Что должен знать начинающий репетитор. Как начать работать репетитором: секреты профессии. График работы репетиторов

Никто не застрахован от ошибок. Начинающие специалисты - тем более. Но в некоторых профессиях: инженера, врача, учителя и других - ошибки могут дорого стоить. Данная статья - это попытка дать несколько советов, которые, возможно, позволят избежать этих ошибок.


1. Неуверенность в себе

Как говорится, «у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Приходя на урок впервые, любой репетитор должен произвести положительное впечатление, а начинающий - троекратно. Чрезмерное волнение начинающего репетитора (дрожащие руки и голос, навязчивые движения) может произвести странное впечатление, сгладить которое ему пока нечем, в отличие от преподавателя с опытом, на некоторые особенности которого в принципе можно закрыть глаза.

Неуверенность в себе и страх не понравиться ученику могут заставить репетитора неправильно выстроить линию поведения с ним - с «заигрыванием» и стиранием необходимой дистанции в отношениях, что, в свою очередь, ослабит его авторитет и позволит ученику работать вполсилы. Нельзя впадать и в другую крайность, надевая маску злого преподавателя, запрещающего и угрожающего. Маска рано или поздно слетит, обнажив ваше истинное лицо, а это позволит ученику вести себя с вами безо всякого уважения. Перед тем как идти на урок, сделайте небольшую зарядку, глубоко вдохните, поднимите голову и улыбнитесь своему отражению в зеркале. У вас достаточно знаний, чтобы передавать их другим, обаяния, чтобы понравиться людям, и уверенности, чтобы оставаться самим собой, когда вас пытаются сбивать с толку.

Не опаздывайте на урок, но если чувствуете, что всё-таки не успеете вовремя, обязательно позвоните: за сам факт опоздания вас никто не убьёт, а своим звонком вы оставите впечатление как минимум вежливого человека. Не беритесь за все предложения подряд: пока ваша ставка невысока, в разъездах с одного конца города до другого вы потратите на транспорт половину заработанных денег, время, в течение которого вы могли бы провести ещё один урок, и силы, которые вам, конечно, ещё понадобятся.


2. Бессистемность занятий, отсутствие выраженных требований

Ещё до начала занятий вы должны сформировать некий свод правил, общих для всех, а позже дополнить его пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, многим ученикам я настоятельно рекомендую на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи разного рода теории, для проверочных работ и для домашних заданий. Причём, если вы их заводите, вести их вы с учеником должны на каждом уроке, а не тогда, когда вы об этом случайно вспомните. Ученика тоже нужно приучать к порядку: он всегда должен знать, где лежат его тетради и книги, готовить их заранее и не терять. Потеря задания, с точки зрения нерадивого ученика, является весьма уважительной причиной его невыполнения. Поэтому, если вы занимаетесь не по учебникам, а по различным раздаточным материалам, порекомендуйте ученику завести для них специальную папку. Заведите и для себя ежедневник или какое-то подобие журнала: в нём будет удобно записывать пройденный материал, домашнее задание и ошибки каждого ученика, над которыми, по вашему мнению, следует в следующий раз поработать, поскольку держать всю эту информацию в голове, особенно когда учеников у вас станет много, не так уж просто.

Родителям учеников вы должны чётко и ясно сообщить стоимость занятий, дни и время, которые подходят вам, требования к ребёнку, вашу позицию по поводу отмены и переноса занятий, а также впоследствии оперативно информировать родителей о плохом поведении детей или невыполнении ими домашних заданий, не позволять им на себе ездить и без сожалений прощаться с ними, когда это начинает происходить.


3. Отсутствие плана урока

Ошибочно считать, что хорошее знание предмета позволяет не готовиться к уроку. Особенно если вы ещё в самом начале пути. Необходимо составить план, в котором указать, что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Но к плану нельзя относиться формально. Каким бы простым ни казался вам материал, его нужно очень тщательно проштудировать, отметив себе способы его объяснения (чем больше, тем лучше: одного всегда недостаточно), возможные трудности учеников и способы их преодоления, возможные ответы учеников на устные и письменные задания. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к тому, что домашнее задание учеником может быть не сделано или сделано не полностью, поэтому вместо того, чтобы быстро его проверить и начать новую тему, вам придётся заняться чем-то другим. Таким образом, в плане должны быть предусмотрены несколько вариантов развития урока. Время на выполнение пунктов плана необходимо рассчитывать заранее и распределять равномерно, не углубляясь в какую-то одну задачу в ущерб остальным. Совершенно недопустимо прерывать ученика в разгар выполнения задания просто потому, что вы сами не рассчитали, как много времени оно у него отнимет.


4. Единый подход к разным ученикам

Если вы - начинающий преподаватель, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась обширная методическая библиотека, и для вас сейчас важно не бояться осваивать новое. У разных учеников разные проблемы и разные цели, поэтому и учебники вы должны использовать разные, а не один-два наиболее хорошо вам известных. Потратьте время на поиск и предварительное оценивание материалов, чтобы в дальнейшем не тратить его на то, что ученику совершенно не требуется. Впоследствии, чтобы облегчить поиск нужного материала по той или иной теме, можно будет составить каталог имеющихся ресурсов.


5. Неготовность отвечать на вопросы

Активные, заинтересованные ученики - настоящий подарок для любого репетитора, но головная боль для начинающего. Неожиданности подстерегают на каждом шагу: например, если вы преподаёте иностранный язык и, изучая тему «Профессии», спрашиваете ученика, кем работают его родители, то не ждите, пожалуйста, что все окажутся учителями, инженерами или врачами. Преподаватель иностранного языка может столкнуться с проблемой специфических интересов ученика, лежащих вне его языковой компетенции, и испытывать в связи с этим затруднения в переводе того или иного термина (детали самолётов, фигуры танцев). В этом случае вам не помешает ознакомиться с той или иной категорией лексики, но сообщить ученику, что вы не можете знать всего и подтолкнуть его к самостоятельным открытиям. В свою очередь, на уроке физики у ученика может оказаться свой альтернативный взгляд на причину каких-то явлений природы, и вы должны поставить себя на его место, чтобы понять его точку зрения и разъяснить любые вопросы.


6. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

С другой стороны, ученики, не так быстро соображающие, требуют от репетитора большого самообладания, потому что кричать на них нельзя никогда, даже если очень и очень хочется. Крик и ругань пугают детей, блокируют их мыслительные процессы и порождают комплексы. Даже если вам придётся объяснять материал двадцатью пятью разными способами, прежде чем ученик поймёт, чего от него хотят, попробуйте отнестись к этому с позитивом. Вы суперпреподаватель, если вы знаете двадцать пять способов, чтобы объяснить одну тему, а вашему терпению позавидовали бы индийские йоги! К тому же, в конце концов, вы всё равно своего добьётесь, а благодарность такого ученика будет гораздо выше.


Начинающий преподаватель, студент или вчерашний студент может пребывать в некоторой эйфории от получения новых профессиональных знаний или нового статуса и от души желать научить ученика всему сразу. Такой своей щедростью он может принести вред, а не пользу, нарушить картину мира ученика и заставить усомниться в системе обучения, применяемой по данному предмету на данном этапе, особенно если речь идёт о начальной школе. Второклассник, как своё имя, выучивает, что на ноль делить нельзя, но если репетитор между делом сообщит ему, что это не совсем так, то недопонимание со школьной учительницей и снижение оценок ему гарантировано. Другая крайность&nbs;- вообще избегать любых сложностей и терминологии, даже той, которая ученику заведомо должна быть известна («дополнение», «наречие», «диффузия», «катализатор»), и пользоваться вместо них описательными оборотами, чтобы не перегружать его мозг. Необходимо твёрдо знать программу каждого класса и придерживаться её, делая поправку на глубину знаний и способности каждого конкретного ученика.

Пожалуй, каждый студент, да и не только студент, задумывался о том, чтобы подработать репетиторством. Но человеку без опыта не всегда понятно, с чего вообще начать, где искать учеников и как составлять программу.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я занимаюсь со школьниками русским языком уже 4 года. Прежде всего, нужно понять, что репетиторство - это сложно, ответственно и поначалу сам процесс будет отнимать много времени. Чаще всего дети, которым нанимают репетитора, не очень сильны, а иногда даже не заинтересованы в вашем предмете. А вам нужно за короткое время (иногда это может быть всего лишь несколько недель) привести ребёнка к определённому результату.

1. Начните с практики

Прежде чем искать учеников, попробуйте какое-то время «поработать» учителем для младшего брата, сестры, детей соседей или друзей. На первом курсе я безвозмездно помогала готовиться к ЕГЭ по русскому знакомой одиннадцатикласснице: давала какие-то советы, объясняла теорию, проверяла сочинения. В итоге девочка получила 98 баллов и поступила на филфак МГУ, а я вдохновилась её успехами ирешила стать репетитором.

2. Поспрашивайте знакомых

Спросите у друзей: наверняка в вашем окружении есть уже те, кто давно занимается репетиторством. Узнайте, какие были трудности, когда они только начинали работать, послушайте их истории успеха.

3. Изучите литературу

Полистайте школьные учебники, сходите в книжный магазин и посмотрите, какие требования предъявляют сегодня к школьникам. Если вы выпустились пару лет назад, то вспомните, как сами готовились к экзаменам. Почитайте книги по детской психологии и пособия по педагогике, чтобы лучше выстраивать отношения с учениками. Хорошо подойдут книга Марины Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ» или Роберта и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток (Практическое руководство для отчаявшихся родителей)».

Если планируете готовить детей к выпускным экзаменам, загляните на сайт ФИПИ: там есть открытые банки заданий, демоверсии экзаменационных вариантов, плюс публикуются последние новости по изменениям в ОГЭ и ЕГЭ. Я советую посещать этот сайт минимум раз в неделю.

Сложнее сразу браться за подготовку к вступительным экзаменам в конкретные вузы - например, к внутреннему испытанию в МГУ. Но если вы студент или выпускник этого университета, сами сдавали вступительный и понимаете его специфику, то почему бы и не попробовать.

4. Продумайте общий план работы

Непосредственно программы лучше разрабатывать под конкретных детей. Пока вы их не нашли, сформулируйте общую схему работы, например, для выпускных классов. Продумайте какие-то фишки, которые разнообразят ваши уроки. Например, мои ученики запоминают глаголы-исключения и корни с чередующимися гласными в виде небольших стихотворений, а младшие школьники учат правила в форме сказки.

5. Начните искать учеников

Начинайте поиски учеников в начале августа. К сентябрю найдётся как минимум несколько человек, а вы за месяц успеете разработать программу.

Первых учеников лучше всего искать по сарафанному радио. Скажите о том, что решили репетиторствовать, например, маме или тёте: они расскажут об этом соседям, коллегам и подружкам в фитнес-центре. Можно опубликовать объявление в разделе «Услуги» на Avito, написать посты в соцсетях - на своих страничках или в группах, где репетиторы ищут учеников, а ученики - репетиторов. Постарайтесь лаконично рассказать о том, что вы умеете, об учебных и научных достижениях. А если у вас уже есть какой-то опыт преподавания, обязательно о нём напишите.

Ещё один вариант - специальные сайты для поиска репетиторов, но они чаще всего просят плату за свои услуги. Если у вас хорошие отношения с учителями в родной школе, можете закинуть удочку и туда: наверняка есть ученики, которые ищут репетитора.

Некоторые родители не горят желанием отдавать своего ребёнка в руки студента. Но я считаю, что стаж работы в репетиторстве - не самое главное. Студент, который поступил в престижный медицинский вуз и отлично сдал биологию, знает предмет на уровне, на котором может его объяснять и подготовить к экзамену будущего выпускника. Так что совет родителям: не бойтесь молодого репетитора! Думаю, даже после разговора по телефону вы поймёте, сможет ли этот человек стать учителем для вашего ребёнка. Если сомневаетесь, попробуйте назначить пробное бесплатное занятие.

6. Выберите место для занятий

У репетиторов в крупных городах много вариантов. Вы можете проводить уроки у себя или выезжать к ученикам, заниматься в тихих кафе или антикафе (там вы будете платить не за чай или кофе, а за проведённое время; средняя цена за минуту - два рубля). Можно подумать о коворкинге - своеобразном офисе, в котором вы арендуете пространство на определённый срок. Репетиторы в небольших городах чаще всего работают на дому или ходят к ученикам. Ещё один способ - уроки по скайпу, но я прибегаю к нему в крайних случаях, когда, например, ученик разболелся и не может позаниматься вживую. Всё-таки живое общение в обучении играет важную роль.

7. Оцените свои услуги

Изучите предложения других репетиторов в вашем городе и конкретно в вашем районе. Обращайте внимание на стаж работы: само собой, у опытного репетитора цена за час занятия будет выше, чем у начинающего. Кроме того, стоимость часа урока может варьироваться в зависимости от условий: репетитор занимается на дому, выезжает к ученику, проводит урок на нейтральной территории или дистанционно. После того, как всё проанализируете, назначайте цену. Вы можете не указывать её в объявлении, а писать уже тем, кто откликнется.

8. Проведите пробное занятие

Итак, вы нашли первого ученика. Пробное занятие часто делают бесплатным. На него можно пригласить родителей: они смогут посмотреть на вас как на преподавателя и понять, могут ли доверить вам своего ребёнка. Если ребёнок понравился вам, а вы - ему, если вы осознали, что сможете справиться с поставленной задачей, то время подумать о частоте занятий. Обычно репетиторы занимаются с детьми дважды в неделю, но всё индивидуально. Продолжительность урока зависит от возраста ученика, его уровня знаний и цели занятий.

Обсудите пробелы и проблемы ребёнка с родителями и держите их в курсе его успехов. В это же время попробуйте наладить контакт с самим учеником. Со многими своими ученикам, кто уже окончил школу, я продолжаю общаться. На мой взгляд, репетитору стоит быть для ребёнка добрым, но справедливым наставником. Он не должен вас бояться, но обязан понимать, что ему нужно всё то, что вы ему задаёте.

Помните, что, если вам действительно нравится предмет, который вы преподаёте, скорее всего, в него влюбится и ваш ученик. А если грамотно построить программу и придерживаться плана работы, желаемый результат не заставит себя ждать. При этом нельзя забывать, что кто-то улавливает всё с первого раза, а кому-то нужно объяснить правило несколько раз. Учитесь чувствовать рабочий темп ребёнка. Я вот недавно ликовала: мальчик, который пришёл ко мне полтора года назад с оценкой между двойкой и тройкой, получил твёрдую пятёрку на ОГЭ. Победы детей - это всегда и ваши победы.

Многие из нас способны чему-то научить других людей. Желание передавать знания обычно побуждает людей становиться преподавателями и работать в школах или вузах. Но можно пойти и другим путём. Например, стать частным педагогом - репетитором.

Репетитор - человек достаточно вольный, у него нет надзирателей в виде, скажем, завуча или проректора. Однако в такой, казалось бы, вольной и творческой работе, как репетиторство, есть всяческие нюансы, которые следует учитывать и к которым необходимо готовиться, решаясь обучать кого-то на дому.

Если вы решили стать репетитором, прежде всего нужно разместить объявление.

Позаботьтесь об абсолютной грамотности текста, даже если вы собираетесь обучать гончарному мастерству, а вовсе даже не русскому языку.

Укажите район - таким образом вы отсеете заведомо неподходящих клиентов. Желательно писать свое имя полностью, а не просто «Ляля» или «Аня». Добавьте фамилию, и уровень доверия потенциальных клиентов возрастёт. Желательно также приложить и собственное фото, а не картинку вспотевшего от усердия школьника.

Теперь разберёмся, к чему нужно быть готовым, когда берёшься помогать кому-то изучать науку, пусть даже эта наука - математика в начальных классах. Расскажу на примере обучения школьников.

  1. Сразу объясняйте родителям учеников, что вы не волшебник и не сможете моментально превратить троечника в отличника. А может, и за год на четвёрку не наскребёте, потому что многое, но далеко не всё зависит от педагога. Это нужно изложить чётко, чтобы потом не было претензий. Бывают такие люди, которые искренне полагают: раз они заплатили деньги, значит, купили знания и в школе.
  2. Далеко не все ученики будут вам нравиться, но вы обязаны нравиться им , иначе они просто разбегутся. Поэтому вам - вольному скульптору детского ума - придётся попотеть, чтобы найти подход к каждому из них, не проявляя негативных эмоций. Безусловно, делать внушение ребёнку, если он не выполняет домашнее задание или опаздывает, нужно, главное - не переусердствовать. Не унижайте учеников, будьте доброжелательны, шутите, и они ответят тем же.
  3. Всегда держите обратную связь с родителями. Даже если, на ваш взгляд, обучение протекает гладко, есть прогресс, родители могут быть другого мнения. К тому же неизвестно, что дитя рассказывает про вас дома. Звоните, общайтесь, делитесь соображениями, хвалите или журите ребёнка (однако недовольство выражайте очень тактично). В общем, пусть родители вас видят или слышат. Они должны знать, что их деньги уходят не в немую пустоту.
  4. Усердно готовьтесь к занятиям, составляйте план. Не нужно рассчитывать на импровизацию и собственный педагогический талант. В каждом деле важна дисциплина и последовательность. В , пожалуй, особенно. Не переживайте, что вы можете чего-то не знать, не понять вопроса. Скажите ученику, что уточните этот момент. Разумеется, не забудьте после разобраться в вопросе.
  5. Если ученик ведёт себя из рук вон плохо - ноет, не выполняет заданий, каждые две минуты смотрит на часы, огрызается и прочее - прощайтесь с ним. Не нужно изводить себя. В итоге вы можете сорваться на ребёнка, а вам потом прилетит от родителей. Зачем портить имидж? Вежливо объясните родителям, что ребёнок, возможно, пока не готов к индивидуальным занятиям.
  6. Школьники, особенно младшего возраста, физически не могут высидеть час занятий , да ещё и тет-а-тет с преподавателем. Если ребёнок, в целом ответственный и сообразительный, под конец начинает зевать и тормозить - сократите время урока. Обязательно сообщите об этом родителям, они, скорее всего, не будут против. Соответственно, оплата уменьшится, но для нас ведь главное - результат, а , не так ли?
  7. Если после урока ученик забыл заплатить - не стесняйтесь ему напомнить. Не думайте, что он принесёт в следующий раз. Вдруг не принесёт? Мало ли: забыл, потерял, потратил на орешки. А дома об этом могут и не узнать.
  8. Приготовьтесь к тому, что расписание ваших занятий будет постоянно меняться, вам придётся подстраиваться под учеников. Мало того, воспитанники будут опаздывать или вообще пропускать занятия, зачастую без предупреждения. Желательно напоминать о занятии накануне вечером звонком или сообщением.

В репетиторстве, как и в любой другой работе, важна ответственность, усердие и нацеленность на хороший результат. Но, прежде всего, учитель - это творческая профессия, порой опустошающая даже значительный резерв духовных и физических сил.

Уважайте свой труд и труд ваших учеников. И помните: учить кого-то порой сложнее, чем учиться.

Есть ли у вас опыт работы репетитором? Поделитесь им в комментариях.

Многие начинающие репетиторы задаются вопросами: как правильно организовать занятия, что подготовить к учебному занятию, как грамотно построить работу с учеником.

Ко мне за консультацией обратилась Юлия, начинающий репетитор:

В прошлом я учитель химии и биологии, позже получила доп. образование и мне посчастливилось поработать практическим психологом. Уже много лет я далека от любимых мной сфер деятельности. Так вышло, что мне предстоит стать репетитором по химии, более того, после новогодних праздников ко мне придёт ученик (10 класс). У него в планах сдача ЕГЭ и поступление в мед.университет. Я бросилась составлять каталог ресурсов (успешно воспользовалась Вашим).

Итак, если вы еще никогда не вели репетиторских занятий либо других обучающих мероприятий (тренинги, семинары, групповые встречи), то вам необходимо выполнить и подготовить следующие пункты:

Предметная подготовка

Чтобы стать более-менее приличным репетитором, нужно обладать многими знаниями и навыками как в области преподавания, так и в околопредметной и общечеловеческой.

Для начала подтяните все свои предметные компетенции: просто прочтите любой учебник по подготовке по предмету. Воспользуйтесь этим списком . Даже если вы неплохо учились в школе и даже закончили вуз с красным дипломом (а тем более работаете преподавателем вуза), это еще не означает, что вы хороший репетитор. Повторить и структурировать свои знания нужно однозначно.

Помню, как в первый год репетиторства я скупила всю возможную литературу по подготовки к выпускным экзаменам и взахлеб читала все темы, открывая для себя каждый раз что-то новенькое по биологии и химии, составляла интеллект-карты, конспекты, выписывала факты в тетрадь, хотя на полке пылился красный диплом биофака. Это говорит не о моей некомпетентности после обучения, а только о несоответствии школьной и вузовской программы, разрозненности и неструктурности знаний.Галина Енютина

Найдите такие учебники и пособия по своему предмету, сделайте подборку по сложности изложения материала,

Ничего в этом сложного нет, просто «подтяните» сначала себя по предмету.

Предметный тест

Благодаря предметному тесту можно определить начальный уровень знаний ученика по предмету. Результат теста важен

а) для составления программы занятий (насколько подробно надо),

б) для понимания, насколько ученик схватывает и запоминает

Возьмите задания ЕГЭ/ОГЭ прошлых годов или любой сборник для подготовки к экзаменам, выбросьте сложное, оставьте тесты для быстрой проверки.

У меня на этот случай подготовлены 5 разных видов тестирования* по каждому предмету (в том числе в электронном виде на моем блоге — вот пример).

*Как подготовить пробное тестирование (и почему их 5), если хотите, расскажу отдельным материалом.

Психологический тест

Возьмите тест на учебную мотивацию и развитость полушарий, темпераментальный опросник (хотя это и так можно определить), тест на память и внимание.

Главное, чтобы вы смогли интерпретировать результаты тестирования и применить их в своей практике, иначе все это теряет смысл.

Только не берите опросники по 101 вопросу, его заполнение займет минут 50, а результатом прохождения будет 1-2 слова. Ищите удобные и наглядные методики, например, рисуночные тесты IQ, они не только дадут результат, но и развлекут ребенка во время их выполнения.

Программа занятий

Я не работаю с пробелами никогда, я всегда прохожу все от А до Я, только задерживаясь в каждой теме в зависимости от уровня. Например, если ученик в ботанике вообще 0, а анатомию помнит, мы штудируем растения, а по человеку проходимся поверхностно. Это и есть один из методов реализации индивидуального подхода у меня.

Составить программу можно:

а) основываясь на школьной программе для каждого класса, если работаете с младшими или средними школьниками;

б) беря в расчет особую программу по некоторым технологиям обучения, например, Эльконина-Давыдова или Зайцева;

в) данные кодификатора ЕГЭ/ОГЭ, если работаете со старшими школьниками или абитуриентами;

г) разработать свою программу обучения (Внимание! Авторские программы — это большой труд, многолетний опыт и кропотливая работа. Если вы переставили местами 2 темы и еще 2 объединили, а 2 выбросили, это еще не авторская программа!)

Учебные материалы и КИМы

Не важно, ведете ли вы урок онлайн или очно, вам пригодятся методические материалы, которые вам помогут вести урок.

Вот что вам пригодится для занятий (особенно на первое время):

  • Подготовьте тематический план занятий
  • На каждый урок напишите план-конспект хотя бы в виде простого списка что за чем идет и какие вопросы задать ученику
  • Конспекты уроков для ученика
  • Печатные наглядные материалы (схемы, таблицы, рисунки, ИК, карты, портреты, маршрутные листы, карточки)
  • Скачайте хотя бы по 1 презентации по каждой теме согласно плану занятий
  • Найдите видео-ролики на YouTube для некоторых уроков
  • Задания и тесты по каждой теме

Тесты можно проходить онлайн или взять тематические тесты , не сборники вариантов к ЕГЭ, ими имеет смысл пользоваться только в самом конце курса.

Задания ЕГЭ

Если вы собираетесь готовить ученика к ЕГЭ/ОГЭ, сперва ознакомьтесь с кодификатором и демо-заданиями к этим экзаменам, узнайте даты проведения и программу подготовки. Ничем кардинально задания ЕГЭ не отличаются от обычных школьных, просто есть своя специфика.

Обратная связь

Иногда достаточно посмотреть на ученика, и вам станет понятно, как он усвоил материал, а иногда (чаще всего) нужно актуализировать его новые знания и навыки, повторить, закрепить и обратить внимание.

Успехов вам в нелегком труде репетитора!

Хотите задать свой вопрос? — Напишите мне на почту galina@сайт или заполните форму по ссылке Связаться . Я с радостью делюсь своими наработками и консультирую начинающих репетиторов.

Для кого-то репетиторство - лишь способ подработки в ожидании постоянного дела. Но оно может стать и полноценной работой, приносящей не только доход, но и удовлетворение. Репетитор и преподаватель русского как иностранного в Институте русского языка и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова Наталия Демидова рассказала ЧТД, как начать преподавать частно.

С чего начать

1. Кто вы?

Для начала нужно подумать, что вы умеете делать лучше всего, что выделяет вас из множества других специалистов. Возможно, вы хорошо работаете в Excel или владеете авторской методикой постановки голоса - запросы на услуги таких репетиторов тоже встречаются. Если у вас нет соответствующего профессионального образования, найти учеников, конечно, будет сложнее, но это возможно, если вы хорошо владеете предметом.

На сегодняшний день диплом уже не является главным достоинством преподавателя.

На него смотрят, но не в первую очередь. Гораздо важнее, что вы умеете делать, а также положительные отзывы ваших клиентов.

2. Кому преподавать?

Следующий шаг - подумать, кому именно вы собираетесь преподавать. Вы хотите заниматься иностранным языком со взрослыми, которые учат его для себя, готовить старшеклассников к ЕГЭ или работать с маленькими детьми? Я начинала с учеников младшей и средней школы, они были еще не взрослые, но уже и не совсем маленькие - это дало возможность заложить крепкий языковой фундамент, легче научить чему-то с нуля, чем исправлять чужие ошибки.

Я преподаю уже 8 лет и сейчас предпочитаю заниматься со взрослыми учениками, потому что уровень сознательности у них выше. Не нужно тратить силы на то, чтобы замотивировать их учиться. Дело в том, что от родителей поступает запрос заинтересовать ребенка предметом. Это очень большая проблема, потому что ты видишь его один час два раза в неделю, а все остальное время он общается с другими людьми: школьными учителями, друзьями, родственниками. И если родители не создали условий, при которых ребенку в принципе нравиться учиться и развиваться, ты можешь хоть в лепешку разбиться - кардинально изменить что-то будет сложно. При этом от репетитора в любом случае ждут высокого результата.

Так что подумайте, с какими учениками вы чувствуете себя комфортнее. Нет легкого возраста, но, возможно, есть та возрастная категория, которая подходит вам больше других.

3. Как учить?

Приняв решение о том, с какой аудиторией вы предпочитаете работать, можно приступить к составлению учебного плана, выбрать учебники и решить, какие методики вы будете использовать.

Что касается учебного плана, то он не обязательно должен быть подробным, но нужно хотя бы примерно представлять себе структуру. Самое простое, конечно, - использовать готовую программу и идти поурочно по учебнику, но я предпочитаю комбинировать разные пособия и методики - готовлюсь к каждому уроку с нуля исходя из потребностей ученика.

4. Как найти силы?

Самое страшное - первый урок. Тренируйтесь на родственниках! Или друзьях. Для начинающего преподавателя нет ничего важнее практики.

У меня тоже был такой опыт: я провела несколько занятий по русскому и английскому языку с двоюродной сестрой, разбирая с ней правила из учебника.

Все, кто хотя бы раз брал в руки учебник, написанный в советское время, знаком с «рамочками» в начале параграфа, содержание которых нужно выучить. Школьник, вынужденный зубрить дни и ночи напролет, в один прекрасный день просто впадает в анабиоз. Но после того как мы с сестрой стали вместе прорываться через все эти дебри деепричастных оборотов и составных глагольных сказуемых, тучи начали рассеиваться.

Осознание, что я могу помочь конкретному человеку, дало уверенность в своих силах.

Первое полноценное занятие я провела спустя несколько месяцев, с дочкой знакомых, которая училась в пятом классе и хотела подтянуть английский язык. К слову, тот первый урок прошел хорошо, я помню его в деталях до сих пор.

Где искать учеников

1. Разместить анкету на интернет-ресурсах

Именно так я и решила действовать с самого начала, разместив свою анкету на сайте profi.ru, который тогда назывался «Ваш репетитор». Раньше подобных ресурсов было совсем немного и начинающему преподавателю без рейтинга было легче найти учеников - тогда у меня на это ушло около двух недель. Сейчас выбор ресурсов большой, конкуренция среди преподавателей выше. Стоит зарегистрироваться сразу на нескольких платформах и смотреть, какая окажется эффективнее для вас.

2. Дать объявление и запустить сарафанное радио

Cоветую не пренебрегать размещением объявлений, причем не только в соцсетях. Это не очень работает на улице, но на информационном стенде, который постоянно смотрят студенты, - почему нет? В МГУ на факультете иностранных языков я видела старые добрые бумажные объявления.

Запускайте также сарафанное радио, опрашивая всех, кто приходит в голову. Многие по-прежнему предпочитают заниматься с репетитором, которого рекомендовали друзья и знакомые.

3. Обратиться в специализированные центры

Языковые школы или многопрофильные образовательные центры часто предлагают такую опцию - они находят учеников, а репетитор занимается с ними индивидуально на базе школы. Обычно такие центры берут довольно высокий процент, но для начала это очень неплохо, потому что поиск учеников там ведут за вас. При такой системе хорошо предложить свой авторский курс, чтобы создать ценный учебный продукт на рынке образовательных услуг.

4. Пойти работать в школу или вуз

Раньше в репетиторы уходили школьные учителя и преподаватели институтов. Если у них была хорошая репутация, ученики появлялись сами собой, застенчиво подходя после уроков с застывшим в глазах вопросом: «А частным образом вы занимаетесь?» Сейчас этот механизм тоже работает, особенно в небольших городах. Но здесь могут возникнуть некоторые организационные сложности, потому что не каждый вуз или школа захочет, чтобы их сотрудники подрабатывали частно, особенно если уроки проходят на территории учреждения и руководство о них не осведомлено.

5. Завести образовательный блог

Если вам по душе современные технологии, вы можете завести свой блог на YouTube или канал в Telegram. Просто записывайте уроки или советы и заодно приглашайте на занятия или вебинары.

Репетиторство - по сути, предпринимательство, и все способы продвижения личного бренда помогают достичь цели.

График работы репетиторов

Интернет-ресурсы по подбору репетиторов удобны еще и тем, что многие вещи там автоматизированы. Можно вывесить расписание онлайн, указать удобные для выезда районы, возраст учеников и ввести массу других параметров. Это помогает сэкономить много времени на организационных моментах и больше сосредоточиться на занятиях.

Я знаю одного настолько популярного репетитора, что ученики готовы приехать к нему в час ночи, если в его плотном графике появляется окно. В том-то и прелесть работы частным преподавателем, что можно строить расписание, как хочешь. Правда, большинство учеников хотят заниматься во вторую половину дня, утренние занятия скорее исключение.

Что касается занятости, то все зависит от личных аппетитов: если ученики приходят к вам домой или вы преподаете по скайпу, можно осилить и 10 уроков в день.

Если же занятия проходят на территории ученика, то для меня комфортно проводить не более 3-4 уроков в день.

Удобно брать учеников разного возраста, потому что тогда появляется возможность заполнить весь свой рабочий день. Младшеклассники заканчивают учиться около двух дня, старшеклассники - около четырех, взрослые - после шести. Но для того, чтобы жонглировать разными уровнями учеников, потребуется опыт.

Сколько зарабатывают репетиторы

Если мы говорим об английском языке, то репетиторы зарабатывают от 20-30 тысяч рублей в месяц (при средней загрузке) до 150-200 тысяч, если вы крутой преподаватель с высоким рейтингом и хорошей работоспособностью. Такие специалисты могут брать 3 000 рублей и больше за 60 минут. Но надо делать поправку на то, что ученики могут заболеть, перенести занятие или передумать - заработок репетитора не очень стабильный.

Некоторые преподаватели организуют систему таким образом, что ученик сразу оплачивает несколько занятий и должен заранее предупредить об отмене, в противном случае деньги не возвращаются. Опять же, такие условия могут себе позволить репетиторы с высокой занятостью, к которым очередь выстраивается за несколько месяцев.

Начинающие преподаватели обычно устанавливают минимальную цену - 500 рублей за час, меньше практически никто не берет.

    Начинайте как можно раньше. Если вы планируете заниматься репетиторством, не ждите того момента, когда вы окончите институт и сможете приложить диплом в доказательство. Некоторые школьники уже в старших классах начинают зарабатывать деньги, помогая другим решить трудные задачки или разобраться в новой грамматике.

    Можно брать немного больше уроков, чем вы собираетесь провести в реальности, потому что, как правило, часть занятий ежемесячно пропадает, особенно много болеют и пропускают школьники. Если вдруг так случится, что отмен не будет, придется, конечно, тяжеловато, но подстраховка не помешает. Ведь каждый репетитор сам себе хозяин и в случае чего никто не найдет ему замены и не оплатит больничный.

    На первом занятии очень важно установить личный контакт, без него ничего не выйдет. Не нужно бояться потратить на это 5-10 минут. Особенно школьнику будет приятно, что ты видишь в нем личность, а не просто очередного лодыря, которого нужно подтянуть по предмету.

    С новым учеником-школьником я всегда начинала с вопроса: «Что вы обычно делаете на уроках, что тебе дается легче, а что труднее?»

    Можно разговаривать и на отвлеченные темы - из собранного на ученика «досье» во многом будет строиться ваша дальнейшая работа, потому что репетиторство - это всегда индивидуальный подход.

    Важно с самого начала проговорить с клиентом, что чудеса не случаются сразу, и не брать на себя невыполнимых обязательств. Некоторые хотят, чтобы за 10 занятий были восполнены все пробелы, и ты, как молодой преподаватель, послушно киваешь и говоришь: «Да-да, конечно, я все сделаю». Но если ты не сможешь выполнить обещанное, то вызовешь только недовольство клиента и заработаешь плохую репутацию. Нужно обозначить реальные перспективы и стремиться к ним. Нет целей - нет достижений!

    Также очень важно не забывать про обратную связь с учеником: постоянно спрашивать, все ли ему нравится, комфортна ли такая подача темы - не бояться задавать конкретные вопросы, напрямую влияющие на качество работы. Многие люди предпочитают молчать до последнего, не говорят, что их что-то не устраивает, а потом просто отказываются от занятий. Особенно это касается школьников: надо разговаривать и с родителями, и с детьми.

Зачем идти в репетиторы

Некоторые думают, что преподавать скучно, но чем больше ты в профессии, тем больше возможности найти нестандартные и очень интересные заказы. Например, меня однажды пригласили на две недели поработать в Грецию, пока семья отдыхала на море в летние каникулы.

Под шум прибоя я занималась литературой с двумя детьми: мальчика шести лет учила читать, а его 13-летнюю сестру - писать эссе.

На тот момент это была работа мечты. Если вы хотите найти подобные заказы, вам нужно ориентироваться на так называемый VIP-сегмент. В такой работе есть свои нюансы, но если вашими услугами останутся довольны, то хорошие рекомендации не заставят себя долго ждать, и репутация вырастет быстро.

Дважды я помогала подготовиться к вступительной речи в творческий вуз - один раз это была актриса, другой - художница. Они были талантливы в своем деле, но формулировки давались им с трудом, работать с такими запросами было очень интересно.

Частное преподавание - благодарный труд, и это огромный плюс для меня. Когда ты работаешь в группе, то все-таки не имеешь возможности установить личный контакт с каждым учеником, учесть все индивидуальные особенности, твоя задача - пройти программу, выполнить план.

А во время частных занятий ты сосредоточен на одном человеке, и если вы вместе добьетесь успеха, то благодарности не будет предела. Репетитор помогает не только научиться чему-то, но и справиться с психологическими проблемами, зажимами. А когда кто-то с твоей помощью становится эффективнее и лучше - это большая радость.