о Земле и развитий технологий прокладки шахт глубокого бурения, возникла идея подземохода, некой фантастической машины, способной передвигаться в толще твердых земных пород. Так, в романе Григория Адамова «Победители недр», вышедшем 1937 году, автор отправил своих героев в подземный мир на подземоходе, который представлял собой массивный ракетоподобный снаряд. Этот фантастический аппарат имел в передней части буровые коронки и острые ножи, изготовленные из сверхпрочного металла и способные раздробить любую породу на своем пути. Его подземная лодка могла передвигаться со скоростью до 10 км в час.
Надо сказать, создано и создаются по сей день множество научно-фантастических произведений, посвященных теме путешествий к центру Земли, и если раньше в них человек пешком добирался в глубины нашей планеты, то с развитием техники и науки подземные путешественники прокладывают свой путь с помощью аппаратов во многом напоминающими современные подводные лодки. Существование таких аппаратов в реальной жизни до сих пор находится под сомнением, однако есть некоторые факты позволяющие предположить, что человек не один раз пытался спроектировать и построить подземную лодку.

По одной из версий первенство в создании подземных снарядов принадлежит Советскому Союзу. Еще в 30-е годы инженер А. Треблев, конструкторы А. Кирилов и А. Баскин создали проект подземной лодки. По их замыслу она должна была быть использована в качестве подземного нефтедобытчика - заглубляться в грунт, находить залежи нефти, и прокладывать туда нефтепровод. Изобретатели взяли за основу конструкции подземохода строение живого крота. Испытания подземной лодки проходили на Урале в рудниках под горой Благодать. Своими фрезами, примерно такими, как на угледобывающих комбайнах, подземоход разрушал крепкие горные породы, медленно продвигаясь вперед. Но аппарат оказался ненадежным, часто выходил из строя и проект был признан несвоевременным. Однако на этом первых довоенных разработок в нашей стране не заканчивается. Так известно, что доктора технических наук П. И. Страхова, который являлся конструктором подземных проходческих комбайнов, в начале 1940 года, в то время когда он был занят строительством московского метро, вызвал Д. Ф. Устинов, будущий нарком вооружения СССР. Состоявшийся между ними разговор более чем интересен. Устинов интересовался у Страхова, слышал ли он о работах его коллеги, инженера Треблева, который в 30-е годы предложил идею подземного автономного самоходного аппарата? Страхову было известно об этих работах, и он ответил утвердительно.

Тогда Устинов сообщил, что для него имеется гораздо более важное и срочное задание, чем метро, - работа над созданием подземного самоходного аппарата для Красной Армии. По словам самого Страхова, он согласился участвовать в этом проекте. Ему были выделены неограниченные средства и людские ресурсы, а уже спустя полтора года опытный экземпляр подземохода прошел приемочные испытания. Автономность подземной лодки была рассчитана на неделю, именно настолько должно было хватить водителю запасов кислорода, пищи и воды. Однако с началом войны, Страхову пришлось переключиться на строительство бункеров и дальнейшая судьба подземной лодки ему неизвестна.

Не следует забывать и о многочисленных легендах окутавших сверхоружие Третьего Рейха. Согласно одной из них, в нацисткой Германии, существовали проекты боевых подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» ("Змей Мидгарда", проект Риттера).

Подземоход «Midgardschlange» проектировался как сверхамфибия, способная двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Аппарат создавался как боевое универсальное транспортное средство и состоял из большого числа соединенных воедино отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 м и в высоту - 3.5 м. Общая длинна аппарата варьировалась от 400 до 524 метров, в зависимости от поставленных задач. Вес этого «подземного крейсера» составлял 60 тысяч тонн. По некоторым предположениям разрабатывать его начали в 1939 году. Это боевое средство имело на борту большое число мин и малых зарядов, 12 спаренных пулеметов, боевые подземные торпеды «Fafnir» и разведывательные «Alberich», малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin» и отделяемые снаряды для помощи в проходке трудных участков грунта «Mjolnir». Экипаж состоял из 30 человек, внутреннее устройство корпуса, напоминало схему расположения отсеков подводной лодки (жилые отсеки, камбуз, радиорубка, и т.д.). 14 электродвигателей мощностью 20 тысяч лошадиных сил и 12 дополнительных двигателей мощностью 3 тысячи лошадиных сил, должны были обеспечить «Змея Мидгарда» максимальной скоростью под водой в 30 км/ч, а под землей - до 10 км/ч.

Когда закончилась Вторая мировая война, в районе города Кенигсберга, были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, возможно это остатки «Змея Мидгарда» - возможного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха.

Был в Германии и другой, менее амбициозный чем «Змей Мидгарда», но от того не менее интересный проект, - к тому же начат он был гораздо раньше. Назывался проект «Морской лев» (другое название «Subterrine») и патент на него был зарегистрирован еще в 1933 году немецким изобретателем Хорнером фон Вернером. По замыслу фон Вернера его подземный аппарат должен был обладать скоростью до 7 км/ч, экипажем в 5 человек, нести боезаряд в 300 кг и передвигаться как под землей, так и под водой. Само изобретение было засекречено и передано в архив. Возможно, о нем бы так никогда и не вспомнили, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф фон Штауфенберг, к тому же Германия разработала операцию «Морской лев» по вторжению на Британские острова и подземная лодка с одноименным названием могла бы очень пригодиться. Идея заключалась в том, что подземная лодка с диверсантами на борту, могла беспрепятственно пересечь Ла-Манш и, добравшись до острова незаметно пройти под английской землей в нужное место. Однако этим планам не суждено было сбыться. Шеф люфтваффе Герман Геринг сумел убедить Гитлера, в том, что его авиация в одиночку сумеет поставить Англию на колени. В результате операция «Морской лев» была отменена, о проекте забыли, а Геринг так и не сумел выполнить своего обещания.

В 1945 году, после победы над фашисткой Германией, на ее территории действовали многочисленные «трофейные команды» бывших союзников, и проект немецкой подземной лодки «Морской лев» попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Проект был отправлен на доработку. Изучением возможностей развития идеи боевой подземной лодки занимались профессора Г. И. Бабат и Г. И. Покровский и пришли к выводу, что эти разработки имеют большое будущее. Тем временем, генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев, сменивший умершего Сталина, лично проявил к проекту интерес. Ученые, занимавшиеся этой проблемой, уже имели собственные наработки подземной лодки, а прорыв науки в области ядерной энергетики, выводил проект на новую ступень технологического развития - создания атомной подземной лодки. Для их серийного производства стране срочно требовался завод, и в 1962 году по приказу Хрущева на Украине, в местечке Громовка начинают строительство стратегического завода по производству подземных лодок, а Хрущев дает публичное обещание «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». В 1964 году завод был построен и произведена первая советская атомная подземная лодка, получившая название «Боевой Крот». Подземная лодка имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 м и длиной 35 м. Экипаж состоял из 5 человек. Кроме того, она способна была взять на борт еще 15 человек десанта и тонну взрывчатки. Главная энергетическая установка - ядерный реактор - позволяла ей развивать скорость под землей до 7 км/ч. Ее боевая задача состояла в уничтожении подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Высказывались идеи о возможности доставки таких «субтерин», специально сконструированными атомными субмаринами к берегам США, в район Калифорнии, где, как известно часто случаются землетрясения. Затем «субтерина» могла бы установить подземный ядерный заряд и, подорвав его вызвать искусственное землетрясение, последствия которого были бы списаны на стихийное бедствие.

Первые испытания «Боевого Крота» происходили осенью 1964 года. Подземная лодка показала поразительные результаты, пройдя сложный грунт «как нож через масло» и уничтожив подземный бункер условного противника.

В дальнейшем испытания продолжались на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино… Однако, во время очередных испытаний, произошла авария, повлекшая за собой взрыв и подземная лодка с экипажем, включая десантников и командира - полковника Семена Будникова, навсегда осталась замурованной в толще каменных пород Уральских гор. В связи с этим инцидентом испытания были прекращены, а после прихода к власти Брежнева проект был закрыт, а все материалы строго засекречены.

В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в прессе стали проскальзывать сообщения об этом проекте, ну а остатки самого подземного атомохода, тем временем, ржавели под открытым небом до 90-х годов. Ведутся ли исследования и испытания подземных лодок в наше время и если да, то где? Все это останется загадкой, на которую мы вряд ли получим удовлетворительный ответ в обозримом будущем. Ясно одно, что человек лишь отчасти осуществил мечту о путешествии к центру Земли, и пусть проекты «субтерин», созданных учеными, не могут сравниться с аппаратами из научно-фантастических произведений и способных достичь Земного ядра, все же человечество сделало свой первый робкий шаг в освоении подземного мира.


Возможно, кто-нибудь из вас смотрел когда-то фильм «Земное ядро» режиссера Джона Эмисела. По сюжету фильма, земное ядро перестает вращаться, что грозит гибелью всему человечеству. Чтобы спасти всех от надвигающегося конца света, группа американских ученых и инженеров строит подземную лодку, которая отправляется прямиком к ядру Земли с целью восстановления его вращения подрывом нескольких атомных бомб. Что за бред, спросите вы, и будете правы. Однако в XX веке сразу несколько государств серьезно работали над возможностью постройки подземных лодок (по аналогии с подводными), или субтеррин. Таким образом, известная фраза про «подводную лодку в степях Украины» даже обретает некоторый смысл.

XX век в целом был богат на странные, на первый взгляд, разработки, многие из которых в итоге смогли изменить наше представление о мире. Еще до Второй мировой войны сразу несколько государств, в том числе СССР, Германии и Великобритания, работали над созданием субтеррин. Прототипом для всех проектов был так называемый проходческий щит. Впервые такой щит был использован в Туманном Альбионе при постройке тоннеля под Темзой еще в 1825 году. С помощью проходческого щита строились и тоннели метро в Москве и Санкт-Петербурге.

В нашей стране к идее постройки подземной лодки обратились еще в самом начале XX века. Так, еще в 1904 году российский инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал материал, в котором описывал возможность разработки специальной капсулы, которая могла бы преодолевать большие расстояния, передвигаясь под землей. Однако позднее во время волнений в Москве, он был убит шальной пулей. Помимо Рассказова идею создания подземной лодки приписывают и другому нашему соотечественнику Евгению Толкалинскому. Будучи инженером-полковником царской армии, зимой 1918 года он бежал из страны через Финский залив. Карьеру он сделал в Швеции, где на одной из фирм усовершенствовал уже упоминавшийся проходческий щит.

Но по-настоящему внимание на подобные проекты обратили лишь в 1930-е годы. Первый подземный самоходный аппарат в те годы был создан советским инженером А. Треблевым, которому помогали в этом А. Баскин и А. Кирилов. Любопытно, что принцип работы своего устройства он во многом скопировал с действий известного строителя подземных нор - крота. До начала работ над проектом конструктор очень долго изучал биомеханику действий и движений животного под землей. Особое внимание он уделял лапам и голове крота, а уже затем на основе полученных результатов сконструировал свое механическое устройство.

Субтеррина Александра Требелева

Стоит отметить, что, как и любой изобретатель, Александр Требелев был одержим своим детищем, но даже он не думал об использовании подземной субмарины в военных целях. Требелев считал, что субтеррину будут использоваться для рытья туннелей под коммунальные нужды, проведения геологоразведки, добычи полезных ископаемых. К примеру, его субтеррина могла подобраться к запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который начал бы выкачивать черное золото на поверхность. Даже сейчас изобретение Требелева кажется нам фантастическим.

Субтеррина Требелева имела капсулообразную форма и двигалась под землей за счет бура, шнека и 4-х кормовых домкратов, которые толкали ее наподобие задним лапам крота. При этом подземной лодкой можно было управлять как снаружи - с поверхности земли с помощью кабелей, так и непосредственно изнутри. По тому же кабелю субтеррина должна была получать необходимое электропитание. Средняя скорость ее движения под землей должна была составить 10 метров в час. Однако из-за частых отказов и ряда недоработок данный проект был все-таки закрыт.

Согласно одной из версий ненадежность машины была доказана в результате проведения первых испытаний. Согласно другой версии - перед самой войной подземную лодку все-таки пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова. Если руководствоваться второй версией, то в 1940-е годы конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова сумел доработать и усовершенствовать проект Требелева. При этом данный проект сразу же проектировался под военные цели, а субтеррина должна была действовать уже без связи с поверхностью. За 1,5 года удалось создать один опытный экземпляр. Предполагалось, что подземной лодке удастся проработать автономно под землей на протяжении нескольких дней. На это время лодка снабжалась необходимым запасом топлива, а экипаж, который состоял всего из одного человека, необходимым запасом кислорода, пищи и воды. Но завершить работу над данным проектом помешала Великая Отечественная война, при этом судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова теперь неизвестна.

Боевые траншеекопатели Великобритании

Разрабатывались подобные проекты и в Великобритании. В этой стране их предполагалось использовать для рытья тоннелей на линии фронта. По таким тоннелям пехота и танки должны были внезапно выходить в расположение противника, избегая при этом прямого штурма наземных укреплений. Работы в этом направлении были обусловлены печальным английским опытом окопной войны во время Первой мировой. Приказ о разработке подземных лодок был отдан лично Уинстоном Черчиллем, который основывался именно на кровопролитном опыте штурма хорошо укрепленных позиции. К началу 1940 года предполагалось построить уже 200 таких подземных лодок. Все они обозначались аббревиатурой NLE (Naval Land Equipment - военно-морское и сухопутное оборудование). Для маскировки военного назначения создаваемых машин разработчики давали им свои названия: White Rabbit 6 («Белый кролик 6»), Nellie («Нелли»), Cultivator 6 («Культиватор 6»), No mans Land Excavator («Экскаватор без участия человека»).

Создаваемые в Англии траншеекопатели обладали следующими габаритами: длина - 23,47 метра, ширина - 1,98 метра, высота - 2,44 метра и имели по две секции. Главная секция была на гусеничном ходу. По своему внешнему виду она напоминала очень длинный танк, обладающий весом в 100 тонн. Передняя секция весила меньше - 30 тонн и могла рыть траншеи 2,28 метра шириной и 1,5 метра глубиной. Выкопанный машиной грунт конвейеры переносили на поверхность и откладывали по обе стороны от траншеи, образуя отвалы, высота которых составляла 1 метр. Скорость движения устройства составляла более 8 км/ч. После достижения заданной точки субтеррина останавливалась и преобразовывалась в платформу, предназначенную для выхода гусеничных средств из прорытой траншеи на открытое пространство.

Первоначально на данную машину собирались ставить один двигатель компании Rolls-Royce Merlin, развивавший мощность в 1000 л.с. Но затем из-за недостатка данных двигателей решили пойти на их замену. На каждую подземную лодку ставилось два двигателя Paxman 12TP, развивавших мощность в 600 л.с. каждый. Один двигатель приводил в движении всю конструкцию, а второй использовался для резака и конвейера в передней секции. Быстрое поражение Франции в войне и наглядная демонстрация современной войны моторов затормозили реализацию данного проекта. В итоге испытания субтеррин прошли только в июне 1941 года, а в 1943 году проект был закрыт. К этому моменту в Англии успели собрать 5 таких устройств. Все они после войны были разобраны, последний боевой траншеекопатель в начале 1950-х годов. Справедливости ради, стоит отметить, что английский проект хоть и оказался бесполезен, но был вполне реален. Другое дело, что все-таки это было лишь «извращенное» видение траншеекопателя, а не полноценная подземная лодка.

Субтеррины Германии

Интерес к столь необычным проектом проявляли и в Германии. Перед Второй мировой войной субтеррины конструировались и здесь. В 30-е годы ХХ века инженер фон Верн (по другим данным - фон Вернер) получил патент на подводно-подземную «амфибию», которую она так и назвал - Subterrine. Предложенная им машина обладала возможностью двигаться как в воде, так и под земной поверхностью. При этом согласно расчетам фон Верна, при движении под землей его субтеррина могла развивать скорость до 7 км/ч. При этом подземная лодка была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе 5 человек, а также 300 кг. взрывчатки, это изначально был военный проект.

В 1940 году в нацистской Германии всерьез рассматривали проект фон Верна, такие устройства могли пригодиться в военных действиях против Великобритании. В планах разрабатываемой операции «Морской лев», которая предусматривала высадку немецких войск на Британские острова, нашлось бы место и подводно-подземным лодкам конструкции фон Верна. Его детища должны были незамеченными подплыть к берегам Великобритании и продолжить движение уже под землей по английской территории, для того чтобы затем нанести противнику внезапный удар в самом неожиданном для английских войск районе.

Немецкий проект Subterrine пал жертвой самонадеянности Геринга, который руководил Люфтваффе и считал, что сможет победить англичан в воздушной войне без какой-либо помощи. В итоге проект подземной лодки фон Верна так и остался в образе нереализованной на практике идеи, как, впрочем, и фантазии его знаменитого однофамильца - французского писателя Жюля Верна, задолго до появления первых проектов подземных лодок написавшего свой знаменитый роман «Путешествие к центру Земли».

Другой гораздо более грандиозный проект немецкого конструктора Риттера был с изрядной долей пафоса назван Midgard Schlange («Змей Мидгарда»). Такое необычное название проект получил в честь мифической рептилии - мирового змея, который опоясывал всю обитаемую землю. По задумке создателя его машина должна была передвигаться и над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до 100 метров. При этом Риттер полагал, что под землей в мягком грунте его подземная лодка сможет развить скорость до 10 км/ч, в твердом грунте - 2 км/ч, по земной поверхности - до 30 км/ч, под водой - 3 км/ч.

Однако больше всего воображение поражают размеры этой огромной машины амфибии. Midgard Schlange задумывался создателем, как полноценный подземный поезд, который включал в себя большое количество вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый вагон имел в длину 6 метров. Общая длина такого подземного поезда составляла от 400 метров до 500 метров в самой длинной комплектации. Путь этой махине под землей должны были пробивать сразу четыре полутораметровых бура. Также в машине имелось 3 дополнительных буровых комплекта, а общий вес достигал 60 000 тонн. Для того чтобы управлять таким механическим монстром необходимо было 12 пар рулей и экипаж из 30 человек. Впечатляло и проектное вооружение огромной субтеррины: до двух тысяч 250-кг и 10-кг мин, 12 спаренных пулеметов и специальные подземные торпеды длиной 6 м.

Первоначально данный проект планировалось использовать для уничтожения стратегических объектов и фортификаций на территории Бельгии и Франции, а также для подрывной работы в английских портах. Однако в итоге этот бредовый проект сумрачного немецкого гения так и не был реализован в хоть каком-то приемлемом виде. Но некоторая техническая информация, касающаяся разрабатываемых в Германии подземных лодок, все же попала в конце войны в руки советских разведчиков.

Советский «Боевой крот»

Еще одним полумифическим проектом разработки субтеррин является советский послевоенный проект под названием «Боевой крот». Непосредственно после завершения Второй мировой войны к реализации проекта по постройке подземных субмарин руководитель СМЕРШа В. Абакумов привлек профессоров Г. Бабата и Г. Покровского, они должны были работать с трофейными чертежами. Однако по-настоящему продвинуться в этом направлении удалось уже после смерти Сталина в 1960-е годы. Новому генсеку Никите Хрущеву понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, о своих планах Хрущев заявил даже публично, возможно, у него были на то некоторые основания.

Об этой разработке известно мало, она упоминалась лишь в ряде книг на достоверность не претендующих. Согласно имеющейся информации, советская субтеррина «Боевой крот» должна была получить ядерный реактор. Подземная лодка обладала вытянутым цилиндрически корпусом из титана с заостренным концом и мощным буром в передней части. Размеры такой атомной субтеррины могли составлять от 25 до 35 метров в длину и от 3-х до 4-х метров в диаметре. Скорость движения аппарата под землей лежала в диапазоне от 7 км/ч до 15 км/ч.

Экипаж «Боевого крота» состоял из 5 человек. Помимо этого, данное устройство могло перевозить сразу до тонны различных грузов (вооружений или взрывчатки) или 15 десантников с их снаряжением. Предполагалось, что подобные подземные лодки будут успешно поражать подземные бункеры, фортификационные сооружения, командные пункты и стратегические ракеты шахтного базирования. Готовились такие аппараты и к решению особой миссии.

В случае обострения отношения между СССР и США по замыслу советского командования субтеррины могли быть использованы для нанесения полноценного подземного удара по территории США. При помощи советских подлодок субтеррины должны были быть доставлены к американскому побережью в районе сейсмически нестабильной Калифорнии, после чего пробуриться на американскую территорию и установить подземные ядерные заряды в районах, где располагались стратегические объекты противника. Предполагалось, что подрыв атомных мин может привести в действие мощное землетрясение и цунами, которые в случае чего можно было бы списать на обыкновенные природные катастрофы.

По некоторым сведениям, испытания советской атомной подземной лодки были проведены в разных грунтах - в Ростовской и Московской областях, а также на Урале. При этом самые сильные впечатления атомная субтеррина доставила участникам испытаний в уральских горах. «Боевой крот» легко проходил твердую скальную породу, уничтожая в конце учебную цель. Однако при проведении повторных испытаний произошла трагедия: субтеррина по неизвестной причине взорвалась, а ее экипаж погиб. После этого случая проект был закрыт.

Возможно, кто-то из вас, уважаемые читатели, смотрел фильм режиссера Джона Эмиела «Земное ядро» (The Core). По сюжету картины земное ядро перестает вращаться, что может привести к гибели всего человечества. Чтобы спасти всех от Армагеддона, группа американских ученых и инженеров создает подземную лодку, при помощи которой отправляется прямо к ядру Земли, чтобы восстановить его вращение посредством взрыва нескольких атомных бомб.

Все это, конечно, фантастика. Однако в XX веке сразу несколько стран, включая СССР и Германию, разрабатывали подземные лодки. Прототипом для них служил так называемый проходческий щит. Впервые проходческий щит был применен в Великобритании при строительстве туннеля под Темзой еще в 1825 году. С его же помощью были сооружены большинство тоннелей метро в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

В России о создании подземной лодки задумались еще в начале XX века. Так, в 1904 году инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал статью, в которой рассказал о возможности создания специальной капсулы, способной преодолевать большие расстояния под землей. Но в том же году во время волнений в Москве ученый был убит шальной пулей. Так же создание подземной лодки приписывают другому российскому ученому Евгению Толкалинскому. Будучи инженером-полковников Царской армии, он зимой 1918 года смог через финский залив сбежать из страны. Он сделал карьеру на одной из шведских фирм, усовершенствовав знакомый нам проходческий щит.

Александр Требелевский

Но по-настоящему серьезно за этот проект взялись лишь в 1930-х годах. Инженер Александр Требелевский (в некоторых источниках Требелев, - прим. ред 24smi.org) буквально жил идеей создания «подземохода», которому он дал название «субтеррина». Изобретатель был настолько одержим этой идеей, что даже своей единственной дочери дал имя Субтеррина. При этом Требелевский даже и не думал об использовании подземной лодки в военных целях. Он считал, что его «субтеррину» будут применять для геологоразведки, рытья туннелей под коммунальные нужды и для добычи полезных ископаемых. Например, подземная лодка могла бы пробиться к подземным запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который мог выкачивать «черное золото» на поверхность. При этом Требелевский хотел, чтобы его устройство могло свободно перемещаться как под землей, так и под водой. Даже в наши дни подобное изобретение кажется фантастическим.

Подземная лодка Требелевского
Фото:zhurnalko.net
Изначально Требелевский намеревался создать так называемый термальный суперконтур – устройство, которое при необходимости могло нагревать внешнюю оболочку подземной лодки и прожигать твердый грунт. То есть «субтеррина» могла бы входить в землю как нож в масло.

Позднее он обратил внимание на то, что с увеличением скорости резки грунта уменьшается давление резания, что позволяло значительно снизить мощность, необходимую для работы подземной лодки. В сотрудничестве с конструкторами А. Баскиным и А. Кирилловым Требелевский изобрел конструкцию, принцип работы которой был заимствован у обычного подземного крота. Ученые долго изучали работу кротов в специальном ящике, просвечиваемым рентгеновским аппаратом. Исследования, проведенные Кирилловым, Баскиным и Требелевским, показали, что животные роют землю, вращая лапами и головой, а затем проталкивают свое тело задними лапами. При этом вся выбуренная таким образом земля вталкивалась ими в стенки получившейся норы.

Именно по этому принципу и была спроектирована подземная лодка. В передней ее части находился мощный бур, посередине были установлены специальные шнеки, вдавливающие породу в стенки скважин, а сзади находились четыре мощных домкрата, проталкивающие устройство вперед. При вращении бура со скоростью 300 об/мин подземная лодка за час преодолевала расстояние в 10 метров.

Хорнер фон Верн

Но оставим ненадолго Требелевского и перенесемся в Германию. Здесь в 1933 году, незадолго до прихода к власти нацистов, Хорнер фон Верн подал в Патентный комитет заявку, в которой описал устройство, способное передвигаться под землей и нести экипаж из нескольких человек. Но в то время новый режим, и без того озабоченный насущными проблемами страны, не стал возиться с инженером, однако фон Верн все же получил патент на свое изобретение, о котором, впрочем, до поры до времени благополучно забыли.


Подземная лодка фон Верна
Фото:х/ф "Подземный крейсер"
О немецком инженере и его изобретении вспомнили лишь во время Второй мировой войны. Германия вовсю готовилась к операции «Морской лев», целью которой являлось вторжение в Великобританию. Именно тогда проект подземной лодки фон Верна и попался на глаза Клаусу фон Штауфенбергу. Немцы планировали применять против Великобритании массированные бомбардировки и изматывать врага постоянными вылазками в тыл. Именно для последнего как нельзя лучше подходили подземные лодки, способные незаметно проникнуть в тыл англичан с запасом взрывчатых веществ.

Перед фон Верном поставили задачу изобрести готовое устройство, способное передвигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести на борту экипаж в 5 человек, а также 300 килограммов взрывчатки. Однако проект был свернут на стадии экспериментов. Гитлера убедили, что создание подземной лодки – дело бесперспективное, поэтому фюрер решил сделать ставку на авиаудары. Такое решение Гитлера оскорбило Клауса фон Штауфенберга, который, напомним, в 1944 году организовал неудачное покушение на фюрера, за что и был расстрелян.

Снова Требелевский


Иллюстрация подземной лодки
Фото:4bb.ru
На этом немецкая история подземной лодки заканчивается. Осенью 1944 года советские разведчики смогли захватить чертежи по подземной лодке, а в 1945 году всю информацию об этом проекте решили систематизировать. Тут то и всплыло имя Александра Требелевского, который в 1933 году был арестован НКВД за то, что за два года до своего ареста побывал в Германии, где встречался с неким инженером и привез оттуда чертежи. Как оказалось, Требелевский позаимствовал идею подземной лодки у Хорнера фон Верна и пытался довести ее до ума, что ему, как было написано выше, блестяще удалось. Но это выяснилось лишь в 1945 году в Москве, когда в результате экспертизы определили, что чертежи Требелевского практически полностью совпадают с чертежами фон Верна.

В СССР закипела работа над созданием подземной лодки. 18 мая 1949 года министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов потребовал от президента Академии наук СССР Сергея Вавилова предоставить в его распоряжение группу ученых, которые бы занялись разработкой подземной лодки. Создать опытную модель по найденным в архивах чертежам, было делом времени. Однако, как десять лет назад в Германии, этот проект был свернут, но теперь уже в пользу разработки ядерного оружия.

«Боевой крот»


Подземная лодка "Боевой крот"
Фото:topwar.ru
Об инженере Требелевском и его чертежах вспомнят лишь в 1960-х годах. Возглавивший страну после смерти Сталина Никита Хрущев достаточно быстро заинтересовался возможностью создания подземной лодки. В 1962 году жителей местечка Громовка, что на западном побережье Крыма, в 24 часа выселили из своих домов, предоставив неплохую компенсацию и квартиры в соседнем Черноморске. На месте крымской деревне должны были построить завод по производству подземных лодок. В период «холодной войны» создание подобного оружия казалось более чем перспективным, а обещание Никиты Сергеевича «достать империалистов из под земли» выглядело в этом свете куда более реалистичным.

Завод в Крыму возвели за рекордные два года. Первый экспериментальный образец подземной лодки был собран уже к весне 1964 года, который представлял собой титановый цилиндр диаметром в 3 метра и длиной в 25 метров, имеющий заостренный нос и корму. «Субтеррина» управлялась экипажем из пяти человек и могла нести в себе тонну вооружений и 15 бойцов. Скорость ее передвижения под землей составляла 15 км/ч. Не так много, как хотелось бы, но атомные субмарины вполне могли доставить подземные лодки к берегам США.

Испытания подземной лодки и закрытие проекта

Первые испытания «субтеррины» состоялись осенью 1964 года в Уральских горах. Подземная лодка получила название «Боевой крот». В ходе учений аппарат, работавший на атомном двигателе, проник в грунт со скоростью пешехода, прошла около 15 километров и разрушила условный подземный бункер врага. Результатами испытания были поражены даже бывалые военные и ученые. Эксперимент решили повторить, но боевой крот неожиданно для всех взорвался под землей, погубив всех находящихся на его борту людей. Что стало причиной взрыва - доподлинно неизвестно, потому что все материалы по данному инциденту до сих пор находятся под грифом «Совершенно секретно». Вероятнее всего взорвался атомный двигатель установки.

Вскоре после ЧП в Уральских горах решение о дальнейшем использовании подземной лодки отложили. У руля СССР встал Леонид Брежнев, который назначил куратором этого проекта Дмитрия Устинова, решившего поставить на «субтеррине» крест в пользу разработки космического ядерного щита и постройки командного пункта РВСН на Луне. Проект подземной лодки засекретили окончательно, а взрыв в Уральских горах объяснили проведением горнопроходческих работ.


Иллюстрация "Боевого крота"
Фото:topwar.ru
Таким образом, подземная лодка стала очередным неудачным научным экспериментом продолжительностью в несколько десятилетий. Однако подобное оружие с условием достижений современной науки имеет огромные перспективы. И кто знает, возможно, создание подземной лодки будет вновь возобновлено.

Алексей Ковальский

Про подводные лодки никому ничего рассказывать не надо. А вот о том, что наряду с подводными разрабатывались проекты подземных боевых машин, знают немногие. По замыслу изобретателей подземный танк зарывался в землю, как крот рыл подземный тоннель и выходил на поверхность в тылу врага в самом неожиданном месте. (сайт)

Подземная война в античные времена

Еще в античные времена при осаде крепостей использовались подкопы. Тоннели прорывали под городские стены с целью их обрушения, а иногда подземные ходы прорывали до самого центра города. Прием действенный, хотя и долгий. Но во те времена осады продолжались по 7-10 лет, так что времени у античных героев было предостаточно. Александр Македонский таким образом в 322 г. до н.э. взял Газу, Сулла в 86 г. до н.э. Афины, Помпей в 72 г. до н.э. Паленсию.

С изобретением пороха тактика немного изменилась. В прорытую под крепостную стену галерею закладывали немеряный заряд пороха, взрывали и в образовавшийся пролом устремлялись солдаты, уничтожая всех, кто еще остался в живых после страшного взрыва. Именно так была взята Иваном Грозным после длительной осады Казань.

Первая подземная мировая

Первая мировая ознаменовалась переходом к осадной войне. Вражеские линии укреплений становились неприступными. Несколько рядов колючей проволоки задерживали наступающих, пулеметы выкашивали их сотнями. Наземные наступления заканчивались огромными потерями и почти никогда не приводили к прорыву обороны противника.

Возвращение к традициям ведения подземной войны в такой ситуации было вполне естественным. В 1916 году британцы организовали 33 тоннельные роты численностью 25 тыс. человек. Рытье подкопов как способ взлома линии обороны противника использовался и в русской армии, и в германской.

В войсках появились службы прослушки, укомплектованные специалистами-слухачами для выявления подземных атак врага. В случае обнаружения ведения противником подземных работ рыли контргалерею с целью захватить и взорвать вражеский тоннель. Под землей разыгрывались нешуточные сражения: рвались тонны динамита, солдаты сходились в рукопашную.

Появление танка дало идею создания такой же подземной машины.

Подземоход фон Верна

В 1933 году в германии инженером фон Верном был запатентован подземоход. Машина предполагалась к использованию для добычи полезных ископаемых, геологоразведки, рытья тоннелей под городские коммуникации и пр. Но первыми внимание на нее обратили внимание конечно же военные. Не имея средств на реализацию проекта, немцы засекретили его и положили в архив, чтобы Франция и Англия не опередили их.

В 1940 году Верн встретился с Клаусом фон Штауффенбергом (тем самым, что в 1944 году подложит бомбу под уже необожаемого фюрера), показал ему свой проект, а тот ознакомил с ним руководство вермахта. Немецким генералам, планировавшим в ближайшее время высадку в Британии (операция «Морской лев») идея атаки Англии из-под земли понравилась, Вернеру были выданы немалые средства. По проекту танк Верна с экипажем 5 человек, перемещаясь со скоростью 7км/ч нес боезаряд 3400кг.

Однако Геринг, радея о своих любимых люфтваффе, сумел убедить Гитлера, что вместо десятков подземных танков лучше построить то же количество бомбардировщиков, и проект фон Верна был закрыт, даже не выйдя за пределы лабораторных экспериментов.

Нацистский «Змей Мидгарда»

Более удачной была судьба у проекта инженера Риттена. Независимо от Верна он в 1934 году разработал свой вариант подземохода, назвав его «Змей Мидгарда», планируя машину в первую очередь для штурма французской Линии Мажино. Проект Риттена поражал масштабностью. «Змей» представлял собой целый поезд в 500м из отсеков размером 7м в длину, 6м в ширину и 3,5м в высоту со спальней на 30 человек, тремя ремонтными мастерскими, радиостанцией, кухней и спасательной шлюпкой для выхода на поверхность.

Тянул состав со скоростью от 3 до 10 км/ч (в зависимости от характера грунта) головной вагон с 4 буровыми установками и 9 приводящими их в действие электродвигателями. Еще 14 двигателей питали ходовую часть. Плюс 4 электрогенератора и топливный бак на 960м.куб. Вооружение - тысяча 250кг мин, тысяча 10кг мин, подземная торпеда «Fafnir» длиной 6м. и 12 спаренных пулеметов.

Немцы планировали построить 20 таких подземных крейсеров, но все уперлось деньги. Изготовление одного «Змея» требовало 30 млн. рейхсмарок. Считается, что проект так и остался на бумаге. Однако бывший гауптштурмфюрер СС Вальтер Шульке утверждал, что тяговая установка была построена и проходила испытания в 1944 году под Кенигсбергом. Испытания кончились неудачно, «Змей» взорвался и остался под землей вместе с 11 членами экипажа.

Made in England

Аналогичные научно-конструкторские работы проводились и в Англии. В конце 30-х годов У. Черчилль дал личное указание приступить к разработке подземных танков. Планировалось к 1940 году выпустить 200 машин. В секретных документах машины проходили как «Экскаваторы» и «Культиваторы». Британский подземный поезд состоял из 2-х секций, двигался со скоростью 8 км/ч; общая длина 23,5м, ширина 2м, высота 2,5м. К 1943 году было построено 5 машин, последняя дожила до начала 50-х годов.

Сделано в СССР

Энтузиастов, разрабатывающих свои проекты подземоходов, в России было предостаточно. Инженер Петр Рассказов создал свой проект еще в 1904 году. В 30-х годах в этом направлении работал инженер Треблев.

В 1945 году к идее вернулись. Как утверждается, толчком стали остатки «Змея Мидгарда», найденные под Кенигсбергом. Подняли из архива чертежи Треблева. В 1946 году построенная одноместная машина прошла испытания на Урале. Со скоростью 10м/ч она прошла сквозь гору Благодать. Однако конструкция не показало себя достаточно надежной, и проект был закрыт.

Работы возобновились при Хрущеве. По замыслу грозившего показать американцам «кузькину мать» генсека подземоходы должны были доползти до США, заложить и взорвать ядерные заряды под стратегическими объектами, вызвав крупные землетрясения.

В 1964 году там же на Урале проходил испытания построенный «Боевой крот». Подземоход длиной 35м с экипажем 5 человек нес 15 бойцов десанта и 1 тонну взрывчатки, скорость – 7км/ч. Во время второго испытания машина взорвалась, экипаж погиб. Работы застопорились, а сменивший Хрущева Брежнев остановил их совсем.

Есть ли будущее у подземохода?

Ведутся ли в настоящее время разработки таких машин – тайна, покрытая мраком. Теоретически такое вполне возможно. В свое время академик Сахаров (да-да, тот самый) и профессор Покровский искали методы увеличить скорость перемещения подземохода под землей. Ими доказано, что в облаке раскаленных частиц машина может двигаться под землей со скоростью десятки и даже сотни км/ч. Так что проект «Боевого крота» рано ложить под сукно.