Творческие качества. Теоретические аспекты формирования творческих качеств личности учащегося через декоративно-прикладное искусство. Креативные люди чувствительны и открыты для нового опыта, но счастливы и радостны

Уверенного в себе человека видно сразу. У него гордая, не сутулая осанка, прямой открытый взгляд, громкий уверенный голос, он не боится вступать в спор и высказывать свою точку зрения. Как научиться вести себя уверенно, если вы застенчивы и не вполне уверенны в своих силах.

Как научиться вести себя уверенно в коллективе

В первую очередь собеседник обращает внимание на ваши внешние данные. То как вы держите себя, создает первое впечатление. Если вы пришли на собеседование и желаете получить работу, постарайтесь, чтобы работодатель решал, что вы уверены в желании работать в его фирме, и справитесь с поставленными задачами. Вашу неуверенность в себе выдадут скованные движение, сутулость, желание казаться меньше, скрещенные руки и ноги, бегающий взгляд, или взгляд в пол. Не стоит также вертеть в руках какой-нибудь предмет или сжимать их в кулаки. Неуверенному в себе человеку вряд ли предложат хорошее место, поэтому спрячьте свою неуверенность за открытыми движениями, расправьте плечи и попытайтесь произвести впечатление.

Следите за своим голосом. Хорошо поставленный голос является признаком уверенного в себе человека. Заикание, срыв голоса на шепот или повышенные интонации выдадут ваше волнение и неуверенность. Для улучшения дикции можно читать дома вслух стихи перед зеркалом или небольшой аудиторией. Выступления перед публикой придадут уверенности в себе. Помочь вести себя уверенно могут и выступления в караоке-баре. Это станет отличным средством в борьбе с застенчивостью.

Попытайтесь разобраться с причиной вашей неуверенности в себе. Повысьте свою самооценку. Для этого акцентируйте свое внимание на собственных достоинствах, к недостаткам же можно отнестись с некоторым снисхождением и попытаться с ними побороться. Знайте, если вы не будите привлекать внимание к своим недостаткам, то окружающие вряд ли станут к ним цепляться.

Тщательно подготовьтесь к важному мероприятию, продумайте все детали. Это не только придаст вам уверенности в себе, но и поможет с достоинством выйти из сложной ситуации.

Хотите быть уверенным? Займитесь танцами или аэробикой. Уверенность в движениях придаст вам уверенность в собственных силах.

Ведите себя естественно. Вычурность и наигранность могут настроить окружающих против вас. А как научиться вести себя уверенно, если вы настроили всех против себя.

Психологи и преподаватели сценического мастерства отмечают, что главная причина того, что перед камерами, кроется в неуверенности в себе и в недовольстве своей внешностью. Поэтому начать стоит с работы над собственной самооценкой. Осознайте, что вы отлично выглядите. Если есть что-то, чем вы недовольны, поработайте над этим. Например, это аккуратность и опрятность: действительно, во время работы перед камерой подобные вещи будут чересчур бросаться в глаза. Позаботьтесь, чтобы у вас всегда был идеальный маникюр, отличная прическа и чистая и опрятная одежда.

Дома перед зеркалом потренируйтесь улыбаться. Попробуйте разные свои улыбки и эмоции. Постарайтесь менять позы, принимайте то непринужденный, то возбужденный, то счастливый вид. Вы найдете интересные положения тела и выражения лица, запомните их. Ваше тело во время съемок – это инструмент, которым вы должны в совершенстве овладеть. Искренняя и открытая улыбка – это то, без чего актер или любой публичный человек просто не могут состояться.

Поверить в себя и подружиться со своим телом помогают также танцы. Танцоры обычно чувствуют себя гораздо более раскованно, они уверены в своей фигуре и движениях.

Практика

Чтобы научиться держаться не просто непринужденно, но и уметь производить нужный эффект, нужна практика. Необходимо, чтобы кто-то время от времени снимал вас на камеру, и чтобы вы потом могли просмотреть результат и отметить, что вы делаете не так, над чем следовало бы поработать. Практика в сочетании с привычкой способны избавить от комплексов и сделать профессионалом любого человека.

Первое время можно попросить друзей и родственников поснимать вас, это может быть что угодно: импровизированное интервью или репетиция вашего «шоу». Но затем вам понадобятся услуги профессионального оператора. Дело в том, что хороший оператор, как и хороший фотограф, способен увидеть в вас то, что, скорее всего, не появится на съемке, сделанной непрофессионалом.

Не забывайте про курсы актерского мастерства. Именно на них вы узнаете основы того, как правильно держаться перед камерой. Не стоит полагаться только на самостоятельную работу или только на курсы, следует совмещать и то, и другое.

Если вы хотите научиться держаться перед камерой не для того, чтобы постоянно выступать в роли актера, а, например, чтобы время от времени проводить вебинары, то вам будет гораздо проще. Заранее репетируйте свои лекции перед их проведением, чтобы не читать по листу. Следите за своими жестами, избегайте лишней жестикуляции, не теребите предметы в руках. Подобные мелочи помогают справиться с волнением, но лучше стараться это делать за пределами кадра.

Чтобы сделать профессиональный маникюр, приобретите качественные инструменты и косметику по уходу за кожей и ногтями. С их помощью вы легко справитесь с разросшейся кутикулой, трещинками и шелушением, выровняете поверхность ногтей и придадите им изумительный глянец. Начав с самых простых приемов, очень скоро вы сможете оперировать маникюрными инструментами на уровне настоящих мастеров.

Инструменты для домашнего мастера: выбираем лучшее

Для профессионального маникюра необходимы качественные инструменты. Выбирайте самые щипчики, пилки и ножницы, которые вы можете себе позволить. Профессиональные инструменты делаются из высококачественной стали, пластика, керамики или закаленного стекла, они отличаются износостойкостью и долговечностью. К тому же такие инструменты можно стерилизовать или обрабатывать обеззараживающими растворами, что поможет вам уберечься от инфекций.

Для классического обрезного маникюра вам понадобятся щипчики для ногтей с плоским срезом - ими удобно придавать пластинам прямоугольную или слегка округлую форму. Для удаления кутикулы нужны специальные мини-кусачки или тонкие маникюрные ножницы. Если вы предпочитаете европейский или комбинированный маникюр, приобретите металлический толкатель для кутикулы. Его можно заменить набором палочек из апельсинового дерева, но стальной инструмент прослужит дольше.

Лучшие инструменты можно купить в специальных магазинах, предлагающих товары для салонов красоты.

Качественный маникюр сложно сделать без набора хороших пилок. Самый удобный вариант - аксессуары из керамики или стекла. Но если такие пилочки кажутся вас слишком хрупкими, купите профессиональный инструмент из вспененного пластика. Удобны двухсторонние пилки с различной степенью зернистости - ими можно убирать длину ногтей и придавать краям идеальную гладкость. В продаже есть пилки для кутикулы или обработки боковых валиков - они подходят тем, кто страдает от излишне жесткой и грубой кожи вокруг ногтей. Обладательницам пластин с неровной, ребристой поверхностью нужны полировочные бруски - за несколько минут они придадут ногтям гладкость, блеск и здоровый розовый цвет.

Мастер-класс от профессионалов

Попробуйте сделать несложный комбинированный маникюр - именно он пользуется наибольшим спросом в салонах. Подготовьте ванночку, налив в теплую воду жидкость для мацерации с маслом лимона, экстрактами водорослями или молочком сладкого миндаля. Опустите кисти рук в воду на 5-7 минут. Затем выньте руки и промокните их махровым полотенцем.

Вотрите в кисти скраб на основе натуральных масел и сахара или соли. Тщательно массируйте пальцы, уделяя особое внимание загрубевшим участкам. Ополосните руки в ванночке и вытрите их. Придайте ногтям форму с помощью кусачек или пилки. Сегодня особенно актуальны овальные или мягко квадратные ногти.

Если на руках есть микро-повреждения - потертости, царапины или ссадины - не пользуйтесь солевым скрабом.

На кутикулу нанесите жидкость или гель на основе фруктовой или молочной кислоты. Подождите 30 секунд и палочкой или металлическим толкателем отодвиньте кожу к основанию ногтя. С помощью мини-кусачек срежьте кутикулу и заусенцы. Ополосните руки в воде и тщательно вытрите их.

Если кожа рук шелушиться и трескается, сделайте питательную маску. Нанесите ее на тыльную сторону кистей, подождите 7-10 минут и смойте остаток маски. Вотрите в кожу увлажняющий лосьон и тщательно помассируйте руки, растирая каждый палец.

Последний этап - окрашивание ногтей. Обезжирьте пластины жидкостью для снятия лака, а затем нанесите цветную эмаль в два слоя. Зафиксируйте лак с помощью верхнего покрытия с эффектом сушки - оно придаст маникюру окончательный лоск.

Вопрос психологу

...Как научиться вести себя естественно?..

Ксения, есть приемы обойти свою стеснительность:

1. Примите за правило первой приветствовать окружающих. Во-первых, Вы сами заметите, что чем чаще, тем проще, во-вторых, количество (куда ж ему деваться) переходит в качество, и Вы вскоре будете готовы сказать большее!

2. Умейте держаться уверенно (или делай вид, что Вы уверены в себе). Расправьте плечи и поднимите повыше подбородок, давая понять миру (и заодно напоминая самой себе), что Вы явилась, и кое-что из себя представляете.

3. Не бойтесь смотреть людям в глаза: собеседник поймёт, что Вы в нём заинтересованы, и ответит взаимностью.

4. Осваивайте науку ведения светских бесед. Начните с людей, с которыми легко и просто, переключаясь постепенно на предполагаемых друзей.

5. Подготовьте повод для разговора. Немного фантазии и Вы поймёте, что способов привлечь к себе внимание - миллион: журнал в руке, необычное украшение или деталь туалета - и завязать разговор с заинтересовавшимися проще простого:

6. Активно вопрошайте. Если в разговоре с кем-то Вы чувствуете себя не лучшим образом, задавайте побольше вопросов, требующих пространных ответов.

7. Аутотренинг. Периодически напоминайте себе, что Вы - бриллиант, достойный восхищения.

8. Мечтать не вредно. А очень полезно. Вообразите себя свободно болтающей с группой людей на любые темы, заводилой в большой компании, половину которой составляют Ваши горячие поклонники. Правдоподобно? Когда поверите, сможете осуществить.

9. Театральная студия. Очень многим выдающимся актёрам тоже пришлось преодолеть скованность. Искусство перевоплощения помогает взглянуть на себя со стороны.

10. Попробуйте сыграть своего антипода, себя-наоборот, пока не вживётесь в образ окончательно и бесповоротно.

11. Попробуйте сделать то, чего больше всего боитесь. Если получится хоть что-нибудь из того, перед чем раньше приходилось пасовать, поздравляем, победа за Вами!

12. Раскрепостился сам - помоги другому. Поддержите застенчивую незнакомку в компании, и тогда обоим будет не скучно робеть.

13. Примите свое состояние за факт. Имейте в виду, что мир тем хорош, что состоит из всяких разных личностей, включая флегматиков и просто любящих одиночество людей. Так что не переусердствуйте, ведь Вы - это Вы.

Люди будут воспринимать Вас именно такой, какой Вы сами себя видите.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 2

По дисциплине: «Основы научного исследования и творчества».

На тему: ««Характеристика творческой личности».

Выполнила: студентка группы ЭКЗбс-11-1

Голубева Е.С.

Заочное отделение

Введение

1. Творческая деятельность человека.

1.1.Основные качества творческой личности.

1.2. Структура творческих качеств.

2. Феномен творчества в истории.

2.1.Стадии творчества.

2.2. Проблемы личности в процессе творческой деятельности.

3. Интуиция, как неотъемлемая часть творческой личности.

Заключение

Что такое личность? На этот вопрос существует много различных ответов философов, педагогов, психологов. Мы придерживаемся определения, данного выдающимся советским философом Э.В.Ильенковым. “Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности - ребенок станет там и тогда, когда сам начнет эту деятельность совершать…, по нормам и эталонам, заданным ему извне той культурой, в поле которой он просыпается к человеческой жизни. Основу этой деятельности составляет творчество.

1. Творческая деятельность человека.

От чего зависят результаты творческой деятельности человека? Для ответа на этот непростой вопрос внимательно рассмотрите следующую схему: личность - методы - проблемы - решения - реализация решений . Несомненно, что для получения высоких результатов в творческой деятельности важны методы, которые использует личность при решении проблем, важен уровень самих проблем - они должны быть достаточно масштабными, важно и умение найти и сформулировать решения и реализовать их, но главным является личность, точнее творческие качества личности. Если человек обладает творческими качествами, то он освоит новые, эффективные методы решения проблем, выберет для исследований проблемы, имеющие значение для всего человечества и сможет правильно найти и оформить полученные решения. Если у человека не воспитаны творческие качества и он не занимается их самовоспитанием, то бесполезно ждать от него высоких результатов деятельности. Поэтому в творческой деятельности все зависит не столько от методов, сколько от самого человека. Главная проблема творческой деятельности - это развитие в школе и саморазвитие в течение всей жизни творческих качеств личности. Какие же качества характеризуют личность как творческую?

1.1. Основные качества творческой личности.

Многие исследователи ставили проблему - какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью. Эта проблема не нова в истории науки. Многими исследователями и коллективами исследователей получены различные решения этой проблемы. Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное развитие у детей и саморазвитие у взрослых.


К тому же часть ученых придерживается позиции, что творческие качества передаются по наследству от родителей детям и их невозможно сформировать, если они генетически не обусловлены. Если это так, то творцами могут стать лишь избранные природой люди и школа обречена лишь создавать условия для развития личности, но не управлять развитием творческих качеств. Проще говоря, развивать нужно только одаренных детей, из остальных все равно ничего не получится. Однако это не так. Ученые проанализировали биографии многих творческих личностей - писателей, художников, композиторов, инженеров, врачей, и ученых. В результате было установлено, что независимо от рода деятельности, творческая личность обладает следующими основными качествами.

· умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

· умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

· умение формулировать и решать проблемы, составляющие основу цели;

· высокая работоспособность;

· умение защищать свои убеждения.

Как видим, все эти качества являются приобретенными, точнее результатом саморазвития в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Вместе с тем, нельзя отрицать того, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. Для реализации этих задатков и необходимы творческие качества. Какова же структура творческих качеств личности, какие умения входят в каждое из качеств?

1. 2. Структура творческих качеств.

Ø Творческая целенаправленность.

Человек живет к сожалению один раз. Возникает очень важный вопрос - как следует распорядится своей жизнью, чтобы в конце ее не было сожалений по поводу бесцельно прожитых лет. Поэтому весьма актуальным становится выбор цели жизни человека. Цель ради которой стоит жить должна быть творческой, это вовсе не означает, что все должны стать великими композиторами, писателями, инженерами, художниками. Но это означает, что каждый человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. И таких творческих дел, казалось бы незначительных, но вместе с тем очень интересных и полезных великое множество: воспитание собственных детей, конструирование мебели, создание новых сортов растений и пород животных, создание рецептов новых блюд, новых моделей одежды и многое другое. Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей. Разве создание нового рецепта блюда хуже чем написание литературного романа?

Возникает вопрос - какая цель является творческой, достойной жизни человека? Для этого ученые предложили следующие критерии для оценки ее достойности.

1. Новизна - цель должна быть новой никем ранее не достигнутой, или новыми должны быть средства достижения цели.

2. Общественная полезность - цель должна быть полезна и для самого творца и для других людей и цивилизации в целом.

3. Конкретность - структура цели должна быть конкретной и ясной, как для самого творца, так и для других.

4. Значительность - достижение поставленной цели должно принести значительные результаты обществу.

5. Еретичность - цель должна содержать в себе элемент фантастичности, неправдоподобности.

6. Практичность - работа над целью должна приносить конкретные практические результаты.

7. Независимость - достижение цели, во всяком случае на первом этапе не должно требовать дорогостоящего оборудования и участия больших научных коллективов.

Что значит формировать и развивать творческую целенаправленность? Прежде всего необходимо знакомиться с материалами, в которых содержится информация о современных нерешенных проблемах в науке, технике и искусстве. В этой связи особенно важным является умение реферировать научно-популярную литературу: составить краткую аннотацию статьи, указать проблемы, изложенные в ней, сделать анализ предложенных автором статьи решений - оценить их положительные и отрицательные стороны, предложить свои решения в виде гипотез.

Ø Планомерность и самоконтроль деятельности.

Поставить творческую цель - это хотя и сложная, но все-таки начальная часть работы. Достижение цели во многом зависит от реальности плана, который составил человек.

Форма плана не имеет принципиального значения - написан он на бумаге, в файле компьютера или содержится в голове, принципиальное значение имеет его содержание. План достижения цели должен включать в себя список рабочих дел исследователя, выполнение которых необходимо для решения проблемы.

Для достижения любой творческой цели необходимо научиться планировать:

1. Работу по анализу научной литературы по творческой цели и смежным областям.

2. Работу по освоению новых научных технологий исследований и решений проблем.

3. Работу по самоанализу и самоконтролю своей деятельности.

Какие учебные умения необходимы для анализа научной литературы?

Умения комбинировать научную информацию:

1. Выделять главное.

2. Сравнивать.

3. Изменять и дополнять.

4. Систематизировать и классифицировать.

Эти же умения необходимы для успешной работы по освоению новых научных технологий исследований и решений проблем. Самоанализ своей работы предполагает владение личностью умением сравнивать результаты своей работы с планом деятельности. Таким образом, обучение самоанализу предполагает обучение планированию своей деятельности как по выполнению отдельных заданий, так и по работе на занятиях по изучению темы.

Самоконтроль - это оценка результатов своей работы на основе научных теорий и закономерностей. Самоконтроль предполагает владение человека умением сравнить полученные результаты деятельности с научными теориями и закономерностями, на основе которых выполняется исследование. Для чего это нужно? Для поиска “белых пятен” в теориях. Если теория не объясняет полученные результаты исследования, то нужно менять

Ø Умение защищать свои убеждения.

Убеждения - это знания проверенные в процессе многообразной творческой деятельности. Исследователь создавший новые знания, выраженные в виде фактов, закономерностей, теорий обязан проверить их правильность в процессе многочисленных экспериментов. Ведь критерий истины - практика. Но и этого мало. Исследователь должен уметь кратко, ясно и конкретно изложить результаты своей работы, сравнивая их с работами других авторов, на предмет внесения изменений и дополнений. Ведь новые истины не рождаются из ничего, в науке и искусстве идут процессы постепенного развития знаний и важно увидеть это развитие и определить место своих идей в нем. Для этого необходимо владеть методами диалектической логики - основой любой познавательной деятельности, в том числе и творческой.

Развитие у личности способности защищать свои убеждения, осуществляется путем обучения ее умениям анализировать и сравнивать научную информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать результаты своих исследований в виде статей и монографий.

Ø Нравственные качества творческой личности.

Нравственность - это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов: семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и др. В зависимости от того, на основе каких ценностей сформированы эти внутренние правила нравственность может быть расовой, националистической, религиозно-фанатической, гуманистической. Вряд ли нужно объяснять кто такие расисты, националисты, религиозные фанатики. Если кто-то считает, что у них нет нравственности, он глубоко ошибается. У этих людей есть нравственность и она требует благородного отношения к своим и уничтожения чужих. Кстати это чисто генетические программы, доставшиеся нам в наследство от наших далеких предков. Они помогали выжить первобытным людям, но в настоящее время они ничего кроме вреда не приносят, более того, они калечат людей. Как известно генетические программы корректируются путем воспитания. Однако общество, в котором официально проповедуются расовые, националистические или религиозно-фанатические идеи лишь усиливают эти генетические программы. Могут ли быть творческие личности среди них? Конечно и достаточно много. Но есть одно но. Результаты их творчества имеют ценность для людей только в том случае, если они направлены на развитие жизни, предполагают улучшение условий жизни всех людей. Таких результатов у расистов, националистов и религиозных фанатиков как правило не много, ведь абсолютное большинство их работ посвящено поиску тех или иных доказательств превосходства своей расы, нации или религии и способов уничтожения чужих. А так как такого превосходства нет и быть не может, то и соответствующие результаты. Многие действительно талантливые люди, одурманенные ядом расизма, национализма или религиозного фанатизма так и не смогут достичь выдающихся результатов в творчестве.

Подлинное творчество всегда гуманистично и главная нравственная ценность гуманизма - уважение ко всем людям, независимо от их расы, национальности и религиозных убеждений. Какие же гуманистические нравственные качества присущи подлинно творческой личности?

Ø Созидательная направленность личности.

Каждый человек имеет право на удовлетворение своих биологических и культурных потребностей, но нравственная личность никогда не станет их рабом. Созидание должно преобладать над потреблением в деятельности личности. Не каждый человек будет великим писателем, композитором, врачом, инженером, но каждый обязан производить духовные или материальные блага, чтобы иметь возможность потреблять. Прогрессивное развитие общества определяется прежде всего преобладанием созидателей над потребителями. К сожалению в последние годы средства массовой информации формируют ошибочный образ “работать чтобы потреблять”, тогда как нравственный образ человека выглядит “работать чтобы созидать и потреблять”. Первый образ постепенно ведет человека в криминальный тупик, второй к профессиональному и духовному совершенству.

Созидательная направленность личности воспитывается в процессе развития мотивации к творческой деятельности. Ведь умение созидать начинается с желания творить, создавать новое. Развитие мотивации к творческой деятельности возможно только в том случае, если человек видит значение результатов своей творческой деятельности для себя и для общества. Если такие результаты есть, то они укрепляют желание человека заниматься творческой деятельностью.

Ø Личная и общественная полезность деятельности.

Не всякая деятельность является нравственной, а только та, которая является полезной для самого человека и общества - других людей. В последние годы господствует лозунг воспитания индивидуалиста, что кроме вреда он ничего принести не может. Из одной крайности - все для общества, коллектива, мы себя загнали в другую крайность - все для личности. Истина как правило находится посередине - деятельность должна приносить личную и общественную пользу, только тогда она нравственна. Полезную деятельность может выполнять лишь тот, кто видит ее практическую необходимость, способен обеспечить ее выполнение таким образом, чтобы не навредить другим, как в процессе ее выполнения, так и с учетом ее отдаленных последствий. При этом, под другими понимаются не только люди, но все живые организмы и полезные для человека технические и культурные объекты.

Ø Видение вариативности достижения цели.

Из философии известно, что к истине ведет много дорог. Нравственная личность должна не только видеть многообразие вариантов достижения поставленной цели, но и уметь их использовать. Беда многих людей заключается в том, что они используют только один путь для реализации своих планов. Чаще всего этот единственный путь оказывается неправильным, или встают непреодолимые преграды. И тогда человек духовно “ломается”, иногда это приводит к потере веры в собственные силы, отказу от выбранной карьеры, разочарованию в жизни.

Ø Выполнение личных обязательств.

Самое тяжелое в жизни - это выполнять свои собственные обещания. Сколько самых разных обещаний мы уже слышали - политических, экономических, социальных. Хорошо, если десятая часть из них выполнена. Жить не по лжи требует от человека брать на себя только такие обязательства, которые он в состоянии выполнить. Но и выполнение взятых обязательств требует наличия очень важного качества - силы воли - умения преодолевать возникающие трудности и достигать поставленных задач, но не любой ценой, а совершая при этом лично и общественно полезную деятельность. Нравственная личность определяется прежде всего тем, что обещает выполнимое и выполняет обещанное.

Ø Признание и поддержка альтернативной полезной деятельности.

Речь идет о зависти, точнее о черной зависти. Сколько в истории было примеров, когда менее талантливые творцы уничтожали более талантливых. Классический пример уничтожение Н.И.Вавилова, сподвижниками Т.Д.Лысенко. Нравственная личность прекрасно понимает, что успех в любом деле будет только в том случае, если будет здоровая конкуренция между отдельными творцами или творческими коллективами.

Благородство души человека проявляется тогда, когда он признает и поддерживает своих конкурентов, прекрасно понимая, что к истине ведет много дорог и неизвестно еще какая из них короче и результативнее - та, по которой он идет сам, или его конкуренты. Мы с вами знаем, как часто взрослые люди болезненно переживают успехи своих коллег, как пытаются менее талантливые найти ошибки и просчеты в работе более талантливых, забывая при этом, что главное - это не критика других, а результаты собственной работы. К сожалению это, не лучшее качество человеческой души начинают перенимать наши дети. И стоит ли потом удивляться, что из милых, хороших мальчиков и девочек вырастают злые, завистливые и нетерпимые к успехам других люди. Воспитание этого качества требует обучения детей умению сравнить результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определить соотношение затраченного времени и полученных результатов, а так же сложность выбранного пути. Критерии эффективности любой деятельности следующие: высокий результат, относительная простота выполнения, минимальные затраты времени, оборудования и материалов.

Ø Конструктивность критического анализа.

Критиковать надо уметь. Умение критиковать конструктивно - это целая наука, которой нужно учить подрастающее поколение. Конструктивно критикует тот, кто глубоко изучил предмет критики, владеет всеми современными методами познания и методами диалектической логики, кто способен увидеть положительное,новое в критикуемой идее и предложить пути его улучшения и дальнейшего развития, помочь исправить ошибки автору идеи. Критика должна стимулировать творчество, вносить в автора уверенность в правильности выбранного пути. И еще немаловажный моральный аспект - критикуется идея, причем доброжелательно, а не сам автор или его отношения с оппонентом. Ну и кто из выпускников наших школ в полной мере владеет всеми вышеперечисленными умениями? И в какой школе и на каких предметах учат учащихся конструктивной критике?

2. Феномен творчества в истории.

Вопрос о сущности и смысле творчества по-разному ставился и интерпретировался в разные исторические эпохи. Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного проходящего и изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, которое раньше не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности, в дальнейшем, особенно, начиная с Платона, развивается учение об Эросе, как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира, моментом которого и выступает творчество. Воззрения на творчество в средние века философии связаны с личностным пониманием Бога, свободно творящим мир и актом своей воли вызывающим бытие из небытия. У Августина Аврелия человеческое творчество выступает как творчество исторического бытия, в котором конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Воля и волевой акт веры, а не разум, связывают человека с Богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом. Это создает предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого феномена человеческого бытия. Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения, в которой этот феномен человеческого бытия осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса, тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. В эпоху Просвещения творчество начинает рассматриваться не только как высшая форма человеческой жизнедеятельности, но и как важнейшая предпосылка познания и преобразования окружающей действительности, как нечто родственное изобретательству.
В новейшее время исследовательское внимание к феномену творчества существенно возрастает в сфере психологии, для которой непосредственный научный интерес вызывает уже не столько абстрактная духовно-личностная природа творчества, сколько конкретные психологические компоненты и механизмы творческой активности личности.
В психологии творческая активность трактуется как комплексная характеристика личности, формирующаяся на основе относительно высокого развития общих и специальных способностей и проявляющаяся в успешной профессиональной деятельности, в высоком уровне мотивации и соответствующих социально-психологических установках, а также в особенностях интеллектуальных и личностных характеристик. Творческая активность является одним из существенных свойств личности, через которые наиболее полно проявляется индивидуальное, особенное в психологической организации личности. Применительно к деятельности это особенное находит свое высшее выражение в оригинальности (в отличие от шаблонности) решения той, или иной исследовательской или практической задачи. Можно выделить следующие компоненты, определяющие творческую активность личности:

Соответствие задачи поставленной извне (технической, научной, исследовательской, управленческой), психологическим установкам личности. В большинстве случаев задача социально мотивирована, т.е. восприниматься субъектом как общественно значимая.

Способность личности выделить принцип, лежащий в основе какой-либо конструкции, и использовать его в новых условиях. Для творческой личности характерным является восприимчивость к новым идеям, творческая смелость, любознательность, наблюдательность, способность преодолевать стереотипы, специализированный «перенос» приемов решения от задачи к задаче при решении, казалось бы, совершенно новых проблем.

Способность личности определить так называемую «зону поиска», по собственной инициативе выходить за пределы исходно намеченной области исследования, искать и находить задачи, отыскивать конструктивные приемы, рационализирующие деятельность.

Высокий интеллектуальный уровень: развитый вербальный и невербальный интеллект, пространственное представление и воображение, высокий уровень системных ассоциаций, способность к обобщению.

2.1.Стадии творчества.

В самом процессе протекания творчества можно выделить следующие последовательные стадии:
1) «эмбриональная» стадия, на которой происходит возникновение какого-либо творческого замысла, часто еще очень смутного;
2) начальная стадия, на которой происходит конкретизация замысла, первые поиски его определенности, постановка задачи и определение возможных путей ее решения;
3) стадия первого оформления замысла, в которой оценивается эффективность выбранных методов решения, разносторонне анализируется сама проблема, собирается и анализируется информация;
4) стадия главного оформления, когда выдвигаются гипотезы, осуществляется перебор различных предположений, человек сознательно занимается решением творческой проблемы. Именно на этой стадии нередко возникают моменты «творческого озарения», сопровождаемые соответствующими психическими состояниями на фоне эмоционального подъема;
5) завершающая стадия, когда происходит окончательное оформление, «кристаллизация» выработанной идей, оценка эффективности достигнутого результата, анализируется соответствие поставленной цели и конечного продукта.
Однако данная стадийность весьма условна, поскольку творчество выступает в качестве сплошного процесса, который трудно разграничить, а между стадиями можно выделить отдельные творческие паузы, во время которых обычно продолжается скрытый, так называемый, подсознательный творческий процесс и создание новых заготовок.

Почему одни люди создают шедевры: картины, музыку, одежду, технические новинки, а другие способны только пользоваться этим? Откуда берется вдохновение и Изначально ли видно, что человек творческий или это качество можно постепенно развить? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы и разобраться в тайнах тех, кто умеет создавать.

Когда мы приходим на художественную выставку или посещаем театр, оперу, то можем с точностью ответить - вот образец творчества. Такие же примеры можно найти в библиотеке или кинотеатре. Романы, кинофильмы, поэзия - все это тоже образцы того, что может создать человек с нестандартным подходом. Однако работа для творческих людей, какой бы она ни была, всегда имеет один итог - появление на свет чего-то нового. Таким результатом являются и простые вещи, которые окружают нас в повседневной жизни: лампочка, компьютер, телевидение, мебель.

Творчество - это процесс, в ходе которого создаются материальные и духовные ценности. Конечно, конвейерное производство не является частью этого, но ведь каждая вещь когда-то была первой, уникальной, абсолютно новой. Вследствие этого можно сделать вывод: все окружающее нас - изначально было тем, что создал человек творческий в процессе своей работы.

Иногда в результате подобной деятельности автор получает продукт, изделие, которое никто, кроме него, не сможет повторить. Чаще всего это относится именно к духовным ценностям: картины, литература, музыка. Следовательно, можно сделать вывод, что для творчества необходимы не только особые условия, но и личностные качества создателя.

Описание процесса

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века - Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса:

  • подготовка;
  • инкубация;
  • озарение;
  • проверка.

Первый пункт - это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт - это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Характер творческого человека

Многие десятилетия ученые и обычные люди пытаются лучше понять не только сам процесс, но и изучить особые качества создателей. человека вызывает большой интерес. Как показывает опыт, обычно представители такого типа отличаются высокой активностью, экспрессивным поведением и вызывают противоречивые отзывы окружающих.

По сути, ни одна модель, разработанная психологами, не является точным шаблоном. Например, такая черта, как невротизм, зачастую присуща людям, создающим духовные ценности. Ученые, изобретатели отличаются устойчивой психикой, уравновешенностью.

Каждый человек, творческий или нет, является уникальным, что-то в нас перекликается, а что-то совершенно не совпадает.

Есть несколько черт характера, которые в большей степени присущи таким личностям:

    любознательность;

    уверенность в собственных силах;

    не слишком доброжелательное отношение к окружающим.

    Последнее вызвано, возможно, в силу того, что люди с думают иначе. Им кажется, что их не понимают, осуждают или не принимают такими, какие они есть.

    Основные отличия

    Если в списке ваших знакомых есть очень творческий человек, то вы обязательно это поймете. Такие личности часто витают в облаках. Они настоящие мечтатели, даже самая бредовая идея кажется для них реальностью. Кроме этого, они смотрят на мир как под микроскопом, подмечая детали в природе, архитектуре, поведении.

    Многие знаменитые люди, которые создавали шедевры, не имели привычного рабочего дня. Для них не существует условностей, и процесс творчества происходит в удобное время. Кто-то выбирает раннее утро, у кого-то потенциал просыпается только с заходом солнца. Такие люди не часто появляются на публике, большую часть времени они проводят в одиночестве. В спокойной и привычной атмосфере проще думается. При этом их желание к новому постоянно толкает на поиски.

    Это сильные, терпеливые и рискованные личности. Никакая неудача не способна сломить веру в успех.

    Современные исследования

    Раньше мнения ученых сходились на том, что человек либо рожден творческим, либо нет. Сегодня этот миф полностью развеян, и с уверенностью можно сказать, что развить в себе таланты доступно каждому. Причем в любой период своей жизни.

    Основные качества творческого человека при желании и настойчивости можно выработать и у себя. В единственном случае достичь положительного результата невозможно, это когда персона лично не желает вносить изменения в свою жизнь.

    Современные исследования привели к выводу, что интеллектуальные способности увеличиваются, если объединить логику и творческий подход. В первом случае к работе подключается левое полушарие, во втором - правое. Активируя как можно больше отделов мозга, можно достичь большего результата.

    Работа для творческой личности

    После окончания школы перед выпускниками встает вопрос: куда поступать? Каждый выбирает путь, который кажется ему более интересным и понятным, в конце которого видна цель или результат. К сожалению, реализовать потенциал, заложенный в нас, не всегда предоставляется возможным.

    Как вы думаете, какая больше всего подходит работа для творческих людей? Ответ простой: любая! Чем бы вы ни занимались: ведением домашнего хозяйства или проектированием космических станций - везде можно проявлять находчивость и изобретательность, создавать и удивлять.

    Единственное, что может действительно мешать этому процессу - это стороннее вмешательство. Многие руководители самостоятельно лишают своих сотрудников стремления к принятию самостоятельных решений.

    Хороший начальник будет поддерживать порывы к развитию и творчеству, конечно, если это не будет мешать основному процессу.

    Парадоксы

    Давайте подумаем, почему характер творческого человека так сложно поддается четкому анализу и структурированию. Скорее всего, это связано с рядом парадоксальных черт, которые присущи таким людям.

    Во-первых, все они интеллектуалы, отлично подкованные знаниями, при этом наивны как дети. Во-вторых, несмотря на отличную фантазию, они хорошо разбираются в устройстве этого мира и видят все четко. Открытость и коммуникативные качества - это лишь внешние проявления. Творчество очень часто прячется в глубинах личности. Такие люди много думают, ведут собственный монолог.

    Интересно, что создавая нечто новое, они, можно сказать, вносят некий диссонанс в сложившееся течение жизни. При этом все безумно консервативны, их привычки часто становятся важнее окружающих.

    Гений и творчество

    Если человек в результате своей деятельности создал нечто впечатляющее, то, что поразило окружающих, изменило представления о мире, то он завоевывает истинное признание. Таких людей называют гениями. Конечно, для них создание, креативность - это жизни.

    Но не всегда даже самые творческие люди достигают результатов, которые способны изменить мир. Но порой они и сами к этому не стремятся. Для них творчество - это прежде всего возможность быть счастливым в настоящее время, в том месте, где находятся.

    Не обязательно быть гением, чтобы проявить себя. Даже самые небольшие результаты смогут сделать лично вас более уверенным, позитивным и радостным.

    Выводы

    Творчество помогает людям открыть свою душу, выплеснуть чувства или же создать нечто новое. Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой.

    Необходимо избавиться от условностей, взглянуть на мир другими глазами, возможно, попробовать себя в чем-то новом.

    Помните - творческий потенциал подобен мышцам. Его нужно регулярно стимулировать, качать, развивать. Необходимо ставить перед собой различные по масштабам цели и не сдаваться, если с первого раза ничего не вышло. Тогда в какой-то момент сами удивитесь, как кардинально изменилась жизнь, и вы начнете осознавать, что также внесли в мир нечто нужное и новое для людей.