Вступительные баллы в медицинские вузы. Проходные баллы в медицинские. Что выбрать: медицинский колледж или училище

Извечные проблемы подвига и предательства, поднятые в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) - одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье - это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».

В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.

Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.

По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.

Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»

Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.

Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.

Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.

Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»

Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.

Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.

До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.

С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»

Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.

Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.

Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.

Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.

Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.

Тема: Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цель: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, любви к родителям и благодарности им, бережное отношение к хлебу, т.е. воспитывать нравственные понятия у читателя

Тип урока: урок-размышление, диалог учителя и ученика.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба». Тема урока: «Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Какую основную цель мы ставим на уроке? (Какие нравственные проблемы поднимает автор в произведении? Как решаются они в повести?)

Эпиграфом к уроку я взяла высказывание В. Г. Белинского

Эпиграф:

В повести Гоголь рад выставить наружу всё, что есть в жизни прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и её безобразия. В. Г. Белинский (Слайд 3)

Как вы понимаете слова Белинского? Какие ключевые слова вы выделите? Постараемся вслед с автором, работая с текстом, проследить за этим: что есть прекрасного, т.е. человеческого, в жизни героев повести.

І. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. (Слайд)

Гоголь - писатель, влюблённый в русскую, украинскую культуру, знаток героического прошлого нашей страны, оставил творческое наследие, которое является свидетельством его любви к Родине.

ІІ. Актуализация мыслительной деятельности

1. Слово учителя . В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, пылающая свежестью, вся преданная любви…, ни престарелая мать, разливающаяся, как ручей, слезами, которой всем существованием завладело одно материнское чувство, - ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев - всё заменяет ватага гульливых рыцарей набегов».

Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.

2. « Мозговая атака»:

В какой век переносит нас повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя?

(Повесть переносит нас в далёкое прошлое. Гоголь воскресил Запорожскую Сечь XVI - XVII столетий, когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям - польским панам и турецким хищникам, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы.

Он показал начало национально- освободительного движения на Украине 30-х - 40-х годов ХVІ столетия. В повести запорожцы - настоящие былинные богатыри. Гоголь передал дух того времени, историю народа в её величии.)

О чём рассказывается в повести? Какова её центральная тема? (Дать краткий ответ).

героических подвигах сынов украинского народа, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край. Это повесть не об одном герое, а рассказ о целом народе, о его могучих силах.

Это, как сказал В. Белинский, «поэма о любви к родине, о ненависти к захватчикам».

Тема произведения: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение.

(Н. В. Гоголь писал: (Слайд)«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы,птицы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)

Звучит начало песни о Запорожской Сечи Є й нам про що згадати.

ІІІ. Обобщение изученного. Формирование умений и навыков.

    Вновь обращаемся к теме урока «Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Что такое нравственность?

2. Словарная работа:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственный – 1. Соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали.

2. Относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Основная часть урока. Учитель: Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется козаки - запорожцы, ярко иллюстрируют законы, по которым они жили . Расскажите о законах Запорожской Сечи. Что главное в отношениях запорожских казаков? (Доверие, честность, бескорыстие)

А. Доверие, честность, бескорыстие в жизни запорожцев

Приведите примеры из текста, подтверждающие эту мысль .

Вывод: (Слайд 5 –): «Быть честным человеком для каждого - значит жить для блага общего, жертвовать общему личным интересом» (Н. Огарёв)

«Самое дорогое в человеке - это то, что называется совестью» (Л. Толстой)

Следующий актуальный вопрос. Большую часть своей жизни козак-запорожец проводит в битве. Что превыше всего для них? (Товарищество, Родина)

Б. Проблемы патриотизма, воинского братства, товарищества в повести

1. Словарная работа (Слайд)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это, прежде всего, народ»

(Н. Чернышевский)

«Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот - человек, проникнутый патриотизмом.

2. Работа над эпизодами, которые повествуют о храбрости запорожцев . (ІХ глава).

Выразительное чтение отрывков текста о том, как погибали многие запорожцы: Шило, Гуска, Бовдюг, Балабан. (С какой целью так подробно описывает Гоголь последние минуты и слова козаков? Что этим достигается? Какие чувства рождает у вас это прочтении?

3. Работа над образом Остапа (Слайд) Можно ли Остапа считать настоящим патриотом? Информация ученика об Остапе-казаке .

(Остап – молодой казак, красивый, сильный, умный, как и его брат Андрий. Скоро братья стали на хорошем счету у казаков: метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения. Оба были храбрыми воинами и в стычках с неприятелем показали своё бесстрашие и воинское умение. Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки. В бою он сохраняет хладнокровие, умеет взвесить свои силы и силы противника и принять верное решение. Тарас видит в нём задатки настоящего полководца. До самой смерти он верен родине, боевым товарищам. Во время казни Остап выносит нечеловеческие пытки. Ни крика не издал он, ни стона.

Ученик выразительно читает эпизод. (Варвара)231 стр.

Рассматриваем иллюстрацию художника Е. Кибрика «Остап перед казнью». (Слайд 8)

(Главное - это мужественный воин, изображённый на фоне массы народа, который сочувствует ему).

5. Работа над образом Тараса Бульбы (Слайд)

Кто такой Тарас –куренной атаман и какими качествами обладает? (Он отличный воин, восхищающий товарищей по оружию своим мужеством и находчивостью в боях с врагами. Он выделяется из рядов запорожцев своей дальновидностью, знанием врага - теми качествами, которые более всего нужны казацкому атаману.

Моральная сила Тараса - в его несокрушимой вере в силу товарищества.

Рассказать наизусть «Речь о товариществе». В чём же главная сила запорожцев?

(Главное - в том чувстве товарищества, которое ни одному запорожцу не позволит оставить товарища в беде, а толкнёт его с риском для собственной жизни броситься на выручку.

Старый вояка очень любит своих товарищей. Нет такого товарищества между людьми, как на Русской земле, ни на какой другой земле.)

Ярче всего патриотизм козака Тараса показан в эпизоде смерти Тараса . Смотрим отрывок из к/ф «Смерть Тараса»

Учитель. Погиб Тарас героической смертью в битве с поляками. Тарас был предан родине и народу до конца жизни. Уже огонь лизал его ноги, а он думал не об огне. Он давал последний совет товарищам к спасению и прощался с ними.

Вывод: Так пламенная любовь к отчизне в сочетании с ненавистью к врагу-угнетателю и верой в великие силы своего народа выковали из Тараса Бульбы, его сына Остапа и его товарищей подлинных национальных героев.

Рассматриваем иллюстрацию Е. Кибрика «Смерть Тараса» (Слайд 10)

Что защищали казаки? (свою Украину и свою малую родину).

Вывод. Тема любви к родине - это вечная тема. Автор показал, как надо любить свою родину.

(Слайд 11) «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский)

Учитель :Трагичная, но славная судьба главных героев. Сильными и отважными являются все запорожцы. Все они презирают смерть. Это Тарас Бульба, его сын Остап, его единомышленники и друзья: Мусий Шило, Кукубенко, Попович, Степан Гуска, Бовдюг и другие. Для них дружба, воинское братство дороже всего на свете. Так, старый товарищ Товкач две недели вёз изрубленного, без сознания Тараса на Сечь, оберегая, как ребёнка. Сам Тарас говорит об этом так:

«Нет уз святее товарищества».

«Дружба и братство дороже богатства» (Народная мудрость)

В этом отражена высокая идея духовного единства борцов за народное дело.

Перед вами репродукция картины Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

(Слайд 13)Эта картина близка повести Гоголя. Не являясь иллюстрацией к ней, она помогает лучше понять повесть, заговорить с её героями. Эти великие произведения взаимно дополняют друг друга и обогащают наше представление о могучих запорожцах, героях повести Гоголя. Над картиной художник работал в общей сложности 13 лет (1878 - 1891 г.)

Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану. (Конец ХVІ в. Турецкий султан Мухаммед шлёт запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им сдаться добровольно. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.) Познакомившись с этим документом, художник сразу же сделал наброски будущей картины.

Кто из запорожских казаков, изображённых на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?

Отвечает ученик, который выполнял индивидуальное задание):

(Это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет. В его бесхитростном, громком, от всей души смехе звучит широта и удаль казацкой вольницыХудожник сосредоточил внимание не на отдельных личностях, а на народной массе. Он создал собирательный образ свободолюбивого народа, и картина его звучит торжествующим гимном казацкой вольнице.

Можно ли утверждать, что Репин показывает крепкую боевую сплочённость запорожских рыцарей, великую силу их товарищества.)

В) Проблема войны и мира в произведении

1. Беседа по вопросам:

Что несла война людям?

Что происходило в душах запорожцев, когда они видели, как гибнут их товарищи?

(Война несла горе, гибли люди, месть порождала месть, сердца ожесточались. Война разрушает не только строения, но и сердца людей. Человек должен содрогаться от прочитанного о войне.)

Вывод. Мы увидели, как разрушительна война, какие беды несёт она людям. Вражда опустошает душу, уничтожает в человеке человеческое.

(Слайд) «Человек создан природой для мира, а не для войны, рождён для радости, для наслаждения…» (Рабле)

(Слайд) «Быть противником войны - это означает быть честным человеком». (Э. Хемингуэй)

И только война за национальную независимость, за веру и народ может быть оправдана.

(Слайд 16) «Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры», – пишет Н. В. Гоголь.

Г. Проблемы нравственного выбора, предательства, доброты, милосердия, любви в повести

Беседа по вопросам:

Учитель. Проблема нравственного выбора обязательно встаёт перед каждым человеком. Тарас Бульба, его старший сын Остап, их товарищи, запорожские казаки, сделали свой выбор: они проливали кровь в боях, прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов землю родную, мать и веру христианскую.

Мать и Родина - те святыни, без которых не может жить человек.

Учитель. Мы низко кланяемся тем, кто защищал родную землю во все времена, и их матерям.

Но забыл об этих святынях Андрий. (Слайд 19) Перед ним тоже встала проблема морального выбора: с кем быть – с отцом, братом и товарищами защищать родину или спасать от голодной смерти прекрасную полячку, отказавшись от матери и отчизны, став предателем?

Какой выбор сделал Андрий? (Звучит текст)

О чём думал он в последние мгновения своей жизни?

Чьё имя шептал перед смертью? (Звучит текст)

Андрий предал свою родину, и мать, и отца, и товарищей.

2.Тарас Бульба не простил своему сыну предательства, вынес ему приговор и сам привёл его в исполнение.

А как вы оцениваете поступок Андрия?

Жаль ли вам молодого казака, младшего сына Тараса Бульбы?

(Тарасу жаль сына: («Чем бы не козак был?- сказал Тарас.- И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» Остапу жаль брата:

(« Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались бы над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы».

Автору жаль: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её»;

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву…»;

«Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

Мне жаль).

Учитель делает вывод. Да, предательство - это страшный грех, непростительное преступление.

(Слайд 21 «Люди, которые отрекаются от своей родины, отрекаются тем самым и от своей совести» (Я. Галан)

«Человек без родины, что земля без семени» (Народная мудрость)

Но желание осудить Андрия не должно убить в вас жалости к погибшему духовно и физически человеку. Нам остаётся только пожалеть его. Вспомним мать, которая всю свою любовь отдавала дорогим сыновьям и молилась о них каждую минуту.

И этот эпизод воспитывает в нас сочувствие, доброту, милосердие.

Именно этого добивается Гоголь, описывая страдания матери Остапа и Андрия в ночь накануне отъезда сыновей в Запорожскую Сечи.

3. Выразительное чтение ученицей эпизода (Гл. І).стр.177

Эти страницы написаны так проникновенно, что они заслуживают самого пристального внимания.

Какую ночь провела мать перед отъездом сыновей в Сечь?

Каким настроением проникнут этот отрывок? (печалью).

Какие языковые средства использует Гоголь, чтобы подчеркнуть глубину переживаний матери?

(а) патетические, торжественные слова: «сыны», «очи»;

б) глаголы, расположенные в порядке нарастания действия: «приникла, расчёсывала, смачивала, глядела, превратилась, не могла наглядеться, вскормила, взрастила, взлелеяла»;

в) повторы: «Её сыновей, её милых сыновей берут от неё»;

г) сравнения: «Как степная чайка, вилась над детьми своими»).

Мать отдавала детям всю свою нежность, доброту, любовь, преданность. Она молилась за своих сыновей днём и ночью. Есаулы привезли Остапу и Андрию «благословенье от старухи матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря».

4. А каким отцом был Тарас Бульба?

Он был суровым, строгим и хотел воспитать сыновей настоящими воинами-козаками, патриотами своей земли, защитниками родины и веры христианской. Он гордился своими детьми. Но в Тарасе нет ничего половинчатого: если любовь - то до конца, отцовские чувства - до предела, ненависть - без отступления. Никогда не простит сердце Тараса измены. Поэтому он сам вершит суд над Андрием.

И в то же время Тарас всячески старается поддержать другого своего сына - Остапа, отбивающегося от шестерых, а потом восьмерых ляхов: «Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. Вот и я следом за тобою!... Остап!.. Остап, не поддавайся!..»

А когда все его попытки спасти Остапа не увенчались успехом, он решил сам увидеть, как достойно (Тарас был в этом совершенно уверен!!!) будет умирать его старший сын. И, рискуя быть пойманным, он ответил на последний возглас Остапа:

« - Батько! Где ты! Слышишь ли ты?

А после казни сына Тарас мстил за него полякам до последнего мгновения.

Такова сила родительской любви

5. Есть ли в повести примеры ответного чувства детей к своим родителям?

Да, сыновья любят свою мать, хоть и стесняются открыто проявлять свои чувства, скучают по ней, с нежностью вспоминают мать, получив переданные ею образы. А Остап в самые тяжёлые моменты своей жизни мысленно обращается за поддержкой именно к своему суровому и справедливому отцу.

А этот момент часто ускользает от внимания читателей. Расскажите о заботе панночки о своих родителях.

(Гл. V)Панночка посылает к Андрию свою служанку с такой просьбой:

«…чтобы дал… кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня… У него также есть старая мать,- чтоб ради ее дал хлеба!»

(Гл. VІ) «В это время вошла в комнату татарка. Она уже успела нарезать ломтями принесённый рыцарем хлеб, несла его на золотом блюде и поставила перед своею панною».

Прекрасная полячка прежде, чем поднести ко рту кусок хлеба, посланного ей Андрием, спросила татарку:

А мать? Ты отнесла ей?

Она спит.

Отнесла..»

В этом эпизоде - дочерняя благодарность, тихо выраженное чувство любви, нежности к матери и отцу).

Учитель. Вот он, (Слайд 23) душистый хлеб, без которого мы не представляем жизни. Сейчас вы имеете его вдоволь. Но никогда не забывайте о тех, кто умирал от голода, и помните: в хлебе – пот и труд земледельца. Так уважайте же этот труд и относитесь к хлебу очень бережно.

А вот ещё слова панночки: «.. перед концом своим я должна видеть, как станут умирать в невыносимых муках отец и мать, для спасенья которых двадцать раз готова бы была отдать жизнь свою...»

В чьих образах мы видим бескорыстную родительскую любовь, в каких –идею сыновней и дочерней любви и благодарности?

Вывод. В образе украинской женщины-матери и Тараса Бульбы Гоголь воплотил идею бескорыстной родительской любви, в образах Остапа и прекрасной полячки - идею сыновней и дочерней любви и благодарности.

ІV. Итог урока. Так, какие нравственные проблемы поднял в своем произведении Гоголь? Какие нравственные уроки мы извлекли по повести?

V. Домашнее задание

Сочинение на тему:

«Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?»

Н. В. Гоголь - один из выдающихся писателей XIX века. Его творчество живет до сих пор, а знаменитые повести и комедии экранизируются не только в России, но и за рубежом. Произведения Н. В. Гоголя заключают в себе множество тайн. Не менее загадочной была и жизнь писателя.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Интерес к литературе у Н. В. Гоголя проснулся еще в детстве. Сначала писатель занимался сбором русско-украинского фольклора, в частности песен. Их он объединил в книге «Лексикон малороссийский». Над этим словарем Гоголь трудился несколько лет.

Н. В. Гоголь учился в гимназии, а после ее окончания переехал в Петербург. Город оказал огромное влияние на творчество писателя. Именно здесь начинается литературная карьера Н. В. Гоголя. Сначала он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение связано с романтикой жизни народа. В литературе Гоголь был одним из первых писателей, который так подробно описал радости и горе простого сельского люда.

Спустя несколько лет выходят два сборника рассказов, «Миргород» и «Арабески». В одно время с ними Н. В. Гоголь писал «Петербургские повести».

После премьеры комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь на некоторое время прекратил писать: «Ревизор» был воспринят с ужасной критикой. Люди не поняли комедию и посчитали ее пустым анекдотом, насмешкой над людьми.

После Н. В. Гоголь пишет «Мертвые души», еще одно бессмертное произведение.

Умер писатель при загадочных обстоятельствах. По воспоминаниям, он был очень болен и умирал в муках. Спустя несколько десятков лет после его смерти провели эксгумацию тела. Существовала гипотеза, что это была летаргия, а на крышке гроба якобы даже обнаружили следы, напоминающие царапины от ногтей. Однако этот факт не был доказан.

«Тарас Бульба»: история написания повести

Повесть «Тарас Бульба» вошла в сборник рассказов «Миргород». Образ Тараса Бульбы считается одним из самых противоречивых в русской литературе.

При работе над повестью «Тарас Бульба» Гоголю пришлось изучить большое количество исторических материалов. Однако официальных документов ему не хватало: писателю хотелось почувствовать душу людей, узнать их менталитет, приметы и бытовую сторону жизни. Гоголь занимался поэтикой народной песни, и это оказало влияние на образ Тараса Бульбы и других персонажей.

Работа над повестью продолжалась около 9 лет, писатель трудился с перерывами. Работал Гоголь с 1833 года по 1842. Повесть была несколько раз отредактирована.

К Тарасу Бульбе приезжают его два сына - Остап и Андрий. Он едет вместе с ними в Запорожскую Сечь, чтобы молодые люди посмотрели, как живут настоящие казаки, и стали настоящими мужчинами. Образ Тараса Бульбы выписан в деталях: это настоящий суровый казак, который хочет постоять за свое Отечество. В Сечи Остап и Андрий сражаются с поляками, но Андрий страдает от любви к польке. В конце концов Андрий бежит в осажденный город к любимой, тем самым отрекаясь от своих. Андрий примыкает к полякам и сражается на их стороне. Тарас Бульба убивает Андрия за предательство. «Я тебя породил, я тебя и убью» - приводит его слова Гоголь («Тарас Бульба»). Образ Тараса все более раскрывается перед читателем. Он идет сражаться дальше. Остапа берут в плен и казнят на площади. Тарас Бульба идет мстить за смерть сына, но его полк разбит. Героя сжигают заживо на костре.

Проблематика повести «Тарас Бульба»

Прежде всего это проблема воспитания. Удивительно раскрывается образ Тараса Бульбы в повести, когда он велит сыновьям ехать на Сечь. При этом Андрий и Остап беспрекословно подчиняются отцу.

Вторая проблема - это любовь к Родине, патриотические чувства каждого героя. Читатель прекрасно видит, что между родственными отношениями и страной Тарас выбирает Отечество. Тарас не щадит своего сына, и, потеряв Андрия, продолжает воевать вместе с Остапом.

Третьей темой можно обозначить проблему выбора между патриотическими и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке.

Образ Тараса Бульбы

Главный герой обладает всеми достоинствами человека описанной в повести эпохи. Он мудрый руководитель, который не создан для семейного очага. Непреклонный и решительный, он ненавидит врагов и отчаянно борется с польским гнетом. При этом Тарас не любил роскоши. Он предпочитал простую жизнь казаков.

Раскрываются основные черты Тараса Бульбы при конфликте с Андрием. Осознав, что его собственный сын предал Отечество, Тарас не колеблясь, убивает его без чувства жалости, уверенный в своей правоте. А сколько внутренней силы в Тарасе Бульбе читатель наблюдает при казни Остапа! Этот волевой человек видит, как выводят казнить его сына, его гордость, но ничем себя не выдает.

После смерти Остапа Тараса можно назвать жестоким. Но он боролся за правое дело: нужно было покончить борьбу с поляками и отомстить за смерть сына.

Это поистине созданная для народа повесть. "Тарас Бульба" (образ Остапа - тому подтверждение) - мастерски написанное, при этом близкое и понятное каждому произведение.

Образ Остапа

Тарас Бульба видел в Остапе хорошего воина с самого начала жизни в Запорожской Сечи. Бесстрашный, сильный, он производил впечатление даже на опытных казаков. Характером он походил на Тараса - такой же сильный и волевой. Стоит отметить, что когда Остапа казнили, он не проронил ни звука мольбы. Он стоически принимал свою смерть. Единственное, чего ему хотелось - это последний раз взглянуть на отца, самого близкого на тот момент человека.

Образы героев (Тарас Бульба - самый яркий из них) впечатляющи и естественны. Н. В. Гоголь смог идеально передать состояние людей, борющихся за независимость.