Где применяется зоология. Что такое зоология? Что изучает наука зоология? Смотреть что такое "зоология" в других словарях

Слово «зоология» состоит из двух слов - «зоон» (животное) и «логос» (учение). Зоология наука о животных, их строении, жизнедеятельности, разнообразии, классификации, взаимодействии между собой и с окружающей средой.

Что изучает

При изучении обширной области зоологии науки о животном мире - затрагиваются следующие биологические дисциплины:

  • цитология - наука о клетках;
  • физиология - наука о функционировании организма и регуляции жизненных процессов;
  • анатомия (морфология) - внешнее и внутренне строение организма;
  • эмбриология - наука о развитии зародыша;
  • палеонтология - наука об ископаемых животных;
  • генетика - наука о развитии и наследственности организмов;
  • систематика - разработка принципов классификации.

Каждая из этих дисциплин даёт понятие о происхождении, развитии, видоизменении и строении животного.

Человек является частью животного мира, поэтому изучается по такому же принципу, как и любое другое животное.

В зависимости от объекта изучения зоология подразделяется на следующие дисциплины:

Рис. 1. Животные.

Зоология тесно связана с другими смежными науками - медициной, ветеринарией, экологией.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Отличия от растений

Животные имеют черты живого организма, что доказывается следующими особенностями:

  • клеточное строение;
  • рост;
  • обмен веществ;
  • дыхание;
  • выделение продуктов жизнедеятельности;
  • размножение.

Однако животных от растений отличает ряд признаков:

  • отсутствие целлюлозной клеточной оболочки, вакуолей, хлоропластов;
  • гетеротрофное питание, т.е. использование в пищу других организмов;
  • наличие системы органов или её зачатков;
  • активное движение;
  • наличие инстинктов и поведения.

Рис. 2. Сравнение клетки животного и растения.

Виды животных

В мире насчитывается более 1,6 млн. видов животных. Большую часть животного мира составляют членистоногие (1,3 млн. видов). К ним относятся насекомые, пауки, раки.

Рис. 3. Членистоногие - многочисленные животные.

Для описания многообразия видов используется классификация, включающая девять категорий:

  • Надцарство (Домен);
  • Царство;
  • Подцарство;
  • Класс;
  • Отряд;
  • Семейство;

Самое маленькое животное состоит из одной клетки (не более 0,5 мм в длину). Гиганты встречаются не только среди млекопитающих (синий кит), но и пресмыкающихся, птиц, земноводных.

Что мы узнали?

Зоология изучает животных, включает множество дисциплин и затрагивает смежные науки. По строению и образу жизни животные значительно отличаются от растений. Классифицируются по девяти категориям.

Оценка доклада

Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 8.

В современном мире насчитывается около полутора миллионов видов различных живых организмов. Среди них можно встретить и простейших одноклеточных, которые видны исключительно под микроскопом, и гигантов нашей планеты - китов, достигающих тридцати метров в длину. Царство животных затмевает своим количественным разнообразием все другие категории.

Некоторые виды приспособились к жизни в водной толще нашей планеты, другие живут в подземном мире, либо парят в небе. Животные являются очень значимой частью биосферы Земли, пчелы занимаются опылением растений, многие насекомые работают над почвообразованием или чистят водоемы.

Зоология - наука о животных

Итак, что такое зоология? Начнем с того, что это греческое слово, и его дословный перевод звучит как «учение о животном». Она относится к научным знаниям и изучает строение организмов, жизнь животных, их многообразие и то, какое значение они имеют для человека. Она тесно взаимосвязана с медициной, многими другими биологическими науками, сельским хозяйством, ветеринарией, защитой животных и производственной деятельностью людей.

Ее предмет подразумевает изучение основ эмбриологии, анатомии, экологии и филогении животных, то есть подвижных гетеротрофных многоклеточных эукариот.

На что подразделяется зоология

Изучение структуры зоологии как науки даст нам более четкое представление о том, чем она занимается. Разберем разделы зоологии более подробно:

  • Систематика. Этот раздел не просто описывает все разнообразие видов, но и составляет некую систему признаков отличия и гомотипии. Систематика также отражает иерархические категории, иллюстрирующие, как животные эволюционировали.
  • Исследованием анатомического строения животного или отдельных частей его организма занимается морфология. Она, в свою очередь, делится на два подраздела. Первый - внутренняя морфология, второй - наружная.
  • Эмбриология. Данный раздел зоологии отвечает за изучение эмбриогенеза, т. е. процесса развития зародыша, под которым подразумевается любой организм на стадиях до вылупления или рождения.
  • Изучением закономерностей функционирования тех или иных биологических систем занимается физиология.
  • Этология. Данный раздел посвящен инстинктам животных, в том числе и людей, т. е. генетически обусловленному поведению. Эта тема в зоологии появилась сравнительно недавно, окончательно этология сформировалась лишь в 1930-е годы. Она базируется в первую очередь на эволюционном учении и полевой зоологии.
  • Взаимоотношения организмов как внутри своего вида, так и с остальными обитателями животного царства и окружающей средой рассматривает экология.
  • Зоогеография. Данный раздел зоологии животных изучает вопросы их распространения по Земле.

Научные дисциплины, которые включает зоология

Зоология - занимательная наука, она также делится на ряд вспомогательных дисциплин, изучающих различные группы животных:

  • Зоология беспозвоночных. К данной группе принадлежат такие дисциплины, как протозоология, гельминтология, малакология, карцинология, арахнология, нематология, энтомология (наука о насекомых, в свою очередь, делится еще на несколько разделов) и пр.
  • Зоология позвоночных подразумевает такие дисциплины, как герпетология (пресмыкающиеся и земноводные), ихтиология (рыбы и бесчелюстные), орнитология (птицы), териология (млекопитающие). Последняя дисциплина, в свою очередь, подразделяется на кинологию, приматологию, кетологию, иппологию и др.

  • Палезоология. Что это такое? Зоология в данном разделе палеонтологии изучает ископаемых, давно вымерших животных. Особенно понравится эта дисциплина тем, кто увлечен темой динозавров.

История развития зоологии

Люди с глубокой древности копили знания об окружающем мире, в том числе и о животных и их роли в природе. Отцом зоологии можно смело считать Аристотеля. Он в своих трудах впервые описал 452 представителя животного мира, обозначил особенности их поведения, рассказывал про среду, в которой они обитали. Обогатили науку знаниями о животных и походы римлян. Так, Плиний Старший (древнегреческий ученый, 23-79 гг. н. э.) в своем многотомном труде описал всех известных на тот момент животных.

В эпоху феодализма общество оказалось под гнетом религии, строгих церковных канонов. Все это тормозило развитие науки и привело к длительному застою.

Когда наступили времена Возрождения, то новые горизонты и материки начали покорять и изучать известные современникам путешественники - Колумб, Магеллан, Марко Поло и др. Путешествия в самые отдаленные уголки обогатили знания европейцев о животном мире Земли. Обширный накопленный материал требовал систематизации и обобщения, чем и занялся швейцарский ученый Геспер. В XVII веке был создан первый микроскоп и глазам ученых открылся удивительный и огромный мир многоклеточных животных.

Начало XIX века ознаменовалось открытиями в палеонтологических работах Кювье и большим скачком в развитии зоологии. Его писания утверждали, что все внутренние органы и части тела находятся в связующей цепочке развития, то есть если поменяется функция одного из органов, то будет меняться и весь организм. Ведя разговор о том, что такое зоология, нельзя не упомянуть про эволюционные идеи Ч. Дарвина, которые окончательно одержали верх после публикации его работ.

Различия между растениями и представителями животного мира

Удивительная тема о сходстве животных и растений была подтверждена тестами по зоологии и исследованиями. Оказывается, у них больше общего, чем мы можем себе представить. Например, схожий химический состав клеток, да и сама конструкция организма - клеточная, похожий механизм обмена веществ.

Различия, конечно, преобладают в количестве, самые основные из них следующие:

  • В отличие от животных, растения получают питание посредством фотосинтеза.
  • У растений органы вегетативного строения, у животных же соматического.
  • Подвижности у растений нет, зато животные могут передвигаться в окружающем пространстве.
  • Рост растений продолжается всю жизнь, а у животных рост организма ограничен во времени.
  • Животным необходимо искать себе пропитание самим, в отличие от растений.

Изучение одноклеточных

Самой многочисленной группой животного мира являются одноклеточные организмы. Считается, что они - первые земные живые организмы. Простейшие могут отличаться не только по размеру (от 0,3 мкм до 20 см), но и по форме. Большинство из них имеют микроскопические параметры тела. Впервые одноклеточные были обнаружены А. Левенгуком, случилось это в 1673 году.

Главным натуралистом и великим ученым, безусловно, является Чарлз Дарвин. Такая честь ему оказана не спроста. Именно он определил движущие силы эволюции растительного и животного мира. Известно даже школьникам, что ими являются изменчивость, наследственные факторы и естественный отбор.

Под изменчивостью Дарвин подразумевал отсутствие одинаковых признаков у потомства одной и той же пары. Его исследования выявили различие и у растительных организмов и у животных, в отличие от прадедов, живших в древние времена. К примеру, все породы собак, по версии учебного, произошли от волков.

Изменчивость - это кардинальные отличия среди представителей какого-либо вида, причем не обязательно млекопитающих, но и других разнообразных живых организмов. Она может быть наследственной и ненаследственной, направленной и ненаправленной, групповой или индивидуальной, количественной либо качественной.

Наследственность в зоологии

Изучение зоологии беспозвоночных и позвоночных позволило сделать вывод о том, что определенные признаки могут передаваться из поколения в поколение, а иногда и «перескакивать». Именно по этой причине мы можем наблюдать передачу родинки на шее от отца к дочери. Но если некие признаки изменения организма были приняты в течение жизни, то следующее поколение их не получит. То есть приобретенной наследственности не существует. Если собаке отрезали хвост, изначально являвшийся длинным, то у ее щенков вырастет хвост нормальной длины. А вот порода с изначально короткими хвостами - это произошедшая мутация, отобранная для дальнейшего размножения искусственными силами, то есть человеком.

Естественный отбор

Если одомашненных животных человек обеспечивает едой и заботой, то дикие виды вынуждены бороться за свое выживание. В дикой природе большую роль играет не только выносливость, но и хитрость.

Например, зимой многим необходимо следить за сохранением тепла, дабы не замерзнуть насмерть. Для этого приходится наедать жировую прослойку, так как пища в этот период достаточно скудная. Кто-то заметит первым слабого зайца и съест его, а кто-то погибнет от голода. Выживает сильнейший. Это утверждение знакомо нам со школьной скамьи, и оно как нельзя лучше отображает суть естественного отбора. В результате этого мощного и основного эволюционного процесса количество особей с максимальной приспособленностью к условиям жизни увеличивается в популяции, а число тех, что имеют неблагоприятные признаки - уменьшается.

Развитие адаптаций

Понятно, что выживут только те, кто максимально смог приспособить свой организм к изменившимся условиям среды обитания.

Много особей умирает в младенческом возрасте, поэтому в дикой природе наличие большого потомства очень важно для выживания определенного вида. По опытам Ч. Дарвина можно понять, что остаются жить те организмы, которые получили определенные адаптации (приспособления), пусть даже и незначительные. Они могут развиться на уровне отдельной клетки, либо группы клеток, органов, либо как морфологическое или функциональное целое.

Примеров удивительных адаптаций в животном мире огромное количество. Чего только стоят аляскинские лягушки, которые буквально вмерзают на зиму в лед, они впадают в «криосон». Подобное состояние стало возможно благодаря особому строению печени.

Искусственный отбор - основной метод селекции

Что такое зоология, думаем, понятно. Как уже было сказано выше, данная наука тесно связана со многими биологическими дисциплинами, в том числе эволюцией и селекцией.

Искусственный отбор в зоологии обусловлен в первую очередь необходимостью выведения новых пород одомашненных животных: кошек, собак, птиц и так далее. Как это происходит? Когда в каком-либо потомстве заводчик находит интересный и отличительный новый признак, он тут же отгораживает его от размножения с "неправильными" особями и тем самым продолжает развивать уникальную мутацию. Например, выбирая собак только с короткими ногами, человек создал такую породу как такса. Если людям необходимы коровы с большим удоем, то тех, у кого молока всегда больше, отбирают и проводят только их размножение. То есть остаются только те отличия, которые выгодны людям. При естественном отборе все изменения в первую очередь полезны самим животным.

Зоология - наука о животных, составляет часть науки о живых существах, биологии.

Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп.

Отдел зоологии, посвященный изучению строения животных, носит общее название морфологии.

Изучение строения животного или известной группы животных, независимо от других, составляет предмет описательной анатомии; если же строение животных изучается путем сравнения различных форм, то эта отрасль зоологии получает название сравнительной анатомии; общей задачей последней является выяснение законов строения животных.

Тончайшее строение животных, изучаемое с помощью микроскопа, служит предметом особой отрасли морфологии - гистологии, но так как между изучением строения животных без вспомогательных оптических средств и изучением с помощью оптических приборов (простых и сложных микроскопов) не существует резкой, определенной границы, то и область гистологии не отграничена определенным образом от области анатомии.

Отправления тела животных составляют предмет физиологии; физиология может быть направлена к выяснению деятельности известного определенного организма, причем другие рассматриваются лишь настолько, насколько это необходимо для понимания явлений, происходящих в изучаемом животном, или же физиология, называемая в таком случае сравнительной, изучает всех животных с точки зрения их отправлений, стремясь выяснить общие законы изучаемых явлений.

Особый отдел физиологии животных составляет учение о психической жизни их - зоопсихология.

Отношения животных к окружающему миру составляют предмет биологии животных в тесном смысле слова (в более широком смысле биологией называется совокупность наук о живых существах); здесь мы тоже можем иметь дело или с биологией данного животного или с общей биологией животных, если исследуются общие законы соотношений между животными и окружающим миром, как органическим, так и неорганическим. Сюда относится изучение влияния на животных различных внешних условий: температуры, света, состава окружающей среды, ее физических свойств, давления, движения или неподвижности окружающей среды и т. д., а также отношений к другим организмам, которые являются их врагами, добычей, средством защиты, источником пищи и т. д.

Не ограничиваясь изучением животного в его взрослом, развитом состоянии, зоология рассматривает, как развивается животное прежде, чем достигнет взрослого окончательного состояния; эта отрасль зоологии называется историей развития, или онтогенией, или эмбриологией. В состав эмбриологии входит, как изучение явлений происходящих внутри яйца, собственно эмбриональное развитие, так и тех изменений, которые совершаются в животном затем - постэмбриональное развитие.

Взаимные отношения между животными могут рассматриваться с точки зрения происхождения их; отрасль зоологии, стремящаяся выяснить, как развивалось животное царство, путем каких изменений и под влиянием каких факторов вырабатывались новые формы животной жизни и в каких отношениях генетических (по происхождению) стоят между собою различные группы животных, - носит название филогении животных. Задачей ее является установление генеалогии животного царства.

Существенную роль по отношению к сравнительной анатомии и к филогении животных играет изучение ископаемых остатков животных, живших в прежние геологические эпохи - палеонтология животных или зоопалеонтология.

Важную отрасль зоологии представляет в новейшее время учение о распределении животных на земле - география животных или зоогеография. На основании фактов распределения животных и с помощью палеонтологии, геологии и общей биологии животных зоогеография стремится выяснить причины и законы современного распределения животных. С точки зрения современных воззрений на происхождение животного царства распределение животных есть такой же результат ряда предшествующих условий, как и самое строение животных; вместе с тем, зоогеография является ценным критерием для проверки положений теорий происхождения животных.

Все перечисленные отрасли зоологии находятся в тесной связи между собою, преследуя свои специальные цели.

Вся зоология распадается на общую и специальную.

Предметом первой служит изучение данных и законов, относящихся ко всему животному миpy; предметом второй является детальное изучение отдельных групп на основании общих воззрений зоологии.

Отделы специальной зоологии носят особые названия по тем группам, которым посвящены: наука о млекопитающих - маммология, о птицах - орнитология, о пресмыкающихся - герпетология, о земноводных - батрахология, рыбах - ихтиология, моллюсках - малакология, насекомых - энтомология, пауках - арахнология, глистах - гельминтология, губках - спонгиология; другие подобные названия менее употребительны.

От теоретической зоологии, имеющей целью чисто научное изучение животных следует отличать прикладную зоологию. Опираясь на данные теоретической зоологии, прикладная зоология изучает животных исключительно с точки зрения экономических интересов человека, с точки зрения их пользы или вреда (прямых или косвенных), способов охранения, размножения или напротив, истребления их. Весьма важное значение получили две отрасли прикладной зоологии - прикладная энтомология (наука о насекомых) и прикладная ихтиология (наука о рыбах).

Зоология (от греч. «зоон» - животное и «логос» - учение) - это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов. Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная - 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые. Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие - в воде, третьи - в воздухе. Многие животные обитают в земле.

Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.

Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные - источник пищи, шерсти, кожи. Животные широко используются для научных исследований - на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные - помощники человека в труде, спорте, отдыхе. И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.

Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.

Среди животных есть одноклеточные организмы, колониальные и многоклеточные виды.

Между растениями и животными наблюдается много общих черт:

  1. все они имеют клеточное строение и сходный химический состав;
  2. общность происхождения одноклеточных форм;
  3. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);
  4. рост и способы размножения;
  5. раздражимость;
  6. передача наследственной информации.

Однако между растениями и животными есть существенные различия.

Различия между растениями и животными
Зеленые растения Животные
Способ питания
Автотрофный (фотосинтез). Гетеротрофный.
Обмен веществ
Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических веществ. Идет за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей.
Клетка
Имеет целлюлозную стенку, пластиды и вакуоли с клеточным соком. Запасные вещества в виде крахмала. Целлюлозной стенки нет, есть тоненькая, называемая гликокализ, нет хлоропластов, вакуолей с клеточным соком. Запасные вещества в виде гликогена.
Ткани
Образовательпая, покровная, механическая, основная, проводящая. Межклеточное вещество отсутствует. Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Имеется межклеточное вещество.
Система органов
  • Вегетативные : корень, стебель. лист.
  • Репродуктивные : цветок, семя, плод.
  • Соматические : опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная и нервная.
  • Репродуктивные : половая.
Способность к передвижению
Неподвижны. Имеются лишь ростовые движения.

Активно передвигаются. Имеют амебоидные, жгутиковые, ресничные и мышечные движения.

Способность к росту
Растут на протяжении всей жизни. Растут в основном лишь в молодом возрасте.
Активность в поисках пищи
Не активны. Активны.
Циклы развития
Зигота - зародыш - проросток - молодое растение - плодоносящее растение - стареющее растение - отмершее растение. Зигота - зародыш - детеныш (личинка)- молодое животное - взрослое животное - половозрелое активное животное - стареющее животное - умершее животное.

Отмеченные различия произошли в процессе эволюции (исторического пути развития) в результате расхождения признаков. Сходство доказывается родством и единством происхождения.

Класс :7

Раздел: Общие сведения о мире животных. (1).

Теме: Зоология - наука о животных

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами поведения в ка-бинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представ-ление о месте биологии в системе естественных наук, структуре на-уки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многооб-разии живых организмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и жи-вотных, дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих животный мир; пока-зать многообразие животных на земле, их связь с окружающей сре-дой; дать представление о значении животных в природе и жизни че-ловека.

Оборудование : таблицы с изображением растений, животных, грибов, лишайников, геохронологическая шкала, презентация.

Ключевые понятия и термины: Зоология, морфология, анатомия, цитология, физиология, эмбрио-логия, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогео-графия, этология.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

1. Зоология (от греч. «зоон» - животное, «логос» - учение) - раз-дел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, стро-ения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека.

Современная зоология - система наук о животных. Среди них мор-фология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение орга-низмов, цитология - их клеточное строение; физиология изучает дея-тельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Основы эмбриологии рассматривают индивидуальное развитие организмов, сис-тематика - классификацию животных. Важную часть зоологии составля-ет экология, рассматривающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология изу-чает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: ге-нетики, изучающей закономерности наследственности, зоогеографии - распространение животных, этологии - их поведение.

Зоология изучает различные группы животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. Особый мир животных представляют простейшие.

2. Сходство и различие животных и растений

Животные имеют много общих черт с другими живыми организмами. Важнейшие из них следующие: клеточное строение; способность к пи-танию, дыханию, выделению; а также обмен веществ между организ-мом и окружающей средой, размножение, рост, развитие. Животные отличаются от растений по следу-ющим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отли-чие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сооб-ществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Живот-ные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно пере-двигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные ос-воили все среды обитания: водную, наземную, подземную и воздушную.

3. Многообразие животных

4. Значение животных. Дикие и домашние животные

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сооб-ществах. Велика роль в природе животных - опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим. Многие животные распро-страняют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхоже-сти, и распространяются на большие расстояния.

Итак, современная зоология - это система наук, имеющих важ-ное теоретическое и практическое значение. Основы ее излагают-ся в настоящем учебнике.

IV. Закрепление знаний, умений, навыков.

1.Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2. Рассмотрите рисунки 1,8 и назовите внешние признаки приспособленно-сти отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а так-же в организме других животных.

3.Используя рисунок, составьте план рассказа о многообразии и особен-ностях внешнего строения животных.

4. Какие признаки жизнедеятельности характерны для животных? В чем от-личие их от растений?

5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и извест-ные вам способы борьбы с ними.

V. Итог урока.

VI. Задание на дом .

Дома: § 1

В тетради записать значение животных.

Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов», «Признаки живого».