Обратная эволюция. Как называется явление, обратное эволюции. Звенья разных цепей
К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т.д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.
Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4-7 лет. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.
Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.
Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия. Во всех возрастных группах можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...» В загадке отмечаются некоторые детали формы - красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц.
С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения.
При рисовании или лепке на темы литературных произведений применение других приемов обучения в начале занятия нецелесообразно, так как они могут помешать работе воображения. Картина или натура свяжут ребенка определенной изобразительной формой, словесный образ потускнеет.
Воспитателю следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Например, при иллюстрировании стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» почти у всех ребят получились хорошие работы, так как в этом произведении автор ярко описал внешний вид зверьков, их позы. Такие зримые образы помогают ребенку конкретно передать их. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.
Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое. Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии. Обычно воспитатель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач.
При обучении детей младшего дошкольного возраста чисто словесные указания применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действием.
В сознании детей 5-6 лет слово вызывает воспоминание о нужном приеме и о том, какое действие при его употреблении надо произвести. Указания воспитателя могут быть обращены как ко всей группе, так и к отдельным детям.
Для всех детей указания обычно даются в начале занятия. Их цель - объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Такие указания должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как ребята поняли объяснение, воспитатель в средней и старшей группах может спросить кого-нибудь из них о последовательности и приемах выполнения работы. Такое словесное повторение задания способствует лучшему осознанию детьми своих действий. В младшей группе после объяснения и показа воспитателю следует напомнить, с чего надо начинать работу.
После того как все ребята приступили к работе воспитателю не следует спешить с индивидуальными указаниями и помощью. Надо определить, кто в данный момент нуждается в помощи, кто не начал работу или начал ее неправильно. С этими детьми воспитатель выясняет причины непонимания задания и повторяет свое объяснение, показывает некоторые приемы работы.
Не всем детям нужны индивидуальные указания. Некоторые самостоятельно обдумывают, намечают изображение карандашом на листе, поэтому в дополнительных пояснениях не нуждаются. Указания в начале занятия нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится.
Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Некоторым из них можно отказать в дополнительных разъяснениях, если педагог уверен, что они самостоятельно могут решить задачу, им только не хватает терпения и настойчивости. Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.
Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.
Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям, как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. При указании на ошибку надо обращать внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении: «Платье на девочке словно рваное» (плохо заштриховано), «Деревья падают» (неумело расположены), «Человек такой большой, что не сможет войти в домик». При этом не следует разъяснять, как исправить ошибку, пусть ребенок сам подумает над этим. Замечания должны делаться в доброжелательном тоне, чтобы дети чувствовали интерес воспитателя к их работе.
Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются. Тогда воспитатель предлагает всем прервать работу и выслушать его объяснение. К таким перерывам следует прибегать только в случае крайней необходимости, так как это нарушает творческий процесс.
Игровые приемы обучения
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.
В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
› от возраста детей и их развития;
› от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.
В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисований объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы.
Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.
Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные - совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.
Предмет и задачи курса
Студенты дошкольных факультетов изучают курс «Основы изобразительного искусства с методикой руководства изобразительной деятельностью детей», который предусматривает ознакомление с принципами развития художественно-творческих способностей, с задачами, содержанием и методами обучения детей лепке, рисованию, аппликации, конструированию в детском саду.
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
Курс методики изобразительной деятельности дошкольников изучает закономерности формирования творческих изобразительных способностей и определяет систему методов и приемов обучения. Большое значение для повышения культурного уровня студента, расширения его кругозора имеет изучение основ изобразительного искусства. Знание этого раздела программы поможет студенту более глубоко освоить методику работы с дошкольниками в области рисования, лепки, аппликации, конструирования. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить, какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему.
Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов методики изобразительной деятельности входит определение таких методов и приемов воспитания и обучения, которые наилучшим способом влияли бы на развитие детей. Для этого надо хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребенка. Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от двух до семи лет дает основание правильно строить работу с детьми, т.е. определить содержание, методы и приемы их воспитания и обучения.
На занятиях рисованием, лепкой, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знание психологии ребенка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить способности. Педагог должен знать, что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация движений руки и глаза, быстрая утомляемость.
Знания, умения и навыки рисования, лепки и т.п. дети получают на занятиях. Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесно связаны с впечатлениями, получаемыми детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг, игр и т.п.
Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности - проявления детского творчества. Элементы игры, используемые воспитателем во время объяснения темы, будят работу мысли, воображения. По мере овладения изобразительными навыками игровые моменты отступают на второй план, так как ребенок начинает передавать задуманный образ средствами рисунка, лепки, аппликации.
Изобразительная деятельность связана с музыкальным воспитанием. Музыка, действуя на чувства ребенка, углубляет понимание им окружающего мира. Образ предмета, воспринятый не только через наблюдения, рассказ, картинку, но и через музыку, передается в рисунке, аппликации более выразительно, эмоционально, правдиво. Занятия изобразительным искусством способствуют развитию речи дошкольников, обогащению их словарного запаса. Педагог использует слово как один из основных приемов обучения: сообщает тему занятия, рассказывает о последовательности выполнения задания. Яркая, эмоциональная речь воспитателя поможет ребенку глубже осмыслить процесс изображения. На занятиях по изобразительной деятельности ребенок приобретает ряд практических умений и навыков, которые помогут ему в трудовой деятельности (пользование ножницами, молотком и другими инструментами).
Методике изобразительной деятельности отводится большое место во всей системе подготовки будущих воспитателей. В педучилище даются знания о методах и приемах обучения детей разным видам изобразительной деятельности. Несомненно, что от преподавателя педучилища требуется глубокое знание содержания и методов работы по изобразительной деятельности, даже если он не ведет данный предмет. Каждый преподаватель участвует в руководстве педагогической практикой учащихся по всем разделам воспитательной работы в детском саду, он должен дать ей оценку.
Следующая задача - овладение умениями и навыками в работе с различными материалами.
Преподаватель педучилища, заведующая детским садом должны знать разнообразную технику выполнения работ (рисунок, лепка, аппликация, конструирование), владеть различными изобразительными умениями (работа карандашом, красками, ножницами, стекой и т. п.).
Задачей изучения данного курса является также приобретение первоначальных навыков проведения педагогического исследования. В методике изобразительной деятельности многие вопросы воспитания и обучения получили достаточное обоснование, но многие проблемы еще ждут своего решения.
Детям шести лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.
Словесные методы и приемы обучения
К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.
Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4-7 лет. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.
Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.
Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
Газета ВЗГЛЯД представляет текст Александра Дубровского, который, анализируя историю развития человечества и текущие события в мире, предположил существование другой эволюции - эволюции наоборот.
Дьявол еще может измениться.
Когда-то он был ангелом и,
Может быть, продолжает
Эволюционировать.
Лоренс Джонстон Питер
Сколько существует теория эволюции (естественного отбора) Чарльза Дарвина, столько не утихают споры о ее истинности или ошибочности. В самом деле, по утверждению самих дарвинистов, длительность эволюционных этапов такова, что не укладывается не только в рамки жизни одного поколения людей, но и охватывает периоды от сотен тысяч до миллионов лет.
Между тем с момента возникновения Истории Человечества прошло каких-то 10-20 тысяч лет, что изначально ставит крест на доказательную базу путем кропотливых наблюдений, переводя спор в сугубо теоретическую плоскость.
Да, изменения в живой природе происходили и происходят постоянно, однако главным образом фиксируется лишь исчезновение то одного, то другого вида флоры или фауны либо открытие ранее неизвестных видов организмов. Наверное, для специалистов, «вооруженных» специальным инструментарием, не составит большого труда привести ворох доказательств достоверности теории эволюции, впрочем, так же, как и для специалистов из противоположного лагеря.
Кстати, под противоположным лагерем я вовсе не имею в виду религиозных теологов, а очень даже дипломированных и авторитетных ученых из соответствующих областей. Кому интересно, может легко найти массу материалов в свободном и не очень свободном доступе.
При этом из истории вопроса следует крайне любопытное наблюдение: суровые научные баталии, бушующие во второй половине 19-го века, вдруг резко прекратились в начале века 20-го, когда повсеместно весь цивилизованный (и не очень) ученый мир резко прекратил незаконченные публичные споры и в законодательном порядке, иногда вплоть до уголовного преследования, ввел в образовательные программы обязательное изучение, научно (в строгом соответствии с понятием) так и недоказанной теории Дарвина. А все споры закономерно переместились на бытовой и «антинаучный» уровни, которые стали процветать лишь с приходом в жизнь людей интернета.
Итак, в сухом остатке мы имеем не доказанную, то есть умозрительную теорию, проверить которую на практике не представляется возможным, но тем не менее считающуюся в официальном научном мире общепризнанным фактом.
Как известно, в естественных науках практика является единственным корректным критерием истины. Например, при относительно внешне похожей ситуации та или иная теория происхождения вселенной вряд ли когда-либо будет принята в качестве аксиомы, так как доказать ее на практике путем фиксирования повторяющихся результатов эксперимента невозможно.
И поэтому при преподавании в школах и вузах как теория Большого взрыва, так прочие глобальные теории, независимо от их внешней и внутренней привлекательности, всегда обязаны преподноситься лишь в качестве гипотез. Даже если вся планета будет опутана кольцевыми или магистральными адронными коллайдерами, призванными, в том числе, заглянуть в тайну рождения Вселенной.
Более того, в начале 20-го века немецкий философ Гуссерль вообще вводит новый критерий в научные исследования - «критерий очевидности» (непосредственного созерцания), тем самым подвергая сомнению, казалось бы, уже давно общепринятые научные истины.
Что уж говорить о науках, относящихся к социально-общественной жизни людей, таких, например, как социология, политика или экономика, которые, кстати, неожиданно обрели свою «эволюционную» производную: «социальный дарвинизм», приравнивая общественную жизнь человека к животному миру.
В результате сам собой напрашивается вопрос: а можно ли вообще верить каким-либо абстрактным теориям, особенно касающимся фундаментальных сторон смысла жизни, происхождения жизни и попыток ее гармонизации на основе тех или иных кем-то и когда-то сформулированных принципов? И не стоят ли за этими попытками обычные замыслы узкокорыстных интересов, базирующихся на банальной материальной выгоде?
На ваш взгляд
Дарвин был первым, кто не только обратил внимание на идентичность анатомического и морфологического строения различных видов живых существ, но и увидел в этом прямую взаимосвязь. Официальная наука долгое время считала теорию эволюции единственно верной, отрицая все остальные как бездоказательные. И при этом не замечала, что никаких убедительных доказательств Дарвин тоже не представил – в своих заключениях он основывался лишь на предположениях и допущениях, в то время как теория инволюции выглядит много логичнее и стройнее.
Собственно, инволюция (от лат. involutio – «изгиб, завиток, свертывание») – это регресс, утрата, редукция. На практике – биологической – это выглядит так: как максимум отдельные органы и целые системы организма утрачиваются в процессе развития, как минимум – их функции значительно упрощаются или сокращаются.
Согласно учению инволюции, изначально нашу планету заселяли один или несколько основных видов «просуществ», от которых – путем многовековой деградации (!) – и произошли все остальные живые существа во всем их многообразии.
Скажете: «Не может быть!» Но ученые разных стран и разных областей знаний все с большей уверенностью говорят: «Может!» Каковы же их аргументы?
ФЕНОМЕН МАУГЛИ
Ну, во-первых, и психологи, и физиологи практически единодушны во мнении, что процессы деградации, или регресса, протекают быстрее, проще и (самое главное) естественнее. В то время как для прогресса нужны значительные усилия, причем направленные в строго определенное русло. Наиболее ярко это иллюстрирует «феномен Маугли». Широко известны многочисленные случаи, когда нормально развивающиеся дети по тем или иным причинам оказывались среди животных, росли в их окружении, перенимали их повадки и образ жизни. Они научались бегать на четырех конечностях, питаться сырым мясом, становились нечувствительными к холоду и жаре, то есть приобретали некоторые навыки. Но вместе с тем у них шла деградация высшей мозговой деятельности и, как следствие, морфологическая деградация мозга. Дети относительно быстро становились животными! А вот обратный процесс был уже невозможен. Практически все маугли, которых удалось вернуть в человеческий социум, так и не научились разговаривать, носить одежду (молодежная одежда), ходить на двух ногах, пользоваться столовыми приборами, хотя на это обучение было потрачено немало усилий. Те же редкие дети, которые все же поддавались обратному «очеловечиванию», сильно и безнадежно отставали в умственном и эмоциональном развитии и признавались, что в стае им было лучше.
Есть еще более распространенные, но менее очевидные примеры. Оглянитесь вокруг – кто из ваших друзей-знакомых с возрастом продолжает физическое и умственное развитие? Единицы. Большинство же деградируют. И если возрастная умственная деградация человечества не так бросается в глаза, то физическая деградация катастрофически очевидна. Причем она так же прогрессирует и от поколения к поколению. Мы вырождаемся как биологический вид!
ДЕГРАДИРУЮЩИЕ ПОТОМКИ
Один из отечественных приверженцев теории инволюции, сотрудник Московского института медико-биологических проблем РАН Александр Белов.
Белов утверждает: «Человек и животные развивают и упражняют лишь органы, необходимые им для среды обитания. А те, которые они не тренируют, в последующих поколениях рудиментируют, отмирают. С отмиранием определенных конечностей со временем исчезают и отделы мозга, ответственные за их функции, а также изменяется и генотип. Развить заново, отрастить эти участки мозга и изменить генотип обратно уже невозможно, поэтому все многообразие животного и растительного мира – это результат постепенной, но постоянно происходящей инволюции, начавшейся с деградации первосущества».
ЗАЧЕМ ЛОШАДИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ?
Вторым весомым аргументом в пользу инволюционного учения является явное несоответствие некоторых морфологических и анатомических особенностей живых существ с их биологической целесообразностью. Например, советский академик Иван Шмальгаузен убедительно доказал, что все позвоночные, от человека до амфибии, даже вымершая кистеперая рыба и копытные животные имеют пятипалое строение конечностей. Для человека это имеет огромное значение. Но зачем пятипалая конечность лошади, если ей хватило бы и одного пальца? Или китам, которым по логике вещей в качестве гребной конечности больше подошла бы кость в форме весла? Разве это похоже на эволюцию хватательного органа по Дарвину? Скорее это деградация руки в лапу, копыто или ласт.
Чарлз Дарвин
Еще более яркий пример – человеческая стопа: сложное амортизирующее устройство, состоящее из 26 костей. Единственное биологическое оправдание такого навороченного «прибора» – распределение нагрузки при прямохождении, свойственном только человеку. У четвероногих такой сложный механизм никак не мог появиться в процессе эволюции – за ненадобностью. Однако в том или ином атрофированном состоянии он присутствует у большинства позвоночных, не неся никакого биологического смысла. Но стоит предположить, что это один из следов деградации высших существ, и все встанет на свои места.
И таких нестыковок десятки, если не сотни!
ЗВЕНЬЯ РАЗНЫХ ЦЕПЕЙ
Наконец, третий серьезный аргумент в пользу инволюционной теории. Все большее количество антропологов, изучающих так называемых древних людей – питекантропов, неандертальцев, кроманьонцев, синантропов, австралопитеков и пр., – приходит к выводу: эти виды не являются звеньями одной эволюционной цепи от обезьяны к человеку, как это считалось ранее. В процессе сложной и кропотливой работы, сопоставляя морфологические и анатомические особенности того или иного вида с временными интервалами и ареалами их обитания, ученые заключают: это обособленные виды человекообразных существ, деградировавших от общего предка, как, впрочем, и все другие формы жизни на планете. И что предок этот, от которого произошел и Homo sapiens в том числе, жил на Земле много миллионов лет назад, был высокоразвит, гармоничен, владел умениями, знаниями и технологиями, недоступными нашей цивилизации. Кто были эти люди, как и когда они попали на планету и куда исчезли, ученые пока не знают. Но свои исследования, похоже, направляют в правильное русло.
А вы все еще считаете, что произошли от обезьяны? Ну-ну...
Вообще, эволюция – многогранное понятие. Это процесс развития жизни на Земле, трансформации, развития, а в морской терминологии эволюция – это смена строя, формации. Поскольку первоначально данное слово применялось к биологии, то будет логичным подобрать в данном контексте. Инволюция – это лишь отчасти антоним, поскольку инволюция – побочный результат эволюции, утрата или деградация органа. Деградация, кстати, тоже может выступить антонимом, поскольку процесс деградации резко противоположен процессу эволюции, это разрушение, отмирание, упрощение. Регресс – уже более смещенное из биологии в социологию понятие, означающее движение в направлении, прямо противоположном эволюции, утрата позиций, достижений. Ни одно, однако, понятие не может быть расценено как однозначно верное в качестве антонима к слову «эволюция», поскольку они относятся к разным категориям знания, а где-то перекликаются друг с другом.