К фонетическим средствам русского языка относятся. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Средства речевой выразительности в различных сферах жизни
Что необычного может быть в отеле? Ведь гостиничные апартаменты - всего лишь временный ночлег. Да, получается тавтология, но мы приезжаем на отдых, чтобы отдохнуть. Сидеть в номере круглые сутки - не лучшая идея. Если возвращаться в отель мы будем только поздним вечером, чтобы лечь спать, разве что-то потребуется, кроме ванной и кровати?
Тем не менее туристический бизнес продолжает развиваться, среди владельцев гостиничных комплексов бушует страшная борьба за путешественников. Чтобы привлечь больше клиентов, в отелях пытаются как можно сильнее удивить приезжих. То и дело для туристов придумываются весьма необычные услуги. Hotshowlife предлагает вам познакомиться с самыми удивительными из них.
Сказка на ночь
Несомненно, приятно смотреть на ребенка, который засыпает под очередную сказку. Иной раз так и хочется вернуться в прошлое, чтобы позволить себе подобную роскошь. Только вот взрослым уже не получится засыпать, слушая волшебную историю, так как по статусу не положено. Правда, все не так безнадежно. В одном из отелей сети Hyatt Hotels Corporation, расположенном в Лондоне, вы можете на некоторое время вернуться в детство, заказав определенную услугу. В номер приходит человек, который садится у кровати туриста и начинает читать сказку. Кстати, историю можно выбрать по желанию.
Теплая постель
В еще одном лондонском отеле, Holiday Inn, всегда заботятся о том, чтобы клиенты не ложились вечером в холодные постели. От жителей гостиницы требуется лишь предупредить заранее, когда они захотят спать. В номер к клиенту тотчас же отправляется человек, одетый в термокостюм. Так что не пугайтесь, если в вашей кровати окажется незнакомец. Возможно, он просто согревает вам постель!
Ужин с жирафом
Пятнистые животные с длинной шеей не только красивы, но и весьма дружелюбны. Например, в кенийском отеле Giraffe Manor они считаются своеобразной частью персонала. Клиент может заказать услугу, которая подразумевает присутствие жирафа во время трапезы. Более того, животное будет принимать пищу вместе с постояльцем гостиницы.
«Мыльный дворецкий»
В одном из отелей Мексики, Viceroy Riviera Maya, вы не сможете найти классическое мыло в брикете. В ванной есть практически все, что нужно постояльцу: гель для душа, различные лосьоны и крема. В общем все, кроме мыла. Думаете, во всем виновата халатность персонала? Просто в отеле действует услуга «мыльный дворецкий». Сразу после заселения гостей посещает работник гостиничного комплекса с огромным выбором мыла ручной работы и ножом, чтобы отрезать кусок нужного размера.
Прогулка со львом
Вам не хватает экстрима? Тогда обязательно наведайтесь в Южную Африку, остановившись в отеле Protea Hotel Ranch Resort. Чтобы почувствовать экстремальные ощущения, вам даже не придется уходить далеко от гостиницы. В Protea Hotel Ranch Resort постояльцам предлагается оригинальная услуга - прогулка с белым львом. Туристы могут подышать свежим воздухом наедине с животным. При этом на хищника не надевают ошейник, так как его можно спокойно держать за хвост. В отеле живет три льва, и все они не представляют угрозы, так как с рождения контактируют с людьми.
Ночлег под открытым небом
Приехав на Манхэттен, туристы могут насладиться не только роскошью Верхнего Ист-Сайда, но и испытать массу положительных эмоций от ночлега прямо на улице! В отеле Affinia Gardens для постояльцев с детьми за определенную плату могут организовать восхитительный вечер, переходящий в ночь, под открытым небом. Нет, никто не устанавливает палатки в центральном парке и не предлагает вкусить жизнь бродяг. Услуга предполагает оформление номера «все включено» на террасе, примыкающей к обычному номеру. Чтобы обеспечить особую атмосферу, туристам выдают бинокли, спальные мешки и фонарики.
В роли звезды
Отдых на Ямайке хорош не только теплыми водами Карибского моря и восхитительными песчаными пляжами, усеянными пальмами. Проживание в местных отелях организовано так, чтобы путешественники могли получить максимум удовольствия от поездки. Так, в комплексе Geejam Hotel постояльцы могут посетить студию звукозаписи и попробовать создать собственный сингл. Желательно, чтобы гость владел хорошим голосом и слухом.
«Антихраповый» номер
В сети гостиничных комплексов InterContinental заботятся о комфортном проживании клиентов с повышенным вниманием. Для семейных пар в девяти отелях Европы предлагают «антихраповые» номера, чтобы один из партнеров мог как следует отдохнуть от храпа другого. Стены комнаты звукоизолированы, а изголовье кровати изготовлено из звукопоглощающего материла, поэтому эхо в пределах помещения не распространяется.
Сам себе хозяин
Ужин в номер и перечень услуг «все включено» - для слабаков. С недавних пор в моду постепенно входит«зеленый туризм». Новый тренд можно объяснить на примере отеля Dhara Dhevi, где постояльцам предлагают посетить рисовые плантации и попробовать самостоятельно посадить зерно. Чтобы поужинать, гостям предстоит научиться готовить тайские блюда.
Обед под песни ковбоев
Оригинальность не знает границ. В гостинице Alisal Guest Ranch & Resort посчитали классическую инструментальную музыку в качестве сопровождения во время трапезы банальным решением. С некоторых пор постояльцы отеля принимают пищу исключительно в окружении ковбоев, которые задорно исполняют традиционные песни.
Клиент имеет право на всё, даже на то, чтобы быть покойником
Никого уже не удивить системой «все включено», огромными SPA-комплексами, красивыми видами из окна и шикарным убранством номеров. Отели где-нибудь на деревьях или во льдах тоже уже не диковинка. Сегодня постояльцам гостиниц предлагают изменить свою жизнь практически за одни сутки или попробовать то, чего им и не снилось.
Звезды над головой
Отель Null Stern («Ноль звезд») находится в кантоне Граубюнден (Швейцария) на высоте около 2 тысяч метров и не имеет стен и крыши. Спят постояльцы под открытым небом, зато на кровати королевских размеров. Утром завтрак в постель приносит личный дворецкий. Бронировать один-единственный номер можно с весны до поздней осени. Владелец отеля так объясняет его концепцию: «Ноль звезд, но зато – миллиарды их над головой. Не нужны стены и крыша, чтобы ничто не встало между вами и вашими впечатлениями».
Холодно и печально
В японском городе Йокогама находится гостиница Lastel, в которой все восемнадцать номеров занимают... покойники! Живые сюда приходят только для того, чтобы проститься с усопшими, пока не подошла их очередь в крематории. Обычно, она занимает около четырех дней из-за переполненности. Номера, где своего часа ждут ушедшие в мир иной, оборудованы автоматизированной системой охлаждения и украшены цветами. Оставшиеся дни до прощания близкие покойных посещают их, чтобы выплакаться, примириться со смертью, которая забрала самое дорогое.
Хочу все знать и уметь!
В сети отелей AKA Central Park (Нью-Йорк) ждут взрослых, которые не исполнили свои детские или юношеские мечты. Здесь по программе Live It! посетителей научат тому, чего они так давно желали, но так и не осуществили: печь кексы, танцевать фламенко, рисовать, петь, фотографировать, играть на подмостках театра, исполнять цирковые номера, верховой езде, серфингу. Самые искушенные могут по специальной программе пройти курсы омоложения и даже полностью изменить свою внешность.
Pixabay
Разведены и счастливы!
В нидерландский отель Carlton Ambassador на выходные приезжают супруги, стоящие на пороге развода. Встречают их специалисты юридической фирмы, которые в короткие сроки готовы уладить все юридические, экономические и психологические вопросы, касающиеся развода: раздел имущества, детей, домашних животных. А еще подскажут, как не рассориться окончательно, а наоборот, остаться в хороших отношениях.
pixabay
Плачь, детка, плачь!
В японской сети отелей Mitsui Garden Yotsuya периодически открывается исключительно дамская «комната плача», в которой гостья вместе со слезами выльет весь накопившийся негатив. Здесь можно оплакать тяжелое расставание с любимым человеком, проблемы на работе и в семье, какие-то жизненные трудности. Для этого есть все условия: комфортная кровать, на полке стоят сентиментальные книги и диски с соответствующими фильмами, рядом на тумбочке – стопка салфеток. Когда все слезы иссякнут, посетительнице предложат согревающую грелку и гидромассажную маску для уставших глаз.
Моя золотая рыбка
В английской гостинице Happy Guests Lodge (графство Чешир) не дадут заскучать одиноким постояльцам, предложив им в качестве соседей золотых рыбок в любом количестве. Правда, за каждую придется заплатить. По словам владельца отеля Джеффа Райли , почти никто не отказывается от этой услуги. С блестящими рыбками хорошо релаксировать, можно излить им душу и просто полюбоваться на то, как они красиво взмахивают хвостом в воде. Вдруг и сокровенное желание исполнят.
pixabay
Накрывшись газеткой
В шведском отеле Faktum (город Гетеборг) любой постоялец может на собственной шкуре испытать все трудности ночлега бездомного человека. По желанию можно провести ночь в парке на скамейке, в заброшенном здании, под мостом. Постояльцам предложат для тепла потрепанный спальный мешок, старую палатку, газеты, картонку, тряпки. Для владельцев отеля это способ привлечь внимание общественности к проблемам живущих на улице. Оплата за «бездомный» номер идет на благотворительные цели.
pixabay
Намереваясь отправиться в отпуск, мы порой даже не задумываемся о том, каким образом туристические агентства и гостиницы организуют наш досуг таким образом, чтобы мы ни в чем не нуждались. Когда же речь идет о планирование гостиничного бизнеса, встает вопрос о том, какие виды услуг в гостинице предлагать постояльцам. Следующий вопрос – что предоставлять бесплатно, что – за дополнительную плату. В данной статье поговорим об организации рабочего процесса в гостинице.
Типы и виды услуг в гостинице
Отельный сервис разделяется на основные, дополнительные и индивидуальные виды услуг. В зависимости от пожеланий отельера и уровня конкурентной среды в заданном регионе, этот сервис может быть как абсолютно бесплатным, так и за дополнительную плату.
Существует ряд основных услуг в отеле, закрепленные на законодательном уровне, как те блага, которые должны оказываться во всех гостиничных учреждениях, как бесплатные. Это обязательно. Их перечень:
- В случае необходимости вызов скорой медицинской помощи
- Наличие и круглосуточная возможность использовать медицинскую аптечку
- Доставка писем, газет и прочей корреспонденции, предназначенной постояльцу
- Пробуждение гостя к назначенному времени
- Наличие и возможность доступа к кипятку, ножницам, иголкам с нитками
- Пользование одним комплектом посуды и его замена
Вне зависимости от концепции гостиничного предприятия, данные услуги ваш отель должен предоставлять. Однако каждому понятно, что если отель будет предоставлять лишь это, его рейтинг будет оставлять желать лучшего. В условиях жестокой конкуренции между гостиницами и гостиничными сетями необходимо быть «в тренде» и предвосхищать потребности постояльцев.
Так, буквально несколько лет назад свои бонусы и преимущества в виде дополнительных клиентов получали те редкие гостиницы, которые позволяли постояльцам пользоваться раздаваемым интернетом без взымания дополнительной платы.
На сегодняшний день сайты отелей, сетей и ресурсы по бронированию пестрят баннерами с надписью «бесплатно» и «в подарок». Конкурируя между собой, гостиницы стараются предоставить уникальный сервис своим гостям, либо стандартные разновидности платных услуг - безвозмездно.
Наиболее распространенные платные услуги в гостиницах :
- Предложение групповых и индивидуальных экскурсий
- Персональный переводчик и гид
- Продажа билетов на культурно-массовые мероприятия
- Обмен валюты
- Ремонт одежды, обуви, химическая чистка и глажка
- Сувенирная продукция
- Аренда площади для деловых переговоров и конференций
- Сауны, бани, спа-салоны, массажные салоны, косметологические кабинеты, парикмахеры
- Покупка и доставка цветов
- Заказ такси
Разумеется, чем большее количество услуг предлагает гостиница бесплатно, тем больше у нее шансов на лидирующие позиции и обратную связь с клиентами. Наработка хороших отзывов – долгий, затратный и трудоемкий процесс. Высокое качество сервиса, как ничто другое, может помочь в данном вопросе.
Сегодня плохим тоном считается предложение определенного ряда услуг за дополнительную оплату. Когда-то дорогой интернет, в наше время обязан быть доступным всем свободно. Подробная консультация специалистом ресепшена о проводимых в городе мероприятиях; о том, как добраться до нужного клиенту места и обратно; о возможности сэкономить средства в городе и прочая полезная информация предоставляется бесплатно. Вызов такси к гостинице не должен быть оплачиваемым ничем, кроме чаевых, максимум.
Гостиницы, на фасаде которых красуется немалое количество звезд не могут позволить себе забыть об индивидуальном подходе к персонам особой важности. Это могут быть люди, полезные для данного бизнеса, или просто обеспеченные постояльцы. Если персональные услуги оказываются в исключительных случаях, их наличие не станет финансово привлекательным, однако создаст определенное реноме гостиничному предприятию, что немаловажно.
К числу персональных услуг относится в том числе индивидуальный работник отеля, сопровождающий постояльца во весь период его пребывания. В его обязанности входит консультации по всем вопросам, изыскание решений любой сложности, дабы удовлетворить пожелания взыскательного клиента.
Неплохим вариантом индивидуального подхода к гостю являются небольшие подарочки, приятные сувениры на память о пребывании в вашей гостинице. Это может быть любая сувенирная продукция, например, шоколадки местной фабрики с логотипом вашей компании. Этот недорогой и скромный подарок подчеркнет уровень сервиса в вашей гостинице и заставит улыбнуться даже самого строгого гостя.
Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят...- Пушкин). В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а , их звучание не влияет на ассонанс.
В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у ; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат (в последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а ). В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Пастернак). Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.
Аллитерацией называется повторение согласных. Например:
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в .
С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д - т или з - с и т. д. Например:
Марш!
Чтоб время
ядрами рвалось.
К старым дням
Чтоб ветром
относило
Только
путаницу волос (Маяковский).
Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...
Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: « Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.
Урок по теме "Фонетика", всегда привлекает студентов музыкального колледжа. Во - первых, тема связана с дисциплиной "Гармония" , где важен фонематический слух студентов (им близко),а, во - вторых, включает их в исследовательскую работу, а не пустое заучивание терминов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 курс)
ТЕМА УРОКА:
ФОНЕТИКА.
Фонетические средства художественной выразительности
Цели урока:
познавательные:
- формирование представления об особенностях фонетических средств выразительности русской речи;
- чтение и комментирование стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
- приобретение навыков исследовательской работы над лирическим произведением;
развивающие:
- развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья в процессе анализа лирического произведения;
- формирование умений и навыков фонетического анализа стихотворения; подготовка к единому государственному экзамену;
- формирование эстетического вкуса и приобщение студентов к осознанному чтению стихотворений Ф.И.Тютчева;
воспитывающие:
- воспитание внимания к слову;
- развитие любви к творчеству русских поэтов;
- формирование культуры речи;
- развитие эстетического вкуса
Оборудование : стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»; картины «Осень» Ю.Левитана; «Осень» Ю.Попова; музыка П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (фрагменты); фотографии поэта; таблица «Звуки русской речи», осенние листья на партах.
Форма урока – урок – исследование
ПЛАН урока
- Организационный этап;
- Основная часть: исследование фонетических средств художественной выразительности на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»
- Заключительный этап. Выводы.
- Задание на дом. Подведение итогов.
Ход урока
Поэзия есть внутренняя Музыка,
внешне выраженная размерною речью.
Слово есть чудо, Стих - волшебство.
Музыка, правящая Миром и нашей
Душой, есть Стих.
(Бальмонт)
В природе существует звук,
который неслышим,
также существует цвет,
который невидим,
но который может быть услышан.
Е. П. Блаватская
1.Организационный этап. Организация курса. Объявление темы урока, цели.
Слово учителя: Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в произведении несет, конечно, слово. Именно найденное гармоничное сочетание смысла слова и звучания обладает огромной силой воздействия.
Поэтическое произведение – это мир слов и звуков, которые не всегда можно соотнести с принятыми звуковыми средствами. Поэтому мы, анализируя стихотворение, обращаемся к звукам русского языка, которые в сочетании с другими звуками влияют на восприятие стихотворения с точки зрения звучания и смысла.
На уроках русского языка мы рассмотрели фонетические особенности русской речи. Сегодня обратимся к фонетическим средствам выразительности русской речи.
Наши цели –
- повторить фонетические средства языковой выразительности,
- продолжить работу по их распознаванию,
- выявить их роль в организации художественного текста
- продолжить работу по анализу художественного текста.
Преподаватель : Обратите внимание на первый эпиграф нашего урока (написан на доске):
Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.
(Бальмонт)
Материалом нашего исследования станет стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
2.1. Терминологический диктант.
Преподаватель : Мы с вами изучили термины, необходимые для звуковой организации стихотворения и как яркие средства художественной выразительности стихотворения. Вам необходимо, услышав лексическое значение слова, записать языковедческий термин.
(у доски работает студент)
А) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, усиливающих выразительность поэтической речи - (ассонанс;)
Б) повторение в стихотворной речи однородных звуковых особенностей - (ритм);
В) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи - (аллитерация);
Г) основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит - (интонация);
Д) подбор слов близкого звучания (звукопись);
Е) красота и естественность звучания звуков – (благозвучие)
Ж) одна из сильных позиции стихотворного текста, скрепленная интонацией, рифмующимися словами и смысловыми (семантическими) связями - (РИФМА_)
Преподаватель : Назовите 2 слова, образованные способом сложения ( звукопись и благозвучие)
Курс поделен (заранее) на 3 группы
- Работа по группам.
Преподаватель : Поэты, исследователи стихотворной речи давно заметили, что звуки играют определенную роль в смысловой организации текста. (Чтение по группам высказываний.)
1.группа: « В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)
2.группа: « О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор . Все огромное проявляется через О , хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь . Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако . Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О ».(К. Бальмонт.)
3.группа: « Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом …»(Е. Замятин.)
Преподаватель : В течение урока вы можете пользоваться высказываниями. Эти высказывания – подсказки для дальнейшей нашей с вами работы. Какие ассоциации вызывает у вас слово «ОСЕНЬ»?
Студенты называют: (листопад, дождь, зонтики, насморк, плащ….) (по группам – 2-3 ассоциации)
У доски студент выполняет фонетический разбор слова «ОСЕНЬ».
На столах у студентов есть таблица. С помощью таблицы («что передают звуки») группы ищут слова, которые ассоциируются со звуками в фонетическом разборе: [о] - пространство, осторожность; [с ́ ] - шелест, беспокойство; [и] - мечтание, вдохновение; [ н ́ ] - танец;
Вместе с преподавателем студенты приходят к выводу, что лексическое, ассоциативное и звуково е значение слова «осень» очень похожи.
2.3. Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»».
(текст стихотворения лежит на партах)
Преподаватель : Стихотворение «Осенний вечер» написал один из представителей поэзии «чистого искусства» Федор Иванович Тютчев, слава к которому пришла на шестом десятке лет. Поэты этого направления (А.Фет, А.Майков, Плещеев и другие) акцентировали своё внимание на природу и чувства человека, на гармонию между человеком и природой . Образами природы поэты выражали свои сокровенные мысли и чувства. Себя Тютчев называл «верным сыном природы» .
2.3.1. Прослушивание стихотворения наизусть. Читает студент.
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Октябрь 1830 Тютчев (27 лет)
Преподаватель : (Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста.) Какую картину вы рисуете, услышав стихотворение? (Работа по группам: каждая группа высказывает своё мнение)
2.3.2. Работа над лексикой стихотворения. Проверка домашнего задания (лексическое значение слов необходимо было найти в толковом словаре):
- истома - чувство приятной расслабленности;
- томный - исполненный истомы, устало – нежный
- изнеможенье – состояние полной усталости, бессилия;
- кроткий – незлобивый, покорный, смирный;
- пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос…
- увядать – вянуть
- стыдливый – застенчивый, стеснительный
- с традание – физическая или нравственная боль, мучение
Преподаватель : Найдите в стихотворении слова - неологизмы – (светлость, стыдливость, пестрота, грустно – сиротеющий..) (Запись в тетрадь)
Преподаватель : Найдите в стихотворении слова высокого стиля – (дерев, ветр, кроткий..) (запись в тетрадь) Для чего, на ваш взгляд, автор их употребляет?
2.3.3. Преподаватель : Давайте обратимся к звукописи стихотворения. Одно из фонетических средств – это аллитерация. Обратите внимание на согласные звуки. Каких звуков встречается больше в этом стихотворении? (Работа по группам)
Приходим к единому мнению – это звуки [ Р.С.Л ](запись в тетрадь )
Преподаватель : Найдите в таблице соответствие этим звукам.
Каждой группе дается один звук. Приходим к выводу (вихри, танец, устремлённость) (см таблица)(запись в тетрадь). Соотносим слова с темой осени и темой стихотворения.
Преподаватель : Остановимся на двух последних строчках стихотворения:
«Что в существе разу м но м м ы зове м» – Какой звук в этой строчке чаще всего встречается? Приходим к выводу - 4 М . В таблице ищем понимание этого звука. -(философствование, размышление )
«Боже ст венной ст ыдливостью ст раданья.» –– Какие звуки в этой строчке повторяются в каждом слове?
Приходим к выводу - 3 СТ В таблице ищем понимание этих звуков . Приходим к выводу - (сомнение, беспокойство, поиск; ответственность, творчество, разрушение)
Преподаватель: Чтобы понять, что же этими строчками хотел сказать автор, перейдем к лексическим пояснениям некоторых слов и словосочетаний. (студенты записывают в тетрадь)
Существо разумное - подберите синоним (это человек)
Страдание - подберите синонимы (мука, терзание, пытка)
Стыдливость – подберите синонимы (застенчивость, стеснительность)
Божественный - подберите синоним (духовный,)
Преподаватель : Что же подсказывают читателю эти строки?
(Только человек разумный понимает, что тот, кто обладает духовностью, страдает, переживает муки, терзания, живет в гармонии с природой, со всем миром.)
Преподаватель : Так какова же основная тема стихотворения? Что подсказало нам основную мысль стихотворения? (аллитерация может помочь выразить основную тему стихотворения)
2.3.4. Преподаватель : Как вы думаете, а какое еще фонетическое средство сможет помочь нам в разборе стихотворения? (ассонанс).
Рассмотрим еще 2 строчки стихотворения.
Есть в светлости осенних вечеров
Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки. (запись в тетрадь)
Ответ - [Э, Э, Э, О ].
Преподаватель : Найдите соответствие в таблице. Приходим к выводу – вдохновение, мечтательность, романтизм и восторг, пространство, простота
Порывистый, холодный ветр порою ,
Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки (запись в тетрадь)
Ответ - [ Ы, О, Э, О]
Обращаясь к таблице,приходим к выводу: устрашение, шум, приговор, колокол, победный клич, крик, пространство, приговор, осторожность.
Соотносим с темой стихотворения .
Преподаватель : : Что же помогли увидеть, услышать гласные звуки в стихотворении?
2.3.5. Преподаватель : Особое внимание уделим с вами яркому средству художественной выразительности - рифме. Вспомните значение этого слова. Рифма задает ритм стихотворению. (Рифма - важный фактор в возникновении поэтических образов, рычаг поэтического мышления. «Рифма - крылья», - говорила А. А. Ахматова).
Как называются рифмы, оканчивающиеся на гласную (- открытые ), на согласный (- закрытые)?
Преподаватель : Каких же строк больше в стихотворении: открытых или закрытых? Почему?
Работа по группам: высказывают свое мнение.
ВЫВОД: закрытых строк больше,т.к. открытые – такие окончания считаются плавными, напевными, а закрытые – признаются резкими, отрывистыми, энергичными; именно последние рисуют борьбу и победу наступающей холодной стихии.
Преподаватель : рифма один из главных инструментов мелодики стиха, бывают женские и мужские рифмы. Как их отличить друг от друга? Рассмотрим это на нашем стихотворении.
(А) женские – ударение падает на предпоследний слог (волнами)
6 строк с женской рифмой; Б) мужскими – ударение падает на последний слог – (на скале)
6 строк с мужской рифмой)
Преподаватель : Почему автор, на ваш взгляд, применяет одинаковое количество мужских и женских рифм?
(сравнимо с падающими листьями, зрелостью человека)
2.4 Преподаватель : . Обладают ли звуки цветом? Обратимся ко 2 эпиграфу:
«В природе существует звук, который неслышим, также существует цвет, который невидим, но который может быть услышан».Е. П. Блаватская
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете . Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Прослушаем фрагменты музыкальных произведений: П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (осень); Какую цветовую гамму вы услышали? (Работа по группам, находим общее, различное у композиторов, потом выясняем, какой музыкальный фрагмент ближе к стихотворению Тютчева, почему))
Преподаватель : Есть мнение о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.
А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки.
Стихотворение читает подготовленный студент.
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий;
тайну их скажу я в свой черед,
А - бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е - белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И - пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У - трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
О - дивных глаз ее лиловые лучи.
Преподаватель : Есть даже результаты эксперимента (музыкантов и языковедов) по звукоцветовым соответствиям. Они приведены в таблице, которой мы сейчас и воспользуемся.
Давайте и мы исследуем стихотворение Тютчева.
ЗВУКОБУКВЫ | ЦВЕТ |
А, Я | Красный, ярко – красный, густо - красный |
Светло – желтый. белый, пурпурный |
|
Е,Ё | Зеленый, желто – зеленый |
И,Й | Синий, небесно – голубой, синеватый |
Серый, Темно - синий, сине – зеленый, темно – лиловый |
|
Голубоватый |
|
Мрачный, темно –коричневый, черный |
РАБОТА ПО ГРУППАМ
- Е.Ё, У в стихотворении
- группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы А, Я, Ы
- группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы И,О
Сделайте вывод по каждому цвету.
Попробуем нарисовать картину осеннего вечера с помощью цвета. Рисуем в тетради таблицу
звукобуква | количество | Цветовая гамма | цитата |
Е, Ё | Желто - зеленый | Пестрота деревьев |
|
А Я | красный | Багряные листья |
|
Небесно - голубой | Туманная и тихая лазурь |
||
Светло - желтый | Светлость осенних вечеров |
||
серый | Порывистый холодный ветр |
||
черный | Грустно – сиротеющей землею |
3.0. Заключительный этап.
Преподаватель : Ещё раз попросим студента прочитать стихотворение, обратим внимание на репродукции, картины, иллюстрации, соотнесем с музыкой.
Выводы:
«Осенний вечер» - не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину, но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Природа, как и человек, живет по законам: необходимо умереть, чтобы вновь возродиться. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.
Преподаватель :Так какую же роль играют фонетические средства выразительности в русской речи?
(Фонетические средства выразительности русской речи помогают лучше понять смысл стихотворения, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю. Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.)
4.0.Подведение итогов.
Домашнее задание:
Найдите фонетические средства выразительности ещё в одном стихотворении Ф.И.Тютчева.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
ПРИЛОЖЕНИЕ
звуки | ЧТО ПЕРЕДАЮТ звуки |
И, Э | Писк, крик, визг, изумление, победный клич, терпение, скрытость, слабость, переменчивость, приспособление, вдохновенность и романтизм, мечтательность, свет, тяга к духовному, |
Гул, гудение, музыка шумов, всклик ужаса, уныние и грусть, безучастность и инертность, медлительность и пассивность, флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение, тайна |
|
Б, П | Гром, энергия, буйство жизни, богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание, комфорт, устойчивость, пессимизм, прах, пепел. |
Н, М | Мурлыканье, мычание, бормотание, мучение, танец, философствование, размышление |
Гром, звон, разрушение, разорванность, рокот, дробь, ветер, рев, буря, взрыв, ураган, рокоты струн, вихри, пожар, рычание, ворчание, рык тигра, воркование, карканье, напор, уверенность, угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность до грубости, ярость и твердость. |
|
Ощущение плавности, текучести, танец |
|
Звук восторга, торжествующее пространство, приговор, колокол, удивление, весёлость, несерьёзность, лукавство, осторожность, равновесие, обаяние и теплота, полнота и цельность, доброта и простота, довольство и благодушие, непосредственность и открытость, богатство эмоций. |
|
Ы, Ш | широта и мощь, шум и тишина, шорох и шелест, устрашение, притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа бытия. |
З, Ц,Ч | Шипение змеи, шелест листьев, свист ветров, возмездие, зверь, резкость, оперативность, сомнение, беспокойство, луч, свет, ясность, чистота, скромность, порядок. Контроль, точность. твердость |
устремлённость, сияние, сила стремления, слабость в утверждении, шелест, противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска (из сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким. |
|
Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность, творчество, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность и абсолютизм. Порядок, такт, ритм, толк. скромность |
|
напряженность, энергия, сжатие. извержение, взрыв, пожар. Страсть, могущество, власть, тиранство,. |
|
К,Х | сухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость и затаённость, тихость и тусклость, скромность, энергия, обман |
В. П, Ф | влияние и волнение, влечение, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию. |
резкость и решительность, угловатость и неожиданность. Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, непредсказуемость мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий разумом ("умный в гору не пойдет"): |
|
Утверждение, опора, определенность, достоверность, созидание, добротность, доброта |