Все о вулканах и гейзерах. Вулканы. Горячие источники, гейзеры. Тема урока: Вулканы и гейзеры

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Вулканы. Горячие источники, гейзеры». При помощи него вы сможете получить представление о вулканах, их строении, видах и способах образования. Учитель расскажет о горячих источниках и гейзерах, а также об их особенностях.

Вулканы бывают разные, многие находятся на дне океанов; формируются разные периоды времени. Благодаря подводным вулканам образуются вулканические острова.

В верхней части мантии ее вещество плавится, и образуется очаг магмы - «сердце» вулкана. Именно это вещество изливается из вулкана. Под давлением через трещины в земной коре и более мягкие горные породы магма устремляется наверх. Когда магма вытекает на поверхность, она теряет часть веществ и немного остывает, образуя потоки лавы и пепел.

Рис. 2. Строение вулкана ()

Рис. 3. Извержение вулкана ()

Самый высокий вулкан России - Ключевская Сопка, высотой 4750 метров. Самые высокие вулканы Земли: Охос-дель-Саладо, Килиманджаро. Высота марсианского вулкана Олимп составляет 26 километров! Этот вулкан является самой высокой горой в Солнечной системе.

Рис. 4. Ключевская Сопка ()

Вулканы бывают:

1. Потухшие (не извергались на памяти человека): Эльбрус, Казбек.

2. Уснувшие (вулканы, которые не извергались и вдруг стали извергаться).

3. Действующие (извергались относительно недавно): Ключевская Сопка, Этна, Льяма, Асама.

В древности люди очень боялись вулканов и их извержений. В настоящее время вулканы являются объектами изучения, в том числе такой науки, как вулканология. Больше всего вулканов находится в пределах Тихоокеанского огненного кольца.

В местах, где есть вулканы, температуры подземных вод очень высоки. Эти воды могут постепенно выходить на поверхность. Такие объекты природы называют горячими источниками.

Иногда горячие источники могут фонтанировать под давлением, выбрасывая горячую воду и пар из недр Земли, такие объекты называют гейзеры. Гейзеры используют при обогреве, для получения энергии на ГеоТЭС, для лечения.

Домашнее задание

Параграф 19.

1. Расскажите про строение вулкана.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

Тема урока: Вулканы и гейзеры.

6 класс.

Учебник п/р О.А.Климановой «География. Землеведение. 6 клас»

ЦЕЛЬ : расширить, углубить и систематизировать знания о вулканах, горячих источниках, гейзерах.

ЗАДАЧИ :

Образовательные -познакомиться со строением вулканов, рассмотреть причины образования вулканов, гейзеров, их виды и особенности размещения по планете.

Развивающие - формировать умения добывать знания при помощи работы с текстом учебника, с дополнительной литературой, с картами; выделять главное из увиденного и услышанного, анализировать, сравнивать, делать выводы. способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями.

Воспитательные - повышение мотивации к обучению, создание условий для организации мыслительной деятельности учащихся, их общения, формирование положительного отношения к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны знать, что такое вулкан и гейзер, строение вулкана, механизм образования вулканов, основные зоны вулканизма на Земле; называть и показывать по карте крупнейшие вулканы суши.

Метапредметные: Умение самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканизма, определять географическое положение вулканов на карте. Развитие умений самостоятельной работы с информацией любой сложности в разных знаковых системах. Организовать учебное сотрудничество в группе.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные: Сформировать научное видение мира. Развить у учащихся память, мышление и внимание. Умение контролировать результат своей деятельности. Проявление устойчивого познавательного интереса к предмету.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, атлас, мультимедийное оборудование, физическая карта полушарий.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД.

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке,

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;

Психологически подготовить уч-ся к работе на учебном занятии.

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

Проверка подготовленности классного помещения к занятию;

Организация внимания школьников;

Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Регулятивные УУД:

формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Записывают тему урока.

Сообщение темы урока;

Формулирование целей урока вместе с уч-ся;

Показ соц. и практической значимости изучаемого материала;

Постановка перед уч-ся учебной проблемы;

Актуализация субъектного опыта уч-ся.

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я прочитаю вам стихотворение А.С. Пушкина которое он написал под впечатлением картины К. Брюллова. (Слайд2):

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется, с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон…

О каком природном явлении говорится?

Как называется картина? В каком городе и в какой стране происходит явление?

Что мы знаем о вулканах?

Что нам необходимо узнать о вулканах?

(Слайд3. Тема урока. Цели урока.)

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов и текстового материала делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания. Смотрят видеофрагмент. Работают с картой. Делают записи в тетради.

Организация внимания уч-ся;

Сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

Обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы).

Посмотрите на изображение вулкана и попробуйте дать определение, что такое вулкан.(Слайд 4). Какие ключевые слова вы для этого использовали?

На слайде (Слайд5) изображены вулкан и простая гора, по каким признакам вы их можете различить?

Работа с учебником: найдите определение, что такое вулкан и сравните с определением, которое сформулировали самостоятельно.

Рассмотрите изображение внутреннего строения вулкана (Слайд 6) и в тексте параграфа найдите определения новым понятиям (кратер, жерло, магма и лава)

Из образующегося очага магма поднимается по каналу, который называется жерло к поверхности. Магма насыщена газами, которые выделяются из вулкана при начале извержения. На вершине вулкана находится отверстие — кратер , из которого выбрасываются газы, пепел, пыль, вулканические бомбы и выливается лава (это магма, потерявшая газы)и стекает по склонам горы.

Вернемся к картине «Последний день Помпеи». До наших дней сохранилось описание этого события. Используя текст (см. раздаточный материал), расскажите, как происходит извержение вулкана.

Как и почему происходит извержение вулкана?

Для ответа на этот вопрос вы должны составить логическую цепочку из предложенных предложений. (Слайд 7-8).

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос, какие бываю вулканы? (слайд 9)

Самостоятельно составьте схемы «Типы вулканов». Какие признаки вы возьмете для классификации? (Слайды 10-11)

Познавательные УУД:

Научатся - строить сообщения в устной форме; давать определение понятиям, находить в тексте ответ на заданный вопрос;смысловому восприятию познавательного текста, сравнивать, классифицировать,устанавливать признаки сходства и различия, проводить наблюдения, составлять логическую цепочку, устанавливать причинно -следственные связи. Составляют схемы, устанавливают соответствие иллюстраций с понятиями. Знакомятся с разными источниками географической информации.

Коммуникативные УУД:

Научатся - формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию.

формируем умение работать в паре

Личностные УУД:

Регулятивные УУД: формируем умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами.

Этап первичной проверки понимания изученного

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

Проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

Выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

Ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала.

Во время урока уже прозвучали названия вулканов. Вспомните их.

Работа по карте. Найдите по координатам вулканы, запишите их названия и высоту (работа в парах).

а) 2° ю.ш., 78° з.д. (Котопахи, 5897 м)

б) 4° ю.ш., 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м)

в) 55° с.ш., 160° в.д. (Ключевская Сопка, 4750 м)

г) 19 градусов с. ш., 98 градусов з. д. (Орисаба);
д) 37 градусов с.ш. 139 градусов в.д. (Фудзияма)

О каком явлении рассказывает видео — ролик? (О гейзерах).

Дайте определение этому явлению.(Слайд 16)

опишите схему действия гейзера.

Как можно использовать горячую воду гейзеров? (Примером служит Исландия, которая находится у Полярного круга, а в теплицах выращивают тропические плоды. Столица Исландии — Рейкьявик — благодаря использованию горячих источников, для отопления домов, является самым чистым городом мира.)

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; организовывать свою деятельность для проведения наблюдений и опытов;

Личностные УУД:

формируем интерес к предметно-иссле-довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

Познавательные УУД: Работа с картой,сопоставление разных карт, выявление закономерностей,анализ, формируем умение находить ответы на вопросы, используя иллюстрации, наблюдение, классификация объектов.

Коммуникативные УУД:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Фиксируют информацию

Информация о д/з;

Мотивирование выполнения д/з;

Инструктаж по выполнению д/з;

Проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/заданий.

Параграф «Вулканы, гейзеры и горячие источники»

По желанию, индивидуально:

Изготовить модель вулкана из пластилина по описанию в учебнике и продемонстрировать его извержение на уроке. -сообщения о вулканах и гейзерах (можно в виде презентаций)

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Этап закрепления изученного

1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Знакомятся с заданием и выполняют задания

Организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

Организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

Закрепление методики изучения нового материала;

Закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;

Отработка логики алгоритма изученных правил.

Практикум: Строение Земли и земной коры (углубленное изучение) - задание 3 и 4

Этап обобщения и систематизации

1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся.

2. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей.

3. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Знакомятся с заданием и выполняют задания

Организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Прочитайте стихотворение Вулкан Кракатау. Найдите понятия, которые мы рассматривали на уроке, и объясните их. (Работа в парах с раздаточным материалом)

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; знакомство с разными видами информации, работа с текстом, объяснение понятий, явлений, процессов.

Коммуникативные УУД: понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Работа в парах.

Этап подведения итогов учебного занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.

Фиксируют выводы

Проводят самооценку и взаимооценку

Подведение итогов учебного занятия

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать свою работу и работу одноклассников

Этап рефлексии

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Фиксируют свое настроение и анализируют уровень усвоения материала

Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения.

Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Что вы хорошо поняли?

Какие ещё моменты необходимо более глубоко изучить?

Какие проекты вы хотели бы разработать дома с родителями по изучаемой теме?

Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Что такое гейзер, обыватели знают в основном из школьной географии. Вживую же это природное явление доводится видеть специалистам-вулканологам, некоторым туристам и жителям сейсмически активных регионов.

Терминология

По определению гейзер - это одно из проявлений позднего вулканизма, которое выражается в периодическом выбросе в воздух воды в жидком либо парообразном состоянии. Говоря простым языком, это своеобразный источник, фонтанирующий из-под земли с той или иной периодичностью. Гейзеры бывают грязевые, водяные и паровые, в зависимости от температуры и наличия примесей, находящихся на пути их извержения.

Несмотря на достаточно банальное определение, фактически данное природное явление считается одним из самых зрелищных и загадочных на планете. Об этом красноречиво говорит популярность самых известных гейзеров, поток туристов к которым не иссякает, несмотря на определенную опасность.

Физика процесса

Для того чтобы понять, по какому принципу действует подобный источник и откуда под землей столько горячей воды, следует обратиться к изучению вулканической активности. Ведь гейзеры в основном образуются не сами по себе, а вблизи более грозного и опасного собрата. При этом вулкан не обязательно должен быть действующим. Самые известные и зрелищные гейзеры находятся на месте затухших или спящих гигантов.

Из школьной программы все знают, что в глубине нашей планеты находится раскаленная магма. Также известно о ее постоянных попытках выбраться наружу, иногда это получается, что сопровождается и землетрясениями. Процесс этот носит весьма разрушительный характер и порой заканчивается изменением ландшафта.

Спящий вулкан, как и действующий, содержит внутри себя раскаленную магму, однако наружу она не выходит, дожидаясь своего часа и накапливая энергию. Но, как известно, недра земли не менее богаты водой, которая, пробиваясь на поверхность, становится родниками, ручьями и даже реками. Для того чтобы понять, что такое гейзер вулкана, нужно представить себе следующее. Допустим, на определенном расстоянии от спящей магмы протекает одна из Вода в ней нагревается, расширяется и пытается найти выход. В конечном итоге у нее это получается в виде фонтана или облака пара. Все зависит от того, до какой именно температуры произошел нагрев. Выходит, что вулкан сам по себе спит, его энергии не достаточно для извержения магмы, но вполне хватает, чтобы вытолкнуть или даже вскипятить воду.

Грязевой гейзер

Что это такое, прекрасно знают жители населенных пунктов, находящихся вблизи целебных (и не только) Пробивая себе путь к выходу, вода проходит сквозь пласты самых разных пород, растворяя их. В случае, когда фонтан бьет непосредственно вблизи места проходя сквозь слои застывшей магмы, он чаще остается более-менее прозрачным. Встречая на пути более мягкие и податливые породы, вода смешивается с ними, и на поверхность выходит булькающая грязевая масса.

Довольно часто в ней содержатся полезные для человека микроэлементы, которые, благодаря комфортной температуре, образуют термальный источник, идеально подходящий для лечения. Курортами, построенными на месте таких гейзеров, богата Европа (в частности, Болгария), Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия. Большим потенциалом обладает Восточная Сибирь, где данная отрасль пока не очень развита, но для этого имеются все необходимые предпосылки.

Опасен ли гейзер?

Несмотря на всю свою красоту и загадочность, данное природное явление - яркий пример непревзойденной мощи и энергии, таящейся в недрах земли. Порой гейзер представляет собой лишь теплое озеро с водой, периодически выплескивающейся на поверхность и выглядящее достаточно мирно и безопасно. Иногда это многометровый фонтан, со всей силой и внезапностью вырывающийся наружу. А бывает, что из-под земли со свистом появляется облако пара, создавая впечатление, что планета «дышит».

Поэтому, чтобы знать, насколько безопасно находиться вблизи такого источника, необходимо понимать, что такое гейзер в конкретном случае. И, будучи в долине потухшего вулкана на экскурсии, непременно прислушиваться к рекомендациям гида. Ведь главная опасность большинства гейзеров таится в их внезапности. Как правило, к мощным и слишком горячим фонтанам туристов близко не подпускают.

Самые известные гейзеры планеты

Располагаются они в основном в зонах вулканической активности. Если рассматривать наиболее примечательные в плане зрелищности и масштабов, то в первую очередь следует обратить внимание на Йеллоустонский национальный парк в США. Он представляет собой огромную площадь, на которой сосредоточено около 500 гейзеров, что составляет 60% всех термальных источников планеты. Самый крупный из них называется Стимбоут и достигает 120 метров.

Чуть меньшая по размерам, но не уступающая по зрелищности Долина гейзеров расположилась на Камчатке. Тут насчитывается около 200 разнообразных источников. Глядя на подобное величие природы, можно в полной мере понять, что такое гейзер. Определение не способно передать это словами. От прекрасной и в то же время величественной игры воды, пара и минералов порой захватывает дух.

Третье место и по масштабам, и по количеству источников занимает Гейзер Парк в Исландии. Максимальная высота фонтанов тут достигает 60 метров. Это, несомненно, потрясает, однако высота гейзеров вдвое уступает Йеллоустоунскому Стимбоуту.

Что такое гейзер, можно увидеть, посетив штаты Невада и Аляска, где их тоже не мало. Ими славятся Северный остров Новой Зеландии и Чили.

Самый загадочный гейзер

Такой статус заслуженно получил американский Флай, находящийся в Благодаря богатому минеральному составу, его окружение получило неповторимую окраску. Флай представляет собой совокупность из нескольких фонтанов, извергающихся из образованных минералами возвышенностей, достигающих 1,5 метров и продолжающих расти.

Примечательно, что гейзер создан человеком (хотя и случайно). На подземный термальный источник наткнулись бурильщики в начале прошлого века при попытке строительства обычного колодца. В настоящее время Флай закрыт для посещений туристами, но благодаря его высоте гейзер прекрасно просматривается с дороги.

Чтобы понять, что такое гейзер, теоретических знаний не достаточно. Для представления всей красоты и мощи этого природного явления необходимо отправляться в путешествие, чтобы увидеть его собственными глазами.

Следует заметить, что главными достопримечательностями Исландии являются природные, созданные самим Богом. Наиболее известные из них, конечно же, гейзеры. Даже само слово «гейзер» пошло именно из Исландии – так, в свое время, назвали один из геотермальных источников к северо-востоку от Рейкьявика.
Сейчас Долина гейзеров является самым популярным местом для паломничества туристов. По всей долине разбросано множество своеобразных колодцев, в которых булькает вода голубого цвета. Бульканье вызвано кипением, поскольку температура воды достигает 100 градусов! В воздухе слегка попахивает сероводородом. «Колодцы» ограждены от любопытных – при падении в него может получиться специфический супчик.

В последние годы оригинальный Гейзер утратил былую силу и на поверхность вырывается редко. Ему на смену пришел гейзер Строккур. Наблюдать за ним – занятие завораживающее. Гейзер будто дышит и в огромной природной «лохани» вода слегка вздымается и опускается. Кажется, он собирается с силами, и внезапно делает сильнейший «плевок» в небо, вздымаясь на высоту 20-30 метров. Это всегда случается неожиданно, вызывая дикий восторг у зрителей. У гейзера даже установлены скамеечки, чтобы удобнее было наблюдать это природное шоу. «Плюется» Строккур, в среднем, один раз в десять минут.

Зрители терпеливо ждут очередного «плевка» гейзера

Но не следует думать, что гейзеры служат лишь для развлечения. Гейзеры – это основа благосостояния Исландии. В ванных комнатах отелей можно увидеть примечательную табличку, на которой указано, что холодная вода поступает из скважины, является экологически чистой и пригодной для питья. По поводу использования горячей воды следует предупреждение быть острожным, поскольку ее температура достигает 80 градусов. Горячая вода поступает из термальных источников. Об этом, кстати, свидетельствует легкий запах сероводорода.

Гейзеры снабжают население Исландии горячей водой, отапливают квартиры и позволяют вырабатывать электричество на термальных электростанциях. Именно по этой причине электроэнергия, отопление и горячее водоснабжение стоит буквально копейки. В других странах, где для этого тратится много топлива, на эту часть коммунальных услуг приходится львиная доля затрат. В Исландии все перевернуто с ног на голову – исландцам приходится не нагревать, а остужать воду, чтобы ее использовать. Рейкьявик снабжают теплом термальные источники долины Несьяветпир.

Сад «Эдем» в деревне Хверагерди

Особенно повезло любителям купания, ведь в Рейкьявике имеется несколько термальных бассейнов под открытым небом, где температура воды достигает 42 градуса и купаться можно круглый год. А в окрестностях столицы расположена деревня Хверагерди, где находится множество теплиц, обогреваемых термальным теплом. Она известна также садом «Эдем», под стеклянной крышей которого растут тропические растения, с пальм свисают бананы, на ветках висят оранжевые мандарины. Все это возможно, благодаря гейзерам.

Настораживает лишь одно – если под землей вода доходит до кипения, какие же процессы там происходят и не вызовут ли они в будущем катастрофу в масштабах целой страны?

Следующая достопримечательность Исландии – вулканы. Не так уж много в мире стран, которые имеют собственные действующие вулканы. В Исландии таковые имеются. В 1973 году на острове Хеймей, входящий в состав Вестманского архипелага, произошло извержение вулкана такой силы, что пришлось эвакуировать все 5.000 жителей. Город на острове постигла участь Помпеи – он оказался погребен под слоем пепла. Позднее город был восстановлен, но до сих пор осталось множество следов природной катастрофы. Кстати, в архипелаг входит 15 островов, и все они образовались в результате вулканической деятельности за последние 10 тысяч лет.

В долине Тьорсардалур находится вулкан Гекла. За время освоения острова он извергался 20 раз. Извержения длились по нескольку месяцев, уничтожая вокруг все живое. В общей сложности в Исландии насчитывается около 200 вулканов, из них действующие – Гекла, Лаки и Аскья. Самой высокой точкой острова является вулкан Хваннадальсхнукюр высотой 2.119 метров.

Вулканическая история Исландии видна невооруженным глазом – почти вся ее территория представляет собой вулканическое плато с лавовыми потоками. Мхи и лишайники создают иллюзию зеленых ландшафтов, но под тонким слоем зелени скрывается мертвая порода. Из черных базальтов и туфов строят дороги, шлакообразной крошкой посыпают дорожки. В стране практически отсутствует почва.

Конечно, исландские вулканы большую часть времени спят. Поэтому особенно любопытные едут смотреть кратер вулкана Керид недалеко от Рейкьявика. Около 3.000 лет назад он был кратером действующего вулкана. Сейчас на дне гигантской коричневой воронки находится озеро с голубой водой. В его глубины отваживаются погружаться аквалангисты.

Продолжение следует…

Этот суровый и неприветливый остров (Ис­ландия в переводе - «страна льдов») интересен тем, что вулка­нические явления отличаются здесь своеобразными чертами, ни­где уже более не повторяющимися.

Здесь словно воочию восстанавливаются перед нами самые бурные, самые древние , периоды .

Вулканическая деятельность в Исландии

По напряженной вулканической деятельности Исландия - наиболее примечательная область земного шара. Проявление вулканизма, происходившее здесь в грандиозных размерах в третичный период, не успокаивается до настоящего времени.

Лавовые потоки древнейших извержений тянутся сплошной каменистой пустыней иногда на десятки километров. Самая боль­шая из них - Одадахраун (в северо-восточной половине остро­ва) занимает свыше 130 километров в длину и 30 километров в ширину.


Лавовый поток

Общая площадь под лавовыми потоками доходит до 7000 квадратных километров, т. е. почти равна Онежскому озеру (без северных заливов).

В Исландии - 26 крупных действующих вулканов и множе­ство мелких. Наибольшей известностью пользуется вулкан Гекла (1447 метров высоты), увенчанная тремя вершинами. Сочетание черных базальтовых окал, черного пепла и белых пятен снега придает Гекле весьма мрачный вид.

Это один из наиболее актив­но действующих вулканов: начиная с XII века за Геклой числит­ся свыше 70 извержений. Одно из крупнейших извержение Геклы было в 1947 г.


Оно продолжалось более года. Грохот вулкана был слы­шен за 400 километров. Последнее извержение было в 2000 году.

Из больших и малых кратеров Гекла, помимо лавы, выбра­сывает массу тончайшего пепла, который повергает во мрак зна­чительную часть острова и засыпает огромные его площади. Пепел далеко разносится ветром.

В 1947 г. он был обнаружен в Южной Англии, Скандинавии и Финляндии. Последствия этого извержения причинили много бедствий населению, превратив в пустыню ближайшие к вулкану цветущие районы. Сильно по­страдали не только посевы и пастбища, но также и овцы, лишившиеся подножного корма.

Особенности лавы вулканов Исландии

Интересно отметить, что излияние лавы происходит в Ислан­дии не только через вулканы, но также и непосредственно из огромных трещин. Они тянутся на десятки километров, разла­мывая встретившиеся на пути возвышен­ности. На 150-200 метров уходят в глубину разломы трещин. Особенно их много в северо-восточной части острова. Во время извержения над трещинами возникают невысокие конусы (до 50 метров).

Мощное извержение лавы из трещины Скаптар, протяжением а 24 километра, произошло в 1783 г. На ней образовалось свыше 90 вулканических кратеров и конусов (из них 34 высотой до 50 метров). Излившаяся лава покрыла 900 квадратных километров. Средняя мощность потока достигала 30 метров. Общее количество выброшенных вулканических продуктов определялось приблизительно в 27 кубических километров.

Последствием этого извержения была гибель кормов для ско­та. В конечном итоге от землетрясений, голода и эпидемии по­гибло 9 тысяч человек, т. е. почти одна пятая часть населения острова. Кроме того, в результате извержения пеплом был полностью уничтожен урожай в Шотландии (приблизительно за 1000 километров от района извержения). В Шотландии так же на­ступил голод и погибло много людей.

Особенно разрушительные катастрофы происходят при извер­жении исландских вулканов, расположенных среди глетчеров, (подробнее: ) так как излияние лавы вызывает массовое таяние льда с образованием грязевых потоков, причиняющих страшные опусто­шения.

Гей­зеры Исландии

Помимо вулканов, Исландия славится замечательными гей­зерами . Это - своеобразные пароводяные вулканы. Они перио­дически выбрасывают фонтаны горячей воды и пара (по-немецки «хейс» - горячий).

В горячих глубинных водах содержится значительное коли­чество растворенного кремнезема. При охлаждении воды кремне­зем выпадает в виде белого осадка - гейзерита. Из него со временем нарастает невысокий плоский конус с чашеобразным углублением.

На дне этого чашеобразного бассейна находится устье канала, уходящего в глубину на 20-30 метров. Горячая вода, поступая из канала, постепенно заполняет бассейн. Через некоторое время она закипает, - и мгновенно на 20-40 метров в высоту взлетает огромный столб воды и пара. Часть воды воз­вращается в бассейн. Гейзер успокаивается и затем снова, через 10-20 минут, а то и через 20 часов, повторяется та же самая картина.


Периодичность действия гейзера объясняется тем, что у са­мого дна канала собирается перегретая вода, примерно в 126- 127°. Однако и при такой температуре она не закипает, потому что на воду давят вышележащие слои, температура которых по­степенно убывает до 70-80°.

Постепенно, благодаря притоку тепла снизу, температура в водяном столбе повышается, начинают выделяться пузырьки пара, затем вода закипает с поверх­ности,- давление сразу уменьшается, и перегретая вода, пере­ходя в парообразное состояние, мгновенно извергается. Выбро­шенная фонтаном вода охлаждается, частично возвращается в бассейн и уходит в канал. Приток перегретых глубинных вод рождает новый взрыв.

Гейзеры других стран

Помимо Исландии, гейзеры имеются в Новой Зеландии, в США (в Иеллоустонском национальном парке), а также и в дру­гих странах, где проявляется вулканическая деятельность или где она проявлялась раньше, т.к. как лава долго сохра­няет тепло.

Известны гейзеры с неослабевающей деятельностью на про­тяжении многих столетий, однако вместе с тем наблюдаются и обратные явления, когда гейзер постепенно затухает, превра­щаясь в горячий источник, или даже исчезает совсем.

На север­ном острове Новой Зеландии еще до 1904 г. действовал знаме­нитый, ныне замолкший гейзер Ваймангу, выбрасывавший са­мый мощный в мире фонтан высотой в 450 метров.

Гейзерами богата и Камчатка, особенно в райо­не затухающего вулкана Кихпиныч (к югу от озера Кроноцкого). Основная масса гейзеров (не менее 22 крупных и около 100 мелких) расположена в долине речки Гейзерной.


Самый мощ­ный гейзер - Великан - через каждые 2 часа 50 минут выбрасывает фонтан воды и пара почти на 40 метров. Бассейн Велкана 3 на 1,5 метра при глубине не менее 3 метров. Температура воды камчатских гейзеров - 94-99°.

Камчатка богата также горячими (от 50-100°) и теплыми (от 20 до 50°) минеральными источниками различного химиче­ского состава.

В районе действующих и особенно затухающих вулканов встречаются грязевые вулканы. Это невысокие холмы с впадиной на вершине. Камчатские грязевые вулканы совсем миниатюрны по размерам - 30 сантиметров высоты при диаметре кратера в 15-10 сантиметров.

По временам они изливают потоки грязи и выделяют газы. Грязевые вулканы бывают горячие и холодные. Первые связаны с вулканическими районами, а вторые - боль­ше с нефтяными (например, Бакинские промыслы, остров Ява, Мексика и др.).