Доказано: творческие люди думают и действуют иначе. Одиночество может быть восхитительным для зрелой личности

Экология жизни. Люди: Нейробиология доказала, что у тех, кто обладает творческим складом ума, мозг работает иначе, нежели у остальных типов людей.

Нейробиология доказала, что у тех, кто обладает творческим складом ума, мозг работает иначе, нежели у остальных типов людей.

Наука ещё не может объяснить точно, как происходят все эти процессы, однако креативность, как полагают, включает несколько познавательных процессов. Трудно сказать, что определённое поведение связано именно с креативностью.

Однако существуют некоторые различные черты, типы поведения и социального влияния, на которые влияет креативность.

Вот четырнадцать черт, характерных для творческих натур

1. Они внимательные

Творческие люди тщательно наблюдают за всем вокруг. Они также любят наблюдать за людьми. Многие творческие люди часто носят с собой ноутбук, блокнот или камеру, чтобы запечатлеть то, что они видят. Во многих известных работах именно детали очаровывают нас больше всего.

Например, мы видим много нюансов поведения человека в романах Джейн Остин. Эти маленькие, но захватывающие детали вдыхают в её произведения жизнь.

2. Они мечтательные

Когда мы были детьми, большинству из нас говорили перестать мечтать. Однако сейчас психологи утверждают, что мечтать и тратить время впустую – не одно и то же .

Мечтание на самом деле является сложным мозговым процессом, во время которого устанавливаются связи, происходит понимание и рождаются новые идеи. Когда мы мечтаем, мы можем смотреть на жизнь по-другому, воображая, каково было бы быть кем-то ещё или жить в мире, устроенном иначе. Это может улучшить творческие мыслительные процессы и привести нас к новым идеям.

3. Они бросают вызов статус-кво

Творческие личности часто не хотят принимать вещи такими, какие они есть. Они хотят изменить мир и ощущать собственную значимость. Они задаются такими вопросами, как «Что, если?» и «Почему нет?» Это помогает им пересмотреть возможности.

Взять, к примеру, поэта времён Первой мировой войны Уилфреда Оуэна. Он принял решение бросить вызов убеждению, что умереть за страну – это великолепно, и изобразил все ужасы войны.

4. Они регулярно вливаются в творческий поток

Творческие личности, когда они вовлечены в работу, проскальзывают в «зону». Также известное, как «поток», это состояние описано в книге Михая Чиксентмихайи. Автор объясняет, как достигается состояние потока, когда мы работаем над чем-то, чем мы наслаждаемся, а также в моменты, когда ситуация бросает нам вызов. В состоянии потока творческая работа удаётся намного лучше.

Креативность не влечёт за собой многозадачности. Часто нужно лишь отвлечься, чтобы войти в поток.

5. Они испытывают затруднения, заканчивая проект

Одним из недостатков творческого склада ума является то, что завершение дел может стать настоящей проблемой. Начальные стадии творческого проекта кажутся захватывающими и новыми, но это волнение может со временем исчезнуть, как и в большинстве любовных романов!

Они легко могут бросать проекты, когда они становятся более трудными и сложными. Творческие личности могут также отвлечься на другую гениальную идею.

6. Они видят структуры и связи

Что отличает творческих личностей от других, так это способность устанавливать связи. Креативность часто заключается в соединении вещей, которые другие могут рассматривать как абсолютно несвязанные.

Обнаруживая структуры и связи, которые упускают из вида другие, творческие люди могут создавать что-то новое из упущенного и недооценённого. Они видят возможности там, где другие их не видят, и используют это, чтобы создать что-то оригинальное.

7. Они питают свои души

Мы не можем постоянно создавать новые вещи, если мы не тратим время, чтобы питать свои души. Джулия Кэмерон описала это как «хорошее наполнение». Она говорит: «Мы должны быть достаточно внимательными, чтобы сознательно пополнять наши творческие ресурсы, поскольку мы пользуемся ими».

У каждого человека существуют различные требования к этому наполнению. Часто это касается времени, которое нужно провести в одиночестве. Независимо от того, как мы проводим время и что делаем для этого, питание души важно для продолжения творческого выражения.

8. Они открыты

Открытость – ключевой фактор креативности. Творческие люди очень любопытны и любят новые впечатления.

Будучи открытыми для новых эмоций, творческие личности очарованы новой информацией, сенсациями и чувствами. Они постоянно исследуют внешний мир и свой внутренний и остаются открытыми для новых возможностей всю свою жизнь.

9. Они настоящие

В обществе, которое ценит внешние признаки успеха больше, чем богатую внутреннюю жизнь, творческие личности могут потерпеть неудачу. Однако они движутся по другому курсу. Творческий процесс – часть того, что делает их теми, кем они являются.

В итоге творческие личности остаются верными своему видению окружающего мира и следуют за своей мечтой, а не стремятся к успешности и популярности.

10. Они творят циклично

Креативность имеет свои собственные естественные ритмы, которые невозможно изменить, как и времена года. В жизни любой творческой личности происходят быстрые изменения: периоды производительности сменяются желанием оставаться в полном покое – и наоборот.

Творческие проекты начинаются с периода инкубации, и лишь через время они готовы увидеть свет. Творческие люди поддаются этим циклам вместо того, чтобы быть одержимыми постоянной производительностью.

11. Они не верят в себя

Творческие личности страдают от тех же самых сомнений и проблем, касающихся уверенности в себе, как и все остальные люди. Когда художник изо всех сил пытается найти своё место в жизни и завоевать любовь аудитории, отсутствие уверенности в себе может ощущаться более остро. Даже очень успешным творческим личностям часто бывает трудно признать великолепие собственной работы.

12. Они жизнерадостны

К счастью, несмотря на то, что творческие личности часто сомневаются в себе, они остаются жизнерадостными. Они должны быть такими. В творческой работе присутствует много проектов, которые идут не по правилам и часто терпят неудачи. Именно здесь и нужна жизнерадостность.

Творческие личности не могут позволить себе принимать неудачу близко к сердцу. Лучший способ пересмотреть свою точку зрения на это – признать, что это не ошибка, а полезный опыт.

13. Они следуют за своими увлечениями

Творческих людей редко мотивирует материальное вознаграждение. Они находят мотивацию во внутреннем вознаграждении, таком как личное удовлетворение, кураж и увлечение.

Художники творят, потому что что-то внутри них требует этого, а не из жажды известности или богатства либо желания понравиться кому-то. Понимание, что такая внутренняя мотивация ведёт к успеху, может повысить общую креативность.

14. Они рассматривают жизнь как возможность самовыражения

Творчество – часть нашего самовыражения. Всё, что мы делаем, прибывает из нашей собственной потребности в самовыражении. Таким образом, вся наша жизнь может стать творческим проектом .

В то время как некоторые люди могут быть более творческими, чем другие, я думаю, что креативность – качество, которое есть у всех нас . Если вы посмотрите на собственную жизнь, вы увидите, что она полна креативности. Когда мы готовим еду, ремонтируем комнату, выбираем оборудование или высаживаем сад, мы творим. Вещи, которые мы выбираем, говорят много о нас и являются частью того, как мы строим свои собственные жизни. опубликовано

Творческий ум отличается от обыкновенного ума, даже и очень большого, тем, что он не только воспринимает прекрасное, но оно возбуждает в нем самом стремление творить. Такой ум был у Шекспира. Он жадно вбирал все, что могло помочь его искусству. Но он был не только должником. Взяв в долг, Шекспир отдавал сторицей.

Что же он вносил от себя?

Прежде всего живость, действенность. Через несколько минут после начала любой пьесы Шекспира узел драматического действия завязан: в одном городе оказались братья-близнецы, необыкновенно похожие друг на друга, но никто не знает о том, что это два разных человека; молодому человеку предлагают в жены строптивую девицу; юноша и девушка из двух враждебных семейств полюбили друг друга; принц узнает, что его отец был убит собственным братом, за которого вышла жена покойного; старый король решил разделить свои владения между тремя дочерьми…

Как только действие началось, возникают острейшие комические или трагические конфликты, и события со стремительной быстротой следуют одно за другим, захватывая внимание зрителей и слушателей.

Да, слушателей особенно, потому что в драмах Шекспира дело не только в том, что происходит, но и в том, как обо всем этом говорится. Со сцены на слушателей льются потоки прекраснейшей поэзии и каскады острот, умные изречения и забавные каламбуры.

Кипят страсти, идет напряженная борьба. И в этой борьбе перед нами во весь рост встают грандиозные человеческие характеры, мощные, богатые, многосторонние… Нам не безразлично, что произойдет с ними и не только потому, что каждый из них по-своему значителен, не только потому, что в иных из них мы узнаем себя и волнующие нас страсти, но и потому, что в столкновениях, происходящих между этими людьми, жизнь раскрывается в своем самом глубинном значении и после каждого такого зрелища мы оказываемся духовно обогащенными.

Откуда все это появилось в пьесах Шекспира? Как мы знаем, почти все истории, изображенные им в его драмах, были придуманы кем-то другим. Шекспир, говоря словами Гете, все эти чужие истории оживлял собственным духом. Большая часть из того, что написано о Шекспире как о человеке, поражает своей, я бы сказал, плоскостью, неспособностью проникнуть в глубину его своеобразной и титанической личности. Вот почему, не полагаясь на свои силы, я прибегаю к суждениям авторитетов, достоинством которых было то, что они сами были выдающимися людьми.

Сейчас я опять прибегну к такому свидетельству. Оно принадлежит замечательному английскому поэту-романтику начала XIX века Джону Китсу. Ему не повезло у русских читателей, потому что до сих пор переведено всего лишь несколько десятков строк его поэзии. Между тем по наблюдениям английских критиков, по своему художественному темпераменту, по удивительному сочетанию фантазии и чувства действительности, по поэтической смелости Китс больше, чем любой другой английский поэт, напоминает Шекспира. Отличает его от Шекспира то, что он не обладал драматургическим даром. Вернее, он не успел в нем развиться, так как Китс умер совсем молодым - двадцати шести лет, то есть в том возрасте, когда Шекспир написал свои первые драмы.

Свою близость Шекспиру отмечал сам Китс. Он писал, что должен уметь держать свой ум «открытым» для восприятия внешних впечатлений и образов, приходящих поэту в голову. И еще одно: «…у великого поэта чувство красоты побеждает все иные соображения, или, вернее, уничтожает какие бы то ни было соображения» .

В другом письме Китс дает свое толкование личности поэта. Хотя он подразумевает себя, но, зная, что мерилом ему служил Шекспир, нельзя не почувствовать, что в этой самохарактеристике Китса угадывается и образ Шекспира. «Характер поэта (то есть такой характер, который присущ мне, если мне вообще присущ какой бы то ни было характер…) лишен всякой определенности. Поэт не имеет особенного „я“, он все и ничто. У него нет характера. Он наслаждается светом и тенью, он приходит в упоение от дурного и прекрасного, высокого и низкого, богатого и бедного, ничтожного и возвышенного. Он с одинаковым удовольствием создает Яго и Имогену. То, что оскорбляет добродетельного философа, восхищает поэта-хамелеона. Его тяга к темным сторонам жизни приносит не больше вреда, чем пристрастие к светлым сторонам; и то и другое не выходит за пределы умосозерцания. Поэт - самое непоэтичное существо на свете. У него нет постоянного облика, но он все время стремится его обрести - и вселяется в кого-то другого. Солнце, луна, море, мужчины, женщины - существа импульсивные, а потому поэтичные; они обладают неизменными признаками - у поэта их нет, как нет у него постоянного облика: он, безусловно, самое непоэтическое из творений господа».

Гениальный юноша-поэт выразил здесь ту сторону личности Шекспира, которая сделала возможной появление бесчисленных человеческих характеров в его драмах. Людям определенного характера трудно, а то и просто невозможно представить себя иными и поставить себя на место другого человека.

У Шекспира «не было характера» в том смысле, что силой творческого воображения он мог почувствовать себя и в шкуре злодея Ричарда III и жить одной жизнью с благородным Брутом.

Нас поражает удивительная верность характеров, созданных Шекспиром. Это оказалось возможным благодаря его способности жить чужой жизнью, растворяться в ней. В воображении он мог быть человеком любого склада. Вот почему в реальности он был, как говорит Китс, лишен «постоянного облика». Мы и сами могли это заметить, наблюдая жизнь Шекспира. Даже те далеко не полные сведения о нем, которые дошли до нас, подтверждают это. В самом деле, разве мы не видим разных обличий Шекспира в его собственной жизни. Актер, драматург, поэт, деловой человек, собственник. Многим, вероятно, хотелось бы видеть лишь одного «определенного» Шекспира, в первую очередь, естественно, Шекспира-художника. Но образ его, когда мы знакомимся с фактами, оказывается отнюдь не поэтичным. Поэтичны его герои, которых он наделил умом, силой воли, страстью, цельностью, неудержимым стремлением к одной цели. У него же самого, как говорит Китс, нет неизменных признаков.

Любой творческий человек смотрит на мир со своей точки зрения. И при этом его видение жизни иногда кардинально отличается от общепринятых взглядов. Креативность может быть даром, а может быть проклятием, но в любом случае у творческих людей есть много схожих черт характера. И самое главное сходство заключается в том, что такие люди ценят себя не за то, кем являются, а за то, кем бы они могли стать в будущем. У креативных людей всегда большие планы.

История знает немало творческих умов, способных создавать целые миры и даже вселенные. Курт Воннегут, Лев Толстой, Айзек Азимов… Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Как им удалось воплотить свои фантазии в жизнь? Что для этого нужно? А нужно всего одно – думать иначе. Думать и делать свое дело по-другому, не так, как принято. Вот 11 вещей, которые творческие люди делают иначе.

Они работают по собственному графику

Творческий человек, конечно, знает, что творить в приливе вдохновения легко и приятно. Но сидеть и ждать, когда вновь вернется ушедшая муза, крайне непродуктивно. Поэтому творческие люди предпочитают работать по собственному графику. У каждого творца есть свои привычки, связанные с рабочими процессами. Кто-то хорошо думает с утра, другие достигают пика активности ближе к вечеру. Но в любом случае этот график не имеет ничего общего с рутинной работой с девяти до шести. Творческий человек находит время и для отдыха и для работы.

Они ищут новые возможности и впечатления

Еще одной общей чертой креативных людей является потребность в новом опыте и впечатлениях. Их никогда не устраивает что-то одно, так как это существенно ограничивает творческий потенциал. Очень многие люди являются разносторонне одаренными и для них мучительно отказываться от своих будоражащих ум идей в пользу одного дела. Творческие люди всегда находятся в поиске новых впечатлений так как впечатления являются пищей для их пытливых умов.

Они признают, что их работа может быть неудачной

Творческие люди могут работать очень хорошо на пике вдохновения, но все они признают, что этого недостаточно для того, чтобы создать что-нибудь стоящее. Очень часто вдохновение обманчиво и произведение получается слишком банальным или неинтересным. Признать это нелегко. Но креативные люди как раз и отличаются тем, что умеют признавать, что создали совершеннейшую дешевку. Они хорошо различают, где сумели реализовать уникальную идею, а где воспользовались штампами и клише.

Они не боятся неудачи

Успешные творческие люди не боятся неудач. Они абсолютно уверены в том, что любая неудача является ключом к успеху. Умение учиться на своих ошибках и извлекать пользу из неудачного опыта – это та черта, которая объединяет всех креативщиков, чем бы они ни занимались. Неудача для творческого человека является лишь досадной преградой, это небольшая помеха, которая настолько незначительна, что ей можно пренебречь на пути к сияющей цели. И если впечатления являются для таких людей пищей для ума, то неудачи – это энергетическая подпитка всего организма.

Они находят идеи везде, где только можно

Личный опыт имеет огромное значение для любого креативного человека. И получить этот опыт можно путем исследования окружающего мира. Одаренные люди находятся в постоянном поиске новых идей и новых стимулов. Нетерпеливые и любопытные, они заглядывают в разные сферы жизни, пытаясь понять, как полученные знания можно использовать в своей работе. Они ищут вдохновения, но вдохновения особого, которое может дать только новый опыт. Творческий человек не имеющий идеи, которую ему хотелось бы реализовать, испытывает сильный дискомфорт и это неприятное ощущение заставляет его продолжать поиски.

Они верят в свою мечту
Они живут в мире фантазий

В современном обществе мечтательность считается чем-то несерьезным, однако это общая черта всех творческих людей. Они много думают, так как их мозг постоянно создает новые образы. Жизнь в мире фантазий бывает настолько прекрасна, что очень часто творческие люди полностью отдаются своему вдохновению. Про таких говорят «не от мира сего» и в какой-то мере это действительно так. Погруженный в свои мысли человек выглядит отрешенным и сосредоточенным на себе. Но иначе нельзя, только так, живя в мире фантазий, можно создать великое произведение.

Они уверены в себе

Уверенность в своих силах часто является отличительной чертой креативного человека. Но это уверенность особого рода. Это еще и стремление рисковать. Каждый творческий человек бывает настолько уверен в себе и своих способностях, что не боится ставить смелые эксперименты, опровергать распространенные мнения и в пух и прах разбивать устоявшиеся теории. Его креативность и умение смотреть на мир другими глазами не дают покоя и креативщик не остановится, пока не докажет миру, что все можно сделать иначе. Даже если его одолевают сомнения, творческий человек знает, что то, в чем он уверен, можно создать. Даже то, что никогда не будет существовать.

Они не признают никаких границ

Творческие люди никогда не следуют общепринятым правилам и предписаниям, если они появляются на их пути. Любые ограничения для одаренного человека только мешают ему творить. Поэтому такие люди пытаются любым образом обойти запреты или инструкции. Они ищут нового, они стремятся создавать новое, и правила, особенно глупые, способны вызвать у них настоящую ярость. Желание свободно творить бывает настолько сильным, что художник или, к примеру писатель, может покинуть свою родину, если законы государства вступают в противоречие с их творчеством. История знает немало примеров, когда великий ум покидал свою родину только потому, что ему не давали творить.

Они задают много вопросов

Многие люди полагают, что стремление задавать множество вопросов являет признаком глупости и стараются помалкивать, даже если они чего-то не понимают. Но творческие люди, которые делают все по-другому, с этим не согласятся. Они настолько любопытны, что готовы задавать сотни вопросов, пока не разберутся в сути какого-либо явления. Даже если они при этом выглядят как забавные почемучки. Белые пятна для креативного человека являются сильным раздражителем, особенно в работе над важным произведением. Нехватка информации может повредить творчеству и вещь получится однобокой и неинтересной. Чтобы этого не допустить, недостаток знаний стоит восполнить. А значит, нужно спрашивать, в том числе и у себя.

Они создают творческое пространство

Стремление к одиночеству отличает многих креативных людей. Одиночки, конечно, не являются изгоями в современном обществе, но часто на них смотрят искоса, особенно если человек живет в мире фантазий. Но для создания действительно чего-то стоящего многим требуется уединение. И тогда одаренный человек начинает искать место, где он мог бы остаться один и спокойно подумать. Мастерские, кабинеты, просто тихое место в парке – для творческого человека подойдет любой вариант, лишь бы ему никто не мешал думать или воплощать в жизнь свои замыслы.

Альберт Эйнштейн оставил глубокий след в истории человечества как выдающийся физик, создатель целого ряда революционных физических теорий, автор множества научных работ. Но далеко не все знают, что этот замечательный ученый был и одним из мудрейших людей своего времени, который поделился с нами в своих публикациях большим количеством жизненных советов и наблюдений. Некоторые из них мы вам напомним в этой статье.

1. Мы все рождаемся гениями, но жизнь исправляет это

«Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, то она проживет всю жизнь, считая себя дурой.»

2. Относитесь ко всем с достоинством и уважением

«Я разговариваю со всеми одинаково, независимо от того, кто это - мусорщик или президент университета.»

3. Мы все едины

«Человек - это часть целого, которое мы называем , часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всех окружающих, что является своего рода оптическим обманом его сознания. Эта иллюзия стала темницей, заключающей нас в мире собственных желаний и привязанностей к узкому кругу близких нам людей. Наша задача - освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии.»

4. Случайных совпадений не бывает

«Совпадения - это один из способов, с помощью которых Бог сохраняет свою анонимность.»

5. Воображение гораздо важнее знаний

«Воображение гораздо важнее знаний. Знания опираются лишь на то, что мы сейчас знаем и понимаем, в то время как воображение включает в себя целый мир и все то, что мы когда-либо поймем и узнаем.»

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение.

«Логика поможет вам добраться от A до Z; воображение проведет вас по всему миру.»

6. Одиночество может быть восхитительным для зрелой личности

«Одиночество является болезненным, когда человек молод, но восхитительным, когда он становится более зрелым.»

«Я живу в одиночестве; оно отвратительно для молодых, но приобретает прекрасный вкус с годами.»

«Ценность человека заключается в том, что он дает, а не в том, что он способен получить.»

16. Никогда не прекращайте учиться

«Интеллектуальный рост должен начаться при рождении и прекратиться только в момент смерти.»

17. Не переставайте задавать вопросы

«Учитесь у вчерашнего дня, живите сегодня, надейтесь на завтра. Важно не переставать задавать вопросы. Любопытство имеет все основания для существования.»

«Такие люди, как вы и я, хотя и смертны, конечно, как и все остальные, но никогда не стареют, независимо от того, как долго мы живем. Я имею в виду, что мы никогда не перестанем стоять, как любопытные дети, перед великим Таинством, в котором мы родились.»

18. Все зависит от вас

«Наш мир является опасным для жизни местом, но не потому, что некоторые творят зло, а потому, что все остальные видят это и ничего не делают.»

19. Не бойтесь высказывать свое мнение

«Мало кто способен спокойно высказать мнение, противоречащее господствующим в обществе предрассудкам. Большинство людей даже не способны сформировать такое мнение.»

20. Позвольте природе быть вашим учителем

«Приглядитесь лучше к природе, и после этого вы многое поймете лучше.»

21. Измените свое сознание, и это изменит вашу жизнь

«Мир, который мы имеем, был создан в процессе нашего мышления. Он не может быть изменен без изменения нашего сознания.»

Мы не сможем решить наши проблемы с тем же мышлением, которым мы создавали их.

22. Цель - это главное

«Если хотите прожить счастливую жизнь, то вы должны быть привязаны к целям, а не к людям или вещам.»

23. Мы становимся счастливее, делая счастливыми других

«Лучший способ - это доставить радость кому-либо еще.»

24. У вас нет никаких ограничений, кроме тех, которые вы сами себе поставили

«Только тот, кто пытается сделать абсурдную вещь, может достичь невозможного.»

«Вот вопрос, который иногда меня озадачивает: это я сумасшедший или все остальные?»

25. Правильные поступки не всегда делают вас популярным

«Что правильно, то не всегда популярно, и то, что популярно, далеко не всегда правильно.»

26. Трудности дарят новые возможности

«Среди беспорядка ищите простоту. Среди диссонанса ищите гармонию. В препятствиях найдите возможности.»

27. Вы не сможете добиться мира, используя силу

«Мира никогда нельзя достичь через силу. Он достигается только через взаимопонимание.»

«Нельзя одновременно предотвращать и готовиться к войне.»

28. Мелочей не бывает

«Тому, кто небрежен с в мелочах, нет доверия и в важных вещах.»

29. Ходите своими путями

«Человек, который следует за толпой, как правило пройдет не дальше, чем толпа. Человек, который ходит сам по себе, сможет, вероятно, оказаться в таких местах, где никто никогда не был.»

30. Прислушивайтесь к интуиции

«Интуиция - это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре.»

«Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления.»

31. Мудрость - это не результат обучения

«Мудрость является не продуктом обучения, а пожизненной попыткой ее приобрести.»

«Собака, облако, вода и дверь. Найдите критерий, по которому одно из четырех слов станет лишним», — одно из заданий для разогрева мозга, которое приводит Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум» издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Современное общество «кишит» разнообразными стереотипами, утверждая, что все люди делятся на творческих и совершенно не приспособленных к творчеству, способных производить тысячи гениальных идей в определенный промежуток времени и прирожденных только их исполнять согласно инструкции.

Молекулярный биолог, доктор наук, преподаватель Эстанислао Бахрах неголословно опровергает практически всё из вышеперечисленного, подтверждая свои суждения результатами исследований.

Главный тезис книги можно свести к следующему: быть творческим человеком — это свободный выбор каждого и тяжелый труд по развитию и поддержанию этого навыка на протяжении всей жизни. Все изначально рождаются с одинаковыми задатками и творческим потенциалом, но опять же все по-разному распоряжаются своим генетическим наследием.

Способности можно развивать!

Наши творческие способности – прямое отражение того процесса, который происходит в нашем «бортовом компьютере» – мозге. По мнению Бахраха, мы можем развивать свое творческое начало, только если мы четко понимаем, как он (мозг) функционирует, что происходит с нами в разные периоды жизни, как отражаются на нейронных связях наши эмоциональные состояния и, наоборот, как нейронные связи порождают эмоции, как по-разному на одинаковые ситуации реагируют мужчины и женщины. Применение современных технологий позволило нейронауке за последние десятилетия достичь настоящих прорывов, позволяя практически «фотографировать» разные состояния мозга и объяснять далеко не научными терминами, как эти состояния влияют на нашу повседневную жизнь.

Эстанислао приводит в пример детей до 6 лет и их способ исследования мира, пытаясь доказать, что все рождаются с творческими способностями. Дети отмечают в окружающем мире то, что не сразу может увидеть взрослый человек, дети пробуют соединить на первый взгляд совершенно не связанные вещи.

«Впоследствии под влиянием школы и общества мы перестаем использовать эти нейронные сети, сконцентрировавшись на логике и анализе, которые становятся основными моделями мышления».

Исследование пространства — с одной стороны, это детская характеристика, с другой стороны, это именно то, что отличает творческих людей. Художники, исследователи, изобретатели проверяют мир и его компоненты на верность, прочность, работоспособность, полезность, и в этой проверке рождаются инновационные идеи, которые украшают и значительно облегчают нам жизнь.

Творческая способность — это тоже в определенном смысле мышца. Если вы готовитесь пробежать марафон, то, безусловно, важным компонентом вашей жизни становится работа над состоянием своего тела: вы регулируете режим сна и отдыха, структуру питания и, конечно, тренируетесь, чтобы не сойти с дистанции на первом километре. Развитие творческих способностей и изучение мозга — это такой же марафон, только длиной в жизнь.

Бахрах пишет:

«Мозг обладает способностью восстанавливаться и обучаться вплоть до последних дней. Еще недавно ученые считали, что развитие творческих способностей у взрослых невозможно и что нейроны и синапсы, не используемые в течение долгого времени, нельзя восстановить. Хорошая новость: это предположение было научно опровергнуто».

Ура! Как только вы позволите ограничениям, возведенным социумом или вами самими, пасть, и почувствуете себя снова детьми, вы сможете начать тренировать свою творческую мышцу, независимо от возраста.

Мыслить нестандартно и видеть вещи иначе

Основная проблема, из-за которой многие люди считают себя нетворческими или не могут предложить радикально новые идеи, по мнению Эстанислао Бахраха, заключается в том, что наше мышление можно назвать «репродуктивным», то есть при попытке найти ответ на вопрос, мы обращаемся к своему прошлому опыту, к тому, что, так или иначе, имело к нам отношение. Это так называемые доминирующие модели мышления, которые в значительной степени упрощают нам жизнь.

«Мы можем работать, водить машину или кататься на велосипеде именно благодаря этим моделям, помогающим быстро усваивать сложные данные».

Творчество начинается в тот момент, когда мы пытаемся решить задачу, не вооружившись опытом прошлого, а начинаем с чистого листа: пытаясь понять, например, сколько существует точек зрения на поставленный вопрос.

Если же нам дадут задачу соединить два совершенно не связанных между собой предмета, для большинства из нас эти два предмета так и останутся двумя разными объектами, даже если мы и сможем найти ассоциацию, которая бы их объединяла. Для творческого человека работает правило: «один плюс один равно один». Автор приводит простую и очень понятную аналогию с водой: если одна капля соединится с другой, то получится… одна капля, а не две отдельные!

Мы и наш мозг

Все-таки немного о том, что нужно понимать про мозг, чтобы уметь найти к нему подход.

Во второй главе книги Бахрах пишет:

«На самом деле, у нас три мозга. Можно сказать, сильно упрощая, что в ходе эволюции, перед тем как стать приматами, мы были простыми млекопитающими, а до этого - рептилиями. У нас до сих пор мозг «ящерицы-белки-обезьяны», определяющий поведение. Его называют «триединым мозгом» – это одна из множества моделей, с помощью которых ученые описывают иерархию структур мозга».

Самой «старой» области – рептильному мозгу – более 500 млн. лет, и она отвечает за все базовые функции нашего организма: дыхание, пробуждение, сон, сердечный ритм. Лимбическая система моложе, ей около 200 млн. лет. Она отвечает больше за животные реакции: спасительные решения бежать или ударить в экстремальной ситуации, а также такие базовые функции, как размножение и питание. Кстати, именно в лимбической системе расположены загадочные амигдала , гиппокамп и таламус .

Амигдала ответственна за формирование эмоций и появление воспоминаний, с ними связанных, именно она заставляет нас чувствовать досаду, страх и удовольствие. Гиппокамп участвует в переходе кратковременной памяти в долговременную. Таламус отвечает за перераспределение информации от органов чувств, за исключением обоняния, к коре головного мозга.

Самая молодая (всего 100 тыс.лет) и самая человеческая частькора головного мозга — специализируется на зрении, языке, памяти и всех функциях, связанных с принятием решений.

Долгое время было принято считать, что человек — рациональное существо (кора головного мозга) с чувствами (лимбическая система). Но, как утверждает Эстанислао Бахрах, сегодня ученые сходятся во мнении, что у эмоций значительно больше власти над разумом, поэтому многие вещи мы делаем неосознанно, под влиянием инстинктов или воспоминаний.

Знание этих особенностей нашего мозга, понимание важности могут стать той основой, на которой рождается творчество.

Слепое пятно эксперта

Эстанислао разделяет типовой творческий процесс на пять этапов:

  • Подготовка: по сути, постановка творческой задачи;
  • Обдумывание: идеи в этот момент роятся на бессознательном уровне и появляются необычные связи;
  • Оценка и принятие решения о ценности идеи;
  • Разработка: один из самых сложных этапов, так как требует не полета фантазии, а усидчивости и терпения, чтобы превратить эскизы правого полушария в законченную картину.

Последовательность и количество этапов не стоит воспринимать буквально: творческий процесс, как правило, тернист и извилист, с огромным количеством тупиков, в которых оказывается человек. Однако эта простая схема позволяет найти выход из, казалось бы, неразрешимой ситуации и либо отказаться от своей идеи, либо увидеть, где была допущена ошибка и как ее можно исправить — так называемое «слепое пятно эксперта».