Бесправие учителей перед учениками и родителями. Дмитрий Быков: о бесправии учителей в России. Методы защиты прав ребенка

«…Запугивает детей и родителей, оказывает психологическое давление… Требую наказать учителя за хамство, жестокость, распущенность, невоспитанность».

Такие жалобы поступили в администрацию учреждения и департамент образования. Расследование ничего не подтвердило, но осадок остался…

Чтобы не навредить героине еще больше, мы не укажем имен и конкретного места на Ямале, где разворачивалась эта гнетущая история. Дело было в начальной школе, в коррекционном классе. Редкий случай, когда опытный учитель с множеством регалий взялся вести не вундеркиндов, а детей с проблемами. Коллеги характеризуют ее только с положительной стороны, есть поддержка со стороны родителей и учеников, даже бывших. Но никто не может повлиять на ситуацию…

Первый раз в моей жизни такое, - сетует миловидная женщина. - Столько оскорблений, откровенной лжи в мой адрес… и ощущение абсолютной беспомощности…

Это мой первый и любимый учитель, единственный, чей день рождения я до сих пор помню, - говорит 26-летняя Алла. - Чуткий и отзывчивый человек, в любой ситуации для каждого находит нужные и правильные слова. Для нас она всегда была второй мамой, к которой мы и после школы обращались за советом и поддержкой. Детям, которых она учит, очень повезло, их родителям тоже.

Она требовательная, но справедливая, никогда мой ребенок не жаловался на нее, - говорит мама, чей сын сейчас учится у педагога. - На собрании мы обсуждали сложившуюся ситуацию, все родители готовы подписать любые бумаги, чтобы защитить нашего учителя.

Закон об образовании формально уравнивает права всех участников образовательного процесса. Но если возможность наказать нерадивого сотрудника всегда найдется, то способов защитить достойного человека от необоснованных нападок мало. Ну, соберут родители подписи, коллеги проведут беседы по своим классам, кто-то в СМИ выступит. Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?..

В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет. Не принято сор из избы выносить или люди не доверяют судебной системе - остается только гадать.

В 2014-м в Госдуме обсуждался законопроект о защите учителей. Противники нововведений аргументировали свою позицию тем, что корень зла лежит в социокультурной сфере, запреты и наказания не помогут, мол, воспитывать надо подрастающее поколение. Постепенно споры утихли, на этом всё закончилось.

А тем временем Сеть пухнет от количества сообщений и видеороликов, в которых ученики издеваются над педагогами, публично оскорбляют, угрожают, избивают. Ямал не стал исключением: вспомним прошлогодние события в Гыде. Там виновник был наказан, но не за избиение учителя, а за ограбление другого человека…

Недавняя резня в Перми, Улан-Удэ показала, насколько беззащитны педагоги и дети от сокрушительной ярости и агрессии, и как страшно, когда один человек теряет контроль над собой. Резонансные происшествия в школе чем-то похожи на семейные расправы - такие же беспощадные и зверские. Наверное, потому что возникают не вдруг, не случайно. Негативные эмоции, озлобленность, раздражение и протест накапливаются месяцами, годами, десятилетиями. И взрываются, сметая всё на своем пути…

Самые кровавые драмы произошли в американских школах. Там среди прочих мер ужесточили системы безопасности, усилили контроль над доступом в интернет. Но у преступников появились подражатели. И жертв стало еще больше. Получается, старые трагедии практически ничему не учат? Мы пока не научились распознавать агрессию в зародыше, находить, где тонко, понимать, где нарывает, а у кого руки уже тянутся к топору…

От учителя все требуют сегодня очень и очень многого: чтоб готовил людей будущего, знания давал, размышлять учил, воспитывал, всё замечал и помогал. И чтоб никаких розг, как до революции, ни повышенного тона себе не позволял. И родителей попусту не беспокоил. Там он один за всех и против всех бед.

ВИДЕОКАМЕРЫ - В КАЖДЫЙ КЛАСС!

В одном из ямальских пабликов «КС» организовал опрос, в котором до вчерашнего дня поучаствовало уже больше 360 человек.

Из них почти 80 процентов согласны, что у учителей мало прав, они нуждаются в защите, в том числе на законодательном уровне. Почти каждый пятый считает, что педагогам ничего не угрожает, а в своих проблемах они виноваты сами.

Почему учителя позволяют так к себе относиться? - вопрошает одна из участниц дискуссии. - Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец!

Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность. Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение - педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной. Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, - налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку - обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека. Дети - не исключение. Жалобщикам это хорошо известно. При этом родители зачастую позволяют себе нелестные высказывания в адрес школы и ее сотрудников в присутствии детей.

Или вот ситуация. Дети расходятся по домам и наблюдают картину: учителя, вооружившись граблями и метлами, убирают школьный двор. Старшеклассники отпускают едкие шутки. На собрании интересуюсь, почему дети не участвуют в субботниках, генеральных уборках класса и школы. Ответ поражает: «Не имеем права их привлекать» … Фундаментальные труды великих педагогов сданы в утиль. Откуда взяться уважению? И к каким чувствам и убеждениям детей взывать воспитателям?

Почему дома я не позволю ребенку хамить, мешать мне работать? Учитель должен сам принимать меры. Ведь зачастую даже в дневник не пишут, что ребенок баловался или срывал урок, тем более вел себя некорректно по отношению к учителю, - вступает в диалог другая участница.

Так может камеры пора поставить в классах? Я заинтересована в том, чтобы мой ребенок адекватно себя вел и получал качественные знания. И не отвлекался бы на тех детей, которые учиться не хотят. Есть видеозапись - ее разбирают на педсовете, вызывают родителей и решают вопрос с дальнейшим обучением их ребенка. Было бы здорово! - предлагает другая родительница.

Из всего изложенного напрашивается вывод: организовать образовательный процесс так, чтобы все были довольны и защищены, вряд ли возможно. Но ради безопасности необходимо идти на какие-то ограничения личной свободы, усиление охраны, и соответственно, ужесточение допуска и перемещения по школе. И оставаться бдительными.

Здравствуйте, Ольга!

Защитить права учителя поможет конституция РФ, Уголовный, Гражданский и Трудовой кодекс РФ. Вы легко будете противостоять незаконным действиям, как руководства, так и родителей, если будете знать свои права.

Мягко и тактично, опираясь на трудовое законодательство, пресекайте любые попытки навязать вам дополнительные обязанности. Старайтесь избегать устных решений и обещаний, оформляйте все свои решения письменно, по возможности оставляйте у себя их копии. Если директор или завуч вынуждает вас взять классное руководство, обратите внимание начальство на то, что постановление № 854 Правительства РФ от 30.12.2005 дает вам право отказаться от него как по личным, так и по профессиональным причинам.

Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства . Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.

В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.

Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытайться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую.

Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление оценок, нарушение прав ребенка и т.д..

Рассмотрим несколько типичных ситуаций.

Провокация. Ученик или группа учеников вызывающе ведут себя на уроке или на перемене, демонстративно не выполняют законных требований учи¬теля. Поддавшись на провокацию, учитель срывается и сам нарушает закон: грубо кричит, оскорбляет, бьет ученика. Родители пострадавшего ребенка пи¬шут заявления директору и в прокуратуру. В качестве доказательств они часто приносят аудио- или видеозапись.

Самое грустное здесь то, что учитель иногда искренне не видит своей вины: «Они меня ос-корбляют, а я должен молчать?!» Он путает две принципиально разные ситуации: конфликт двух равных по статусу людей (и тогда все опре¬деляется только общим уровнем цивилизованности участников) и конфликт начальника-учителя с подчиненным-учеником. На уроке учитель имеет право использовать только педагогические методы воздействия. В этом отношении учитель ни-чем не отличается от любого облеченного властными полномочия¬ми человека: никакой чиновник «при исполнении» не имеет права на личную приязнь или неприязнь, его полномочия четко огра-ничены законом.

Основная линия защиты в этой ситуации - не отрицая самого факта, дока¬зать провокацион-ный характер случившегося. Вряд ли все остальные ученики поддерживают провокатора - скорее они смотрят на все как на интересный спектакль. Детям просто не приходит в голову, что учитель (для многих из них - авторитетнейший Взрослый) может серьезно пострадать от ученичес¬кой «шутки». Поэтому обвиняемому учителю следует рассказать классу о возможных правовых последствиях провокации. Это не должно выглядеть как давление на детей, чтобы они дали нужные учителю показания, - нуж¬но просто информировать. Скорее всего большинство детей (и что еще важ¬нее – родителей) правильно оценят ситуацию и поддержат своего учителя.

Клевета.(ст. 128.1 УК РФ) Многие обвинения учителей в жестоком обращении просто ни на чем не основаны, это классическая клевета. Особенно часто ее жер¬твами становятся учителя-мужчины, которых обвиняют в рукоприкладс¬тве, в сексуальном насилии. Подобным обвинениям, как правило, верят родители и коллеги, их с удовольствием подхватывает широкая публика. Доказать свою невиновность бывает очень трудно. Поскольку каждый учи¬тель примерно знает, от каких учеников он может ожидать любой гадости, ему следует именно с ними быть максимально осторожным: не оставаться наедине, спрашивать только в присутствии других учеников или учителей,

оценивать максимально объективно, не вступать в какие-либо неформаль¬ные отношения.

Если же заявление о жестоком обращении передано директору, следует тре¬бовать офици-ального расследования. Ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что администрация школы замнет дело: тогда учитель окажется в двойной зависимости - от «спасшего» его директора и от родителей «жертвы», согла¬сившихся не поднимать шума.

2.1.2. Обвинения в профессиональной некомпетентности

Гоголевский смотритель училищ Лука Лукич Хлопов недаром говорил: «Не приведи Господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». В самом деле, многие родители убеждены в своих глубоких педагогических познаниях и предъявля¬ют совершенно произвольные требования как к содержанию образования, так и к воспитательной работе учителя. «Нас учили по-другому, и хорошо выучи¬ли» - такие упреки слышали все авторы оригинальных учебных программ и методик. «На наших детей рукой махнули, никакого индивидуального подхода нет», - вздыхают родители, не посещая при этом родительские собрания и не тратя свое время на беседы с учителем.

Лучшая защита в данном случае - нормативные акты, регулирующие ра¬боту учителя. Ни в одном законе нет (и не может быть в принципе!) никаких точных требований к качеству педагоги-ческой деятельности. От учителя мож¬но требовать выполнения учебной программы (знания и умения детей прове¬ряются на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах). Но ни одна инструкция - не говоря уже о Законе «Об образовании» - не предписывает учителю какие-ли¬бо обязательные методики преподавания. В государственном стандарте есть минимум, но не запрещено расширять этот минимум, предлагать учащимся различные научные теории и гипотезы, альтернативные точки зрения. Более того, несмотря на реальное сокращение за последние 5 лет количества реко¬мендованных и допущенных учебников, у учителя все еще остается выбор.

Значит, чтобы родители не могли жаловаться на «неправильное преподавание» и «опасные для детской психики учебники» , учителю следует с самого начала, на первом же родительском собрании, подробно рассказать родителям о своей методи¬ке и о выбранных им учебных пособи-ях. И разумеется, у учителя, работающего не только по одному рекомендованному учебнику, должна быть какая-то поддержка «сверху». Кто-то (районный методист, автор оригинальной ме-тодики, редактор «профильного» педагогического СМИ) должен быть готов его защитить.

В должностной инструкции классного руководителя может быть указано количество вне-классных мероприятий. Но большую часть работы описать невозможно: педагогика все еще остается искусством, а не технологией. Тре¬бовать от любого работника можно только того, на что он дал письменное со¬гласие, за что он получает зарплату. Да, многие учителя выполняют большую часть работы бесплатно, работая «не за страх, а за совесть», но это не обязан¬ность, а их добрая воля и личное желание. И родители должны понимать, что работа в школе - это во многом благотворительность со стороны учителя.

«…Запугивает детей и родителей, оказывает психологическое давление… Требую наказать учителя за хамство, жестокость, распущенность, невоспитанность».

Такие жалобы поступили в администрацию учреждения и департамент образования. Расследование ничего не подтвердило, но осадок остался…

Чтобы не навредить героине еще больше, мы не укажем имен и конкретного места на Ямале, где разворачивалась эта гнетущая история. Дело было в начальной школе, в коррекционном классе. Редкий случай, когда опытный учитель с множеством регалий взялся вести не вундеркиндов, а детей с проблемами. Коллеги характеризуют ее только с положительной стороны, есть поддержка со стороны родителей и учеников, даже бывших. Но никто не может повлиять на ситуацию…

Первый раз в моей жизни такое, - сетует миловидная женщина. - Столько оскорблений, откровенной лжи в мой адрес… и ощущение абсолютной беспомощности…

Это мой первый и любимый учитель, единственный, чей день рождения я до сих пор помню, - говорит 26-летняя Алла. - Чуткий и отзывчивый человек, в любой ситуации для каждого находит нужные и правильные слова. Для нас она всегда была второй мамой, к которой мы и после школы обращались за советом и поддержкой. Детям, которых она учит, очень повезло, их родителям тоже.

Она требовательная, но справедливая, никогда мой ребенок не жаловался на нее, - говорит мама, чей сын сейчас учится у педагога. - На собрании мы обсуждали сложившуюся ситуацию, все родители готовы подписать любые бумаги, чтобы защитить нашего учителя.

Закон об образовании формально уравнивает права всех участников образовательного процесса. Но если возможность наказать нерадивого сотрудника всегда найдется, то способов защитить достойного человека от необоснованных нападок мало. Ну, соберут родители подписи, коллеги проведут беседы по своим классам, кто-то в СМИ выступит. Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?..

В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет. Не принято сор из избы выносить или люди не доверяют судебной системе - остается только гадать.

В 2014-м в Госдуме обсуждался законопроект о защите учителей. Противники нововведений аргументировали свою позицию тем, что корень зла лежит в социокультурной сфере, запреты и наказания не помогут, мол, воспитывать надо подрастающее поколение. Постепенно споры утихли, на этом всё закончилось.

А тем временем Сеть пухнет от количества сообщений и видеороликов, в которых ученики издеваются над педагогами, публично оскорбляют, угрожают, избивают. Ямал не стал исключением: вспомним прошлогодние события в Гыде. Там виновник был наказан, но не за избиение учителя, а за ограбление другого человека…

Недавняя резня в Перми, Улан-Удэ показала, насколько беззащитны педагоги и дети от сокрушительной ярости и агрессии, и как страшно, когда один человек теряет контроль над собой. Резонансные происшествия в школе чем-то похожи на семейные расправы - такие же беспощадные и зверские. Наверное, потому что возникают не вдруг, не случайно. Негативные эмоции, озлобленность, раздражение и протест накапливаются месяцами, годами, десятилетиями. И взрываются, сметая всё на своем пути…

Самые кровавые драмы произошли в американских школах. Там среди прочих мер ужесточили системы безопасности, усилили контроль над доступом в интернет. Но у преступников появились подражатели. И жертв стало еще больше. Получается, старые трагедии практически ничему не учат? Мы пока не научились распознавать агрессию в зародыше, находить, где тонко, понимать, где нарывает, а у кого руки уже тянутся к топору…

От учителя все требуют сегодня очень и очень многого: чтоб готовил людей будущего, знания давал, размышлять учил, воспитывал, всё замечал и помогал. И чтоб никаких розг, как до революции, ни повышенного тона себе не позволял. И родителей попусту не беспокоил. Там он один за всех и против всех бед.

ВИДЕОКАМЕРЫ - В КАЖДЫЙ КЛАСС!

В одном из ямальских пабликов «КС» организовал опрос, в котором до вчерашнего дня поучаствовало уже больше 360 человек.

Из них почти 80 процентов согласны, что у учителей мало прав, они нуждаются в защите, в том числе на законодательном уровне. Почти каждый пятый считает, что педагогам ничего не угрожает, а в своих проблемах они виноваты сами.

Почему учителя позволяют так к себе относиться? - вопрошает одна из участниц дискуссии. - Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец!

Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность. Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение - педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной. Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, - налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку - обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека. Дети - не исключение. Жалобщикам это хорошо известно. При этом родители зачастую позволяют себе нелестные высказывания в адрес школы и ее сотрудников в присутствии детей.

Или вот ситуация. Дети расходятся по домам и наблюдают картину: учителя, вооружившись граблями и метлами, убирают школьный двор. Старшеклассники отпускают едкие шутки. На собрании интересуюсь, почему дети не участвуют в субботниках, генеральных уборках класса и школы. Ответ поражает: «Не имеем права их привлекать» … Фундаментальные труды великих педагогов сданы в утиль. Откуда взяться уважению? И к каким чувствам и убеждениям детей взывать воспитателям?

Почему дома я не позволю ребенку хамить, мешать мне работать? Учитель должен сам принимать меры. Ведь зачастую даже в дневник не пишут, что ребенок баловался или срывал урок, тем более вел себя некорректно по отношению к учителю, - вступает в диалог другая участница.

Тут же получает ответ: «Да, потому что затем прибегают безумные родители и строчат жалобы во все инстанции, что их ребенка ни за что выгнали из класса, да еще и за руку вывели…»

Так может камеры пора поставить в классах? Я заинтересована в том, чтобы мой ребенок адекватно себя вел и получал качественные знания. И не отвлекался бы на тех детей, которые учиться не хотят. Есть видеозапись - ее разбирают на педсовете, вызывают родителей и решают вопрос с дальнейшим обучением их ребенка. Было бы здорово! - предлагает другая родительница.

Из всего изложенного напрашивается вывод: организовать образовательный процесс так, чтобы все были довольны и защищены, вряд ли возможно. Но ради безопасности необходимо идти на какие-то ограничения личной свободы, усиление охраны, и соответственно, ужесточение допуска и перемещения по школе. И оставаться бдительными.

Комментарии

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

  • zavuchuser771015 zavuchuser771015 (525153) 27 февраля 2018 г. 21:53:20 Для 630263. Ответьте на вопрос: кто кому нужен в школе? Ученики учителю, или учитель ученикам? "Вы попутали батенька". Школа предоставляет возможность получить образование и (далее не буду). Так вот пришли получать образование - извольте учиться, а если вам оно не нужно - ваши проблемы, заметье если вам оно не нужно. Почему учитель должен заинтересовать? Знания - это чей интерес, учителя или ученика. Учитель должен создать условия для понимания, для тех, кому это нужно. А по части сдачи денег, поборов с вами согласен, но это другая тема. Если ученик не хочет учиться - проблема на 80% в семье. Почему мои дети отлично учаться, потому что привыкли работать везде, как говорит мой друг - вы вкалываете, дети на вашем примере привыкают к труду. Кто плохо учиться - в основном тех родителей, кто пьянсвует, кому на всех наплевать, кто не уважает окружающих, кто больше качает права, чем работает и т.д. Можете возмущаться сколько угодно, но! Ответьте на вопрос: кому нужно образование?
  • zavuchuser885952 zavuchuser885952 (633022) 18 февраля 2018 г. 18:41:14 http://www.сайт/accounts/profile/630263/ Правильно, а еще учительница, с пОртфелем!
  • 8 февраля 2018 г. 18:36:56 Я-родитель и учитель. Я никогда не позволяю своему ребёнку неуважительно отзываться о своих учителях.Когда происходит недопонимание с учителями, я не бегу жаловаться в высшие инстанции, а непосредственно разговариваю с учителем и ищу компромисс и не повышаю на учителя голос. Мой ребёнок не скажет учителю:" Моя мама придёт в школу и тебя уволят!" А в учителей летят стулья, плевки, оскорбления. Фразы типа "Ну и жалуйся, родителям, мне ничего не будет". Вы это стерпите? Вы будете искать методы и приёмы, когда, с вами так позволительно обращаться всем и дети это знают! "Ну, давайте, попробуйте только повысить на меня голос -вам тут не работать". Один ребёнок срывал уроки, лез детям в портфели, дёргал провода компьютера, кидался тряпкой в детей и учителя, плевался в детей, кидался на них, открывал шкафы учителя, выбрасывал оттуда все принадлежности, а потом говорил: Ну, тронь меня, я несовершеннолетний, мне ничего не будет! Когда я пыталась за руку отвести его от ребёнка, которого он бил, он кричал: "Всё! Ты мне руку сломала, я дяде скажу, тебе копец " Ребёнку этому 11 лет. Он учился вот так в школе обычной, потом пришёл в коррекционную. Дети нас бьют - мы спровоцировали, оскорбляют -мы виноваты! Хотела бы я посмотреть на тех, кого шарахнут по голове в автобусе или обзовут нецензурно, а он будет подбирать методы и приёмы. Не сумел ты его заинтересовать, ему скучно с тобой ехать рядом. Я утрирую, но встаньте на наше место и поработайте ровно 5 лет. Да, да потерпите хотя бы 5 лет всё это. Это не то, чему обучали нас в институтах. В теории все дети другие. Семья-основа! А когда семья обвиняет нас в том, что не смогла сделать до школы, не ищет компромиссов, то просто жаль. Вы не понимаете учителей! Так же, как я не понимаю депутатов или шоферов или поваров, потому что, я учитель. Но никто не ищет с нами компромиссов, только сплошные жалобы. Но спасибо тем родителям, которые всегда понимают, с которыми можно обсуждать проблемы и находить их решение!
  • zavuchuser847438 zavuchuser847438 (599916) 8 февраля 2018 г. 18:10:25 1
  • Сергей Белашов (118679) 7 февраля 2018 г. 8:23:53 1."Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?.. В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет". Яркий пример есть в интернете в книге учителя Белашова "Последний Моссовет". Оклеветали учителя и уволили в 1983 г., суд признал клевету в 2002 и присудил возмещение в 1000 руб за моральный вред. 2."– Почему учителя позволяют так к себе относиться? – вопрошает одна из участниц дискуссии. – Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец! Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность. Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение – педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной. Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, – налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку – обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека". Ответ дал Макаренко. А.С. Макаренко "Из истории коммуны Ф.Э.Дзержинского" "Педагогические теории, доказывающие, что хулигана нельзя выгнать в коридор, а вора нельзя выгнать из коммуны ("вы должны его исправить, а не выгонять") - это разглагольствование буржуазного индивидуализма, привыкшего к драмам и "переживаниям" личности и не видящего, как из-за этого гибнут сотни коллективов, как будто эти коллективы не состоят из тех-же личностей". (ППС стр.402)
  • zavuchuser883723 zavuchuser883723 (630793) 2 февраля 2018 г. 9:29:57 Уважаемые господа! Я преподаватель с 28-летним стажем, работаю в колледже в глубокой провинции. Читаю комментарии некоторых товарищей и удивляюсь. Родители, вы вроде воспитываете своих детей замечательно, а когда что-то случается спрашиваете с учителей, это как-же так? А тем, кто во всем обвиняет педагогов в некомпетентности и хамстве и еще Бог знает в чем, хочу сказать лишь одно: а вы придите на наше место хоть на день и научите нас, бестолковых, работать правильно. Родители на любую просьбу о содействии в воспитании ИХ ребенка отвечают, что им некогда, они РАБОТАЮТ!!!
  • 2 x 2 (250242) 31 января 2018 г. 20:09:03 5 за статью ниже, и пока многим родителям все равно, как учатся их дети все будет также. Попробовать разве это: школа - общественное место - судебный иск к родителям нарушителя за антиобщественное поведение ч/ада (да это же невозможно).
  • zavuchuser883420 zavuchuser883420 (630490) 31 января 2018 г. 19:27:14 Да, люди встречаются разные: и среди учителей не всегда бывают ангелы. Но по поводу происходящего в современных обычных российских школах, целиком поддерживаю автора статьи. Сейчас, как никогда ранее, учителей поставили в бесправное положение. В советское время такой воли качать свои права не давали - ни некоторым детишкам, ни их родителям. Учителя советских школ хоть и не лупили розгами, как в царское время, но в необходимых случаях использовали жёсткое психологическое, а порой и физическое воздействие. Например, учеников, срывающих уроки, вызывали к доске. И те, за редким исключением, шли и отвечали на заданный вопрос, а не начинали качать свои права, как это делают сейчас. Некоторые советские учителя умели интересно рассказывать преподаваемый материал. Во-первых потому что сами чаще книги читали, а во- вторых - ученики чаще слушали и не отвлекались интернетом. В то же время, советские учителя часто могли и прикрикнуть, и отругать, и даже - просто ужас - обидно обозвать! Некоторые умудрялись использовать длинные линейки и указки!!! Конечно же таких начинали "уважать". Были конечно и разбирательства по каждому конкретному случаю. Иногда, если учитель был явно неправ, даже с работы его могли выгнать. Но это уже были редкие исключения из правил. В целом же, и советское общество, и подавляющее большинство родителей были на стороне педагогов. Сейчас на большинстве уроков дети не то что из-за парты не встают, но даже руки не тянут, чтобы ответить. Все начинают выкрикивать с места. Это называется "дискуссия"). Причём одновременно, и правильно, и не правильно. Получается сплошной базар: постоянные выкрики, туповатые шутки по теме и не по теме, громкий бесцеремонный хохот, стремление перекричать другого, болтовня друг с другом, возможность вообще не слушать учителя, и что он там говорит и заниматься своими делами и т.д. В результате - ни у кого нет никаких систематических знаний. Но зато сейчас у нас демократическое образование, и учителя теперь обязаны именно стоя с детьми на равных проводить уроки. Образование сейчас как никогда старается на уровне законов защищать именно права детей и их родителей, чем в первую очередь к своей выгоде пользуются как раз недобросовестные, нагловатые ученики. Они же, кстати, являются, как правило, авторитетами и заводилами в классе. Поэтому почти весь класс начинает вести себя так же. А что может сейчас сделать учитель, если он порядочный, честный, и соблюдает законы? А ничего!!! Выгнать из класса нерадивого ученика, мешающего вести урок, он не может - не имеет права по закону! Поставить в угол - тем более! Несмотря на то, что этот ученик действует на нервы не только учителю, но и мешает учиться всему классу. Само собой учителю запрещается теперь каким-либо образом наказывать хулиганов, например ставить в угол, заставить послушать хотя бы 5 минут урок стоя, прикрикнуть на ученика и т.д. Не говоря уже о физическом воздействии на наглеца. Что вы!!! Нарушение прав Личности!!! Хотя кое-кому из учеников до этой личности ещё расти и расти... Учитель спрашивает дневник - ученик в наглую не даёт, педагог просит убрать смартфоны - и ухом не ведут, грозятся поставить двойку - или безразличие, или начинаем качать права, что это не за знания. Учитель же не имеет никакого права самому забрать из портфеля дневник, взять с парты телефон ученика (нарушение права собственности) или поставить двойку. Не дай Бог сейчас учителю кому-либо двойку поставить!!! Потом просто кучу объяснительных надо будет писать - отписываться - за что вы этому ученику двойку поставили. Он совершенно не хочет учиться и не открывает учебники? Значит, конечно же, что вы плохой учитель. А не то, что на самом деле ученик просто отсидеть уроки пришёл, и в интернете, или в играх, или в соц. сетях во время уроков поразвлекаться. Что интереснее для обычного ученика: посмотреть например интересное видео через youtube или напрягать мозг и слушать какие-то там уроки учителя, какие бы они там не были? Тем более, что далеко не все уроки могут быть захватывающе интересными по своей сути. Очень часто сейчас ученики и их родители прекрасно знают свои права, напрочь забывая об обязанностях. А потом мы удивляемся, почему это многие уважающие себя учителя в современной школе надолго не задерживаются, а остаются одни "собаки"? Я привёл лишь некоторые примеры из школьной повседневности. Но из-за такого бесправия многим учителям становиться вообще наплевать - слушают их урок вообще или нет. Тем более, согласно современному ФГОС (спасибо нашему Мин.обру), учитель должен сам не рассказывать материал, а только спрашивать с детей - что они сами по теме дома нашли, провести письменный тест-опрос и выставить оценки. А насколько там дети сами найдут правильный или нет материал, - никого не волнует. Это теперь забота самих детей и их родителей. А теперь попробуйте меня разубедить, что всё это не направлено на развал образования? Богатые - найдут деньги на учителей, репетиторов и тренеров для обучения и воспитания своих детей. Бедные - нет, а некоторые - даже не задумаются! (
  • (16032) 30 января 2018 г. 17:54:19 пять не пять, а в пятак настучать не помешало бы. Причины ВСЕХ конфликтов - экономическое и политическое (нравственное) неравенство. Одни хотят понукать другим надоело унижаться.
  • 2 x 2 (250242) 30 января 2018 г. 13:54:30 пять за вброс ниже
  • zavuchuser883193 zavuchuser883193 (630263) 30 января 2018 г. 12:47:28 Почему пишите только про пострадавших учителей!Сколько учителей создают ситуации с избиениями детей,оскорблениями применение физической силы,унижение малоимущих детей потому что не сдают деньги,на уроках физкультуры умирают дети из-за того что преподаватель игнорирует справки от врача,изнасилования и т.д Сколько беспредела творится в школе со стороны администрации школы,и при этом поэтому и запрещают детям мобильные телефоны чтоб не записали происходящие в школе нарушения в отношении учащихся!Учителя люди взрослые не могут найти подход к детям,то какие они педагоги если не могу заинтересовать своим предметом детей!Если учитель просит защиты от детей,то надо разбираться в корне происходящего с чего происходят конфликты,а то хорошо учителю провоцировать ситуацию а потом прятаться за защиту якобы чести и достоинства!На хорошего учителя,доброго,терпеливого дети не кинуться с оскорблениями,кулаками и т.д. Хватит учителям прикидываться бедными и несчастными!!В советские времена учителя были с достоинством и никогда не пытались доводить детей и родителей чтоб потом ставить вопрос о защите!

Инструкция

Защитить права учителя поможет конституция РФ, Уголовный, Гражданский и Трудовой РФ. Вы легко будете противостоять незаконным действиям, как руководства, так и родителей, если будете знать свои права.

Мягко и тактично, опираясь на трудовое законодательство, пресекайте любые попытки навязать вам дополнительные обязанности. Старайтесь избегать устных решений и обещаний, оформляйте все свои решения письменно, по возможности оставляйте у себя их копии. Если директор или вынуждает вас взять , обратите внимание начальство на то, что постановление № 854 Правительства РФ от 30.12.2005 дает вам право отказаться от него как по личным, так и по профессиональным причинам.

Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства. Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.

В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.

Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытайться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую.

Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление оценок, нарушение прав ребенка и т.д.). Для того чтобы взвесить все «за» и «против» проконсультируйтесь с .

Статья 12 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) устанавливает определённые способы защиты гражданских прав физических лиц – граждан, и юридических лиц – организаций:

Инструкция

Признание права . Такой способ реализуется путём предъявления иска в суд. Например, при необходимости признать право собственности на вещь, имущество, возникшее в силу приобретательной давности ( 234 ГК РФ).

Восстановления положения, существовавшего до нарушения права , и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. К примеру, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (ст.60 Земельного кодекса РФ – ЗК РФ). Та же статья ЗК РФ устанавливает, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, а также иными указанными в статье путями.

Признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение последствий недействительности ничтожной сделки. Этот способ защиты гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Заинтересованное лицо, указанное ГК РФ, вправе обратиться в суд за признанием сделки недействительной по основаниям, установленным ГК РФ. Например, когда полномочия лица на совершение какой-то сделки ограничены договором, и при совершении сделки лицо вышло за пределы этих ограничений, то суд может признать . С иском об этом может обратиться лицо, в интересах которого установлены ограничения, в тех случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях (статья 174 ГК РФ). Сделки, недействительность которых подлежит установлению в суде, оспоримыми.Сделки, которые являются недействительными вне зависимости от признания их таковыми судом, называются ничтожными (статья 166 ГК РФ). Требование о применении последствий ничтожной сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом. Также суд может применить такие последствия и по собственной инициативе.

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Ненормативный акт государственного органа, органа местного самоуправления, а в установленных законом случаях также нормативный акт, не соответствующие закону, иным правовым актам и нарушающие гражданские права и законные интересы гражданина (или юридического лица), могут судом недействительными. В этом случае нарушенное право подлежит восстановлению или защите другими способами, предусмотренными статьёй 12 ГК РФ (статья 13 ГК РФ).

Самозащита права . Другими словами, закон признаёт за лицом право собственными действиями защищать свои права . Так, например, если собственник садово-огородного участка обнаружил, что сосед поставил с заходом на его территорию, он может в любой момент такой забор с территории своего участка демонтировать. При этом, как предусматривает статья 14 ГК РФ, способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. То есть, если тот же сосед, например, будет выяснять отношения с нарушителем кулаками и причинит ему телесные повреждения, он превысит допустимые границы самозащиты права .

Присуждения к исполнению обязанности в натуре. Здесь речь идёт о тех случаях, когда, в противоположность денежному возмещению, суд возлагает на ответчика совершения определённого действия в пользу истца, часто такой способ защиты связан с передачей индивидуально- определённой вещи (конкретный земельный надел, картина известного художника), представляющей ценность для истца.

Возмещение убытков и 8) взыскание неустойки. Эти способы защиты могут быть реализованы лицом как с помощью суда, так и во внесудебном порядке. Например, лицо – сторона по договору может требовать от другой стороны возмещения убытков и взыскания неустойки в случаях, предусмотренных договором, в претензионном порядке.

Очень часто гражданам для восстановления справедливости приходится обращаться за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность. Также существует возможность защитить свои права путем обращения с жалобой, ходатайством к руководству учреждения, сотрудники которого эти права нарушают. Целесообразно прибегнуть и к помощи специализированной права человека порядок

Инструкция

Определите среднедневной заработок педагога, после чего умножьте его на количество дней в отпуске. При полностью отработанном расчетном периоде в размере 12 календарных месяцев необходимо разделить начисленную за расчетный период зарплату на среднемесячное количество календарных дней, чтобы вычислить среднедневной заработок.

Обычно за среднее количество дней в месяце берут число 29,4. В зависимости от вида образовательного учреждения, наименования должности работника и других факторов продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска учителей может составлять от 42 до 56 календарных дней.

При расчете среднего заработка учтите все выплаты, предусмотренные государственной системой законодательства в данной сфере. Нужно учитывать зарплату, начисляемую педагогам по окладам; зарплату преподавателей учреждений среднего и начального профессионального образования; доплату за преподавательские часы сверх установленной годовой учебной нагрузки; доплаты и надбавки к должностным окладам за выслугу лет, профессиональное мастерство, ученую степень или звание, совмещение должностей, классное руководство, а также предусмотренные премии и вознаграждения. Кроме того, включите в расчет среднего заработка доплату за проверку письменных работ, районный коэффициент и заведование учебными кабинетами (мастерскими, лабораториями).

Права ребенка

При рождении ребенок имеет правоспособность по гражданскому праву, то есть имеет право на получение имени, фамилии и отчества, а также имеет право проживать и воспитываться в семье, зная родителей, которые будут защищать его права и законные интересы.

На имя ребенка можно открыть счет в банке.

В возрасте полутора лет ребенок имеет право на посещение яслей. По достижении трех лет может ходить в детский сад. При исполнении шести лет ребенок имеет право ходить в школу и заключать небольшие бытовые сделки, которые не требуют нотариального удостоверения.

При исполнении десяти лет гражданин может давать согласие на замену имени или фамилии; может выразить свое мнение о том, с кем из родителей при расторжении брака в суде захочет проживать.

По достижении четырнадцати лет ребенок имеет право , работать в специально предназначенных для этого местах, сам распоряжаться собственным заработком и многое другое.

При исполнении пятнадцати лет ребенок может устроиться на работу. При возрасте 16 лет несовершеннолетний может вступить в брак при разрешении органов местного самоуправления и при наличии .

Методы защиты прав ребенка

Прежде всего, необходимо отметить, что права ребенка могут защищаться любым способом, который в свою очередь не законом. Даже ребенок может самостоятельно пробовать защищать свои права.

В России существует право несовершеннолетнего на защиту адвокатом. Самым универсальным способом защиты прав ребенка является обращение за помощью к квалифицированным правозащитным организациям.

При вопросе о том, может ли ребенок, права которого были нарушенными, принудить обидчика прекратить нарушение его прав или же восстановить нарушенные права, при этом не прибегая к обращению за помощью в правоохранительные органы или суд, знайте, что это возможно. Данное действие определяется как самозащита гражданских прав.

Эта возможность предоставлена каждому человеку, но сам способ самозащиты, прежде всего, должен быть соразмерным с нарушением и ни в коем случае не выходить за пределы действий, принятых для прекращения нарушения.

Зачастую трудно проводить грань, которая разделяет самозащиту гражданских прав и начало самоуправства. Отличительной чертой самоуправства является то, что ребенок начинает действовать, нарушая порядок, который установлен любым законом.

Необходимо отметить, что зачастую судебная процедура защищает права ребенка на цивилизованном уровне. Но при судебном разбирательстве нужно действовать в соответствии с установленными законами.

Видео по теме

15.06.2007

В возрасте 7-9 лет у школьников, как правило, хорошие отношения с учителем.Ребёнок с радостью, открыто общается с ним. Делится своими детскими тайнами.Учитель для него авторитет. И такие отношения очень важны как для ребенка, так и для педагога. Однако родители детей этого возраста, знают, что в школе между их детьми и учителем случаются конфликты. Причины конфликтов могут быть различными. Это и чрезмерная строгость педагога, шалости ребенка, не выполнение им каких-то заданий. Конфликтные отношения могут быть вызваны завышенными требованиями к ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны педагога. Требования такого характера вызывают у ребенка постоянное чувство <неуспешности>. Появляется эмоциональное напряжение, тревожность в отношениях с учителем.

Какова бы не была причина конфликта, разрешение ситуации зависит от того, как поведут себя взрослые.

Дети по-разному реагируют на конфликт с учителем. Но в этом возрасте, ребенок редко решается открыто выразить свой протест взрослому. Просто меняется поведение ребенка. Малыш может стать замкнутым, встревоженным, неохотно говорить о школе. Возможна и другая реакция ребенка на конфликт. Она проявляется в его агрессивном поведении, в чрезмерной активности на уроке, в основе которой не столько желание ответить урок, сколько быть замеченным учителем. Очень важно эти изменения не оставить без внимания.

Конфликт ребенка с учителем нередко вызывает у родителей чувство растерянности. Возникает вопрос <Что делать? На чью сторону встать?>

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

    Если вы заметили, что ваш малыш стал замкнутым, встревоженным, неохотно говорит о школе или отказывается идти в школу, жалуясь на то, что у него болит голова, живот. Причиной может быть конфликт ребенка с учителем. Прежде успокойтесь сами. Отнеситесь к конфликту как к жизненной ситуации, в которой вашему ребенку предстоит научиться отстаивать свое мнение, получить опыт разрешения конфликтов. Этот опыт в старшем возрасте будет необходим ребенку при выстраивании своих отношений в общении. Но сейчас ваш ребенок нуждается в помощи взрослых.

    Внимательно выслушайте своего малыша. Не пытайтесь вызвать у ребенка чувство вины, даже если вы поняли, что в конфликте он виноват сам. Малыш ждет от вас помощи, а не обвинений.

    Поддержите его словами <: я сожалею о случившемся:, сочувствую тебе:>. Ребенок почувствует, что он не одинок, в трудной для него ситуации.

    Даже если вы усомнились в правильности действий педагога, желательно не говорить с ребенком и при ребенке о ваших сомнениях. Для него очень важен авторитет учителя.

    Чтобы прояснить ситуацию постарайтесь встретиться с учителем, заранее договорившись о встрече. Если вы придете неожиданно, педагог может быть занят или не готов к серьезному разговору с вами.

    Желательно не начинать общение с педагогом с предъявления ему претензий. Он, как и вы, огорчен случившимся. Обязательно скажите учителю о переживаниях ребенка и своих переживаниях по поводу произошедшего. Обсудите c учителем пути выхода из конфликтной ситуации. За этим вы и пришли к учителю. Помогите ребенку и учителю восстановить хорошие отношения.

    Если вам не удается изменить создавшееся положение, ситуация усложняется, тогда желательно обратиться к специалисту.

На конфликт с учителем ребенок может отреагировать не только подавленным состоянием, но и повышенной активностью в школе. Малыш разными способами стремится привлечь к себе внимание педагога: то на уроке выкрикивает с места, то постоянно предлагает учителю помощь. Так он пытается вернуть расположение учителя.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

  • Очень важно показать ребенку, что вы его заметили. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.
  • Можно дать ему поручение (вытереть доску, собрать тетрадки). Для ребенка это будет знаком вашего доверия.
  • Если причиной такого поведения ребенка является недавний его конфликт с учителем, то желательно после уроков наедине побеседовать об этом с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка.
Очень важно показать ребенку, что вы его заметили. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.