Букварь алфавит для детей. Что такое букварь, азбука, алфавит? Краткий обзор современных Букварей

1. понятие искусства. отличие искусства от науки

Искусство - одна из важнейших сфер культуры, причем в отличие от других сфер деятельности (род занятий, профессия, должность и т. д.) оно общезначимо, без него невозможно представить жизнь людей. Зачатки художественной деятельности отмечают еще в первобытном обществе задолго до появления науки, философии. И несмотря на древность искусства, его незаменимую роль в жизни человека, длительную историю эстетики, проблема сущности и специфики искусства до сих пор остается во многом нерешенной. В чем же тайна искусства и почему трудно дать строго научное определение его? Дело прежде всего в том, что искусство не поддается логической формализации, попытки выявить абстрактную сущность его всегда кончались или приблизительностью, или неудачей.

Сначала, очевидно, следует определить, какой смысл вкладывается в само слово «искусство». Можно выделить три разных значения этого слова, тесно связанных друг с другом, но отличающихся по своему объему и содержанию.

В самом широком смысле понятие «искусство» (и это, по-видимому, самое древнее его применение) означает всякое мастерство, искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова «технэ» - искусство, мастерство.

Вторым, более узким значением слова «искусство» является творчество по законам красоты. Такое творчество относится к широкому кругу деятельности: создание полезных вещей, машин, сюда же следует отнести оформление и организацию общественного и личного быта, культуру повседневного поведения, общения людей и т. д. В наше время успешно функционирует творчество по законам красоты в различных сферах дизайна.

Особым видом социальной деятельности является собственно художественное творчество, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности, - таков третий и самый узкий смысл слова «искусство». Он и станет предметом дальнейшего рассмотрения.

Ни один вид искусства - живопись, музыка, литература, кино и т. д. - не может существовать без материального воплощения. Живопись немыслима без красок и других материалов, музыка - без звуков инструментов, голоса. Но ясно, что живопись не сводится к краскам, литература к бумаге и буквам, а скульптура - это не просто формированная бронза или мрамор. В художественном творчестве материал - лишь средство для выражения духовного содержания произведений.

Но откуда берется это содержание? Когда речь заходит об искусстве, всегда на первый план выдвигает его творческий характер, поскольку художник не зеркально копирует действительность, а сочиняет, «вымысливает» содержание произведения из своего духовного мира. Не случайно бытует мнение, что художественное творчество - это самовыражение художника.

Однако важнейший вопрос в понимании творчества заключается в том, на чем содержательно основано самовыражение. Ни один художник ничего не может »вымыслить», если его духовный мир не содержит так или иначе переживания, знания, понимания окружающей действительности. Думать иначе - значит признавать опыты с использованием кисти и красок обезьянами или «виртуальные реальности» компьютерного производства за художественные произведения.

Самое смелое воображение основывается на базе приобретенного духовного богатства художника, который, пользуясь фантазией, может создавать невероятные комбинации, но... явлений реальной жизни! Вспомните произведения С. Дали, П. Пикассо. Именно исходя из понимания этой специфической особенности воображения, Леонардо да Винчи давал совет художнику, рисующему «... вымышленное животное - пусть это будет, скажем, змей, - то возьми для его головы голову овчарки или легавой собаки, присоедини к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».

В принципе, как в теоретическом, так и в художественном познании диалектически связаны отражение и самовыражение автора. С некоторой долей условности можно провести такое сопоставление: в науке - от реальной действительности к гипотезе и через эксперимент или домысел (логические рассуждения, домысливание) к истине; в искусстве - от реальной действительности к замыслу и через вымысел и предметно-условную образность к художественной правде. В гносеологическом плане просматривается определенная близость науки и искусства.

Но что же отличает художественное познание от теоретического, почему наука никогда не может заменить искусство? Остановимся на некоторых точках зрения относительно специфики искусства.

1. Основатель эстетики Баумгартен считал, что объектом логического познания является истина, а объект эстетического познания - красота; высшая красота осуществляется в природе и поэтому подражание природной красоте есть высшая задача искусства. Эта точка зрения, смыкающаяся с аристотелевским пониманием искусства, долгое время была общепризнанной.

Однако ее нельзя считать полностью удовлетворительной по целому ряду причин. Во-первых, красота здесь сводится лишь к чувственно воспринимаемому, а во-вторых, в искусстве находит отражение не только красота природы, да и вообще не природа как таковая является объектом искусства.

2. Более отчетливо отмечал специфику искусства в сравнении с наукой Н. Г. Чернышевский: наука дает «беспристрастное» знание, тогда как искусство делает «приговор» жизни. Действительно, волнения, переживания ученого в процессе исследования элиминированы в результатах его. Но выводы науки в своей социальной значимости отнюдь не «беспристрастны» - например, в экологии, социологии также содержатся определенные «приговоры» действительности.

3. К суждениям Н. Г. Чернышевского примыкает распространенная сейчас так называемая «аксиологическая» точка зрения: «Отнюдь не отрицая познавательной функции искусства, мы видим специфику художественного познания в оперировании ценностями. В этом заключается его основное отличие от науки, которая имеет дело с истинами» (Берхин Н. В. Специфика искусства.- М., 1984.- С. 24-25). Однако и из научной деятельности никак нельзя исключить ценностное отношение, сама истина является ценностью. Другое дело - какими ценностями и ценностью чего занимается наука или искусство?

4. Л. Н. Толстой в объемистой статье «Что такое искусство?» анализирует более трех десятков различных подходов к определению специфики искусства и не находит ни одного удовлетворяющего его. Сам писатель выдвигает свое суждение: «Признак, выделяющий настоящее искусство... есть один несомненный - заразительность искусства» (Л. Н. Толстой о литературе.- М., 1955.- С. 458). Имеется в виду эмоциональное воздействие, которым безусловно обладает искусство. Однако «заразительностью», способностью эмоционально возбуждать обладают также, например, спортивные соревнования, различного рода игры, далекие от художественного творчества.

5. Наиболее распространенной, традиционной и, можно сказать, общепринятой является точка зрения, по которой специфика искусства в отличие от науки в том, что оно отражает действительность в форме художественных образов, а наука - в форме абстрактных понятий: «Различие научного понятия и художественного образа позволяет выявить специфическую особенность искусства...» (Эстетическое сознание и процесс его формирования.- М., 1981.- С. 7). «Только художественный образ как особый способ отражения жизни в искусстве поможет нам определить специфику последнего...» (Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики.-М., 1983.- С. 6; см. также: Бесклубенко С, Д. Природа искусства.- М., 1982.- С. 98; Гулыга А. В. Принципы эстетики.- М., 1987.- С. 215 и др.). Эта точка зрения проводится во всех учебниках и пособиях по эстетике (см.: Марксистско-ленинская эстетика.- М., 1983. С. 159; Эстетика.- Киев, 1991. С. 83). Правильно подмечая одно из показательных, так сказать, «технических» отличий искусства от науки, сторонники этой, как, впрочем, и других точек зрения, следствие специфики искусства выдают за ее причину.

Естественно возникает вопрос: а почему искусство отражает жизнь в форме или способом художественных образов, а наука в абстрактных понятиях? Чтобы правильно ответить на этот вопрос надо помнить непреложную истину: форма, способ отражения определяется прежде всего тем, что отражается. Отличие, например химии от ботаники не в том, что первая описывает мир через формулы, а вторая в иной форме, а в том, что в одном случае познаются химические явления и процессы, а в другом - растительный мир. Социология и экономическая теория пользуются примерно одинаковыми способами исследования и описания, но это разные науки, поскольку у каждой свой объект изучения.

Чтобы вскрыть действительную основу специфики искусства, необходимо и для него выявить специфический объект отражения, обусловливающий, в конечном счете, и социальную необходимость, незаменимость искусства, и все особенности способа, формы отражения жизни. Искусство есть не только специфичное отражение действительности, но, и это очень важно, - отражение специфического в действительности. Очевидно, наиболее показательно это можно показать, сравнивая объекты отражения науки и искусства.

Всякое отражение, теоретическое или художественное, в принципе начинается с обращения к конкретным проявлениям действительности, к реальным фактам. Но непосредственное бытие, живые факты являются для науки лишь исходным условием постижения сущности как специфического объекта теоретического познания. Беспощадное лезвие научного проникновения в действительность рассекает непосредственное бытие, отчленяя случайное, индивидуально-единичное, внешнюю видимость. Между тем не меньший интерес для людей представляет отражение, воспроизведение всего богатства, всей жизненности непосредственного бытия реального мира. Как подметил Н. Г. Чернышевский, «... в жизни всегда есть эти подробности, не нужные для сущности дела, но необходимые для его действительного развития; должны они быть и в поэзии» (Чернышевский Н. Г. Избр. соч.- С. 438).

Сама задача науки выделять, выкристаллизовывать сущность предполагает определенное «выхолащивание» картины мира. Благодаря вторжению научной мысли скудеет богатство бесконечно многообразной природы, ее весны никнут и переливающиеся краски тускнеют. Живые страсти и поступки конкретных людей, полнота привлекательных и чудесных, комических и трагических явлений превращаются в абстрактные всеобщности. Цель науки отражать действительность в ее всеобщих связях приводит к тому, что она не останавливается на открытии сущности одного факта, а углубляется в сферу существенных отношений, выражаемых в законах.

Открываемые наукой законы еще «дальше» стоят от непосредственного бытия в смысле отвлеченности от живой, подвижной реальности. «Царство законов - это спокойное содержание явления; явление есть то же самое содержание, но представленное в беспокойной смене и как рефлексия в иное» (Гегель Г. Наука логики. В 3-х тт. Т. 2.-М, 1970-1972-С. 140).

Таков уж удел науки: ее законы не могут содержать непосредственного соотношения прошлого, настоящего и будущего, ибо законы отражают «спокойное», так как качество, сущность, закон могут быть поняты как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности. Даже когда теоретически исследуется развитие, то его законы должны быть выделены, «оторваны» от живой конкретной динамики жизни и зафиксированы в абстрактных категориях.

Искусство же способно воспроизводить конкретную динамику жизни, связь времен, и эта способность обусловлена специфическим его объектом.

Что общего между наукой и искусством? Кто-то, наморщив лоб, ответит, что и то, и другое - изобретение человеческого разума, но по сути - совершенно несвязанные явления. Но это в корне неверно.

И искусство, и наука родились из извечной потребности человека в познании. По сути - искусство есть «мать наук», оно возникло куда раньше и постоянно вбирало в себя все формы познания. Тем не менее, на определенном этапе пути науки и искусства разошлись, и каждый вид деятельности занял свою специфическую нишу.

Так чем же являются наука и искусство на сегодняшний день - соперниками или союзниками? Наука познает мир при помощи логики, а искусство - с помощью эмоциональных образов. Наука движет прогресс вперед, позволяет человеку выживать, улучшать быт, познавать мир с «технической» стороны. Искусство же позволяет человеку познать себя изнутри, проникнуть в глубины подсознания, оно же находит путь к потаенным уголкам души, взывает к доброте и милосердию в человеческом сердце.

Ни одна картина или книга еще не обогрела человека физически (разве что если кинуть произведение искусства в костер, как делал из нужды Пикассо), но и ни одна химическая формула не пробудила в чьем-то сердце сострадания к ближним.

Получается, что для физического выживания более полезна наука, которая помогает прокормиться, согреться, защититься от опасностей окружающего мира нашему телу. Но без искусства не будет духовной пищи, которая позволяет человеку не зачахнуть, не погрязнуть в материализме, не разочароваться в бытие. Искусство - пища для наших душ.

Искусство позволяет испытать катарсис - чувство, описанное Аристотелем; оно очищает, дает душе отдохновение, облагораживает личность, способствует ее гармонизации. Наука может сдвинуть горы, но не сделает человека добрее.

Получается, что искусство и наука - противоположные грани познания? Но наблюдательный человек найдет и места, где эти грани пересекаются. Ранее наука заставляла человека двигаться вперед и вперед, не считаясь со средствами (не верите - почитайте хотя бы «Таинственный остров» Жюля Верна и оцените, как новоявленные островитяне обращаются с приютившей их землей). Тем не менее, в последнее время искусств,о всегда служившее моральным ориентиром, активно «перетягивает» науку нас свою сторону. В наше время наука провозглашает заботу о природе и сохранении нравственности путем создания доказательной базы, искусство же дополняет эту работу яркими, эмоциональными образами, оставляющими следы в памяти и сердце.

С практической стороны, если углубляться в детали - наука помогает художникам развивать технические приемы, создавая новые инструменты, изучая строение живого и неживого, а искусство помогает науке иллюстрациями и аккомпанементом.

Не станем же разделять Искусство и Науку - двух сестер, вечно пытающихся превзойти одна другую, но и помогающих друг другу достигать собственных целей. В целом, у них весьма гармоничные отношения.

Почти все советские дети учились по этому букварю.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Букварь 1970 год.

Первоклассникам 70-х годов повезло меньше - обложка "Букваря" образца 1970 года была более проста и лаконична. По нему я училась в первом классе в 1984 году.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. Печатали в ГДР. А все же почему? И "Кто такой? Что такое?" в двух томах тоже некогда печатали в ГДР.

У меня и мужа в детстве был такой учебник из двух частях, по которому нас учили русскому языку.
Предназначен для подготовительных и первых классов национальных школ, а также для иностранцев, начинающих изучать русский язык.

Русский язык в картинках .

Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Старая редакция учебника. 1971 год.

У меня такой был. Вторая часть не найдена.

1.


2.


3.


4.На страницах учебника отражен советский быт 60-годов.


5. Обратите внимание - плита на дровах.


6.

Эти издания были у меня и мужа. Любили их листать в детстве - смотреть на картины и пытаться читать слова.

1982 год. Первая часть

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.Для меня этот огород был как живое существо)

14. Идеальный семейный обед. Опять бабушка жарит, мама варит суп.


Вторая часть.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9. Плита газовая. Советский быт конца 70-х и начала 80-х годов.

10.

11.

12. Советский супермаркет, а раньше это универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков. Магазин самообслуживания.

13. А небольшой торт оказался знаком - это "Сказка"!

14. И по сей день об этом вспоминаем, когда общаемся в Интернете - на форумах, в чатах: одни ложатся спать, а другие еще на работе.

17.

Мне всегда нравились иллюстрации в этом стиле. Эмоциональные. Животные как люди. Такие картины во всех учебниках и в пособиях для внеклассной работы. Долгое время я не могла найти фамилию художника. Методом исключения я предположила, что это Е.В. Викторов. О нем не нашла в Интернете. Может, кто-нибудь из читателей о нем знает?

Е.В. Викторов создал обложки и для тетрадей по математике.

Наверно, это одна из первых работ художника. Учебник "Родная речь. 1 класс" 1975 год.

А какие были первые советские азбуки?

26 декабря 1919года был издан декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. Среди пунктов декрета был такой:
8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
Значит, все умеющие читать и писать были обязаны обучить неграмотных, а те - ходить в школу. Видимо, в некоторых семьях не разрешили девочкам и женщинам идти в школы - мол, это не бабское дело.

Впрочем...
5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

Полный текст декрета -

1.


2.

3.


4.


5.

6. Только при советской власти женщины могли научиться читать и писать - ведь считалось, что "баба" не способна к учёбе.

Букварь для взрослых "Долой неграмотность" (1920), начинающийся лозунгом "Мы не рабы. Рабы не мы",

1.


2.


3.


4.


5.

Были и другие - "Рабоче-крестьянский букварь", коммунистический букварь "Грамотный красноармеец" и "Антирелигиозная азбука" (1933).

Азбука революции, 1921 г.

Серия плакатов "Азбука революции", выполненная украинским художником Адольфом Страховым, была впервые издана в 1921 году. Главная тема этого комплекта - жизнь молодой Советской республики в первые послереволюционные годы. "Азбука революции", не смотря на не вполне совершенную литературную форму своих стихов-подтекстовок, явилась значительным явлением в агитационном искусстве 1920-х годов и впоследствии - в 1969 году - была переиздана Киевским издательством "Мистецтво".

Продолжение азбуки -

Антирелигиозная азбука. Вряд ли для первоклассников.

УТИЛЬБЮРО ИЗОГИЗА.
Москва 1933 Ленинград.
Художник Михаил Михайлович Черемных.

- В наше время в России не способны создать какую бы то ни было толковую социальную рекламу. Никакого креатива, исполнение - так себе. А тут - целая азбука с приличными и выразительными (говорю как специалист) иллюстрациями!
- "В наше время в России не способны создать какую бы то ни было толковую социальную рекламу" - в наше время все сильно "поумнели" и чуть что, так кидаются своими правами. Поэтому хорошей социальной рекламы вы не увидите..

1.

2.

3.

4.

Ну кто мог подумать, что доживем до времен, когда подобная картина снова станет актуальна.

5. Чем Ганди не угодил советским большевикам?

- Ну, видимо, во время его политических манёвров, возникала в его адрес различная критика.
- Это же коммунисты, они всегда за границей видели только врагов, вот и против Индии, равно как и против других стран, народ настраивали..
- Почитайте историю. СССР всегда старался поддерживать дружеские отношения с Индией, как с революционной страной, восставшей против ига английских колонизационных сил.
- Зря они так про Ганди.


6.
- Насколько я помню, Форд поддерживал фашистов во времена третьего рейха, вот его и приписали в эту азбуку

- Они его сюда его приплели только потому что так называемый фордовский конвейер в понимании коммунистов является наиболее выраженной формой эксплуатации, где личность человека при производстве какого либо предмета не имеет ни малейшего значения.


Продолжение букваря в

Была "Советская эротическая азбука", созданная в 1931 году будущим народным художником СССР Сергеем Дмитриевичем Меркуровым (1881—1952). Интересно, что автор этой азбуки был скульптором-монументалистом, автором многочисленных монументов Иосифу Сталину (в том числе трех крупнейших на территории СССР) и Ленину, а также надгробных памятников у Кремлевской стены — Ф.Э. Дзержинскому, А.А. Жданову, М.И. Калинину, Я.М. Свердлову, М.В. Фрунзе.

Азбука Владмира Конашевича - на этот раз для детей. Без революционных лозунгов.

Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием «Азбука в рисунках Вл. Конашевича».

Издательство: Тв-во Р. Голике и А. Вильборг
Место издания: Петроград
Год издания: 1918

Интересно, твердый знак на конце слов отсутствует в азбуке, но сохранились буквы - фита и ижица.

1.

2.

3.

4.

5. Два варианта правописания - старое и новое.

6.

Полностью азбука -

Букварь 1937 год

Время такое, что надо славить вождей и дорогих товарищей чуть ли не на коленях...

И.С. Беляев. Букварь.1943г.

Госиздат К-ФССР.

Видный деятель народного образования Карелии. На преподавательской работе с 1930 по 1940г. с 1940г - заместитель наркома, а с 1944г. по 1951г. - нарком - министр народного просвещения К-ФССР. В 1944-1949гг. многое сделал для восстановления школьной сети Карелии. Заслуженный учитель Карелии, кандидат педагогических наук, автор более 20 учебников. Несколько учебников было им подготовлено и в годы войны.

После войны.

"Азбука", 1970 год .

Изд-во "Просвещение", издание десятое. Авторы: Воскресенская А.И., Редозубов С.П., Янковская А.В.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.Мама работает дома - кем?

9.

10.

А это букварь для детей с ограниченным слухом. Глухонемыми называли детей с 2-4 степенью тугоухости и с полной потерей слуха.Тогда не было специальной аппаратуры (наушники и микрофоны) и мощных слуховых аппаратов, которые бы помогли детям с 2-4 степенью. Не было современных методов обучения речи детей. Поэтому их учили писать грамотно, читать по губам - если не может сказать, то пусть напишет на бумажке. И читать книги - источник знаний. Дактильная азбука и жестовой язык в то время были, но сурдопереводчиков не очень много, в основном это слышащие дети глухих родителей, потерявших слух после болезни (приобретенная ненаследственная глухота)

Зыков С.А. Букварь для школ глухонемых

Издательство: Гос. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Год: 1952

Настоящий букварь построен по звуковому (аналитико-синтетическому) методу. Обучение по нему рассчитано на полтора года. С целью поддержания интереса учащихся в букваре даны упражнения-игры, тексты сопровождаются иллюстрациями. Для развития чувства ритма в букваре помещены короткие стихи. При чтении по букварю дети знакомятся с такими понятиями по грамматике, как единственное и множественное число существительного, настоящее и прошедшее время глагола, мужской и женский род глагола, образование слов путем прибавления приставки и т.д.
Обучение письму проводится одновременно с обучением чтению, поэтому в букваре также даны и упражнения для письма.

1.

2.

3.

4.

5. Быт советских граждан 50-х годов.Телевизор есть, а люстры не видно.

6. Артикуляция губ при звуке "а".

7.

8.

9.

10. Напоминает метод обучения иностранному языку. Это и понятно, для глухих детей родной язык все равно как иностранный. Учить слова, которые обозначают предметы, действия и др. Выделенные слога обозначают ударение, где надо поднять голос.

11.

12. Были наушники в школах для глухих детей. Но нет аппаратуры и кнопок. Видимо, почти не было их... В классе парты расположены по кругу, чтоб дети могли смотреть на учительницу, точнее на ее губы и на жесты дактильной азбуки.

13.

14.

Донская Н.Ю., Линикова Н.И. Букварь для школ слабослышаших.

Второе издание. М.: Просвещение, 1986 г. Именно по нему (первое издание) я училась в первом классе сразу после букваря в синей обложке.

Художник обложки Е. в. Викторов.


1.

2.

3.

4. В классе немного учеников - не только потому, что слабослышащих много меньше, чем слышащих. Но для учителя десяток учеников то же самое, что и 30 слышащих учеников. За их речью надо следить, исправлять произношение, а на это уходит немало времени.

Аппаратура для управления наушниками и микрофонами, по-видимому, встроенная в стол. Только что добавлено. Я сегодня поговорила на работе с глухим, у которого ребёнок идет в школу для детей с недостатком слуха. Он рассказал,что в таких школах давно нет аппаратуры, теперь все носят слуховые аппараты различной мощности.

5. Вот та самая аппаратура на столе учителя, но плохо видна. Учительница не поёт в микрофон, она говорит. Парта для двух учеников. У учениц наушники, но те не выделяются. Видимо, ходожник их не подчеркивал из эстичных соображений. Обычно это черные резиновые наушники на черном платмасовом гибком обруче.

8. Ударение в каждом слове. Забавный и поучительный рассказ. Художник все тот же Е.В. Викторов.

Ну, все, я заканчиваю пост на этом.)

А какие теперь буквари для современных школьников? Азбуки?

Прочитав эту статью, Вы узнаете какие особенности имеют современные Буквари, ознакомитесь с их кратким обзором и сможете выбрать самый лучший для своего дошкольника или для школьника.

Чем отличается Букварь от Азбуки

Пришло время научить читать Вашего малыша? Вы каждый день замечаете его любопытство и Вам хочется, чтобы на все его «Почему?» он умел сам находить ответы. Чтобы Ваше желание научить читать своего малыша, переросло в такое же желание самого чада, Вам необходимо его только правильно направлять. Давайте разберёмся с чего начать обучение чтению?

Если Вы решили выучить с ним алфавит, тогда «Азбука» будет Вашим главным помощником и тренером. По ней легко можно научить малыша в любом возрасте называть буквы в алфавитном порядке и находить соответствующий букве звук в словах-картинках.

С этой книги можно начинать знакомство с буквами. Только постарайтесь выбрать «Азбуку» с крупными, чёткими и яркими рисунками.

Обратите внимание!

Порядок букв в «Азбуке» строго соответствует алфавиту. И если Ваш малыш ещё не выговаривает чётко всех букв не забывайте о нормах речевого развития. Ведь специалисты чётко установили в каком возрасте какой звук формируется у малыша.

Только Букварь учит соединять буквы в слова. Само обучение грамоте может быть представлено в традиционном направлении, а может в развивающем.

Хотя само обучение имеет три основных уровня :

Первый : безбуквенный или буквенный.

В этом периоде идёт формирование фонематического слуха, сообщаются основные сведения о словах и предложениях. Возможно выделение из речи и изучение 5 звуков (а, о, ы, и, у), а затем самих букв. В этот период также вводятся схемы или модели звуков

Второй : основной.

На этом уровне совершенствуются навыки звукового анализа, идёт знакомство со всеми остальными буквами, формируется навык чтения, развивается связная речь. Порядок изучения букв,в основном, в разных Букварях одинаков - от легко выговариваемых до трудновыговариваемых букв. В конце обучения происходит знакомство со знаками Ь и Ъ.

Третий : послебукварный.

Теперь закрепляется и совершенствуется навык чтения. От чтения по слогам задания постепенно усложняются до чтения словами. Как правило, в этом периоде происходит знакомство с художественными произведениями и авторами, проводится работа для формирования речевых умений.

Краткий обзор современных Букварей

Возможно, Вам будет интересно узнать, что в современном многогранном и разнообразном мире по обучению грамоте новые варианты первой книги в жизни каждого из нас оправдали возложенные на них надежды специалистов и пользуются заслуженным авторитетом. При этом также сохранился авторитет всем известных старых вариантов книг по обучению чтению.

Безусловно, Вам вначале необходимо самостоятельно оценить уровень речевых навыков своего ребёнка, внимательно пересмотреть все страницы и определить, где находятся самые трудные для малыша буквы. Возможно, они не обязательно должны быть на предпоследних страницах. А когда Вы сделаете свой выбор, вот только потом можете показать эту книгу малышу и постараться сделать всё возможное, чтобы она ему понравилась. Для этого раскройте все особенности её художественного оформления. При этом обязательно учитывайте сам возраст малыша.

Если Вашему малышу до школы ещё далеко, тогда смело выбирайте свой вариант из самых лучших:

«Букварь» Н. С. Жуковой занимает первые места в различных рейтингах по обучению чтению дошкольников. В нём все задания подобраны с логопедическим акцентом. Так как составлены логопедом с большим жизненным опытом. В ней вся система обучения идёт от звука к слову и постепенно вводится графический элемент - слог. Так же автор не делает уклон на занимательность и развлекательность в обучении, что по его мнению только мешает предупреждению ошибок ребёнка в дальнейшем при письме.

«Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» Н.В. Нищевой тоже написана опытным логопедом. Причём автор предлагает свою собственную методику в очерёдности изучения букв. В книге всё изучение букв построено от простых, знакомых звуков к более сложным, согласно возрастного развития речевого аппарата ребёнка. Такие занятия будут интересны как для малыша с нормальным речевым развитием, так и с некоторыми дефектами речи.

«Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой написан педагогом-методистом детского сада с большим опытом работы. Здесь слова собраны по особому подбору, что в дальнейшем повышает эффективность обучения самостоятельному чтению.

«Путешествие в Звукобуквию» В.В.Шакировой построено на знакомстве дошкольника с «звуко-буквой». Весь материал в книге направлен на формирование устойчивого интереса к самому процессу чтения и положительной мотивации. Здесь учтена не только познавательная и перспективная мотивация, но и формируется мотивация личностного роста и умения общаться со сверстниками. Весь материал подаётся в игровой форме, но абсолютно не навязчиво, а максимально увлекательно

«Букварь для мальчиков» и «Букварь для девочек» Г.П.Шалаева учитывает психофизического развития каждого ребёнка. Согласно этому выводу из собственной практики автор предлагает для мальчика обучение в более активной, игровой форме. Девочке предлагаются задания другого типа с учётом их усидчивости

«Букварь» Д.И. и Е.Н. Тихомировых также пользуется заслуженным авторитетом среди родителей и педагогов более 100 лет. В этой книге авторы предлагают обучение чтению по специально подобранному дидактическому материалу. С его помощью у малыша вместе с формированием навыка чтения воспитывается доброта и трудолюбие, формируется чувство прекрасного

«Букварь для малышей от 2 до 5 лет» Е.Бахтиной представляет огромный мир сказочных человечков - буквочек. Главная идея автора - представить дошкольнику в доступной форме. Все буквы она рекомендует не писать рядом с картинкой слов на эту букву, а представлять в виде этих героев. Благодаря такому подходу при знакомстве с буквами, который близок каждому малышу, автор легко объясняет слияние слогов

«Новый букварь» О.Соболевой состоит из двух частей: для ребёнка и для взрослого. И дальше в части для взрослых есть два раздела: задания плюс сказки и методика объяснения заданий. Каждая страничка многоуровневая. Это позволяет обучать как двухлетнего малыша, так и шестилетнего дошкольника. Всё обучение строится в виде большого приключения-игры с сложными многодетальными картинками, которые помогают удерживать внимание ребёнка. При этом у него развивается не только навык чтения, но и ум, мышление, чувство цвета, фантазия, формируется языковое чутьё

«Букварь» Т.А. Ткаченко состоит из всевозможных заданий и текстов. Всё обучение состоит из 20 этапов с постепенным возрастанием сложности. Весь материал занимательный с высокой эффективностью обучения. Множество сказочных героев помогают дошкольнику освоить сложные знания в игровой форме. Здесь Вы найдёте много различных дополнительных материалов: весёлых стихотворений, загадок, трудноговорок, перепутанок, шуток-рифмовок и «вместечиталок».

Но если Ваш малыш готовится через год-полтора пойти в школу, тогда эти варианты Букварей для него явно будут недостаточно интересными.

Возможно, Вашего ребёнка заинтересуют более сложные Буквари.

Не переживайте, если у Вас уже есть школьный учебник. Ваш Букварь может быть дополнительным пособием для обучения чтению даже ученика в младшей школе.

Возможно, Вам будет интересно, что в каждом Букваре, не зависимо от автора, сам процесс обучения выстроен по аналитико-звуковому методу, который предложил К.Д.Ушинский. Однако все они различаются между собой по направлениям.

Для всесторонней подготовки к школе и развития речи существуют Буквари известных и новых авторов.

Так обучение грамоте может быть построено по традиционному направлению.

Тогда просмотрите варианты:

1. Горецкого В.Г., Шанько А.Ф., КирюшинаВ.А. - «Русская азбука». Авторы предлагают обучение чтению проводить, изучая каждый день по одной букве. Именно здесь сохранена единица чтения - слияние!

2. Журовой Л.Е., Евдокимовой А.О. - «Букварь».Авторами этого учебника всё обучение представлено интергрированным курсом. Весь материал направлен на развитие речи и мышления. Особое внимание уделено формированию языковой грамотности ребёнка. Для первоклассника предоставляются: программа с СD-диском, учебник с вкладышем в двух частях, методическое пособие с комментариями по занятиям и плюс прописи

- по развивающему направлению:

  1. Нечаевой Н.В., Белорусца К.С. - «Азбука»(по системе Занкова). В нём особое внимание уделяется правильной артикуляции звуков

2. Андриановой Т.М., Остроумовой - «Букварь» (по системе Занкова) в трёх частях.Принцип построения этого учебника учитывает все виды формирования речевой деятельности ребёнка: слушание, говорение, знакомство с нормами речевого этикета при общении, само чтение, выборочное чтение. На протяжении всего обучения предлагается постоянное наблюдение за словом, его словообразованием и различными словоизменениями. Так у ребёнка формируется языковое чутьё и орфографическая зоркость

3. Репкина В.В.- «Букварь» (по системе Эльконина-Давыдова) в двух частях.В этой книге буквы предлагается изучать по две за один раз - с йотированными после согласных звуков, а согласные по звонкости-глухости. Так авторы стремятся быстрее расширить поле чтения ребёнка. В целом в данной издании много собрано материала для совместного чтения. Это способствует с самых первых занятий созданию атмосферы литературного чтения. Возможно, Вам будет интересно узнать, что в этой книге есть не только тексты для чтения, но и для письма

Вот далеко не полный перечень новых разработок специалистов для ребёнка дошкольника.

При выборе «Букваря» всегда помните!

Выбирать издание должен тот взрослый, кто будет вести дальнейшее обучение чтению.

Справедливости ради, стоит также вспомнить, что не только методисты создают «Буквари».

Возможно, Вам понравятся разработанные азбуки известными поэтами; С.Я. Маршаком, Б.В. Заходером, А.Л. Барто. Продолжают эту традицию и современные поэты: Л.Л. Яхина «Букварик», Т.Ш. Крюкова «Весёлый букварь», Г.В. Сапгира «Твой букварь». В них Вы, конечно, не найдёте методических рекомендаций, но они могут стать прекрасными помощниками в домашнем обучении или как дополнительный материал для развития речевых умений и навыков у Вашего ребёнка.

Ваши индивидуальные требования к Букварю

Теперь Вы имеете общие представления о всех самых известных «Букварях» для обучения чтению на русском языке. Остаётся только сделать последний шаг - познакомить с книжицей самого дошкольника. Хотя первое и самое главное Вы уже запомнили: книгу для ребёнка должен выбирать только тот человек, который будет обучать чтению малыша.

Все представленные издательства раскрывают разнообразные методы обучения чтению. Они уже оправданы и проверены временем.

Но остаётся ещё несколько общих требований, которые обязательно Вам необходимо будет учесть.

И вот ещё несколько важных подсказок от специалистов:

  • Внимательно рассмотрите все страницы книги. Если Вы встретили любые непонятые или неясные моменты - сразу отложите это издательство.
  • Обложка «Букваря» должна быть твёрдой, а бумага внутри плотная, но не глянцевая.
  • Сами рисунки внутри книги должны быть крупными, яркими и чёткими.
  • Удачным сочетанием считается одновременное представление ребёнку печатного и прописного варианта буквы.
  • Новая буква должна находится в верхнем углу страницы и при этом иметь различие в цвете. Буквы, обозначающие гласные звуки должны быть одним цветом, а согласные - другим.
  • Старайтесь избегать издательств в которых выполнения заданий нужно сделать в самой книге, чтобы потом не отучивать ребёнка рисовать и писать в книгах.
  • Просмотрите сами тексты внутри, чтобы заранее обнаружить непонятные малышу слова. А лучше такую книгу не использовать вообще.
  • Как ни странно звучит этот совет, но лучше обучать чтению по книге стандартного размера- 15х20.
  • Помните! Не всегда высокая цена соответствует хорошему содержанию. Для успешного обучения главное, чтобы на каждой страничке обязательно было подробное описание последовательности всех Ваших действий.
  • Постарайтесь учесть художественное оформление книги. Пусть она увлечёт Вашего ребёнка и станет самым главным стимулом желания научиться читать с удовольствием и даст ему возможность почувствовать успех.

Никогда не забывайте, что самые простые ждя Вас задания могут поставить в тупик Вашего малыша. Ведь он только начинает знакомство с миром букв. Наберитесь терпения! Искренне порадуйтесь вместе с ним его первым успехам, первым прочитанным словам. И тогда обязательно придёт время, когда он будет самостоятельно Вам читать книги!

Успехов Вам в этом нелёгком труде!

Азбука и Букварь - первые книги в жизни каждого человека. По ним дети учатся читать.

Азбука содержит упорядоченный строй буквенных знаков, расположенных в алфавитном порядке.

Слово «АЗБУКА» происходит по первым буквицам буквенного ряда: Аз, Буки. Само название «Азбука» говорит о том, что это изображение букв. Сейчас Азбуку, для лучшего усвоения её детьми, изготавливают в виде цветных наклеек, с магнитиками, в виде книжек с очень красочными картинками и т.д.

Азбука сегодня - это иллюстрированное книжное издание или пособие другого типа, предназначенное для изучения алфавита. Иллюстрация, изображающее слово, начинающееся с соответствующего звука, обеспечивает удобное запоминание азбуки.

Тот же прием мы наблюдаем и в запоминании азбуки Морзе для телеграфистов (знак-слово), а также последовательности цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Русская азбука преимущественно отличается от других алфавитов и совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: «один звук — одна буква».

Профессор, автор ряда работ в области истории и лингвистики Ярослав Кеслер считает Русскую Азбуку особым, уникальным явлением, ввиду её аграфоничности, то есть, её буквенные знаки, помимо своего фонетического значения, несут и смысл (образ). Наряду с Кириллицей, аграфоничностью обладают ещё только алфавиты греческого языка и иврита. Для примера, в латинице этот признак полностью отсутствует, поэтому латиница могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда в акрофонии уже не было нужды.

Однако в отличие от вышеуказанных двух алфавитов, изначальный смысл знаков Кириллицы может содержать как имена существительные (люди, буки), так и глаголы (мыслите, живите, есть, веди и др.), местоимения (како, шта), наречия (твердо, зело). В нормальной связной беседе один глагол приходится в среднем на три другие части речи. В названиях букв праславянской азбуки наблюдается именно такая последовательность, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований.

Кроме того, в нашей азбуке есть еще и буквенный характер, и, как говорит Я. Кеслер, содержится буквальное, азбучное послание из глубины веков: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ Херъ. Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!», что в современном звучании выглядит примерно так:

Я знаю буквы.
Письмо — это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!


В отличие от Азбуки, Букварь - это книга, по которой учатся читать. Кроме алфавита, букварь содержит упражнения для обучения.

Слово «БУКВАРЬ» тоже многосложное: бук-в-арь и означает: буки (буквы), которые хранятся в определенном месте. «Арь» - древнее русское слово, которое означало «место надёжного хранения», сравните: ларь, фонарь, в старь, царь…Не редко можно встретить мнение, что слово букварь не русское и произошло от английского «book»-книга. Действительно, связь есть, но только такая, что русские «буки» и английская книга- book произошли от одного корня - праязыка, на котором ещё разговаривали строители Вавилонской башни.

Буквари, как и другие учебники были самыми читаемыми книгами на Руси. Первая печатная книга для обучения чтению была выпущена более 400 лет назад первопечатником Иваном Федоровым. Она содержала необходимые правила грамматики, поучительных афоризмов, наставлений, изречений, знакомила не только с буквами, но и с числами. Сохранились «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем...» (1634 года) Бурцова - Протопопова, первый иллюстрированный букварь 1694 года русского поэта и просветителя монаха Кариона Истомина.

Слово АЛФАВИТ так же, как и слово «азбука» состоит из первых букв, но уже греческого алфавита и означает: АЛЬФА - начало, ВИТА - жизнь, - т.е. "начало жизни". Однако создателями алфавитного письма были не греки.

Наука считает, что все звуковые алфавиты, в том числе: арабский, славянский, греческий, еврейский и др. произошли от финикийского алфавита (середина II тыс. до н.э.). При этом, кириллица, греческий и латинский алфавиты составляют одну ветвь, а арабский, арамейский, еврейский-другую его ветвь.

А откуда он у финикийцев? Оказывается сохранился ответ и на этот вопрос у некоторых учёных древности. Например, известный греческий историк Диодор Сицилийский писал: « Хотя вообще эти буквы называются финникийскими, ибо их привезли пеласги эллинам из страны Финникии, но они могли бы называться пеласгическаими, поскольку пеласги пользовались ими раньше финникийцев».

Кто же такие пеласги?- тянем ниточку дальше в глубину веков. По мнению ряда современных учёных: Брюсова А.Я., Гриневича Г.С., Горнунга Б.В., Белякова Г.Н.,Асова А.И. и др., пеласги - это народ, населявший ещё до элинов Грецию, остров Крит и другие острова Средиземного и Эгейского морей, жил в Этрурии, на Балканах, был носителем трипольской культуры от Дуная до Волги, то есть, народ, который уже в III тысячелетии до н.э. (5 тыс.лет назад!) обитал на Среднерусской равнине и был в культурном отношении значительно выше своих соседей. Б.В. Горнунг однозначно считает трипольцев языковыми предками славян, а Г.С. Гриневич считает, что в Триполье, судя по обломкам керамики, была письменность, которая имела абсолютное сходство со знаками письменности типа «черт и резов». Вот этих трипольцев, разлетевшихся по разным землям, греки и называли пеласгами, то есть, АИСТАМИ.