Определение понятий потребность. Что такое потребности человека. Виды и их сущность. Потребности человека: определение и особенности

Почти у каждого из нас есть домашние растения. Зеленые питомцы дарят нам свою красоту, улучшают здоровье и настроение, очищают воздух. Но, для того, чтобы цветок отлично выглядел и радовал хозяина, нужно позаботиться о создании самых лучших условий для его содержания.

Выбор горшка для домашнего растения — один из самых первых и важнейших шагов в домашней флористике. Именно об это мы и поговорим в статье. Вы узнаете как выбрать цветочный горшок и на что обратить особое внимание, покупая емкость для растения. Итак, приступим.

Горшок или кашпо

Для опытных цветоводов вопрос, чем отличается цветочный горшок и кашпо, совершенно очевиден. Но, многие начинающие флористы иногда не могут отличить одно от другого и, в итоге, приобретают совершенно ненужную им вещь.

Самое главное отличие кашпо и горшка для цветов — их функциональное назначение. Горшок — это сосуд, в который высаживается растение. А кашпо — декоративная емкость, ее главная задача скрыть непривлекательный цветочный горшок.

[!] В переводе с французского, кашпо (cache-pot) означает спрятанный горшок

Отличить горшок и кашпо при покупке очень просто, несмотря на то, что на первый взгляд они совершенно одинаковы. Горшок имеет одно или несколько дренажных отверстий на дне и отдельный поддон для стока лишней воды. Кашпо — это цельный сосуд без поддона и отверстий.

Если вам нужна емкость именно для высадки растения, ваш выбор — цветочный горшок. Если ваше растение уже высажено и необходимо лишь задекорировать непривлекательную цветочную посуду, обратите внимание на кашпо.

Как выбрать горшок для растений

Итак, вы определились, что вам необходим именно цветочный горшок для того, чтобы высадить растение непосредственно в него. Приступаем к выбору горшка.

На первый взгляд кажется, что это совсем несложно, но, увидев какое количество вариантов предлагают магазины, можно с легкостью растеряться и приобрести емкость мало подходящую для вашего растения. Что же нужно знать, приобретая цветочный горшок?

Подбирая флористическую посуду, в первую очередь нужно помнить о том, что цветочный горшок -– это дом для растения. Именно поэтому, цветочный горшок должен сочетать в себе и красоту и пользу. Сначала поговорим о пользе.

Размеры цветочного горшка

Размеры, а именно высота и диаметр посуды для растения, являются одним из главных критериев при выборе горшка. Все просто: чем больше растение, тем большая емкость ему необходима.

Для высадки молодых растений, приобретайте небольшие по объему плошки.

[!] Если росток планируется в дальнейшем часто пересаживать, можно воспользоваться пластиковыми стаканчиками

Рассаживая взрослые цветы, выбирайте горшки большего, чем предыдущая емкость, размера: мысленно прибавьте к размерам старого горшка 2-3 см в радиусе и снизу. В новую емкость должны полностью помещаться корневая система растения, дренаж высотой около 2 см и необходимое количество субстрата. Универсальная формула выбора цветочного горшка говорит о том, что высота емкости должна составлять третью или четвертую часть общей высоты растения.

Не нужно покупать цветочные горшки на вырост: обычно домашние растения не любят излишне просторные емкости, а некоторые из них, например , спатифиллум, и вовсе, хорошо себя чувствуют и цветут только в стесненных условиях.

Форма горшка для цветов

Не секрет, что корневая система каждого растения индивидуальна — это и длинные, уходящие вглубь почвы, корни (кактусы, пальмы, различные виды цитрусовых) и мочковатые, располагающиеся у поверхности земли, разветвленные корни (герань, хризантема).

Для того, чтобы растение нормально росло и развивалось, необходимо подбирать посуду в строгом соответствии с формой корня:

  • для растений с длинным корнем — высокие и узкие емкости
  • для растений с мочковатым корнем — широкие и неглубокие

Если нет возможности подобрать идеальную плошку, выбирайте универсальный вариант — стандартные горшки (высота и диаметр верхнего кольца совпадают) подойдут для большинства растений.

Различные формы цветочных горшков

Материалы

В настоящий момент флористические магазины предлагают огромный выбор цветочных горшков из самых различных материалов: керамика, пластмасса, стекло, металл. Каждый из этих материалов имеет как плюсы, так и минусы, о которых начинающий цветовод может даже не подозревать.

Керамические (глиняные) цветочные горшки — это классика, прошедшая проверку временем. Высаживать растения в глиняные плошки впервые начали еще в Древнем Египте, а затем эту традицию подхватили и в других странах. Глина — практически идеальный материал для высадки растения, а глиняные горшки обладают рядом несомненных достоинств:

  • разнообразие форм и дизайнов, благодаря пластичности глины и различным вариантам её обработки
  • устойчивость и оптимальный вес
  • возможность испарения излишней влаги и обеспечение притока кислорода корням растения за счет пористой структуры глины

Но, несмотря на очевидные плюсы, есть и некоторые недостатки керамических горшков, например:

  • хрупкость
  • высокая цена
Керамические горшки для цветов

Пластиковые емкости для цветов модная тенденция последних лет. Полки магазинов буквально завалены пластмассовыми плошками и все большее количество цветоводов выбирают именно их. Что же привлекает любителей домашних растений?

  • низкая цена
  • разнообразие форм, цветов и размеров
  • практичность в использовании и уходе

К недостаткам пластиковых горшков можно отнести:

  • малый вес и неустойчивость
  • отсутствие дышащих свойств материала: поступление воздуха и испарение воды в субстрате затруднено, что может привести к появлению корневой гнили

Пластиковые горшки для цветов

Стеклянные горшки пока не получили массового распространения, так как стекло не самый подходящий материал для высадки растений: легко бьется, как и пластик не пропускает воздух. Однако, благодаря прозрачности стекла, такие горшки хорошо подходят для размещения орхидей и других растений, корни которых участвуют в процессе фотосинтеза.

Металлические емкости для высадки растений еще более экзотический вариант, редко встречающийся в цветочных магазинах. Несмотря на высокую декоративность, такая цветочная посуда имеет слишком много минусов: не пропускает воздух и задерживает влагу, отдельные виды металла легко ржавеют при контакте с водой, а кроме того можно отметить большую стоимость этих изделий.


Стеклянные и металлические цветочные емкости

Как выбрать кашпо

Выше мы уже выяснили, что непосредственно в кашпо растение не высаживают, именно поэтому строгих критериев при выборе кашпо нет. Можно отметить лишь два параметра, стоящие внимания: размеры кашпо и материал, из которого оно изготовлено.

Размеры кашпо зависят только от размеров емкости, непосредственно в которую высажено домашнее растение. Для того, чтобы выбрать подходящее кашпо, перед покупкой с помощью линейки определите высоту, диаметр нижнего и верхнего кольца плошки с цветком, а затем прибавьте к этим обмерам по 1-2 см в каждом измерении. Полученные цифры и будут размерами необходимого вам кашпо.

Что касается материалов, из которых изготовлено кашпо , то здесь можно ориентироваться на их утилитарные свойства и на свой вкус. Так, например, кашпо из пластика — легкое и прочное, а кашпо из стекла или керамики — тяжелое и хрупкое.

Цветочные горшки и кашпо как элемент интерьера

Одним из важнейших факторов при выборе цветочных горшков и кашпо является совместимость дизайна посуды для растений с дизайном и стилем интерьера помещения. Такая, казалось бы, мелочь – цветочный горшок, способна как украсить вашу гостиную, спальню или кухню, так и наоборот. Для того, чтобы емкость с растением не выглядела в вашем интерьере чужеродным предметом, придерживайтесь нескольких несложных правил:

1. Горшки или кашпо с цветами должны полностью соответствовать стилю всего помещения в целом. Так, например, цветочный горшок с лаконичным и строгим дизайном отлично впишется в комнату, оформленную в японском стиле, стиле хай-тек или минимализм. Богато украшенная плошка с вензелями и рельефами прекрасно подойдет к классическому интерьеру или интерьеру барокко. А яркие горшки с веселыми рисунками будут уместны в детской.

2. Для того, чтобы емкость с растением удачно вписалась в существующий интерьер, необходимо обращать внимание и на её цветовое оформление. Если вы хотите, чтобы растения были акцентным пятном в интерьере, выбирайте горшки насыщенных контрастных цветов. Как вариант, цвет посуды с растениями может перекликаться с другими яркими деталями: диванными подушками, постерами, текстилем и так далее.

В противоположность контрастным композициям существует нюанс. Прием подойдет в ситуации, когда нет необходимости особо выделять цветочную посуду. В этом случае цвет плошек должен совпадать с основным интерьерным цветом, например цветом стен.

3. Если в помещении растения расставлены группами или в ряд, посуда, в которой они выращиваются, должна сочетаться между собой. Это правило применимо ко всем цветочным емкостям, находящимся в одной комнате.

Самый простой и беспроигрышный вариант, применимый в случае, если растения одинаковы по габаритам – использовать одинаковые по форме и размерам горшки.

Впрочем, если хочется разнообразия, возможно и некоторое комбинирование. Например, в случае, когда растения в помещении разных размеров, неплохо будут смотреться горшки различной вместимости, но одного цвета. Также можно разместить несколько разноцветных кашпо одинаковых по форме. При этом палитра цветочной посуды должна органично вписываться в палитру существующего интерьера. Цветочные горшки или кашпо из одной коллекции несложно подобрать в специализированных флористических магазинах или супермаркетах.

Более сложные сочетания форм и цветов требуют профессионального подхода и консультации дизайнера по интерьерам.

4. При оформлении интерьера помещения растениями не стоит забывать и о нетрадиционных решениях, таких, например, как подвесные или отдельностоящие горшки или кашпо. Такой вариант размещения цветов прекрасно подойдет в случае, если горизонтальных поверхностей недостаточно или не хочется их излишне захламлять.

Для подвесных и отдельностоящих кашпо обычно рекомендуют ампельные (вьющиеся и свисающие) растения, но, на самом деле, практически любые виды домашних растений прекрасно располагаются в емкостях такого вида. Исключения составляют, пожалуй, лишь очень крупные и массивные экземпляры (пальмы, фикусы, монстера, замиокулькас и тому подобное).

5. При выборе палитры цветочного горшка нужно учитывать и цвет размещаемого в нем растения. Так, например, не цветущие растения можно размещать в горшках ярких цветов И наоборот, яркая посуда, насыщенный оттенок которой спорит с окраской цветка, смотрится негармонично. В этом случае будут уместны кашпо нейтральных оттенков, которые прекрасно подчеркнут красоту цветущего растения: белый, серый, бежевый, терракотовый, кофейный.

Если все же хочется буйства красок, следите за сочетаемостью оттенков цветка растения и горшка. Несколько примеров неудачных, на взгляд дизайнеров, сочетаний:

  • нежно-розовые цветы и ярко-красный, желтый или оранжевый горшок
  • серебристо-зеленая или розово-зеленая листва нежной окраски и насыщенно-зеленый горшок
  • растения с ярко-выраженным рисунком на листовой пластинке и зеленый горшок

Высокие технологии на службе у флористов. Необычные цветочные горшки

Как и во всех сферах нашей жизни прогресс не стоит на месте, так и во флористике постоянно появляются все новые и новые материалы и технологии. Особенно это касается посуды для домашних растений. Оригинальные цветочные горшки с дополнительными функциями теперь можно приобрести не только в специализированных местах, но и в супермаркетах или небольших магазинчиках. Что же предлагают нам изобретатели?

Горшки и кашпо с автополивом

Такие емкости для домашних растений очень удобны для занятых и забывчивых людей, а также для тех, кто часто уезжает из дома. Используя технологию автополива, можно не беспокоится о частом поливе цветов и лишь иногда восполнять запасы воды в специальном резервуаре.

Существует несколько вариантов горшков и кашпо, в которых используется технология автополива:

Керамические горшки с автополивом.

Одно из свойств глины – пористая структура – используется для цветочных емкостей с автополивом. В середине горшка находится резервуар, в который заливается вода. В случае пересыхания почвы, резервуар пропускает достаточное для растения количество воды. Если земля хорошо увлажнена, вода в почву не поступает. Этот вариант автополива разработал и внедрил промышленный дизайнер из США Джоуи Рот.

Пластиковые горшки с автополивом.

Пластиковые плошки с автополивом обычно состоят из двух емкостей, вставленных одна в другую, при этом растение высаживается в меньшую (внутреннюю емкость). Между емкостями есть достаточно большой зазор, в который наливается вода. Через днище вода в необходимом количестве поступает непосредственно в почву к корням растения.

Производители такой посуды обещают, что растения, высаженные в них, можно не поливать от двух недель до трех месяцев. Единственный недостаток – система автополива работает только в случае, если растение взрослое и имеет объемное корневище (если корень растения не развит и находится у поверхности почвы, он не получит достаточное количество влаги, так как вода для полива поступает снизу) Молодые растения необходимо поливать традиционным способом.


Технология автополива в цветочных горшках

Флорариумы, палюдариумы

Все большую популярность у любителей экзотики завоевывают флорариумы (стеклянные емкости для выращивания растений) и палюдариумы (флорариумы больших размеров, подходящие для нескольких групп растений).

Растения во флорариумах выглядят очень эффектно и являются настоящим украшением интерьера. Однако, есть несколько ограничений, о которых должен помнить опытный флорист:

1. Существует лишь небольшое количество видов домашних растений, способных расти в стеклянной емкости. В основном это суккуленты, анубиасы, некоторые мхи и папоротники
2. Стеклянные стенки флорариума многократно усиливают мощность солнечного света и могут вызвать ожог листьев. Именно поэтому не рекомендуется размещать такие композиции под прямыми солнечными лучами
3. Флорариумы и палюдариумы – достаточно сложные системы и требуют повышенного ухода

Одна из эффектнейших новинок недавнего времени – интерьерные кашпо с подсветкой. Обычно такие кашпо изготавливаются из матового полупрозрачного пластика, между стенок которого расположены светящиеся элементы. Источник питания кашпо – электричество или встроенные батарейки. Внутри кашпо можно разместить емкость с растением.

Кашпо с подсветкой являются прекрасно смотрятся как в помещениях, так и на открытых террасах, являясь одновременно и элементом озеленения и дополнительным источником света.

Силиконовые горшки


Идея создания силиконовых емкостей для выращивания цветов пришла в голову молодому итальянскому дизайнеру Эмануэле Пиццолоруссо в тот момент, когда он наблюдал за процессом сбора мусора в пластиковые мешки. Дизайнер заметил, что для удобства наполнения мешков рабочие загибают их края, таким образом изменяя объем пластиковой тары. Художник решил воплотить этот принцип в производстве емкостей для домашних растений и создал силиконовые горшки, способные изменять размеры по мере взросления растения.
Благодаря гибкости силикона, край горшка можно отогнуть и уменьшить высоту плошки. Когда цветок вырастет, нужно вернуть край на место и горшок снова станет высоким. Так как силикон, используемый для изготовления плошек достаточно плотный, емкость отлично держит форму и не деформируется.

Симбиоз растений и предметов интерьера

Зачем использовать отдельностоящие горшки, если можно встроить их в столы, скамейки, полки и даже настенную плитку – такая идея пришла в голову многих дизайнеров. В итоге получились очень интересные и практичные предметы мебели и интерьера, сочетающие в себе несколько функций.

Пожалуй единственный минус таких систем – сложная высадка и уход за растениями, именно поэтому для высадки стоит выбирать только самые неприхотливые экземпляры.

Как сделать горшок или кашпо для цветов своими руками

Если вы предпочитаете вещи, сделанные собственноручно, попробуйте себя в искусстве изготовления цветочных горшков и кашпо.

Смастерить горшок в домашних условиях несколько сложнее, чем декорировать кашпо, но, это вполне возможно, а результат, безусловно, вас порадует.

Горшки из гипса и бетона , выполненные своими руками, станут настоящим украшением террасы загородного дома или дачи.

Что понадобится: цементно-песчаная смесь или гипс, вода, две пластиковые или деревянные формы одинаковой формы, но разного объема

Тщательно размешайте гипс или цементно-песчаную смесь с водой, в пропорции 1:1 (гипс-вода) или 1:3:2 (цемент-песок-вода) Подготовьте пластиковые (деревянные) формы – смажьте внутреннюю часть большей емкости и наружную меньшей маслом, жиром или зеленым мылом. Этот шаг необходим для того, чтобы форма легко отделилась от цемента или гипса в дальнейшем. На дно большей емкости налейте бетон (раствор гипса), дайте ему немного застыть, затем сверху поставьте меньшую емкость и слегка придавите её руками. В образовавшийся между стенками форм разрыв осторожно влейте оставшийся бетон или гипс. Дождитесь полного затвердения смеси и аккуратно снимите пластиковые формы. На дне получившегося горшка просверлите несколько отверстий для стока воды.

Горшки из лозы или хвороста . Плетение из лозы – это настоящее искусство, порой доступное только профессионалам. Но и обычный человек может попробовать себя в лозоплетении, смастерив, например, цветочный горшок.
Что понадобится: сухие тонкие прутики (лоза), форма-основа, тонкая проволока, мешковина, клей
Очистите прутики, удалите лишние отростки. Возьмите основу и, следуя форме, оплетайте её по кругу подготовленными веточками. Можно не придерживаться строгого рисунка, переплетайте прутики хаотично, время от времени скрепляя их проволокой для жесткости. Затем удалите форму, внутри готового изделия приклейте плотную мешковину. Получившуюся емкость можно использовать как в качестве кашпо, так и в качестве горшка для орхидей.

Горшки из кокосовых орехов . Такие горшки прекрасно подойдут для некрупных домашних растений.

Что понадобится: кокосовый орех, ножовка по металлу или болгарка, шило или другой острый предмет

Выберете круглый кокосовый орех, в случае, если вы хотите получить устойчивую форму или вытянутый овальный орех, если композиция с растением будет подвесной. Проделайте шилом отверстия в местах трех небольших впадин на «попке» кокоса и удалите жидкость. Впоследствии через эти отверстия будет сливаться лишняя вода при поливе растения. Противоположный конец кокоса отпилите ножовкой по металлу, отступив от края примерно одну треть. Тщательно очистите орех внутри, удалив белую съедобную массу. Горшок готов. Если просверлить дополнительные отверстия по бокам ореха, можно продеть в них шнур и подвешивать.

Горшки из виниловых пластинок . Оригинальные и функциональные горшки получаются из старых виниловых пластинок.

Что понадобится: виниловые пластинки, газовая или электрическая плита, веревка, толстые хлопчатобумажные перчатки, акриловые краски, грунт для пластика

Проденьте в существующее отверстие пластинки веревку, закрепите её с помощью узла или металлической гайки так, чтобы пластинка свободно висела на веревке. Разогрейте плиту и несколько минут подержите пластинку над ней на расстоянии 20-30 см. Держите пластинку за веревку и пользуйтесь перчатками – горячий воздух может обжечь кожу. Через некоторое время от воздействия горячего воздуха пластинка станет мягкой. В этот момент можно придать виниловому диску любую желаемую форму, как руками, так и надев на какой-либо каркас. После того, как винил остынет и вновь затвердеет можно покрасить получившийся горшок акриловой краской. Для лучшего сцепления краски с пластинкой можно воспользоваться грунтом по пластмассе.

Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ - излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.

  • с культурным уровнем и личностью индивида
  • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) - боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага .

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние .

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений) .

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация

Особенности потребностей человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение - в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей - одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями : сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее удовлетворения - положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек.

Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

Подход
(потребность как...)
Суть подхода Автор
нужда Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие. С.Л. Рубинштейн
отношение Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания Д.А. Леонтьев
отклонение от уровня адаптации Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности Д.К. Мак-Клелланд
состояние Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. Курт Левин
программа поведения Потребности - это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта. Ф.Н. Ильясов
психопатия Потребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов. В.В. Монастырский

Опредмечивание

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется - становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).

Опредмечение - очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения - оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности :

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
  • по значимости:
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
    • устойчивые
    • ситуативные
  • по функциональной роли:
    • естественные
    • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

По сферам

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

  • биологические,
  • трудовые,
  • познания,
  • общения,
  • отдыха;

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

Инстинкт Его проявление
1 Пищевой инстинкт Голод
2 Инстинкт самосохранения (страх) Бегство
3 Стадный инстинкт Стремление к общению
4 Инстинкт приобретательства Жадность
5 Инстинкт продолжения рода Половое влечение
6 Родительский инстинкт Нежность
7 Инстинкт созидания Стремление к активности
8 Отвращение Неприятие, отторжение
9 Удивление Любознательность
10 Гнев Агрессивность
11 Смущение Самоуничижение
12 Воодушевление Самоутверждение

Список мотивационных факторов Гилфорда:

  1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
    1. голод,
    2. сексуальное побуждение,
    3. общая активность;
  2. потребности, относящиеся к условиям среды:
    1. потребность в комфорте, приятном окружении,
    2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
    3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
  3. потребности, связанные с работой:
    1. честолюбие,
    2. упорство,
    3. выносливость;
  4. потребности, связанные с социальным положением:
    1. потребность в свободе,
    2. независимость,
    3. конформизм,
    4. честность.
  5. социальные потребности:
    1. потребность находиться среди людей,
    2. потребность угождать,
    3. потребность в дисциплине,
    4. агрессивность;
  6. общие интересы:
    1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
    2. потребность в развлечениях.
  1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
  2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
  3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
  4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
  5. гностические (потребность в познании),
  6. коммуникативные (потребность в общении),
  7. праксические (потребность в результативности усилия),
  8. пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
  9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
  10. эстетические (потребность в прекрасном).

Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

  1. доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  2. агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
  3. поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  4. отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения;
  5. автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
  6. пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
  7. потребность в уважении и поддержке;
  8. потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
  9. потребность быть в центре внимания;
  10. потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
  11. эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
  12. социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
  13. потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  14. потребность оказания помощи;
  15. потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  16. потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  17. потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
  18. потребность избегания опасности;
  19. потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  20. потребность суждения - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

По объекту

Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.

  • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
  • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
  • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
  • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
  • этические,
  • эстетические,
  • другие;

По функциональной роли

  • доминирующие/второстепенные,
  • центральные/периферические,
  • устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы - естественные и культурные . Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

  • врожденные,
  • простые приобретенные и
  • сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же - на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные,
  • общественные.

Иерархия потребностей

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

  • К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
  • К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
  • Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

  • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности . Для нормального обмена веществ человеку нужна пища , пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна . Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни .
  • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз . Для продолжения рода необходим секс . (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
  • Потребность в общении , любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
  • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе .
  • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства .

Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным

Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей - уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

По видам поведения

Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый "низкий" уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения - полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

Философия

Диалектический материализм

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Примечания

Литература

  • Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. - С. 171-177.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487-494.
  • Ильясов Ф.Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен // Ильясов Ф.Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). М.: Институт социологии РАН. 1993.

Потребности

нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Биологические П. (в т. ч. и у человека) обусловлены обменом веществ (См. Обмен веществ) - необходимой предпосылкой существования любого организма. П. социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. Источник развития этих П. - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, причём удовлетворение относительно элементарных (витальных) П. ведёт к зарождению новых, «... и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27), т. е. отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде. «... Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны...» (Маркс К., там же, т. 23, с. 182).

П. общества, и прежде всего экономические П. как основа всего общественного производства, объективны, их развитие обусловлено необходимостью приведения в соответствие характера производственных отношений с уровнем развития производительных сил, а также отношений в сфере политической и духовной надстроек общества с его экономическим базисом. В сфере экономики социалистического общества объективные П. развития той или иной отрасли народного хозяйства обусловлены законом планомерного пропорционального развития. В условиях капиталистического производства соответствующие П. стихийно определяются законом стоимости и рыночными отношениями.

Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами, П. выступают в качестве их Интерес ов. В классовом обществе в силу социальной неоднородности и различий в экономическом, социально-политическом и культурном положении разных классов, социальных групп и слоев их П. и интересы различны. Ликвидация социальных антагонизмов в социалистическом обществе есть в то же время и преодоление антагонизмов П. и интересов различных классов и групп, т. н. искусственных, нездоровых П., предпосылка создания условий для гармоническом сочетания общественных и индивидуальных интересов.

В психологии П. рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», - отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому П. и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения П., а при отсутствии таких возможностей - путём подавления или замещения данной П. другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных П., невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.

Будучи выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, П. обнаруживает себя в неосознаваемых влечениях (См. Влечение) и осознанных мотивах (См. Мотивы) поведения. Человеческие П., как правило, имеют предметную направленность, которой предшествует т. н. «поисковое поведение»; общая, неконкретизированная П. стимулирует поиск определённых способов и предметов её удовлетворения. Согласно теории советского психолога Д. Н. Узнадзе , привычное удовлетворение П. в определённых условиях фиксируется в психике индивида как Установка к действию, которая как бы замещает саму П.

Важнейшая особенность П. - их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворённых П. новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные П., а последующие её уровни - социальные П., высшее проявление которых - П. в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.

Социальные П. принципиально неограничены. Их развитие связано с общесоциальными условиями, экономическим и культурным уровнем общества, причём наибольшими потенциальными возможностями «бесконечного» развития обладают духовные П.: интеллектуальные, эстетические, творческие.

В зависимости от системы отношений, в которую включено изучение человеческих П., в современной науке применяются различные классификации П.: по сферам деятельности (П. труда, познания, общения, рекреации (См. Рекреация)); по объекту П. - материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту П. - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.

В отличие от биологизаторских концепций личности (см. Фрейдизм), считающих ведущими в социальной активности индивида врождённые витальные П., которые, оставаясь неизменными, опредмечиваются в социально-конкретной форме, психологи-марксисты исходят из признания доминирующей роли высших социальных П., освоенных индивидом в Филогенез е.

Одна из центральных задач коммунистического строительства - обеспечение полного удовлетворения постоянно растущих общественных и индивидуальных П. в соответствии с объективным законом возвышения П. (см. Возвышения потребностей закон) и согласно коммунистическому принципу: «От каждого по способности, каждому - по потребности».

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; его же. Наёмный труд и капитал, там же, т. 6; Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же, т. 20; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; Фортунатов Г., Петровский А., Проблема потребностей в психологии личности, «Вопросы психологии», 1906, № 4; Мясищев В. Н., Проблема потребностей в системе психологии, «Уч. записки ЛГУ. Серия философских наук», 1957, в. 11, № 244; Румянцев А. М., О категориях и законах политической экономии коммунистической формации, М., 1966; Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968; Радаев В. В., Потребность как экономическая категория социализма, М., 1970; Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 3, М., 1970; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы, эмоции, М., 1971; Обуховский К., Психология влечений человека, М., 1972. См. также лит. при ст. Мотивация (См. Мотивации).

В. А. Ядов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Потребности" в других словарях:

    Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия

    Нужда в чем либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    ПОТРЕБНОСТИ - ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего… … Демографический энциклопедический словарь

    потребности - Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… … Большая психологическая энциклопедия

    Потребности - ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают потребности биологические, свойственные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (needs) То, что требуется для совершения или достижения чего либо. Человеческие потребности, например, обозначают нужды, которые необходимо удовлетворить во избежание вреда организму. Так, принято говорить о нужде в питании, питье, убежище и… … Политология. Словарь.

    Одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров; услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. К потребностям относят не только то, что… … Экономический словарь

    Нужда или недостаток в ч. л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. Биологич. П. (в том числе и у человека) обусловлены… … Философская энциклопедия

    ПОТРЕБНОСТИ - виды продукции, товаров, услуг, в которых нуждаются люди, которые они стремятся иметь и потреблять. К П. относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными… … Юридическая энциклопедия

    Психологический или физиологический дефицит чего либо, отраженный в восприятии человека … Словарь терминов антикризисного управления

Чтобы определить собственные потребности, для начала придется разобраться, какими они бывают вообще. Психологи в разное время пытались классифицировать человеческие потребности, одной из наиболее удачных попыток считается теория «Пирамиды», сформированная в 50-60-х годах 20 века американским психологом А. Маслоу.

Пирамида потребностей

На нижней ступени, так называемой, пирамиды находятся витальные потребности. Эти потребности рождаются вместе с человеком. С первой минуты жизни появляется необходимость дышать, есть, пить, спать. Именно благодаря этим потребностям обеспечивается нормальное функционирование организма ребенка, и у него по сути нет выбора, удовлетворять их или нет, так как это заложено в безусловные рефлексы.

После их удовлетворения у человека появляются новые потребности, заключающиеся в стремлении к безопасности. Таким образом, получив пищу и выспавшись, человек старается найти такое место, в котором ему будет комфортно. И наоборот, голодный, испытывающий жажду человек пренебрегает инстинктом самосохранения, для того, чтобы удовлетворить более необходимые потребности.

Следующей ступенью в пирамиде считается потребность в принадлежности: ощущении себя частью какой-либо системы, социума. После чего человекстремится не просто принадлежать, но и выделяться среди собственного окружения, достигнуть уважения и успеха в какой-либо сфере. Начинает проявляться данная потребность в возрасте 11-15 лет, когда подросток, с одной стороны, старается примкнуть к какой-либо группе, а с другой — максимально выделяться в ней.

Вершину пирамиды венчает потребность в самореализации и самоактуализации. То есть, человек хочет не простоработать и приносить пользу себе и обществу, но и заниматься тем, к чему имеет способности. Здесь очень показателен пример римского императора Диоклетиана. В рассвет своего правления он оставил трон и занялся сельским хозяйством, а на все вопросы о причинах такого поступка, улыбаясь, отвечал: «Если бы вы видели, какую я вырастил капусту, вы бы меня не спрашивали».

Потребность или желание

Потребности и желания отличаются между собой тем, что последние часто социально обусловлены. Например, кто-то очень хочет жить в большом доме. Что это? На этот вопрос может ответить только сам человек. Если только так он может почувствовать, что достиг успеха - это потребность в уважении. А вот стремиться к статусному жилью, только потому, что этого хотят все - это всего лишь желание.

Необходимость умения различать эти два понятия объясняется предположением психологов о том, что удовлетворение одновременно всех потребностей способно подарить человеку ощущение счастья, тогда как выполнив очередное желание, вы можете ощутить разочарование, ведь это было вовсе не тем, что вам нужно.

Итак, способ определить собственные потребности:

  1. рассмотрите каждую из ступеней пирамиды Маслоу и разберитесь, что они для вас лично обозначают;
  2. подумайте, каким образом вы могли бы удовлетворить собственные потребности;
  3. сядьте в спокойном месте и представьте, что у вас уже все получилось, только максимально реалистично. Как вы чувствуете себя? Возникают ли приятные ощущения, которые вы готовы назвать счастьем? В таком случае это ваши потребности, можете приступать к планированию их реализации.

Контрольная работа

по дисциплине Психология и педагогика

на тему "Потребности. Их виды и развитие"

потребность общение мотивационный достижение

Введение

1.Определение потребностей

2.Виды потребностей

3.Развитие потребностей. Понятие о профессионально-значимых особенностях мотивационно – потребностной сферы личности.

4.Потребности достижения и аффимации и их роль в достижении профессионального успеха

Список литературы.

Введение

Потребности человека не знают границ, чем больше человек имеет и знает, тем больше потребностей. В настоящее время, когда вокруг нас суетится богатый мир материальных и духовных возможностей, потребности играют особую роль – роль нашего путеводителя. Потребности – это наш двигатель, они направляют нас, заставляют идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

Но вместе с тем есть и отрицательные стороны. Потребности зачастую сбивают с толку и мешают определить истинную цель, они же прививают нам ряд комплексов и недостатков.

Мир потребностей так же богат, как и наше воображение и так как я лишь дилетант в области психологии и педагогики, предлагаю обратиться к работам известных авторов.

1.Определение потребностей

Маклаков А.Г.:»Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

2.Виды потребностей

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Различают потребности:

по сферам деятельности:

потребности труда

познания

по объекту потребностей:

материальные

духовные

этические

эстетические и др.

по значимости:

доминирующие/второстепенные

центральные/периферические

по временной устойчивости:

устойчивые

ситуативные

по функциональной роли:

естественные

обусловленные культурой

по субъекту потребностей:

групповые

индивидуальные

коллективные

общественные

Желание (конкретизированная потребность) - потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификации потребностей, одну из наиболее значимых из них предложил П. В. Симонов, он считал, что потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.

Не мало важный вклад в классификацию потребностей внес американский психолог А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).

Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей, не ставя их в иерархическую последовательность:

    Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

    Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

    Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

    Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

    Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Позже была составлена более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

    (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

    Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

    Потребность в принадлежности и любви.

    Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

    Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

    Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

    (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.