Притчу о волшебной смеси вадима артуровича петровского. Научный руководитель диссертационных исследований. Государственные и профессиональные награды

Психолог Вадим Петровский разрабатывал математические модели принятия решений, занимался мультисубъектной теорией личности, стал экспертом в области трансактного анализа. Основы успешной академической карьеры были заложены в семье — его отцом и главным учителем был Артур Петровский, первый президент Российской академии образования. Сегодня доктор психологических наук Петровский — ректор Института системного консультирования, профессор Высшей школы экономики. С 2003 года развивает проект общей персонологии. Старается сохранить карнавальное ощущение жизни и верит, что смех способен объединить общество. Другим средством объединения и раскрепощения считает дружбу. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

День рождения

Где родился

Москва

У кого родился

Отец - Артур Владимирович Петровский, социальный психолог, историк психологии, профессор. Основатель, первый президент и академик Российской академии образования.

«Мой первый и главный учитель - это мой отец... Завидую себе белой завистью: мне повезло в жизни - быть его сыном, учиться у него, сотрудничать с ним... Мой отец - человек, умеющий слышать людей, и мне посчастливилось быть среди тех, кого он слышит и ценит».

Где и чему учился

Окончил факультет психологии МГУ. Учился в аспирантуре Института психологии АПН СССР.

Где и как работал

Профессор Московского психолого-педагогического университета, ректор Института системного консультирования, профессор ГУ Высшей школы экономики.

В Московском психолого-педагогическом институте вел курс «Персонологическое консультирование и трансактный анализ».

Работал в НИИ общих проблем воспитания, в НИИ проблем высшей школы, в НИИ общей и педагогической психологии, в НИИ дошкольного воспитания, в Институте педагогических инноваций, в Институте дошкольного образования.

Ученые степени и звания

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

«Помыслы о такой работе возникли более тридцати лет назад, в девятом классе Второй матшколы, на экзамене... по курсу "комплексные числа". Получил пять баллов и вышел с экзамена с мечтой о том, что когда-нибудь "укореню" мнимое число i в чем-нибудь земном и реальном».

Достижения

«1965 год. Получаю "отлично" на собеседовании во Второй математической школе при мехмате МГУ. В семье - ни одного математика, инженера, ни одного человека, способного отличить синус от косинуса. Поступление в школу рассматриваю как свое личное достижение».

Общественное признание

Почетный профессор кафедры психологии личности МГУ. Обладатель медали К.Д. Ушинского от Министерства образования и науки РФ.

Удачные проекты

С 2003-го развивает проект «Общая персонология».

Известен тем, что…

Является признанным экспертом в области трансактного анализа.

Мне интересно

поэзия

«...есть поэтический мир, в котором я жил...Я бы хотел издать книжку своих стихов, я думаю об этом...Время от времени пишу...Есть какие-то поэтические строчки, но не могу найти концов...Есть имена поэтов, которые я помню, но давно не видел нигде их сборников. ...Есть имена, которые во мне живут...Если бы я мог обратиться к небесам, я бы хотел получить какую-то информацию об этих людях».

творчество Михаила Жванецкого

«Не знаю, как в терминах уважения, почитания, любви, но у меня есть ощущение счастья от того, что он существует... Счастлив, что живу в эпоху Жванецкого... что он жив, что он существует, пишет, выступает... Он часть моего ментального поля. ...был бы рад подарить ему книжку - не свою - а "Игры, в которые играют люди" Берна, психолога, который существет в перекличку с ним. Чтобы от меня он получил эту книжку с моим предисловием».

Мечта

«Хочу поехать в Болгарию. У меня есть там возможность хорошо отдохнуть, мечтаю забыться глубоким сном».

Семья

Жена - Марина Владимировна Бороденко-Петровская, кандидат психологических наук.

«1985 год. Встречаю автора идеи "контрзнака" - независимую, критичную, теоретически мыслящую студентку психфака, свою будущую жену, Марину. С этого момента моя научная жизнь, не говоря уже о личной, - это непрерывный диалог с ней».

Дочь от первого брака - психолог.

«Я искренне горжусь своей дочерью. Я восхищаюсь ею. У нее много друзей... У нее прекрасный муж. Она воспитывает сына. Она закончила Московский университет. Мы хорошо понимаем друг друга».

Дочери от второго брака.

«Дочка прогуляла школу в первый раз... в пятом классе. Для меня это вот такое целое событие... Любопытна вся эта история вокруг этого первого в жизни прогула. Побудила подруга - взяла на "слабо". Подружку наказали лишением телевизора и компьютера. А мы поняли и простили, потому что мы общаемся иначе, пошли по пути, проложенному трансактным анализом».

И вообще…

«Чертовски хочется помогать людям!»

«Спектр желаний сужается и уплотняется. Сейчас очень-очень хочется дать детям, и не только своим. Помышляю о создании такой институции, как "высшая школа ребенка". Чтобы собирались дети с продвинутыми родителями и что-то вместе делали».

«Смех - это единственная сила, которая может объединить. Нас разделяют на богатых и бедных, тех, кто извлекает что-то, и тех, кто является донором для этого извлечения, умных и необразованных, молодых и старых... Юмор - один на всех, и карнавальное ощущение жизни даровано нам исключительно смехом... В нашем обществе, которое все больше и больше расслаивается, есть нечто такое, что позволяет нам объединиться».


В книге доктора психологических наук, профессора Государственного университета «Высшая школа экономики» В.А.Петровского представлена модель рефлексивного синтеза категорий общей персонологии: индивид —> субъект —> «я» —> личность —> индивидуальность.

Давая оригинальную трактовку каждой из категорий, автор знакомит читателя с собственными моделями логико-математической интерпретации активности человека. Среди них: импликативная модель триумвирата субъектов, импульсная модель экзистенциального выбора, модель четырех ресурсов состоятельности, модель гедониста, а также — «парадокс адюльтера», булева типология смысловых миров, «алгебра когито» и др.

Логико-философские и математико-логические разработки автора находят свое развитие в «персоно-логике», объединяющей в себе академический и практико-ориентированные разработки в области персонологии — «науки личности».

Книга будет интересна профессиональным психологам, философам, логикам, экспертам по междисциплинарным исследованиям.

Психология неадаптивной активности

Действительно ли поведение человека всегда отвечает таким мотивам, как наслаждение, выгода, успех? Можно ли, предельно расширив представления об адаптивности, «сообразности» во взаимоотношениях человека с миром, объяснить истоки активности? Или, если человек выходит за границы своих собственных, даже очень глубоких побуждений, то в какие пространства он вступает?

Эти в другие вопросы обсуждаются в книге на основе разработки категории деятельности, идеи ее самодвижения и анализа феноменов неадаптивности, таких как риск, возгонка уровня трудности решаемых задач, активность самосознания и т.д.

Человек над ситуацией

В книге «Человек над ситуацией» одного из ведущих отечественных психологов представлена авторская концепция надситуативной активности человека — свободной причинности «Я».

Формулируется принцип активной неадаптивности: осознанной постановки целей с непредрешенным результатом достижения (риск, познание). Рассматривая субъектность («я») как определяющую характеристику личности, автор предлагает логико-математическую типологию смысловых миров, соприсутствующих в личности. Вводится понятие «состоятельность» (единство «хочу» и «могу»), описывающее уровень благополучия и дееспособности человека; предлагается ее математическая модель.

Рассмотрены модели «субъектных сборок», позволяющие человеку достичь оптимума своей состоятельности. Книга будет с интересом прочитана профессиональными психологами, философами, логиками, специалистами в области моделирования поведения и сознания.

Энкоды: Как договориться с кем угодно и о чем угодно

Эта книга о том, как эффективнее общаться, вести переговоры, выходить из непростых ситуаций, используя ЭНКОДЫ — веселые, неожиданные, многозначительные, ошарашивающие фразы. Овладевший искусством использования энкодов сможет:

блокировать любую словесную агрессию;
заставить собеседника досрочно раскрыть свои намерения;
установить благоприятную почву для плодотворного диалога;
подстроиться к собеседнику, создавая для него комфортную ситуацию;
подняться над ролью, навязанной общением, стать самим собой.

Энкоды можно использовать в быту и на работе, для знакомства и флирта, для входа в разговор и выхода из него. В конце концов — это и весело, и полезно. Перед вами может быть друг, деловой партнер, родственник, незнакомец или манипулятор, желающий вас использовать, — для любого из них у вас всегда найдется подходящая фраза-ЭНКОД — инструмент из арсенала острослова-прагматика.

Петровский Вадим Артурович (1950) - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской Академии Образования, профессор кафедры психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор ГУ Высшая школа экономики, ректор Института системного консультирования. Основные направления работы: психология личности, социальная психология, психология развития, математическое моделирование рефлексивных процессов, психологическое консультирование.

Публикации

  1. + - Идея свободной причинности в психологии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.psyho.ru/books/psyhoanalys/book31.htm

  2. + - Феномен субъектности в психологии личности

    На основе сопоставления адаптивной и неадаптивной трактовок активности поставлен ранее не поднимавшийся вопрос о самой правомерности понимания человеческого индивида как субъекта возможности интерпретации его как causa sui ("причины себя"). Выдвинуто предположение о существовании активно-неадаптивных действий, в которых человек свободно и вместе с тем ответственно выходит за границы предустановленного. Разработан метод анализа активной неадаптивности человека метод "виртуальной субъектности", реализованный в оригинальных методиках. На основе данного метода очерчен круг явлений активной неадаптивности: "бескорыстный риск", "презумпция существования решения", "выход за границы прогнозируемого" и др., в которых человек объективно полагает себя как субъект. Поставлен вопрос о возможностях и формах существования человека как субъекта активности за пределами его собственной жизнедеятельности. Разработан метод исследования эффектов идеальной представленности человека в других людях метод "отраженной субъектности". С опорой на этот метод установлен класс ранее неизвестных феноменов: возрастание оригинальности мышления в присутствии творческой личности; изменение уровня бескорыстного риска при актуализации образа рискующего человека; возрастание флексибильности учащихся в присутствии "гибких" учителей. Феномены отраженной субъектности не исчерпываются эффектами репродукции. Охарактеризованы парадоксальные формы идеального участия одного человека в жизни другого: изменение порога возникновения зрительных иллюзий в присутствии "значимого другого"; стимуляция слабыми учениками сильных в решении задач на сообразительность; изменение типа и направленности фрустрационного реагирования при актуализации образа другого. Установлены факты несовпадения личностных влияний в общении с ролевыми и, в частности, эфект обезличенного влияния роли ("эффект нейтрино").

Петровский Вадим Артурович, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.

Заведующий лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Профессор, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Ректор Института системного консультирования.

Член диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам. Член Ученого совета НИУ ВШЭ.

Окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 1972 г.

В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Активность субъекта в условиях риска». В 1994 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Феномен субъектности в психологии личности».

Научные интересы:

  • теория и методология психологии,
  • психология личности,
  • социальная психология,
  • психология развития,
  • психологическое консультирование,
  • математическое моделирование личности,
  • персонология,
  • транзактный анализ.

Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973), продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. - ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1992 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания. В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК «Школа», где руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с «природой», «культурой», «другими людьми», «самим собой».

С 1992 по 1996 г. заведовал лабораторией личностно-ориентированной дидактики Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых. Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов). Другая линия научных исследований связана с психологией личности.

Результатом экспериментальных исследований было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное «Я»; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное «Я»; 3)персонализации, трактующей отраженное «Я»; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное «Я». В данной теории впервые выделен и критически проанализирован «постулат сообразности» (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе «Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого» как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия «активная неадаптивность», «бескорыстный риск», «избыточные возможности как источник активности», «самотрансценденция», «отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)», «Я как причина себя», «кольцо самоподражания», «действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)», «Мое Я» и «Мое Ты» и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи «инобытия» индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных В.А. Петровским методов «виртуальной», «отраженной» и «возвращенной субъектности», представленных многочисленными экспериментальными методиками.

Третье направление исследований В.А. Петровского - теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии. В этом русле предложена идея персонологии - «науки личности», объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология - это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей.

В последние годы В.А. Петровский разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности.

  • Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. (отв. ред. и автор).
  • Воспитателю о личностном общении. М., 1992. (в соавт.).
  • Импульсная модель экзистенциального выбора. М., 2002.
  • Индивидуальность и саморегуляция: метаимпликативная модель // Рефлексивные процессы управления №1, 2007.
  • Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории // Мир психологии, №1, 2007.
  • К построению алгебры когито. М., 1998.
  • Консультативная психология: Хрестоматия. 2007. (в соавт.).
  • Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993 (в соавт).
  • Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
  • Одаренные дети: экология творчества. Челябинск - Москва, 1993. (в соавт.).
  • Основы практической консультативной психологии, 2007
  • Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. (в соавт.).
  • Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  • Трансактная модель рефлексивного выбора. М., 2001.
  • Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада. М., 1993. (в соавт.).

Награды:

(14.08.1950) — российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи персонологии — «науки личности» и мультисубъектной теории личности. Доктор психологических наук (1994), член-корреспондент РАО (1995), профессор (1997). Награжден медалью К. Д. Ушинского (2001). Окончил физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и факультет психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971—1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974—1976), защитив в 1977 г. кандидатскую диссертацию «Активность субъекта в условиях риска». Научную деятельность продолжил в НИИ проблем высшей школы (старший научный сотрудник, 1975—1979). С 1979 по 1980 г. — старший преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1984 г. продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания (1984—1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК «Школа», где руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с «природой», «культурой», «другими людьми», «самим собой». С 1992 по 1996 г. Петровский заведовал лабораторией «Личностно-ориентированной дидактики» Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по настоящее время заведующий лабораторией «Персонологии развития» Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых («Воспитателю о личностном общении», М.,1992, в соавт.; «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», М., 1993, в соавт.; «Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада», М., 1993, в соавт. и др.). Совместно с В. Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов) («Одаренные дети: экология творчества», Челябинск-Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований Петровского связана с психологией личности («Психология неадаптивной активности», М.,1992; «Личность: феномен субъектности», Ростов-на-Дону, 1993). В 1994 г. он защищает докторскую диссертацию: «Феномен субъектности в психологии личности», основные положения которой были представлены в учебном пособии «Личность в психологии: парадигма субъектности» (Ростов-на-Дону, 1996). Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное «Я»; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное «Я»; персонализации, трактующей отраженное «Я»; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное «Я». В данной теории впервые выделен и критически проанализирован «постулат сообразности» (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также — идея неустранимости противоречия в системе «Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого» как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия «активная неадаптивность», «бескорыстный риск», «избыточные возможности как источник активности», «самотрансценденция», «отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)», «Я как причина себя», «кольцо самоподражания», «действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)», «Мое Я» и «Мое Ты» и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи «инобытия» индивида как формы существования его личности совместно с А. В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных Петровским методов «виртуальной», «отраженной» и «возвращенной субъектности», представленных многочисленными экспериментальными методиками («Экспериментальные методы исследования личности в коллективе»/под ред. А. В. Петровского и В. А. Петровского., М., 1985). Третье направление исследований Петровского — теория и методология психологии. Совместно с А. В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии — логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского «Теоретическая психология», М., 2001). В этом русле Петровским предложена идея персонологии — «науки личности», объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология — это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы Петровский разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности («К построению алгебры когито», 1998; «Трансактная модель рефлексивного выбора», 2001; «Импульсная модель экзистенциального выбора», 2002). Петровский также автор монографий: «Личностно-развивающее взаимодействие», в соавт., Ростов-на-Дону, 1993; «Воспитатели и дети: источники роста» (отв. ред. и автор), М., 1994; «Психология воспитания» (отв. ред. и автор), М., 1994 и др.

Л. А. Карпенко