Орфоэпия — почему важно говорить правильно и как возникают эти правила. Кто создаёт правила

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

Программа по организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

1. Пояснительная записка

Детство - это радость, игра, слияние с природой. Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Цель программы - развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности, игр-представлений (спектаклей) позволяет успеш­но решить многие воспитательно-образовательные задачи до­школьного учреждения: развить художественный вкус, твор­ческие способности, сформировать устойчивый интерес к теат­ральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка по­требность обращаться к театру, как к источнику эмоциональ­ного сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В театрализованных играх-представлениях с помощью та­ких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произве­дения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоз­дают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать со­бытия, взаимоотношения между героями этого произведения.

Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творче­ства (художественно-речевого, музыкально-игрового, танце­вального, сценического).

Для того чтобы решать эти задачи, необходимо наличие в детском учреждении педагога, который бы не только прово­дил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение всех задач, согласно базисной программы, в том чис­ле и по театрализованной деятельности. Педагог детского театра должен помочь воспитателям изме­нить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми (вплоть до участия в них в роли «актеров»). Его цель - не ограничиваться сценарной, режис­серской и постановочной работой с детьми-«актерами», а че­рез всю жизнь детского сада, через все виды детской деятель­ности провести решение задач, направленных на формирова­ние в детях творческого начала.

Работа над спектаклем - анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способст­вующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету и, наконец, постановочная работа над целостным спектаклем - проводится на специальных занятиях, не реже одного раза в неделю по 30-40 мин. Эти занятия могут прово­диться как в первую, так и во вторую половину дня. Но такая работа не должна проходить в изоляции от той воспитательно-образовательной деятельности, которую осуществляют воспи­татели групп, музыкальный руководитель, педагог по изодея-тельности.

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движения­ми, жестами, мимикой. Они слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание и т. д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая, ясная дик­ция, ведется работа над артикуляцией с помощью скорогово­рок, чистоговорок, потешек и пр.; дети знакомятся с литера­турным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомят­ся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по со­держанию спектакля, учатся рисовать различными материа­лами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Дети играют в «театр». Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскур­соводов по выставочному залу. Они рисуют афиши и пригласи­тельные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

В театральной студии под руководством специалиста про­водятся речевые упражнения, разыгрываются различные этю­ды с целью научиться передавать различные чувства. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной театрализованной игрой-постановкой, представлением. При этом целесообразно использовать такой прием, как разыгры­вание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых, кукол бибабо и пр.).

Например, идет работа над музыкальной сказкой «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева): одни дети разыгрывают очередную сцену, используя куклы бибабо на ширме; другие разыгрыва­ют эту же пьесу в форме настольного театра; третьи - драмати­зируют.

В дни, когда намечена постановка, распределяются роли между всеми детьми группы: кто пойдет разносить пригласи­тельные билеты для детей-зрителей (в приглашенную группу) и взрослым (сотрудникам учреждения), кто примет участие в оформлении выставки в фойе детского театра, повесит афишу, кто поможет подготовить артистическую комнату (костюмы, атрибутику) и т. д. - это в первую половину дня. После дневно­го сна игра-действие продолжается: теперь нужен контролер, экскурсовод, дежурный по залу, сцене, в кафе; артисты пере­одеваются в костюмерной... В назначенный час приходят гос­ти (дети другой группы и взрослые). Спектакль начинается. Целесообразно задействовать в нем как можно больше детей. Достичь этого можно, меняя в каждом действии детей-артис­тов, включить в действие взрослых.

Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, хореографических постановок) не должно быть больше двух-трех. Но в течение года благодаря систематической работе есть возможность использовать большое количество других театра­лизованных игр (настольные, стендовые, игры-драматизации). Они могут вводиться в жизнь детей, как зрелищные развлече­ния, как фрагмент праздничного концерта или утренника.

Что должен знать ребенок 5-7 лет о театре

Театр - особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы - декорации, нарисован­ные художником, различные герои (персонажи), действия при­думаны драматургом и сыграны артистами.

Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, буду­щее и в сказку. На сцене театра могут заговорить не только

14 люди, но и животные, и птицы. Артисты - главные волшебни­ки театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, о переживаниях людей.

Кроме артистов, над постановкой спектакля работает много людей: режиссер, композитор, художник, гример, постанов­щик танцев, хормейстер и др.

Пришедшие в театр зрители ведут себя по-особому: в фойе негромко переговариваются, ходят спокойно, рассматривая выставку, портреты актеров; в зрительном зале слушают и вни­мательно смотрят работу артистов, не мешают другим следить за действием спектакля. Неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиком от конфетки и пр.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомиться с содержанием (с программой), в фойе найти фотографии артистов, участвующих в спектакле.

В театр можно играть самим. Для этого надо определить любимый вид театра, наметить сюжет и разыграть его.

Знания о театральном искусстве, появление устойчивого интереса к нему, сценические навыки рождаются не вдруг. Только система в работе по принципу «от простого к сложно­му», начиная с младшего дошкольного возраста, а также ис­пользование всего комплекса средств и методов театрально-игровой деятельности помогут успешно решить поставленные задачи.

Задачи по театрально - игровой деятельности

Для детей 5-6 лет

Театральная азбука

Рассказать детям о том, что театр - особый волшебный мир. Главные волшебники в театре - артисты. Они с помощью осо­бых средств могут рассказать нам о разных событиях, о пере­живаниях людей. Основные средства художественно вырази­тельности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные: в оперном театре артисты поют, в балетном - все мысли, чув­ства героев передают движениями, в драматическом театре они разговаривают, в кукольном - все действия, разговор осуществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра - детский. В нем ставят спектакли для детей.

В театре работает много людей. Кроме артистов, художни­ки, композиторы, писатели (драматурги), гример и др.

Игры в кукольный театр

Познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, с «живой рукой», бибабо, пальчикового театра, театра карти­нок на руке.

Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука, работать над инто­национной выразительностью речи.

Игры-драматизации

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, со­вершенствовать исполнительские умения детей, стимулировать желание детей изменять действия, вводить свои реплики.

Игры-спектакли

Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе вы­разительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнера, стремиться подыгрывать ему.

Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершен­ствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Расширять жанровый диапазон спектаклей, предлагая де­тям такие варианты, как: спектакль на художественно-рече­вой основе, спектакль-опера, фольклорный спектакль на об­рядовой основе. Воспитывать стремление доставлять своей иг­рой радость окружающим.

Для детей 6-7 лет

Театральная азбука

Углублять знания детей о театре, как о виде искусства. Сфор­мировать устойчивый интерес к театральному искусству, по­требность каждого ребенка обращаться к театру, как источни­ку особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.

Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь пре­красное и доброе.

Ребенок должен знать, что в прекрасном мире театра все необычно. Артисты по-разному рассказывают о событиях, о пе­реживаниях людей. Уточнить сведения об основных средствах выразительности. Уточнить представления детей об особенно­стях различных театров: опера, балет, драматический театр, народный балаганный театр, кукольный, детский.

Познакомить с театрами своего города (наиболее известны­ми). Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в теат­рах (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример и т. д.).

Закрепить навык поведения во время просмотра спектакля; в целом уточнить знания правил поведения во время посеще­ния театра.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомить с содержанием.

В фойе посмотреть фотовыставку к этому спектаклю (фото­графии артистов и сцены из спектакля).

Определить любимый вид жанра, наметить любимые сюже­ты и разыграть их (как оперу, балет, драматический спектакль или кукольный).

Стимулировать активность детей к организации самостоя­тельной театрализованной деятельности.

Игры в кукольный театр

Закреплять навыки кукловождения различных кукольных театров (бибабо, на гапите, пальчиковый, марионетки, с «жи­вой рукой», настольный, теневой и др.).

Познакомить с новыми типами театров: напольный (люди-куклы, конусный); тростевой.

Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем.

Подводить детей к умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки (тип театра, сольное или коллективное исполнение с музыкальным сопровождением и без него).

Игры-драматизации

Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании обра­зов различных персонажей.

Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, сценки.

Игры-спектакли

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразитель­ных средств для передачи образа, развивать способность к сво­бодному выбору движений, действий, жестов, мимики, инто­нации, к передаче игрового образа. В целом, развивать сцени­ческое творчество.

Способствовать расширению диапазона эмоционального вос­приятия выражения различных эмоций (радость, горе, удив­ление, испуг и пр.).

Ввести новый тип игр-спектаклей: спектакль пантомимы, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль на обря­довой основе, спектакль-балет или спектакль на хореографи­ческой основе.

Развивать умение детей выражать основные эмоции и адек­ватно реагировать на эмоции окружающих.

Представленный ниже учебно-тематический план - это ва­риант целостного подхода к решению задач через все основные виды детской художественной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Хочется обратить внимание практиков, что предлагаемый репертуар к детским спектаклям ориентировочный и поэтому заменяемый. Но вся работа строится по данной схеме, исходя из поставленных задач.

Программные задачи

Театральная игра

Театральная игра -исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности , свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равно­мерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напря­гать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать сло­ва героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внима­ние, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Уп­ражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру пове­дения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное от­ношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Культура и техника речи

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направлен­ные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артику­ляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и сти­хи, тренировать четкое произношение согласных в конце сло­ва. Учить пользоваться интонациями, выражающими основ­ные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры

Этот раздел призван обеспечить условия для обладания до­школьниками элементарными знаниями и понятиями, про­фессиональной терминологией театрального искусства. В раз­дел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, осно­вы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; разви­вать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложе­ниях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхи­щенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Общие программные задачи

Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

Снимать зажатость и скованность.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наб­людательность, находчивость, фантазию, воображение, образ­ное мышление.

Развивать музыкальный слух.

Развивать умение согласовывать свои действия с други­ми детьми.

Развивать умение общаться с людьми в разных ситуа­циях.

Развивать интерес к сценическому искусству.

Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

Учить сочинять этюды по сказкам.

Учить импровизировать игры-драматизации на темы зна­комых сказок.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

Развивать двигательные способности, ловкость, подвиж­ность.

Учить создавать образы живых существ с помощью вы­разительных пластических движений.

Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Пополнять словарный запас.

Учить строить диалог.

Научить пользоваться интонациями, выражающими ос­новные чувства.

Знакомить с театральной терминологией, видами теат­рального искусства.

Знакомить с создателями спектакля.

Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

Воспитывать культуру поведения в театре.

2. Основное содержание

Структура учебного планирования

Виды детской деятельности

Задачи

Формы

Сентябрь

Организационный месяц. Подготовка предметно - развивающей среды.

Октябрь

Художественно-речевая деятельность

Знакомство с сюжетом нового для детей литературного произведения. Способствовать развитию арти­куляционного аппарата, развивать дик­цию, добиваться разнообразия интона­ции, уточнять знания детей об особен­ностях, повадках животных

Чтение нового литературного произведения

Занятие со всеми детьми

Театрально-игровая деятельность

Рас­сказать об особенностях этого вида ис­кусства, о видах театра, о главных вол­шебниках театра Знакомство с героями литературного произведения, с их ха­рактеристиками

Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра

Работа с малыми подгруппами детей

Музыкальная деятельность

Эмоционально обогащать представления детей о природе (о животных, птицах) че­рез музыкальный образ

Слушание музыки к выбранному произведению

Занятие со всей группой

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творче­ство)

Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для пере­дачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познако­мить с внешним видом героев, события­ми времени года, когда они происходят

Этюды для передачи музыкально-образных характеристик животных, птиц Этюды для пе­редачи различных чувств

(см. кни­гу М. Чистяковой «Психогимнастика»)

С малыми подгруппами и индивидуально

Учить передавать особенности птиц, жи­вотных, особенности их окраски через практическую деятельность

Использовать иллюстрации, ре­продукции с картин близких содер­жанию сюжета.

Со всей группой детей

Ноябрь

Развивать память детей. Учить переска­зывать литературное произведение вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией

Разучивание текста к литературному произведению.

Подгруппами и индивидуально

Театрально-игровая дея­тельность (занятия с педагогом-специалистом по театральному искусству)

Знакомить детей с элементами актер­ского мастерства - это помогает глав­ным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания геро­ев, их чувства. Учить детей пересказы­вать сказку по ролям (отдельные эпизо­ды), в соответствии с событиями и пе­реживаниями героев менять интонацию, выражение лица

Рассказать об особенностях жес­та, мимики, интонации. Показать на своем примере различные об­разы. Разыгрывание детьми от­дельных диалогов, сцен

С подгруппами, используя все виды театрализо­ванных игр для разыгрывания одной и той же сцены

Музыкальная деятельность

Учить детей петь, чисто интонируя, вы­разительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа

Разучивание песен к литературному произведению

Со всей группой

Творческая деятельность

Упражнять детей в самостоятельном под­боре движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом

Импровизационные танцы различ­ных персонажей

С группами и индивидуально

Изобразительная деятельность

Подготовить детей к умению рисовать по творческому замыслу, отражая свои впе­чатления от литературного произведения

Рисование различными материа­лами по сюжету или отдельных персонажей

Фронтально

Декабрь

Художественно-речевая деятель­ность

Закреплять знание детьми текста персонажей. Учить выразительно, с эмоциями переда­вать диалогическую часть текста

Пересказывание детьми сюжета по ролям

Фронтальные в игровой форме

Театрально-игровая деятель­ность (занятия по театральному искусству)

Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке

Работа над целостной постановкой спектакля

Фронтально и подгруппами

Творческая деятельность

Добиваться самостоятельности, инициати­вы в выборе средств для передачи обра­за, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии

Творческие задания на танцеваль­ное и музыкально-игровое твор­чество импровизированного харак­тера

Подгруппами и индивидуально

Музыкальная деятельность

Развивать активное эмоциональное сопе­реживание музыкальным образам в ис­полнительской деятельности

Продолжать учить песни, танцы, му­зыкальные игры к спектаклю

Со всей группой, подгруппами, индивидуально

Изобразитель­ная деятель­ность

Закреплять умение детей, рисовать различными материалами деко­ративные узоры

Изготовление афиши, пригласи­тельных билетов. Совместно со взрослыми подготавливать декора­цию к спектаклю, отдельные атри­буты, маски

Коллективная и индивидуальная работа

Постановка музыкального спектакля по выбранному литературному произведению

для детей детского сада и родителей.

Аналогичная структура работы по театрализованной постановке следующего литературного произведения в период с января по май.

Классный час в 6 классе

(кл. руководитель Баетова Е.Н.)

Тема: «Говорим правильно и красиво».

Цели:1. Проследить за изменениями, происходящие в русском языке в связи с развитием общества.

2. Воспитания любви к родному языку.

3. Формирование бережного отношения к языку.

Ход мероприятия:

Ведущий: Одним из признаков воспитанности является умение человека владеть своим родным языком. Мы с вами живем в стране под названием Россия, наш родной язык- русский. Это самый красивый язык на свете. Ученые всего мира отмечают, что ни на каком другом языке не сложено столько замечательных сказок. А еще русский язык очень музыкальный, поэтому у русского народа так много красивых песен. Но очень часто бывают случаи, когда русский язык искажают, говорят на нем плохо и неправильно. Для того чтобы тебя считали воспитанным человеком, надо следить за своей речью и все слова свои произносить верно. А иначе человек может попасть в смешные или даже очень досадные ситуации.

Сценка «Вредные слова»

Леша: Привет, Петя!

Петя: Салют, дружбан!

Л: Какой чурбан?

П: Не чурбан, темнота!

Л: Почему темнота- когда светлый день!

П: У тебя что, тыква совсем не варит?

Л: Я тыкву варить не люблю.

П: Ой, Леший! Ну ты и зануда!

Л: Это кто – леший?

П: Ты, Леха, современных выражений не понимаешь! Отсталый ты малый!

Л: Я, может быть, и не такой продвинутый, как ты, но твой суперсовременный язык мне как-то не очень нравится.

П: А всем девчонкам очень даже нравится.

Л: Поглядим. Вон идет самая красивая девчонка нашей школы- Ира Давидович.

П: Да, Ирэн- просто улет, всех мальчишек при ней колбасить начинает!

Л: Вот- вот, примерно что- то в этом роде. Попробуй поговорить с ней.

П: Раз плюнуть! Сейчас я приглашу ее в клуб на дискотеку.

Ира: Здравствуйте, мальчики.

Л: Здравствуй, Ирочка.

П: Салют, Матрена прикольного фасона.

И: Что- что?

П: Юбочка новенькая- такая клевенькая.

И: У меня юбочка не клевенькая, она никого не клюет.

П: Пойдем сегодня на дискачь костями подрыгать?

И: Прости, пожалуйста, что- что?

П: Уши разуй, красотка. Потусуемся, говорю, оттянемся на полную катушку.

И: Петя, я тебя не понимаю, ты меня пугаешь… А! Наверное ты болен, да?

П : Ха- ха- ха! Отсталость! Теперь же все так говорят.

И: Не все.

П : А тебе кто- нибудь говорил, что ты на рыльце очень даже ничего?

И : Рыльце у поросенка, а у меня лицо! Зачем ты меня обижаешь, Петька.

П : Ир, я это, я не то… Я прикалываюсь, чтобы тебя насмерть уконтрапупить своей утонченностью. Вообще ты классная.

И : Отойди от меня, хулиган!

П : Ну, так пойдем костями трясти?

И : На кладбище что ли?

Л : Ира, не обижайся на Петю. Я тебе переведу, что он имел в виду. Я уже научился понимать его странный язык. Он говорит: «Ира, ты очень красивая девочка, пожалуйста, поедем вместе на дискотеку!»

И : Он именно это хотел сказать, когда говорил, что у меня рыльце ничего и что мы можем потрясти костями? Какой ужас. Какое бескультурие! Такие прекрасные слова подразумевал, а вслух произнес просто ужасные выражения!

П: Да, да. Именно, так идем костями… то есть на дискотеку?

И :Идем. Только я пойду не с тобой, а с Лешей.

П : И почему мой язык не всем нравится? Он современный… Все так говорят.

Л : Не все. А те, кто говорят какие- то неправильные и искаженные слова, должны исправиться. Конечно, такие слова можно вставлять для смеха в компаниях, но говорить на таком языке все время очень нехорошо.

И : Потому что люди могут подумать: «Вот этот человек- или неграмотный, или больной». Петя, дай слово, что не будешь так разговаривать!

П : Больше не буду. Я даю обещание разговаривать всегда и везде нормальным русским языком.

Ведущий: Вот какой вред приносит людям употребление некрасивых слов.

Русский язык обогащается за счет заимствования. Это слова из области техники, науки, бизнеса, спорта, искусства, слова, обозначающие одежду, продукты питания.

Появление неформальных молодежных движений, а также усиленное освоение обществом техники способствовало развитию молодежного сленга и жаргона.

Алик- телефон от Alcatel,

битая трубка- телефон после неквалифицированного снятия блокировки,

вапиться -пользоваться WAP-режимом,

железо-сотовый телефон, приобретаемый без подключения к сети,

девочка - телефон со встроенной антенной,

мертвяк -неработающий телефон,

мотор- телефон от Motorola,

ныряльщик- телефон, который перестал работать после того, как его уронили в воду,

обои- картина-заставка для экрана телефона,

одежка-корпус телефона,

парашютист- телефон, переставший работать после падения,

пчелайн- компания “Билайн”,

убитый - неработающий телефон,

шкурка - сменный корпус телефона.

Ведущий: Ребята, а как часто вы используете слова-жаргоны? И как к этому относятся взрослые?

Я предлагаю вам сыграть в игру “Подбери синоним” .

К словам из речи молодежи нужно подобрать красивые литературные слова.

Слова для работы: Драпать(убегать), дискач(дискотека), догнать(догадаться), достать(надоесть), врубиться(понять), зажать(утаить, пожадничать), заложить(предать), кадр(смешной, странный человек), капуста(обозначение денег), прикид(одежда), пасти(следить).

Маня: Привет, Катя.

Катя: А, типа, привет, Маня!

Изабелла: Употреблять, как бы, в разговоре слово «типа», как бы, уже не в моде.

К: А типа, что же модно?

И: Как бы, модно вообще поменьше говорить, чтобы, как бы, не обременять других людей, как бы, лишними словами.

М: Я, в принципе, вообще считаю, что лучше вязать или вышивать принципиально крестиком, чем, в принципе, вот так бестолково трепаться.

И: И я, как бы, к вам пришла, чтобы предложить, как бы, вышивание. Вот у меня уже и, как бы, пяльцы в руках.

М: В принципе, я разучила совершенно новый рисунок. Принципиально новый. Вот, поглядите! Я сама его лично придумала!

К: Он к тебе, типа, сам прицепился, из мыслей?

И: Вы, как бы, сейчас поругаетесь?

Сережа: Девочки, вы тут что-вышиваете?

К: В принципе, да.

М: Типа, вышиваем, а тебе что?

И: Тебе, Сережа, должно быть, как бы, все равно.

С: Вышивайте на здоровье. Я ничего вам не говорю. Вот только не кажется ли вам, что ребятам слушать вашу болтовню очень смешно?

К: Это, в принципе, почему?

И: Им, как бы, нравится!

С: Девочки! Проанализируйте свою речь и ответьте, какое слово вы чаще всего употребляете в разговоре.

И: Я, как бы, это..

С: как бы- Изабелла!

К: Ты, типа, потише…

С: Типа- Катя!

М: Ты, в принципе, принципиально нарываешься на скандал?

С: В принципе- Маня!

И: Ну и что, как бы?

С: Да. От них нужно отвыкать. Потому что речь из- за них становится некрасивой. А человека, который их часто употребляет, называют косноязычным, то есть не способным правильно и распространенно разговаривать.

Следите за своей речью.

К: Девочки, я все поняла. Мы так не красиво разговариваем! И эти слова и в самом деле очень вредные. Вы употребляете их в каждом предложении и почти после каждого слова.

И: Мы и сами заметили теперь, что эти слова портят все дело.

М: Спасибо тебе, Сережа, что ты объяснил нам весь вред слов «как бы», «в принципе», «типа»…

Ведущий: Спасибо вам, ребята, за поучительную сценку.

Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари (показ «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», «Крылатые слова»).

Читайте, овладевайте словом. И вы станете мудрее.

В словарях вы найдете много новых слов, а я предлагаю вам сыграть в игру «Найди спрятанные слова»

Глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.

Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого из нас! И мы сегодня обращаемся ко всем присутствующим словами классика: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», обращайтесь почтительно с этим могущественным «орудием», не засоряйте его неоправданными заимствованиями, жаргонизмами. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык!

Язык пришел к нам по наследью,

Для нас дороже он всего.

Мы заменять чужою медью

Не смеем золота его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь,

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь. (Сергеев-Ценский)

Выводы: Каждый вправе выбрать каким языком он будет разговаривать с окружающими. Но всегда следует помнить о том, что язык- это город, на построение которого каждый человек, живущий на земле, принес свой камень. И если мы хотим жить в красивом, чистом, светлом городе, то таковыми должны быть и наши мысли.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. КОЛОС

МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Классный час

«Говорим правильно и красиво».

Подготовила: классный руководитель

6 класса Баетова Е.Н.

САМЫЕ СМЕРТОНОСНЫЕ ОШИБКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Научиться правильно говорить можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. Дети как губка с рождения впитывают в себя все, что говорят их родители. Поэтому предлагаем вам вспомнить элементарные правила русского языка и проверить – всё ли правильно вы говорите.

1. В русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ слова «ЛОЖИТЬ»! С приставками - пожалуйста: ПОложить, ЗАложить, ПЕРЕложить. Есть слово "класть", но ни в коем случае не "покласть" или "поклади"!

2. Вы все ещё «звОните»? Тогда мы идём к вам! Образованные люди говорят: «тебе мама звонИт», «позвонИшь маме».

3. Сколько можно сомневаться: «приЙТи» или «приДТи»? Запомните раз и навсегда, правильно - «приЙТи». НО в будущем: ПРИДУ, ПРИДЁШЬ, ПРИДУТ.

4. Как известно, в России две беды: «-ТСЯ» и «-ТЬСЯ». Так почему бы их не исправить ещё в пятом классе? Задайте вопрос глаголу: «Что (с)делает?» или «Что (с)делать?» Если в вопросе есть «Ь», то и в глаголе есть, если нет - в глаголе тоже НЕТ!

5. Можете смело убивать кондукторов, которые говорят «ОПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД»! Можно или «оплатить проезд», или «заплатить за проезд»!

6. Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ». И точка.

7. За написание «извЕни» вместо «извИни» пора вводить денежные штрафы.

8. Как можно в слово «будущий» запихнуть букву «Ю», чтобы получилось «будуЮщий»? Страдающих манией впихивания лишних букв - бить орфографическим словарём и повторять: «буду» - «будущий», «следую» - «следуЮщий».

9. Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили? Кофе называется «ЭСПРЕССО»! А есть ещё «лАтте» (ударение на «А», две «Т») и «капуЧино» (одна «Ч»).

10. Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Иду (куда?) на день (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ.

Никаких «иду на день рожденИЕ», «поздравляю, с днем рожденИЕм» и подобной ереси! Особенно пугает "мое день рождение"...

11.Девушки, если парень пишет «симпОтичная девчЁнка» и «хорошо выглЕдиШ» ставьте на нём жирный крест! Зачем вам такой грамотей?!

12. Имейте в виду, что «ИМЕТЬ В ВИДУ» пишется раздельно, т.к. "вид" здесь существительное! Слитно же пишется только когда "ввиду" - это предлог (ввиду новых обстоятельств, ввиду предстоящих расходов).

13. Все, кто ещё говорит «ИХНИЙ», будут гореть в аду!

14. Как правильно: «едь» или «ехай»? Или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай», «ЗАезжай» или «ПРИезжай». Употребление слова «езжай» без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи.

15. Как правильно: «ПОБЕДЮ» или «ПОБЕЖДУ»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го лица ед. числа в будущем времени. «Одержу победу», «Сумею победить» вполне себе заменяют эту форму.

16. В документах стоит «ПОДПИСЬ», а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене - «РОСПИСЬ». Не путаем, друзья, не путаем!

17. С точки зрения лексической сочетаемости выражение «самый лучший» звучит так же нелепо, как «более красивейший». Большой привет режиссёрам «Самого лучшего фильма»!

18. «Занять» - это взять взаймы! «Займи мне денег» - неверно. Нельзя занять КОМУ-ТО, можно только У КОГО-ТО. «Одолжи мне денег», «Можно мне занять у тебя?» - правильно.

19. «В_течениЕ» (какого-то времени, в продолжение), но «в_течениИ» (например, реки, течение как направление в искусстве). Обратите внимание, всегда раздельно!

20. АДронный коллайдер! Но никак не «АНдронный»! Кто такой этот «Андрон»? Адроны - это элементарные частицы, в их честь и был назван коллайдер. «Коллайдер», кстати, с двумя «л».

21. ВыИграть! Не выЙграть!!! Искренне непонятно, что движет людьми, которые ставят туда «Й». Проверочное слово - ИГРА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

Цели:

  • учить детей выражать свои мысли связно;
  • формировать навыки речевого этикета, обогащать речь ребёнка такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми (приветствие, благодарность и т. д.);
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к употреблению форм речи, умение выбирать языковые средства, более уместные в конкретной речевой ситуации.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели и общественные деятели.

(Дети читают высказывания о русском языке.)

Оформление:

  • "Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". А.И. Куприн.
  • "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". М. Горький.
  • "Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. А.Н. Толстой.
  • ":Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!" И. С. Тургенев.

Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы решить вопрос: чем отличается речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования. Какую речь приятнее всего слушать?

3. Работа по теме урока.

А. Три подготовленных ученика читают стихотворение Ю. Тимянского "Рассказ школьного портфеля".

Подумайте, почему мальчик Петя обиделся на ребят?

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не "коридор", а

"Колидор".
"Дилектор входит в кабинет:"
"Закрыт магазин на обед:"
"Хозяйка моет стаканы:"
"Секёт свеклу:"
"Пекёт блины:"

И до меня дошёл черёд:
Портфель он "портфелем" зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.

Петя! - несётся со двора, -
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя.

"Петя" обижен на ребят.

Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил.
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Дети отвечают на ранее поставленный вопрос. Идёт обсуждение прочитанного стихотворения.

Очень часто можно услышать, как кто-то неправильно произносит слова или употребляет их не по назначению. Приятно ли слушать такую речь?

Б. А какие пословицы на эту тему вы знаете?

Объявляется конкурс. Побеждает тот, кто вспомнит больше пословиц на тему "Речь. Слово".

Пословицы:

  • Сначала подумай - потом говори.
  • Не храбрись словом, а покажи делом.
  • Меньше говори - больше дела твори.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
  • До слова крепись, давши слово - держись.
  • И дорого за словечко бы дал, да не выкупишь.
  • Язык мой - враг мой, прежде ума глаголет.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
  • Коротко да ясно.
  • Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.
  • Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.

В. Первые слова, которыми мы начинаем день, это здравствуйте, доброе утро. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным.

Ученица читает стихотворение "Я и солнышко" поэта В. Коркина.

Солнышко ясное встало,
- Доброе утро! -
Сказало.
- Доброе утро! -
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим:
Но если проснёшься -
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
- Доброе утро,
Друзья, всё равно:
Придумано мудро:
- Доброе утро!

Как мы ещё приветствуем друг друга? (Добрый день, добрый вечер.) Как нужно говорить эти "волшебные" слова? (Спокойным, ровным голосом.)

Г. А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами. Послушайте, что у него получилось.

Читает ученик.

Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым "здравствуй" говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой.
Та отпрянула в сторонку -
Как невежлива девчонка:
Нёс вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть ли ему не на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Вежлив ли был Петя? Почему?

Д. А теперь послушайте, как папе однажды помогло "волшебное" слово.

Читает ученица.

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашёлся,
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
"Простите" сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже.
"Простите" -
Казалось бы,
Что в нём такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Н. Юсупов.

Какое слово помогло папе? А всегда ли вы помните о "вежливых" словах? (Дети приводят примеры.)

Е. Детям предлагается практическое задание - оценить ситуацию.

Ролевая игра "Я не заметил"

Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он "нечаянно" толкает девочек и говорит: "извините, пожалуйста, я вас не заметил". (Дети дают оценку поведению мальчика.)

Ж. Загадки ударения.

Найди лишнее слово среди имён героев сказки А. Толстого о приключениях Буратино.

Мальвина, Алиса, Шушера, Тортила. (Шушера, так как во всех словах ударение падает на второй слог, а в этом слове - на первый.)

Арлекин, Карабас, Дуремар, Джузеппе. (Джузеппе, так как во всех словах ударение падает на третий слог, а в этом слове - на второй.)

Детям предлагается задание: расставь ударение в словах.

Магазин, портфель, дневник, квартал, ворота, алфавит, положил, шофер, километр, сантиметр.

В класс заходят два ученика.

Куда мы попали?

На праздник русского языка.

Русский язык мы хорошо знаем.

А вот это мы сейчас проверим. Я вам предлагаю слова, а вы из них должны будете составить рассказ, интересный и обязательно весёлый. Слова: метро, пальто. Кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе. Запомнили?

1-й ученик:

Тут и запоминать нечего!

2-й ученик:

И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем! И не только стихи сочиним, но и музыку к ним.

1-й ученик:

Правильно! Музыку!

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру!

Слушай, а почему все смеются? Я что-то не так сказал? Ладно, исправлюсь, слушайте дальше.

И поехали в метре
Фильм снимать о кенгуре.
Вот сидим опять в кине
Без пальта и без кашне.

А чего опять все смеются? Теперь ты говори.

2-й ученик:

А вернее: я и ты
Без пальта и без кашны.

1-й ученик:

Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол.

И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
А потом ещё с мышом,
Бедным серым малышом.

Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.

Ну что ж, друзья. У вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.

1 и 2 ученики вместе: Почему?

Да потому, что все эти имена существительные не склоняются, т.е. совсем не изменяются. Запомнили?

Значит, эти слова никогда не изменяются?

Никогда! И эти слова должны знать все ребята.

Теперь всё ясно, я понял, почему ребята смеялись.

Я предлагаю вам остаться на нашем весёлом уроке.

Послушайте двустишия о правильном употреблении слов и постановке ударения.

Чтобы было плоско,
Мы положим доску.

На столе лежит футляр,
В нём пилу держал столяр.

Он весь день за ней шпионил
Снова ничего не понял.

Прибежали звери,
Прислонились к двери.

У меня в ушах звенит.
Телефон весь день звонит.

Перейти здесь нелегко -
Здесь вода и глубоко!

Кот нашёл себе покой
В нашей новой кладовой.

Какую роль в нашей речи играет ударение? (Дети высказывают свои предположения, делают выводы.)

З. Мне хочется обратить внимание на слова, которые даже взрослые люди называют неверно. Это слова класть и положить . Как используется слово класть? (Без приставки.) А когда - положить? (С приставкой.) (Дети приводят различные примеры употребления данных слов.)

4. Подведение итога.

Старайтесь, ребята, не путать слова. Когда вы говорите, не торопитесь, не "глотайте" слова.

Наш праздник подходит к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.

  • Речь народная красная, будто ткань атласная,
  • Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.
  • В речь затейную основу положил народ,
  • И от маленького слова гул большой идёт.
  • Веками речь хранёна, умом она гранёна,
  • Просторов километрами промыта и проветрена,
  • Судьёй надежным - временем - внимательно проверена,
  • Раздумьями обильна речь наша молодильная:

:У народа речь - союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.

Когда говорят о качествах хорошей речи, отмечают ее правильность, чистоту, богатство, точность, логичность, выразительность и уместность. Уже в этой разделяемой всеми лингвистами классификации можно увидеть, что говорить правильно и говорить красиво не одно и то же.

Говорить правильно - значит строить речь так, чтобы она отвечала требованию правильности. Другими словами, соблюдать нормы литературного языка на разных уровнях. Орфоэпические нормы, к примеру, подразумевают правильную постановку ударения. Так, нужно говорить: звонИт, щавЕль, договОр. Грамматические нормы подразумевают верное согласование слов. Нельзя говорить: черное кофе или вкусный какао, поскольку первое существительное - мужского рода, а второе - среднего. Лексические нормы подразумевают употребление слов в соответствии с их значением и сочетаемость.

К примеру, нередко люди в речи допускают плеоназм, употребляя словосочетания типа памятный сувенир или в мае месяце.

Что значит говорить красиво? Вероятно, это прежде всего соотносится сразу с двумя качествами речи: выразительностью и богатством. Говорить красиво - значит употреблять в речи средства выразительности, использовать лексическое, грамматическое, фонетическое богатство языка. Например, сколько красоты и грусти в этих строках есенинского стихотворения:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Можно было бы подумать, что красота и правильность речи - хоть и не тождественные, но взаимодополняющие понятие. Между тем иногда то, что красиво, не отвечает нормам, и наоборот.

Вот отрывок из сказки С.Г. Писахова «Северно сияние»: «Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим. День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим». Хотя автор здесь и использует диалектные формы слов, находящиеся за пределами литературного языка, нас очаровывает музыка народной речи.

Таким образом, мы убеждаемся, что речь правильная и речь красивая - совсем не одно и то же.