Кравченко а и социология. Социология - Общий курс - Кравченко А.И. Чем отличается развитие социологии в Европе и США

Кравченко А.И.

Социология. Общий курс.

Учебное пособие для вузов

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Москва 2002

УДК 316

Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:

ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.

ISBN 5-9292-0019-Х («ПЕР СЭ»)

ISBN 5-94010-001-5 («Логос»)
Книга дает общую картину развития общества, раскрывает ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему . Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, социальных группах и поведении и т.д. Параллельно теоретическому материалу дается обширный практический, в который вошли лучшие студенческие работы, подготовленные в последние годы студентами разных вузов в рамках настоящего курса . Практические задания, ориентированные на повседневную жизнь, и большое число иллюстраций служат для лучшего усвоения студентами теоретического материала. Книга может быть рекомендована в качестве учебника для студентов непрофильных специальностей.

Для студентов вузов. Представляет интерес для преподавателей, а также широкого круга читателей.

Тема 1. Формирование социологического знания. Краткий исторический очерк 6

Тема 2. Как провести социологическое исследование 43

Пример 2 Исследование уровня религиозности московских студентов 67

Тема 3. Социальное пространство и социальная структура 79

Задание 3 Эволюция человеческого общества 109

Задание 3 Эволюция человеческого общества 112

Тема 4. Статусный портрет человека и его изменение. 116

Статусный набор (портрет) индивида 118

Эпизодические статусы и социальное время 123

Главный и личный статусы 124

Приписываемый и достигаемый статусы 125

Смешанный статус 127

Статусное поведение 128

Статусная несовместимость 129

Динамика статусного портрета человека 132

Ключевые положения темы 138

Ключевые термины 138

Ключевые мысли 139

Словарь 139

Практикум 4 140

Статусный портрет человека и его изменение 140

Задание 1 Статусный портрет известного человека 140

Задание 2 Статусный портрет члена семьи 143

Задание 4 Статусный анализ сказки 149

Задание 5 Сравнение статусов 150

Задание 6 Статусная несовместимость 151

Задание 7 Виды статусов 166

Тема 5. Социальные роли. 168

Ролевые ожидания 171

Социальное действие 172

Социальные нормы 173

Формы выражения роли 175

Исполнение роли 175

Идентификация с ролью 176

Обучение ролям 177

Ролевой набор 177

Ролевой набор в семье 178

Сексуальный партнер 178

Кормилец и домохозяйка 179

Социальный партнер 180

Социализатор 181

Ролевой конфликт и ролевые дисфункции 181

Ролевое напряжение 184

Динамика ролевого набора 185

Роли в жизненном цикле семьи 186

Историческая смена ролей 186

Ключевые положения темы 187

Ключевые термины 187

Словарь 188

Практикум 5 189

Социальные роли 189

Задание 1 Ролевой набор в семье 189

Задание 2 Ролевые конфликты в семье 197

Тема 6. Социализация и образование 205

Социобиологические предпосылки социализации 205

Кризисные точки социализации 208

Первичная и вторичная социализация 211

Агенты и институты социализации 213

Противоречие между агентами социализации 214

Школа как институт социализации 215

Влияние класса на социализацию 217

Неравенство в доступе к образованию 218

Институт посредников 220

Роль армии в социализации 222

Кризис института образования 224

Ключевые положения темы 226

Ключевые даты 226

Ключевые термины 226

Ключевые мысли 226

Словарь 227

Практикум 6 228

Социализация в моей жизни 228

Задание 1 Социальная автобиография 228

Задание 2 Супруги в роли социализаторов 237

Тема 7. Социальная стратификация 247

Слагаемые стратификации 247

Исторические типы стратификации 250

Классовая система 252

Типология классов 253

Средний класс в России 255

Стратификационный профиль и профиль стратификации 257

Неравенство и бедность 258

Неравенство и бедность 261

Социальная мобильность 263

Миграционная картина современной России 265

Ключевые положения темы 269

Ключевые термины 269

Ключевые мысли 269

Словарь 269

Практикум 7 270

Стратификация 270

Метод измерения классовой принадлежности 270

Задание 1 Признаки классовой стратификации в повседневной жизни 272

Задание 2 Бюджет бедной, зажиточной и богатой семьи 275

Задание 3 Классы в художественной литературе 280

Словари и справочники 288

Учебники, учебные пособия и монографии 289

Классики социологии 291


Предисловие автора


Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Всякий раз на очередной лекции, а читать приходится в самых разных местах и для самых разных аудиторий, меня спрашивают о том, почему же России провально не везет: и политический режим в XX веке у нее был самым жестоким, и экономический базис отсталый, и социальной защиты населения нет никакой. Одним словом, самая нецивилизованная страна, если не считать ее высочайшей культуры и духовного богатства, среди всех цивилизованных стран, а уж тем более среди великих держав, какой она сама и другие страны считают Россию.
Каждый раз приходится доказывать, что ответить на подобные вопросы могут и должны только гуманитарные науки – каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывая свой очень узкий фрагмент реальности. И только социология берет на себя смелость показать общемировые универсалии и доказать, вооружившись эмпирическими фактами и теоретическими законами, что Россия – никакое не исключение из общего ряда , не заповедник зла. Все страны в разное время и в разной форме переживали те острые и болезненные процессы, которые наблюдаются сегодня у нас. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты – дать рекомендации по оздоровлению производства, а политологи – описать существующие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом, мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира.
Вот, пожалуй, мы и подошли к разгадке названия этой книги. Почему она называется «Социология. Общий курс», а, скажем, не «Социология», «Основы социологии» или как-то еще? Мне видятся несколько причин. Первая и самая главная – общая социология призвана давать не самые общие, оторванные от реальной жизни знания и категории, а прежде всего общую картину развития общества. Пусть кратко, не вдаваясь в исторические подробности, методологические тонкости построения научного знания и не увлекаясь отраслевыми социологиями, показать ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему. Только таким образом студент способен избавиться от хаоса точек зрения и многообразия эмпирических фактов. Какие понятия лежат в основе социологической картины мира, как из них – логично и последовательно – выводятся другие категории – это наиглавнейшая задача.
Вторая и не менее важная. Спрашиваем: для чего студенту нужна теоретическая система знаний? Отвечаем: для того чтобы с его помощью лучше понять то общество , в котором он живет. Ни теория М. Вебера, ни построения П. Сорокина или Т. Парсонса сами по себе ничего не стоят. Знать их только для расширения своего кругозора – задача нелепая и бессмысленная. Беру на себя смелость утверждать, что эти теории необходимы для решения одной-единственной задачи – научить молодежь тому, как жить в этом обществе, как разбираться в перипетиях социальной реальности и глубже осмыслить происходящее вокруг. Если в книге излагаются социологические теории ради самих себя, то учебником именовать такую книгу нельзя. Это может быть монография. Назовите ее как-то иначе. Но учебник должен учить жить. Вооружаясь интеллектуально, вы совершенствуетесь практически.
Приведу простой пример. Первую теорию социальной стратификации создал 2500 лет назад Платон, а чуть позже ее развил Аристотель. Первый учил нас тому, что власть в обществе надо предоставлять интеллигенции, а не «новым русским» или «старым бюрократам». Он называл ее представителей по-своему: философами. Слова разные, а суть одна. И даже описал приемы, при помощи которых можно обуздать власть имущих и, если надо, воспитать их. Непременным условием он ставил пожизненное обучение: правителям нужно периодически проходить переаттестацию и повышение квалификации, а не засиживаться и не жиреть у «кормушки».
Специалисты непременно обвинят меня в том, что я утрирую содержание платоновской концепции. Она была создана не для нас, и не нас она стремилась научить уму разуму. Но мне, впрочем, как и вам, глубоко все равно, чему она хотела научить древних греков. Мне гораздо важнее то, какие полезные уроки я могу извлечь из нее сейчас и именно для себя. Следовательно, необходимо посмотреть на платоновское учение под иным углом зрения. Приходится и утрировать, и гипертрофировать, и выяснять то, что содержалось в скрытом виде , и добавлять новое знание, которое, не искажая сути дела, позволит актуализировать древнейшую теорию.
Или Аристотель. Тот утверждал, что становым хребтом общества должен быть средний класс. Понадобилось две тысячи лет, чтобы сегодня переоткрыть эту истину. И ведь как совпало. О среднем классе как остове общества мы заговорили только на исходе XX столетия, когда начали строить демократию. Но ведь Платон и Аристотель создавали свои концепции тоже для демократического общества. Почему-то никто в советском обществе не говорил о среднем классе как о хребте социальной структуры. Никто не осмеливался заявить, что обществом должны править интеллигенты и философы. Интеллигенцию мы превратили в жалкую прослойку между рабочим классом и крестьянством. Нарушили вековые законы развития общества, вот и поплатились.
Много еще таких законов, которые и сейчас, и две тысячи лет назад управляли и управляют обществом, которые нам предстоит постичь, а значительную часть уже открытых узнать и вооружиться ими. Вооружиться для того, чтобы снова и снова не экспериментировать над страной, пытаясь нащупать какие-то особые, свойственные только России законы развития. Может быть наша особость проистекает от незнания универсальных закономерностей. Большие претензии всегда свойственны людям, мягко выражаясь, малограмотным.
Такова первая причина того, почему книга, которую вы держите в руках, именуется учебником по общей социологии. Вторая заключается в свободе от частностей. Стремясь построить общую картину социальной реальности, разумеется, такой, какой вижу ее я, а не кто-то другой, намеренно избегаю многих подробностей, к примеру, необходимости давать систематический очерк истории социологии.
Уникальность данной книги состоит в том, что параллельно теоретическому материалу дается обширный практический. В него вошли лучшие работы, подготовленные в последние годы студентами разных вузов в рамках настоящего курса.
У меня накопился неплохой иллюстративный материал и того, как правильно надо выполнять задание, и того, как этого не следует делать. Такого рода практикум очень эффективен в усвоении теоретического материала. Большинство практических заданий ориентированы на повседневную жизнь, требуют от студента наблюдательности, смекалки и умения применять полученный теоретический материал. Никаких сверхспособностей или энциклопедических знаний не требуется. Социологическое видение должно быть обращено на окружающих людей, например, на составление статусного портрета своей семьи или анализ его динамики.
Вызывали неизменный интерес у студентов и такие задания , как составление социальной автобиографии, написание социологической сказки, составление ролевого конфликта в семье и др. Если собрать выполненные задания в одну книгу, получится занимательное и очень поучительное произведение. Но мне показалось правильным давать их в дополнение к лекционному материалу. Так они выигрышнее смотрятся, получают необходимое теоретическое разъяснение. А если дополнить их комментариями преподавателя, то действительно получится не сборник задач, а настоящий практикум – особый жанр, призванный обучить практическому ремеслу на примере анализа правильно и неправильно выполненных заданий.
В заключение хочу поблагодарить своих юных помощников, тех, кто конспектировал мои лекции и чертил схемы: студентов 1-го курса (1999 г.) социологического факультета МГУ Д. В. Кондрашова, И. А. Островского, М. А. Архипова, А. Негребецкого; студентов 1-го курса (1998 г.) Института социологии Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН) О. Перфильеву, А. М. Власенко, И. Желанову, Д. Авербух, Ю. В. Гришину.
Имена авторов практических заданий указаны в соответствующих разделах.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Кравченко Альберт Иванович Учебник, адресованный студентам, аспирантам и преподавателям вузов, рассматривает историю зарубежной социологии в несколько непривычном для отечественной наукиракурсе. В первом, теоретическом… - Академический проект, (формат: 60x88/16, 478 стр.) Gaudeamus 2005
    368 бумажная книга
    А. И. Кравченко 2005
    261 бумажная книга
    А. И. Кравченко Учебник, адресованный студентам, аспирантам и преподавателям вузов, рассматривает историю зарубежной социологии в несколько непривычном для отечественной наукиракурсе. В первом, теоретическом… - Академический Проект, Культура, (формат: 84x108/32, 704 стр.) Gaudeamus 2005
    196 бумажная книга
    Кравченко Альберт Иванович Учебник, адресованный студентам, аспирантам и преподавателям вузов, рассматривает историю зарубежной социологии в несколько непривычном для отечественной наукиракурсе. В первом, теоретическом… - Культура, Академический Проект, (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) Gaudeamus 2005
    345 бумажная книга
    Т. Ю. Кирилина Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров 39. 03. 01… - КноРус, (формат: 84x108/32, 704 стр.) электронная книга 2015
    490 электронная книга
    Р. Г. Мумладзе Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров 39. 03. 01… - КноРус, (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) электронная книга 2017
    500 электронная книга
    Кравченко А.И. В монографии известного социолога, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора социологических наук А. И. Кравченко рассматривается история отечественной социологии труда начиная с середины XIX в… - (формат: 84х108/32, стр.) 2010
    1589 бумажная книга
    Воронцов А., Громов И. В учебном пособии представлено комплексное изложение социально-теоретических предпосылок возникновения и развития западной и отечественной социологии XIX в. и до 30-х годов XX в. В нем… - Владос, (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) 2005
    152 бумажная книга
    А. В. Воронцов, И. А. Громов В учебном пособии представлено комплексное изложение социально-теоретических предпосылок возникновения и развития западной и отечественной социологии XIX в. и до 30-х годов XX в. В нем… - Владос, (формат: 60x88/16, 478 стр.) Учебник для вузов 2005
    152 бумажная книга
    Клементьев Д.С. Пособие написано по материалам лекций по курсу "История и философия науки", ежегодно читаемых профессорами факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова для аспирантов и… - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), (формат: 60x88/16, 478 стр.) - 2009
    666 бумажная книга
    Д. С. Клементьев, Л. М. Путилова, Е. М. Осипов, Т. П. Лебедева 2009
    800 бумажная книга
    Пособие написано по материалам лекций по курсу История и философия науки, ежегодно читаемых профессорами факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова для аспирантов и соискателей… - Издательство МГУ, (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) Философия. Политология 2010
    835 бумажная книга
    Борзенков В.Г. В пособии впервые в отечественной литературе в развернутой форме представлены история развития наук об управлении и все основные идеи и концепции философии государственного управления XX в… - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) - 2010
    666 бумажная книга
    Маринко Г.И. Пособие написано по материалам лекций по курсу "История и философия науки", ежегодно читаемых профессорами факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова для аспирантов и… - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), (формат: 84x108/32, 704 стр.) - 2012
    666 бумажная книга
    Г. И. Маринко, Е. М. Панина Пособие написано по материалам лекций по курсу История и философия науки, ежегодно читаемых профессорами факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова для аспирантов и соискателей… - Издательство МГУ, (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) Философия. Политология Википедия

    ИСТОРИЯ ПСИХОТЕРАПИИ (́КРАТКИЙ ОЧЕРК) - Психотерапия, как и любая другая отрасль медицины, имеет свою историю как науки и практики врачевания. Развитие науки, в том числе и психотерапии, не линейный, а сложный, многогранный процесс развития с возвратами к уже пройденным … Психотерапевтическая энциклопедия

    ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ - – эволюция зарождения, становления и развития междисциплинарной отрасли знаний о конфликтах. Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Еще в VII–IV вв. до н. э. лучшие умы человечества предлагали свое видение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ - наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия

    История антисемитизма - См. также: Хронология антисемитизма и Еврейские беженцы История антисемитизма историческая последовательность событий, связанных с антисемитизмом враждебным отношением к евреям как этнической или религиозной группе. Антисемитизм… … Википедия

    История педагогики - область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Интегрируя данные педагогики, социологии,… … Педагогический терминологический словарь

    История - Слово история греческого происхождения (ίστορία); оно значило, первоначально, исследование, разузнавание, повествование о том, что узнано (ίστορέω стараюсь разузнать, ίστωρ знаток, свидетель). В смысле повествования о разузнанном, оно перешло в… …

    Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета - Факультет социологии Санкт Петербургский государственный университет Английское название Faculty of Sociology, St. Petersburg State University Год основания 1989 … Википедия

    Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы - История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ Белгосуниверситета - главная структура подготовки социологических учебных и педагогических кадров в РБ. В сентябре 1989 в Белорусском государственном университете был открыт философско экономический факультет с отделениями философии, экономики и социологии. Открытие… … Социология: Энциклопедия

    А. И. Кравченко, В. Ц. Анурин

    Социология

    Предисловие

    Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе.

    Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете зависит судьба человека.

    Поскольку любое поведение людей можно считать категорией социальной, диапазон научных интересов социологии простирается от небольшой семьи или дружеской компании до крупных человеческих объединений, будь то социальные классы, аудитория или толпа. Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения. Стремления социологов проанализировать происходящие явления и события обнаруживаются в самых горячих точках социальной борьбы. Социологи пытаются не только объяснить социальное неравенство, но и намереваются, или намеревались, как свидетельствует история, изменить общество в соответствии с идеалами равенства и справедливости. Неудивительно, что иногда их именовали ходатаями несчастных и угнетенных, защитниками социальных аутсайдеров и маргиналов.

    Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир. Это функциональный структурализм и гуманистическая перспектива, гендерная и феноменологическая социология, марксизм и позитивизм. Многообразие социологических подходов вызвано сложностью, многомерностью самого человеческого общества, равно как и сложностью внутреннего мира человека, который оценивает и познает реальность с самых разнообразных точек зрения. Только физический мир однозначен и последователен, поскольку он создан природой, а не человеческими существами. Социальная же реальность не только многомерна, но и многозначна. Создавая ее, человек не только измеряет и анализирует, он еще оценивает, переживает, критикует, принимает и отвергает, наделяет окружающее символическим значением, порождает иллюзии и вымыслы.

    Двойственность того мира, который приходится изучать социологии, то есть его принадлежность одновременно вселенной фактов и вселенной ценностей, методам объективного измерения и субъективного предпочтения, придала этой науке двойственный теоретический статус. Социология является не только социальной наукой подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием, как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей.

    Изучая молодежную тусовку, уличную толпу, выражение человеческих эмоций, взлеты и падения промышленных корпораций, закат целых цивилизаций и крушение политических режимов, социология прибегает к самым разнообразным и порою не имеющим между собой ничего общего исследовательским техникам. Она с успехом применяет сравнительно-исторический анализ, системный подход и диалектический метод, количественные модели и корреляционные матрицы, равно как глубинное интервью, полевое наблюдение, сплошной или выборочный опрос, анализ прессы и политические рейтинги. Социология не только лучше других наук знает, о чем думают, чем обеспокоены и за кого готовы проголосовать простые люди, но и способна с определенной точностью предсказать развитие одного или нескольких обществ, просчитать изменение их социальной структуры на достаточно далекую перспективу.

    На социологические данные опираются президенты и министры, реформаторы и революционеры, господствующие и оппозиционные партии. Среди социологов встречались крупные политические советники, известные революционеры и террористы; вместе с тем социологию считают идеологией среднего класса, который, как известно, всегда выступает гарантом социальной стабильности и мира.

    Многоплановость социологии рождает и поддерживает к ней интерес со стороны рядовых членов общества. В 60-е годы, когда в США наблюдался массовый всплеск интереса к этой науке, социологическими эссе зачитывались миллионы людей. О проблемах, поднятых социологами, – от городской преступности до положения альтернативных меньшинств – говорили на радио и телевидении, о них спорили политики, академические профессора и обыватели, никогда не покидавшие пределов своего провинциального городишки.

    Социология и сегодня остается лидером изучения общественного мнения, выразителем чаяний и взглядов больших групп людей. Ее аудитория, как и объекты исследований, пожалуй, самая массовая и, если можно так выразиться, самая народная. Когда внедряют то или иное новшество, будь то платный телефон или новая система образования, политическая элита страны, крупные хозяйственные деятели всегда стремятся узнать мнение простых людей: примут ли они нововведения, придут ли голосовать на выборах, положительно ли отнесутся к различного рода реформам? С полным правом можно назвать социологию барометром общественного мнения. Ведь известно: прежде чем накалять котел, надо заглянуть в него и выяснить, а что происходит с водой? Может быть, накопившаяся энергия готова разорвать емкость и все, что рядом с ней находится?

    Заглянем и мы в разогретый докрасна мир человеческих страстей, столкновений, борьбы и разочарований. Побываем в лаборатории общественного мнения, понаблюдаем за динамикой больших социальных групп. Одним словом, окунемся в мир загадочной, интересной и увлекательной науки, предметом которой является сама жизнь – во всех ее общественных проявлениях.

    Социология как наука

    Социология – одна из самых молодых научных дисциплин. Время ее возникновения и становления в качестве самостоятельной сферы научных изысканий совпадает с тем историческим периодом, который сами социологи именуют индустриализацией, – с этим этапом развития человеческого общества нам предстоит впоследствии познакомиться поближе. Хотя, конечно, социология просто не могла бы появиться, если бы ее возникновению не предшествовал длительный этап накопления фактов, дискуссий, размышлений, обобщений большого числа мыслителей начиная с античных времен. Однако, возникнув в середине XIX века, эта научная дисциплина стала развиваться достаточно быстрыми темпами – вначале в виде национальных социологических школ, а затем – как единый общепризнанный комплекс знаний, течений, парадигм. Этот комплекс формировался в ходе многочисленных дискуссий, споров, иногда абсолютно непримиримых; что-то из выдвигаемых гипотез принималось сразу, что-то отвергалось навсегда, а что-то, будучи раскритикованным и, казалось бы, безжалостно отброшенным, спустя какое-то время рассматривалось заново и признавалось справедливым – но уже на новом витке приращения общенаучного знания.