Нашествие татаро монголов на русь даты. Нашествие Батыя на Русь (кратко). Последствия нашествия Батыя на Русь. Последствия монголо-татарского нашествия на Русь

§1. Понятие и особенности административно-правовых норм

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования обще c твенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее мес­то в правовой системе Российской Федерации.

Норма права по своему юридическому значению есть определен­ное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различ­ного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблю­дает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, администра­тивная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качест­ва в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- право­вых норм.

Изложенные исходные позиции позволяют определить адми­нистративно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекра­щающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования ме­ханизма исполнительной власти или (в широком смысле) государст­венного управления. Указанные общественные отношения принятоназывать управленческими

В административно-правовых нормах непосредственно выражает­ся регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

а) преследуют цель обеспе­чения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управ­ления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимо­действия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или инойвариант должного, т.е. соответствующего интересам правового госу­дарства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредст­венно в сфере государственного управления и выполняющих тот или ; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совер­шать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) действуя в сфере государ­ственного управления, прежде всего и главным образом предназначе­ны для обеспечения эффективной реализации конституционного на­значения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, прове­дения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государствен­ной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы долж­ного поведения в сфере государственного управления, служат интере­сам установления и обеспечения прочного режима законности и госу­дарственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих дру­гих отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросо­вестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду адми­нистративная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой не­сравненно уже, чем у административной ответственности (исключи­тельно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управлен­ческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогово­го, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятель­ности и т.п.;

ж) административно-правовые нормы достаточно часто уста­навливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Давая общую характеристику административно-правовым нор­мам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти дей­ствующим законодательством закреплены полномочия по самостоя тельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Для административного права характерно юридическое опосредствование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Рос­сийской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая законо мерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством уста­новлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.

Однако вся совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к тем, которые устанавливаются непосредственно названными субъектами. Многие нормы административного права содержатся в Конституции Российской Федерации. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, конституционный статус личности, субъектов исполнительной власти и т.п.). Почти в каждом российском законе немало административно-правовых норм.

Это означает, что существует определенная иерархия админист­ративно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством непосредственно субъектам исполнительной власти (например, Правительству Российской федерации). Наполненные единым юридическим содержанием, эти правовые нормы не равноз­начны по своей юридической силе.

Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны, по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е.производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда - подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой:они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции,законов и нормативных указов Президента Российской Федерации как главы государства (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Являясь вторичной (производной) формой правоустановления, административно-правовые нормы, создаваемые непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных и законодательных правовых норм. Тем самым они служат одним из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально «работающих» правовых установлении, а также детализирующих и конкретизирующих содер­жащиеся в них общие правила поведения.

Обычно нормы законов не имеют прямого действия, представляя собой наиболее общие правила поведения принципиального характе­ра, абстрагирующиеся от конкретных особенностей и условий их практического применения (исполнения). Между тем, Россия - не унитарное государство; ее территория огромна, причем территориаль­ные особенности нередко весьма существенны. Россия - много­национальное государство; эффективное развитие территорий, национально-государственных образований и отдельных народностей невозможно без корректировки тех или иных норм законов. Конечно, это стремится учесть сам законодатель, но практически решение дан­ной задачи- не его функция.

Поэтому на долю административно-правовых норм, создаваемых субъектами исполнительной власти, падает основная нагрузка по приданию тем или иным позициям, законодательно закрепленным, прямого действия. Иначе говоря, общие нормы закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти и в полном соответствии с функционально-компетенционными принципами разделения властей, как правило, нуждаются в опосредствовании их нормами административного (впрочем, не только!) пра­ва. Государственно-правовая действительность наглядно подтвержда­ет жизненность подобного, отработанного многолетней практикой, механизма соотношения административно-правовых норм, содер­жащихся в законодательных актах и устанавливаемых субъектами исполнительности власти (например, механизм проведения в жизнь российского законодательства о приватизации, борьбе с моно­полизмом, об охране окружающей природной среды и т.п.).

Административное нормотворчество, однако, не может быть беспредельным, хотя, как показывает практика, подобная тенденция проявлялась с различной интенсивностью в процессе развития отечественной системы государственного управления. В связи с этим обра­щают на себя внимание весьма показательные моменты, относящиеся к содержанию и порядку формирования административно-правовых норм,

Во-первых, длительный период времени законодательная (представительная) власть действовала формально, в силу чего она практически подменялась исполнительной властью. В результате большинство административно-правовых норм создавалось не законо­дательным путем, а органами государственного управления общей компетенции. Дело, в конце концов, дошло до того, что в состав дейст­вующего законодательства, вопреки Конституции, стали включать и постановления Правительства, т.е. исполнительная власть по существу превращалась в составную часть законодательного процесса. В за­конодательном регулировании многих общественных отношений на наблюдались многочисленные пробелы, которые «заполнялись» обилием правительственных и исполкомовских нормативных актов, не всегда соответствующих букве и духу закона. В дальнейшем пассивность законодателя сменилась бурной законотворческой активностью, когда законы стали приниматься «пакетами». Как следствие этого - множество противоречивых и нескоординированных, а потому ч не работа­ющих законов, как правило, не содержащих административно-правовых норм прямого действия, нестабильность законодательною мате­риала, «война законов», наконец, откровенное «вторжение» законода­теля в сферу исполнительства вопреки провозглашенным принципам разделения властей. Подобные явления охватывали вею систему госу­дарственно-правовой организации сверху донизу, что и привело в ко­нечном счете к конституционному кризису.

Во-вторых, чрезвычайное развитие получило административное нормотворчество отраслевого характера, следствием чего стало обилие ведомственных административно-правовых норм, нередко расходящихся с требованиями законности и правопорядка, т.е. вообще не опирающихся на законодательство.

Указанные негативные явления стали преодолеваться по существу лишь в последние годы. Конституция Российской Федерации 1993 года призвана упорядочить соотношение различных элементов ме­ханизма правоустановления, включая и порядок формирования под законных административно-правовых норм. Необходимо, однако, учитывать, что несмотря на то, что для исполнительной власти главное не правотворчество, а правоприменение, лишить субъекты этой ветви власти определенного объема правоустановительных полно­мочий было бы не оправданным. Но для этого требуется четкое и не­двусмысленное решение вопроса о границах и объеме компетенции субъектов исполнительной власти по самостоятельному, но непремен­но подзаконному, установлению административно-правовых норм. Пока эта задача последовательно не решена. Придание представи­тельным органам власти всех субъектов Российской Федерации зако­нодательных функций в значительной степени усложняет ее решение. Между тем сильная исполнительная власть, потребность в которой за­креплена в новой российской Конституции, объективно требует своего «оснащения» четко выраженными правоустановительными полно­мочиями. Это особенно важно в современных условиях, когда все большее число объектов различного назначения утрачивает государст­венный характер, и, соответственно, воздействовать на их работу рас­порядительным путем (прямое предписание) не представляется воз­можным. На смену ему приходят иные средства упорядочивающего воздействия, в числе которых существенна роль именно админист­ративного нормотворчества, целью которого является установление и обеспечение должного функционирования указанных объектов различной формы собственности.

Достижению такой цели может способствовать следующее. Преж­де всего административно-правовые нормы общего характера должны иметь, как правило, законодательную форму своего выражения. Пос­кольку же полностью решить данную задачу подобным путем не реально, постольку соответствующие субъекты исполнительной власти наделяются полномочиями по созданию таких норм в случаях, когда:

а) соответствующий законодательный акт прямо предусматривает таковую возможность. Например, Водным кодексом Российской Феде­рации предусматривается, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использо­вания и охраны водных ресурсов 1 ;

б) определяемая для данного субъекта исполнительной власти компетенция включает его правоустановительные полномочия, при­чем не в виде простой констатации, а в конкретном выражении (на­пример, перечисление вопросов, по которым могут издаваться нор­мативные акты). Пока данная проблема практически четко не реша­ется,

Например, в Положении о Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, утвержденном Правительством Российской Федерации 28 октября 1995 года, предусмотрено, что данный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами испол­нительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями и учреждениями 2 . Компетенция же этого органа определяется настолько различными формулировками, что определить границы его нормотворческой деятельности весьма затруднительно;

в) исполнительное (административное) нормотворчество исполь­зуется преимущественно в целях внутрисистемного регулирования, т.е. в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти (государственного управления);

г) используется механизм «делегированного» законодательства, т.е. законодатель передает тому или иному субъекту исполнительной власти соответствующие правоустановительные полномочия, в обыч­ных условиях относящиеся к исключительной компетенции законода­теля. Этот институт у нас не развит, но его перспективное значение очевидно.

Главное состоит в том, чтобы в законодательных актах непрямого действия был установлен конкретный адресат их исполнения с однов­ременным определением объема необходимых для этот подзаконных нормотворческих полномочий.

Относительно ведомственного административного нормотворчества, весьма до сих пор развитого и нередко далекого от соответствия требованиям законности, тенденция такова: ограничение возмож­ности установления ведомствами общеобязательных административ­но-

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 45.с т. 4320

правовых норм; делегирование такого рода полномочий в отдель­ных случаях со стороны субъектов исполнительной власти, наделен­ных общей компетенцией. Так, Правительство Российской Федерации приняло 10 февраля 1994 года специальное постановление «О де­легировании полномочий Правительства Российской федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собствен­ности». 1

Таким образом, необходимы условия, не позволяющие чрезмерно расширять сферу административного нормотворчества. С другой стороны, столь же необходимы и условия, позволяющие этому виду правоустановительной деятельности развиваться в строгих рамках закон­ности и государственной дисциплины.

Административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные прежде всего субъек­там исполнительной власти (государственного управления). В качест­ве примера можно назвать нормы, содержащиеся в Законе о Прави­тельстве Российской Федерации, в Указе Президента Российской фе­дерации от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры феде­ральных органов исполнительной власти» 2 , в положениях о федеральных министерствах и т.п. Объясняется данная особенность тем, что на характер административно-правовых норм оказывают определяющее влияние природа и социальное назначение государст­венно-управленческой деятельности. Соответственно и в современных условиях основным объектом административно-правового регулиро­вания по-прежнему остаются действия (поведение) исполнительных органов, их внутренних структурных подразделений, а также дейст­вующих от их имени должностных лиц. Административно-правовые нормы, следовательно, рассчитаны в „ значительной степени на регулирование организации и функционирования аппарата государст­венного управления.

Административно-правовые нормы, однако, не могут быть сведе­ны к чисто «аппаратным». Роль этих норм значительно более многооб­разна, что прямо вытекает из сущности и назначения государственно-управленческой деятельности как формы практической реализации исполнительной власти. Соответственно аппарат управления «живет» не только и не столько интересами собственного бытия. Он повседнев­но связан как с нижестоящими звеньями, так и со всеми иными сторо­нами, действующими в сфере государственного управления, либо так или иначе затрагивающими ее интересы. В первом случае имеются в виду различного рода государственные по своему характеру образо­вания (предприятия, корпорации, учреждения и т.п.), а во втором - негосударственные образования политического, социально-культур­ного, коммерческого типа, а также, что особенно важно подчеркнуть, граждане.

1 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №8. Ст.593.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев - особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Например, ФЗ-79 "О государственной гражданской службе РФ" определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. ФЗ-58 "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение);

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);

в) уполномочивающие (дозволительные)- нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению. Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц).

г) стимулирующие (поощрительные) - нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т.д.);

д) рекомендательные, т. е. нормы, которые носят рекомендательный характер, дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства). Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований.

3. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:

а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций;

б) поведение граждан;

в) деятельность общественных и религиозных организаций;

г) деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

4. По форме предписания административно-правовые нормы делятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения, т.е. содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления.

Что касается диспозитивных норм, предоставляющих возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы, то они в административном законодательстве встречаются относительно редко. Это объясняется специфической сферой административного права - государственным управлением.

5. По действию в пространстве:

а) федеральные - действующие в пределах Российской Федерации;

б) региональные (окружные) - действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа);

в) субъектов РФ - действующие в пределах субъекта РФ;

г) муниципальные-действующие в пределах муниципального образования;

д) локальные - действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Содружества Независимых Государств (СНГ).

6. По действию во времени нормы делятся на:

а) срочные, т.е. временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

б) бессрочные - постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

7. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Это:

Общефедеральные нормы;

Нормы субъектов Федерации.

8. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

Общие, т.е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;

Межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;

Отраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.

Существующая сегодня общепризнанная историками версия событий времен нашествия монгольских полчищ на Русь, продолжительного татаро-монгольского гнета и освобождения Русской земли от ордынского ига достаточно популярна. И звучала она примерно следующим образом. В Монголии на рубеже двенадцатого и тринадцатого веков жил вождь, который сумел собрать под своим руководством разобщенные монгольские кочевые племена и основал империю, самую обширную в истории человечества. После чего получил имя, по которому стал известен всему миру - Чингис-хан.

Хан Великой монгольской империи имел огромное войско, во главе которого решил покорить весь древний мир. Разгромив соседские кочевые племена, Чингис-хан покорил Китай и Среднюю Азию. После падения Самарканда его войска отправились за Амударью вслед за бежавшим шахом разгромленного государства Хорезм. Затем орда прокатилась через Северный Иран и вступила сначала на территорию Южного Кавказа, где покорила города и собрала дань, а затем разгромила и Северный Кавказ. С наступлением весны 1223 года войска Чингис-хана достигли границ древней Руси. Объединившиеся военные силы русских мелких князей и кочевых половцев не смогли противиться натиску свирепого хана, а потому в произошедшем на берегу реки Калка противостоянии они были разбиты. Тем не менее, удача отвернулась от хана - в боях в Волжской Булгарии его войско потерпело поражение и вынужденно вернулось в покоренную Азию.

Захватническую политику отца после его смерти продолжил Угедей - третий сын Чигисхана. Под его началом была проведена масштабная военная операция, закончившаяся завоеванием Западных государств, в том числе и многочисленных русских княжеств. Тогда, в 1237 году, Русь подверглась второму страшному нашествию татаро-монгольского войска. Орда прокатилась по ее просторам, оставляя после себя сожженные и разоренные города. Растоптав Русь, войска хана Угедея двинулись на запад, где разорили Польшу, Венгрию и Чехию. Татаро-монгольская волна докатилась до берегов Адриатического моря, но вынуждена была отхлынуть назад, опасаясь возможных действий со стороны хоть и разгромленной, но все-равно опасной и непредсказуемой Руси.

Тот исторический период и стал началом длительного татаро-монгольского гнета, тяжким бременем нависшего над русской землей. Огромная империя, распростершая свои владения од Пекина до берегов Волги, хозяйничала на Руси, совершала набеги на города, разоряла их, убивала или уводила в рабство множество славян. Знатные ханы из Орды одаривали князей разрешениями на княжеский престол, но при этом могли спокойно убить их. Тем не менее, в среде монголов были христиане, что позволяло некоторым русским князьям заводить с ними довольно крепкие приятельские, а иногда и откровенно дружеские отношения. Иной раз такая дружба давала князю возможность с помощью военной силы своего побратима удержаться на престоле.

Однако с течением времени Русь начала крепчать военной мощью, объединяя разрозненные княжества перед лицом общей беды. И в 1380 году, молодой московский князь Дмитрий по прозвищу Донской разгромил монгольского хана Мамая со всем его войском, а сто лет спустя сошлись в битве на реке Угре воины князя Ивана III с войсками хана Ахмата. Оба противника разбили лагеря на противоположных берегах реки, ожидая начала военных действий. Но сражения как такового не произошло. Ахмат поверил, что войска князей русских теперь стали достаточно сильны, чтобы противостоять врагу, поэтому повернул своих воинов и ушел с ними к берегам Волги. После этого «стояния на реке Угре» монгольская империя начала сдавать свои позиции и Русь смогла, наконец, освободиться от многовекового ига.

Однако современная историческая наука обладает сведениями, позволяющими утверждать, что называть иго, продолжавшееся несколько веков на Руси, татаро-монгольским некорректно, поскольку так называемые захватчики вовсе не были пришельцами из монгольских степей. Они были русскими. Возможно, свою роль в данной исторической подмене сыграли летописцы времен Петра Великого, ведь именно тогда татар, как и монголов причислили к монголоидной расе. Версия о подмене фактов имеет определенные свидетельства.

Первоисточники о татаро-монгольском нашествии

Особое внимание нужно обратить на тот факт, что термин, обозначающий монгольское нашествие, практически никогда не употреблялся в древнерусских сказаниях и книгах. Описание тяжелых испытаний, выпавших на долю славян от набегов монголов, можно найти только в Сборнике старорусских летописей и других древнейших памятников литературы. В этом сборнике подробно описана сама Русь, ее территория, а также существенные на тот момент военные достижения. В частности рассказывается, что земля славянская красива и светла, что имеет она природные богатства, реки, обширные просторы, густые леса, бесчисленное зверье и птиц, а также города, селения, монастыри и другие храмы под руководством князей да бояр. Далее описывается занимаемая Русью обширная территория, которая была покорена христианами и подчинялась Владимиру Мономаху, а затем перешла к сыну его князю Юрию, потом к внуку - князю Всеволоду. При этом и половцы, и литовцы с немцами, и даже повелитель Византийский трепетали перед Владимиром Мономахом. И затем лишь в нескольких словах описано, что обрушилось несчастье, какого не видела Русь со времен Ярослава Великого и до владимирского князя Юрия, Напали на Русь «поганые» народы и стали жечь христианские монастыри.

Данный текст взят из произведения «Слово о погибели Русской Земли », не сохранившегося до нашего времени описания татаро-монгольского набега. Но этот отрывок очень скуден, и в нём трудно угадать какое-либо вражеское вторжение со стороны иноземных недругов. Основная часть летописи была уничтожена по всей вероятности историками семьи Романовы х, которые и ввели эту подмену. Тем не менее нельзя с уверенностью говорить о том, что в не сохранившейся части летописи рассказывается о завоевании Руси монгольской империей. Обозначение «поганые» может в равной степени относиться и к крестьянам, и к язычникам, и даже к некоторым соседним народностям.

Внешние черты татаро-монгол

Сегодня вызывает серьезные сомнения описание внешности Чингис-хана и его принадлежность к монголоидной расе. Например, на портрете, хранящемся в музее Тайваня, этот вождь кочевников вовсе не выглядит азиатом . Существуют также древние описания Чингис-хана, согласно которым он был высокого роста, имел длинную окладистую бороду и желто-зеленые раскосые глаза. Известный в древности ученый из Персии Рашид ад-Дин указывал, что в династии, из которой происходил Чингис-хан часто появлялись на свет дети со светлыми волосами и глазами. Да и само имя Борджигин, полученное предками Чингис-хана, переводится как сероглазый. Эти же сведения подтверждает Г. Грумм-Гржимайло, описывая сказание о том, что один из предков Чингис-хана, некий Бодуаньчар, имел голубые глаза и белые волосы. Таким же образом описывается и внешность хана Батыя . Он тоже был светловолос, имел светлую бороду и светлые глаза. Обращает на себя внимание тот факт, что языки монгольской группы не имеют имени Бату, равно как и Батый. Имя Бату есть в башкирском языке, а имя Бастый можно встретить у половцев. На основании этого просится вывод, что имя одного из сыновей Чингис-хана имело вовсе не монгольское происхождение.

На иранской миниатюре XV-XVI веков Тимур нарисован с белой густой бородой и внешними признаками белой расы

К сожалению, нельзя доверять сказаниям и легендам о Великом хане, написанным в сегодняшней Монгольской Республике. Все потому, что в средние века на территории монгольских степей не существовал ни алфавит, ни письменность, поэтому записи создавались не ранее семнадцатого века . А это может означать, что любая из этих записей - всего лишь пересказ прошедших через века и, возможно, претерпевших серьезные изменения, устных легенд. Современные монголы очень бережно относятся к этим хроникам и чтут память своего великого предка, как напоминание о былом могуществе народа, сумевшего покорить половину древнего мира.

Еще одна загадка состоит в том, что ни один из свидетелей тех давних дел не описывал людей с черными волосами и с раскосыми глазами, которые бы могли соответствовать монголоидной внешности. Единственными представителями народов, вышедших из степей Азии, стали джалаиры и барласы. Об этих народах упоминают в книге «Русь и Золотая Орда» ученые Б.Греков и А.Якубовский. Но, согласно авторам книги, эти племена пришли на русскую землю вовсе не под началом Чингис-хана, они пришли в Семиречье - территорию сегодняшнего Казахстана. После чего уже в конце восемнадцатого века они разделились. Джалаиры ушли в сторону сегодняшнего Ходжента, а барласы поселились на берегах Кашкадарьи. В период своего нахождения в Семиречьи оба племени приобщились к тюркскому языку и культуре. Влияние тюркской культуры оказалось таким сильным, что в конце четырнадцатого века тюркский язык они стали считать своим родным. В пользу рассматриваемой версии выступает также тот факт, что в течение трехсот лет ига так и не произошло слияние монголов и славян.

В период развития Руси, берущий начало в шестнадцатом веке, начинается продвижение русского народа в сторону востока, к подножию Уральских гор. И удивительным оказалось то, что на протяжении тысячи километров этого пути первопроходцы-казаки не встретили никаких остатков могущественной империи степных ханов , которая охватывала территорию от Китайского государства до границ европейской Польши. Никаких признаков городов, ни знаменитого многокилометрового ямского тракта, которым спешили в столицу Каракорум гонцы от русских князей. Никаких следов, свидетельствующих о существовании в этих местах государства. Кроме этого, оказалось, что население этого края не помнит и не знает ни о процветавшей в монгольских степях столице Каракорум, ни о великих ханах, чье влияние и власть распространялись на половину древнего мира. О династиях маньчжур из Северного Китая, жители не забыли, поскольку представители этой династии ассоциировались у них со злом из-за частых разорительных набегов. Но сведения о Батые и Чингисхане отчего-то не остались в памяти местных жителей. Так и не найдя на своем пути ни следов развитого и богатого государства монгольского, ни развалин городов , первопроходцы наткнулись только на малоразвитое Кучумово царство, расположенное на месте сегодняшней Тюмени.

Обращает внимание и тот факт, что и в живописи на миниатюрах, изображавших эпизоды истории, связанные с военными походами татаро-монголов, все они показаны с явно русской внешность. При внимательном рассмотрении миниатюры «Стояние на Угре» или миниатюры «Взятие Козельска», становится очевидным, что внешность нападавших не является монголоидной. Кроме того, и на многих других старорусских миниатюрах внешний вид и обмундирование воинов Чингисхана практически невозможно отличить от вида русских дружинников .

А на известной европейской миниатюре под названием «Смерть Чингисхана» хан нарисован в шлеме, который очень похож на доспехи Болеслава. Такое обмундирование носили русские и европейские воины. Бросается в глаза абсолютно славянское лицо хана , одежда, очень похожая на славянский кафтан, окладистая светлая борода. На боку прицеплен вместо узкой искривленной азиатской сабли елмань - оружие, позаимствованное русскими воинами у турецких янычар. Такие сабли еще долго оставались на вооружении, вплоть до времен Павла Первого.


Миниатюра из средневекового манускрипта книги Марко Поло. «Смерть Чингисхана при осаде крепости Калки»

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ

Образование Монгольского государства. В начале XII I в. в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами.

Главным занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, а на севере и в таежных районах - охота. В XII в. у монголов происходил распад первобытно-общинных отношений. Из среды рядовых общинников-скотоводов, которых называли карачу - черные люди, выделились нойоны (князья) - знать; имея дружины нукеров (воинов), она захватила пастбища под скот и часть молодняка. У нойонов были также рабы. Права нойонов определяла "Яса" - собрание поучений и наставлений.

В 1206 г. на реке Онон состоялся съезд монгольской знати - курултай (Хурал), на котором вождем монгольских племен был избран один из нойонов: Темучин, получивший имя Чингисхан - "великий хан", "посланный богом" (1206-1227). Победив своих противников, он стал управлять страной через своих родственников и местную знать.

Монгольское войско. Монголы имели хорошо организованное войско, сохранявшее родовые связи. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи. Десять тысяч монгольских воинов назывались "тьма" ("тумен").

Тумены были не только военными, но и административными единицами.

Основную ударную силу монголов составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревочный аркан, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами, что защищало ее от стрел и оружия противника. Голову, шею и грудь монгольского воина от вражеских стрел и копий закрывали железный или медный шлем, панцирь из кожи. Монгольская конница обладала высокой подвижностью. На своих низкорослых с мохнатой гривой выносливых конях они могли проходить в сутки до 80 км, а с обозами, стенобитными и огнеметными орудиями - до 10 км. Как и другие народы, проходя стадию становления государства, монголы отличалось силой и монолитностью. Отсюда заинтересованность в расширении пастбищ и в организации грабительских походов на соседние земледельческие народы, которые находились на значительно более высоком уровне развития, хотя и переживали период раздробленности. Это значительно облегчало осуществление завоевательных планов монголо-татар.

Разгром Средней Азии. Свои походы монголы начали с завоевания земель соседей - бурят, эвенков, якутов, уйгуров, енисейских киргизов (к 1211 г.). Затем они вторглись в Китай и в 1215 г. взяли Пекин. Спустя три года была завоевана Корея. Разгромив Китай (окончательно завоеван в 1279 г.), монголы значительно усилили свой военный потенциал. На вооружение были взяты огнеметные, стенобитные, камнеметные орудия, средства передвижения.

Летом 1219 г. почти 200-тысячное монгольское войско во главе с Чингисханом начало завоевание Средней Азии. Правитель Хорезма (страна в устье Амударьи) шах Мухаммед не принял генерального сражения, рассредоточив силы по городам. Подавив упорное сопротивление населения, захватчики штурмом овладели Отраром, Ходжентом, Мервом, Бухарой, Ургенчем и другими городами. Правитель Самарканда, несмотря на требование народа обороняться, сдал город. Сам Мухаммед бежал в Иран, где вскоре умер.

Богатые, цветущие земледельческие районы Семиречья (Средняя Азия) превратились в пастбища. Были разрушены создававшиеся веками ирригационные системы. Монголы ввели режим жестоких поборов, ремесленников уводили в плен. В результате завоевания монголами Средней Азии ее территорию начали заселять кочевые племена. Оседлое земледелие вытеснялось экстенсивным кочевым скотоводством, что затормозило дальнейшее развитие Средней Азии.

Вторжение в Иран и Закавказье. Основная сила монголов с награбленной добычей возвратилась из Средней Азии в Монголию. 30-тысячная армия под командованием лучших монгольских военачальников Джебе и Субедея отправилась в дальний разведывательный поход через Иран и Закавказье, на Запад. Разбив объединенные армяно-грузинские войска и нанеся огромный ущерб экономике Закавказья, захватчики, однако, вынуждены были покинуть территорию Грузии, Армении и Азербайджана, так как встретили сильное сопротивление населения. Мимо Дербента, где был проход по берегу Каспийского моря, монгольские войска вышли в степи Северного Кавказа. Здесь они нанесли поражение аланам (осетинам) и половцам, после чего разорили город Судак (Сурож) в Крыму. Половцы во главе с ханом Котяном, тестем галицкого князя Мстислава Удалого, обратились за помощью к русским князьям.

Битва на реке Калке. 31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо.

Княжеские распри сказались и во время сражения на Калке. Киевский князь Мстислав Романович, укрепившись со своим войском на холме, не принял участия в битве. Полки русских воинов и половцев, перейдя Калку, нанесли удар по передовым отрядам монголо-татар, которые отступили. Русские и половецкие полки увлеклись преследованием. Подошедшие же основные монгольские силы взяли преследовавших русских и половецких воинов в клещи и уничтожили.

Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились. Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы устроили "пир на костях". Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых сидели и пировали победители.

Подготовка похода на Русь. Возвращаясь в степи, монголы предприняли неудачную попытку захватить Волжскую Болгарию. Разведка боем показала, что вести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый (1227-1255), получивший от своего деда в наследство все территории на западе, "куда ступит нога монгольского коня". Его главным военным советником стал Субедеи, хорошо знавший театр будущих военных действий.

В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об общемонгольском походе на Запад. В 1236 г. монголы овладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые народы Степи. Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосредоточились на реке Воронеж, нацелившись на русские земли. На Руси знали о нависшей грозной опасности, но княжеские распри помешали объединить сипы для отпора сильному и коварному врагу. Отсутствовало единое командование. Укрепления городов возводились для обороны от соседних русских княжеств, а не от степных кочевников. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам не уступали монгольским нойонам и нукерам. Но основную массу русского войска составляло ополчение - городские и сельские ратники, уступавшие монголам в вооружении и боевых навыках. Отсюда оборонительная тактика, рассчитанная на истощение сил противника.

Оборона Рязани. В 1237 г. Рязань первой из русских земель подверглась удару захватчиков. Владимирский и черниговский князья отказали Рязани в помощи. Монголы осадили Рязань и направили послов, которые потребовали покорности и одну десятую часть "во всем". Последовал мужественный ответ рязанцев: "Если нас всех не будет, то все ваше будет". На шестой день осады город был взят, княжеская семья и оставшиеся в живых жители перебиты. На старом месте Рязань больше не возродилась (современная Рязань - это новый город, находящийся в 60 км от старой Рязани, раньше он назывался Переяславль Рязанский).

Завоевание Северо-Восточной Руси. В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной Руси.

Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы, руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была сожжена, а ее жители перебиты.

4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир. Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. На четвертый день осады захватчики через проломы в крепостной стене рядом с Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск закрылись в Успенском соборе. Монголы обложили собор деревьями и подожгли.

После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить (правый приток реки Молога), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович.

Монгольские орды двинулись на северо-запад Руси. Всюду они встречали упорное сопротивление русских. Две недели, например, оборонялся далекий пригород Новгорода - Торжок. Северо-Западная Русь была спасена от разгрома, хотя и платила дань.

Дойдя до каменного Игнач-креста - древнего знака-указателя на Валдайском водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи, чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Отход носил характер "облавы". Разделившись на отдельные отряды, захватчики "прочесывали" русские города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены. Наибольшее сопротивление монголам оказал в период "облавы" Козельск, державшийся семь недель. Монголы назвали Козельск "злым городом".

Взятие Киева. Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью - Черниговское княжество. Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили Киев. В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.

Поход Батыя на Европу. После разгрома Руси монгольские орды двинулись на Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, балканские страны. Монголы вышли к границам Германской империи, дошли до Адриатического моря. Однако в конце 1242 г. их постиг ряд неудач в Чехии и Венгрии. Из далекого Каракорума пришло известие о смерти великого хана Угедея - сына Чингисхана. Это был удобный предлог, чтобы прекратить трудный поход. Батый повернул свои войска обратно на восток.

Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. В ожесточенных боях на Руси погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили наступательную мощь. Они не могли не считаться с освободительной борьбой, развернувшейся в тылу их войск. А.С. Пушкин справедливо писал: "России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы... образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией".

Борьба с агрессией крестоносцев. Побережье от Вислы до восточного берега Балтийского моря было заселено славянскими, балтийскими (литовские и латышские) и финно-угорскими (эсты, карелы и др.) племенами. В конце XII - начале XIII вв. у народов Прибалтики завершается процесс разложения первобытно-общинного строя и складывания раннеклассового общества и государственности. Наиболее интенсивно эти процессы протекали у литовских племен. Русские земли (новгородские и полоцкие) оказывали значительное влияние на своих западных соседей, у которых еще не было развитой собственной государственности и церковных институтов (народы Прибалтики были язычниками).

Наступление на русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарства "Drang nach Osten" (натиск на Восток). В XII в. оно начало захват принадлежавших славянам земель за Одером и в Балтийском Поморье. Одновременно велось наступление на земли прибалтийских народов. Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом П. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы.

Рыцарские ордена. Для завоевания земель эстов и латышей из разбитых в Малой Азии отрядов крестоносцев был создан в 1202 г. рыцарский Орден меченосцев. Рыцари носили одежду с изображением меча и креста. Они вели захватническую политику под лозунгом христианизации: "Кто не желает креститься, тот должен умереть". Еще в 1201 г. рыцари высадились в устье реки Западная Двина (Даугава) и основали на месте латышского поселения город Ригу в качестве опорного пункта для подчинения земель Прибалтики. В 1219 г. датские рыцари захватили часть побережья Прибалтики, основав на месте эстонского поселения город Ревель (Таллин).

В 1224 г. крестоносцы взяли Юрьев (Тарту). Для завоевания земель Литвы (пруссов) и южнорусских земель в 1226 г. прибыли рыцари Тевтонского ордена, основанного в 1198 г. в Сирии во время крестовых походов. Рыцари - члены ордена носили белые плащи с черным крестом на левом плече. В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, а еще через два года - от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить свои силы. В 1237 г. меченосцы объединились с тевтонами, образовав отделение Тевтонского ордена - Ливонский орден, названный так по наименованию территории, заселенной племенем ливов, которую захватили крестоносцы.

Невская битва. Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, истекавшей кровью в борьбе с монгольскими завоевателями.

В июле 1240 г. тяжелым положением Руси попытались воспользоваться шведские феодалы. Шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения в нее реки Ижора, рыцарская конница высадилась на берег. Шведы хотели захватить город Старую Ладогу, а затем и Новгород.

Князь Александр Ярославич, которому было в то время 20 лет, со своей дружиной стремительно бросился к месту высадки. "Нас немного, - обратился он к своим воинам, - но не в силе Бог, а в правде". Скрыто подойдя к лагерю шведов, Александр со своими дружинниками ударил по ним, а небольшое ополчение во главе с новгородцем Мишей отрезало шведам путь, по которому они могли спастись бегством на свои корабли.

Александра Ярославича за победу на Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью. (Петр I, подчеркивая право России на Балтийское побережье, в новой столице на месте битвы основал Александро-Невский монастырь.)

Ледовое побоище. Летом того же 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили город Изборск. Вскоре из-за предательства посадника Твердилы и части бояр был взят Псков (1241). Усобицы и распри привели к тому, что Новгород не помог своим соседям. А борьба между боярством и князем в самом Новгороде завершилась изгнанием Александра Невского из города. В этих условиях отдельные отряды крестоносцев оказались в 30 км от стен Новгорода. По требованию веча Александр Невский возвратился в город.

Вместе со своей дружиной Александр внезапным ударом освободил Псков, Изборск и другие захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, Александр Невский перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец. Летописец писал о нем: "Побеждая везде, а не победим николи же". Александр разместил войска под прикрытием крутого берега на льду озера, исключив возможность вражеской разведки своих сил и лишив противника свободы маневра. Учитывая построение рыцарей "свиньей" (в виде трапеции с острым клином впереди, который составляла тяжеловооруженная конница), Александр Невский расположил свои полки в виде треугольника, острием, упиравшимся в берег. Перед сражением часть русских воинов была снабжена специальными крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с коней.

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую "свинью". Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Семь верст гнали их новгородцы по льду, который к весне во многих местах стал слабым и проваливался под тяжеловооруженными воинами. Русские преследовали противника, "секли, несяся за ним, как по воздуху", - записал летописец. По данным Новгородской летописи, в битве погибло "немец 400, и 50 взято в плен" (немецкие хроники оценивают число погибших в 25 рыцарей). Плененные рыцари с позором были проведены по улицам Господина Великого Новгорода.

Значение этой победы состоит в том, что была ослаблена военная мощь Ливонского ордена. Откликом на Ледовое побоище был рост освободительной борьбы в Прибалтике. Однако, опираясь на помощь римско-католической церкви, рыцари в конце XIII в. захватили значительную часть Прибалтийских земель.

Русские земли под властью Золотой Орды. В середине XIII в. один из внуков Чингисхана Хубулай перенес свою ставку в Пекин, основав династию Юань. Остальная часть Монгольской державы номинально подчинялась великому хану в Каракоруме. Один из сыновей Чингисхана - Чагатай (Джагатай) получил земли большей части Средней Азии, а внук Чингисхана Зулагу владел территорией Ирана, частью Передней и Средней Азии и Закавказья. Этот улус, выделенный в 1265 г., по имени династии называют государством Хулагуидов. Еще один внук Чингисхана от его старшего сына Джучи - Батый основал государство Золотая Орда.

Золотая Орда. Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в переводе на русский язык обозначает дворец). Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ - татары. В первые десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.

Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312-1342). В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам. Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское (середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.

Русские земли и Золотая Орда. Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия, Причерноморья.

В 1243 г. брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия Ярослав Всеволодович (1238-1246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку ("пайдзу"), своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков - руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14 подобных походов в русские земли.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще недостаточно. Так, например, в 1252 г. были разбиты полки владимирских и галицко-волынских князей. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды.

В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения - "запись число". В города посылались бесермены (мусульманские купцы), кона откуп отдавался сбор дани. Размер дани ("выхода") был очень велик, одна только "царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась "запросами" - единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для "кормления" ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар. Перепись населения в 50-60-х годах ХIII в. отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Ростова, Владимира, Ярославля, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что сбор дани с конца ХIII в. был передан в руки русских князей.

Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название "Дикое поле". Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии "юг - север" (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на "запад - восток". Замедлились темпы культурного развития русских земель.

Что необходимо знать по этим темам:

Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о славянах.

Племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Территория. Занятия. "Путь из варяг в греки". Общественный строй. Язычество. Князь и дружина. Походы на Византию.

Внутренние и внешние факторы, подготовившие возникновение государственности у восточных славян.

Социально-экономическое развитие. Складывание феодальных отношений.

Раннефеодальная монархия Рюриковичей. "Норманнская теория", ее политический смысл. Организация управления. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

Расцвет Киевской державы при Владимире I и Ярославе Мудром. Завершение объединения восточного славянства вокруг Киева. Оборона границ.

Легенды о распространении христианства на Руси. Принятие христианства как государственной религии. Русская церковь и ее роль в жизни Киевской державы. Христианство и язычество.

"Русская Правда". Утверждение феодальных отношений. Организация господствующего класса. Княжеская и боярская вотчина. Феодально-зависимое население, его категории. Холопство. Крестьянские общины. Город.

Борьба между сыновьями и потомками Ярослава Мудрого за великокняжескую власть. Тенденции к раздробленности. Любечский съезд князей.

Киевская Русь в системе международных отношений XI - начала XII в. Половецкая опасность. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Окончательный распад Киевской державы в начале XII в.

Культура Киевской Руси. Культурное наследие восточных славян. Устное народное творчество. Былины. Происхождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Начало летописания. "Повесть временных лет". Литература. Образование в Киевской Руси. Берестяные грамоты. Архитектура. Живопись (фрески, мозаики, иконописание).

Экономические и политические причины феодальной раздробленности Руси.

Феодальное землевладение. Развитие городов. Княжеская власть и боярство. Политический строй в различных русских землях и княжествах.

Крупнейшие политические образования на территории Руси. Ростово-(Владимиро)-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская боярская республика. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие княжеств и земель накануне монгольского вторжения.

Международное положение русских земель. Политические и культурные связи между русскими землями. Феодальные усобицы. Борьба с внешней опасностью.

Подъем культуры в русских землях в XII-XIII вв. Идея единства русской земли в произведениях культуры. "Слово о полку Игореве".

Образование раннефеодального Монгольского государства. Чингисхан и объединение монгольских племен. Завоевание монголами земель соседних народов, северо-восточного Китая, Кореи, Средней Азии. Вторжение в Закавказье и южно-русские степи. Битва на реке Калке.

Походы Батыя.

Нашествие на Северо-Восточную Русь. Разгром южной и юго-западной Руси. Походы Батыя в Центральную Европу. Борьба Руси за независимость и ее историческое значение.

Агрессия немецких феодалов в Прибалтике. Ливонский орден. Разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище. Александр Невский.

Образование Золотой Орды. Социально-экономический и политический строй. Система управления завоеванными землями. Борьба русского народа против Золотой Орды. Последствия монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига для дальнейшего развития нашей страны.

Тормозящее воздействие монголо-татарского завоевания на развитие русской культуры. Разгром и уничтожение культурных ценностей. Ослабление традиционных связей с Византией и другими христианскими странами. Упадок ремесел и искусств. Устное народное творчество как отражение борьбы с захватчиками.

  • Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII в.

Монголо-татарское нашествие на Русь характеризуется как яркий период в истории Отечества.

С целью завоевания новых территорий хан Батый решил направить свое войско в российские земли.

Монголо-татарское нашествие на Русь началось с города Торжок. Две недели захватчики вели его осаду. В 1238 году 5 марта неприятель взял город. Проникнув в Торжок, монголо-татары начали убивать его жителей. Не щадили никого, губили и стариков, и детей, и женщин. Те, кому удалось сбежать из пылающего города, были настигнуты войском хана по северной дороге.

Монголо-татарское нашествие на Русь подвергло жесточайшему разгрому практически все города. Войско Батыя вело непрерывные сражения. В боях за разорение российской территории монголо-татары были обескровлены и ослаблены. Много сил отняло у них завоевание северо-восточных русских земель,

Сражения на территории России не позволили хану Батыю собрать необходимые силы для дальнейших походов в сторону Запада. В ходе своих встречали жесточайшее сопротивление русского и других народов, заселявших территорию государства.

В истории часто говорится о том, что нашествие монголо-татар на Русь оградило европейские народы от вторжения полчищ. В течение практически двадцати лет Батый устанавливал и утверждал свое господство на русской земле. Это, главным образом, и помешало ему двигаться дальше с таким же успехом.

После западного похода, весьма неудачного, основал на южной русской границе достаточно сильное государство. Назвал он его Золотая Орда. По прошествии некоторого времени на утверждение к хану съехались русские князья. Однако признание своей зависимости от завоевателя еще не означало полного покорения земель.

Не удалось захватить монголо-татарам Псков, Новгород, Смоленск, Витебск. Правители этих городов противились признанию зависимости от хана. Относительно быстро восстановилась от вторжения юго-западная территория страны, где (князь этих земель) сумел подавить мятежи бояр и организовал сопротивление захватчикам.

Князь Андрей Ярославич, после убийства своего отца в Монголии получивший владимирский трон, предпринял попытку открыто выступить против войска Орды. Необходимо отметить, что летописи не содержат сведений о том, что он ездил к хану на поклон или посылал дары. И дань князем Андреем выплачивалась не полностью. В борьбе с захватчиками Андрей Ярославич и Даниил Галицкий заключили союз.

Однако князь Андрей не нашел поддержки у многих князей Руси. Некоторые даже пожаловались Батыю на него, после чего хан отправил против «непокорного» правителя сильное войско во главе с Неврюем. Силы князя Андрея были разбиты, а он сам бежал в Псков.

Русскую землю в 1257 году посетили монгольские чиновники. Приехали они для совершения переписи всего населения, а также, чтобы обложить тяжелой данью весь народ. Не были переписаны лишь церковники, которые получили значительные привилегии от Батыя. Эта перепись населения и являла собой начало монголо-татарского ига. Продолжался гнет завоевателей вплоть до 1480 года.

Безусловно, монголо-татарское нашествие на Русь, а также последовавшее за ним продолжительное иго, нанесли огромный ущерб государству во всех сферах без исключения.

Постоянные погромы, опустошение земель, ограбления, тяжелые платежи народа хану затормаживали развитие хозяйства. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия отбросили страну на несколько веков назад и в экономическом, и в социальном, и в политическом развитии. До завоевания в городах предлагали уничтожать После нашествия прогрессивные толчки угасли надолго.