Общежития пединститута. Путеводитель по общежитиям ведущих московских вузов. Взгляд снаружи и изнутри

Тема исследовательского проекта:

«Нравственный выбор героев в произведениях Бориса Екимова»

Работу выполнила:

и литературы МБОУ СОШ №8 ЩМР МО

ВВЕДЕНИЕ

Борис Екимов – русский писатель, который продолжает лучшие традиции отечественной классической литературы. Историзм, определенность авторской позиции, внимание к внутреннему миру человека, художественное совершенство его произведений объясняют интерес современной филологической науки к его произведениям.

Проза представляет собой значительное явление в литературе наших дней. Широкую известность писателю принесла публикация в 1979г. рассказа «Холюшино подворье». В настоящее время – автор более 20 книг, лауреат Государственной премии (1998г.), международных премий. Его произведения печатаются в журналах «Знамя», «Октябрь», «Наш современник», «Новый мир». Повесть Екимова «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку – серию книг выдающихся произведений российских авторов. Книги переведены на английский, испанский, итальянский, французский языки .

В 2008 г. Борис Петрович Екимов был награжден литературной премией Александра Солженицина. Объявление лауреата традиционно сопровождается отточенной формулировкой жюри. В 2008 году она звучит так: "За остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка". И это единственный случай, когда объявлению лауреата для СМИ сопутствует слово самого Солженицына: "В последние десятилетия, когда, кажется, само существование русской деревни выпало из нашего поля зрения, не говоря уж об окоёме искусства, - Борис Екимов вошёл в литературу новым писателем-"деревенщиком". Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с ее новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела. А уж как интересно послушать суждения из донской глубинки - о событиях новейших. (Александр Солженицын Февраль 2008".)

В своих произведениях Борис Петрович обращается к вечным проблемам бытия , к взаимоотношениям человека и природы. В рассказах писателя заложен огромный заряд нравственной силы и чистоты.

На вопрос: «О чём должна быть литература?» - он отвечает: «Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет» [Б. Екимов «Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного»// ж. «Уроки литературы», №8, 2005г.]. Сюжеты рассказов Екимова – «огромная живая земля, живая вода, бездонное небо и душа человечья, за всё благодарная, порою до забытья, до слёз». Герои Екимова «идут-идут и вдруг остановятся, словно неволей, оглядывая дощатые и плетёные стены, шиферные да камышовые крыши. Потом долгий вздох – и дальше пошли по жизни». Их жизненная дорога «славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; осенью жизни им не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. Так что шагай, человече…»

«Дело в том, что ремесло это я избрал не ради хлеба насущного. В русскую литературу , так уж повелось изначально, идут не ради сладкого куска. Причины иные. Осмелюсь сказать, довольно высокие. Отказывается от них не стоит», - так говорит о своём призвании сам писатель – Борис Петрович Екимов.

Творчеству волгоградского писателя посвящено немало критических работ. Павел Басинский назвал его «первоклассным русским рассказчиком». Владимир Васильев в статье «Высота Б. Екимова» писал, что в произведениях писателя «находят художественное выражение благороднейшие чувства и порывы человеческого чувства». В статье «Испытание правдой» мы читаем следующее: «Давая выговориться самой жизни…, Борис Екимов не оценивает прямо поступки и действия героев. Оценку должен вынес сам читатель». Валерий Сердюченко в статье «Русская литература на рубеже третьего тысячелетия» отмечает «нравственную чистоту авторской позиции и, что главное, изобразительный талант» писателя. В частности, в работе «Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети XX века» прослеживает эволюцию прозы писателя в контексте общего процесса развития этого феномена отечественной литературы. Исследование «Жанр рассказа в творчестве: традиции и новаторство» затрагивает очень близкую нам проблему преемственности в отечественном литературном процессе.

Творчество Б. Екимова пронизано тревогой за судьбу человека, за его нравственное начало, его будущее. Результатом глубокого исследования писателем жизни соотечественников, постижения сложности душевного мира человека явилось создание ярких, незаурядных характеров. Мудрость и совестливость этого писателя – редкие качества для современного литературного процесса. Сегодня в моде игра, ирония, интерес к мистике, метафизике. Провозглашается двойственность отношения к событиям и фактам, и при этом утрачиваются категории: «достоинство», «честь», «интеллигентность», «праведничество». Именно поэтому «совестливые» рассказы и повести Бориса Петровича Екимова могут и должны быть изучаемы в курсе литературы в средней школе : благодаря их внешней (но не внутренней) простоте и честной, открытой авторской позиции.

Основная цель работы – исследовать, как раскрывается проблема нравственного выбора в рассказах Б. Екимова

l Материал исследования рассказы «Живая душа», «Фетисыч», «Ночь исцеления», «Ёлка для матери», «За тёплым хлебом», «Пара осенней обуви», «Продажа».

ЗАДАЧИ:

Ø изучить тематику рассказов Б. Екимова;

Ø понять, какой нравственный выбор делают герои рассказов Б. Екимова, находясь в трудной ситуации, чем обусловлен этот выбор и какова позиция автора.

Актуальность работы:

Ø Актуальность данной работы состоит в том, что в последнее время проблема нравственности и нравственного выбора остро стоит перед современным человеком, особенно перед молодым поколением.

Ø Каждый из нас, в трудные времена или благополучные, делает маленький или большой выбор − этот выбор характеризует нас как личность, и именно по нему о нас судят окружающие.

Ø Результаты исследования могут использоваться для дальнейшего изучения творчества Б. Екимова.

Ø Работа может носить практический характер –

использоваться на уроках литературы по творчеству писателей XXI - го века.

Творчество Б. Екимова имеет философский характер, в своих произведениях автор затрагивает ряд нравственных, моральных проблем. В рассказах, повестях писатель во многом следует традициям И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина, что особенно актуально для современной литературы. Ведь, по мнению критиков, сегодняшняя массовая литература во многом утратила свою главную задачу – влиять на души людей. Поэтому прозаики и поэты, которые затрагивают в своих текстах так называемые «вечные» проблемы, особенно нужны и ценны в настоящее время.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В центре внимания – сегодняшняя действительность с ее злободневными проблемами. Писатель остается верен себе на протяжении всего творческого пути, исследуя жизнь современника. Определяющим для повестей и рассказов (как и для творчества в целом) является этический пафос. Нравственное совершенствование человека и испытания, предопределенные на этом пути, выступают предметом художественного осмысления в повестях писателя, определяют их жанровое содержание.

Характеризуя жанрообразующие факторы повести, в частности, отмечает, что ее «герои показываются в момент наиболее значительных сдвигов в их внутреннем мире, когда они переживают душевный кризис… ощущают свое нравственное возрождение… когда проверяется их верность собственным моральным принципам или показана решающая попытка изменить свое существование» .

Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль.

Ситуация нравственного выбора является определяющей для сюжета рассказов «Елка для матери», «За теплым хлебом», «Фетисыч», «Живая душа», «Ночь исцеления», «Продажа», «Не надо плакать» и др. Но и природа конфликта, и строение сюжета в названных произведениях имеют свои особенности. Источником конфликта в них становятся нравственные убеждения героя, приходящие в противоречие не с устремлениями других персонажей, а с общепринятыми, широко распространенными представлениями.

Ребенок - «живая душа» у Екимова способен на настоящий подвиг и почти на чудо. Десятилетний Сережка ("Мальчик на велосипеде "), оказавшийся в тяжелой житейской ситуации, выполняет обязанности родителей для своей сестренки и хозяина в большом крестьянском хозяйстве.

В рассказе «Живая душа» описан эпизод, ставший привычным для людей, работающих на ферме, не обращающий на себя ничьего внимания: родившийся морозным днем теленок обречен на гибель. Такие «внеплановые» телята для колхозников лишняя обуза. Восьмилетний мальчик Алеша Тебякин поступает просто, тем единственно верным способом, который подсказывает ему сердце, - обогревает, а затем привозит теленка домой, тем самым спасая ему жизнь. Мысли о беззащитном животном помогают мальчику осознать необратимость смерти. Если прежде он продолжал ждать умершую бабушку, то теперь «вдруг ясно понял: бабушка никогда не придет. Мертвые не приходят. Их уже никогда не будет, вроде и не было. Настанет лето, потом снова зима... Школу он кончит, в армию уйдет, а бабушки все не будет. Она осталась лежать в глубокой могиле. И ничем ее не поднять» . Спасая теленка, Алеша действует вопреки самой смерти, утверждает торжество жизни.
Название рассказа приобретает не просто многозначный, но программный для творчества Б. Екимова смысл. «Живая душа» - это и любимое присловье Алешиной бабушки, это и замерзающий теленок. Главная же мысль, утверждаемая в рассказе, такова: прекрасен человек с незачерствевшей, «живой» душой .

Жизнь девятилетнего героя (рассказ «Фетисыч») отнюдь не благостна и беззаботна . Но и в этом маленьком человеке автор подмечает ответственность за себя и других, терпение, способность отказаться от желаемого и даже заслуженного во имя необходимого. Оставшись без учительницы, хуторская школа обречена, младшие друзья Фетисыча не смогут продолжать учиться дома. Понимая, что только он сможет как-то поддержать ее существование, маленький герой Екимова отказывается от жизни и учебы в относительно хороших условиях. Такими маленькими подвигами сохраняется еще теплящаяся на суровой земле жизнь: «Хутор лежал вовсе тихий, в снегу, как в плену. Несмелые печные дымы поднимались к небу. Один, другой… За ними – третий. Хутор был живой. Он лежал одиноко на белом просторе земли, среди полей и полей».

Герой же одного из лучших, на наш взгляд, рассказов «Ночь исцеления» подросток Гриша излечивает свою бабушку, бабу Дуню, у которой «седая голова тряслась и в глазах уже виднелось что-то нездешнее». Болезнь старой женщины писатель оценивает не с медицинской точки зрения, а с общегуманистической. Прописываемые врачами лекарства не помогали и не могли, по логике автора, помочь, потому что бессильны были изменить уже прожитую, полную невзгод жизнь, вот и продолжала старая женщина во сне кричать то о желудях, то о потерянных хлебных карточках, то о госпитале. Автор прослеживает, как изменяется отношение юного героя к этой драме: от страха и раздражения к жалости и состраданию. Ребенок не сумел воспользоваться проверенным его родителями средством - прикрикнуть на спящую бабушку, в самый последний момент «сердце мальчика облилось жалостью и болью, и он неожиданно для себя стал успокаивать бабу Дуню. Соучастие в страдании ближнего высвечивает то лучшее в душе ребенка, что ему присуще от природы и что противопоставляет его родителям, утратившим под воздействием суетного бытия остроту ощущения чужого горя. Высокое слово «исцеление», не характерное для словаря Екимова, звучит лишь в самом финале, соединяя в себе и надежду на избавление от старой женщины от одиночества, и веру в торжество доброго начала в детской душе как залог победы добра над злом в целом: «И придет исцеление».

Видит в мальчиках готовых взять на себя решение проблем будущих мужчин. Мальчики - мужчины ответственны за устройство мира, где живут сами, их дети.

В рассказе «За теплым хлебом» описан долгий зимний день из жизни деда Архипа, отправившегося в райцентр и безуспешно пытающегося раздобыть уголь. Действие в рассказе разворачивается неторопливо, оно лишено резких контрастов и ярких всплесков.. Смысл, заключенный в рассказе, раскрывается в финале, когда промерзший и уставший, огорченный неудачей дед Архип отправляется пешком домой, за много верст, чтобы порадовать старуху теплым хлебом, буханку которого он бережно укрывает на груди. Ярко выраженного конфликта в рассказе не возникает. Однако из контекста произведения становится понятно, что атмосфере равнодушия и безучастности, как бы «растворенных» в окружающей жизни, противопоставляется горячее, искреннее движение человеческой души. Именно эти качества - способность сострадать, отзываться на чужую боль, беду, просто умение «услышать» другого человека - Б. Екимов неизменно подчеркивает в своих героях.

Герой рассказа «Елка для матери», Алексей, в канун новогоднего праздника поставлен перед почти невыполнимой задачей: ему необходимо по просьбе больной матери найти елку. На самом деле елка нужна не матери, а ее лечащему врачу, женщине черствой, равнодушной. Алексей берется за это дело в надежде хотя бы немного облегчить нравственные страдания ожидающей операции матери. Фабульная канва рассказа раскрывает последовательное преодоление героем всевозможных физических и моральных препятствий. А когда цель наконец-то достигнута, оказывается, что все мучения Алексея были напрасными: на балконе у «врачихи» уже красуется пушистая ель. Казалось бы, желаемый результат достигнут, но при этом действия героя оказываются лишеннымисмысла.
Но все дело в том, что автор рассматривает одно и то же событие в разных системах координат, сопоставляет две точки зрения - житейскую, бытовую, и этическую. Поступок Алексея, соответственно, получает две оценки: в обыденном представлении он действительно теряет всякий смысл, но в то же время приобретает особое значение для героя, прекрасно им осознаваемое. Это понимание подлинного смысла действия выражено во фразе, завершающей рассказ: «Ведь елка-то была для матери. Для нее одной ». Таким образом, в произведении раскрывается глубокая авторская мысль: показать в своем герое победу нравственного, подлинно человеческого начала, умение подняться над житейской суетой и соображениями практической целесообразности.

В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Екимов заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется "внезапных", "навыдуманных" рассказов от самого себя Бориса Екимова. Такое открытое движение к "неслыханной простоте", своеобразной обнаженности - в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы - сплошное авторское слово. Интервью - обнаженное откровение.

И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни. Искусство должно учить добру. Екимов в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство. Если мы чем-нибудь сильны и по - настоящему умны, так это в добром поступке. При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев.

Рассказ « Продажа » , выбранный для анализа, играет важную роль в воспитании нравственных качеств, т. к. в рассказе решается проблема милосердия простых русских людей.. «Поезд Душанбе-Саратов тронулся с места… Поезд шел и шел, оставив редкие города. Но впереди было много страшного: на любом полустанке у каждого столба мог окончиться путь. Сразу обращает на себя внимание фраза «Но впереди было много страшного…».Чего ждать от этой дороги, хотя дорога шла к России? В десятом купейном вагоне ехал народ обычный - русские беженцы. Их объединяет одно: « У всех было горькое, а было и страшное». Во втором от проводников купе ехали две женщины - мать и дочь. Жили когда-то в поселке, где прожили век. …Вдруг все сломалось. Советский Cоюз распался - и началось страшное: грабежи, убийства, слезы, кровь. «Успели уехать, детей увезти, притулиться успели в Россию, …домишко купить, найти работу. Но пожилые родители все надеялись переждать… Смерть отца, похороны, свежая могила. Мать и дочь, возвращаясь домой, в поезде столкнулись с жестокостью - при живой матери продают ребёнка. Для матери она оказалась обузой. И мать решила её продать. В первом “хмельном” купе торг уже начался. Присмотримся к этой девочке. В ней, по замыслу автора, спасение для многих, оказавшись здесь по воле рока. “Девчушка оказалась - живость сама. Тарахтела без умолку... с девочкой в купе сделалось веселее. Появились заботы.” и знакомые нам уже женщины охотно это взяли на себя. И девочка платила им своей доверчивостью и детской непосредственностью. Девочка вернула этим женщинам настоящее, которое они потеряли, а может, от которого старались убежать. А в настоящем оказалось в их руках жизнь и судьба этой девочки.. Спасая девочку, мать и дочь отдали последние свои деньги, а ведь нужно было и одежду теплую купить, и хозяйством на новом месте обзавестись. Нелегко такое решение далось этим двум женщинам. Настоящее определило для них выбор , и они его сделали. Спасение девочки стало знаком того, что жизнь продолжается, что древо жизни живо, если оно способно плодоносить такими отзывчивыми сердцами. Таков философский замысел рассказа Б. Екимова “Продажа”.

Проблему нравственного выбора поднимает писатель в рассказе Не надо плакать ” .Жить дальше и испытывать “даже не страх людской, а животный, скотиний ужас” перед Мишкой Абреком за дочь, за мать или одним махом освободиться от насилия? Но в том и состоит психологическая манера Б. Екимова, схожая с манерой Чехова, что “мысли, чувства, настроения героев он умеет захватить в тот момент, когда они еще таятся…, но уже настолько созрели, что просвечивают в каждом слове, в каждом движении, в каждой паузе”.“…Потом был день – чернее ночи. А потом снова ночь, страшнее Судного дня. А потом их выплеснуло на этот далекий хутор, и надо было жить дальше.

Вот и жили. А теперь – снова бежать? Или терпеть и плакать. Плакать всю жизнь… Как плакала мать, поседев и потеряв рассудок. А сколько Надя слез пролила. Кто их увидел и утер эти слезы?.. А теперь настала пора дочери?

Нет! – закричала Надя и встрепенулась…-Нет! –твердо повторила она уже для себя. – Мы останемся здесь”.

И мы догадываемся, что именно Надя подожгла дом Мишки Абрека, чтобы оградить от зла самое дорогое, что у нее есть, дочь, чтобы сохранить семью, дом, из которого некуда идти.

Екимов взывает к нашим чувствам милосердия и сострадания. Он не судит своих героев, предоставляя читателю право самому делать выводы.

И еще Екимов не был бы Екимовым, если бы не оставлял читателю надежду. В своих повестях и рассказах он рисует людей, может, и не всегда живущих по законам высшей нравственности, но всегда стремящихся к этой нравственности.

Последняя книга Бориса Екимова называется «Не надо плакать». Это очень характерное название для Екимова, это можно сказать призыв прозы Екимова: не надо плакать, не надо отчаиваться, надо доверять естественным законам жизни и любить страну своего проживания, в каком бы состоянии она ни оказалась. Б. Екимов: «Мне кажется, новая моя книга, которая вышла совсем недавно, называется неплохо - "Плакать не надо". Нужно жить. Осмотреться, оглядеться, подумать - и молодым, и старым - и жить. Потому что второй жизни не дано, плачь не плачь. Я думаю, что все мои книги, и прежние рассказы и повести - они об этом же: о жизни на земле, о жизни в России, о жизни все-таки прекрасной, несмотря ни на что».

«Живая душа» болит и бьётся в произведениях писателя. Автор как бы призывает нас, читателей, хоть на минутку остановиться в бесконечной гонке современной жизни, остановиться, чтобы посмотреть вокруг и увидеть тех, кто рядом с нами и кому нужна помощь.
У поэта А. Дементьева есть такие строки: «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...». Как это просто! Не забывать бы только делать это. Сострадание и милосердие - ключевые слова к творчеству Бориса Екимова. Его рассказы о высоких духовных ценностях русского народа, о малых делах, в которых проявляется душа. Его произведения в тяжёлые минуты жизни удерживают от ожесточения и отчаяния, внушают веру в добро.

Заключение.

У каждого писателя есть свой наиболее часто изображаемый тип. важно запечатлеть характер (мужской, женский, ребенка) «на распутье», в пограничной ситуации: Яков («Фетисыч», 1996), Надя («Не надо плакать…», 2004) Перед выбором оказываются только сильные духом персонажи. Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: сохраняя прочные связи с литературной традицией, Б. Екимов в своих рассуждениях идет не от абстрактной идеи, а от конкретного человека.

В центре рассказа у Екимова всегда находится Человек, писателя интересует его внутренний мир, процессы, происходящие в его душе, иными словами, момент самоопределения (становления) личности. показывает героев в такой момент их жизни, когда под влиянием внешних обстоятельств нарушается привычный ход вещей и требуется сделать выбор, найти верное решение, отстоять свою позицию. Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль.. Внимательный наблюдатель и тонкий психолог – знаток человеческих душ, Б. Екимов умеет показать в своих произведениях «необычность судьбы обыкновенного человека», его нравственную силу, проявляющуюся не в словах, а в поступках, в работе. С особой теплотой создает писатель образы стариков и детей, намеренно сближая их в рассказах, что также становится одним из способов выражения авторской позиции. В рассказах Б. Екимова важное значение имеет психологический аспект. Персонажи находятся в пограничной ситуации, которая помогает выявитьих суть.
показывает героев в такой момент их жизни, когда под влиянием внешних обстоятельств нарушается привычный ход вещей и требуется сделать выбор, найти верное решение, отстоять свою позицию.
Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль.
Герои чувствуют личную ответственность за происходящее вокруг и в меру своих сил противостят всеобщему разладу, пытаются решить те проблемы, перед которыми отступают многие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Великанова, большая книга / // Отчий край. – 1998. – №4. – С. 191.

2. Евсеев М. Подсказан сюжет жизнью // Волгоградская правда. 1978. 22 августа .

3. Б. Екимов «Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного»// ж. «Уроки литературы», №8, 2005г

4. Екимов Б. Если вы мудрый человек, то какая вам разница, с чем есть хлеб? // Вечерний Волгоград. - 1993, .

5. «Поэтика прозы »

6. Материал из Википедии – свободной энциклопедии, http://ru. wikipedia. org/wiki/

Каверина Арина

В 2008 году исполнилось 70 лет со дня рождения известного писателя Бориса Петровича Екимова. Тема моего проекта связана с одной из главных тем творчества писателя: «Живая душа» Бориса Екимова.

Цели и задачи проекта:

Рассмотреть тему «живой души» в рассказе Б. Екимова «Живая душа»;

Проанализировать характеры персонажей с точки зрения их нравственного выбора;

Показать гуманизм писателя на примере его творчества.

Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарке, но настоящей его родиной стал город Калач-на-Дону, где прошло его детство и юность.

Первые рассказы начинающего волгоградского писателя Б. Екимова появились в начале 70-х годов. Все, кто обращался к его творчеству, отмечали верность писателя «правде жизни», неподдельную искренность во всех его рассказах. На сегодняшний день уже существует «мир Б. Екимова» или, как выразился один из исследователей, «страна Екимия», которая имеет вполне определенные географические координаты: хутора Вихляевский, Малые и Большие Сокари, Дербень. Их без труда можно обнаружить на карте Волгоградской области.

Любимые екимовские герои обладают главным, по мнению их создателя, достоинством – «живой душой»; их нравственная сила раскрывается в конкретных поступках, в малых добрых делах.

С особенной любовью изображает писатель главных героев: стариков и детей. Старики Б. Екимова наделены жизненной мудростью, сердечной теплотой, памятливой душой и трудолюбием.

Так в рассказе «Живая душа» писатель изображает два типа людей: одни – представители «живой души», другие лишены этого качества. Перед героями поставлена задача: решить судьбу теленка, появившегося на свет вопреки ожиданиям. Как же поступают взрослые? Что для них важнее: «живая душа» или бумаги и распоряжения?

Один из главных героев – гость, становится невольным свидетелем тех событий. Его интересует дальнейшая судьба теленка, куда он будет определен.

– Куда… – хмыкнул управляющий, отводя глаза. – Туда… А то ты сам не знаешь…

– Знаю, – опустил глаза приезжий, – да как-то… Все же живая душа.

В этом коротком диалоге каждое слово значимо. И недосказанность и опущенные глаза – все это весьма красноречиво свидетельствует об укорах совести, которые испытывают оба собеседника. Да, им стыдно, но существуют правила, которые противоречат нормам жизни. Здесь впервые звучит определение «живая душа», которое станет главным во всем рассказе, да и во всем творчестве Б. Екимова.

Но есть в этом произведении и другие герои – это мальчик, дедушка и образ бабы Мани.

Еще раз слова о живой душе автор вложит в уста мальчика, которому вспомнится: «Живая душа… Это было умершей бабы Мани присловье. Она жалела всякую скотину, домашнюю, приблудную, дикую, а когда ее укоряли, оправдывалась: «А как же… Живая душа».

Так вводится в рассказ значимая для Б. Екимова тема – тема памяти, связи поколений. Именно через связь поколений, через духовную преемственность происходит «утверждение добра». Будущее, по мысли автора, немыслимо без памяти о прошлом, без опоры на его лучшие традиции.

Сохраняя веру в «живую душу» народа, Б. Екимов достойно продолжает важнейшие традиции русской классики, ищет в современной жизни доброту, человечность, способность к состраданию, все те качества, которые сейчас в большом дефиците.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«ЖИВАЯ ДУША» БОРИСА ЕКИМОВА

Цели и задачи Рассмотреть тему «живой души» в рассказе Б. Екимова «Живая душа» Проанализировать характеры персонажей с точки зрения их нравственного выбора Показать гуманизм писателя на примере его творчества

БОРИС ЕКИМОВ Родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края; В 1945 году семья перебралась в Калач-на-Дону; В 1976 года вступает в Союз писателей России; В 1999 году - лауреат Государственной премии России и Всероссийской литературной премии "Сталинград ” ; В 2008 году - лауреат премии А.И. Солженицына.

Творческое кредо писателя «Мне не нужно по-новому, мне нужно по-доброму»

«Страна Екимия»

Любимые герои- обладатели «живой души» Старики Дети

Рассказ «Живая душа»

Как же поступают взрослые?

«Живая душа… Это было умершей бабы Мани присловье. Она жалела всякую скотину, домашнюю, приблудную, дикую, а когда ее укоряли, оправдывалась: «А как же… Живая душа».

Духовная связь поколений

ВЫВОД Сохраняя веру в «живую душу» народа, Б. Екимов ищет в современной жизни доброту, человечность, способность к состраданию, все те качества, которые сейчас в большом дефиците.

В разделе " " размещена подробная информация по приемной кампании 2018 года. Здесь же можно узнать о проходных баллах, конкурсе, условиях предоставления общежития, количестве свободных мест, а также минимальных баллах, которые требовалось набрать для его получения. База вузов постоянно увеличивается!

- новый сервис от сайт. Теперь сдать ЕГЭ будет проще. Проект создан при участии специалистов ряда государственных вузов и экспертов в области ЕГЭ.

В разделе "Прием 2019" с помощью сервиса " ", можно узнать о наиболее важных датах, связанных с поступлением в вуз.

" ". Теперь, Вы имеете возможность напрямую пообщаться с приемными комиссиями вузов и задать им интересующие Вас вопросы. Ответы будут размещены не только на сайте, но и поступят Вам лично на почту, которую Вы указали при регистрации. Причем, достаточно быстро.


Олимпиады в подробностях - новая версия раздела " " с указанием перечня олимпиад на текущий учебный год, их уровней, ссылок на сайты организаторов.

В разделе заработал новый сервис "Напомнить о событии" с помощью которого абитуриенты имеют возможность автоматически получать напоминания о наиболее важных для них датах.

Заработал новый сервис - " ". Вступайте в нашу группу! Установите на свою личную страницу любое приложение - калькулятор, тогда все обновления к нему Вы получите раньше всех и автоматически.

Путеводитель по общежитиям ведущих московских вузов. Взгляд снаружи и изнутри.

Корреспондент РИА Новости Индира Валеева решила узнать, как обстоит ситуация с существующими общежитиями в Москве.

В Москве 315 общежитий, которые принадлежат государственным вузам. В них живут 470 тысяч студентов, которые приехали в Москву со всей России и из зарубежных стран. Несмотря на такие большие числа, более 65 тысяч иногородних студентов не могут получить места в общежитии - их просто не хватает. На эту ситуацию осенью прошлого года во время встречи в Сколково президенту Медведеву пожаловались студенты. После этого президент провел совещание по вопросам социального положения студентов, на котором пообещал, что будут построены новые общежития разных типов, все нелегальные жители, не имеющие отношения к студенчеству, будут выселены, и что интернет во всех общежитиях станет бесплатным.

А пока практически все иногородние студенты вынуждены платить достаточно большие деньги (500-700 рублей) за медленный интернет, поскольку во многих общежитиях существует монополия на проведение интернета. Что касается нелегалов, больше всего ими славится МПГУ (Педагогический университет).

"Студентам комнаты в общежитии достаются редко и только в том случае, если за них проплатишь коменданту. В общежитии на ВДНХ первые три этажа сдаются семьям мигрантов. Любой человек с улицы может переночевать там за 300 рублей", - рассказывает выпускница МПГУ Мария.

В большинстве вузов проблема с нелегалами была решена еще несколько лет назад. В 2007-2008 году, когда по всей стране было введен ЕГЭ, поток приезжих абитуриентов значительно увеличился. Многим отказывали в общежитии, но после жалоб родителей выяснилось, что места в общежитиях есть, только отданы они совсем не студентам. Сейчас нелегалов в московских общагах найти сложнее, но мест первокурсникам по-прежнему катастрофически не хватает.

"Я на первом курсе написала заявление на получение общаги, мне сказали, что как только появится место, мне позвонят. Позвонили на пятом курсе, очень вовремя!" - рассказывает выпускница МГЛУ (Лингвистический Университет) Марина.

1 марта этого года президенту была представлена программа "О восполнении дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов", согласно которой стоимость строительства всех необходимых общежитий обойдется государству в 21,1 миллиардов рублей. Учитывая, что проект находится еще на стадии рассмотрения, решения проблемы жилья для иногородних студентов в ближайшее время не предвидится.

МФТИ (Московский Физико-Технический Институт)
МФТИ представляет собой кампус западного образца. На кампус этот студгородок в Долгопрудном похож не только структурой, но и духом - там чувствуется атмосфера научного вуза. В "ботанках" (специальные комнаты для подготовки домашних заданий) всегда кто-то шуршит страницами учебников и конспектов.

Основной контингент проживающих - парни, кажется, всех немногочисленных девушек университета они знают по имени. Молодые ученые применяют свои таланты и умения на практике, благоустраивая общежитие. В одном из корпусов на дверях комнат общего пользования - прачечной, тренажерки - стоят магнитные замки. Студенты сделали их сами, так что каждый желающий воспользоваться благами общежития может получить магнитную карточку с запрограммированной на ней информацией - в какие помещения он может входить, а в какие - нет.

Расположение общежития - 5 минут пешком от железнодорожной станции Новодачная, электричка идет до Савеловского вокзала примерно 20 минут.

Условия предоставления - общежитие предоставляется всем иногородним студентам на все время обучения и большинству москвичей на первых трех курсах. В первую очередь общежитие выделяется тем, у кого дорога от дома до кампуса занимает больше двух часов.

Удаленность от университета

Условия

Удобства - туалет и кухня находится на этаже, а душевая комната - одна на пять этажей.

Вход в общежитие - до часу ночи. Но пускают и позже, надо предупреждать об этом заранее.

Плюсы общежития - студенты живут в кампусе, прямо на территории университета. Даже москвичи могут жить там же, чтобы не тратить время на дорогу. В МФТИ существует активное местное самоуправление, студенты очень многое делают сами - от ремонта в собственных комнатах до ремонта общественных помещений. Например, в одном общежитии ребята сами сделали курилку, чтобы товарищи по факультету не курили на лестнице. Но курилкой пока никто не пользуется -на лестнице все же приятнее.

Минусы общежития - не очень хорошие условия проживания, на такой большой территории студентов могли бы расселить и комфортнее. Есть очень старые, неотремонтированные корпуса. Студенты живут далеко от города. С одной стороны, это дает повод меньше отвлекаться от сложной учебы, с другой - изолирует ребят от общества за пределами университета.

Егор, студент четвертого курса: "Слышали такую фразу - "Вроде приличный человек, а пьет, как МФТИшник!"? Пьют здесь и правда много. А что еще делать, девчонок тут нет, а отвлекаться-то от учебы как-то надо".

Алексей, студент пятого курса: "Летом у нас вообще жизнь бьет ключом: куча народа, который поет и играет на гитарах, студенты запускают самолеты на радиоуправлении, играют в фрисби, футбол".

НИЯУ МИФИ (Московский Инженерно-Физический Институт)
Общежития МИФИ, построенные около пяти лет назад, считаются одними из лучших в Москве. Студенты живут фактически в собственных квартирах с просторной кухней, балконом, душем и туалетом. Планировка квартир неплохая - в двушках и трешках есть просторный коридор, а в большой комнате в однушке - эркер, что делает ее очень уютной.

Гораздо хуже обстоит дело с отделкой комнат и особенно санузла, кухни и ванны - видно, что материалы использовались дешевые, поэтому они очень быстро отсыревают и даже плесневеют. Отчасти в этом есть и вина самих студентов.

Большинство квартир и комнат, которые мне довелось посетить в общежитии МИФИ, представляют плачевное зрелище - кучи одежда, горы упаковок из-под чипсов, бутылки, грязные кухни, где, конечно же, незамедлительно заводятся тараканы. Судя по всему, работа по дому - это что-то слишком приземленное для юных физиков и программистов.

Расположение общежития - 20 минут пешком от станции метро Каширская.

Количество проживающих - 2500 человек.

Условия предоставления - общежитие дают не всем первокурсникам, а только тем, кто набрал достаточное количество баллов, то есть больше, чем проходной балл на бюджетное отделение.

Удаленность от университета - 15 минут пешком от МИФИ.

Условия - однокомнатные квартиры на три-четыре человека, двухкомнатные на пять человек (2 и 3 человека в комнате), трехкомнатные на 6-7 человек.

Удобства - в квартире имеются туалет, ванная, кухня, коридор, балкон. Кухня оборудована необходимой техникой: холодильник и электрическая плита.

Вход в общежитие - по правилам, вход в общежитие до часу ночи, но многие это правило нарушают. Если разбудить охранника, он впустит в комнату, но нужно записываться в специальный журнал опоздавших.

Плюсы общежития - размещение в квартирах со всеми удобствами, бесплатный интернет с хорошей скоростью, близко от университета.

Минусы общежития - не всем студентам хватает места. Тем не менее каждый год набор первокурсников в МИФИ увеличивается, и администрация вынуждена уплотнять проживающих - если раньше в комнатах жило не больше трех человек, то сейчас стали заселять по четыре студента.

Саша, студент шестого курса МИФИ: "Общежитие - это куча людей. Налево, направо - здесь везде мои лучшие друзья. Общага у меня всегда ассоциируется с весельем. За пределами общежития - обыденность, а здесь совсем другая атмосфера. Хотя в старом общежитии мне нравилось больше. Да, там условия были хуже, туалет, душ и кухня только на этажах, но это нас и сближало. А сейчас мы отдаляемся друг от друга".

Лёша, студент пятого курса МИФИ: "С охраной иногда напряженные отношения. У нас вход только до часу ночи, и даже если пришел из соседнего корпуса общежития чуть позже, они уже наезжают. Еще проверяют пакеты, чтобы там алкоголя не было. Ребята как-то затаскивали огромную сумку с пивом на веревке на тринадцатый этаж. А она на одиннадцатом зацепилась за что-то, и все рухнуло вниз. Вот это было зрелище!"

РГГУ (Российский Государственный Гуманитарный Университет)
Общежитие РГГУ по адресу "улица Кировоградская, дом номер 25" прославил в песне Noize MC. Музыкант сам там жил, пока быт общежития ему окончательно не надоел. В песне, собственно, описаны ужасы быта, а не сами условия общежития. Например, по строчке "А по соседству с ванной расположен туалет" вообще можно судить о "роскоши", которую найдешь не в каждом общежитии - во многих из них туалеты общие и расположены в конце коридора, а комната с душевыми кабинами может быть вообще одна на здание.

В РГГУ с этим дело обстоит гораздо лучше, хотя проблем тоже хватает - на стенах в ванных комнатах разрастается плесень, которую невозможно ничем отмыть, так же как и желтые разводы от воды. Студенты требовали поменять ванные, но денег на это университет пока не выделил. Многие студенты сами делают косметический ремонт в комнатах, потому что некоторые из них представляют собой плачевное зрелище - шмотки обоев, свисающие со стены, протекшие потолки и незакрывающиеся окна.

Расположение общежития - 5 минут от станции метро ул. Академика Янгеля.

Тип общежития - блочного типа.

Количество проживающих - 860 человек.

Условия предоставления - студентам-первокурсникам общежитие не предоставляют. Можно встать в очередь на место в общаге. Если каждый день приходить в отдел расселения и напоминать о себе, то через полгода можно заселиться. Правда, это не относится к жителям Подмосковья, даже дальнего. Им общежитие дают в последнюю очередь. Кто-то заселяется только на третьем, четвертом курсе, а до этого времени должен снимать комнату или квартиру.

Удаленность от университета - около часа от учебного корпуса на Новослободской.

Условия - блоки по две комнаты, в одной живут три человека, в другой - два.

Удобств а - в блоке расположены туалет и ванная.

Вход в общежитие - в любое время для проживающих в общежитии.

Плюсы общежития - удобства в блоке, в комнатах живет не больше трех человек, рядом с метро.

Минусы общежития - не селят первокурсников, плохой ремонт в комнатах, очень старая сантехника, далеко от центра и университета.

Юля, студентка магистратуры РГГУ: "Кому-то очень не везет с соседями. У меня подруга жила с девочкой, которая всегда ложилась спать в 10 вечера. А моя подруга с филфака, она приходила с учебы поздно, а потом ей нужно было очень много читать дома. А ее соседка утверждала, что не может спать не только при свете ночной лампы, но и когда шуршат страницами.

У нас тоже проблемы с соседками по блоку. Такое ощущение, что они месяц копят грязную одежду, а потом стирают все в один день. Сушат все в ванной комнате, больше тут и негде. Так что вся ванна у нас завешена джинсами, платьями, футболками - и они думают, что при такой влажности это все нормально высохнет. А мы даже помыться нормально не можем - везде вещи, и с них капает".

МГИМО (Московский Государственный Институт Международных Отношений)
У МГИМО четыре корпуса общежитий, все они расположены в разных местах: на Профсоюзной, в Теплом стане, в Царицыно и на проспекте Вернадского, около самого университета. В Теплом стане и Царицыно - квартирного типа. Я решила посетить общежитие для иностранных граждан на проспекте Вернадского и общежитие на Профсоюзной.

Обе общаги больше похожи на гостиницы эконом-класса - на входе сидит не нагловатый охранник или сварливая вахтерша, а интеллигентного вида консьерж в костюме. Из комнат выходят нарядные студентки, одетые явно не на стипендию. Студенты общежития для иностранцев на проспекте Вернадского и не получают стипендию - почти все иностранцы учатся в МГИМО на контрактной основе и платят за общежитие 4500 рублей в месяц.

В основном в МГИМО учится иностранная молодежь из Китая, Кореи, Средней Азии, стран СНГ. В общежитии МГИМО живут и граждане Центральной и Западной Европы, но в основном это студенты по обмену, которые приехали в Россию на один-два семестра.

Обычно в одну комнату селят жителей разных стран.Так, азербайджанка Азиза, которая проводила мне экскурсию по общежитию, жила раньше с албанкой, потом с француженкой, а теперь ее соседка - итальянка. Из окна Азизы можно увидеть немаленькую парковку, на которой мне не удалось разглядеть ни одной отечественной машины. Учеба в МГИМО - недешевое удовольствие, и в основном в общежитии при университете проживают вполне обеспеченные парни и девушки.

Общежитие на улице Новочеремушкинская (станция метро Профсоюзная) немного попроще, хотя тоже оставляет приятное впечатление. Большинство проживающих в нем - студенты бюджетного отделения.

Расположение общежития - прямо у трамвайной остановки, 10-15 минут пешком от станции метро Профсоюзная.

Условия предоставления - общежитие предоставляется всем желающим. Кому-то удается сразу попасть в блочную комнату, кому-то приходится на младших курсах жить в комнате без душа и туалета, но потом есть возможность переселиться.

Удаленность от университета - 40-60 минут с двумя пересадками.

Условия - в коридорных комнатах: два-три места, в начале года бывает, что подселяет четвертого. В блочных комнатах - две-три комнаты по два-три человека и просторный коридор, где можно оборудовать что-то вроде кухни, хотя электроплитки студентам держать не разрешают. Всю бытовую технику - холодильник, микроволновка - студенты покупают сами.

Удобства - те, кто живут в коридорных комнатах, вынуждены ходить в туалет на этаже и в душ на первый этаж. В блоке расположены туалет и ванная. Мальчиков в блоки переселяют реже, потому что они, как правило, менее чистоплотные и не убираются за собой. В общих душах и туалетах регулярно убирается техничка. Кухни для всех проживающих расположены на этаже, по две на каждом.

Вход в общежитие - Раньше был до двух, потом сделали до часу, после беспорядков на Манежной площади сократили до 00.30. Официальная причина - "усугубление криминогенной ситуации в Москве". Охрана пускает студентов и после половины первого, но студент должен в этом случае написать объяснительную.

Плюсы общежития - комфортные блочные комнаты, более или менее чистые коридоры и кухни, кирпичное, а не блочное здание в хорошем районе.

Минусы общежития - неравные условия, кто-то живет практически в квартирных условиях, а кто-то вынужден пользоваться общим душем и туалетом.

Артем, студент четвертого курса МГИМО: "К сожалению, в последние годы университет начал увеличивать набор на факультеты, не предоставляя при этом должного количества мест в общежитиях. Поэтому в нашем общежитии практически во всех комнатах, которые рассчитаны на двоих, живут три человека. Это ужасно неудобно и, по сути, противоречит жилищному кодексу (минимальное количество квадратных метров на человека не соответствует требованиям закона). Когда я был на первом курсе, при старом директоре, многие за бутылку коньяка выбивали себе место вдвоём, третьим же к ним селили "мёртвую душу". Некоторым первокурсникам при этом приходилось жить аж вчетвером в двухместных комнатах! Есть тут и другой момент: в начале каждого учебного года у нас закрывают столовую, и селят туда 14 человек! Потом, в течение 2- месяцев, их расселяют на места отчисленных".

РУДН (Российский Университет Дружбы Народов)
Пожалуй, в кампусе РУДН стоит побывать каждому. Это целый городок на юго-западе Москвы, где можно увидеть людей любого цвета кожи, говорящих на совершенно разных языках и приехавших со всех концов света - Азия, Африка, Латинская Америка. Большинство из них учатся и живут в РУДН бесплатно - либо страны этих регионов отправляют их в Москву за государственный счет, либо их обучение оплачивается из российского бюджета.

Большинство приезжает из не очень богатых и, можно даже сказать, недостаточно цивилизованных стран. Вероятно, с этим фактом можно связать частые пожары, которые чаще всего происходят в общежитиях РУДН именно по вине самих жителей - многие устраивают беспорядок, который не способствует созданию безопасных условий. Каждые несколько часов комендант или дежурная проходит по всем этажам с вантузом - многие студенты бросают еду прямо в раковину, от чего она постоянно засоряется.

Расположение общежития - 10-15 минут на автобусе от станций метро Юго-Западная или Беляево.

Количество проживающих - больше 8 тысяч человек.

Условия предоставления - общежитие предоставляется практически всем иностранным студентам. Студентам из российских регионов получить общежитие гораздо сложнее, на каждый факультет выделяют всего несколько мест, в первую очередь они достаются льготникам и олимпиадникам.

Удаленность от университета - учебные корпуса находятся через дорогу от жилых.

Условия - в большинстве корпусов студенты живут в небольших комнатах коридорного типа.

Удобства - в большинстве корпусов туалет и кухня находится на этаже, а душевая комната - в подвале.

Плюсы общежития - удивительное разнообразие культур, дешевая и вкусная еда. РУДН - это настоящий кампус, по форме напоминающий западные, хотя по условиям, увы, нет.

Минусы общежития - грязь, непривычные для европейцев запахи, конфликты между студентами из разных стран, которые не всегда уживаются друг с другом. Также тяжело тем, кто учится на сложных факультетах - физико-математическом, медицинском. У студентов-гуманитариев учеба гораздо проще, поэтому они мешают своим бурным образом жизни тем, кому надо действительно учиться.

Для многих иностранцев поступление в РУДН - это путевка в жизнь. И как бы они не ругали условия общежития, русских и жизнь в Москве, большинство мечтает остаться здесь, а не возвращаться в свою страну.Почти все кафе, магазины, салоны красоты и другие коммерческие учреждения на территории кампуса открыты и содержатся бывшими студентами.

Здесь по очень низким ценам можно отведать блюда кавказской, среднеазиатской, китайской, африканской кухни, покурить настоящий восточный кальян, купить индийских специй, сшить у узбека индивидуальную пару обуви на заказ. Раньше в РУДН приезжали еще и за особым товаром - наркотиками, которые, говорят, в девяностых и в начале нулевых водились в общежитии в изобилии.

"Время поменялось, сейчас тут такого нет, - говорит Алексей, выпускник РУДН. - Может быть кто-то и привозит из Африки и Латинской Америки себе понемногу чего-то, но не в промышленных масштабах. Не могу сказать, что тут больше стали следить за порядком, просто страна изменилась. Раньше, я слышал, здесь этим вовсю торговали, и местная милиция в этом непосредственно участвовала. А теперь нет, я за все время учебы ни разу ничего такого не видел".

НИУ ВШЭ (Высшая Школа Экономики)
Новые общежития Высшей школы экономики вызывают двоякую реакцию. С одной стороны, это настоящие квартиры со всеми удобствами, бытовой техникой и просторным холлом. С другой - студенты должны расплачиваться за это "ссылкой" в Подмосковье. Хотя, при хорошем раскладе, и они могут добраться до университета за час с небольшим, но мало кому хочется делать лишнюю пересадку, зависеть от расписания, да еще и тратить лишние деньги на проездной.

Тем не менее сейчас всех поступивших в ВШЭ селят либо в один из двух корпусов в Одинцово, либо еще дальше - в Дубки. Общежитие на Покровке закрыто, остальные московские корпуса не принимают первокурсников.

В Москве студенты живут в трех корпусах - на Авиамоторной, Шоссе Энтузиастов и Студенческой. Я посетила общежитие, принадлежавшее раньше МЭИ (Энергетический институт), которое Вышка недавно приобрела в собственность. Условия в общежитии на Авиамоторной во много раз хуже, чем в далеком Одинцово. Вместо полноценных квартир - тесные комнаты с туалетом и кухней на этаже и одной душевой комнатой на всю шестиэтажку.

Количество проживающих - около пяти с половиной тысяч человек. Большая часть из них проживает в Подмосковье.

Условия предоставления - общежитие предоставляется всем иногородним студентам.

Удаленность от университета - от получаса для тех, кто живет в общежитии в Москве, до полутора часов для тех, кто живет в Одинцово или Дубках.

Условия - квартирного типа в Подмосковье и коридорного - в московских корпусах.

Плюсы общежития - комфортабельные общежития в Одинцово и Дубках.

Минусы общежития - отдаленность новых общежитий, не очень хорошие условия в старых.

Оля, студентка магистратуры ВШЭ: "Когда мы поступили на первый курс, как раз должны были открыться общаги в Одинцово. Но это все очень сильно затянулось, потому что их долго не принимали из-за каких-то норм безопасности. Соответственно, заселить туда никого не могли. А мы уже поступили, приехали в Москву, и нам надо было где-то жить. Кому-то ставили раскладушку в уже заполненной комнате, а меня и еще довольно большое количество первокурсников поселили в учебные комнаты. Тут на каждом этаже есть комнаты, где студенты могут заниматься. Оттуда вытащили столы, поставили раскладушки, и там мы жили на первом курсе. Зато потом меня оставили в этом же общежитии на Автозаводской. Я не хотела переезжать в Одинцово. Да, там хорошие условия, но мне удобнее жить в городе, пусть и с общим туалетом и душем".

Катя, студентка четвертого курса ВШЭ: "Я учусь на контрактном отделении и должна платить за общежитие. На третьем курсе стоимость подняли до четырех тысяч. И проездной на электричку подорожал, тысячу стоит. То есть я должна была платить пять тысяч в месяц за то, чтобы жить в квартире в Подмосковье с кучей других студентов и с постоянным надзором охранников и комендантов. Я не выдержала постоянных поездок на электричках и стала снимать комнату в Москве".

МГТУ имени Баумана
Большинство бауманских общежитий находятся в Измайлово и предлагают не лучшие условия - в основном это общаги коридорного типа, с одной душевой комнатой на восемь этажей, грязными туалетами в конце коридора и достаточно тесными комнатами, куда могут поселить как троих, так и четверых студентов. Причем за это первокурсникам еще приходится побороться - мест в общежитии на всех не хватает.

Недавно открылось новое большое общежитие рядом с университетом на Бауманской, но студенты уже жаловались, что в нем даже нет кухонь. Их отсутствие, администрация компенсирует микроволновками, установленными в комнатах.

Расположение общежития - пять корпусов в пяти минутах ходьбы от станции метро Измайлово; четыре корпуса на станции метро Бауманская.

Условия предоставления - общежитие предоставляется льготникам, олимпиадникам и тем, кто набрал высокий балл при поступлении. Остальным приходится либо как-то не совсем легально договариваться с комендантом, либо снимать квартиру. Если студент хорошо учится, он может написать заявление на предоставление общежития. Его могут подселить четвертым в комнату, но статус "хорошего студента" нужно подтверждать каждый год положительными оценками и активной общественной работой, иначе могут выселить.

Удаленность от университета - 40-45 минут от учебного корпуса на Бауманской.

Условия - в небольшой комнате стоят две кровати, они могут быть двухъярусными, тогда там живут четыре человека. К старшим курсам появляется возможность оставаться в комнате втроем или даже вдвоем, если повезет.

Удобства - в общежитиях коридорного типа душевая комната есть только на первом этаже; туалет, умывальники и кухня - на каждом этаже.

Вход в общежитие - до часу ночи свободно, после - по звонку, также нужно записываться в специальный журнал опоздавших.

Плюсы общежития - не очень далеко от университета, рядом с общежитиями находится Измайловский лесопарк и большой рынок. В МГТУ существует знаменитая традиция - "тазики". Дня катания на тазиках все студенты, особенно проживающие в общежитии, ждут все шесть лет учебы. После сдачи диплома выпускники купаются в фонтане перед университетом, а затем катаются на тазах - сначала по общажной лестнице, потом во дворе общежития, привязанные на веревке к машине.

Минусы общежития - удобства на этаже, в туалетах очень грязно, в душах даже нет полноценных кабинок. Не в каждом корпусе общежития есть столовая и магазин. Тем не менее многие стоят в очереди на общежитие, в котором из-за постоянно увеличивающегося набора не хватает мест.

Костя, студент шестого курса МГТУ: "Несколько лет назад наш университет расщедрился и поставил пластиковые окна во всем общежитии. Но рабочие так плохо делали свою работу, что смысл всех этих затрат потерялся. Например, они даже не снимали старые подоконники, а устанавливали новые поверх них. Из-за этого все подоконники теперь наклонены. Мы попросили их за баклашку пива спилить кусок старого подоконника, и они установили подоконник ровно. Но щели между окном и стеной остались, они просто заделаны жидкой пеной.

А еще у нас "чудесный" душ. Он работает по расписанию - с шести утра и до часу ночи. А по четвергам он закрыт совсем - это называется "санитарный день". Чтобы помыться, приходиться ходить в соседний корпус через пожарный переход".

МГУ имени Ломоносова
МГУ пока что остается самым надежным вузом в плане предоставления общежитий. Университет обязан предоставить место абсолютно всем иногородним студентам. В этой связи сейчас в общежитии ДАС в комнаты на четверых подселяют пятого человека, так как из-за ЕГЭ набор каждый год увеличивается. Пятую кровать приходится ставить посреди комнаты или в закуток, где по замыслу планировки комнат должно быть что-то вроде кухни-гостинной.

Конечно, никто из четверых жителей комнаты не может быть рад пятому соседу, даже если он идеальный - места и так в небольших комнатах становится катастрофически мало, а очереди в туалет и ванную в преимущественно женских общежитиях доводят до настоящих конфликтов. Особенно достается первокурсникам, которых подселяют к студентам постарше.

Тем не менее общежития МГУ - это своего рода легенда, и в них мечтают попасть не только иногородние абитуриенты, но и студенты-москвичи, для которых общаги, где живут их однокурсники, ассоциируются со свободой и чем-то запретным.

Пожалуй, многие слишком романтизируют дух общежития, особенно глядя на два мощных "корабля" - Дом Аспиранта и Стажера (ни аспиранты, ни стажеры там не живут, но название одного из самых больших общежитий МГУ именно такое) и хогвартские башни главного здания МГУ, куда заселяют старшекурсников и аспирантов.

Количество проживающих - 17 тысяч человек.

Удаленность от университета - зависит от корпуса общежития и факультета. Кто-то живет в том же здании, что и учится - старшие курсы мехмата, геофака, - а кому-то приходится ездить с улицы Шверника (15 минут пешком от станции метро Академическая) до Моховой на факультет журналистики или психологии. В любом случае студенты обычно тратят на дорогу от общежития до факультета не более часа.

Условия - совершенно разные, от одноместных комнат в главном здании МГУ до четырехместных комнат в ФДС (Филиал Дома Студента), где на каждого студента приходится около четырех квадратных метров. Это нарушает законодательство, так как площадь комнаты должна быть не меньше шести квадратных метров на одного человека. Причем если в большинстве МГУшных общежитий душ и туалет есть в каждой комнате, то в ФДС туалет расположен в конце коридора, а душевая комната - на первом этаже, и работает она по расписанию, закрываясь раз в неделю на "санитарный день".

Дополнительные услуги в корпусе - самые крупные общежития МГУ представляют собой что-то вроде городка с обширной инфраструктурой. Ходят легенды о студентах, которые жили и учились в Главном здании, и годами не выходили на улицу, а на лекции приходили в тапочках. В ГЗ действительно есть все, начиная от хорошей по соответствию цены и качества столовой и заканчивая бассейном. И даже если порвутся тапочки для посещения лекций, то новые можно купить, не выходя из общежития.

Примерно то же самое когда-то было в ДАСе. В переходе между двумя корпусами располагался кинозал, бассейн, сауна, массажный кабинет. Кинозал и бассейн закрыли из-за аварийного состояния и уже несколько лет не могут отремонтировать, сауну закрыли по технике безопасности, а массажиста выгнали, так как он занимался коммерческой деятельностью на территории общежития.

По этой же причине периодически закрывают прачечную и хозяйственный магазин - коммерческая деятельность на территории МГУ запрещена. Поэтому нужно проводить тендеры на обслуживание нужд проживающих в общежитии. Но обычно этот процесс затягивается надолго, и администрация пускает частников обратно в ДАС. Пока удалось только модернизировать столовую. МГУ открыл собственную вместо коммерческой, сразу упали цены, и немного улучшилось качество еды.

Кстати, столовая ДАСа располагается в монументальном помещении с огромной мозаикой во всю стену, где, если постараться, можно разглядеть хоровод женщин, олицетворяющих советские республики. Вообще, во всем ДАСе чувствуется былая мощь советского прошлого, покрытая многочисленными слоями пыли.

Саша, студент четвертого курса МГУ: "Я три года жил в ДАСе, мне нравилось, но потом пришлось переехать в Главное здание. Из-за этого ЕГЭ в ДАСе нас стали селить по пятеро в четверку, а так жить совершенно невозможно. Особенно когда ты уже на четвертом курсе. В ГЗ я живу один, хотя не могу сказать, что мне там очень нравится - здание ужасно старое, пыльное, сантехника ужасная. Хоть у меня и индивидуальный душ, я все равно хожу туда в тапочках - грязь уже так въелась, что не отмывается".

Около полумиллиона молодых жителей Москвы - иногородние студенты. Кто-то приезжает из дальнего Подмосковья, кто-то - с Дальнего Востока. Большинство планирует на всю жизнь обосноваться в Москве, а часть приезжает за знаниями, которые пригодятся им в родных регионах. Эти ребята, с одной стороны, уже взрослые, а другой - только вчера они жили с родителями и именно в Москве впервые столкнулись со многими бытовыми проблемами. Московские общежития становятся для студентов школой жизни, где им приходится бороться за нормальное существование.