Столыпинская аграрная реформа часть v. Аграрная реформа П. Основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина

ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру П. представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории П.). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций «знания и мнения» (античность), «разума и веры» (средние века), «знания и незнания» (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обуславливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. - это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с «коперниканского поворота» Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма открывающийся в П. мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, Фихте, Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Гегель). Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что подчеркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное II. (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Структурировать П. можно также в зависимости от объекта П. и соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих объектов П. можно выделить природу, общество и человека и соотнесенные с ними естественное, социальное и гуманитарное знания. Особым видом П. выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы П. на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин.

Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

познание это:

познание высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. стало особой деятельностью. В П. выделяют два уровня: чувственное П., осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное П., протекающее в понятиях, суждениях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художественное и научное П., а в рамках последнего - П. природы и П. общества. Различные стороны процесса П. исследуются рядом специальных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологией науки и т. п. Общее учение о П. дает философская теория П.

Словарь по логике. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А.А.Ивин, А.Л.Никифоров. 1997.

Познание (философия) это:

Познание (философия)

Познание (философия)

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Виды(методы) познания

«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся.» И.Кант

Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. - соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука». Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.

Исходную структуру Познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории Познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Платон

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

Ощущаемое вновь делится на два рода - сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым - уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода - это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности. Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).

Эпикурейцы

Филон Александрийский

Типы познания

Существует несколько типов познания:
  • мифологическое
тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни).Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом .
  • религиозное
объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе , является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер .
Цель религиозного познания в монотеизме - не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления. В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован Самим Христом в «заповедях блаженства»: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.,5,8)
  • философское
философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология .
В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал , содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
  • чувственное
является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания.
  • научное (рациональное)
предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Его основные формы: понятие, суждение и умозаключение.

См. также

  • Мышление
  • Эпистемология (гносеология)
  • Гнозис
  • Восприятие
  • Когнитивность
  • Критика чистого разума

Ссылки

  • Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с ISBN 978-5-222-11009-6
  • Левичев О. Ф. Логико-гносеологический механизм познания всеобщих законов в процессе становления синтетического сознания педагога
  • Теория познания см. в словаре Брокгауза и Ефрона или в Большой советской энциклопедии.

Что такое познание?

Познание - это?

Вот правильное определение ПОЗНАНИЯ.

Познавательный процесс представляет собой гармоническое развитие знаний в разных формах и содержаниях. То есть познание понимается как движение разума к знанию, истине, творческая деятельность.

Если своими словами, то познание это изучение чего-либо нового в любых сферах. Я бы назвал познание углубленным изучением, своего рода взглядом изнутри. Самое главное в познании, это желание узнать самому. Когда человек изучает тему с желанием, то информация впитывается намного лучше. Ищутся нюансы, мелочи и непонятные вопросы с последующим их решением. Все это дает определенно лучшие познания в определенной теме. Можно учить и изучать, но НЕ ПОЗНАТЬ ГЛАВНОГО.

-Ежик-

Определение слова познание заключается в следующем:

Это высшая степень отражения действительности,выработка настоящих знаний,которые достигаются человеком путем приобретения жизненного опыта.Это стремление человека к чему-то новому,еще не постежимому.Существует много форм познания.но основная это познание истины.

А вот какое определение дает слову Логический словарь:

88Summertime88

Позна́нием называют такие процессы, и методы, с помощью которых приобретаются знания о законах и явлениях объективного мира. Познанием занимается наука гносеология.

Говоря о познании, мы подразумеваем творческую деятельность человека. Этот процесс включает в себя два уровня:

  • чувственный,
  • рациональный.

Также оно может быть произвольным и организованным.

Познание присуще человеку. Познание - это процесс приобретения новых знаний. Всю свою жизнь человек познает мир. Маленький новорожденный ребенок смотрит вокруг себя, слишит звуки, таким образом он познает мир. Затем за свою жизнь мы постоянно узнаем что-то новое. Все новые знания (в любой сфере жизнедеятельности) будут являться познанием.

Said petrov

Познание это важная часть человека.Благодаря этой способности мы развиваемся.Познание это вид деятельнности человека которая направленна на поиск и получение знания о мире.Мотивы познания обуславливаются стремление понять как это работает и как это использовать.Конечная цель познания достижение истины

Познание - это сведение, знание, опыт и всё, что человек знает из науки. И в то же время, познание - это когда происходит процесс приобретения знаний, когда постигаются закономерности объективного мира. И, конечно, к самому процессу познания нужны определённые способности. Не даром говорится:

Я понимаю слово познание, как именно яркое стремление человека познать что- то новое для себя. Оно должно выражаться именно в стремлении, в желании самого человека. Познание в какой либо отрасли помогает человеку самосовершенствоваться, достигать высот. Оно движет человеком, развивает его.

Natashau

Познанием называют изучение человеком различных аспектов наук, естества природы. Получение новых знаний. Это понятие широко применяется в философии. Там существуют такие понятия, как познание окружающего мира или познание самого себя.

Baraboliy

Каждый в этом слове видит что-то свое... для кого-то это знания... для кого-то это опыт и мудрость, для кого-то просвещение и Бог. Все зависит от человека, от его характера и соответственно жизненной позиции.

Luchiya22

Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.

Совершенствование средств познания – неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, то есть существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления. При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий.

Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX веке стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в VIII главе). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение – таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Опишите пожалуйста. Что такое ненаучное познание?

Луч надежды

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Знание - сила, сказал английский философ Бэкон. Знание необходимо человеку во всех видах деятельности. Из потока информации человек усваивает только некоторую часть. Эта часть и есть собственно знания, которыми мы овладели. В целом наши знания достаточно разнообразны, это знания о предметах, о том, как ими пользоваться. Особый тип знаний составляют наши идеи о том, как формируется само знание, откуда у людей берутся бесспорные представления. Знания не возникают сами по себе, они результат особого процесса, познавательной деятельности людей. Древний человек, охотясь, наблюдая за повадками диких животных, приобрёл полезные сведения, которые помогали ему в дальнейшем их одомашнивании. Ребёнок, разбивший стекло, узнаёт, что оно хрупкое, эти ситуации показывают, что познание может происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной жизни. Другие примеры: зоолог проводит исследования по выявлению особенности размножения диких животных в неволе. Подросший ребёнок в школе изучает на уроках физики свойства твёрдых тел. Здесь речь идёт о специально организованном познавательном процессе.
Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объект познания) . Они соотносятся друг с другом. Человек познаёт мир посредством органов чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. Чувственное познание человеком мира осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это то, что мы воспринимает органами чувств. Воздействие на органы чувств целостного образа предмета называется восприятием. Чувственный образ предметов и явлений сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия называется представлением. Познающий человек не может ограничиться лишь чувственным познанием, он проникает в суть вещей, используя способность мыслить. Это рациональное познание. Процесс мышления протекает благодаря мыслительным операциям: сравнению, уподоблению, обобщению, отвлечению. Процесс мышления и оформления его в речевой форме - не два самостоятельных, идущих друг за другом про- цесса, а единый. Форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо, называется суждением.
В человеческой речи суждения связаны между собой логически.
Человек приходит к выводу или умозаключению.
НАУЧНОЕ И НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.
Научное познание базируется на таких источниках знаний, как разум, оно опирается на результаты науки и опытов, формой научного познания является теория. многие законы науки первоначально возникают в форме гипотез. Формами ненаучного познания можно назвать мифы, практическую деятельность, народную мудрость и здравый смысл.
Иногда ненаучное познание - базируется на таких источниках, как чувство, ведущее к так называемым откровениям, или метафизическим озарениям, примером ненаучного познания является вера. Существует ненаучное познание средствами искусства, которое создаёт художественный образ.

Видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека . В современной литературе цель познания усматривается в истине .

Формы познания

Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия , определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология . В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом .

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме , христианстве и исламе является Бог , который проявляет себя как Субъект , Личность . Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме - не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Уровни научного познания

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный , чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте , тогда как теоретический - в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах , законах и теориях .

История понятия

Платон

См. также

Примечания

Литература

  • Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с ISBN 978-5-222-11009-6
  • Теория познания см. в словаре Брокгауза и Ефрона или в Большой советской энциклопедии .

Ссылки

  • Фролов И. Т. «Введение в философию» / Глава VI. «Познание»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Познание" в других словарях:

    Категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… … Философская энциклопедия

    См. понимание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. познание знание, понимание; постижение, изучение; освоение, овладение, усвоение Словарь русски … Словарь синонимов

    познание - ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Познание - Познание ♦ Connaissance Знать значит осмысливать то, что есть, таким, какое оно есть. Познание – это своего рода адекватное отношение между субъектом и объектом, между духом и миром или, коротко говоря, между veritas intellectus (истиной… … Философский словарь Спонвиля

    ПОЗНАНИЕ, познания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. познать в 1 знач. познавать; способность познавать; наблюдение человеком простого и очевидного превращения вещи в себе в явления, в вещь для него (филос.). « Диалектический… … Толковый словарь Ушакова

    познание - ПОЗНАНИЕ, осмысление, постижение, узнавание, улавливание, уяснение книжн. ПОЗНАВАЕМОСТЬ, постижимость, узнаваемость книжн. ПОЗНАВАЕМЫЙ, постижимый, узнаваемый ПОЗНАВАТЬ/ПОЗНАТЬ, постигать/постигнуть и постичь, осмыслять/осмыслить … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    познание - постижение чего либо, приобретение знаний о чем либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Познание … Большая психологическая энциклопедия

    Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире … Большой Энциклопедический словарь

    Творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Новейший философский словарь

Познанием, так или иначе, сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы деятельности людей. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии спортом и бизнесом.

«Познание - это обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование».

Процесс познания составляют следующие элементы - объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и рационального (логического) познания.

Объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может быть - явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека (образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение), а так же “вторичные продукты” интеллектуальной деятельности человека (закономерности развития религии, некоторые категории наук и т.д.)

Субъект познания - это социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов); научное сообщество; отдельные народы; человечество.

Понятие “предмет познания” - это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания (так живой мир изучается и зоологией и биологией).

Существуют определенные длительным изучением формы познания: чувственное (познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта) и рациональное (логическое познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида).

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она - предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека.

Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.).

«Ощущение - это результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека (внешнее: зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; внутреннее: сигналы о внутреннем физиологическом состоянии организма). Благодаря ощущению человек способен чувствовать холод, тепло, боль, давление».

Существует мнение, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается только его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важное место занимает обучение и воспитание.

Восприятие - это отражение человеком предметов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к созданию целостных чувственных образов. У индивида оно формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере своего развития и приобщения к культуре он выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные им самим. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов, где важнейшей заслугой можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.

Однако мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие.

Восприятие - синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит от самих объектов, от прошлого опыта, от психологического состояния здоровья человека. Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

Наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти рождает представление.

“Представление” - образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения (фантазии, мечты). Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов.

Эту ограниченность снимает рациональное познание.

К рациональной (логической) ступени познания относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира.

Рациональное (логическое) мышление - способность к абстрактному, обобщенному мышлению в форме понятий, суждений, умозаключений, как к основным формам мыслительной деятельности человека. «Эта способность очень тесно связана с языком, так как любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке».

Понятие - это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов. Возникновение «понятия» - это переход от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.

Суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами, т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.

Умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.

Многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязи и взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека как деятельность по выработке нового - есть духовное творчество. Центральный момент творчества - озарение, интуиция.

Интуиция - постижение истины, внезапное озарение, владение интеллектуальным знанием или созерцанием. Она дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства.

Таким образом, интуитивной способности человека свойственны:

* неожиданность решения;

* неосознанность путей и средств решения;

*«непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов».

Эти признаки отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в различных ситуациях она может иметь разную степень отдаленности от реальности, быть необычной и не приемлемой в данном случае и т.д. Ее можно подразделить на несколько видов по специфике деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет особенность формы практической деятельности (техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная интуиция).

Существуют также познавательные способности, которые играют не маловажную роль в жизнедеятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже различными методами познавать окружающую реальность.

Память - свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом. «Основными ее видами являются чувственно-образная и вербально-рациональная, а также моторный, эмоциональный и аффективный виды памяти».

Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, сновидения и другое). Оно связано с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения и еще оно очень тесно связанного с интуицией.

Интеллект определяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметов познания, основных первичных принципов.

Воля - способность выбирать цель и способы ее достижения. «Постоянная постановка проблем и стремление к их решению - двигательный механизм человеческого познания».

Талант - данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать.

Так, многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности, которой может заниматься человек: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках. Обыденное познание представляет собой знания, полученные из повседневной жизни, практики. Обыденное познание «стихийно», основанное в основном на чувственном познании. Формы проявления обыденного познания - это пословицы, поговорки, сказки, традиции и т.д.

Научное же познание характеризуется такими признаками, как точность, строгость, упорядоченность, систематизация и выражается в научных гипотезах, понятиях, законах и научных теориях. В науке в наибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается «в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным -- общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений».

Главное в науке - это устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий.

В последние годы возможности науки возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации.

Познание как философская категория изучается специальным разделом философии - гносеологией. Философов интересуют глобальные проблемы человеческого бытия, существования абсолютной истины и пути ее поиска. Процесс познания как часть психической деятельности человека изучает академическая психология.

Потребность в изучении окружающего мира знакома каждому человеку с момента рождения. Что такое познание? Каковы средства и цели познания? Попробуем кратко и простыми словами ответить на эти вопросы в нашей сегодняшней статье.

Определение познания

Научных определений этого понятия очень много. Если объяснять просто, то познание - это отражение окружающей действительности в сознании человека, процесс изучения мира. Процесс познания позволяет человеку идентифицировать себя и свое место в мире, а также понимать назначение, свойства и место других объектов и явлений в окружающем пространстве. Субъектом познания всегда выступает человек.

А вот объектом изучения может быть как внешняя среда, так и сам человек, и его внутренний мир. Основными считаются две формы познания: чувственная и рациональная. Чувственная форма присуща всем живым существам на планете. А вот рациональное познание дано только лишь человеку. Животные (в том числе человек) познают мир с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Чувственное познание напрямую связано с изучаемым объектом. Оно характеризуется субъективными выводами, впоследствии формирующими знания и опыт. Рациональное познание осуществляется с помощью разума, мышления. На нашей планете когнитивными (мыслительными) способностями обладает только человек. Правда, некоторые высшие млекопитающие (например, дельфины, приматы) тоже способны мыслить, но их возможности весьма ограничены. Познание мира человеком происходит опосредованно. Опираясь на чувственные знания, он старается выяснить внутренние свойства предмета, а также его значение и связь с остальным миром.

Цели процесса познания

Цели можно условно разделить на обыденные и высокие. Человек, познавая окружающий мир, применяет для улучшения качества собственной жизни, создания безопасной и удобной среды обитания. Можно сказать, что человеку для выживания необходимо познавать в первую очередь ту часть реальности, которая его окружает.

Высокие цели познания ставят перед собой наука и искусство. Оно здесь выступает как процесс выявления внутренней сущности вещей, явлений и событий, их взаимосвязей в поисках истины. Долгое время считалось, что человечество открыло все основные законы природы и узнало об окружающем мире практически все. Парадоксально, но новейшие научные открытия поднимают еще больше новых вопросов. Сегодня многие ученые признают, что окружающий мир гораздо сложнее и многообразнее представлений человека о нем. Процесс познания бесконечен, и результаты этого процесса совершенно непредсказуемы.

Житейский опыт, или Бытовое познание

Для человека, как и для любого другого живого существа, процесс познания начинается с рождения. Маленький ребенок знакомится с миром с помощью органов чувств. Он все трогает руками, пробует на вкус и внимательно рассматривает. В этом нелегком труде ему помогают родители, попутно передавая уже накопленные собственные знания об этом мире. Таким образом, с возрастом человек приобретает определенную систему представлений о мире, продолжая присоединять к опыту предков свой собственный.

Бытовое, или житейское познание - это естественный повседневный процесс, целью которого является улучшение качества жизни. Результаты познания на протяжении многих поколений складываются в жизненный опыт, который позволяет новому человеку быстро адаптироваться к реальности и чувствовать себя в безопасности. Надо отметить, что жизненный опыт является субъективной категорией. Например, результаты житейского познания чукчей кардинально отличаются от жизненного опыта североамериканских индейцев.

Научное познание

Научное познание, с одной стороны, стремится охватить общие закономерности для отдельных предметов, явлений и событий, которые позволят увидеть за частным общее. С другой стороны, наука работает только с фактами, конкретным и реальным материалом.

Научным знание становится тогда, когда его можно доказать экспериментально. Любые умозаключения, гипотезы и теории требуют практического доказательства, не вызывающего сомнений и разночтений. Поэтому многие научные открытия происходят в результате многолетних исследований, наблюдений и практических экспериментов. Если житейское познание важно для отдельного человека или группы людей, то цель познания научного - получение знаний в масштабах человечества. Научное основано на логическом и аналитическом мышлении.

Художественное познание

Совсем по-другому происходит художественное познание мира. Объект в этом случае воспринимается целостно, в виде единого образа. Художественное познание проявляется прежде всего через искусство. В игру вступают воображение, ощущение и восприятие. Через субъективные художественные образы, созданные художниками, композиторами и писателями, человек познает мир красоты и высоких чувств. Цель процесса познания в искусстве - все тот же поиск истины.

Художественное познание - это образы, абстракции, нематериальные объекты. На первый взгляд, научное и художественное познания абсолютно противоположны. На самом деле абстрактное, образное мышление имеет огромное значение в научном поиске. А достижения науки способствуют появлению новых форм в искусстве. Потому что цель познания едина для всех его форм и видов.

Интуитивное познание

Помимо чувственного и рационального человек наделен еще одной необычной формой познания - интуитивной. Отличие ее в том, что человек получает знания внезапно и неосознанно, не прилагая никаких видимых усилий. На самом деле это сложный познавательный процесс, тесно связанный с чувственным и рациональным опытом.

Интуитивные знания приходят к человеку разными способами. Это может быть внезапное озарение или предчувствие, безотчетная уверенность в ожидаемом результате или принятие правильного решения без логических предпосылок. Интуитивное познание человек использует и в обычной жизни, и в научной или творческой деятельности. На самом деле за неосознанными интуитивными открытиями стоит предыдущий опыт чувственного и рационального познания. Но механизмы интуиции до конца не понятны и не изучены. Предполагается, что за стоят гораздо более сложные психические процессы.

Методы и средства познания

За свою историю человечество определило, создало и классифицировало множество методов познания. Все методы можно отнести к двум большим группам: Эмпирические методы основываются на чувственном познании и широко используются человеком в обыденной жизни. Это простое наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент. Эти же методы являются основой научной деятельности. В научном познании, кроме того, широко используются теоретические методы. Популярным примером методов познания в научной теории являются анализ и синтез. Кроме того, ученые активно используют в своей деятельности индукцию, аналогию, классификацию и много других методов. В любом случае теоретические выкладки всегда требуют практического доказательства.

Значение познавательного процесса для человека

Понятие познания и его целей - на самом деле вопрос очень объемный и сложный. Помимо рассмотренных форм существует еще философское, мифологическое, религиозное познание, самопознание. Кроме того, к познанию относятся понятия научного и ненаучного знания. А есть еще понятие веры. Все эти вопросы относятся к сфере научного и философского поиска. Очевидно только то, что стремление к познанию окружающего мира - это неотъемлемая характеристика человека разумного.

3. ПОЗНАНИЕ

3.1. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.

Формы чувственного познания:

    Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).

    Восприятие целостный образ предмета или явления.

    Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Формы рационального познания:

    Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).

    Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).

    Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).

Процессу познания присущи некоторые противоречия:

1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.

2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.

3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.

4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция. Интуиция – способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства.

3.2. Истина, ее критерии. Относительность истины.

Целью любого познания является истина. Истина – соответствие знания предмету познания.

Для истины характерны объективность (соответствие знания об объекте самому объекту), процессуальность (истина может измениться в процессе познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем), конкретность (истина определяется конкретными условиями места, времени, ситуации).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Например, все люди смертны.

Относительная истина – неполное, неточное, недостаточное знание об объекте. В основе относительности истины лежит понимание, что познаваемый мир безграничен, а человеческие познавательные возможности ограничены.

Знание, не соответствующее познаваемому объекту, называется заблуждением. Заблуждения можно разделить на три вида:

    Ошибка – заблуждение, возникающее в результате невнимательности или глупости.

    Ложь – преднамеренное заблуждение, возникающее в случае, когда выгодно выдать за истину то, что ею не является.

    Иллюзия – заблуждение, не зависящее от личных качеств субъекта.

3.3. Виды человеческих знаний

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются как вненаучные формы.

Мифологическое знание – исторически первая форма познания, направленная на постижение природы и общества, опыт поколений через смысловое родство с познаваемой действительностью.

Обыденно-практическое (житейское) знание – форма познания, в основе которой является здравый смысл, жизненный опыт, повседневная практическая жизнь.

Художественно-образное знание – форма познания, проявляющаяся в искусстве через создаваемые образы.

Религиозное знание – форма познания, основанная на вере в сверхъестественное.

Философское знание – форма познания, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума).

Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков, с целью выявления собственной сущности.

3.4. Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание

Научное познание – познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

Черты научного познания:

    исследование существенных, типичных, устойчивых связей, свойств и отношений;

    объективность;

    строгая доказательность, опытная проверка, воспроизведение, повторение результатов;

    систематичность знания, формирование целостной системы понятий, символов, формул, теорий;

    использование полученных знаний в реальной жизни.

В структуре научного познания выделяются два уровня – эмпирический и теоретический .

Эмпирическое познание ориентировано на явления, в нем преобладает чувственный опыт, рациональное познание подчинено чувственному. Главные методы эмпирического познания – наблюдение, сравнение, эксперимент.

Теоретическое познание ориентировано на сущность явлений, оно основано на рациональном познании. Главные методы теоретического познания – абстрагирование, формализация, моделирование, мысленный эксперимент, системный подход, идеализация.

Основные формы научного познания:

    Научный факт – предложение, фиксирующее эмпирическое (опытное) знание.

    Научная проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью научного исследования.

    Научная идея – интуитивное объяснение явления.

    Гипотеза – допущение или предположение, нуждающееся в доказательстве.

    Закон – отображение существенной, необходимой или повторяющейся связи между объектами или явлениями.

    Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.

Социальное познание – познание общества, социальных отношений. В данном виде познания субъект и объект познавательной деятельности совпадают. Социальное познание ориентировано на исследование качества (значимость явлений), а не количества (типичность, повторяемость). Социальное познание направлено на исследование единичного, уникального на основе общего, закономерного. Социальное познание изучает не только общественные связи, но и человека, поэтому его часто называют социально-гуманитарным.

Основными социальными науками считаются история, социология, политология, юриспруденция. Социально-гуманитарные науки – психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение.