Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе. Свойства воды. Материалы и оборудование

Наталья Маякова
НОД «Вода и её свойства»

Тема : «Вода и её свойства »

Задачи :

1. Образoвательные : закрепить и расширить знания детей о свойствах воды (вода не имеет цвета ; не имеет фoрмы; не имеет запаха; прозрачна; может растворять другие вещества, о роли воды в жизни человека и живых организмов, активизировать и обогащать словарь детей по теме образовательной деятельности.

2. Воспитательные : воспитывать умение слушать других детей,

воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;

3. Развивающая : продолжать развивать навыки проведения лабораторных опытов, пользоваться мoделированием.

Предварительная работа.

1. Беседы o воде, ее роли в жизни человека, животных и растений.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода » .

4. Чтение худoжественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок.

Материал для экспериментов.

Прозрачная, стеклянная посуда разной формы (стаканы, колбы, банки)

Вещества, которые мы будем растворять в воде (сахар, соль, краски, кофе и др.)

Маски капелек и тучки

Запись звуков воды (дождь, водопад, речка, ручей, морской прибой)

Карточки для моделирования

Место проведения : Комната природы

Ход образовательной деятельности :

-Ребята, отгадайте загадку : На лице цветет- от радости растет.

Давайте улыбнёмся, чтобы у нас и у наших гостей было хорошее настроение.

(дети садятся на стульчики)

Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадки, а загадки не простые, а волшебные. Приготовьте ушки и слушайте. (включаю звуки воды)

Что это? (звук реки, ручейка, моря….)

Вы догадались о чём мы с вами поговорим (о воде)

Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, глобус. А что такое - глобус? (глобус –это модель Земли.)

Какую форму имеет наша Земля? (Земля имеет форму шара.)

Дети, скажите, какого цвета на глобусе больше и почему? (синей краской изображены моря, океаны, реки. Они покрывают большую часть Земли.)

У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвёртая её часть- суша, а вот эта большая часть- вода . Так много или мало воды на планете?

Ребята, придумайте определения к слову «вода » . Вода , какая?

(Придумывают определения) Вода прозрачная , родниковая, морская, кипяченая, чистая, дождевая.

Все реки, озера, моря и океаны Земли сливаются вместе и образуют один Мировой океан. У Мирового океана 4главных задач. Мы вместе их разберем.

1 задача- это поить Землю.

Кто и что пьёт воду на Земле? (воду пьют люди, птицы, животные; вода нужна растениям ; без воды всё живое на Земле погибнет от жажд;)

Сколько времени человек может прожить без воды (не больше 3-х дней) Без пищи человек может продержаться гораздо больше, а без воды не более 3-х дней.

Андрей, подойди к столу и найди карточку с помощью которой мы изобразим эту задачу.

Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах ? (солёная, невкусная, горькая)

Можно её пить? Готовить на ней пищу?

(Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена.)

А теперь посмотрите сюда- в банке(3л) вода . Представьте, что это вся вода , которая есть на Земле, а в стакане(1/2часть) - это вода , которую можно употреблять человеку.

Воду, которую употребляет человек называется- пресной.

Так много или мало пресной воды на Земле?

Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.

2задача- кормить нас. Как может накормить нас вода ?

С помощью воды люди готовят себе пищу, варят еду : суп, картошку, разные овощи, макароны….

Без воды не приготовить чай, кофе, компот.

В реках, морях и океанах живут рыбы, животные и растения. Многие из них человек употребляет в пищу.

Дети, а каких рыб вы знаете? (карась, окунь, лещ, акула)

Света, подойди к столу и найди карточку с помощью которой мы изобразим эту задачу

3задача- перевозить людей и грузы.

Проехать по суше можно не везде, а вода широкая и удобная дорога.

Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)

Какой водный транспорт вы знаете? (теплоходы, пароходы, катера, лодки, баржи, плоты….)

4задача- умывать нас. Кого и чего умывает вода ?

-Вода умывает людей , леса, растения, дома, города, всю Землю. Водой моют машины, улицы. Вода стирает бельё .

Правильно, дети. Без дождей, без воды всю Землю покрыл бы слой пыли и грязи, и тогда бы всё погибло ли.

Если руки ваши в ваксе. Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг. Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо Человеку погибать?

Удивительно, не так ли? В супе, чае, каждой капле,

В звонкой льдинке и дождинке, И в росинке и в снежинке

Нам откликнется всегда океанская вода .

Физминутка «Дождь»

Капля –раз, капля- два, очень медленно сперва

(хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом.

(бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять.

(хлопки)

Кап- кап, кап- кап.

(свободное движение пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.

(соединить руки над головой)

-Вода может находится в 3 состояниях, а в каких вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное)

В твердом состоянии мы её можем встретить в виде льда, сосулек, снега.

А что такое лед? (замороженная вода ) .

А в жидком состоянии? (роса)

А в газообразном? (пар,туман)

Вот какая вода волшебница , необыкновенная. То в сосульку превратится- то в снежинку, то в пар!

Она может из одного состояния переходить в другое и про её состояние я вам загадаю загадки.

Меня ждали, меня звали, показался- убежали. (дождь)

Седой дедушка у ворот все глаза заволок. (туман)

В каплях всё вокруг блестит, луг алмазами покрыт. (роса)

Прозрачен как стекло, не вставишь в окно. (лёд)

С неба звездой, в ладошку- водой. (снежинка)

Скатерть бела, весь свет одела. (снег)

Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (снег)

С крыши белый гвоздь торчит. Солнце взойдёт, и гвоздь упадёт. (сосулька)

В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Ходят капельки по кругу»

Я вас своей волшебной палочкой превращу в капелек (превращаю детей и себя)

Проводится игра.

Ребята, а теперь я вам расскажу сказку про Тучку и её детках - капельках. Тучка : Капельки пора вам в путь отправляться. Посылаю вас, капельки, на землю. Пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, деревья и цветы, погуляйте. А затем ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите себя хорошо. Прохожим за воротник не залезайте. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой- пребольшой океан. Плавали- плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

Тучка : Молодцы, капельки, хорошо себя вели, славно попутешествовали.

Поиграли, а теперь я вас приглашаю в нашу лабораторию.

Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

Дети, посмотрите, что я делаю (переливает воду из одного сосуда в другой?

Подумайте, какое свойство воды помогает воде переливаться. (вода жидкая )

Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой , то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая , может течь, то её называют жидкостью.

Вода - жидкая , поэтому её можно переливать.

Если форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт : будем наливать воду в сосуд, банку, стакан.

И так, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (форму баночки)

А что с ней произошло, когда налили её в сосуд, стакан?

(вода приняла форму этих предметов)

Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода ?

- Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать,что там лежит, нужно отгадать загадки.

Белый камень в воде тает. (сахар)

В воде родиться, воды боится. (соль)

Ребята, а почему соль и сахар боятся воды (потому что они в ней исчезают.)

Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. (сахар и соль растворились в воде)

А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

(масло не растворилось в воде : оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.)

Молодцы, проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились.

Вода одни вещества растворяет, а другие нет

Воспитатель (Показывает два стакана : один с водой, другой с молоком) В каждом из них чайная ложечка). А теперь подумайте и скажите, какого цвета вода и как вы догадались ?

Вода прозрачная . В стакане с водой ложечку видно, а в стакане с краской нет.

Ребята, а как вы думаете, можно ли поменять цвет воды?

А как? (добавить в воду какой- ни будь краситель)

ВЫВОД; ВОДА ПРИНИМАЕТ ЦВЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КРАСИТЕЛЯ.

Ребята, подумайте, что было бы если речная вода была бы непрозрачной? Как в сказках река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

(Нет непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи а без этого в реках не могут жить растения. а не будет растений не будет рыб и других животных. Рыбам тоже нужна прозрачная вода чистая .)

А кто мне скажет, чем пахнет вода (Она не пахнет, у воды нет запаха.)

Правильно, у воды нет запаха, но она может пахнуть тем, что в ней растворяется или содержится, и сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху»

1. (Игра «Угадай по запаху» . Дети угадывают запах мяты, чеснока, укропа, ванили, кофе и т. д.)

Дети, скажите, а какая вода на вкус ? (У воды нет вкуса.)

А как вы думаете, вода может иметь вкус ?

(Да, если что-то в ней растворить.)

Правильно. Если в воде, что-то растворить, она приобретает вкус этого вещества.

У меня 3 стаканчика с водой (показывает) . На вид они не отличаются друг от друга, но Вода в них имеет разный вкус. Какой, вы догадаетесь, если попробуете.

(Игра «Угадай по вкусу» . Воспитатель вызывает 3 детей)

1. Эта вода соленная , в ней растворили соль.

2. Эта вода сладкая , в ней растворили сахар.

3. Эта вода кислая , в ней растворили лимонную кислоту.

Молодцы дети, давайте еще раз вспомним какие свойства имеет вода ? (без вкуса без запаха, это жидкость, не имеет форму, вода прозрачная .)

Ребята, а теперь я вам предлагаю пройти в группу и почитать сказки о воде.

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на расширение знаний детей о воде и развитию любознательности у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Продуктивная».

Цель: обобщить знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные : Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети входят в группу.
Воспитатель:
Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.(Н. Рыжова)

— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами (полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды,яблоко тоже содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый» ,так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.
— Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.
Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды?(мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой,моет полы).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет. Давайте снова отправимся в лабораторию (одевают фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Волги. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).

Конспект по экспериментированию первой младшей группе « Вода, какая она»

Воспитатель: Кожевникова Н. В. Ноябрь.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, познакомить с некоторыми свойствами воды;

Образовательная:

1.Познакомить детей со свойствами воды (цвет, температура, текучесть)

2.рассказать о значении воды в нашей жизни.

Развивающая:

1.Развивать речь, мышление и любознательность детей.

2.Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

3.Развивать наблюдательность.

Воспитательная:

1.Воспитывать бережное отношение к воде.

2.Воспитывать у детей культурно- гигиенические навыки.

Обогащение словаря: Жидкая, прозрачная,холодная, тёплая.

Материал и оборудование: Стакан, стакан с водой, стакан с белой гуашью, камешек,две тарелки, вода тёплая, холодная, полотенце.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь.

В-ль: Интересно, кто к нам пришёл в гости?

Заносит игрушку зайчика.

Здравствуйте, ребята,я шёл к вам в гости и нёс немного воды, хотел вместе с вами с ней поближе познакомиться, но я упал, и вода вся пролилась. Но у меня осталась загадка, отгадайте её..

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без (воды)

В-ль: Не расстраивайся, Зайка, мы поможем тебе. У нас в группе вода есть в водопроводном кране.

Зайка; Здорово, сейчас мы с вами отправимся в путешествие на поиски воды. Вы готовы? Тогда в путь!

По ровненькой дорожке,

(дети идут шагом)

Шагают наши ножки,

Раз, два, раз, два,

По камешкам, по камешкам

(прыгают на двух ногах)

В ямку- бух!

(приседают на корточки)

Дети подходят к водопроводному крану.

В-ль: Набирает воду в стаканы.

Опыт № 1: « Вода- жидкая»

Вместе с детьми переливаем воду из одного стакана в другой.

В-ль: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

В-ль: Почему вода льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак вода какая? (жидкая)

Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Давайте вместе повторим, вода льётся она жидкая.Молодцы. Идём дальше в путь.

Проводится п/и « По ровненькой дорожке»

Доходим до стола, где стоят стаканы с водой и тарелочки с белой гушью.

В-ль: Дети, какого цвета вода? Ответы детей.Прозрачная.

А сейчас сделаем с вами воду белого цвета. Дети размешивают гуашь в воде. Какого цвета получилась вода? Белого.

Зайка: Давайте мы с вами поиграем в прятки.

Опыт №2.» Вода прозрачна»

Зайка: Давайте с вами спрячем камушек в прозрачной воде и в воде белого цвета. И увидим где видно камушек, а где нет. Ответы детей.

В-ль: Правильно в одном стакане вода прозрачная и мы с вами видим камушек, а в другом стакане вода белая и мы не видим камушек, вода не прозрачная.

Зайкы: Давайте вместе скажем вода прозрачная и непрозрачная.

В-ль: А теперь немного отдохнём.

Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём, крепко щёткой зубы трём

Моем уши, моем шею, на глазах мы хорошеем.

Дети подходят к столу где стоят два таза с тёплой и холодной водой.

Опыт №3 « Вода холодная, тёплая»

Воспитатель говорит, что вода, может быть, тёплой и холодной. Предлагает опустить пальцы в тёплую и холодную воду.

В-ль: Так какая у нас в чашках вода? (тёплая, холодная)

Зайка: Все вместе вода, какая? Холодная, тёплая. Молодцы!

В-ль: Дети, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей)

Правильно, вода бывает жидкая, прозрачная, бывает непрозрачная, холодная, тёплая.

Читаю отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:

Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться, не наесться не напиться.

Смею вам я доложить без воды нам не прожить!

Зайка, а ты знаешь для чего нам нужна вода?

Зайка: Я знаю, люди пьют воду, каждый день моют руки и лицо, моют посуду, стирают одежду, варят еду, моют грязные фрукты и овощи; поливают растения, чтобы не засохли.

В-ль: Молодец зайка правильно. Вода всем необходима не только людям, но и растениям, животным-всему живому на земле. Поэтому её нужно беречь и охранять.

Зайка: Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду. До свидания детки.

МАДОУ «Центр развития – детский сад № 162»

Конспект открытого показа

НОД

ВОДА - источник жизни

Цель:

Формировать знания детей о значении воды в жизни всех живых существ.

Задачи:

1. Закрепить знания о свойствах воды, о животных, обитающих в водной среде.

2. Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

4. Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

5. Прививать детям бережное отношение к воде.

Словарная работа

Водопроводные, пресная, испарились.

Материалы

«Волшебная палочка», сундучок, конверты с заданиями, шапочки волшебников, карточки – символы, обозначающие свойства воды, дидактическая игра «Кому нужна вода» с набором картинок, набор животных (животные обитающие в водной среде, насекомые, птицы, дикие и домашние животные, стаканчики с грязной и чистой водой, воронки, вата.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. Игровая мотивация

Дети под тихую мелодичную музыку входят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. А поможет нам в этом Знайка, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму волшебную палочку, буду говорить слова, а вы выполняйте то, о чем я говорю.

Чики – чики – чикалочка,

Помоги мне волшебная палочка,

Вокруг себя повернись,

В волшебников превратись.

Дети выполняют

Педагог дотрагивается палочкой до каждого ребенка и одевает ему шапочку волшебника. Теперь вы волшебники!

2. Основная часть. Постановка проблемы совместный поиск решений

Дети вместе с педагогом переходят к столу, на котором стоит сундучок с заданиями.

Выполняют первое задание Знайки. Педагог из сундучка вынимает конверт и читает письмо.

«Дорогие ребята, прошу вас отгадать эту загадку и дать правильный ответ»

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять (Вода)

Педагог: А почему Знайка вам загадал эту загадку?

Дети выдвигают версии… (Мы будем говорить о воде)

Ребята, в конверте остались ещё вот такие интересные картинки - это «заколдованные» капельки воды и нам необходимо их расколдовать. Педагог показывает детям карточки –символы. Мы с вами уже проводили опыты с водой и знаем её свойства. Сейчас я вам буду показывать карточку, а вам нужно назвать свойство воды и рассказать, как это проверить. Педагог показывает детям карточки по одной, дети называют свойства воды.

Вода – бесцветная. Если в стакан с водой положить камешек, то мы его увидим. Значит вода прозрачная.

Вода – безвкусная. Если воду попробовать, то она не соленая, не горькая, ни кислая, ни сладкая. Значит, у неё нет вкуса.

Вода не имеет запаха. Если её понюхать, то она ничем не пахнет.

Вода не имеет формы. Если её налить в стакан - она примет форму стакана, если перелить в тарелку – примет форму тарелки. Значит, у неё нет своей формы.

А Знайка приготовил нам ещё интересное задание.

Дети с педагогом возвращаются к сундучку с заданиями

Педагог достает конверт, читает задание.

«Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно отгадали загадку и «расколдовали» капельки воды. Сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить»

Педагог просит пройти детей к наглядному пособию «Кому нужна вода». На мольберте закреплен лист ватмана с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На столе картинки, необходимо выбрать нужную и прикрепить к стрелке.

Дети рассматривают картинки, выбирают нужную, объясняют кому нужна вода и для чего (человеку, птицам, животным, растениям).

Педагог задает наводящие вопросы.

Зачем вода растениям? Как они ее получают?

Смогут ли животные прожить без воды?

Для чего людям вода?

Предложить детям подумать: откуда берется вода в кране?

Педагог: В кране - вода из реки. Её фильтруют через специальные, большие фильтры и вода уже чистая поступает к нам по трубам, которые называются водопроводные трубы. Дети повторяют название труб.

А как попадает вода в реку (в виде дождя) ? Давайте поиграем в игру «Капельки»

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Педагог: А сейчас ребята, вы превратитесь в маленькие капельки дождя одевают на голову ободок с капелькой. Педагог говорит, что она – мама Тучка одевает на голову ободок с тучкой, а ребята - ее детки капельки, им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая дождь. Капельки полетели на землю. Разбегаются, прыгают, танцуют. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Капельки составляют ручей, взявшись за руки. Встретились ручейки и стали большой рекой дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу. Плавали – плавали капельки в реке, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Пригрело солнышко. Стали капельки легкими, потянулись вверх присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Педагог: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.

Дети с педагогом проходят к столу. Педагог достает конверт, читает:

«Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. Сейчас предлагаю вам следующее задание. Водные животные заблудились и никак не могут найти свой водоем, вам нужно им помочь»

Для выполнения этого задания педагог приглашает детей к следующей специально спроектированной зоне «Водоем». Дети становятся вокруг экспериментального стола, в нем находятся емкости с водой, песком, набор животных (животные обитающие в водной среде, домашние и дикие животные, насекомые, птицы). Из предложенного набора выбирают водных животных, объясняют свой выбор и помещают их в «водоем».

Педагог задает детям вопросы:

Что умеют делать все водные животные?

Почему водные животные не могут жить на суше?

Зачем рыбам плавники?

Зачем рыбам хвост?

Зачем рыбам жабры?

Педагог: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. Достает конверт, читает:

«Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо».

Дети переходят в зону для просмотра видеописьма.

На экране сюжет, река просит детей о помощи: «Помогите, мне тяжело стало нести свои воды. Я очень люблю, когда ко мне приходят добрые люди, но не все такие, есть те, которые не знают, как вести себя, все бросают в меня: пакеты, бутылки, банки, моют машины. Я погибаю»

Педагог: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду, вылечить реку. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники.

Дети проходят в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы: один – с грязной водой, другой – с чистой водой, вата, воронка, пустой стакан на каждого ребенка

Педагог: Ребята, у вас на столах вода из реки. В одном стаканчике – из чистой реки, до того, как там побывали люди, а во втором из грязной реки, после того, как люди загрязнили реку. Сравните воду в двух стаканах. Чем она отличается.

Дети: В одном стакане вода чистая, а в другом грязная.

Педагог: В какой воде могут жить водные животные и растения, а в какой нет?

Дети: Водные животные и растения могут жить в чистой воде, а в грязной не могут.

Педагог: Правильно ребята, всем нужна чистая вода, от загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека потому, что мы с вами пьем пресную воду, которую берут в основном из рек. Какую воду мы пьем? Пресную. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров. Мы сейчас с вами будем очищать грязную воду, чтобы река опять стала чистой.

Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан.

Педагог: Посмотрите, очистилась ли у вас вода? Какая она?

Дети: Чистая, прозрачная.

Дети сравнивают её с водой «из чистой реки».

За листом картона с изображением реки, стоит бокал - аквариум. В процессе очистки воды, дети по очереди приносят стаканчики с очищенной водой, которую она «отдают» речке - сливает в бокал.

Педагог обращает внимание детей на экран. На экране сюжет, обращение реки к детям:«Спасибо, ребята! Я думала, мне придется погибнуть, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, вас я не боюсь, ведь вы не будете загрязнять меня».

Педагог: Ребята, всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, что вы будете правильно себя вести в природе и научите этому других.

А какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?

Дети: Не бросать мусор, при умывании не открывать сильно кран и закрывать после умывания, не лить зря воду.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог: Теперь, ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники. Все задания Знайки выполнили. А на память вам от нашего героя волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Вот и закончилась игра, возвращаться нам пора и вновь поможет нам в этом волшебная палочка. Педагог берет волшебную палочку и говорит:

Чики – чики – чикалочка.

Помоги мне, волшебная палочка.

Вокруг себя повернитесь.

В ребят снова превратитесь.

Вот мы и превратились снова в ребят.

Закрепление полученных знаний детьми, подведение итога образовательной деятельности.

Педагог:

Чем сегодня занимались?

Что делают капельки воды в природе?

Как помогли речке?

Как нужно относиться к воде?

Что вам понравилось больше всего?

Какие чувства вы испытали, когда помогли реке?

Интегрированная НОД «Вода в жизни человека»

Занятие для детей 6-7 лет

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека); о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная – пар); воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту).Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации. Формирование бережного отношения к воде.

Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость).

Материалы и оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, флакончик с нежными духами, соль, лимон, соль, сахар, морской песок, куриное яйцо, кубики льда (в термосе), термос с горячей водой, зеркальце, проектор, фильм «Вода в природе - ЖИВАЯ!» (4 минуты), презентация о воде.

Ход занятия.

Воспитатель : Вода. (Показ слайда № 1) Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения)..

А что вы знаете о воде?

Дети отвечают на вопрос, что они знают о воде.

Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. (Показ слайда № 2) Что тогда произойдет? Почему?.. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее Вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

(Н. Рыжова)

Человек на 80 % состоит из воды.

Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?.. Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой". (Показ слайда № 3)

Как называются все моря и океаны на Земле?.. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.

Давайте поиграем в игру "Какая бывает вода" (воспитатель бросает детям мяч и они говорят о свойствах воды и использовании ее в жизни человека).

А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово лаборатория?

Опыт№ 1 "Определение цвета воды"

Какого же цвета вода?

Поставьте перед детьми стакан с водой и попросите сказать, какого она цвета.

Опыт №2 "Определение прозрачности воды”

У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком.

Давай посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?

(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой?

(Ее будет видно.) вода – прозрачная.

Опыт №3 "Определение запаха воды”

Какой запах имеют цветы? Духи? (приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

А теперь понюхай воду. Имеет ли она запах? (нет).

Опыт №4 "Определение вкуса воды”

Какая соль на вкус? (соленая)

Лимон? (кислый)

Попробуй воду на вкус. Какая она? (без вкуса)

Опыт № 5 "Определение формы воды”

Посмотри, у меня в стакане вода, если я перелью в тарелку такое же количество воды, что изменится? (вода принимает ту форму, в которую ее переливают, вода растекается)

Так имеет ли вода определенную форму? (нет)

Физминутка.

А сейчас мы с вами немножко отдохнем. (Показ слайда № 4) Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. (Показ слайда № 5) А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной. (Показ слайда № 6) Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара. (Показ слайда № 7)

А сейчас мы с вами опять пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде.

Опыт № 6 "Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются"

Соль, сахар в воде растворяются, при этом вода остается прозрачной.

Речной песок не растворяется, оседает на дно стакана.

Гуашь растворяется в воде, при этом меняет цвет воды.

Опыт № 7 " Как узнать в каком сосуде морская вода"

Соленая вода плотная, способна удержать куриное яйцо.

Опыт № 8 «Вода, лед, пар – три состояния воды»

Лед и снег- твердое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть станет паром.

Наблюдаем, как из термоса выходит пар. - Ребята, что это? Правильно, это пар. Пар- это тоже вода! Поместим над паром зеркальце. На ней образовались капельки воды.

Рассматриваем кусочек льда. Бросаем в воду.

И что же мы с вами узнали? Значит, снег, пар и лед- это вода!

Воспитатель: А вы знаете что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

И никогда нельзя засорять водоемы, бросать мусор в реку, море или озеро!

(Показ слайда № 8 и 9)

Просмотр фильма «Вода в природе - ЖИВАЯ!» (https://www.youtube.com/watch?v=qhA1wIbAKT0)

Рисование на свободную тему «Вода».

Итог. Убеждать людей бережно использовать водные ресурсы. Для детей это возможно через различные занимательные формы. Приобретают понимание о значении воды для человека, растений, животного мира. Созданная атмосфера позволила реализовать каждому ребенку свою познавательную активность. Показателем успешности так же является положительные отзывы родителей о мероприятии.