Значит лз. Что такое лексическое значение слова? Что такое лексическое значение

Лирика – один из трех (наряду с эпосом и драмой) основных литературных родов, предмет отображения которого – внутренний мир, собственное "я" поэта. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна), в отличие от драмы – субъективна. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме субъективного, непосредственного переживания, т.е. целостного индивидуального проявления личности поэта, определенного состояния его характера. "Самовыражение" ("самораскрытие") поэта, не теряя своей индивидуальности и автобиографичности, обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Стихотворение А. С. Пушкина "...Вновь я посетил..." нс сводится к описанию сельской природы. В основе его лежит обобщенная художественная идея, глубокая философская мысль о непрерывном процессе обновления жизни, в котором новое приходит на смену ушедшему, продолжая его.

Каждое время вырабатывает свои поэтические формулы, конкретные общественно-исторические условия создают свои формы выражения лирического образа, и для исторически верного прочтения лирического произведения необходимо знание той или иной эпохи, ее культурно-исторического своеобразия.

Различны формы выражения переживаний, мыслей лирического субъекта. Это может быть внутренний монолог, размышление наедине с собою ("Я помню чудное мгновенье..." А. С. Пушкина, "О доблестях, о подвигах, о славе..." А. А. Блока); монолог от лица введенного в текст персонажа ("Бородино" М. Ю. Лермонтова); обращение к определенному лицу (в различном стилевом оформлении), что позволяет создать впечатление непосредственного отклика на какое-то явление жизни ("Зимнее утро" А. С. Пушкина, "Прозаседавшиеся" В. В. Маяковского); обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы ("К морю" А. С. Пушкина, "Лес" А. В. Кольцова, "В саду" А. А. Фета). В лирических произведениях, в основе которых лежат острые конфликты, поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями и врагами, с самим собою ("Поэт и гражданин" Н. А. Некрасова). С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т.д. Большей частью лирические произведения многотемны, в одном переживании поэта могут отражаться различные мотивы: любви, дружбы, патриотические чувства и пр. ("Памяти Добролюбова" Н. А. Некрасова, "Письмо к женщине" С. А. Есенина, "Подкупленный" Р. И. Рождественского).

Разнообразны жанры лирических произведений. Преимущественная форма лирики XIX–XX вв. – стихотворение : написанное стихами произведение небольшого, по сравнению с поэмой, объема, позволяющее воплотить в слове внутреннюю жизнь души в ее изменчивых и многосторонних проявлениях (иногда в литературе встречаются небольшие произведения лирического характера в прозе, в которых используются средства выразительности, свойственные стихотворной речи: "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева). Послание – лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к определенному лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического или сатирического характера ("К Чаадаеву", "Послание в Сибирь" А. С. Пушкина, "Письмо матери" С. А. Есенина). Элегия – стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия ("Признание" Е. А. Баратынского, "Редеет облаков летучая гряда..." А. С. Пушкина, "Элегия" Н. А. Некрасова, "Не жалею, не зову, не плачу..." С. А. Есенина). Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа – своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли ("Поэту", "Мадонна" А. С. Пушкина, сонеты А. А. Фета, В. Я. Брюсова, И. В. Северянина, О. Э. Мандельштама, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, С. Я. Маршака, А. А. Тарковского, Л. Н. Мартынова, М. А. Дудина, В. А. Солоухина, Н. Н. Матвеевой, Л. II. Вышеславского, Р. Г. Гамзатова). Эпиграмма – небольшое стихотворение, злобно высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление (эпиграммы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. И. Дмитриева, Е. А. Баратынского, С. А. Соболевского, С. Соловьева,

Д. Д. Минаева). В советской поэзии жанр эпиграммы разрабатывали В. В. Маяковский, Д. Бедный, А. Г. Архангельский, А. И. Безыменский, С. Я. Маршак, С. А. Васильев. Романс – лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение. Жанровые признаки (без строгого соблюдения): напевная интонация, синтаксическая простота, законченность предложения в пределах строфы (стихи А. С. Пушкина, Μ. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, С. А. Есенина). Эпитафия надгробная надпись (обычно в стихах) похвального, пародийного или сатирического характера (эпитафии Р. Бернса в переводе С. Я. Маршака, эпитафии А. П. Сумарокова, Η. Ф. Щербины). Стансы небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного (углубленно размышляющего), чем любовного содержания. Жанровые признаки неопределенны. Например, "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "Стансы" ("В надежде славы и добра...") А. С. Пушкина, "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор...") М. Ю. Лермонтова, "Стансы" ("Я о своем таланте много знаю") С. А. Есенина и др.

Эклога – лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающее бытовые сельские сценки на фоне природы (эклоги А. П. Сумарокова, В. И. Панаева).

Мадригал – небольшое по объему стихотворение-комплимент, чаще любовно-лирического содержания (встречается у Η. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).

Каждое лирическое произведение, которое всегда неповторимо, несет в себе целостное мировосприятие поэта, рассматривается не изолированно, а в контексте всего творчества художника. Лирическое произведение можно анализировать либо целостно – в единстве формы и содержания, – наблюдая за движением авторского переживания, лирических раздумий поэта от начала до конца стихотворения, либо объединить ряд произведений тематически, останавливаясь на стержневых идеях, переживаниях, раскрытых в них (любовная лирика А. С. Пушкина, тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, образ Родины в произведениях С. А. Есенина).

Следует отказаться от анализа стихотворения по частям и от так называемых вопросов по содержанию. Нельзя также сводить работу к формальному перечню изобразительных средств языка, вырванных из контекста. Необходимо проникнуть в сложную систему сцепления всех элементов стихотворного текста, попытаться раскрыть то основное чувство-переживание, которым проникнуто стихотворение, осмыслить функции языковых средств, идейно-эмоциональное богатство поэтической речи. Еще В. Г. Белинский в статье "Разделение поэзии на роды и виды" отмечал, что лирическое произведение "нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только что можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта; будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка".

Лирика – субъективный род художественной литературы, в отличие от эпоса и драмы. Поэт делится с читателями своими мыслями и чувствами, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни. И в то же время никакой другой род литературы не пробуждает такого ответного чувства, сопереживания у читателя – и современника, и в последующих поколениях. Если основой композиции эпического или драматического произведения является сюжет, который можно пересказать "своими словами", лирическое стихотворение пересказать невозможно, в нем все – "содержание": последовательность изображения чувства и мысли, выбор и расположение слов, повторы слов, фраз, синтаксических конструкций, стиль речи, деление на строфы или их отсутствие, соотношение деления потока речи на стихи и синтаксического членения, стихотворный размер, звуковая инструментовка, способы рифмовки, характер рифмы.

Главное средство создания лирического образа – язык, поэтическое слово. Использование в стихотворении различных тропов (метафора, олицетворение, синекдоха, параллелизм, гипербола, эпитет) расширяет смысл лирического высказывания. Слово в стихе многозначно. В стихотворном контексте слово приобретает как бы добавочные смысловые и эмоциональные оттенки. Благодаря своим внутренним связям (ритмическим, синтаксическим, звуковым, интонационным) слово в стихотворной речи становится емким, уплотненным, эмоционально окрашенным, максимально выразительным. Оно имеет тенденцию к обобщению, символике. Выделение слова, особенно значительного в раскрытии образного содержания стихотворения, в поэтическом тексте осуществляется разными способами (инверсия, перенос, повторы, анафора, контраст). Например, в стихотворении "Я вас любил: любовь еще, быть может..." А. С. Пушкина лейтмотив произведения создается ключевыми словами "любил" (повторяется трижды), "любовь", "любимой".

Многие лирические высказывания тяготеют к афористичности, что делает их крылатыми подобно пословицам. Такие лирические фразы становятся ходячими, заучиваются наизусть, используются применительно к определенному настрою мыслей и душевному состоянию человека. В крылатых строках русской поэзии как бы сфокусированы наиболее острые, полемические проблемы нашей действительности на разных исторических этапах. Крылатая строка – один из первоэлементов истинной поэзии. Вот некоторые примеры: "Да только воз и ныне там!" (И. А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак"); "Послушай! ври, да знай же меру" (А. С. Грибоедов. "Горе от ума"); "Куда ж нам плыть?" (А. С. Пушкин. "Осень"); "Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской..." (Μ. Ю. Лермонтов); "Вот приедет барин – барин нас рассудит" (Н. А. Некрасов. "Забытая деревня"); "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется" (Ф. И. Тютчев); "Чтобы словам было тесно, мыслям – просторно" (Н. А. Некрасов. "Подражание Шиллеру"); "И вечный бой! Покой нам только снится" (А. А. Блок. "На поле Куликовом"); "Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье" (С. А. Есенин. "Письмо к женщине"); "...Не ради славы, ради жизни на земле" (А. Т. Твардовский. "Василий Теркин").

1. Ода - жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А С. Пушкина «Вольность», ода «На день восшествия...» М. В. Ломоносова). Истоки жанра восходят к античности (напр., оды Горация). Особое развитие получила в классицизме. 2. Песня - может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (см. определение эпических жанров) и, как правило, она больших объемов, нежели лирическая (напр., «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина), в основе же лирической песни лежат переживания главного героя или автора (напр., песня Мери из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина). 3. Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (напр., «Погасло дневное светило» А. С. Пушкина). 4. Послание - жанр, не связанный с определенной традицией (романтической, классицистической и т. п.). Основная характерная черта - обращенность к какому-либо лицу (напр., «Пущину», «К Чаадаеву» А. С. Пушкина). 5. Сонет - особый вид лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме: в сонете должно быть 14 строк (напр., «Суровый Дант не презирал сонета...» А. С. Пушкина). Различают два типа сонета: 1. Английский сонет, состоящий из трех четверостиший и одного двустишия в конце (напр., сонеты В. Шекспира). 2. Французский сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Эта разновидность, как явствует из названия, широко использовалась французскими поэтами (напр., поэтами «Плеяды» - П. Ронса-ром, Ж. Дю Белле и др., позже французскими символистами - П. Верденом, Ш. Бодлером и др.). В России эта разновидность была особо популярна в эпоху символизма, практически все русские символисты использовали ее в своем творчестве (напр., К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, А. А. Блок и другие). 6. Эпиграмма, сатира . Эпиграмма - короткое стихотворение, как правило, не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какое-либо конкретное лицо - (напр., «На Воронцова» А. С. Пушкина). Сатира - более развернутое стихотворение, как по объему, так и по масштабу изображаемого. Обычно в сатире высмеиваются не недостатки какого-либо конкретного лица, но пороки социальные. Для сатиры характерен гражданский пафос (напр., сатиры А. Д. Кантемира, «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...» А. С. Пушкина). Истоки эпиграммы и сатиры восходят к античности, в особенности к древнеримской литературе (напр., произведения Марциалла, Катулла и др.). Подобное разделение на жанры условно, так как в чистом виде перечисленные жанры встречаются достаточно редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров. Напр., «К морю» А. С. Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания, «Деревня» Пушкина же - является элегией, но одновременно поднимает гражданские проблемы.

Жанры драматургии

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра - трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых - идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор - он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами являлись участниками действия). Предполагается, что разыгрывание трагедий изначально являлось неотъемлемой частью так называемых «дионисий» или, в римском варианте, «вакханалий», празд-.. неств, связанных с почитанием бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха); представление сцен из жизни этого бога являлось важным звеном в так называемых «оргаистических» (т. е. эротических) ритуалах, конечной целью которых было: высвободив сдерживаемые инстинктивные желания, пережить очищение, так называемый «катарсис», который в «Поэтике» Аристотеля определяется как «очищение при помощи страха и сострадания». Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе которых лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч. В средние века христианская церковь способствует возникновению новых драматических жанров - литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В 18 веке как жанр сформировалась драма (см. ниже), распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. Особого расцвета драматургия после античных времен достигает в эпоху классицизма. Именно ъ эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия» (см. раздел «Классицизм»). В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало - так называемые «лирические драмы» (М. Метерлинк, А. А. Блок).

Лайкина Елизавета

Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. рика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа Лирика и её жанры Выполнила ученица 8«б» класса Лайкина Елизавета Преподаватель Ткаченко л.с.

ЛИРИКА И ЕЕ ЖАНРЫ Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. При изучении лирики сочетаются логическое и эмоциональное начала. Чтобы изучить лирику, необходимо выяснить художественный образ, наиболее характерного для лирики – лирического героя.

Лирический образ – это образ переживания, непосредственно отражение мыслей и чувств. В лирике переживание становится самостоятельным объектом наблюдения. В лирике чувство поэта выражено прямо, непосредственно. Художественный образ в лирике, так же как образ в эпосе и драме, имеет обобщенный, технический характер. Огромную роль в лирике, значительно большую, чем в драме и даже в эпосе, играет личность поэта. «В ЛИРИЧЕСКОМ СТИХОТВЕРНИИ ВЫРАЖАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, ВОЗБУЖДЕННОЕ В ПОЭТЕ ИЗВЕСТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ПРИРОДЫ ИЛИ ЖИЗНИ. Главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции на то впечатление, которое получается из вне»

Восприятие лирического произведения - сложный творческий процесс. Не один из видов литературного творчества не воспринимается так специфически, индивидуально, как лирика, так как лирика наиболее субъективный вид творчества. Особенности силы воздействия лирики заключается в том, что она всегда выражает живое непосредственное чувство, переживание. Лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любовь, дружба, гражданские чувства. Художественным образом любого произведения, в том числе и лирического, обобщает явления жизни через индивидуальное личное переживание, выражает мысли и чувства. Тематика литературной лирики самая разнообразная. Поэтические чувства могут вызывать разные явления окружающей жизни, воспоминания, мечты, предметы, размышления. Хотя делить стихотворения по рангу очень трудно, в лирике можно выделить виды.

Виды лирики Философская (медитативная). Философия – это любовь к мудрости. Размышления о жизни и смерти, о предназначении человека, смысле жизни, о добре и зле, бессмертии, мире и войне, о творчестве, о следе, который человек оставит на земле, - человек о многом думает, и эти размышления вызывают определенные эмоции, которые поэт вместе со своими мыслями выражает в стихотворении. Например, стихотворение Пушкина «Птичка» В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!

Гражданская (политическая). Человек связан чувствами не только с любимыми, друзьями, врагами, но он еще и гражданин, член общества, единица государства. Отношение к обществу, родине, стране, отношение к политическим событиям находят свое отражение в гражданской лирике. Стихотворение Н.А. Некрасова представляет собой яркий пример гражданской лирики. Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

Интимная (дружеская и любовная). Интимное - это небезразличное, близкое отношение одного человека к другому, прежде всего чувство любви. Любовь отличает человека, она имеет много оттенков и выражений. Это одно из главных чувств в жизни каждого человека. Оно определяет степень его счастья. Все мечтают любить и быть любимыми. Во все времена поэты создавали стихотворения о любви, но этой теме нет конца и края. Кроме любви, двух людей могут связывать отношения дружбы, уважения, признательности. Обо всем этом рассказывает интимная лирика. Примером интимной лирики может послужить стихотворение Пушкина Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

Пейзажная. У каждого человека складывается свое особое отношение к природе. Ее восприятие зависит от настроения, от состояния. А порой сама природа изменяет человека, дает ему новое представление о законах жизни, наполняет его новыми силами и чувствами. Поэты особенно восприимчивы к картинам природы, поэтому в их творчестве большое место занимает пейзажная лирика. Стихотворения А.А. Фета часто запечатлевают необыкновенные картины природы. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все - весна.

Жанры лирики. По своим жанрам лирика делится: 1.Лирическое стихотворение 11. Ода 2.Песня или песнь 12.Пастораль 3.Элегия 13.Послание 4.Баллада 14.Романс 5.Буриме 15.Рондо 6.Бурлеск 16.Рубан 7.Вирши 17.Сонет 8.Вольный стих 18.Стансы 9.Дифирамб 19.Эклога 10.Мадригал 20.Элегия

Особенности лирики Особенность лирики в том, что главным в ней является лирический герой. Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, сего отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Лирику от прозы отличает ритм и рифма. Стихосложение основывается на правильном, едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Ритм - это повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей. Рифма – это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Каждое сочетание ударных и неударных слогов, которые повторяются в определенном порядке, называется стопой. При сочетании нескольких стихотворных строк возникает стихотворный размер. Стопы бывают двухсложные и трехсложные. Двусложные: хорей (ро-за), ямб (ре-ка). Ва-ня И-ван. Тресложные: дактиль), амфибрахий, анапест (де-ре-во (бе-ре-за) (би-рю-за) Ва-неч-ка Ва-ню-ша И-ва-нов

По количеству стоп существуют двустопный (трех-, четырех-, пяти- , шестистопный) хорей или ямб, двустопный (трех-, четырехстопный) дактиль, амфибрахий, анапест. Стопа помогает улавливать ритм. Сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных или системой рифм или интонацией называется строфой. Строфы бывают от простейших до сложных.

Одностишие: О, закрой свои бледные ноги! (В.Брюсов) Двустишие(дистих):Поэзия - в тебе. Простые чувства Ты возвышать умеешь до искусства (В.Шекспир) Трехстишие (терцина): Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить сумеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник?» (А.С.Пушкин.)

Четверостишие (катрен) Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Ф.И. Тютчев Пятистишие (квинтет) Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути. А.А. Фет Шестистишие (секстина) Мама, глянь-ка из окошка – Знать вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. А.А. Фет

Семистишие (сентима) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М. Лермонтов Восьмистишие (октава) Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят, Но, по степи разлетаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит…

Реже применяются Девятистишие (нона) Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногрудого коня, Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне. Десятистишие (децима) Науки юношей питают, Отраду юным подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут, В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. М. Ломоносов

Одиннадцатистишие Допустимы и двенадцатистишия и тринадцатистишия. Особые формы: триолет (восьмистишье, в котором строки повторяются в определенном порядке), рондо (два пятистишия и трехстишия между ними), сонет (два катрена, два терцета) и онегинская строфа (четырнадцать строк, особо организованные). Строфа организуется рифмой. Существуют рифмы: перекрестная (аб аб), смежная или парная (аа бб), кольцевая или опоясывающая (аб ба).

Рифмы бывают мужские – с ударением на последнем слоге строки (окно - давно), женские – с ударением на втором от конца слоге строки (даром – пожаром), дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстилается – разливается), гипердактилические с ударением на четвертом и последующем от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся). Различаются рифмы точные (повторяющиеся звуки одинаковые: гор - сор, он - сон),неточные(с несовпадающими звуками: рассказ – тоска, распят - паспорт)

Основным в лирике является художественный образ, который создается при помощи самых разных изобразительно-выразительных средств. Наиболее распространенными тропами являются метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений: алмазная роса (сверкает, как алмаз,)заря новой жизни (начало, пробуждение). Олицетворение – образное средство, заключающееся в приписывании неодушевленным предметам свойств живых существ: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно. Эпитет – поэтическое, образное определение, обычно выраженное прилагательным, иногда существительным, наречием, деепричастием: бархатные глаза, бродяга-ветер, жадно глядит, несется сверкая. Сравнение – образное сопоставление двух явлений: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА – соединение нескольких метафор, когда связующее звено между ними не называется и существует в открытом виде. В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в воде потонул, Меж двух изгибаясь небес. Мысленно нарисовав картину, мы восстановим пропущенный в тексте образ: зеркало воды. Восстановление пропущенного образа создает развернутую метафору. В стихосложении применяются и другие самые разнообразные тропы и фигуры речи.

Заключение. Мне удалось рассмотреть только некоторые особенности лирики и ее жанров. Можно сделать вывод, что лирика – это целый огромный мир литературы, который живет по своим законам, зная которые, мы сможем не только понимать стихотворения, но и обогащать свой духовный мир, и развивать свои творческие способности.

В лирике особо четко различаются два типа жанров: один представляет собой жесткое единство жанрового содержания и жанровой формы, другой – довольно свободное сочетание художественного содержания и формы.

Жанры первого типа сложились в ранние эпохи художественного развития. Это такие лирические жанры, как элегия, ямб, эпиникий в древнегреческой лирике; канцона, пастораль, Альба – в средневековье; сонет в лирике Возрождения.

В лирике веков преобладают жанры со свободным единством формы и содержания. Чаще всего просто лирические стихотворения или лирические песни с очень разными художественным содержанием. Общая суть лирического содержания состоит в художественно – творческом освоении внутреннего мира человека от сложнейших размышлений, до тончайших переливов чувств. Поэтому по своему содержанию лирические жанры вбирают в себя в собственно – лирическом преломлении, самые разные типы художественного содержания со всем многообразием их внутренних разновидностей.

- Эпос как род литературы.

«Эпос» в переводе с греческого – «слово, речь, рассказ». Эпос – один из самых древних родов, связан с формированием национального самосознания. В 17-18 веке много мистификаций. Удачная – песни Оссиана, Шотландия, попытка поднять национальное самосознание. Они повлияли на развитие европейской литературы.

Эпос – изначальная форма – героическая поэма. Возникает при разломе патриархального общества. В русской литературе – былины, складывающиеся в циклы.

Эпос воспроизводит жизнь не как личную, а как объективную данность – извне. Цель любого эпоса – рассказать о событии. Содержательная доминанта – событие. Ранее – войны, позднее – частное событие, факты внутренней жизни. Познавательная направленность эпоса – объективное начало. Рассказ о событиях без оценки. «Повесть временных лет» - о всех кровавых событиях рассказывается бесстрастно и обыденно. Эпическая дистанция.

Предмет изображения в эпосе – мир как объективная данность. Жизни человека в ее органической связи с миром, судьба – также предмет изображения. Рассказ Бунина. Шолохов «Судьба человека». Важно понимание судьбы через призму культуры.

Формы словесного выражения в эпосе (тип речевой организации) – повествование. Функции слова – слово изображает предметный мир. Повествование – это способ/тип высказывания. Описание в эпосе. Речь героев, персонажей. Повествование – речь образа автора. Речь героев – полилоги, монологи, диалоги. В романтических произведениях обязательна исповедь главного героя. Внутренние монологи – это прямое включение слов героев. Непрямые формы – косвенная речь, несобственная прямая речь. Не вычленяется из речи автора.


Важная роль системы отражений в романе. Герой может наделяться качеством, которое не нравится автору. Пример: Сильвио. Любимые герои Пушкина многословны. Очень часто нам неясно, как автор относится к герою.

А) Рассказчик

1) Персонаж имеет свою судьбу. «Капитанская дочка», «Повести Белкина».

2) Условный рассказчик, в речевом плане безлик. Очень часто – мы. Речевая маска.

3) Сказ. Речевой колорит – говорит социум.

1) Объективный. «История государства российского» Карамзин, «Война и мир».

2) Субъективный – направленность к читателю, обращение.

Сказ – особая речевая манера, воспроизводит речь человека, как бы литературно не обработанную. Лесков «Левша».

Описания и списки. Важны для эпоса. Эпос, пожалуй, самый популярный род.

- Драма как род литературы.

Слияние субъективного и объективного. Событие показано как формирующееся, а не готовое. В эпосе автор дает много комментариев и деталей, в драме этого нет. Субъективное – происходящее дается через восприятие действующих лиц. Многие эпохи в развитии театра пытались разрушить преграду между публикой и актерами. Идея «театр в театре» - романтизм, бурно развивалось в начале 20 века. «Принцесса Турандот» - актеры спрашивают у зрителей. Этот же принцип у Гоголя в «Ревизоре». Стремление разрушить условность. Драма выходит из обрядов. Драматический текст в значительной степени лишен авторского присутствия. Показана речевая деятельность героев, актуальны монолог и диалог. Авторское присутствие: название (Островский любил пословицы), эпиграф (Гоголь «Ревизор» - тема зеркала), жанр (комедии Чехова – особенность восприятия), список действующих лиц (часто определяется традициями), говорящие имя, комментарии, ремарки – описание места действия. Характеристика речи героев, действий, внутреннего действия в драме. «Борис Годунов» Пушкин, «Маскарад» Лермонтова. Чехов – иное. Ранний театр – упражнения в монологах. Диалог чаще был вспомогательным средством для связи между монологами. Это меняет Грибоедов – диалог глухих, комический диалог. Чехов – тоже. Горький: «А ниточки-то гнилые».

Томас Манн: «Драма –искусство силуэта». Герцен: «Сцена всегда современна зрителю. Она всегда отражает ту сторону жизни, которую хочет видеть партер». Всегда видны отголоски современности.

- Лирика как род литературы.

Познавательная направленность лирики. Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения (тип речевой организации) – монолог. Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение). В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.

Эмоционально окрашенное размышление – иногда внешняя безэмоциональность. Это лирическая медитация. Лермонтов «И скучно, и грустно…» Волевые импульсы, ораторские интонации в лирике декабристов. Впечатления – тоже может быть предметом лирического текста.

Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.

Очень важен конец 18 – начало 19 века – период разрушения представления о лирике, разрушение жанрового мышления в лирике, новое мышление – стилевое. Связано с Гете. В 70-е годы 18 века Гете создает новую особенность лирического произведения, которая порывала с традициями. Была строгая иерархия жанров: четко распределено какие формы лирики когда использовались. Стихотворные формы очень разветвленные.

Ода – идеализация вышестоящего лица, поэтому определенная форма. Десятистишье, торжественное вступление, описательная часть, часть о процветании страны.

Гете разрушает связь между темой и формой. Его стихотворения начинаются как слепок с мгновенного переживания – изображение. Могли включаться и природные явления, но только не условные. Процесс стилевой индивидуализации. В 19 веке часто невозможно определить жанр.

С каждым поэтом связан определенный круг эмоций, особое отношение к миру. Жуковский, Маяковский, Гумилев.

В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.

Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике. Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме. Установка на неуклюжий стих – Некрасов.

- Деление литературы на роды и виды. Понятие литературного жанра.

Эпос, лирика и драма. Сократ (в изложении Платона): поэт может говорить от своего лица, преимущественно дифирамб. Поэт может строить произведение в виде обмена репликами, к которым могут примешиваться и слова автора. Поэт может соединять свои слова со словами чужими, которые принадлежат другим действующим лицам. «Поэтика» Аристотеля. Искусство есть подражание природе. «Подражать одному и тому же можно разными способами». 1) Рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер. 2) Рассказывать так, что подражающее остается самим собой, но изменять свое лицо – лирика. 3) Писатель представляет всех действующих лиц как действующих и деятельных.

Наука онтология. В разные эпохи человеку нужны разные литературные роды. Свобода и необходимость. Важна психология. Экспрессивность, апелляция.

Драма – это то, что развивается на наших глазах. Лирика – удивительный сплав времени. Одно время роман хотели объявить отдельным родом. Много переходных явлений.

Межродовые и внеродовые произведения. Межродовые – признаки разных родов. «Евгений Онегин», «Мертвые души», «Фауст». Внеродовые: очерк, эссе и литература потока сознания. Диалектика души. «Анна Каренина». Джойс «Улисс». Виды – это не совсем жанры. Вид – конкретное историческое воплощение рода. Жанр – это группа произведений, обладающих комплексом устойчивых признаков. Важно: тематика, тема – жанровый объект. Художественное время – определенное. Особая композиция. Носитель речи. Элегия – разное понимание. Повесть.

Какие-то жанры универсальны: комедия, трагедия, ода. А какие-то локальны – челобитная, хождения. Есть мертвые жанры – сонет. Канонические и неканонические – устоявшиеся и неоформившиеся.

Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов : эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
эпопея ода трагедия
роман элегия комедия
повесть гимн драма
рассказ сонет трагикомедия
сказка послание водевиль
басня эпиграмма мелодрама

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс – театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.