Сравнение происхождения русских украинцев и белорусов. Украинцы и русские - не один народ. Но как быть при этом с мифом про «славян-русских»

Почти четверть века спустя после вердикта суда общественное мнение так и не готово однозначно ответить: Овечкины - бандиты или страдальцы?

Сообщение о том трагическом весеннем дне 1988-го появилось через 36 часов: "Пресечена попытка захвата авиалайнера. Большая часть преступников уничтожена. Имеются погибшие. Пострадавшим на месте оказана помощь. Прокуратурой СССР возбуждено уголовное дело". На третьи сутки выяснится: стюардесса и трое пассажиров застрелены, четверо террористов и их мать покончили с собой, десятки людей покалечены, самолет сгорел дотла. И - невероятное: угонщики - многодетная джазовая семья, прославленные иркутские "Симеоны".

В художественной киноверсии Дениса Евстигнеева "Мама" никто из них, рванувших за три года до распада страны к закордонному счастью, не умирает. Оставшиеся на воле и те, кто на время лишился ее, в один прекрасный момент собираются вокруг матери, и пока бегут финальные титры, невольно думаешь: а если б в реальной жизни эпоха перемен наступила пораньше? Может, тогда вообще не случилось бы ни смертей, ни тюрьмы, ни последующих потерь?

Пороховое наследство

Видели, что осталось от избушки их детства на улице Детской, 24? Жуткая метафора. А поначалу счастье там, казалось, било ключом...

Преподаватель Иркутского госуниверситета Татьяна Зырянова, в начале 80-х редактор Восточно-Сибирской студии кинохроники, по сути, и открыла Овечкиных.

Так вот о счастье... Жуткий застой, тоска, вдруг на одном из смотров самодеятельности вижу семерых братьев, творящих джаз! Девятилетний Миша - на маленьком тромбоне, купленном в цирке лилипутов, пятилетний Сережка - на крохотном банджо! Я сразу сказала себе: "Снимать - немедленно!" Обратилась с идеей к документалистам Герцу Франку и Владимиру Эйснеру, и стали мы делать картину "Семь Симеонов", которая (как потом и трагическое продолжение - "Жили-были Семь Симеонов") обойдет весь мир. Домой к ребятам пришли - вся дружная команда траву косит, воду таскает в хлев. Они ведь жили в предместье Рабочем, а это, хоть и в городе, - деревенька. На восьми своих сотках овощи выращивали, трех коров держали, пять свиней, кур, кроликов. Нинель Сергеевна встретила по-доброму. Делилась: хочу, мол, чтоб дети тепло в душе сохранили и всегда были вместе. В ходе съемок, однако, ожесточилась. Выдвинула условие: "Оплатите мне зубы вставные". Мы оформили ее консультантом. Потребовала увеличить гонорар. Оформили и дочку - Ольгу. В итоге фильм матери все равно не понравился. "Вы нас унизили, - заявила. - Овечкины артисты, а не крестьяне". Но в душу ведь не полезешь - мы и не спорили...

Душа главы семейства так и останется потемками. Впрочем, некоторые истоки ее железного характера все-таки прояснятся. То, например, что в 43-м маму пятилетней Нинель, вдову фронтовика, застрелил пьяный сторож. За восемь картофелин, выкопанных в колхозном поле. Мечту о большой родне девочка воплотит после детдома в собственном потомстве. Когда вторая дочь появится мертвой, твердо решит: абортов не делать. И, несмотря на больное сердце и астму, родит еще десятерых. Никого никогда не шлепнет, ни на кого голоса не повысит. Кричала, только когда пьяный муж начинал палить по ним из ружья. И то - лишь одно слово-команду: "Ложись!" "Отца не стало, она и за маму была, и за папу, - скажет повзрослевшая Татьяна. - Ласковая была, но и строгая: мы не пили, не курили, по кино и танцам не бегали".

И соседи, и одноклассники подтверждают: мир за забором был не важен для них - только семья.

Красный день календаря

Она всем улыбалась. Мать-героиня, гордая за себя и свою разновозрастную - от девяти до тридцати двух лет - ораву. Трое из четырех дочерей шли сейчас рядом вслед за семью братьями, которых в зале ожидания, конечно же, узнавали и с восторгом приветствовали. Контрабасный футляр в рентгеноскоп не протиснулся. "Да проходите уже, артисты", - умиленно махнула девушка на досмотре.

Было восьмое марта. Красный день календаря. Кто ж мог подумать, что на сей раз эквиваленту праздничной даты суждено обрести буквальный смысл. В восстановленный следствием хронометраж, зафиксировавший смесь наивного расчета, безумия и жестокости, и сегодня трудно поверить.

13.09. Ту-154 с бортовым номером 85413, следующий по маршруту Иркутск - Ленинград, совершает промежуточную посадку в Кургане. Саша и Олег играют в шахматы. Дима показывает стюардессе Тамаре Жаркой семейные фото. 13.50. После взлета передает ей записку для экипажа: "Следовать в Англию - Лондон. Не снижаться, иначе самолет взорвем. Вы - под нашим контролем". Она смеется: "Это ведь шутка?" Он достает из футляра обрез: "Все - на места!" 15.01. Земля - командиру: "Сядете на военном аэродроме Вещево под Выборгом, угонщиков дезинформируйте - в обмен на освобождение пассажиров гарантируется пролет в Хельсинки". 15.50. Самолет накреняется. "Это маневр, - успокаивает бортпроводница. - Топлива не хватает, идем на дозаправку в финский город Котка. 16.10. Визг тормозов. Дмитрий вглядывается в запотевший иллюминатор. За бензовозом с русским словом "огнеопасно" - наши солдаты. 16.15. Он бросается к Жаркой и убивает в упор. 16.24. "Ни с кем не говорить! - кричит мать. - Брать кабину! Нам терять нечего!"

Больше двух часов безуспешно крушили складной лестницей бронированную пилотскую дверь. Она отворится внезапно: пробравшиеся через смотровые форточки "штурмовики" - дилетанты, обычные бойцы внутренних войск, - прикрываясь щитами, ворвутся в салон, заливая его беспорядочным шквальным огнем. Одновременно другие, проникшие в хвостовой люк, атакуют сзади.

Зажатый дикой сутолокой Игорь умудряется спрятаться в туалете. Подростки Таня и Миша, малыши Ульяна и Сергей, раненый шальной пулей, в ужасе жмутся к беременной Ольге. У них на глазах Василий покончит с матерью, выстрелив по ее же приказу в голову, после чего, сцепившись за руки с Дмитрием, Олегом и Сашей, замкнет провода бомбы. Но взрыв лишь опалит брюки и подожжет кресла. Тогда каждый из четверых поочередно, по возрастному ранжиру направит ствол на себя и спустит курок. 26-летний Василий будет последним.

Тем временем выпрыгивавших из горящего самолета людей на земле встречали удары солдатских сапог и прикладов. "Мать Овечкиных вела себя как волчица, - скажет потом потерявшая в этом аду ногу Марина Захвалинская. - Но то, что творили штурмовавшие..."

Трое пассажиров погибли, 36 получили ранения, 14 из них были госпитализированы с тяжелейшими переломами, в том числе позвоночника. Однако когда начальника штаба группы захвата попросят об интервью, он задохнется от возмущения: "Чтобы милиция вам комментировала?! Не будет этого! Я сейчас в обком позвоню!"

Под выездное заседание Леноблсуда почти на три недели приспособили бывший кассовый зал иркутского аэропорта. К уголовной ответственности привлекались выжившие совершеннолетние - Ольга и Игорь. Несмотря на письма некогда благодарных зрителей, требоваших "Повесить! На площади привязать к верхушкам берез и расстрелять!", ему дали восемь лет, ей - шесть.

Вскоре в неволе у Ольги родится Лариса, которую, как накануне и братьев-сестер - Мишу, Сережу, Татьяну, Ульяну - заберет в свою большую семью Людмила. Самая старшая из Овечкиных, выйдя замуж, она давно переехала из иркутского домика детства в домик у кладбища на окраине шахтерского городка Черемхово. Восьмого марта отдыхала от трудов на обогатительной фабрике, девятого собиралась всех навестить...

Иллюзий маленький оркестрик

Название коллективу придумал Василий, вспомнивший сказку из "Родной речи" о семи братьях, каждый из которых делал свою работу. Это он, уловив перспективу, обратится к опытному педагогу Владимиру Романенко, подготовившему самоучек к джазовым фестивалям в Тбилиси, Кемерово, Москве. Он же перед рижским фестивалем от услуг Романенко откажется: "Руководить буду сам".

Местная власть окрылена: мгновенно прославившийся семейный диксиленд, этакий сибирский сувенир-матрешка - уникальный пример преимуществ советского образа жизни, жирная галочка в отчетах. Выступать с платными концертами Овечкиным не разрешают, зато дают две трехкомнатные квартиры, талоны на дефицит, помогают с инструментами. Старших без экзаменов "прописывают" в Гнесинке. Но уже через год Василий гордо бросает ошарашенным наставникам: "Здесь учить некому, наше место в Амстердаме". И везет братьев обратно.

Лишившись огорода и живности, мать обивает обкомовские пороги: "Нам не на что жить! Зарплаты ребят - 80 рублей, моя пенсия - 52, и я отказываюсь от нее!" В разгар сухого закона она демонстративно торгует водкой. Днем - на рынке. Ночью - в собственном подворье: специальное окошко в их заборе знала вся округа.

В мае 87-го ансамбль приодели и в составе иркутской делегации отправили в город-побратим Канадзаву. Отель "Жемчужина Азии", рекламная феерия улиц, магазинная роскошь привели в шок. После концерта еще и английская фирма грамзаписи крупный контракт предложила. "Рвем в Токио, в американское посольство, попросим убежища", - загорелся Олег. Но пока ловил такси, поостыл: "А мать, сестры - разве их бросишь?"

Из Японии вернулись взбудораженные. "Там, - прошептал маленький Сережа, - в туалетах... цветы!"

Вместе уйдем или погибнем, - подытожила мать.

Полгода готовились. Футляр для контрабаса нарастили, чтоб в досмотровый аппарат не прошел. Из охотничьего ружья 16-го калибра, приобретенного у знакомого за 150 рублей, соорудили обрез. Взрывные устройства испытывали на пустыре. Токарь облпотребсоюза за бутылку водки изготовил резьбу и заглушки, мастер производственного обучения за 30 рублей выточил металлические стаканы. Слесарь птицефабрики снабдил порохом...

Мы снимали не просто о жизни и смерти этой, во многом типичной семьи, в которой, боюсь, кроме сказки про Симеонов никто ничего не читал, - говорит "РГ" оператор нашумевшей документальной дилогии Евгений Корзун. - Мы в конечном итоге снимали о тоталитарной стране, в которой отдельного человека можно забросить на недосягаемую высоту, а можно и в яму швырнуть. Но до сих пор четче всего помню кусочек сельской идиллии посреди областного центра: склоненных над зелеными грядками пацанов, свежескошенную траву под солнцем. И городскую квартиру, откуда несколько дней назад, торопясь в аэропорт, они ушли навсегда: разбросанные жалкие вещи, кастрюлю на плите с прокисшими, пенящимися щами...

Волки и овцы

О страшном замысле никто в Иркутске, понятно, не догадывался. Однако робкое предчувствие, что накатывающий хвалебный вал добром не закончится, возникало не раз. Доподлинно знаю: осторожно сказать об этом попыталась одна местная газета. Материал заверстали в номер, но цензоры сообщили в обком КПСС. "Вы что? - сурово спросил редактора от имени всемогущего государства партийный начальник. - Людей не любите?!" Верстку пришлось разобрать. Через несколько месяцев от имени любящего людей государства командиру эскадрильи истребителей полковнику Слепцову будет отдан приказ: "Сопровождать самолет с преступниками. В случае попытки пересечь государственную границу самолет уничтожить".

..."Такой вот выбор - прорваться или взорваться", - звучит в "Жили-были Семь Симеонов" закадровый голос Франка, позже сформулировавшего эту свою мысль еще конкретнее: "Овечкины решили пробиться или покончить с собой, но живыми не сдаваться. Убийцы, мародеры, террористы так не поступают, борются за свою жизнь до последнего".

Татьяна Зырянова перебирает старые фотографии:

Знаете, как сверстники их называли? "Овцы, отара". Они и были "овцами", простой крестьянской семьей. Настоящие же волки рядились в овечьи шкуры. Их и сейчас не меньше. На мою дочь недавно в подворотне напали. А в Академгородке студенты (один - мединститута!) несколько недель подряд молотками забивали стариков и беременных...

Так что же было бы с фамильной "звездой", взойди она в наши свободные дни?

Да нормально все было бы, - уверяет музыкант, которому довелось вместе с отбывшим первый свой срок Игорем Овечкиным подрабатывать в ресторанном оркестре. - Они ведь о чем мечтали-то? О семейном кафе, где братья лабали бы свой джаз, а мать и сестры готовили блюда. Кормили б народ, играли да бабки делали. А тогда ничего этого не светило, вот и ломанулись в чугунную стену...

Ну, конечно, - вступает в заочный спор давний знакомый Олег Маленьких. - Стена, страна-тюрьма, жертвы режима...

В конце 80-х от деревенской нищеты и валившихся на голову трагедий он тоже рванул за счастьем. Шоферил у городского фирмача. Пробовал кормиться профессиональной игрой в боулинг. Очищал Байкал от пластиковых бутылок. Потом удивительных мастеров, способных отлить из металла и смешную фигурку, и редкий вензель, собрал вместе. Едва ли не все главные скверы и площади Иркутска обрамили причудливыми коваными заборчиками.

Живет, ни на кого особенно не рассчитывая, но и не подставляя никого. Дом построил. Сосну посадил. Дочку растит, сына.

А Людмила Дмитриевна Овечкина по-прежнему в своем горняцком городке Черемхово, все в том же крайнем домике у кладбища. На днях жду ее у ворот - ведет из школы маленького Васю. Проводила за калитку, вернулась, присели на лавочку.

Что сказать... Нашим троим дали с супругом высшее образование, четверо внуков растут. Сестра Таня в техникуме здесь отучилась, в Иркутск давно перебралась. А вот другие... Не уберегла мама семью, и я не сумела. Ольгину Ларису, родившуюся в тюрьме, подняла, институт заканчивает, теперь Вася стал мне сынком. Оли-то нет уже - сожитель убил по пьянке. И Игорька нет. Пианист от Бога, после освобождения он музыку и играл, и сочинял, но за наркотики получил второй срок и там погиб от сокамерника. Ульяна, несчастная, хоть и жива, пила, под машину кидалась, сделалась инвалидом. Сережу давно не можем найти, да и Миша ничего о себе знать не дает. Вроде бы в Барселоне где-то на улице подрабатывает со своим тромбоном...

Денис Мацуев, заслуженный артист России:

Никто в моем родном Иркутске не мог поверить в случившееся. Мне было тогда тринадцать. Всех "Симеонов" хорошо помню, с одним из них, Михаилом, занимались потом в параллельных группах училища искусств - очень талантливый тромбонист...

Многие будут говорить: мол, до времени свободы им лишь нескольких лет не хватило. Но, по-моему, все намного сложнее. Не известно ведь, что на самом деле творилось внутри этой семьи, что подвигло их (а скорее всего, думаю, все-таки мать) на тот страшный шаг. Оправдать его, конечно же, невозможно, однако, насколько я знаю, как бы ни были Овечкины обласканы властью, окружены и всеобщим восторгом, и поддержкой, жили они в условиях ужасающих, в постоянном безденежье.

Но проблема часто - не в скромном достатке, а в перемене, мгновенно происходящей с некоторыми родителями, педагогами. Маленькую искорку нужно ненавязчиво ограждать от иллюзий, соблазнов и постепенно, каждодневным совместным трудом огранять, а ей сразу начинают вбивать в голову: "Ты - звезда!" Рисуют фантастические гастроли, деньги огромные.

Или наоборот: специально не дают развиваться - из боязни упустить семейную прибыль. Любая подобная история чрезвычайно опасна. Сколько ребят, подававших надежды, ушли в поденщину, в рестораны, погасли навсегда, а то и просто спились...

КОМПЕТЕНТНО

Анатолий Сафонов, спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и оргпреступностью, генерал-полковник:

Тот суровый урок заставил радикально пересмотреть не только порядок досмотра авиапассажиров и багажа, но и алгоритм антитеррористических операций. После Вещево, где из-за жесткого цейтнота штурм проводили абсолютно неподготовленные солдаты МВД, в подобных обстоятельствах стали действовать исключительно профессионалы спецслужб. При этом четко обозначилось главное: безопасность заложников. Благодаря новой стратегии удалось избежать жертв в декабре 88-го, когда преступникам, захватившим школьников, предоставили транспортный Ил-76 и разрешили вылет в Израиль. И в 90-м, когда под угрозами угонщиков с 7 июня по 5 июля шесть пассажирских бортов наших внутренних авиалиний вынуждены были, сменив курс, приземлиться в Турции, Финляндии, Швеции.

Спустя полтора месяца мне самому довелось руководить спецоперацией: 15 заключенных, которых перевозили из Нерюнгри в Якутск, захватили тогда Ту-154 вместе с охранниками и пассажирами. Приземлившись на дозаправку в Красноярске, потребовали автоматы, рации, парашюты. Мы были готовы к штурму, однако, многократно просчитав "за" и "против", решили не рисковать. Точно так же поступили и коллеги в Ташкенте, выпустив самолет в Карачи.

Разумеется, каждый из виновников этих ЧП тоже "рвался к счастью". Но все были обезврежены или преданы суду, категорически отвергшему чудовищный принцип: "Цель оправдывает средства". Между прочим, на толерантном Западе даже попытки обсуждения причин, толкнувших террориста на преступление, считаются теперь дурным тоном. Однозначное неприятие самой природы теракта зафиксировано и в документах ООН. К осознанию этой истины - от оправдания русской "бунтарки" Веры Засулич до осуждения смертников, обрушивших американские башни-близнецы, - человечество продвигалось более века.

Справка "РГ"

Впервые в советской истории угнать рейсовый борт за кордон удалось Пранасу Бразинскасу и его сыну Альгирдасу. 15 октября 1970 года, убив бортпроводницу Надежду Курченко, ранив двух членов экипажа и пассажира, они заставили посадить Ан-24 в турецком Трабзоне, где получили по восемь лет тюремного заключения. Всего же в СССР с июня 1954-го по ноябрь 1991-го произошло более 60 попыток захвата и угонов гражданских самолетов. В новой России с февраля 1993-го по ноябрь 2000-го - семь попыток захвата и один угон.

Как легче всего ослабить, обескровить народ? Ответ прост и проверен веками. Чтобы ослабить народ - его надо раздробить, раскроить на куски и убедить образовавшиеся части, что они есть отдельные, самостийные, сами по себе, даже враждебные друг другу народы. В истории известны разделение сербов - на сербов, хорватов, боснийцев, черногорцев; дробление немцев - на австрийцев и немцев. Эти разделения сопровождались государственным дроблением и ослаблением мощи великих европейских народов.

Горький опыт разделения нации имеем и мы, русские. В середине XIX века мы беспечно приняли так выгодную полякам, немцам, евреям идею дробления русских на три самостоятельных «народа» - русских, украинцев и белорусов.

Новоиспеченным народам - украинцам и белорусам - стали спешно создавать отдельную от русского народа историю. В самостийных украинских учебниках 20-х годов XX века украинцы повели свое происхождение от «древних укров». Украинцам и белорусам изготовили собственные литературные языки - украинский и белорусский, которые подражали польским литературным моделям, хотя в ту пору малорусское и белорусское наречия русского языка, именно так они именуются в словаре В.И. Даля, отличались от русского литературного языка, как диалекты Смоленщины или Вологодчины, и языковеды по сию пору не находят на картах четких границ между говорами русскими, белорусскими и украинскими.

Народная языковая стихия доказывает их родство, однако ж украинский литературный язык, напротив, стремится отсечь украинцев от русского корня. Исследования выдающегося слависта академика Н.И. Толстого убедительно доказывают, что литературный украинский - искусственное новообразование, на треть состоит из германизмов, немецких слов, на треть - из полонизмов, слов польского языка, и на треть - из варваризмов, наречия поселян Украины.

Зачем же было дробить единый русский народ, рушить его целость? На территории Австрии в XIX веке жило много православных славян, именовавших себя русскими или русинами . Будучи подданными австрийского императора, они сознавали свою причастность к русскому народу, что очень беспокоило австрийскую власть. Ну, как можно было австрийским властям мириться с положением в Галиции, где в русских избах на стенах висели непременно два портрета - австрийского императора и русского Царя, и на вопрос о значении портретов, крестьянин-русин обычно отвечал: «Это его величество австрийский император, а это наш русский Батюшка-Царь» . Австриякам на своих землях да и полякам, чьи территории входили в то время в состав Российской Империи и тоже были густо населены русскими, нужно было избавиться от русской «пятой колонны» в собственных пределах. И работа закипела. Идея переделывания русских в «щирых украинцев» была щедро профинансирована австрийским правительством. Во Львове, входившем тогда в состав Австрии, историк М.С. Грушевский сочинил «Историю Украины-Руси», где князей русских Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха поименовали украинскими князьями, писателей Николая Гоголя и Николая Костомарова принялись называть великими украинскими писателями и переводить их труды на украинский язык, который, в свою очередь, был сотворен из тех самых полонизмов, германизмов и варваризмов так, чтобы ни в коем случае не походил на русский литературный язык. Переводы эти выглядели довольно дикими. К примеру, шекспировская фраза Гамлета «Быть или не быть: вот в чем вопрос?» в так называемом литературном украинском переводе Старицкого получила не свойственную благородному принцу датскому базарную развязность: «Буты чи не буты: ось-то заковыка?»

Поначалу царские власти в России не отнеслись всерьез к этим, казалось, невинным забавам либеральной львовской и киевской интеллигенции, подстрекаемой австрийцами и поляками к самостийности, власти сквозь пальцы смотрели на намеренное раздувание обиды малорусов на великорусов за то, что называют себя великими русами, а их малорусов - малыми. Но эта обида, как заразная болезнь, прочно укоренялась в сознании многих украинцев, с готовностью отвергавших свое русское имя в силу того, что оно малорусское, и принявших себе национальное имя в честь Украйны - окраины Руси.

Вот так вредоносная идея, всего-навсего словесная игра, затеянная с национальным именем русский, смогла расчленить и ослабить единый народ, породить взаимную неприязнь у единокровных братьев. И сколько теперь нужно усилий, какую громадную гору неприязни и лжи нужно ниспровергнуть, чтобы побороть эту вредоносную идею, а вместе с ней и искусственное разделение русских на три «восточнославянских народа» - русских, украинцев и белорусов.

Ныне, наконец, получило здравое научное объяснение именование Руси - Великой, Малой и Белой. Согласно исследованиям академика О.Н. Трубачева , название Великороссия никакого самовозвеличивания перед другими странами, другими народами не выражает. Как слово Великобритания образует пару с материковой Бретанью - древнейшая колонизация острова шла оттуда, так имя Великая Русь образует пару с именем Русь, прежде в глубокой древности, обозначавшим область Киева, откуда шло освоение русскими земель к северу и востоку. Это типичный случай называния колонизованных земель термином Великий, так в истории известны не только Великобритания, но и Великая Греция, Великопольша и Великая Моравия, все эти территории когда-то были освоены из материнских очагов - Бретани, Греции, Польши и Моравии. Вот почему рядом с Русью Великой появилась Русь Малая - Малороссия, название малая, подобно нынешнему малая Родина, всегда имело смысл Руси изначальной, материнского очага, вокруг которого образовалась Великая Русь.

И никакого уничижения малороссов в этом названии нет, так же как нет никакого шовинизма великороссов в именовании великорусский. Долго сохранялись следы прозывания нынешних украинцев русскими, до сих пор на крайнем западе Украины существует область, которая по-прежнему зовется Подкарпатская Русь, а поляки, немалые усилия приложившие, чтобы малорусы звались украинцами, в своей среде до недавнего времени словом Русь обозначали именно Украину. Так что наши названия Великая и Малая Русь есть объективные указатели широкого продвижения по своей земле народа русского, свидетельство освоения русскими огромных пространств из Киевского материнского лона, а вовсе не знак столь не свойственных нашему народу кичливости и хвастовства.

Не таит мнимых обид, напротив, указывает на древнее единение русского народа и название Белая Русь - Белоруссия. Это имя, как показали исследования академика О.Н. Трубачева , является частью древней системы цветообозначения сторон света. В этой системе северная часть страны обычно именовалась черной (и в истории сохранилось именование северо-западной части Руси Черная Русь), красным цветом (по-древнерусски червонным) обозначалась южная часть страны (в летописях известна Червонная Русь), а белой именовалась западная часть Руси. В системе древнего цветообозначения сторон света, согласно реконструкции, было и название для восточной стороны - Синяя или Голубая Русь. Но ее следов в письменной истории не обнаружено. А вот сохранившееся до сего дня имя Белая Русь показывает, что это всего лишь западная часть великой Русской земли, - часть целого, а не нечто обособленное и независимое.

Даже самое малое внимание к этим вопросам развеивает взаимные обиды и разногласия. Но кому-то очень хочется, чтобы мы, русские братья, по-прежнему вели свары между собой. Скажем, раздувают в обиду добродушные взаимные прозвища, которые давались украинцами русским, а русскими украинцам, как давались они вятским, пошехонцам, пермякам. Русских украинцы звали москалями и кацапами. Ну и что тут обидного? Как говорится, назови хоть горшком, только в печь не сажай! Москаль - всего-навсего москвич. На Украине так называли всех, кто вышел не с Дона и не с Украины. А в Сибири москалями и москвичами величали всех русских, включая украинцев, кто жил за Уральским хребтом, то есть в Европе.

Кацап - вообще загадочное слово, оно не имеет однозначного истолкования, и именно потому, что его происхождение не понятно, нет причин считать его обидным для русских. Точно так же нет причин для обид при назывании украинцев хохлами, это лишь образное подчеркивание особого, свойственного запорожским казакам чуба - клока волос на бритой голове - символа казачьей чести. Только чужак, человек чужой крови и не нашего воспитания, может истолковать такие прозвища как обидные. Ведь никто не стесняется этих именований в русских и украинских фамилиях и не считает собственные фамилии - Хохлов, Москалев, Кацапенко - неприличными, обидными.

Русские, украинцы, белорусы - суть один народ, ибо рождены из одного русского корня, единокровные братья и братья по Вере. Наречия украинское (малорусское), белорусское и великорусское произошли из единого древнерусского языка и отличаются друг от друга меньше, чем немецкие диалекты между собой. Потому и русским, и украинцам, и белорусам, помня наше родство, надо уметь пренебрегать ухищрениями врагов русского единства и русской силы, пытающихся нас разделять и ссорить. Формула нашего национального разделения, универсально высказанная в завещании польского русофоба Мерошевского , должна стучать в наши сердца, не давая забывать о том, что русские, украинцы и белорусы есть один язык, один род и одна кровь. Вот что Мерошевский завещал всем вековечным недругам народа русского: «Бросим огня и бомбы за Днепр и Дон, в самое сердце Руси, возбудим ссоры в самом русском народе, пусть он разрывает себя собственными ногтями. По мере того, как он ослабляется, мы крепнем и растем» .

Об этом совершенно четко свидетельствуют исследования профессора Клёсова

Ведущий представитель научного направления «ДНК-генеалогия», доктор химических наук, профессор МГУ и Гарвардского университета Анатолий Клёсов в эксклюзивном интервью KM.RU опроверг утверждения о генетических различиях между русскими и украинцами.

Русские, белорусы и украинцы представляют собой совокупность одних и тех же родов

Националистическая школа Западной Украины продвигает идею о том, что русские и украинцы не являются близкородственными народами. Эта точка зрения «основывается» на том, что хотя когда-то давным-давно русские и переселились с территории нынешней Украины, но потом они якобы сильно перемешались с представителями монголоидной расы и перестали быть славянами.

Правды в таком утверждении нет практически никакой. Русские, белорусы и украинцы представляют собой совокупность одних и тех же родов, это один и тот же народ с генетической точки зрения. Происхождение у них также практически одно и то же. У этнических русских три главных рода: R1a, I и N. К гаплогруппе R1a относятся 48% русских и 45% украинцев. К гаплогруппе I относятся 22% русских и 24% украинцев. В зависимости от выборки эти показатели варьируются до 4%.

Более заметная разница между нашими народами наблюдается в гаплогруппе N, которая распространена в Северной Европе. Она, в частности, включает часть латышей, литовцев и эстонцев, часть русских прибалтов и жителей северо-востока РФ. К гаплогруппе N относятся 14% русских, 10% белорусов, а на Украине этот показатель варьируется от 1 до 4%. Столь ощутимая разница объясняется тем, что Украина находится южнее от Прибалтики, чем Россия и Белоруссия. Если мы возьмем белорусов, то к R1a относятся 52%, к I - 22-24%, и к N, как я уже говорил, 10%.

Хочу подчеркнуть, что когда я говорю «украинцы», то я имею в виду жителей западных регионов. Более того, мы специально брали данные по Львову. Конечно, у нас несколько разнится культура, отличается и язык, но не происхождение.

Утверждения о различиях наших народов - часть информационной войны

Есть такое понятие, как «дерево гаплотипов». Оно формируется по-разному. Первый вариант: специалисты по популяционной генетике едут на места, ходят по городам и весям с пробиркой. Ученые собирают слюну или кровь у представителей определенной этнической категории и определяют по ней ДНК. У них данные со стороны академической науки считаются более правильными. Второй вариант - когда люди сами присылают свои образцы в коммерческие организации. Наука обычно сторонилась таких данных, однако в итоге результаты, полученные учеными и коммерческими компаниями, оказывались примерно одинаковыми, а часто и просто одинаковыми.

Так вот, мы смоделировали это дерево гаплотипов, включив туда данные по русским, украинцам и белорусам. Для этого мы сделали ДНК-анализ по 111 параметрам (маркеры Y-хромосомы ДНК), тогда как обычный «академический» анализ учитывает лишь 17 параметров или меньше, часто 7-8 параметров. Мы отследили такие детали, в которые исследователи обычно не углубляются. Мы наложили гаплогруппы наших народов и обнаружили, что везде идет совпадение. Опять же различие наблюдается только в гаплогруппе N. Оно связано исключительно с географическими причинами.

Таким образом, вопрос об общем происхождении русских, белорусов и украинцев закрыт, хотя я знаком с «работами», которые отрицают этот факт. Они вызвали у меня большое научное и социальное возмущение. Эти «ученые» несут ерунду и передергивают объективные данные.

Я рассматриваю подобную деятельность как часть информационной войны.

Украинцы и русские - не один народ! - ответ депутатов Верховной Рады послу Зурабову. Украинцы - это европейцы, а русские - азиаты, выяснили в парламенте. Заявление посла РФ Михаила Зурабова о том, что украинцы и русские являются единым народом вызвало бурную реакцию киевских националистов, которые обвинили российского дипломата в оскорблении государственности Украины и потребовали депортации главы дипмиссии. Чтобы понять, что вызвало возмущение украинских патриотов, корреспондент РИА «Новый Регион»попросил депутатов Верховной Рады назвать десять доказательств того, что украинцы и русские - совершенно разные народы.

Владимир Полохало, Блок Юлии Тимошенко:

«Историческую реальность опровергнуть невозможно. Украинцы и русские - это разные народы. И это очевидно.

Развитие украинской нации имеет свои закономерности. Главные отличия - это язык, территория, культура. Несмотря на то, что Украина была долгое время частью империй, а именно - Российской, Австро-Венгрии, Речи Посполитой, никто не может опровергнуть нашу идентичность. Зурабов - не профессионал по этническим вопросам. Поэтому такое заявление - это провокация, причем, сознательный миф, который навязывается нам Россией. У россиян ностальгия, теперь это не империя. Поэтому это заявление Зурабова тестовое, проглотим мы это или нет.

По всем признакам мы разные. Наш язык абсолютно отличается от русского. Украинский больше похож на польский. Культура у нас тоже своя, как и Церковь. Православие в Украине отличается от российского, поэтому у нас так много конфессий. В ментальном плане украинцы - индивидуалисты, а у россиян коммунитаристская психология, у них «общак», а мы не коллективисты. Именно поэтому мы ментально ближе к европейцам, а они - к азиатам. Поэтому у нас так много греко-католиков. Мы больше надеемся на себя, а не на царя-батюшку и державу. То есть, у россиян действует патернализм, а у нас, к сожалению, это явление тоже есть, но не в такой степени, поскольку это отголосок советских времен. Но мы все больше избавляемся от этого. Поэтому украинцев, селян с их индивидуализмом уничтожали в сталинский период. Именно в этом суть социоцида Сталина».

Андрей Парубий, «Наша Украина»:

«Первое наше отличие - это история. Украина имеет намного давнюю историю. В те времена, когда Киевская Русь была одной из крупнейших держав на европейском континенте, на территории Московского княжества были только леса и болота.

Во-вторых, это цивилизационное отличие. Украина - славянское государство, тогда как Россия - это совмещение разных народов и культур, большая часть РФ - на территории Азии.

В-третьих, мы унитарное государство, Россия - федеративное, а, значит, мы живем по разным принципам.

В-четвертых, у нас разный язык. Например, у нас есть слово «дружина» от слова друг, а в России - супруга от слова «запрягать». Это отображает наш разный менталитет и отношение к женщине.

Украина, как по территории, так и по укладу - Европа, а Россия - Азия, что отображается в политическом плане. Мы тяготеем к европейскому народовластию, а россияне привыкли к авторитаризму. Соответственно, у нас можно проводить мирные акции, а у них невозможно. У нас свободная пресса, а у них только официальная позиция. Поэтому по всем признакам мы разные».

Сергей Мищенко, Блок Юлии Тимошенко:

«Отличия налицо: в языке, культуре, истории. Украинцы и россияне - это однозначно разные народы. Корней совместных у нас много, но, например, как у чехов и немцев. Но все мы произошли от Адама и Евы, поэтому все народы одинаковы».

Ксения Ляпина, «Наша Украина»:

«На месте Януковича я бы задумалась, зачем Зурабов делает такие заявления. По логике, после заявления о том, что украинцы и россияне - один народ, вытекает то, что мы должны иметь единое государственное руководство. И что-то мне подсказывает, что этим руководством будет точно не Янукович. Поэтому это заявление направлено на испытание прочности действующей украинской власти. В Кремле уже готовы стать таким руководством Украины.

Мы не будем скатываться к расовым отличиям россиян и украинцев. Но мы имеем разную историю, культуру, ментальность. Мы по-разному смотрим на исторические события. У нас своя историческая правда в отношении Мазепы, Голодомора и так далее. Россияне всегда были оккупантами, и не зря они всегда смотрят на нас с позиций своей победы, говоря, что мы проиграли. Поэтому для одних Мазепа - предатель, а для других - герой. Мы - народ, который боролся против оккупантов. Такая история и сформировала разное видение, ментальность.

Украинцы всегда боролись за свободу, чего никогда не было у россиян, у которых превалирует татарская ментальность Орды. У них даже царь приходил к власти по крови, а у нас гетьман выбирался. Вот вам глубокое ментальное отличие.

Украинцы постоянно работают, а россияне, я не хочу оскорблять их, но это нет. Мы никогда не хотели захватить кого-то, что отличается от россиян, которые всегда мыслили категориями империи».

Восточные славяне с самого появления Киевской Руси составляли единую этническую общность. Этот факт, конечно, сейчас часто ставится под сомнение. Как и том, что наименование «Русь» относилось к небольшой территории Среднего Приднепровья. А затем, постепенно оно начало расползаться по землям, населенным восточными славянами. И получилось, что в Киеве и Новгороде, Полоцке и Смоленске, Владимире-Волынс ком и Суздале жил один, русский народ. Причем народное единство не ставилось под сомнение даже тогда, когда Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. И сомневались в этом и жители юго-западной части некогда Киевской Руси, попавшие под польско-литовску ю власть.

В начале 60-х годов XVI-го века монах Исайя Камянчанин из Литовской земли отправился в Московскую. Он хотел попросить рукописный экземпляр Библии, чтобы издать ее на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому да и рускому московскому да и повсюду всем православным христианом».

В 1621 году Киевский митрополит Иов Борецкий составил антиуниатское произведение «Протестация». В нем он писал следующее: «Естественнее было и патриаху, и нам, и казакам действовать на стороне Москвы, с которой у нас одна вера и служба Божия, один род, один язык и общие обычаи».

Спустя несколько лет он разработал план воссоединения Юго-Западной и Северо-Восточной Руси. Причем ему очень активно помогали в этом запорожские казаки. Предложение было отправлено в Москву. Но время было неспокойное, а Русское государство – слишком слабое. Поэтому план Борецкого воплотить в жизнь тогда не удалось.

Если покопаться в воспоминаниях Брацлавского воеводы Адама Кисиля, который воевал на стороне поляков во время восстания Богдана Хмельницкого, то можно обнаружить интересную запись. В письме архиепископу Гнезненскому он написал: «Кто может поручиться за них? Одна кровь, одна религия. Боже сохрани, чтоб они не замыслили чего-нибудь противного нашему отечеству». Таким образом, он выражал свое опасение, что Хмельницкому помогут московиты.

После тех событий полностью воссоединить Русское государство не удалось. К нему примкнули Левобережье, Смоленщина и Киев. А под поляками осталась Правобережная Украина и Белоруссия. Но местное население тяготело к России. Вот тогда-то, по мнению многих историков, и началось насильное формирование украинской этничности. В общем, в ход пошла политика.

Чтобы удержать подконтрольные земли и обезопасить себя от возможных бунтов, польские магнаты решили искоренить русское население. Коренному населению запрещалось занимать государственные должности, а также сильно ограничивалась их свобода. Получилось просто: поляки – господа, русские – рабы. Этот проект был обнародован в 1717 году. Шляхта и католическое духовенство приняло его на «ура». Но это официально. На деле же, этот процесс был запущен давным-давно, еще в 16-м веке. Искусственно формировались понятия «Украина» и «украинцы». Их же противопоставляли России и русским (московитам).

Коренным жителям западной Украины устраивали промывку мозгов, доказывая, что они «недочеловеки». И изменить эту ситуацию можно было лишь двумя способами. Первый – отказаться от своих корней и «памяти предков». Так сказать, очиститься и стать поляком, принявшим католичество. Второй – смерть. Выбор не велик.

Из года в год, из десятилетия в десятилетия шла эта «работа». Ее результаты очевидны.

Что при Хмельницком, что сейчас активно поднимается вопрос о древности украинского языка. Мол, ему много столетий и раньше, во времена Киевской Руси, славяне говорили исключительно на нем. Да и вообще, это были даже не славяне, а некие «укры» - творцы никому не известной, но «великой» державы.

Сторонники данной версии почему-то умалчивают про один любопытный факт. Давно доказано (причем в тихие и спокойные времена), что украинский язык начал свое формирование ориентировочно во второй половине XVI-го века. В аккурат после знаменитой Люблянской унии (собственно, тогда же поляки и начали формировать самих украинцев, отделяя их от русских). Ведь именно тогда западно-русский диалект затрещал по швам. Белоруссия осталась принадлежать Литве, которая и повлияла на формирование современного белорусского языка. А малороссы (украинцы) попали под воздействие польского.

Собственно, именно польско-русский суржик и родил украинский язык, который, как губка, впитывал в себя новые слова. Поэтому-то в украинском так много именно польских слов. Например, «знов» - «опять», «зникать» - «исчезать», «уряд» - «правительство» и многие, многие другие. Под влиянием польского говора русские слова начали менять свой «окрас», становясь более полонизированным и. Но, так уж получилось, что полностью изменить язык не удалось. И имеем то, что имеем. И не польский, и не русский. Украинский. Даже «мова» и та досталась от ляхов. И звучала она вот так: «Жолнире до Кыева прыихалы с тым интентом, аби впрод козаков, а за тым во вшисткой Украини русь выстынаты аж до Москвы». Эта фраза из «Львовской летописи» 1630 года.

Но вместе с этим именно литературный русский язык не исчез. Его удалось сохранить церкви вплоть до Переяславской рады. Затем, пройдя тернистый путь становления, на свет появился Николай Гоголь – полтавчанин, который оформил классическую украинскую прозу.

А никакого «древнеукраиског о», на котором, якобы, говорили жители Руси, не было. Иначе «Слово о полку Игореве» выглядело несколько иначе, а не так: Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославлича? Начати же ся той песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню». Это самое начало «Слова».

А в Киеве на рубеже II-XII веков была написана «Повесть временных лет»: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Написано-то на древнерусском, а не каком-либо другом языке.

Но все это оспаривается. Некоторые «историки» утверждают, что вся история была сфальсифицирован а по приказу сначала Петра Первого, а затем и Екатерины Второй. Тогда исчез древнеукраинский язык, «Слово» и «Повесть» были переписаны, старинные документы поделаны, а и все археологические находки. Мол, искореняли москали как могли всю память о великих украх и их могучем государстве.

Знаменитый чешский славяновед Любора Нидерле в 1924 году опубликовал монографию. Он застал гибель Российской империи, видел, как в очередной раз соседние народы пытаются вбить клин между великорусами и малорусами (кое-что напоминает, правда?). И Нидерле написал следующее: «И Белоруссия, и Украина, и Великороссия - даже если каждая из них получит свою политическую самостоятельност ь, все же останутся частями единого народа... Слишком много общего еще и до сих пор связывает части русского народа между собой. И тот грешит против себя и славянства, кто насильно разбивает то, что сковали века».

Соглашаться с этим или нет – выбор каждого личного характера. Как и с тем, что украинская народность была сформирована искусственно польскими захватчиками, а русские объединились вокруг Москвы при попытках сбросить татаро-монгольск ое иго.