К фонетическим средствам русского языка относятся. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Средства речевой выразительности в различных сферах жизни

Что необычного может быть в отеле? Ведь гостиничные апартаменты - всего лишь временный ночлег. Да, получается тавтология, но мы приезжаем на отдых, чтобы отдохнуть. Сидеть в номере круглые сутки - не лучшая идея. Если возвращаться в отель мы будем только поздним вечером, чтобы лечь спать, разве что-то потребуется, кроме ванной и кровати?

Тем не менее туристический бизнес продолжает развиваться, среди владельцев гостиничных комплексов бушует страшная борьба за путешественников. Чтобы привлечь больше клиентов, в отелях пытаются как можно сильнее удивить приезжих. То и дело для туристов придумываются весьма необычные услуги. Hotshowlife предлагает вам познакомиться с самыми удивительными из них.

Сказка на ночь

Несомненно, приятно смотреть на ребенка, который засыпает под очередную сказку. Иной раз так и хочется вернуться в прошлое, чтобы позволить себе подобную роскошь. Только вот взрослым уже не получится засыпать, слушая волшебную историю, так как по статусу не положено. Правда, все не так безнадежно. В одном из отелей сети Hyatt Hotels Corporation, расположенном в Лондоне, вы можете на некоторое время вернуться в детство, заказав определенную услугу. В номер приходит человек, который садится у кровати туриста и начинает читать сказку. Кстати, историю можно выбрать по желанию.

Теплая постель


В еще одном лондонском отеле, Holiday Inn, всегда заботятся о том, чтобы клиенты не ложились вечером в холодные постели. От жителей гостиницы требуется лишь предупредить заранее, когда они захотят спать. В номер к клиенту тотчас же отправляется человек, одетый в термокостюм. Так что не пугайтесь, если в вашей кровати окажется незнакомец. Возможно, он просто согревает вам постель!

Ужин с жирафом


Пятнистые животные с длинной шеей не только красивы, но и весьма дружелюбны. Например, в кенийском отеле Giraffe Manor они считаются своеобразной частью персонала. Клиент может заказать услугу, которая подразумевает присутствие жирафа во время трапезы. Более того, животное будет принимать пищу вместе с постояльцем гостиницы.

«Мыльный дворецкий»


В одном из отелей Мексики, Viceroy Riviera Maya, вы не сможете найти классическое мыло в брикете. В ванной есть практически все, что нужно постояльцу: гель для душа, различные лосьоны и крема. В общем все, кроме мыла. Думаете, во всем виновата халатность персонала? Просто в отеле действует услуга «мыльный дворецкий». Сразу после заселения гостей посещает работник гостиничного комплекса с огромным выбором мыла ручной работы и ножом, чтобы отрезать кусок нужного размера.

Прогулка со львом


Вам не хватает экстрима? Тогда обязательно наведайтесь в Южную Африку, остановившись в отеле Protea Hotel Ranch Resort. Чтобы почувствовать экстремальные ощущения, вам даже не придется уходить далеко от гостиницы. В Protea Hotel Ranch Resort постояльцам предлагается оригинальная услуга - прогулка с белым львом. Туристы могут подышать свежим воздухом наедине с животным. При этом на хищника не надевают ошейник, так как его можно спокойно держать за хвост. В отеле живет три льва, и все они не представляют угрозы, так как с рождения контактируют с людьми.

Ночлег под открытым небом


Приехав на Манхэттен, туристы могут насладиться не только роскошью Верхнего Ист-Сайда, но и испытать массу положительных эмоций от ночлега прямо на улице! В отеле Affinia Gardens для постояльцев с детьми за определенную плату могут организовать восхитительный вечер, переходящий в ночь, под открытым небом. Нет, никто не устанавливает палатки в центральном парке и не предлагает вкусить жизнь бродяг. Услуга предполагает оформление номера «все включено» на террасе, примыкающей к обычному номеру. Чтобы обеспечить особую атмосферу, туристам выдают бинокли, спальные мешки и фонарики.

В роли звезды


Отдых на Ямайке хорош не только теплыми водами Карибского моря и восхитительными песчаными пляжами, усеянными пальмами. Проживание в местных отелях организовано так, чтобы путешественники могли получить максимум удовольствия от поездки. Так, в комплексе Geejam Hotel постояльцы могут посетить студию звукозаписи и попробовать создать собственный сингл. Желательно, чтобы гость владел хорошим голосом и слухом.

«Антихраповый» номер


В сети гостиничных комплексов InterContinental заботятся о комфортном проживании клиентов с повышенным вниманием. Для семейных пар в девяти отелях Европы предлагают «антихраповые» номера, чтобы один из партнеров мог как следует отдохнуть от храпа другого. Стены комнаты звукоизолированы, а изголовье кровати изготовлено из звукопоглощающего материла, поэтому эхо в пределах помещения не распространяется.

Сам себе хозяин


Ужин в номер и перечень услуг «все включено» - для слабаков. С недавних пор в моду постепенно входит«зеленый туризм». Новый тренд можно объяснить на примере отеля Dhara Dhevi, где постояльцам предлагают посетить рисовые плантации и попробовать самостоятельно посадить зерно. Чтобы поужинать, гостям предстоит научиться готовить тайские блюда.

Обед под песни ковбоев


Оригинальность не знает границ. В гостинице Alisal Guest Ranch & Resort посчитали классическую инструментальную музыку в качестве сопровождения во время трапезы банальным решением. С некоторых пор постояльцы отеля принимают пищу исключительно в окружении ковбоев, которые задорно исполняют традиционные песни.

Клиент имеет право на всё, даже на то, чтобы быть покойником

Никого уже не удивить системой «все включено», огромными SPA-комплексами, красивыми видами из окна и шикарным убранством номеров. Отели где-нибудь на деревьях или во льдах тоже уже не диковинка. Сегодня постояльцам гостиниц предлагают изменить свою жизнь практически за одни сутки или попробовать то, чего им и не снилось.

Звезды над головой

Отель Null Stern («Ноль звезд») находится в кантоне Граубюнден (Швейцария) на высоте около 2 тысяч метров и не имеет стен и крыши. Спят постояльцы под открытым небом, зато на кровати королевских размеров. Утром завтрак в постель приносит личный дворецкий. Бронировать один-единственный номер можно с весны до поздней осени. Владелец отеля так объясняет его концепцию: «Ноль звезд, но зато – миллиарды их над головой. Не нужны стены и крыша, чтобы ничто не встало между вами и вашими впечатлениями».

Холодно и печально

В японском городе Йокогама находится гостиница Lastel, в которой все восемнадцать номеров занимают... покойники! Живые сюда приходят только для того, чтобы проститься с усопшими, пока не подошла их очередь в крематории. Обычно, она занимает около четырех дней из-за переполненности. Номера, где своего часа ждут ушедшие в мир иной, оборудованы автоматизированной системой охлаждения и украшены цветами. Оставшиеся дни до прощания близкие покойных посещают их, чтобы выплакаться, примириться со смертью, которая забрала самое дорогое.

Хочу все знать и уметь!

В сети отелей AKA Central Park (Нью-Йорк) ждут взрослых, которые не исполнили свои детские или юношеские мечты. Здесь по программе Live It! посетителей научат тому, чего они так давно желали, но так и не осуществили: печь кексы, танцевать фламенко, рисовать, петь, фотографировать, играть на подмостках театра, исполнять цирковые номера, верховой езде, серфингу. Самые искушенные могут по специальной программе пройти курсы омоложения и даже полностью изменить свою внешность.

Pixabay

Разведены и счастливы!

В нидерландский отель Carlton Ambassador на выходные приезжают супруги, стоящие на пороге развода. Встречают их специалисты юридической фирмы, которые в короткие сроки готовы уладить все юридические, экономические и психологические вопросы, касающиеся развода: раздел имущества, детей, домашних животных. А еще подскажут, как не рассориться окончательно, а наоборот, остаться в хороших отношениях.


pixabay

Плачь, детка, плачь!

В японской сети отелей Mitsui Garden Yotsuya периодически открывается исключительно дамская «комната плача», в которой гостья вместе со слезами выльет весь накопившийся негатив. Здесь можно оплакать тяжелое расставание с любимым человеком, проблемы на работе и в семье, какие-то жизненные трудности. Для этого есть все условия: комфортная кровать, на полке стоят сентиментальные книги и диски с соответствующими фильмами, рядом на тумбочке – стопка салфеток. Когда все слезы иссякнут, посетительнице предложат согревающую грелку и гидромассажную маску для уставших глаз.

Моя золотая рыбка

В английской гостинице Happy Guests Lodge (графство Чешир) не дадут заскучать одиноким постояльцам, предложив им в качестве соседей золотых рыбок в любом количестве. Правда, за каждую придется заплатить. По словам владельца отеля Джеффа Райли , почти никто не отказывается от этой услуги. С блестящими рыбками хорошо релаксировать, можно излить им душу и просто полюбоваться на то, как они красиво взмахивают хвостом в воде. Вдруг и сокровенное желание исполнят.


pixabay

Накрывшись газеткой

В шведском отеле Faktum (город Гетеборг) любой постоялец может на собственной шкуре испытать все трудности ночлега бездомного человека. По желанию можно провести ночь в парке на скамейке, в заброшенном здании, под мостом. Постояльцам предложат для тепла потрепанный спальный мешок, старую палатку, газеты, картонку, тряпки. Для владельцев отеля это способ привлечь внимание общественности к проблемам живущих на улице. Оплата за «бездомный» номер идет на благотворительные цели.


pixabay

Намереваясь отправиться в отпуск, мы порой даже не задумываемся о том, каким образом туристические агентства и гостиницы организуют наш досуг таким образом, чтобы мы ни в чем не нуждались. Когда же речь идет о планирование гостиничного бизнеса, встает вопрос о том, какие виды услуг в гостинице предлагать постояльцам. Следующий вопрос – что предоставлять бесплатно, что – за дополнительную плату. В данной статье поговорим об организации рабочего процесса в гостинице.

Типы и виды услуг в гостинице

Отельный сервис разделяется на основные, дополнительные и индивидуальные виды услуг. В зависимости от пожеланий отельера и уровня конкурентной среды в заданном регионе, этот сервис может быть как абсолютно бесплатным, так и за дополнительную плату.

Существует ряд основных услуг в отеле, закрепленные на законодательном уровне, как те блага, которые должны оказываться во всех гостиничных учреждениях, как бесплатные. Это обязательно. Их перечень:

  • В случае необходимости вызов скорой медицинской помощи
  • Наличие и круглосуточная возможность использовать медицинскую аптечку
  • Доставка писем, газет и прочей корреспонденции, предназначенной постояльцу
  • Пробуждение гостя к назначенному времени
  • Наличие и возможность доступа к кипятку, ножницам, иголкам с нитками
  • Пользование одним комплектом посуды и его замена

Вне зависимости от концепции гостиничного предприятия, данные услуги ваш отель должен предоставлять. Однако каждому понятно, что если отель будет предоставлять лишь это, его рейтинг будет оставлять желать лучшего. В условиях жестокой конкуренции между гостиницами и гостиничными сетями необходимо быть «в тренде» и предвосхищать потребности постояльцев.

Так, буквально несколько лет назад свои бонусы и преимущества в виде дополнительных клиентов получали те редкие гостиницы, которые позволяли постояльцам пользоваться раздаваемым интернетом без взымания дополнительной платы.

На сегодняшний день сайты отелей, сетей и ресурсы по бронированию пестрят баннерами с надписью «бесплатно» и «в подарок». Конкурируя между собой, гостиницы стараются предоставить уникальный сервис своим гостям, либо стандартные разновидности платных услуг - безвозмездно.

Наиболее распространенные платные услуги в гостиницах :

  • Предложение групповых и индивидуальных экскурсий
  • Персональный переводчик и гид
  • Продажа билетов на культурно-массовые мероприятия
  • Обмен валюты
  • Ремонт одежды, обуви, химическая чистка и глажка
  • Сувенирная продукция
  • Аренда площади для деловых переговоров и конференций
  • Сауны, бани, спа-салоны, массажные салоны, косметологические кабинеты, парикмахеры
  • Покупка и доставка цветов
  • Заказ такси

Разумеется, чем большее количество услуг предлагает гостиница бесплатно, тем больше у нее шансов на лидирующие позиции и обратную связь с клиентами. Наработка хороших отзывов – долгий, затратный и трудоемкий процесс. Высокое качество сервиса, как ничто другое, может помочь в данном вопросе.

Сегодня плохим тоном считается предложение определенного ряда услуг за дополнительную оплату. Когда-то дорогой интернет, в наше время обязан быть доступным всем свободно. Подробная консультация специалистом ресепшена о проводимых в городе мероприятиях; о том, как добраться до нужного клиенту места и обратно; о возможности сэкономить средства в городе и прочая полезная информация предоставляется бесплатно. Вызов такси к гостинице не должен быть оплачиваемым ничем, кроме чаевых, максимум.

Гостиницы, на фасаде которых красуется немалое количество звезд не могут позволить себе забыть об индивидуальном подходе к персонам особой важности. Это могут быть люди, полезные для данного бизнеса, или просто обеспеченные постояльцы. Если персональные услуги оказываются в исключительных случаях, их наличие не станет финансово привлекательным, однако создаст определенное реноме гостиничному предприятию, что немаловажно.

К числу персональных услуг относится в том числе индивидуальный работник отеля, сопровождающий постояльца во весь период его пребывания. В его обязанности входит консультации по всем вопросам, изыскание решений любой сложности, дабы удовлетворить пожелания взыскательного клиента.

Неплохим вариантом индивидуального подхода к гостю являются небольшие подарочки, приятные сувениры на память о пребывании в вашей гостинице. Это может быть любая сувенирная продукция, например, шоколадки местной фабрики с логотипом вашей компании. Этот недорогой и скромный подарок подчеркнет уровень сервиса в вашей гостинице и заставит улыбнуться даже самого строгого гостя.

Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят...- Пушкин). В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а , их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у ; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат (в последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а ). В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Пастернак). Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

Аллитерацией называется повторение согласных. Например:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальний свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в .

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д - т или з - с и т. д. Например:

Марш!

Чтоб время

ядрами рвалось.

К старым дням

Чтоб ветром

относило

Только

путаницу волос (Маяковский).

Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: « Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Урок по теме "Фонетика", всегда привлекает студентов музыкального колледжа. Во - первых, тема связана с дисциплиной "Гармония" , где важен фонематический слух студентов (им близко),а, во - вторых, включает их в исследовательскую работу, а не пустое заучивание терминов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 курс)

ТЕМА УРОКА:

ФОНЕТИКА.

Фонетические средства художественной выразительности

Цели урока:

познавательные:

  1. формирование представления об особенностях фонетических средств выразительности русской речи;
  2. чтение и комментирование стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
  3. приобретение навыков исследовательской работы над лирическим произведением;

развивающие:

  1. развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья в процессе анализа лирического произведения;
  2. формирование умений и навыков фонетического анализа стихотворения; подготовка к единому государственному экзамену;
  3. формирование эстетического вкуса и приобщение студентов к осознанному чтению стихотворений Ф.И.Тютчева;

воспитывающие:

  1. воспитание внимания к слову;
  2. развитие любви к творчеству русских поэтов;
  3. формирование культуры речи;
  4. развитие эстетического вкуса

Оборудование : стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»; картины «Осень» Ю.Левитана; «Осень» Ю.Попова; музыка П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (фрагменты); фотографии поэта; таблица «Звуки русской речи», осенние листья на партах.

Форма урока – урок – исследование

ПЛАН урока

  1. Организационный этап;
  2. Основная часть: исследование фонетических средств художественной выразительности на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»
  3. Заключительный этап. Выводы.
  4. Задание на дом. Подведение итогов.

Ход урока

Поэзия есть внутренняя Музыка,

внешне выраженная размерною речью.

Слово есть чудо, Стих - волшебство.

Музыка, правящая Миром и нашей

Душой, есть Стих.

(Бальмонт)

В природе существует звук,

который неслышим,

также существует цвет,

который невидим,

но который может быть услышан.


Е. П. Блаватская

1.Организационный этап. Организация курса. Объявление темы урока, цели.

Слово учителя: Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в произведении несет, конечно, слово. Именно найденное гармоничное сочетание смысла слова и звучания обладает огромной силой воздействия.

Поэтическое произведение – это мир слов и звуков, которые не всегда можно соотнести с принятыми звуковыми средствами. Поэтому мы, анализируя стихотворение, обращаемся к звукам русского языка, которые в сочетании с другими звуками влияют на восприятие стихотворения с точки зрения звучания и смысла.

На уроках русского языка мы рассмотрели фонетические особенности русской речи. Сегодня обратимся к фонетическим средствам выразительности русской речи.

Наши цели –

  1. повторить фонетические средства языковой выразительности,
  2. продолжить работу по их распознаванию,
  3. выявить их роль в организации художественного текста
  4. продолжить работу по анализу художественного текста.

Преподаватель : Обратите внимание на первый эпиграф нашего урока (написан на доске):

Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.

(Бальмонт)

Материалом нашего исследования станет стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1. Терминологический диктант.

Преподаватель : Мы с вами изучили термины, необходимые для звуковой организации стихотворения и как яркие средства художественной выразительности стихотворения. Вам необходимо, услышав лексическое значение слова, записать языковедческий термин.

(у доски работает студент)

А) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, усиливающих выразительность поэтической речи - (ассонанс;)

Б) повторение в стихотворной речи однородных звуковых особенностей - (ритм);

В) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи - (аллитерация);

Г) основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит - (интонация);

Д) подбор слов близкого звучания (звукопись);

Е) красота и естественность звучания звуков – (благозвучие)

Ж) одна из сильных позиции стихотворного текста, скрепленная интонацией, рифмующимися словами и смысловыми (семантическими) связями - (РИФМА_)

Преподаватель : Назовите 2 слова, образованные способом сложения ( звукопись и благозвучие)

Курс поделен (заранее) на 3 группы

  1. Работа по группам.

Преподаватель : Поэты, исследователи стихотворной речи давно заметили, что звуки играют определенную роль в смысловой организации текста. (Чтение по группам высказываний.)

1.группа: « В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)

2.группа: « О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор . Все огромное проявляется через О , хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь . Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако . Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О ».(К. Бальмонт.)

3.группа: « Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом …»(Е. Замятин.)

Преподаватель : В течение урока вы можете пользоваться высказываниями. Эти высказывания – подсказки для дальнейшей нашей с вами работы. Какие ассоциации вызывает у вас слово «ОСЕНЬ»?

Студенты называют: (листопад, дождь, зонтики, насморк, плащ….) (по группам – 2-3 ассоциации)

У доски студент выполняет фонетический разбор слова «ОСЕНЬ».

На столах у студентов есть таблица. С помощью таблицы («что передают звуки») группы ищут слова, которые ассоциируются со звуками в фонетическом разборе: [о] - пространство, осторожность; [с ́ ] - шелест, беспокойство; [и] - мечтание, вдохновение; [ н ́ ] - танец;

Вместе с преподавателем студенты приходят к выводу, что лексическое, ассоциативное и звуково е значение слова «осень» очень похожи.

2.3. Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»».

(текст стихотворения лежит на партах)

Преподаватель : Стихотворение «Осенний вечер» написал один из представителей поэзии «чистого искусства» Федор Иванович Тютчев, слава к которому пришла на шестом десятке лет. Поэты этого направления (А.Фет, А.Майков, Плещеев и другие) акцентировали своё внимание на природу и чувства человека, на гармонию между человеком и природой . Образами природы поэты выражали свои сокровенные мысли и чувства. Себя Тютчев называл «верным сыном природы» .

2.3.1. Прослушивание стихотворения наизусть. Читает студент.

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830 Тютчев (27 лет)

Преподаватель : (Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста.) Какую картину вы рисуете, услышав стихотворение? (Работа по группам: каждая группа высказывает своё мнение)

2.3.2. Работа над лексикой стихотворения. Проверка домашнего задания (лексическое значение слов необходимо было найти в толковом словаре):

  1. истома - чувство приятной расслабленности;
  2. томный - исполненный истомы, устало – нежный
  3. изнеможенье – состояние полной усталости, бессилия;
  4. кроткий – незлобивый, покорный, смирный;
  5. пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос…
  6. увядать – вянуть
  7. стыдливый – застенчивый, стеснительный
  8. с традание – физическая или нравственная боль, мучение

Преподаватель : Найдите в стихотворении слова - неологизмы – (светлость, стыдливость, пестрота, грустно – сиротеющий..) (Запись в тетрадь)

Преподаватель : Найдите в стихотворении слова высокого стиля – (дерев, ветр, кроткий..) (запись в тетрадь) Для чего, на ваш взгляд, автор их употребляет?

2.3.3. Преподаватель : Давайте обратимся к звукописи стихотворения. Одно из фонетических средств – это аллитерация. Обратите внимание на согласные звуки. Каких звуков встречается больше в этом стихотворении? (Работа по группам)

Приходим к единому мнению – это звуки [ Р.С.Л ](запись в тетрадь )

Преподаватель : Найдите в таблице соответствие этим звукам.

Каждой группе дается один звук. Приходим к выводу (вихри, танец, устремлённость) (см таблица)(запись в тетрадь). Соотносим слова с темой осени и темой стихотворения.

Преподаватель : Остановимся на двух последних строчках стихотворения:

«Что в существе разу м но м м ы зове м» – Какой звук в этой строчке чаще всего встречается? Приходим к выводу - 4 М . В таблице ищем понимание этого звука. -(философствование, размышление )

«Боже ст венной ст ыдливостью ст раданья.» –– Какие звуки в этой строчке повторяются в каждом слове?

Приходим к выводу - 3 СТ В таблице ищем понимание этих звуков . Приходим к выводу - (сомнение, беспокойство, поиск; ответственность, творчество, разрушение)

Преподаватель: Чтобы понять, что же этими строчками хотел сказать автор, перейдем к лексическим пояснениям некоторых слов и словосочетаний. (студенты записывают в тетрадь)

Существо разумное - подберите синоним (это человек)

Страдание - подберите синонимы (мука, терзание, пытка)

Стыдливость – подберите синонимы (застенчивость, стеснительность)

Божественный - подберите синоним (духовный,)

Преподаватель : Что же подсказывают читателю эти строки?

(Только человек разумный понимает, что тот, кто обладает духовностью, страдает, переживает муки, терзания, живет в гармонии с природой, со всем миром.)

Преподаватель : Так какова же основная тема стихотворения? Что подсказало нам основную мысль стихотворения? (аллитерация может помочь выразить основную тему стихотворения)

2.3.4. Преподаватель : Как вы думаете, а какое еще фонетическое средство сможет помочь нам в разборе стихотворения? (ассонанс).

Рассмотрим еще 2 строчки стихотворения.

Есть в светлости осенних вечеров

Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки. (запись в тетрадь)

Ответ - [Э, Э, Э, О ].

Преподаватель : Найдите соответствие в таблице. Приходим к выводу – вдохновение, мечтательность, романтизм и восторг, пространство, простота

Порывистый, холодный ветр порою ,

Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки (запись в тетрадь)

Ответ - [ Ы, О, Э, О]

Обращаясь к таблице,приходим к выводу: устрашение, шум, приговор, колокол, победный клич, крик, пространство, приговор, осторожность.

Соотносим с темой стихотворения .

Преподаватель : : Что же помогли увидеть, услышать гласные звуки в стихотворении?

2.3.5. Преподаватель : Особое внимание уделим с вами яркому средству художественной выразительности - рифме. Вспомните значение этого слова. Рифма задает ритм стихотворению. (Рифма - важный фактор в возникновении поэтических образов, рычаг поэтического мышления. «Рифма - крылья», - говорила А. А. Ахматова).

Как называются рифмы, оканчивающиеся на гласную (- открытые ), на согласный (- закрытые)?

Преподаватель : Каких же строк больше в стихотворении: открытых или закрытых? Почему?

Работа по группам: высказывают свое мнение.

ВЫВОД: закрытых строк больше,т.к. открытые – такие окончания считаются плавными, напевными, а закрытые – признаются резкими, отрывистыми, энергичными; именно последние рисуют борьбу и победу наступающей холодной стихии.

Преподаватель : рифма один из главных инструментов мелодики стиха, бывают женские и мужские рифмы. Как их отличить друг от друга? Рассмотрим это на нашем стихотворении.

(А) женские – ударение падает на предпоследний слог (волнами)

6 строк с женской рифмой; Б) мужскими – ударение падает на последний слог – (на скале)

6 строк с мужской рифмой)

Преподаватель : Почему автор, на ваш взгляд, применяет одинаковое количество мужских и женских рифм?

(сравнимо с падающими листьями, зрелостью человека)

2.4 Преподаватель : . Обладают ли звуки цветом? Обратимся ко 2 эпиграфу:

«В природе существует звук, который неслышим, также существует цвет, который невидим, но который может быть услышан».Е. П. Блаватская

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете . Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.

Прослушаем фрагменты музыкальных произведений: П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (осень); Какую цветовую гамму вы услышали? (Работа по группам, находим общее, различное у композиторов, потом выясняем, какой музыкальный фрагмент ближе к стихотворению Тютчева, почему))

Преподаватель : Есть мнение о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.

А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки.

Стихотворение читает подготовленный студент.

А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий;

тайну их скажу я в свой черед,

А - бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана.

Блеск горных родников и хрупких опахал!

И - пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У - трепетная рябь зеленых волн широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

О - дивных глаз ее лиловые лучи.

Преподаватель : Есть даже результаты эксперимента (музыкантов и языковедов) по звукоцветовым соответствиям. Они приведены в таблице, которой мы сейчас и воспользуемся.

Давайте и мы исследуем стихотворение Тютчева.

ЗВУКОБУКВЫ

ЦВЕТ

А, Я

Красный, ярко – красный, густо - красный

Светло – желтый. белый, пурпурный

Е,Ё

Зеленый, желто – зеленый

И,Й

Синий, небесно – голубой, синеватый

Серый, Темно - синий, сине – зеленый, темно – лиловый

Голубоватый

Мрачный, темно –коричневый, черный


РАБОТА ПО ГРУППАМ

  1. Е.Ё, У в стихотворении
  1. группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы А, Я, Ы
  1. группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы И,О

Сделайте вывод по каждому цвету.

Попробуем нарисовать картину осеннего вечера с помощью цвета. Рисуем в тетради таблицу

звукобуква

количество

Цветовая гамма

цитата

Е, Ё

Желто - зеленый

Пестрота деревьев

А Я

красный

Багряные листья

Небесно - голубой

Туманная и тихая лазурь

Светло - желтый

Светлость осенних вечеров

серый

Порывистый холодный ветр

черный

Грустно – сиротеющей землею

3.0. Заключительный этап.

Преподаватель : Ещё раз попросим студента прочитать стихотворение, обратим внимание на репродукции, картины, иллюстрации, соотнесем с музыкой.

Выводы:

«Осенний вечер» - не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину, но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Природа, как и человек, живет по законам: необходимо умереть, чтобы вновь возродиться. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

Преподаватель :Так какую же роль играют фонетические средства выразительности в русской речи?

(Фонетические средства выразительности русской речи помогают лучше понять смысл стихотворения, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю. Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.)

4.0.Подведение итогов.

Домашнее задание:

Найдите фонетические средства выразительности ещё в одном стихотворении Ф.И.Тютчева.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

ПРИЛОЖЕНИЕ

звуки

ЧТО ПЕРЕДАЮТ звуки

И, Э

Писк, крик, визг, изумление, победный клич, терпение, скрытость, слабость, переменчивость, приспособление, вдохновенность и романтизм, мечтательность, свет, тяга к духовному,

Гул, гудение, музыка шумов, всклик ужаса, уныние и грусть, безучастность и инертность, медлительность и пассивность, флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение, тайна

Б, П

Гром, энергия, буйство жизни, богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание, комфорт, устойчивость, пессимизм, прах, пепел.

Н, М

Мурлыканье, мычание, бормотание, мучение, танец, философствование, размышление

Гром, звон, разрушение, разорванность, рокот, дробь, ветер, рев, буря, взрыв, ураган, рокоты струн, вихри, пожар, рычание, ворчание, рык тигра, воркование, карканье, напор, уверенность, угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность до грубости, ярость и твердость.

Ощущение плавности, текучести, танец

Звук восторга, торжествующее пространство, приговор, колокол, удивление, весёлость, несерьёзность, лукавство, осторожность, равновесие, обаяние и теплота, полнота и цельность, доброта и простота, довольство и благодушие, непосредственность и открытость, богатство эмоций.

Ы, Ш

широта и мощь, шум и тишина, шорох и шелест, устрашение, притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа бытия.

З, Ц,Ч

Шипение змеи, шелест листьев, свист ветров, возмездие, зверь, резкость, оперативность, сомнение, беспокойство, луч, свет, ясность, чистота, скромность, порядок. Контроль, точность. твердость

устремлённость, сияние, сила стремления, слабость в утверждении, шелест, противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска (из сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким.

Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность, творчество, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность и абсолютизм. Порядок, такт, ритм, толк. скромность

напряженность, энергия, сжатие. извержение, взрыв, пожар. Страсть, могущество, власть, тиранство,.

К,Х

сухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость и затаённость, тихость и тусклость, скромность, энергия, обман

В. П, Ф

влияние и волнение, влечение, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию.

резкость и решительность, угловатость и неожиданность. Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, непредсказуемость мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий разумом ("умный в гору не пойдет"):

Утверждение, опора, определенность, достоверность, созидание, добротность, доброта