К фонетическим средствам русского языка относятся. Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи. Смотреть что такое "фонетические средства" в других словарях

1. Одним из самых популярных запросов среди путешественников из России (51 %) стали живые цветы в номере. Финляндия и Дания также показали высокие результаты: 45 % и 43 % опрошенных соответственно. А вот в Ирландии подобная идея привлекает всего 19 % опрошенных.

2. 34 % респондентов хотели бы увидеть в своем номере набор шоколадок на выбор. Самыми большими любителями сладкого оказались путешественники из Аргентины (55 %), Бразилии (47 %) и Индии (43 %). В России же «за» ‒ только 23 %.

3. Возможность нанять «няню» для домашнего животного интересна 6 % респондентов. В России такой услугой хотели бы воспользоваться 2 % респондентов, а, к примеру, в Мексике ‒ 14 %.

4. Некоторые ‒ 3 % из общего числа опрошенных ‒ хотели бы, напротив, «арендовать» питомца, пока проживают в отеле. По спросу на эту услугу лидируют Норвегия (9 %), Испания (8 %) и Китай (7 %); в России желающих ненадолго взять животное оказалось 4 %.

5. В Азии оказалось самое большое число любителей ароматов, которые хотели бы видеть в номере набор парфюма на каждый день пребывания в отеле: на Тайване такой услугой хотели бы воспользоваться 45 % участников исследования, в Корее ‒ 36 %, а в Таиланде ‒ 27 %. И лишь 9 % россиян это интересно.

6. Одним из самых необычных запросов стал «будильник от звезды». 4 % путешественников из России хотят, чтобы с утра телефонным звонком их будил не консьерж, а знаменитость. Самой большой популярностью эта услуга пользуется у респондентов из Ирландии (13 %), Германии (12 %) и Нидерландов (9 %).

7. Есть спрос и на музыкальные инструменты в номере: увидеть там гитару больше всего хотели бы представители Колумбии (9 %), Ирландии (8 %), Сингапуре (7 %) и Финляндии (7 %). В России же только 3 % опрошенных показалось это хорошей идеей.

8. Любители хорошо поспать хотят видеть в отеле «инструктора сна» ‒ специально обученного сотрудника, который помогает гостям справиться с бессонницей: подсказывает, в каком положении сон будет крепче, как расслабиться и настроиться на сон, что рекомендуется делать, чтобы встать с утра бодрым и отдохнувшим. Воспользоваться такой услугой больше всего хотят путешественники из Кореи (29 %). В России необычная опция интересна 5 % участников исследования.

Справка

Опрос проводился в марте‒апреле 2015 года с помощью рассылки по электронной почте. В исследовании приняли участие более 4 700 респондентов из Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Колумбии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Гонконга, Индии, Ирландии, Италии, Японии, Кореи, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, России, Сингапура, Испании, Швеции, Тайваня, Таиланда, Великобритании и США.

Отель Balmoral, Эдинбург

The Balmoral Hotel

В одном из лучших отелей Эдинбурга работает отельный консьерж, обладающий уникальным навыком. Он может помочь гостю найти свои шотландские корни, чтобы подобрать определенный вид семейной клетчатой ткани. (Каждая шотландская семья претендует на определенный тартан, в зависимости от родословной, места рождения или клана, к которому принадлежали родственники.)

Чтобы определить, какой расцветки будет ткань, перед приездом нужно отправить консьержу свою родословную.

Он изучит семейное древо вместе с экспертами и к вашему приезду подберет килт нужной модели и размера.

Инструктор по рыбьему хвосту

Курорт-отель Sanderling, Северная Каролина

Sanderling Resort

Научиться жить с хвостом русалки можно в Северной Каролине.

На занятиях гостей учат скользить в специально разработанном хвосте русалки, а также изящно в нем передвигаться.

Часовое занятие обойдется в $49. Зачем обретать столь странный навык, не совсем ясно, однако желающие находятся.

Техник соблюдения шаббата

Отель King David Hotel, Иерусалим

The King David Jerusalem Hotel

По выходным этот отель занимают ортодоксальные евреи, многие из которых живут в Израиле, а поселяются в King David затем, чтобы не испытывать дискомфорта из-за соблюдения субботы.

После захода солнца в пятницу ортодоксы должны отказаться от использования электричества, а в этом отеле это сделать проще простого.

Специальный техник отключает электрические механизмы, меняет магнитную ключ-карту на обычный ключ от номера и подключает лифт, который останавливается на каждом этаже, благодаря чему гостям не нужно нажимать на кнопки. Вдобавок не нужно беспокоиться об ужине, завтраке и обеде — все уже сделано за вас.

Ответственный за сбор трюфелей

Le Richemond, Швейцария

Alex Stephen Teuscher

На берегу Женевского озера есть отель, в котором гости могут воспользоваться услугами поставщика трюфелей. В течение недели постояльцы занимаются сбором грибов под руководством эксперта.

Все выкопанные трюфели передают в ресторан отеля, где шеф-повар подает их уже в готовом виде на ужин.

Идея не нова — рыбалка на многих курортах, даже самых незамысловатых, устроена по тому же принципу (поймал, отдал повару, съел). Однако если речную форель и карпа в специальном хозяйстве поймать легко, то для того, чтобы найти настоящий ценнейший гриб, нужно быть либо поросенком (свиньи знают толк в трюфелях), либо специально обученным экспертом.

Собачий массажист

Отель Belmond Splendido, Портофино

Belmond Hotel Splendido

Для клиентов, которые привыкли заботиться о своих домашних питомцах ничуть не меньше, чем о себе, в итальянском Портофино открылся отель, предлагающий необычную услугу. Здесь можно заказать массаж для собак.

Мастера используют шведские методы массажа, чтобы разогреть и разработать мышечную ткань питомца.

В массажный кабинет попадают только те собаки, у которых есть ветеринарный паспорт.

Полировщик антиквариата

Dorchester, Лондон

The Dorchester

В одном из исторических отелей Лондона существует должность ответственного за сохранение всего антиквариата в номерах и лобби. Мастер использует особую технику полировки, которая придает антиквариату зеркальный блеск. Профессия не считается уникальной.

В одном из лондонских кафе есть аналогичная должность — там команда специалистов отвечает за полировку мраморных стен заведения.

Пятна убирают с помощью специальных химических веществ и ультрафиолетового излучения.

Волынщик в гольф-отеле

Отель Ritz-Carlton, Халф Мун Бэй, Калифорния

The Ritz-Carlton, Half Moon Bay

Волынщики живут не только в Шотландии. В одном из отелей США на протяжении 15 лет существует аналогичная должность.

Волынщик должен трубить на протяжении полутора часов до захода солнца почти каждый день.

Он работает 52 недели в год. Должность в отеле появилась не случайно, владельцы считают, что американский гольф-курорт напоминает скалы Шотландии, а волынщик, в свою очередь, создает нужную атмосферу.

Чистильщик люстры

Отель Waldorf Astoria, Нью-Йорк

Robert Deitchler/Bloomberg

Чистильщик люстры — работа, требующая самоотречения в течение полного рабочего дня. В лобби одного из самых знаменитых отелей Манхэттена хрустальные люстры полирует команда сразу из трех человек.

Тем, кто хочет как можно скорее увидеть великолепное сияние хрусталя, стоит поторопиться.

1 марта 2017 года здание в стиле ар-деко, которому в этом году исполняется 85 лет, закрывается на двухлетний ремонт.

Уборщик ресторана под водой

Курорт-отель Conrad, Мальдивские острова

Conrad Hotels & Resorts

Такая должность могла появиться только на Мальдивах. Ужин в ресторане под водой, где вместо бетонных стен с картинами посетителей ждет живой подводный мир за стеклянной стеной, испортить могут только налипшие водоросли или другой мусор. Чтобы таких ситуаций не случалось, в отеле есть специальная команда уборщиков (сотрудники дайв-центра), которые очищают стены ресторана трижды в день. Процесс уборки занимает около 20 минут.

«Офис» сотрудников этой клининговой службы находится на глубине 5 м под водой в окружении коралловых рифов.

Ответственный за почву для гольфа

Отель Vidanta Riviera Maya, Юкатан, Мексика

Vidanta Riviera Maya

Чтобы поля для гольфа выглядели зелеными, требуется огромное количество воды, так что экологичными гольф-курорты не назовешь.

Но есть исключение — курорт на мексиканском Юкатане.

Там специально подготовленный агроном следит за управлением водных ресурсов и контролирует компостирование и обработку почвы, чтобы уход за полем для гольфа не наносил урон окружающей среде.

Портной по обивочной ткани

Отель St. Regis, Нью-Йорк

The St. Regis New York

Отель, где стены не только в спальнях, но даже в туалетах обиты дорогими тканями, не может обойтись без человека, готового в случае чего привести в порядок порванные подушки, портьеры и изношенные кресла. Не удивляйтесь, если в одном из отелей Нью-Йорка встретите такого сотрудника.

Почти все отели предлагают пакеты опций, разработанные для улучшения качества проживания своих гостей и повышения собственного опыта в предоставлении услуг клиентам. Но некоторые курорты предлагают по-настоящему экстравагантные приятности. От причудливых до полных странностей, некоторые отели решили, что такие необычные дополнительные услуги - именно то, что нужно предложить своим гостям отдельно от того, что входит в стандартный пакет услуг.

Что ещё более странно - гости готовы платить непомерные суммы за эти услуги. Какими бы странными и сумасбродными ни были предложения, гости могут быть уверены в том, что они получат действительно незабываемый опыт и уникальные воспоминания о своём необычном отдыхе.

10. Отель "Приют счастливого гостя" (Happy Guest Lodge)

Название действительно говорит само за себя. Персонал "Приюта счастливого гостя" в городе Уоррингтон (графство Чешир, Англия) просто горит желанием порадовать своих гостей. Они готовы выложиться на все сто, чтобы сделать это, даже если это размещение одинокого клиента.

Администрация предоставляет своим клиентам уникальную услугу - компаньона в виде золотой рыбки. Постояльцы, предпочитающие такую чешуйчатую компанию, платят 5 фунтов, и золотая рыбка по имени "Приносящая счастье" ("Happy”) появляется у них в номере.

На своём официальном сайте отель хвалится, что всемирно известная золотая рыбка обеспечивает гостям отеля компанию на весь вечер и дарит ощущение радости, создавая действительно интересную обстановку.

Почему же именно золотая рыбка? Владельцы отеля полагают, что эта небольшая рыбка дарит гостю отеля ощущение комфорта, являясь молчаливым собеседником, и безоговорочную любовь после тяжёлого дня. Они утверждают, что клиенты могут даже начать скучать по золотой рыбке между приездами. Но не стоит беспокоиться: "Приносящая счастье" или её замена обязательно будет доступна во время вашего следующего пребывания в отеле.

9. Семейный пакет "Бой подушками"


Сочетание комфорта пятизвёздочного отеля с ностальгией по временам, когда друзья или подружки оставались ночевать, звучит, как идеальная комбинация. Отель Ritz-Carlton давно известен, как лучший отель, предлагающий некоторые услуги для более приятного пребывания гостей.

Однако в отеле "Ритц" в Палм-Бич (штат Флорида, США) к гостям, путешествующим семьями, проявляют повышенное внимание, предлагая семейный пакет "Бой подушками". Пакет стоит 60 долларов и включает в себя целый мешок с атласными подушками, компакт-диск и книгу с различными семейными играми, в которые можно поиграть вместе.

И хотя стоимость такого семейного пакета может показаться непомерно высокой, руководство отеля Ritz полагает, что он предоставляет семьям возможность скрепить узы посредством весёлого времяпрепровождения и летающих перьев. Песни на компакт-диске предназначены для поддержания "боевого" духа участников, среди них и такие классические композиции, как "Срази меня своим лучшим выстрелом" ("Hit Me With Your Best Shot”) в исполнении Пэт Бенатар (Pat Benatar).

8. Торговые автоматы с купальными костюмами


Всем нам знакомо чувство спешки, с которым мы собираем чемодан, в результате чего обязательно забываем наиболее важный предмет для предстоящего чудесного отпуска - например, купальный костюм. Чтобы вам не пришлось купаться в чём мать родила или носиться по отелю в поисках сувенирного магазина, в котором выбор стильных и модных купальников не так уж и широк, гостиничная сеть Standard Hotel предлагает довольно новаторское решение - торговые автоматы с купальными костюмами.

Вендинговый аппарат предлагает стильный выбор как для мужчин, так и для женщин от таких именитых брендов, как Quiksilver. Доступные в широком диапазоне различных расцветок и размеров, дизайн купальных костюмов вдохновлён обликом и атмосферой отелей гостиничной сети Standard Hotel.

Автомат даже печатает названия местных увеселительных заведений на поясе плавок и нижней части купальников, поэтому после купания в бассейне гости могут отправиться в город по злачным местам.

Однако продаваемые в автомате плавки и купальники стоят недёшево. Приготовьтесь потратить как минимум 75 долларов, если забыли свой купальный костюм дома.

7. Уроки серфинга для собак


Лагерь Su’ruff Camp на курорте Loews Coronado Bay Resort & Spa предлагает уникальную возможность подарить вашему домашнему питомцу шанс покататься на волнах. Лагерь для сёрфингистов в этом отеле, расположенном в Сан-Диего, специализируется на обучении собак, предлагая им вгрызаться в волны вместо того, чтобы делать это со своими игрушками. Владелец учебного центра считает, что все собаки имеют способности к занятию сёрфингом, просто их нужно немного подучить.

Отель проводит среди собак-сёрфингистов, куда съезжаются участники всех пород, которые борются за право называться лучшим псом, покорившим волну.

Другие услуги для домашних питомцев в этом отеле включают в себя выгульщиков собак, нянь для собак и даже специальное меню службы доставки, в которое входят все виды собачьих деликатесов. Со всеми домашними животными, приезжающими в Loews Coronado Bay Resort & Spa вместе со своими владельцами, обходятся, как с настоящими VIP-персонами.

6. Дворецкий по ароматам (Fragrance Butler)


Обеспечить своим гостям идеальный аромат - одна из важных отличительных особенностей отелей сети Роузвуд (Rosewood Hotel). Это довольно блестящий ход, учитывая, что Управление транспортной безопасности значительно ограничило количество жидкости, которую пассажир может взять с собой на борт самолёта.

Отели сети Rosewood обставили "ароматное обслуживание" в действительно роскошной манере: дворецкий по ароматам сразу после вашего звонка придёт к вам в номер с серебряным подносом, на котором расставлены различные духи и одеколоны.

Услуга доступна 24 часа в сутки, а ароматная коллекция включает в себя парфюм таких ведущих мировых брендов, как Dior, Chanel, Givenchy, Hermes и другие. В каждом отеле гостиничной сети - своё "меню" ароматов, которое отражает его окружающую обстановку.

Так что если кто-то желает вдохнуть какой-нибудь чарующий аромат, нужно просто позвонить, и дворецкий тотчас же придёт в номер с серебряным подносом в руках.

5. Доставка обручального кольца птицей


Гости отеля-замка Ashford Castle в Ирландии, которые планируют задать неожиданный, но важный вопрос своим возлюбленным, могут воспользоваться услугой преподношения обручального кольца поистине незабываемым способом - его доставит филин. Дингл (Dingle) - это филин, который живёт в замке с 1999 года и имеет достаточно крепкие когти, чтобы удержать камень большого размера.

На угодьях живёт ещё немало птиц, поскольку в замке есть школа соколиной охоты. Гости могут посещать занятия с животными, чтобы узнать о древнем способе соколиной охоты. Из всех птиц, живущих там, ни одна не является столь популярной, как Дингл. Возможно, из-за его романтической работы?..

Пакет "Предложение" включает в себя трёхдневное проживание в отеле, массаж для возлюбленной пары, шампанское, прогулку на лодке, ужин при свечах, а апогеем романтического пребывания в отеле станет парящий Дингл, который доставит будущей невесте кольцо. При стоимости 2000 долларов, этот сервис является достаточно популярным - возможно, потому, что является одним из самых крутых способов сделать предложение.

4. Пакет услуг для ненавистников Дня Влюблённых


Одна гостиничная сеть проявила свою креативность, предлагая пакет "Я ненавижу День святого Валентина" специально для гостей, которые предпочитают отметить этот день по-своему.

Для тех, кто желает отметить этот праздник в одиночестве, отели Night and the Time в Нью-йорке распланировали весь вечер. Он начнётся с ужина в фешенебельном ресторане Serafina, в котором будет заказан столик на одну персону, а по прибытии гостю подадут бесплатную двойную порцию ликёра.

Если после ужина гость решит остаться в отеле, у него в номере настраивается развлекательный канал "для взрослых", удовольствие от просмотра которого он может получать в течение 24 часов.

Обслуживающий персонал также предлагает специальную услугу подготовки ко сну для ненавистников, которая известна под названием "Любовь причиняет боль" ("Love Hurts"). В неё входят чёрные свечи, коробка салфеток, две маленькие бутылочки текилы, мороженое в неограниченном количестве и большой выбор фильмов про разрыв отношений. На следующее утро гостю подадут завтрак в постель и несколько книг из серии "Помоги себе сам".

3. "Лучший человек внаём"


Услуга "Лучший человек внаём" в отеле Wild Dunes Resort в Южной Каролине гарантирует, что жених в столь важный для него день не останется без компаньона. В отеле утверждают, что жених будет слышать столько комплиментов и получать столько внимания, сколько традиционно получает невеста в день своей свадьбы.

Таким образом, пакет "Лучший человек внаём" ставит своей целью предоставление услуг, максимально освобождающих жениха от предсвадебных забот. Этот человек не разочарует его, занимаясь всеми актуальными вопросами, начиная от произнесения торжественной речи и заканчивая проведением реанимационных мероприятий гостям свадьбы до приезда "скорой".

Очевидно, что пара, которая наймёт этого лучшего человека, сделает это с чувством юмора и полными карманами денег, потому что его услуги стоят недёшево. Жених должен быть готов выложить за его работу 150 долларов за один час, 650 долларов за полдня, 1000 долларов за полный рабочий день или 2000 долларов за уикенд.

2. Персональные кислородные устройства


Хотя воздух в Бостоне, конечно, не так загрязнён, как во многих других городах мира, это не останавливает отель Revere Hotel от продажи своим гостям персональных кислородных устройств (Personal Oxygen Device (POD), бутылочки с консервированным кислородом).

Одна бутылочка постояльцам сьютов обойдётся в 40 долларов. На первый взгляд это может показаться недорого, если бы не то, что в одной бутылке POD содержится всего 2,5 унции (почти 71 мл) кислорода. Это 40 полных вдохов, каждый из которых, получается, обходится по одному доллару.

На сайте отеля утверждается, что 18-сантиметровая бутылка гладкая и идеально подходит для путешествия по городу. Она легко помещается внутри сумки. Вероятно, бутылка консервированного кислорода обеспечивает интенсивную, освежающую порцию чистого воздуха, способного буквально вернуть к жизни уставшего туриста. В отеле также утверждают, что с бутылочкой можно управиться всего одной рукой, и она требует минимальных усилий.

1. Роботизированный персонал

Технологии удивляют нас на каждом шагу. Например, отель Henn-na в Японии использует роботизированный персонал, который поможет гостям отеля при любой необходимости. Роботы заселяют гостей, доставляют багаж в номер и делают кофе. Эти роботы известны как "актроиды", один из видов человекоподобных роботов.

Актроиды очень похожи на молодых японских девушек, вплоть до жестов рук, мимики и речи. Они хихикают в ответ на замечания гостей и умеют разговаривать на японском, английском, китайском и корейском языках.

Человекоподобные роботы были созданы в Университете Осаки и изготовлены компанией Kokoro, той же компанией, которая владеет лицензией на "Hello Kitty". В университете работали над созданием актроидов на протяжении более десяти лет, постоянно совершенствуя их. У этих роботов даже есть программное обеспечение, позволяющее им чувствовать настроение человека.

Русский язык необычайно богат, красив. Какое вдохновение высказываний М.В. Ломоносова о русском языке. Да, действительно, великий ученый прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.

В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка? Есть специальные средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка – фонетика, лексика, грамматика – обладает ими. Например, русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие уменьшительно-ласкательную окраску (сынишка, бабуля), третьи - отображают оценку (старичок, старикашка, старикан). Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов. Вот как писал об этом Н.Г. Чернышевский, в шутливой форме доказывая преимущество русского языка перед французским.

Русская фонетическая система гибка и выразительна. Звучащая речь является основной формой существования языка. Одним из главных изобразительных средств фонетики является стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. (Зачитать стр. 14 (Лушникова)).

Здесь появляются гласные [o] и [a] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкально ярким. В зависимости от качества повторяемых звуков различают аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: (по небу голубому проехал грохот дома (С. Маршак)). Вывод: [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома.

Пример: Я вольный ветер, я вечно вею

Волную волны, ласкаю ивы. (Бальмонт)

Повторение каких звуков создает образ ветра?- [л], [л], [в], [в].

Ассонансом называется повторение гласных.

Пора, пора рога трубят (Пушкин).

В основе ассонанса бывают только ударные гласные.

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою (Некрасов), - появляется звук [у].

Другим приемом изобразительного средства является звукопись – употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Например, (Вот дождик вкрадчиво прокапал (Твардовский)) – повторение звучания кр напоминает постукивание капель.

Графика

Происходит от греческого слова «grapho» – пишу.

Графика – совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи. Основными средствами графики являются буквы. Важнейшее качество любого языка – кодифицированность . Кодификация – означает в лингвистике приведение в определенную систему языковых явлений и фактов. На основе кодификации формируется учеными-языковедами свод фонетических, лексических, орфографических, стилистических правил. Кодификация русского языка отражена в трудах великих представителей русской словесности: В.В. Виноградова, М.В. Ломоносова, С.И. Ожегова, А.С. Пушкина, А.А. Шахматова и др. Решающую роль в кодификации русского языка играет алфавит.



Алфавит – перечень букв, расположенных в определенном порядке. Современный русский алфавит включает 33 буквы, причем ь и ъ не обозначают звуков. В русском алфавите имеется 3 группы букв:

1. Буквы, необозначающие звуки – ъ, ь;

2. Буквы, обозначающие два звука - е, ё, ю, я;

3. Остальные относятся к третьей группе.

1) Буквы обозначающие один звук – называются монофтонг, например, дуб-[п], Обь – [п], а два звука (дифтонги) – буквы е, ё, ю, я обозначают дифтонги.

В начале слова яма – ма.

2) После ъ и ь знаков съехал, вью – вь .

3) После гласной баян ба н.

4) Кроме того одна и та же буква может обозначать разные звуки буква м [м] [м / ] – мыл, мил; буква б [б] [б / ] – буду, бить.

5) Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными звучат как парные глухие согласные, такое явление называют оглушением. Например, приказ [c], будка [т] (слабая позиция).

6) Глухие согласные перед звонкими звучат как парные им звонкие согласные – молотьба – моло[д / ]ба, просьба – про[з / ]ба (такое явление называется озвончением).

Сильными позициями для согласных звуков является положение перед гласными и перед м, н, р, л, и, в.

7) Один звук может обозначаться сочетанием букв счастье – [ш / ] астье, щель – [ш / ]ель, возчик – во[ш / ]ик.

Перечень источников:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие для вузов. – М., 1988.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, - М., 1989.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг...

Н. В. Гоголь

Благозвучие в русском языке в основном определяется соотношением гласных и согласных в тексте (в среднем в русской речи гласные составляют 42,35% , согласные – 59,65%) , а также преобладанием «красивых звуков» - гласных, сонорных, звонких согласных, которые по отношению к «немузыкальным» шумным глухим составляют в русской речи 74,5%.

Для создания образцовой в звуковом отношении речи звуки в речевом потоке должны быть подобраны так, чтобы речь была легко произносимой и в то же время отчетливой.

Чрезвычайно важным и существенным стилистическим приемом, усиливающим выразительность художественной и частично публицистической речи, является звукопись (звуковая, словесная, инструментовка) – использование таких слов, звучание которых образно передает рисуемое явление и тем самым способствует раскрытию смыслового и художественного содержания образа, усиливает его выразительность.

Различают два основных типа звуковой инструментовки, заключающиеся в подборе слов близкого звучания:

- аллитерация – повторение согласных (например: Город грабли, грёб, грабастал. (М);

- ассонанс - повторение гласных (например: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н).

Аллитерация и ассонанс усиливают образность и фонетическую выразительность речи.

Примером смыслового использования аллитерации могут служить следующие строки В. Маяковского: Где он, бронзы звон или гранита грань? , где повтор звуков [зв ]тесно связывает слова бронзы звон, а повтор звуков [гр ] - словосочетание гранита грань. Повтор этих звуков концентрирует внимание на основной мысли строфы – речь идет о памятнике, высекаемом из гранита и отливаемом из бронзы.

Очень выразителен прием совмещения ассонанса с аллитерацией, например у В. Маяковского в поэме «Облако в штанах»: Значит – опять темно и понуро сердце возьму, слезами окапав, мести, как собака, которая в конуру несет перееханную поездом лапу. (Аллитерация на п и б сочетаются с повтором гласных у, а).



Тема 3. Лексика и фразеология

Тема 3.1. Слово, его лексическое значение

Слово – основная единица языка, которая служит для именования и сообщения о предметах, процессах, свойствах и отношениях.

Совокупность всех слов языка составляет его лексику .

Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение, они помогают словам знаменательных частей речи.

Лексическое значение слова – это содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности.

Грамматическое значение – это общее значение слов как частей речи (например, значение предметности у существительных), значение того или иного времени, лица, числа, рода и т.д.

Лексическое и грамматическое значения тесно связаны между собой. Изменение лексического значения слова приводит к изменению грамматического значения. Например: глухой согласный (прилагат. относительное) и глухой голос (качественное прилагат., имеет степень сравнения, краткую форму); гостиный двор (прилагательное) – гостиная была полна народу (существительное).

Словарь русского литературного языка, складывавшийся на протяжении многих столетий, очень богат и по числу слов, и по разнообразию оттенков их значений, и по тонкостям стилистической окраски. В создании словаря лексики литературного языка участвовал весь русский народ, его великие писатели, критики, ученые.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. (Недаром о нем говорят "великий, могучий"!) Активный словарь нашего современника включает в среднем 7–13 тысяч слов. "Большой академический словарь" (1950–1965) содержит свыше 120 000 слов.

Но о богатстве языка судят не только по количеству слов. Лексику русского языка обогащают многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы, паронимы, фразеологизмы, а также пласты слов, представляющие историю развития нашего языка, – архаизмы, историзмы, неологизмы.

Многозначные слова

Наличие у многих слов русского языка не одного, а нескольких значений составляет богатство речи и позволяет использовать эту особенность как средство изобразительности. Вот некоторые примеры многозначных слов: лист (клена) – лист (картона); глухой (старик) – глухая (стена); ручка (ребенка) – ручка (двери); резать (ножом) – резать (студентов на экзамене); идет (человек) – идет (фильм) – идет(в значении "согласен").

Разные значения могут иметь слова, обозначающие отвлеченные понятия, в разных сочетаниях. Например, слово абсолютный может обозначать: 1) "безотносительный, взятый сам по себе" (абсолютная истина ); 2) "полный, безусловный" (абсолютный покой ); 3) "неограни­ченный" (абсолютная монархия ).

Стилистическое использование многозначности основано на возможности употребления слов не только в прямом, но и в переносном значении: Танки утюжили окопы противника (ср.: утюжить простыни ).

Некоторые слова могут употребляться с разным значением в различных стилях речи. Например: слово переизбрать в книжной речи обозначает "избрать вторично, заново", а в разговорной – со значением "заменить кого-либо".

Многозначность лексики – неисчерпаемый источник обновления, переосмысления слова. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи. Определите, сколько значений поэт нашел у слова дорога .

Дорогой зовут автостраду ,

И тропку , бегущую рядом,

И шлях , что бежит по равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А вскоре пополниться новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с ее экипажем,

Стоящим у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

"До встречи! Счастливой дороги !"

(В. Остен )

Омонимы

Омонимы (от греч. homos – "одинаковый" и omyna – "имя") – это слова, которые одинаково произносятся, но обозначают различные, никак не связанные между собой понятия: ключ 1 ("источник") – ключ 2 ("для отпирания замка") – ключ 3 ("к шифру"); коса 1 ("орудие") – коса 2 ("волосы") – коса 3 ("вид отмели или полуострова").

Существуют разные виды омонимов. Омонимами являются слова, которые одинаково звучат, но по-разному пишутся: труд – трут , лук – луг .

К омонимам относят слова, которые звучат по-разному, но пишутся одинаково: мука – му ка, па рить – пари ть, замо к – за мок.

Иногда на почве омонимии возникает двусмысленность:

Побывать на дне науки. (День науки или дно науки?)

К вечеру все будет готово. (Вечерние часы или вечернеепредставление ?)

Омонимы придают особую стилистическую выразительность пословицам и поговоркам: Каков ни есть , а хочет есть; На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани .

Различаются омонимы полные и частичные. Полные лексические омонимы представляют собой слова одной и той же части речи и совпадают во всех основных грамматических формах.

Частичная (или неполная) омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах.

Признаки омонимии обладают также:

Омоформы - совпадение только отдельной формы слов: лечу (от лечить ) -лечу (от летать); мой (притяжат. местоимение) - мой (повелит. наклонение от глагола мыть );

Омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису (С. Маршак).

Омографы – графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по – разному, главным образом в зависимости от ударения; иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над ё ): поем – поём ; полет – полёт ; атлас – атлас.

Антонимы

Антонимы (от греч. anti – "против" и onyma – "имя") – это разные по звучанию слова, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия: свет – мрак, жар – холод, говорить – молчать .

Антонимы бывают разнокоренные: любовь – ненависть, юг – север и однокоренные: приход – уход, правда – неправда .

Антонимы употребляются как выразительное средство для создания контраста. Многие пословицы и поговорки содержат антонимы: Сытыйголодного не разумеет; Худой мир лучше доброй ссоры .

Явление антонимии используется также в качестве особого стилистического приема – соединения несоединимого: начало конца, оптимистическая трагедия, горячий снег, плохой хороший человек. Это излюбленный прием публицистов при создании или заглавий статей, очерков: Дорогая дешевизна; Холода – сезон жаркий; Большие беды малого предприятия.

Специфика русского языкового мышления заключается в том, что экспрессивное в нем преобладает над рациональным, поэтому в русском языке так много антонимических образований: да нет; конечно, нет; самый заурядный; необыкновенно банальный; ужасно хорошо; жутко смешной; невероятно простой и др.

В русском языке существует особая группа слов, содержащих противоположные (антонимические) компоненты значений, например: Он прослушал урок . Клумбы разбиты нашими школьниками . Чаще антонимичность толкования проявляется в разных контекстах. Например: Он просмотрел все фильмы с участием этого актера ("видел") и Он просмотрел эту ошибку в работе ("не увидел"); Она обошла всех гостей ("уделила внимание каждому") и Судьба обошла ее ("обделила вниманием").

Синонимы

Синонимы (от греч. synonymos – "одноименный") – это близкие по значению слова, принадлежащие к одной и той же части речи. Синонимы могут отличаться следующими признаками:

а) оттенками значений: труд – работа, дефект – недостаток – изъян ;

б) эмоциональной окраской: немного – самая малость ;

в) стилистической функцией: спать – дрыхнуть – почивать .

Синонимы, различающиеся оттенками значений, называются смысловыми : пожилой – старый – дряхлый; багровый – алый – красный. Смысловые синонимы вносят различные оттенки в характеристику одного и того же понятия или явления. Так, например, профессия синонимична специальности , но не во всем. Профессия – род занятий как таковой, а специальность – видовое понятие, обозначающее какую-либо конкретную область науки или производства, в которой занят человек, например: профессия – учитель, специальность – учитель-словесник или учитель-физик; профессия – врач, специальность – врач-кардиолог и т.д.).

Синонимы, различающиеся разным отношением к обозначаемому предмету или явлению, называются эмоционально-экспрессивными : полный – толстый – жирный.

Стилистические различия синонимов определяются сферой их употребления, соответствием тому или иному стилю. Стилистические синонимы – это абсолютно одинаковые по значению слова, например: дефицит (официально-деловой стиль) и нехватка (разговорный) (см. 3.1.2.3.).

Синонимичные слова могут различаться также степенью современности (очень – зело, стрелец – солдат ).

Особый вид синонимии создается при помощи замены однословного названия описательным выражением, что дает возможность охарактеризовать предмет с разных сторон: Москва – Белокаменная – Третий Рим.

Паронимы

Паронимы (от греч. para – "около" и onyma – "имя") – это слова, в большинстве случаев однокоренные, близкие по звучанию, но имеющие различные значения: адресант – "отправитель" – адресат – "получатель"; эмигрант – "выезжающий из страны" – иммигрант – "въезжающий".

Паронимами являются слова методичный – методический – методологический , значение каждого из этих слов обусловлено первообразным словом в процессе словообразования (методичность – методика – методология ). Так, мы говорим методичный обстрел – "строго последовательный, по плану", методическое пособие – "сделанное по методике", методологический анализ –"совокупность приемов исследования".

Паронимами являются слова дипломатический и дипломатичный . Дипломатическим может быть то, что относится к дипломатии (дипломатическая почта ); дипломатичным – что-то корректное, соответствующее этикету (дипломатичное поведение сторон ).

Типичной речевой ошибкой является путаница слов-паронимов представить и предоставить . Справка о болезни ребенка представляется в школу, новый учитель представляется классу, о вот возможность совершить учебную экскурсию предо ставляется. Следует таким образом определять значение этих паронимов: представить : 1) дать, вручить, сообщить о чем-либо для ознакомления, осведомления; 2) показать, продемонстрировать что-то; предо ставить : 1) дать возможность обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо; 2) дать возможность делать что-либо, поручить кому-либо исполнение какого-либо дела.

Смешение паронимов часто приводит к искажению смысла: Верней клади ступень ноги (вместо: ступню ); Он щелкнул щиколоткой калитки (вместо: щеколдой ).

Смешение паронимов также свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего: Он одел свитер (вместо: надел ); Это экономный способ проверки тестов (вместо: экономичный = "выгодный").