Помощники петра 1 самые главные. Виктор Наумов. Друзья и соратники. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников. История России. Библиотека. Борис Петрович Шереметьев

Омар Хайям, краткая биография которого представлена в этой статье, родился в Нишапуре 18 мая 1048 года. Нишапур находится на востоке Ирана, в культурной провинции Хорасан. Этот город был местом, куда на ярмарку съезжались многие люди из различных районов Ирана и даже из соседних стран. Кроме того, Нишапур считается одним из главных культурных центров того времени в Иране. В городе с 11 века действовали медресе - школы высшего и среднего типа. В одной из них учился и Омар Хайям.

Биография на русском языке предполагает перевод имен собственных. Однако иногда читателям требуется и английский вариант, например, когда нужно найти материалы на английском. Как же перевести: "Омар Хайям: биография"? "Omar Khayyam: biography" - правильный вариант.

Детство и юность Хайяма

К сожалению, сведений о них недостаточно, как и сведений о жизни многих известных людей древних времен. Биография Омара Хайяма в детские и юношеские годы отмечена тем, что он жил в Нишапуре. Не сохранилось сведений о его семье. Прозвище Хайям, как известно, означает "палаточный мастер", "палаточник". Это позволяет исследователям сделать предположение о том, что отец его являлся представителем ремесленных кругов. Семья, во всяком случае, располагала средствами, достаточными для того, чтобы предоставить своему сыну приличное образование.

Обучением отмечена дальнейшая его биография. Омар Хайям сначала постигал науки в Нишапурском медресе, который в то время был известен как аристократическое учебное заведение, которое готовило для государственной службы крупных чиновников. После этого Омар продолжил образование в Самарканде и Балхе.

Знания, полученные Хайямом

Он владел множеством естественных и точных наук: геометрией, математикой, астрономией, физикой. Также Омар специально изучал историю, корановедение, теософию, философию и комплекс филологических дисциплин, который входил в понятие образованности в то время. Он знал арабскую литературу, владел в совершенстве арабским языком, а также знал основы стихосложения. Омар был искусен во врачевании и астрологии, а также изучал теорию музыки.

Хайям великолепно знал наизусть Коран, мог истолковать любой аят. Поэтому даже самые видные теологи Востока обращались к Омару за консультациями. Идеи его, однако, не вписывались в ислам в ортодоксальном его понимании.

Первые открытия в области математики

Первыми открытиями в области математики отмечена дальнейшая его биография. Омар Хайям сделал эту науку основным направлением своих занятий. В возрасте 25 лет он совершает первые открытия в математике. В 60-е годы 11 века он издает труд по этой науке, который приносит ему славу выдающегося ученого. Меценатствующие правители начинают оказывать ему покровительство.

Жизнь при дворе Хакана Шамс ал-Мулка

Правители 11 века соревновались друг с другом в блеске свиты. Они переманивали образованных царедворцев. Самые влиятельные просто требовали ко двору прославившихся поэтов и ученых. Не обошла эта участь и Омара. Службой при дворе была отмечена и его биография.

Омар Хайям сначала вел свою научную деятельность при дворе принца Хакана Шамс ал-Мулка, в Бухоре. Согласно свидетельствам летописцев 11 века, бухарский правитель окружил почетом Омара и даже сажал его на трон рядом с собой.

Приглашение в Исфахан

К этому времени выросла и утвердилась империя Великих сельджуков. Тугулбек, сельджукский правитель, в 1055 году завоевал Багдад. Он объявил себя владыкой новой империи, султаном. Халиф утратил власть, и это ознаменовало собой эпоху культурного расцвета, названную восточным Возрождением.

Эти события отразились и на судьбе Омара Хайяма. Новым периодом продолжается его биография. Омар Хайям в 1074 году был приглашен к царскому двору на службу в город Исфахан. В это время правил султан Малик-шах. Этот год ознаменовался началом 20-летнего периода его плодотворной научной деятельности, по достигнутым результатам оказавшейся блестящей. В это время город Исфахан являлся столицей сельджукской державы, которая простиралась от Средиземного моря до границ Китая.

Жизнь при дворе Малик-шаха

Омар стал почетным приближенным великого султана. По легенде, Низам ал-Мулк даже предложил ему управлять Нишапуром и прилегающей областью. Омар сказал, что не умеет запрещать и приказывать, что необходимо для управления людьми. Тогда султан назначил ему жалование в 10 тыс. в год (огромная сумма) для того, чтобы Хайям смог беспрепятственно заниматься наукой.

Управление обсерваторией

Хайяма пригласили управлять дворцовой обсерваторией. Султан собрал лучших астрономов у себя при дворе и выделил большие суммы для приобретения дорогостоящего оборудования. Перед Омаром была поставлена задача создать новый календарь. В 11 веке в Средней Азии и Иране одновременно существовало 2 системы: солнечный и лунный календари. Обе они были несовершенны. К марту 1079 года задача была решена. Предложенный Хайямом календарь был на 7 секунд точнее действующего сегодня григорианского (разработанного в 16 веке)!

Омар Хайям вел в обсерватории астрономические наблюдения. В его эпоху астрономия была тесно связана с астрологией, которая в Средние века являлась наукой практической необходимости. И Омар входил в свиту Малик-шаха в качестве его советника и астролога. Слава его как прорицателя была весьма велика.

Новые достижения в математике

При дворе в Исфахане Омар Хайям занимался также математикой. В 1077 году он создал геометрический труд, посвященный истолкованию трудных положений Евклида. Впервые он дал исчерпывающую классификацию главных видов уравнений - кубических, квадратных, линейных (всего 25 видов), а также создал теорию решения уравнений кубических. Именно он впервые поставил вопрос о связи науки геометрии с алгеброй.

Долгое время книги Хайяма были неизвестными европейским ученым, которые создавали неевклидовую геометрию и новую высшую алгебру. И им пришлось заново пройти нелегкий и долгий путь, который за 5-6 столетий до них уже был проложен Хайямом.

Занятия философией

Хайям занимался также проблемами философии, изучая научное наследие Авиценны. Он перевел на фарси с арабского языка некоторые его сочинения, проявив новаторство, так как в это время роль языка науки играл арабский язык.

Первый философский трактат его был создан в 1080 году ("Трактат о бытии и долженствовании"). Хайям заявил, что он является последователем Авиценны, а также высказал суждения об исламе с позиций восточного аристотелианства. Омар, признавая существование бога в качестве первопричины сущего, утверждал, что конкретный порядок вещей определяется законами природы, это вовсе не результат божественной мудрости. Эти взгляды сильно расходились с мусульманской догматикой. В трактате они были изложены конспективно и сдержанно, эзоповым языком иносказаний и недомолвок. Гораздо более смело, порой вызывающе дерзко, антиисламские настроения выражал в поэзии Омар Хайям.

Биография: стихи Хайяма

Стихи он писал только рубаи, т.е. четверостишия, в которых рифмовались 1-я, 2-я, 4-я или все четыре строфы. Он создавал их в течение всей жизни. Хайям не писал никогда хвалебных од правителям. Рубаи серьезной формой поэзии не являлись, и как поэт Омар Хайям не признавался современниками. Да и сам он не придавал своим стихам большого значения. Они возникали, скорее всего, экспромтом, мимоходом.

Пошатнувшееся положение Омара при дворе

В конце 1092 года оборвался 20-летний спокойный период его жизни при дворе Малик-шаха. В это время султан скончался при невыясненных обстоятельствах. А Низам ал-Мулк был убит за месяц до этого. Смерть двух покровителей Хайяма источники средневековья приписывают исмаилитам, представителям религиозно-политического движения, направленного против тюркской знати. После смерти Малик-шаха они терроризировали исфаханскую знать. Расправы и доносы были рождены страхом перед наводнившими город тайными убийствами. Началась борьба за власть, стала разваливаться великая империя.

Пошатнулось и положение Омара при дворе вдовы Малик-шаха Туркан-хатун. Женщина не доверяла приближенным Низам ал-Мулка. Омар Хайям еще некоторое время работал в обсерватории, но не получал уже ни прежнего содержания, ни поддержки. В это же время он выполнял обязанности врача и астролога при Туркан-хатун.

Как оборвалась придворная карьера Хайяма

Рассказ о том, как потерпела крушение его придворная карьера, стал сегодня хрестоматийным. Его относят к 1097 году. Санджар, младший сын Малик-шаха, однажды заболел ветряной оспой, и Хайям, лечивший его, по неосторожности высказал сомнение в том, что 11-летний мальчик поправится. Сказанные визиру слова были подслушаны слугой и переданы больному наследнику. Ставший в дальнейшем султаном, правившим с 1118 по 1157 год сельджукским государством, Санджар на всю свою жизнь затаил неприязнь к Хайяму.

После смерти Малик-шаха Исфахан потерял положение главного научного центра и царской резиденции. Пришла в запустение и, в конце концов, была закрыта обсерватория, а столицу перенесли в г. Мерв (Хоросан). Омар покинул двор навсегда, возвратился в Нишапур.

Жизнь в Нишапуре

Здесь он прожил до самой своей смерти, лишь иногда покидая город для посещения Балха или Бухоры. Кроме того, он совершил длительное паломничество к мусульманским святыням в Мекку. Хайям преподавал в Нишапурском медресе. У него был небольшой круг учеников. Иногда он принимал ученых, искавших с ним встречи, принимал участие в научных диспутах.

Последний период его жизни был чрезвычайно труден, связан с лишениями, а также с тоской, которая была порождена духовным одиночеством. В нишапурские годы к славе Омара как астронома и математика прибавилась слава вероотступника и вольнодумца. Злобу ревнителей ислама вызывали его философские взгляды.

Научно-философское наследие Хайяма

Биография Омара Хайяма (краткая) не позволяет подробно говорить о его трудах. Отметим лишь, что невелико его научно-философское наследие. В отличие от Авиценны, своего предшественника, Хайям не создал целостной философской системы. Его трактаты касаются лишь отдельных вопросов философии, хотя и важнейших. Некоторые из них написаны в ответ на просьбу светских или духовных лиц. До наших дней сохранилось лишь 5 философских сочинений Омара. Все они лаконичны, кратки, порой занимают лишь несколько страниц.

Паломничество в Мекку и жизнь в деревне

Через некоторое время столкновения с духовенством стали настолько опасны, что Хайям был вынужден совершить трудное и долгое паломничество в Мекку (в уже немолодые годы). В эту эпоху путешествие к святым местам длилось порой годами. Омар поселился на какое-то время в Багдаде. Преподаванием в Низамийе была отмечена его биография.

Омар Хайям, о жизни которого известно, к сожалению, не так много, вернувшись домой, начал жить в деревне под Нишапуром в уединенном доме. По свидетельствам средневековых биографов, он женат не был и детей у него не было. Он жил замкнуто, в постоянной опасности из-за подозрений и преследований.

Как провел последние часы жизни Омар Хайям

Биография краткая на русском языке этого ученого, философа и поэта была написана множеством авторов. Все источники сходятся в том, что год его смерти точно неизвестен. Самой вероятной датой ее считается 1123 год. Из источника 12 века до нас дошел рассказ о том, как Хайям провел последние часы жизни. Эту историю слышал от его родственника Абу-л-Хасан Бейхаки. В этот день Омар внимательно изучал "Книгу исцеления", написанную Авиценной. Добравшись до раздела "Единое и множественное", Хайям вложил между листами зубочистку и попросил позвать нужных людей для того, чтобы сделать завещание. Омар не ел и не пил весь этот день. Окончив последнюю молитву, вечером он поклонился до земли. Затем Хайям сказал, обратившись к богу, что познал его по мере возможности, и что знание его - это путь к нему. И умер. На фото ниже - его могила в Нишапуре.

Из каких еще источников можно узнать о жизни такого человека, как Омар Хайям? Биография БСЭ (Большой советской энциклопедии) вам подойдет, если достаточно лишь основных сведений о нем. Вы можете также обратиться к изданиям книг Хайяма, в предисловии к которым часто даются описания его жизни. Мы представили лишь основные сведения о таком человеке, как Омар Хайям. Биография, национальность его, истории из его жизни, стихи и трактаты - все это и по сей день интересует множество людей. Это говорит о большом значении наследия, которое он оставил, о большой роли в истории личности Омара Хайяма.

Омар Хайям (1048-1131) является выдающимся математиком и астрономом. Именно он разработал методы решений квадратных и кубических уравнений, дал определение алгебре как науке, рассмотрел вопросы, касающиеся иррациональных чисел. В астрономии он разработал солнечный календарь. Тот был точнее юлианского календаря и лёг в основу иранского календаря, который по сей день используется в Иране и Афганистане.

Этот удивительный человек почитается на Востоке как мудрец. Родился он в семье торговца в городе Нишапуре (670 км к востоку от Тегерана). В 16 лет потерял родителей. Они умерли от эпидемии. Юноша получил квалификацию врача и уехал в Самарканд. В те времена это был один из крупнейших научных центров мира. По прошествию нескольких лет молодой Омар переехал в Бухару. В этом городе он прожил 10 лет и написал много серьёзных работ по математике.

Затем для Хайяма наступил очень плодотворный 18-летний период. Он был приглашён в город Исфахан (340 км к югу от Тегерана). В то время это была столица могущественного сельджукского султаната. Во главе державы стоял Мелик-шах. Его главный визирь Низам аль-Мульк лично порекомендовал владыке взять в своё окружение молодого и умного мужчину, и очень скоро Омар стал духовным наставником грозного султана и возглавил дворцовую обсерваторию.

Именно на эти годы пришлись основные работы по астрономии и математике. Но, как следует из жизненной практики, счастье и благополучие редко длятся долго. В 1092 года Мелик-шах умер. За месяц до этого был убит исмаилитами Низам аль-Мульк. Уже немолодой учёный остался без покровителей.

Султаном был провозглашён сын почившего повелителя Махмуд. Но мальчику было всего 5 лет, поэтому всю власть сосредоточила в своих руках его мать Туркан-хатун. Для неё астрономия и математика были пустым звуком. Омара Хайяма понизили до должности лечащего врача, а за работу в обсерватории стали платить ничтожное жалование.

В 1097 году служба учёного при дворе закончилась. Столица была перенесена в город Мерв, и обсерватория в Хорасане потеряла своё главенствующее значение. Вскоре она была закрыта, и учёный оказался не у дел. В преддверии старости его выгнали на улицу, не дав никакого пенсионного содержания.

О дальнейшем периоде жизни выдающегося мудреца Востока известно очень мало. Есть информация, что Омар стал вольнодумцем. Служители ислама даже приравняли его к вероотступникам. Чтобы хоть как-то оправдаться в их глазах, пожилой учёный совершил паломничество в Мекку.

Последние годы жизни почтенный старец прожил в Нишапуре. Лишь изредка он посещал Балху и Бухару. Жил на те деньги, которые зарабатывал преподавательской деятельностью в медресе. Он регулярно встречался с различными философами и учёными. Те сами искали встречи, чтобы вступить с ним в научные диспуты. У старца было несколько учеников. Что же касается семейной жизни, то Омар Хайям ни разу не женился и не имел детей. Всю свою жизнь этот удивительный человек посвятил науке.

Умер великий учёный 4 декабря 1131 года. Прожил он долгую и интересную жизнь, но быстро был забыт потомками. Вспомнили о нём лишь в XIX веке, благодаря английскому поэту Эдварду Фицджеральду (1801-1883). Тот стал переводить четверостишия, так называемые рубаи, знаменитого учёного.

Помимо математики и астрономии тот увлекался лирической поэзией. Одной из её форм и являются рубаи - четверостишия. Они широко распространены на Востоке.

В них было столько мудрости и юмора, что они мгновенно стали пользоваться огромной популярностью. В 1934 году поклонники творчества выдающегося учёного и поэта воздвигли ему обелиск. Поставили его в Нишапуре возле мечети памяти почтенного имама Махрука. Ниже приведены наиболее известные и интересные четверостишия. Перевод с персидского сделан русским поэтом и переводчиком Германом Борисовичем Плисецким.

Памятник Омару Хайяму

Стихи Омара Хайяма

Много лет размышлял я над жизнью земной,
Непонятного нет для меня под луной,
Мне известно, что мне ничего не известно, -
Вот последний секрет из постигнутых мной.

Я - школяр в этом лучшем из лучших миров,
Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Всё ещё не зачислен в разряд мастеров…

Тот усердствует слишком, кричит: «Это - я!»
В кошельке золотишко бренчит: «Это - я!»
Но едва лишь успеет наладить делишки -
Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это - я!»

В колыбели - младенец, покойник - в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна - и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.

Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Вень минуте текущей - будь счастлив теперь!

Знай, рождённый в рубашке любимец судьбы:
Твой шатёр подпирают гнилые столбы.
Если плотью душа, как палаткой, укрыта -
Берегись, ибо колья палатки слабы!

Те, что веруют слепо, - пути не найдут.
Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут.
Опасаюсь, что голос раздастся однажды:
«О невежды! Дорога не там и не тут!»

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глотать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Недостойно - стремиться к тарелке любой,
Словно жадная муха, рискуя собой.
Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет,
Чем подлец его будет кормить на убой!

Если труженик в поте лица своего
Добывающий хлеб, не стяжал ничего -
Почему он ничтожеству кланяться должен
Или даже тому, кто не хуже его?

Не одерживал смертный над небом побед.
Всех подряд пожирает земля-людоед.
Ты пока ещё цел? И бахвалишься этим?
Погоди: попадёшь муравьям на обед!

Всё, что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей - не видна.

Даже самые светлые в мире умы
Не смогли разогнать окружающей тьмы.
Рассказали нам несколько сказочек на ночь -
И отправились, мудрые, спать, как и мы.

Тот, кто следует разуму, - доит быка,
Мудрость нынче убыточна наверняка!
В наше время доходней валять дурака,
Ибо разум сегодня в цене чеснока.

Если низменной похоти станешь рабом -
Будешь в старости пуст, как покинутый дом.
Оглянись на себя и подумай о том,
Кто ты есть, где ты есть и - куда же потом?

В этой тленной Вселенной в положенный срок
Превращаются в прах человек и цветок.
Кабы прах испарялся у нас из-под ног -
С неба лился б на землю кровавый поток!

Жизнь – пустыня, по ней мы бредём нагишом.
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!
Ты для каждого шага находишь причину -
Между тем он давно в небесах предрешён.

Так как собственной смерти отсрочить нельзя,
Так как свыше указана смертным стезя,
Так как вечные вещи не слепишь из воска -
То и плакать об этом не стоит, друзья!

Бренность мира узрев, горевать погоди!
Верь: недаром колотится сердце в груди.
Не горюй о минувшем: что было - то сплыло.
Не горюй о грядущем: туман впереди…

Нищим дервишем ставши - достигнешь высот.
Сердце в кровь изодравши - достигнешь высот.
Прочь, пустые мечты о великих свершеньях!
Лишь с собой совладавши - достигнешь высот.

Если гурия страстно целует в уста,
Если твой собеседник мудрее Христа,
Если краше небесной Зухры музыкантша -
Всё не в радость, коль совесть твоя не чиста!

Мы уйдём без следа - ни имён, ни примет.
Этот мир простоит ещё тысячи лет.
Нас и раньше тут не было - после не будет.
Ни ущерба, ни пользы от этого нет.

Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идёт в кабалу из-за хлеба -
Мне плевать на твою справедливость, Творец!

Неужели таков наш ничтожный удел:
Быть рабами своих вожделеющих тел?
Ведь ещё ни один из живущих на свете
Вожделений своих утолить не сумел!

Мы попали в сей мир, как в силок - воробей.
Мы полны беспокойства, надежд и скорбей.
В эту круглую клетку, где нету дверей,
Мы попали с тобой не по воле своей.

Если все государства, вблизи и вдали,
Покорённые, будут валяться в пыли,
Ты не станешь, великий владыка, бессмертным.
Твой удел невелик: три аршина земли.

Шейх блудницу стыдил: «Ты, беспутная, пьёшь,
Всем желающим тело своё продаёшь!»
«Я, - сказала блудница, - и вправду такая.
Тот ли ты, за кого мне себя выдаёшь?»

Я в мечеть не за праведным словом пришёл,
Не стремясь приобщиться к основам, пришёл.
В прошлый раз утащил я молитвенный коврик,
Он истёрся до дыр - я за новым пришёл!

Ты не верь измышленьям непьющих тихонь,
Будто пьяниц в аду ожидает огонь.
Если место в аду для влюблённых и пьяных -
Рай окажется завтра пустым, как ладонь!

В этом мире на каждом шагу - западня.
Я по собственной воле не прожил и дня.
Без меня в небесах принимают решенья,
А потом бунтарём называют меня!

Благородство и подлость, отвага и страх -
Всё с рожденья заложено в наших телах.
Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже -
Мы такие, какими нас создал Аллах!

Мир чреват одновременно благом и злом:
Всё, что строит, - немедля пускает на слом.
Будь бесстрашен, живи настоящей минутой,
Не пекись о грядущем, не плачь о былом.

Чем за общее счастье без толку страдать -
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.

Пей с достойным, который тебя не глупей,
Или пей с луноликой любимой своей.
Никому не рассказывай, сколько ты выпил.
Пей с умом. Пей с разбором. Умеренно пей.

«Ад и рай - в небесах», - утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай - это две половинки души.

В этом мире не вырастет правды побег.
Справедливость не правила миром вовек.
Не считай, что изменишь течение жизни.
За подрубленный сук не держись, человек.

В этом мире враждебным не будь дураком:
Полагаться не вздумай на тех, кто кругом,
Трезвым оком взгляни на ближайшего друга -
Друг, возможно, окажется злейшим врагом.

Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткую, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

Тот, кто с юности верует в собственный ум,
Стал, в погоне за истиной, сух и угрюм.
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в изюм.

Ты при всех на меня накликаешь позор:
Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!
Я готов согласиться с твоими словами.
Но достоин ли ты выносить приговор?

Для достойного - нету достойных наград,
Я живот положить за достойного рад.
Хочешь знать, существуют ли адские муки?
Жить среди недостойных - вот истинный ад!

Я спросил у мудрейшего: «Что ты извлёк
Из своих манускриптов?» Мудрейший изрёк:
«Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной
По ночам от премудрости книжной далёк!»

Ты, Всевышний, по-моему, жаден и стар.
Ты наносишь рабу за ударом удар.
Рай - награда безгрешным за их послушанье.
Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в дар!

Миром правит насилие, злоба и месть.
Что ещё на земле достоверного есть?
Где счастливые люди в озлобленном мире?
Если есть - их по пальцам легко перечесть.

Опасайся плениться красавицей друг!
Красота и любовь - два источника мук,
Ибо это прекрасное царство невечно:
Поражает сердца - и уходит из рук.

О мудрец! Если Бог тебе дал напрокат
Музыкантшу, вино, ручеёк и закат -
Не выращивай в сердце безумных желаний.
Если всё это есть - ты безмерно богат!

Мы с тобою - добыча, а мир - западня.
Вечный Ловчий нас травит, к могиле гоня.
Сам во всём виноват, что случается в мире,
А в грехах обвиняет тебя и меня.

О мудрец! Если тот или этот дурак
Называет рассветом полуночный мрак,
Притворись дураком и не спорь с дураками,
Каждый, кто не дурак, - вольнодумец и враг!

Считай, что ты изменишь ход планет.
Считай, что этот свет - не этот свет.
Надейся, что желанного достигнешь.
Считай, что так. А нет - считай, что нет.

Эпоха Петра I – это, прежде всего, эпоха преобразований. Каково бы ни было отношение к личности царя-преобразователя, но невозможно не признать, что Россия совершила гигантский скачок во всех сферах жизни и упрочила свое международное положение.

Эпоха Петра I

Экономическая и культурная жизнь страны, возросшая военная мощь — все это позволило России стать на уровень великой державы. Особенность петровских преобразова­ний состоит в том, что ­они носили всеобъемлющий характер. Историк Н.М. Карамзин в начале XIX века считал, что на путь, пройденный Россией при Петре I, без него потребовалось бы шесть столетий.

Г. Кнеллер "Петр I"

Новшества были во всем: в области струк­туры государственного аппарата, строительст­ва вооруженных сил, промышленного развития, внешней политики, живописи, архитектуры, распро­странения науки, градостроительства. И сам Петр был личностью незаурядной. Разносторонность его деятельности поражает: он был полководцем и флотоводцем, дипломатом и законодателем. Он прекрасно владел и пером, и топором.

По его сло­вам, обязанности царя сводятся к «двум необходимым делам правления»: к распорядку, внутреннему благоустройству, обороне и внешней безо­пасности государства. Он по­нимал общее благо как частный интерес каждого.

Но невозможно говорить о петровских реформах только как о результате деятельности одного человека, пусть даже такого неординарного, каким был Петр. Такой воз преобразований невозможно было тянуть в одиночку. У Петра I было много помощников, «друзей», как он сам называл их. Но и здесь проявилась его незаурядность: он имел дар угадывать талант и предвидеть возможности человека. Среди сподвижников Петра — люди различных национальностей и различного социального положения: голландцы, шведы, греки, представители аристократических фамилий и бывшие крепостные. Основанием для продвижения по службе и успехов в карьере являлись не происхождение и «порода», а способности, знания, навыки, стремление к развитию и образованию.

Сподвижники Петра I

Среди них князь Ф.Ю.Ромодановский, князь М.М.Голицын, Т.Стрешнев, А.В.Макаров, князь Я.Ф.Долгорукий, князь А.Д.Меньшиков, графы Голо­вины, Шереметьев, П.Толстой, Брюс, Апраксин. Иные шли с ним в течение всей его деятельности, иные пережили и самого преобразователя. Другие: граф Ягужин­ский, барон Шафиров, барон Остерман, Татищев, Неплюев, Миних – пришли позже… Петр набирал нужных ему людей всюду, не разбирая происхождения и звания.

Самой яркой фигурой среди сподвижников Петра был, конечно, Александр Данилович Меньшиков. Необыч­ным был его жизненный путь: восхождение к могуществу, славе и богатству, а потом падение… Незаурядными были способности этого человека, в полной мере раскрывшиеся на военном и административном поприщах, Прежде всего, Меньшиков интересен как личность — лич­ность нового времени, пробужденная к жизни реформами царя-преобразователя. Личностью он оставался всегда – и во славе, и в опале.

Ф. Я. Лефорт

Одним из сподвижников Петра I был и Ф.Я. Лефорт.

Франц Яковлевич Лефорт родился в 1656 году в Женеве в семье торговца. До 14 лет он учился в женевском коллегиуме (средняя школа, в которой некоторые предметы преподавались как в высшем учебном заведении), а затем был отправлен в Марсель для обучения торговле. Но это занятие не привлекало молодого человека. Высокий, статный юноша мечтал о военной карьере. Он отличался умом, веселым нравом, смелостью и предприимчивостью — это способствовало осуществлению его честолюбивых планов.

В 1674 году Лефорт вопреки воле родителей уехал в Голландию и начал военную карьеру в свите курляндского герцога Фридриха-Казимира. Но его тянуло испытать себя в необычной обстановке, и он уехал в Россию. В Москве он поселился в Немецкой слободе, где и остался надолго и даже женился. Лефорт служил некоторое время в должности секретаря датского резидента (дипломата). Но с конца 1678 года он был назначен командиром роты в составе киевского гарнизона. В Киеве он служил два с половиной года, участвовал в военных походах, зарекомендовав себя храбрым стрелком и отличным наездником.

В 1689 году Лефорт познакомился с молодым Петром, и с этих пор его судьба была неразрывно связана с деятельностью юного самодержца. В 1690 году Петр начал открыто посещать Немецкую слободу, где всё чаще бывал в гостях у Лефорта (первоначально против дружбы с «иноземцами и еретиками» Гордоном и Лефортом возражал патриарх Иоаким: столь небывалое по понятиям того времени поведение московского государя возмущало сторонников старых обычаев).

В 1690 году по случаю рождения царевича Алексея Лефорту был пожалован чин генерал-майора. В связи с постоянными собраниями и вечеринками у Лефорта возникла необходимость в расширении его небольшого дома – это было сделано из денег, выданных Петром: дом был отделан с небывалым великолепием. Петр чувствовал себя в доме Лефорта легко и свободно, отдыхал от надоевшего ему старого московского уклада. Соотечественник Лефорта писал: «При дворе только и говорят о его величестве и о Лефорте. Они неразлучны…»

И действительно: ни одно дело, задуманное Петром, не обходилось без участия Лефорта. Он командовал полком, кораблем «Марс» во время морских учений, а затем и прибывшим из Голландии кораблем. Он сопровождал Петра в его поездках по стране. В 1693 году он был произведен в генералы.

Гравюра А. Шхонебека "Взятие Азова"

Лефорт участвовал в Азовских походах и во время штурма Азова в 1695 году лично захватил турецкое знамя. После этого похода он был назначен Петром адмиралом русского флота. Это назначение не всем пришлось по душе, так как считалось, что Лефорт был несведущ в морском деле, но Петр рассчитывал на его энтузиазм и энергию, чтобы создать русский галерный флот и перекрыть туркам доступ к Азову. Лефорт с этой задачей успешно справился (19 июля 1696 года крепость Азов была взята). Лефорт получил за взятие Азова звание новгородского наместника, вотчины в Рязанском и Епифанском уездах, золотую медаль и соболью шубу.

Во время правления Петра I была организована дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697-1698 годах, которую возглавлял Лефорт и которая называлась «Великое посольство».

"Великое посольство". Прием русской делегации в Гааге

Посольству предстояло выполнить несколько важных задач:

  • Заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Турции;
  • В результате этой поддержки получить северное побережье Чёрного моря;
  • Поднять престиж России в Европе сообщениями о победе в Азовских походах;
  • Заручиться поддержкой европейских государств в предстоящей Северной войне;
  • Пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и закупить военные материалы, вооружение;
  • Знакомство царя с жизнью и порядками европейских стран.

Великими полномочными послами были назначены:

Лефорт Франц Яковлевич - генерал-адмирал, Новгородский наместник;

Головин Фёдор Алексеевич - генерал и воинский комиссарий, Сибирский наместник;

Возницын Прокофий Богданович - думный дьяк, Белёвский наместник.

Кроме того, более 20 дворян и до 35 волонтёров, среди которых находился урядник Преображенского полка Пётр Михайлов - сам царь Пётр I.

Формально Пётр следовал инкогнито, но его заметная внешность легко выдавала его. Да и сам царь во время путешествия нередко предпочитал лично возглавлять переговоры с иностранными правителями.

Скончался Лефорт 2 марта 1699 года от горячки. Петр воспринял известие о его смерти с большой горечью: «На кого мне теперь положиться? Он один был верен мне!»

В Москве именем Лефорта назван целый район Лефортово, на том самом месте, где стоял Лефортовский дворец.

12 марта 1699 года умер Франц Яковлевич Лефорт — близкий друг и сподвижник Петра I. С ним Петр I познакомился еще в молодости. Лефорт был верен царю до самой смерти. У Петра I было несколько друзей-иностранцев, но одними из самых близких были Гордон и Лефорт. Дружба с иностранцами вызывала у тогдашнего патриарха Иоакима недовольство. Он называл их «безбожными еретиками».

Франц Яковлевич Лефорт

Родился 2 января 1656 года в Женеве. В 1680 году Лефорт прибыл в Москву для несения военной службы, в 1687 и 1689 годах даже принимал участие в военных походах на Крым. Знакомство с Петром I произошло в 1689 году в Троице-Сергиевом монастыре. После смерти патриарха Иоакима, который выступал против дружбы царя с иностранцами, Петр стал открыто посещать Немецкую слободу.

Именно Лефорт организовал Великое посольство, которое фактически возглавлял. Во время Посольства Франц Яковлевич также служил для царя переводчиком. Иностранец принимал участие во всем, что задумывал Петр, Лефорт даже входил в состав «потешного» полка Его Величества. 12 марта 1699 года Франц Яковлевич умер. Причиной смерти, по одной из версий, стало неудачное падение с лошади, при котором он ударился о камень, в результате чего образовалась опухоль. По другой версии, Лефорт скончался от горячки. До нас дошли рассказы современников, по которым перед смертью Лефорт не желал исповедоваться и вместо этого просил привести к нему музыкантов и налить вина. Предсмертные просьбы были выполнены, и спустя несколько дней он отошел в мир иной в возрасте 44 лет.

Патрик Леопольд Гордон оф Охлурис

Родился 31 марта 1635 года в Шотландии. Со 2 сентября 1661 года он приехал в Москву и начал службу в чине майора. Также участвовал в Крымских походах 1687 и 1689 годов. В 1689 году он сблизился с Петром I во время его пребывания в Троице-Сергиевом монастыре. Гордон был назначен командующим стрельбами и войсковыми учениями, а в 1694 году он был возведен в ранг контр-адмирала и участвовал в Азовских походах 1695 и 1696 годов. Сам Петр Великий всегда относился к Гордону как к своему учителю.

Патрик Гордон действительно верно служил России, в 1698 году он принимал участие в разгроме бунта стрелецких войск под Воскресенским монастырем и, рискуя жизнью, два раза ездил в стан мятежников. Перед смертью своего сподвижника Петр Первый лично навещал его и присутствовал даже в день смерти 29 ноября 1699 года. На протяжении всей своей жизни Патрик Гордон оставался ревностным католиком, за что и снискал неуважение и непринятие его российским духовенством. Более того, перед самой смертью он отказался исповедоваться по православным догмам и принял католическое имя Леопольд.

Яков Вилимович Брюс

Родился 11 мая 1669 года в России, хотя имел шотландские корни. В 13 лет он был записан в «потешный» полк Петра Великого и к 1686 году становится прапорщиком, а затем и поручиком кавалерии. В 1687 и 1689 годах принимает участие в Азовских походах. Сближение с молодым царем происходит во время совместного посольства в Голландию в марте 1697 года. А в 1698 году Петр I оплачивает Якову Брюсу обучение в Лондоне, предполагается, что он прослушивал ряд лекций в Оксфордском университете, и возможно, даже был лично знаком с Ньютоном.

Также существует мнение, что именно Яков Брюс подал Петру идею создания Школы математических и навигационных наук. Более того, в 1702 году в Спасской и Троицкой башнях Кремля Брюсу было разрешено оборудовать на вершинах башен обсерваторию, личный кабинет и библиотеку. Из-за сияющего на вершине башни телескопа среди городского населения быстро поползли слухи о том, что Яков Брюс вступил в сговор с нечистой силой и получил от неё некую Черную книгу, которая была замурована в одной из стен башни, а самого Брюса стали назвать «чернокнижником». Широко известен в народе «Брюсов календарь», который был напечатан в типографии, которая была подарена иностранцу Петром в 1706 году. Этот календарь был создан с расчетом на 112 лет и содержал в себе предсказания на каждый год по планетам и знакам зодиака. Яков Брюс умер в одиночестве, в Глинках, 30 апреля 1728 года.

Андрей Андреевич Виниус

Родился 4 июня 1641 года. Он, как и многие другие иностранцы, проживал в Немецкой слободе и начал государственную службу в 1664 году, в должности переводчика в Посольском приказе. Он был религиозен и был приверженцем кальвинизма, хоть был крещен патриархом Никоном по православному обряду.

Виниус был приближенным Петра I и царь часто советовался с ним по вопросам военной стратегии и организации «потешного полка». Также он принимал участие в Всешутейшем, Всепьянейшем и Сумасброднейшем Соборе, который был организован царем для различного рода утех. Многие исследователи считают, что этот собор восходил к святочным маскарадным традициям и именно поэтому некоторые слои населения стали считать царя Антихристом, а его приближенных слугами нечистой силы. Именно Андрей Винниус после Азовских походов организовал въезд императора в триумфальную арку в Москве, многим горожанам этот обряд показался языческим, за что сам Виниус также поплатился своей репутацией. Андрей Андреевич умер в 1717 году, в Москве.

Генрих Иоганн Фридрих Остерман (Андрей Иванович)

Родился 9 июня 1687 года в местечке Бохум, в Вестфалии. В 1704 году он приехал в Россию, выучил русский язык и быстро стал пользоваться доверием Петра I. Уже в 1711 году он сопровождал Петра I в его Прутском походе. А в 1721 году он, вместе с Брюсом добился заключения Ништадтского мирного договора.

Петр Великий часто пользовался советами Андрея Ивановича (как его называли в России). Именно Остерман смог дать указания для создания «табеля о рангах», а также при его участии была преобразована коллегия иностранных дел. Петр очень уважал своего соратника и даже даровал ему в Рязанской области село Красный угол, которое, впоследствии стало семейным гнездом Остерманов. Со вступлением на престол Екатерины Первой он также стал ее ближайшим соратником и вице-канцлером и членом Верховного Тайного Совета. После того, как на престол взошла Елизавета Петровна, Остерману был предъявлен ряд обвинений, в том числе в преступлениях, направленных против государственной власти. Судом он был приговорен к колесованию, но принимая во внимание тяжелое болезненное положение Андрея Ивановича, императрица сменила наказание вечным заточением в Березове. Фридрих Остерман умер в ссылке 31 мая 1747 года.

То что Россия при Петре I смогла сделать рывок, заслуга в том числе и его сподвижников-иностранцев. Об этом не надо забывать. А то у ряда моих сограждан сложилось стойкое мнение, что из Западной Европы — только зло. Одно дело — государственная политика стран, другое дело — дела людей, приезжавших из Западной Европы в Россию, дабы помочь ей стать крепкой державой.

Непрерывные и тяжелые государственные труды и заботы, утомительные многочисленные поездки и военные походы, тяжелые нравственные потрясения, довольно частая невоздержанность в быту, трагический конфликт с сыном («дело царевича Алексея») постепенно расшатали необычайно крепкий организм Петра, он начал все чаще и чаще прихварывать.

В ноябре 1724 г. проезжая по взморью, он увидел тонущий бот, бросился в ледяную воду спасать солдат. Немного оправившись после полученной простуды, он снова по неосторожности простудился в начале 1725 г. и окончательно слег в постель. Чувствуя близость кончины, он потребовал перо и бумагу, видимо, желая назначить приемника, но успел написать только два слова: «Отдайте все…» Знаками он подозвал к себе старшую дочь Анну и силился, что-то сказать ей, но язык не повиновался ему. Есть предположение, что Петр хотел на смертном ложе передать престол своей любимой дочери Анне.

Сподвижники Петра I

Петр I окружил себя способными соратниками. Среди них были и талантливые представители неродовитого дворянства, выходцы из крестьян, лица из старой знати и родового дворянства, принявшие петровские преобразования.

Наиболее талантливым из них был Александр Данилович Меншиков. Он родился 6 ноября 1673г. Сын придворного конюха, человек, не получивший никакого образования, он отличался поразительной сметливостью и большим природным умом. Постепенно он стал одним из самых близких к Петру лиц. Меншиков вырос в крупного военачальника, отличаясь инициативой и личным мужеством. Он обладал непомерным тщеславием и безграничным корыстолюбием, часто приобретавшим скандальный характер и вызывавшим бешеный гнев Петра.

В 1686г. он поступил в услужение к влиятельному человеку - Францу Лефорту, где был замечен молодым Петром, сумел понравиться ему и вскоре стал денщиком царя. Вероятно, он принимал участие в борьбе Петра с царевной Софьей в 1689г., участвовал в «потешных» военных маневрах, поездках государя и в Азовских походах. Впервые имя Меншикова появилось в переписке царя в 1694г. Меншиков был составе «Великого» посольства, сопровождал Петра и в его поездке в Англию, где кроме кораблестроения обучался также артиллерийскому делу и фортификации. По возвращении в Россию Меншиков принял активное участие в подавлении стрелецкого мятежа и хвастался, что лично отрубил головы двадцати стрельцам. Молодой фаворит стремился всюду быть рядом с Петром и проводить в жизнь его начинания. В это время он начал приобретать все большее личное влияние на царя: никому не удавалось так быстро укротить гнев вспыльчивого Петра, как Меншикову.

В 1700г. началась Северная война. Меншикову и тут удалось проявить себя: он был храбр, расторопен, инициативен. В 1702г Петр назначил его комендантом завоеванной крепости Нотербург. Отличался он и в сражениях. После одного из них, закончившего взятием шведских кораблей, Меншиков получил орден Святого Андрея Первозванного - высшую награду государства.

На Меншикова царь возлагал самые ответственные задачи: управление вновь отвоеванными у шведов территориями, устройство в устье Невы Петропавловской крепости, а затем строительство новой столицы - Петербурга - и оборону ее от шведов. Здесь Меншиков одним из первых построил себе роскошный дом, где принимал послов. Петр уже не мог обходиться без своего друга, в письмах он сетовал на разлуку: «Зело мне нужда видитца с тобою». Эту дружбу скрепило еще одно обстоятельство: именно у Меншикова Петр встретил свою будущую жену Екатерину взятую русскими в плен во время осады Мариенбурга в 1702г. Меншиков «уступил» ее государю. Екатерина, обязанная Меншикову своим возвышением, впоследствии не забыла услуг, им оказанных. Она всячески способствовала его продвижению к вершинам власти и ходатайствовала за него перед своим супругом. Осада Штеттина 1713 г. стала последней военной акцией Меншикова. Участившиеся приступы серьезной болезни легких заставили его отказаться от трудностей и лишений походной жизни. Отныне он постоянно живет в Санкт-Петербурге в своем роскошном дворце на Васильевском острове. С 1719г. он возглавил Военную коллегию, в 1714г. стал первым из русских, кого иностранная академия удостоила чести стать ее членом. Сам Исаак Ньютон уведомил Александра Даниловича об избрании его членом Лондонского королевского общества за «распространение хороших книг и наук», причем английский ученый назвал его человеком «величайшей просвещенности», что противоречит общепринятым рассказам о неграмотности князя.

Во время отсутствия царя в Петербурге на Меншикова была возложена еще одна важная обязанность - попечение над царскими детьми. Князь ежедневно проводит несколько часов во дворце и в письмах подробно докладывает о состоянии царевича Петра Петровича и царевен Анны и Елизаветы. Непосредственное участие принял Меншиков и в судьбе старшего сына Петра - царевича Алексея Петровича. После смерти Петра Меншиков главенствовал в созданном по его же плану Верховном Тайном совете и имел право непосредственного доклада императрице. Ему был пожалован город Батурин, чего князь безуспешно добивался от Петра. Все его долги были забыты. Но 6 мая 1727г Екатерина I скончалась. Наступил момент наивысшего взлета Меншикова по ступеням власти. Он уже мечтал о регентстве при малолетнем императоре, однако успел лишь получить чин генералиссимуса и полного адмирала. 8 сентября 1727г. был подписан указ о домашнем аресте Меншикова, а затем о ссылке его в крепость Ранненбург с конфискацией имущества и лишением всех чинов и наград. В Ранненбурге Меншиков не раз подвергался допросам: его пытались обвинить в государственной измене в пользу Швеции, но он опроверг все обвинения. В апреле 1728г. правительство издало указ о ссылке его в глухой сибирский город Березов. По дороге в Березов скончалась жена Меншикова - Дарья Михайловна. Несколько позже в Березове умерла от оспы его старшая дочь Мария. По свидетельствам современников, ссылка не сломила дух Меншикова: бывший царский вельможа вел себя достойно и принимал превратности судьбы с истинно философским спокойствием. Роскошные камзолы и парики Меншиков сменил на простую мужицкую одежду, оброс бородой. Одному из бывших своих подчиненных - офицеру, сначала не узнавшему его, - Меншиков сказал: «Я теперь бедный мужик, каким я родился. Господь, возведший меня на высоту суетного величия человеческого, низвел меня в мое первобытное состояние».

Умер Меншиков 12 ноября 1729г. память о нем до сих пор жива. Велик вклад Меншикова в дело преобразования России. Велики и его военные заслуги - он был героем Нотебурга, Калиша и Полтавы. Неординарная, противоречивая личность Меншикова, его взлеты и падения, его недостатки и достоинства в полной мере отражают противоречия той великой эпохи, в которую он жил и действовал.

Большой надежной опорой Петра были отец и сын Ромодановские. Князь Федор Юрьевич Ромодановский нередко замещал царя во время его отсутствия в столице. Он получил исключительное право розыска по делам о государственных и политических преступлениях. После его смерти дела по руководству Преображенским приказом принял его сын Иван Федорович Ромодановский.

Из военных деятелей особенно выделялся Борис Петрович Шереметев, выдающийся полководец, первый из русских получивший звание фельдмаршала, а затем и титул графа. С его именем связаны многие победы в Северной войне. После падения правительства Софьи, приходит к власти Петра I, который знал, что Борис Петрович был тайным сторонником фаворита Софьи В.В.Голицына. Петр не принял в круг своих близких друзей и советников и несколько лет держал его вдали от Москвы, в Белгороде. В 1695г., во время первого Азовского похода, Петр возложил на войско Шереметева ответственную задачу - отвлечь силы крымских татар от Азова. Шереметев с ней успешно справился: были взяты четыре крепости на Днепре. После этого состоялся торжественный въезд воеводы в Москву. Шереметев стал первым русским человеком Петровского времени, сменившим традиционные боярские одежды на европейский костюм. Характерные черты его манеры ведения боевых действий - осторожность и медлительность, которые в конце концов начали раздражать Петра. В свои последние годы Шереметев имел все меньшее доверие у царя, и это омрачало последние месяцы жизни фельдмаршала. Его смерть поставила точку в недоведенном до конца объяснении с царем. Борис Петрович скончался в Москве 17 февраля 1719г. Он завещал похоронить себя в Киево-Печерской лавре рядом с могилой сына Михаила. Но и в исполнение его последней воли вмешался Петр: по его приказу тело Шереметева было перевезено в Петербург и захоронено в Александро-Невском монастыре.

Знатность и богатство Шереметева, его популярность и уважение к нему в армии и при дворе не сделали его счастливым. До конца жизни он так и не смог освободиться от надзора и опеки царя, от лямки царской службы, постоянного чувства страха перед гневом Петра. Однако это было уделом не только Шереметева, подобные чувства были вообще присущи русским людям той эпохи. И все же Петр отдавал должное храбрости и военным талантам Шереметева, ценил его заслуги перед отечеством. Он считал их достойными «вечной памяти в России». Имя Шереметева сохранилось и в народной памяти.

В войнах выделялись также князья, генералы Аникита Иванович Репнин и Михаил Михайлович Голицын. В морских сражениях прославился адмирал Федор Матвеевич Апраксин, главный начальник Адмиралтейского приказа, первый президент Адмиралтейств-коллегии.

На дипломатическом поприще большую известность имели Федор Алексеевич Головин, руководитель дипломатии Петра; Гавриил Иванович Головкин, преемник Головина по руководству Посольским приказом, первый президент Коллегии иностранных и первый в истории России «великий канцлер»; Павел Петрович Шафиров, помощник Головкина, «вице-канцлер», дослужившийся до этого звания из простых подьячих Посольского приказа.

В середине 10-х годов число сподвижников Петра I пополнилось талантливым дипломатом Петром Андреевичем Толстым. Он родился в 1645г. Детство и юность его прошли в военных походах, участником которых был его отец. При Софье Алексеевне он был в числе ее сторонников, затем перешел в лагерь Петра I, но долгое время не имел, по-видимому полного доверия царя-преобразователя. В 1694 г. он был всего лишь воеводой в далеком северном городе Устюге. Тем не менее ему удалось завоевать доверие молодого царя - в 1696 г. он участвовал во взятии крепости Азов и ему был пожалован чин капитана гвардии. В 1702 г. Петр Толстой стал первым русским дипломатом, возглавившим постоянное посольство в Стамбуле. Большее сближение с Петром произошло в 1716 - 1717гг., когда он сопровождал царя в поездке по странам Европы. Толстой выполнил важное поручение Петра, добившись возвращения в Россию царевича Алексея; руководил следствием по его делу. Возглавлял Коммерц-коллегию и Тайную канцелярию. Ум сделал Толстого одним из первых вельмож в государстве в последние годы царствования Петра. Ни одно светское развлечение в Петербурге не обходилось без Петра Толстого.

Но Меншикову удалось обвинить Толстого и его сторонников - А.М.Девиера и И.И.Бутурлина - в государственной измене и устроить над ними суд. Накануне своей смерти - 6 мая 1727г. - Екатерина подписала указ о ссылке Толстого вместе с сыном Иваном в Соловецкий монастырь. Здесь 30 января 1729г., после полутора лет заключения в сыром каменном мешке, скончался 82-летний «бывший действительный тайный советник и кавалер граф Петр Толстой».Человек необыкновенного ума, внушавший опасение противникам даже в глубокой старости, он пал жертвой запутанной сети придворных интриг, которую сам же еще незадолго до того сплетал с таким искусством.

Время Петра I, потребовавшее усиленных сношений с западными державами, выдвинуло целый ряд искусных дипломатов, какими были, например, князья Г.Ф. и В.В.Долгорукие, князь Г.М.Голицын, Б.И.Куракин, И.И.Неплюев, А.А.Матвеев, в конце царствования Петра - П.И.Ягужинский, генерал - прокурор Сената, А.И.Остерман, А.Л.Бестужев-Рюмин - один из главных лиц при заключении Ништадтского мира; А.П.Волынский и др.

Из иностранцев, кроме Остермана, возвысился еще Я.В.Брюс - один из наиболее образованных людей своего времени, занимался математикой, астрономией, физикой, был начальником артиллерии, участвовал в подписании Ништадтского мира; Бурхард Кристоф Миних, ставший впоследствии крупным военным и государственным деятелем.

Довольно разносторонними учеными были Василий Никитич Татищев, составивший себе позднее известность своей «Историей Российской» и сочинениями публицистического характера; а также экономист Иван Тихонович Посошков, автор замечательного по тому времени произведения «О скудости и богатстве».

Из церковных деятелей особо выделялся ученый богослов и проповедник Феофан Прокопович, один из образованнейших людей своего времени. Он стал ближайшим помощником и наиболее усердным защитником Петра в проведении преобразований. Феофан Прокопович был автором ярких публицистических произведений, в которых обосновывалось необходимость проводимых преобразований. Участвовал в создании «Духовного регламента», написал политико-философские трактаты «Слово о власти и чести царской» и «Правда воли монаршей». В 1721г. он был назначен вице-президентом Синода.