Смотреть что такое "посетить" в других словарях

Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом изучения и интерпретации, именно он требует активности восприятия от читателя и от исследователя.

Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность и цельность.

По мнению Лотмана, художественный текст, который является основным объектом филологического анализа, характеризуется этими свойствами, распространяемыми на все тексты, но выделяется в их составе рядом особых признаков.

В художественном тексте, в отличие от других текстов, внутритекстовая действительность имеет креативную природу, т.е. создана воображением и творческой энергией автора, носит условный характер. Изображаемый в художественном тексте мир соотносится с действительностью лишь опосредованно, отображает, преломляет, преобразует ее в соответствии с интенциями автора. Референция в художественном тексте обычно осуществляется к объектам возможных миров, моделируемых в произведении.

Художественный текст представляет собой сложную по организации систему. С одной стороны, это частная система средств общенационального языка, с другой стороны, в художественном тексте возникает собственная кодовая система, которую читатель должен расшифровать, чтобы понять текст.

Согласно Винокуру, в художественном тексте все стремится стать мотивированным со стороны значения. Здесь все полно внутреннего значения и язык означает сам себя независимо от того, знаком каких вещей он служит. На этой почве объясняется столь характерная для языка искусства рефлексия на слово. Поэтическое слово, в принципе, есть рефлектирующее слово. Поэт как бы ищет и открывает в слове «ближайшие этимологические значения», которые для него ценны не своим этимологическим содержанием, а заключенными в них возможностями образного применения. Эта поэтическая рефлексия оживляет в языке мертвое, мотивирует немотивированное.

Единицы, образующие художественный текст, в рамках этой частной эстетической системы приобретают дополнительные «приращения смысла», или «обертоны смысла». Этим определяется целостность художественного текста.

Все элементы текста взаимосвязаны, а его уровни обнаруживают или могут обнаруживать изоморфизм. Так, по мнению Р.Якобсона, смежные единицы художественного текста обычно обнаруживают семантическое сходство. Поэтическая речь «проецирует принцип эквивалентности с оси селекции на ось комбинации». Эквивалентность служит одним из важнейших способов построения художественного текста: она обнаруживается в повторах, определяющих связность текста, привлекающих читателя к его форме, актуализирующих в нем дополнительные смыслы и раскрывающих изоморфизм разных уровней.

Художественный текст связан с другими текстами, отсылает к ним или вбирает в себя их элементы. Эти межтекстовые связи влияют на его смысл или даже определяют его. Учет межтекстовых связей может служить одним из «ключей» к интерпретации литературного произведения. Межтекстовые связи выявляют подтекст произведения и определяют его полифонию, которая обусловлена обращением к «чужому» слову с присущими ему смыслами и экспрессивно-стилистическим ореолом.

В своей работе мы будем придерживаться мнения, что художественный текст представляет собой частную эстетическую систему языковых средств, характеризующуюся высокой степенью целостности и структурированности. Он уникален, неповторим и в то же время использует типизированные приемы построения. Это эстетический объект, который воспринимается во времени и имеет линейную протяженность.

Как ни важно изучение речевой организации текста (выявление основных единиц текста, способов изложения), это изучение не может оказаться полным и адекватным, если оставить без внимания такое важное для текстообразования и текстовосприятия понятие, как авторская модальность, скрепляющая все единицы текста в единое смысловое и структурное целое.

Модальность на уровне предложения-высказывания достаточно изучена и определяется обычно как категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания (субъективная модальность) и отношение последнего к действительности (объективная модальность). В первом случае модальность создается специфическими модальными словами, частицами, междометиями (к счастью, к сожалению, увы, ведь и др.); во втором случае модальность создается прежде всего формами наклонения глаголов и словами, выражающими значение утверждения, возможности, пожелания, приказания и др. Объективная модальность, по сути, отражает, как говорящий (автор) квалифицирует действительность - как реальную или ирреальную, возможную, желаемую и др. Таким образом, модальность реализуется на лексическом, грамматическом и интонационном уровне.

Адекватная интерпретация художественного текста, даже если его филологический анализ не выходит за пределы текстовой данности, не может не учитывать авторскую позицию, или авторскую модальность, так или иначе выраженную в произведении.

Слово «автор» употребляется в литературоведении в нескольких значениях. Прежде всего, оно обозначает писателя, реально существующего человека. В других случаях слово «автор» может означать некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение. Наконец, это слово используется для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров и родов. Так, иногда под словом «автор» подразумевают повествователя. В учебной литературе повествователь и автор часто практически отождествляются. В научной традиции все три понятия - «повествователь», « рассказчик» и «образ автора» - свободно смешивал В.В. Виноградов.

Как ни важно изучение речевой организации текста, это изучение не может оказаться полным и адекватным, если оставить без внимания такое важное для текстообразования и текстовосприятия понятие, как авторская модальность, скрепляющая все единицы текста в единое смысловое и структурное целое. Модальность реализуется на лексическом, грамматическом и интонационном уровнях.

Объективная модальность, по сути, отражает как говорящий квалифицирует действительность - как реальную или ирреальную, возможную, желаемую и др. Восприятие личности автора через формы ее воплощения в тексте - процесс двунаправленный. Он сориентирован на взаимоотношении автора и читателя.

По мнению Валгиной, текст нельзя понимать узко, только как формальную организацию тема-рематических последовательностей. Текст действительно состоит из этих последовательностей, но он есть нечто большее: текст есть единство формальных и содержательных элементов с учетом целевой установки, интенции автора, условий общения и личностных ориентаций автора - научных, интеллектуальных, общественных, нравственных, эстетических и др.

Таким образом, модальность текста - это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю.

С категорией модальности тесно связано понятие «образа автора» - конструктивного признака текста. Это понятие давно известно филологической науке. Особенно много внимания уделил его раскрытию В.В. Виноградов еще в 30-е годы XX века. Многие обращались к этому понятию, однако до сих пор полной ясности здесь нет. Образ автора - это сквозной образ произведения, его глубинный связующий элемент, который способствует объединению в единое целое отдельных частей, пронизывает его единым сознанием, единым мировоззрением, единым мироощущением. Очень важно помнить, что автор как конкретная реальная личность со совей биографией, собственным характером, слабостями и достоинствами и автор, представленный в образе автора, отнюдь не тождественны. Образ автора, в отличие от личности писателя, входит наравне с образами персонажей в художественную структуру произведения. Как каждый образ, это обязательное отвлечение от биографической реальности.

Принципиально новая концепция автора как участника художественного события принадлежит М.М. Бахтину. Он полагал, что автор в своем тексте «должен находиться на границе создаваемого им мира как активный творец его, ибо вторжение его в этот мир разрушает его эстетическую устойчивость» (Бахтин 1979: 166). По Бахтину, автор, пользуясь языком как материей и преодолевая его как материал, в соответствии со своим внутренним зданием выражает некое новое содержание.

Согласно Валгиной, понятие «образ автора» высвечивается при выявлении и вычленении других понятий, более определенных и конкретных - производитель речи, субъект повествования. Вершиной этого восхождения и оказывается образ автора. Производитель речи - субъект повествования - образ автора - такая иерархическая расчлененность помогает постижению сущности искомого понятия, т.е. образа автора. Образ автора создается в литературном произведении речевыми средствами, поскольку без словесной формы нет и самого произведения, однако этот образ творится читателем. Он находится в области восприятия заданного автором, причем заданного не всегда по воле самого автора.

Субъектом речи может быть собственно автор, рассказчик, повествователь, издатель, различные персонажи. Однако все это объединятся, высвечивается отношением автора - мировоззренческим, нравственным, социальным, эстетическим. Это воплощенное в речевой структуре текста личностное отношение к предмету изображения и есть образ автора, тот цемент, который соединяет все элементы текста единое целое. Л.Н. Толстой писал: «Цемент, который связывает всякое художественное произведение одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, не есть единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету».

Образ автора - это не субъект речи, часто он даже не называется в структуре произведения. Это «концентрированное воплощение сути произведения», как считал Виноградов, или «нравственное самобытное отношение автора к предмету изложения» по мнению Толстого.

Валгина предлагает такое определение: личностное отношение к предмету изображения, воплощенное в речевой структуре текста, - и есть образ автора.

Каждый авторский текст характеризуется общим, избираемым способом организации речи, избираемым часто неосознанно. Так как этот способ присущ личности, именно он и выявляет личность. В одних случаях это открытый, оценочный, эмоциональный строй речи в других - отстраненный, скрытый: объективность и субъективность, конкретность и обобщенность-отвлеченность, логичность и эмоциональность, сдержанная рассудочность и эмоциональная риторичность - вот качества, характеризующие способ организации речи. Таким образом, создается индивидуальный, неповторимый образ автора, или, точнее, образ его стиля.

Исследовать образ автора можно и в другом ракурсе. Ключ к этому понятию не только в творчестве самого автором, но и в том, как это воспринимается читеталями. Поскольку в восприятии всегда идет накопление каких-то впечатлений, которые, в конце концов, приводят к некоторым обобщениям, то и в данном случае можно прийти к выводу о возможности обобщенного восприятия на базе данного индивидуального, т.е. о возможности восприятия обобщенного образа автора. А если так, то этот образ может подвергаться деформации или разные образы могут поддаваться типизации, приобретая типологические характеристики. Например, образ автора подвергается деформации, когда на него наслаивается и в него проникает образ исполнителя (артиста, чтеца, декламатора, педагога) (частично об этом говорил В.В.Виноградов).

Восприятие одних и тех же предметов, явлений может быть различным у разных авторов. Как считал Салтыков-Щедрин «один булыжник видит под ногами, другой - звезду, упавшую с небес». Делая одно и то же дело, один камни тешит, другой - строит дворец. Именно эта человеческая суть закладывается в образе автора, когда личность начинает творить.

В.Б. Катаев в статье «К постановке проблемы образа автора» сделал важное замечание: «Видеть возможность только лингвистического описания образа автора было бы неверно. Человеческая сущность автора сказывается в элементах, которые, будучи выражены через язык, языковыми не являются».

Это замечание оказалось достаточно важным. Конечно, образ автора следует искать «в принципах и законах словесно-художественного построения» (по В.В.Виноградову), но образ автора, как и глубинный смысл произведения, больше воспринимается, угадывается, воспроизводится, чем читается в материально представленных словесных знаках.

Реальный автор, приступая к написанию, имеет определенную цель или задание: либо сам себе ставит эту задачу, либо получает ее извне. С этого момента начинается творчество: под давлением жизненного материала (идеи, содержания, которые уже сложились в сознании, в воображении) автор ищет, нащупывает соответствующую ему форму, т.е. форму представления этого материала. Остается решить, как выразить эту форму. Выявляя свое личностное начало или скрывая его, отстраняясь от написанного, будто бы это вовсе и не его, автора, создание. Автор научного сочинения часто прячется за скромное «мы» («мы полагаем»; «нам представляется») либо вообще избегает какого-либо указания на связь со своей личностью, используя безличностную форму представления материала. Так, с точки зрения автора, создателя текста, усиливается степень объективности излагаемого мнения.

Итак, субъект повествования избирается, но, уже будучи избранным, найденным, конструируется речевыми средствами, способными его воплотить, создать. Такая разность в представлении субъекта повествования, в выборе формы (речевой, в первую очередь) этого представления и закладывает фундамент построения образа автора. Это высшая форма индивидуализации авторства в градации «производитель речи - субъект повествования - образ автора». Такая дифференциация поможет избежать смешения и смещения этих связанных друг с другом понятий.

ОБРАЗ АВТОРА в широком смысле - понятие, употребляемое как примерно равнозначное понятию авторской позиции в произведении или же еще более широкому понятию “автор” - не биографический, не автор-творец, а “идейно-эмоциональное средоточие, формальносодержательный центр художественного произведения... его неразложимое смысловое ядро...”. Языковед Г.О. Винокур в статье 1945 г. “Об изучении языка литературных произведений” даже заявлял: “В конце концов образ автора определяется всей сложной совокупностью явлений, создающих ту или иную литературную обстановку, т.е. его литературной школой, его эстетическими воззрениями и т.д. Громадное значение здесь принадлежит той общей эстетике языка, которой характеризуется творческий метод автора, т.е. тому, например, относится ли он к слову, как к чистому знаку мысли (Пушкин), или же слово у автора “музыкальное” (Фет), “изобразительное” (Гоголь), “орнаментальное” (Лесков) и т.д. Понятие авторской индивидуальности может быть расширено до каких угодно историко-литературных пределов, т.е. ее можно понимать не только в применении к одному отдельному автору, но и к целой плеяде авторов, к литературному направлению, эпохе и т. д.”. В любом случае, по Винокуру, имеются в виду «известные индивидуальные свойства речи, то, что называлось когда-то “слогом” в отличие от “языка”». Это одновременно очень широкое и очень узкое понимание “образа автора”, отождествляемого к тому же с “авторской индивидуальностью”.

М.М. Бахтин возражал против подобных пониманий образа автора, резонно говоря, что создающий, изображающий не может быть создаваемым, изображаемым. В одной работе он назвал этот термин неудачным, в другой попробовал уточнить: “Так называемый образ автора - это, правда, образ особого типа, отличный от других образов произведения, но это образ, а он имеет своего автора, создавшего его. Образ рассказчика в рассказе от я, образ героя автобиографических произведений (автобиографии, исповеди, дневники, мемуары и др.), автобиографический герой, лирический герой и т.п. Все они измеряются и определяются своим отношением к автору-человеку (как особому предмету изображения), но все они - изображенные образы... Мы можем говоритьо чистом авторе в отличие от автора частично изображенного, показанного, входящего в произведение как часть его”.

Один из последователей Бахтина продолжает уточнять: образ автора не следует смешивать с повествователем и рассказчиком. Написал “Евгения Онегина” Пушкин, который в романе как реальный человек не может присутствовать. “Тот, кто обращается к читателю со словами “Теперь мы в сад перелетим, / Где встретилась Татьяна с ним”, конечно, - повествователь, а тот персонаж, который на берегу Невы вспоминает с Онегиным “начало жизни молодой”, - образ автора, изображенное “лицо с особой биографией” (“Ho вреден север для меня”)... “Образ автора” создается подлинным автором (творцом произведения) по тому же принципу, что и автопортрет в живописи”.

В этом конкретном смысле образ автора (как персонаж) позволительно видеть не только в пушкинском романе, но и в “Реквиеме” Ахматовой: там, кроме собирательного образа матери, есть и образ женщины-поэта исключительного таланта и мужества, которая одна может с такой силой “это описать” и заслуживает памятника, как реальный человек. Близок к образу автора повествователь (офицер-литератор) в “Герое нашего времени”. А в “Василии Теркине” Твардовского даже в четырех главах, названных “От автора”, зачастую присутствует скорее повествователь, чем образ автора, лишь в главе “О себе” сконцентрированы автобиографические черты последнего: вспоминается имя-отчество школьного учителя, говорится о судьбе семьи на момент создания главы (“Мать, отец, родные сестры / У меня за той чертой”) и т.д. В рассказе А.И. Солженицына “Матренин двор” Игнатич - автобиографический персонаж, вымысла в рассказе фактически нет, но герой не подан как образ автора, мир произведения строго объективирован, о создании рассказа автором в самом тексте речь не идет, отчество писателя заменено на другое, только похожее.

  • ПОСЕТИТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -ешу, -етишь; -ещенный (-ен, -ена); сов., кого-что. 1. Прийти к кому-н., куда-н., побывать у кого-н., где-н. П. знакомого. Больного …
  • ПОСЕТИТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    посети"ть, посещу", посети"м, посети"шь, посети"те, посети"т, посетя"т, посетя", посети"л, посети"ла, посети"ло, посети"ли, посети", посети"те, посети"вший, посети"вшая, посети"вшее, посети"вшие, посети"вшего, посети"вшей, …
  • ПОСЕТИТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ПОСЕТИТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: побывать, навестить, проведать, …
  • ПОСЕТИТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    || бог посетил, сон …
  • ПОСЕТИТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    сов. перех. см. …
  • ПОСЕТИТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    посет`ить, посещ`у, …
  • ПОСЕТИТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    посетить, посещу, …
  • ПОСЕТИТЬ в Орфографическом словаре:
    посет`ить, посещ`у, …
  • ПОСЕТИТЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    прийти к кому-нибудь, куда-нибудь, побывать у кого-нибудь, где-нибудь П. знакомого. Больного посетил врач. П. музей. посетить 3! (о чувствах, ощущениях) …
  • ПОСЕТИТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    посещу, посетишь, сов. (к посещать), кого-что (книжн.). 1. прийти куда-н. с какой-н. целью, побывать где-н. или у кого-н. Посетить знакомых. …
  • ПОСЕТИТЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    посетить сов. перех. см. …
  • ПОСЕТИТЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    сов. перех. см. …
  • ПОСЕТИТЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    сов. перех. см. …
  • ЛИССАБОН
    ПОРТУГАЛИЯ Лиссабон (в переводе с португальского "Любимая бухта") - столица, главный город и порт Португалии - расположен на атлантическом побережье, …
  • АФИНЫ в Справочнике Городов и столиц мира:
    ГРЕЦИЯ Аттика, или Аттическая равнина, со всех сторон окружена горами: с запада это Эгалеос (465 м), с севера Парнет (1413 …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий Радонежский (1314 - 1392), игумен, преподобный. Память 5 июля, 25 …
  • ГЕНОВЕФА ПАРИЖСКАЯ в Православной энциклопедии Древо.
  • АФОН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святая гора Афон (Athos) , единственная в мире православная монашеская "республика", входит в состав Греческой республики …
  • ШПИЦБЕРГЕН
    обширный полярный архипелаг, расположенный между 76°26" и 80°50" северной широты и 10° и 32° восточной долготы от Гринича. Состоит из …
  • МЕККА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Мекка (Mekka, Makka, Om-el-Kora y apaбов, т. е. мать городов) -священный гор. магометан, родина Магомета, поставившего каждомуправоверному в обязанность хоть …
  • БЭРТОН, РИЧАРД-ФРЭНСИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Burton) — английский путешественник, писатель и лингвист; род. в 1821 в Гертшире; довершив свое образование в Германии и Франции, поступил …
  • ЗАЙТИ в Энциклопедическом словаре:
    , -йду, -йдешь; зашел, зашла- зашедший; -йдя; сов. 1. Идя, по пути побывать где-н., посетить кого-н., а также (разг.) вообще …
  • ЯПОНИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ШПИЦБЕРГЕН
    ? обширный полярный архипелаг, расположенный между 76¦26" и 80¦50" северной широты и 10¦ и 32¦ восточной долготы от Гринича. Состоит …
  • МЕККА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Mekka, Makka, Om-el-Kora у арабов, т. е. мать городов) ? священный город магометан, родина Магомета, поставившего каждому правоверному в обязанность …

Посетить

Посетить

бог посетил, сон посетил..


Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999 .

Посетить

попроведать, перебывать, объехать, побывать, прийти, зайти на огонек, навестить, наведаться, наведать, сделать визит, нанести визит, заглянуть на огонек, приехать с визитом, заглянуть, прийти с визитом, проведать, сходить, забрести, зайти, пожаловать


Словарь русских синонимов .

Посетить

побывать где, у кого, навестить, проведать, наведаться куда, к кому, сделать (или нанести) визит кому, прийти (или приехать) с визитом куда, к кому

см. также 2

Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. - М.: Русский язык. З. Е. Александрова . 2011 .

Посетить

гл. сов.

Побывать


Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 - Информатик. 2012 .


Смотреть что такое "посетить" в других словарях:

    ПОСЕТИТЬ, посещу, посетишь, совер. (к посещать), кого что (книжн.). 1. Прийти куда нибудь с какой нибудь целью, побывать где нибудь или у кого нибудь. Посетить знакомых. Посетить Кавказ. 2. перен. О событиях, о чьих нибудь переживаниях: прийти,… … Толковый словарь Ушакова

    ПОСЕТИТЬ, ещу, етишь; ещённый (ён, ена); совер., кого (что). 1. Прийти к кому н., куда н., побывать у кого н., где н. П. знакомого. Больного посетил врач. П. музей. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), перен. О чувствах, ощущениях: появиться,… … Толковый словарь Ожегова

    посетить - выставку посетить участие посетить выставку участие … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    посетить - ▲ побывать (где) с целью посетить побывать где л. с какой л. целью (посещать библиотеку). зайти. захожий (# человек). забрести. заглянуть (# к приятелю). на огонек зайти к кому. разг: завернуть. заскочить. забежать. залететь. выбраться куда (#… … Идеографический словарь русского языка

    1 л. ед. ч. посещу (с цслав. щ), укр. посiтити, ст. слав. посѣтити, посѣштѫ ἐπισκέπτεσθαι (Мар., Еuсh. Sin.). По видимому, произведено от *сѣтъ гость, родственного греч. ἕταρος товарищ по оружию и т. д., ἑταίρα спутница, подруга, наряду с греч … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Сов. перех. см. посещать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Посетить, посещу, посетим, посетишь, посетите, посетит, посетят, посетя, посетил, посетила, посетило, посетили, посети, посетите, посетивший, посетившая, посетившее, посетившие, посетившего, посетившей, посетившего, посетивших, посетившему,… … Формы слов

    Глаг., св., употр. сравн. часто Морфология: я посещу, ты посетишь, он/она/оно посетит, мы посетим, вы посетите, они посетят, посети, посетите, посетил, посетила, посетило, посетили, посетивший, посещённый, посетив см. нсв … Толковый словарь Дмитриева

    посетить - Заимств. из ст. сл. яз. Преф. производное от сѣтити «посещать», суф. производного от сѣть «гость» в др. рус. памятниках еще известного … Этимологический словарь русского языка

    посетить - посет ить, посещ у, посет ит … Русский орфографический словарь

Книги

  • 501 уголок дикой природы, который надо посетить , Бэкхаус Ф., Туссен Д. и др.. Для знакомства с дикой природой не обязательно уезжать за тысячи километров от дома. Близлежащий лес, такой знакомый при дневном свете, полностью преображается ночью, когда на охоту…
  • 501 Уголок дикой природы который надо посетить , Фогерти, Кирен, Бэкхаус, Фид, Туссен, Джо. Для знакомства с дикой природой не обязательно уезжать за тысячи километров от дома. Близлежащий лес, такой знакомый при дневном свете, полностью преображается ночью, когда на охоту…