Старинные выражения. Старинные слова и их значение. Значение старинных русских слов. Древнерусские или древнеславянские

В оставшиеся олимпийские дни у нас есть шанс выучить не только мелодию китайского гимна, но даже уже и слова. Китайским золотым медалям нет счета. Даже если бы Китай вообще перестал что-либо выигрывать после первой недели Игр, он наверняка не пропустил бы вперед в общем зачете никого, кроме Америки. Штаты — лидер мирового спорта, но и американцам, пожалуй, китайцев не догнать. А российские болельщики льют слезы, понимая, что китайцев нам не догнать не только в Пекине, но и на ближайших Олимпиадах. Как же так? В чем их секрет?

Скажу сразу: при той спортивной системе, которая существует в Китае, догнать его по числу олимпийских медалей Россия не сможет. Больше вам скажу: Соединенные Штаты сильно рискуют со своей «законной» первой позиции прочно отступить на вторую, и надолго. Скажу еще больше: об этом не стоит горевать. Потому что система китайского спорта не подходит ни для одной свободной, демократической и — что немаловажно! — богатой страны. Китайская система во многом копирует советскую систему или систему спорта ГДР. Умер Советский Союз, и где наши 50 золотых на Играх? ГДР объединилась с ФРГ — думали, что две супердержавы суммируют свои достижения, а вышло чуть ли не вычитание.

Тоталитарный строй рождал тоталитарный спорт. После того как общественный уклад в СССР и ГДР сменился, поддерживать прежнюю систему спорта стало физически невозможно. Смысл ее в том, что это спорт государственный. Он функционирует как отрасль, львиная доля расходов обеспечивается государством, которое и является «заказчиком» результата. Это означает, что спортсмены в течение своей карьеры находятся на казарменном, а в китайских условиях фактически на лагерном положении. Это круглогодичные сборы без выходных. Спортсмен практически не видит семью и не бывает дома, непрерывно тренируясь. Он не получает нормального образования, и в большинстве случаев к моменту завершения выступлений у него не остается никакого пути в жизни, кроме как попробовать остаться в спорте в роли тренера.

Китай превзошел Советский Союз по той просто причине, что население Китая в несколько раз больше. Там идеальная почва для произрастания чемпионов — миллиардная масса поголовно бедного населения и одним из немногих путей выбиться в люди является спорт. Было время, когда детей чуть ли не продавали в спортшколы за символические для нас, но большие для китайцев деньги — несколько сот долларов. Сейчас, кстати, картина меняется. Во-первых, китайцы стали жить лучше и спорт утрачивает свою соблазнительную роль социальной лестницы. Во-вторых, теперь во многих спортшколах обучение платное. И только когда в ребенке обнаруживаются явные способности и спорт становится для него профессией — вот тут уже государство берет заботу о юниоре на себя по полной, даже переполненной программе.

Конечно, нет смысла говорить о том, что тренировочные условия в Китае на «поднебесном уровне». Спорт там не просто отрасль промышленного производства медалей, но и отрасль науки. Целый институт может изучать, условно говоря, технику прыжка в воду с трамплина. И кстати, в этой области спортивные ученые сделали ряд открытий, вылившихся в золотой медальный дождь. Вот все удивлялись, почему прыгуны с вышки в Китае всегда маленькие, молоденькие и непременно худенькие, а вот прыгуны с трамплина и старше и мощнее. Вышечники блеснут и потом куда-то пропадают из поля зрения, а трамплинисты могут выступать по нескольку лет, что для Китая много. Ответ прост: на трамплине сильное отталкивание основа всего — потому и набирают парней мощных в ногах. А на вышке важен вход в воду — и чем меньше тело, тем меньше брызг и выше оценки. Но подрастает парень, перестает быть подростком, крепнет его тело — все, до свидания.

Кстати, обратите внимание: чем больше фантазии и импровизации требует от атлета его вид спорта, тем меньше в нем китайцев среди лидеров. Зато им очень хорошо даются виды, где прежде всего важна четкость выполнения заранее отрепетированной программы. Гимнастика, штанга, стрельба, прыжки в воду — вот коронные китайские виды. Виды, где человека гораздо легче надрессировать. О том, с какой безжалостностью готовят китайских спортсменов, ходят даже не легенды, а страшные сказки. При огромной конкуренции за места в команде тренеру не до сантиментов — он может отбраковывать претендентов безжалостно, за малейшее отклонение от идеальной модели.

У спортсменов практически нет проблем с дисциплиной и исполнительностью, поэтому они вкалывают как проклятые, помня о том, что место одно, а желающих много. Поэтому стать сильнейшим в Китае немногим проще, чем сильнейшим в мире. Все поражаются неправдоподобному хладнокровию китайцев в решающие моменты. Но дело в том, что все нервные уже давно отсеялись, а в команду попадают деревянные солдаты Урфина Джуса.

Вы не обратили внимания на то, что, хотя в Пекине медали выиграли уже десятки китайцев, вам трудно вспомнить их имена, их лица или даже просто рассказать, как выступает тот или иной спортсмен, грубо говоря — какой он? И дело не только в том, что китайские имена и китайские лица нам запоминать сложновато. Дело в том, что их в принципе трудно друг от друга отличить. Китайский спортсмен как «Фольксваген», столь популярный в Китае: надежный, добротный, удобный, относительно недорогой, но… совершенно неинтересный. Китайцев трудно запомнить еще и потому, что они появляются ниоткуда и исчезают в никуда. Дебютант, тут же становящийся чемпионом, — такое у них порядке вещей. И тоже следствие потогонной системы, выпекающей как пирожки атлетов экстра-класса, которые, как горцы, живут по принципу «в конце концов останется только один».

Но стоит китайскому спортсмену дать слабину да и просто остаться на прежнем уровне, его без сожаления спишут в утиль. Не случайно же при тотальном многолетнем превосходстве в прыжках в воду, мало кто из китайцев побеждал на нескольких олимпиадах. Всякий раз новые имена при неизменном конечном результате.

Главное для Китая — результат. Он обеспечивается в том числе и с иностранной помощью — в тех видах, где у Китая пока нет победного опыта. Но тренер-иностранец эксплуатируется так же, как китайский спортсмен. Задача китайцев вытряхнуть из приезжего специалиста всё! Каждый микрон знаний, каждую деталь. После чего с наставником безжалостно расстаются, чтобы начать «доить» нового. А сколько китайцы ездили по миру с видеокамерами! Сколько провели они часов на знаменитой советской и российской гимнастической базе на озере Круглое! Снимали и конспектировали всё подряд, а теперь бьют нас во многом нашим же оружием, только модифицированным на недостижимом для «учителей» уровне.

Конечно, китайцы что-то наверняка принимают. Сейчас редко какая страна способна монополизировать отдельный вид спорта. Мировой спорт очень выровнялся. Мало какой спортсмен способен быть в своем виде на голову выше всех. Пловец Фелпс или спринтер Болт — все же исключения. Но вот китайцы именно доминируют во многих видах программы. Только они могут позволить себе опережать в штанге соперников на 30 кг. Только они могут с первого же подхода заявлять вес, повторяющий мировой рекорд. Доказательств нет и, думаю, в Пекине не будет, но трудно поверить, чтобы такого колоссального отрыва можно было добиться только лишь дрессурой. Хотя наравне с гипотетическими неведомыми запрещенными препаратами китайцы совершенно точно принимают и свои «народные средства». Отвары из змей, экстракты кореньев и, черт знает, что еще они пьют и едят, но это им определенно помогает.

Спорт сейчас и есть та самая национальная идея. Которую из спорта пытались сделать и у нас в России. Китай поставил задачу стать спортивной державой номер один, и выполнил ее! Причем Пекин-2008 — это кульминация плана по завоеванию мирового спортивного господства. Кульминация достигнута. Остается лишь робко надеяться, что теперь, когда мечта сбылась, китайцы будут уже не столь рьяными. Что судьи перестанут им потакать, а допинг-кровопийцы перестанут помогать тем, кто и без их помощи сильнее всех. Ну и уповать на то, что Китай будет жить еще богаче, что он станет свободнее, и тогда для казарменно-пробирочной системы конвейерной сборки чемпионов не останется возможностей.

Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях Китая, Японии и Кореи

Общеобразовательная школа и сравнительная педагогика прошли многоуровневый исторический путь своего развития. На протяжении XIX-XX вв. сравнительная педагогика развивалась в условиях роста интернациональной направленности педагогических идей и школьных реформ. В современных условиях во всех странах мира модернизация образования переживает пору расцвета.

На основании изученных нами исследований, проводимых Корейским институтом образования по проблемам содержания школьного образования в США, Канаде, Австралии, Китае, Японии, мы определили конструктивную модель оптимизации отечественной системы образования. Изучение зарубежной педагогики позволяет оценить характер взаимоотношений общества и государства в области образования, социализации детей и подростков, сохранения их здоровья и воспитания духовности. Инновационные разработки в зарубежной теории и практике обучения охватывают поиски в одной из основных областей педагогики - построении учебного процесса, технологии проектирования образовательных программ и их реализации. Педагогов всех стран объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы к главному инструменту образования - учебному процессу. Отечественная педагогика осмысливает и осваивает принципы школьного образования, выработанные в мировой теории и практике обучения. Школьная практика испытывает огромную потребность в приливе свежих идей, и в то же время дидактические поиски мировой педагогики остаются малоизвестными даже для специалистов, а педагоги-практики обычно сталкиваются с фрагментарной информацией о зарубежных педагогических нововведениях.

Изучение зарубежного опыта по определению сущности и обоснованию целевых установок, содержания физического воспитания, технологии реализации образовательных задач дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли в сфере физической культуры разных стран. Общество в целом позволяет понять роль физкультурного образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Познание зарубежной социально-педагогической мысли о физическом, духовном и нравственном в человеке способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств учителей школы.

физический воспитание образовательный

Таблица 1. Сущность и направленность модели физического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Развитие физической подготовленности

Физкультурное образование через телесное развитие человека

Развитие физической силы

Прикладная направленность, сосредоточенная на развитии физической силы

Спортивная направленность

Воспитание спортсмена

Направленность на развитие личности человека

Социальное и психоэмоциональное развитие человека

Развитие двигательных навыков

Физический тренинг в упражнениях по формированию двигательных навыков

Индивидуальное физкультурное образование

Индивидуализация в решении задач физкультурного образования и достижении цели обучения и тренировки

При всей специфичности физкультурного образования Японии, Республики Корея, Китая в нем отражены общие подходы к управлению, содержанию, формам, методам физического воспитания и физической активности школьников. В настоящее время в этих странах физическая культура и спорт рассматриваются как важная составная часть общей культуры общества, как одна из сфер человеческой деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических качеств и духовных ценностей человека. В этой связи исключительную актуальность представляет сопоставление содержания физического воспитания учащихся разных стран в основном звене - общеобразовательной школе, где закладываются основы пожизненной физической культуры личности и здорового стиля жизни человека.

Однако сравнительные исследования по проблеме развития физического воспитания в общеобразовательной школе (пересмотр целевых установок и задач, идеи и принципы оптимизации содержания, интенсификации технологии педагогического процесса, педагогика сотрудничества в звене «учитель-ученик»; управление качеством образовательного процесса, методическое обеспечение процесса физического воспитания; материально-техническое обеспечение физкультурно-спортивной активности учащихся, социально-правовая поддержка), проводимые учеными разных стран, во многих случаях ограничивались констатацией содержания руководящих документов, описанием национальных учебных планов, трактовкой отдельных положений образовательных программ, при этом не исследуя качественных параметров эффективности их реализации.

Таким образом, проблема состоит в противоречии между процессом интеграции школьного образования (как условия экономической кооперации и социальной стабильности) в Республике Корея и отсутствием результатов научного анализа структурно-содержательного построения учебных планов и программ физического воспитания школьников передовых стран Азии, имеющих достаточно богатый опыт в развитии системы образования.

Сравнительный анализ содержания физического воспитания школьников этих трех стран позволяет сопоставить их педагогические идеи, заложенные в ныне действующих программах развития общеобразовательной школы. Изучение педагогического опыта стран Азии, других стран мира поможет формированию открытого социально-педагогического мышления, при котором осваивается целесообразное в школьном образовании.

Разрешение задач нашего исследования позволит определить сущность целевых установок и нормы физкультурного образования школьников стран Азии и на этой основе оптимизировать современный национальный учебный план Кореи и обозначить контуры образовательных программ будущего.

Модели учебных планов по физическому воспитанию представлены в табл. 1.

Поиск особенностей развития системы школьного образования определил необходимость выделения видов и этапов непрерывного образования в различных странах мира с последующим сравнительным исследованием содержания физического воспитания школьников в рамках международных проектов по модернизации общего среднего образования.

Динамика развития учебных планов в Республике Корея за период с 1955 г. по настоящее время выглядит следующим образом.

Первый национальный учебный план (1955-1963) по физическому воспитанию включал 5 разделов: 1) цели здоровья и физического воспитания, 2) обучение технологии сохранения здоровья и физического воспитания, 3) методика преподавания, 4) цели средней школы по физическому воспитанию учащихся, 5) содержание физкультурного образования учащихся (отдельно для каждого класса). В своей основе они сохранились и в структуре последующих шести Национальных учебных планов. Значимость первого учебного плана Республики Корея исключительно велика - он впервые ввел физическое воспитание в ранг самостоятельного школьного учебного предмета, кроме того, это был первый национальный учебный план, разработанный непосредственно корейскими учеными и специалистами в области образования Республики Корея.

Второй национальный учебный план (1964-1973) Республики Корея был построен на идеях подготовки граждан к борьбе против коммунизма, защите демократических завоеваний и независимости страны, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и высоких идеалов нравственного сознания средствами физической активности и спортивной деятельности.

Третий национальный учебный план (1974-1981) отражал, представленные в Уставе национального образования дух творческого потенциала, идеи сотрудничества, моральных ценностей и независимости нации через систему развития физических сил, укрепления психологического здоровья учащихся.

Четвертый национальный учебный план (1982-1987) сосредоточил свои приоритеты на устранении недостатков, имеющих место в первых трех планах: усложненное содержание, пренебрежение дифференциацией общего и регионального содержания в образовании, размытость границ конечного результата. Он был спроектирован на принципе оптимизации условий и уровня использования содержания образования и отражал концепцию интенсивного социального развития страны. Сосредоточенный на развитии личности ученика, четвертый учебный план выделял принцип взаимодействия учебного материала, принцип гуманизации и творческого потенциала, развития интеллекта и технологии формирования морально здоровых людей, стремящихся к социальному сотрудничеству, коллективному взаимодействию.

Пятый национальный учебный план (1988-1994) спроектировал технологию воспитания творческих и морально здоровых граждан, которые смогли бы сохранить ведущие роли в социуме 21 - го века. Он был ориентирован на будущее, способное подготовить Республику Корея к государству всеобщего благоденствия и способного воссоединиться с Северной Кореей. Основная практическая идея плана предусматривала концепцию физкультурного образования учащихся.

Шестой национальный учебный план (1995-1999) предусматривал фундаментальные изменения и внедрение педагогических новшеств в содержательной части своего развития: качество, децентрализация физкультурного образования в интересах формирования здоровых, инициативных и морально устойчивых граждан Кореи, способных сохранять психологическую надежность в любой сфере деятельности, противостоять негативным явлениям и сформировать культуру двигательной активности.

Седьмой Национальный учебный план (2000 - настоящее время) отражает современные повышенные требования к образованию, предусматривая базовый вариативный и компоненты образования учащихся школы. Он включает в себя содержание учебных предметов, дополняющие их элементы по организации учебно-воспитательного процесса в школе и содержание внеучебной деятельности школьников и педагогов. Физическое воспитание определено как комплексный школьный предмет обучения и социального воспитания, содержащий функциональные, академические и нормативные аспекты образования, направленные на усовершенствование качества жизни человека.

Корейский учебный план - типичный пример централизованного национального учебного плана. Министерство образования Республики Корея планирует, исследует эффективность, координирует образовательные процессы. Оно имеет право определить стандарты образования, принципы построения и реализации учебных планов, структуру и содержание системы оценки. Управленческие структуры образования регионов имеют право решать детальные задачи, предусмотренные принципами центрального управления и обусловленные условиями конкретного региона. Управление реализацией учебного плана осуществляется конкретной школой.

Система образования в Республике Корея строится по модели 6-3-3-4: начальная школа (1-6-е классы), младшая средняя школа (7-9-е классы), старшая средняя школа (10-12-е классы), колледж с двухгодичным курсом обучения, профессиональный колледж и университет.

Основной учебный план для начальной школы предусматривает физическое воспитание как часть школьного образования учебный предмет, содержит, в своей сущности, внутреннюю и внешнюю ценности развития человека: укрепление здоровья и социализация детей и подростков, развитие гармонии тела, духа и интеллекта каждого ученика. Образно цель физического воспитания можно выразить следующим образом: 1) «для физического», 2) «о физическом», 3) «через физическое».

Первое, формирование у учащихся потребностей в двигательной активности (спортивной деятельности, танцах, играх) и приобретение соответствующих навыков в интересах укрепления физического и психического здоровья.

Второе, приобретение знаний по философии, истории, физиологии, социологии, психологии физической активности, спорта, танца, игры, что позволяет творчески оценивать роль физической культуры в жизни человека и строить свой физический потенциал на научной основе.

Третье, формирование духовно-нравственного потенциала и эмоционально положительных межличностных отношений.

Седьмой Национальный учебный план физического воспитания учащихся объединил систему целевых установок каждой ступени школьного образования, создав систему непрерывного физкультурного образования школьников (табл. 2).

Таблица 2. Общие и социальные цели, отражённые в седьмом Национальном учебном плане Республики Корея

Япония. Общие цели физического воспитания учащихся японских школ на каждом образовательном уровне конкретизируются по схеме: начальная школа 1-2-е классы, 3-4-е классы, 5-6-е классы, средняя школа - общая цель - цель по каждому разделу (физическому воспитанию и здоровью). Сущность целевых установок по уровням школьного образования представлена в табл. 3.

Таблица 3. Цели физического воспитания школьников Японии

Уровень образования

Сущность целевых установок

Начальные школы

  • 1. Развитие физических качеств и способностей.
  • 2. Формирование спортивного опыта на основе знаний о здоровье человека, его безопасности, физической и умственной деятельности.
  • 3. Культивирование здорового стиля жизни человека.

Младшие средние школы

  • 1. Развитие физических качеств и двигательных способностей.
  • 2. Ознакомление и тренировка по выбранным видам спорта, оздоровительным программам.
  • 3. Физкультурно-спортивная тренировка и адаптивная физическая активность.
  • 4. Формирование навыков здорового стиля жизни.

Старшие средние школы

  • 1. Развитие физических качеств и способностей наслаждаться результатами двигательной активности.
  • 2. Формирование знаний о здоровье, физической безопасности жизнедеятельности, содержании физических упражнений и методики самостоятельного их применения.
  • 3. Формирование имиджа сильного человека.

Таблица 4. Общие цели физического воспитания учащихся школ Китая

Уровень образования

Сущность целевых установок

Начальные школы

  • 1. Формирование элементарных знаний о физическом воспитании, гигиене и здоровье человека.
  • 2. Совершенствование навыков двигательной активности в условиях спортивной деятельности.
  • 3. Совершенствование физического развития, закрепление привычек гигиены, воспитание дисциплинированности, товарищества, смелости, карьерного роста.

Младшие средние школы

  • 1. Помочь учащимся приобретать знания о физическом воспитании и об укреплении здоровья.
  • 2. Оказать помощь в совершенствовании навыков спортивной борьбы в условиях состязаний.
  • 3. Формировать навыки самостоятельной физической тренировки.
  • 4. Воспитание коллективизма, смелости, решительности, духа карьерного роста.

Таблица 5. Содержание занятий по физической культуре школьников

Ступени образования

Интегральный курс общей физической подготовки

ФК / гигиена - здоровье. Основные общеразвивающие упражнения, игры, ритмика, танцы

Основные общеразвивающие упражнения, игры

Гимнастика, игры, оздоровительные упражнения, экспрессия

Лёгкая атлетика, гимнастика, игры с мячом, традиционные виды спорта, ритмика и танец, силовые упражнен

Общеразвивающие упражнения, спортивная гимнастика, плавание, оздоровительные упражнения.

Гимнастика, лёгкая атлетика, силовые упражнения, оздоровительные упражнения

Атлетизм, упражнения на спортивных снарядах, лёгкая атлетика, плавание, игры с мячом, экспрессия, здоровье.

Китай

"Спорт - дело непредсказуемое", - считают спортивные журналисты. Вряд ли стоит соглашаться с этим утверждением, если речь идет об Олимпиаде. Вот уже на протяжении многих лет Китай является спортивной державой номер один. И столько же лет весь мир гадает: в чем же успех этого народа?

На эту тему сегодня рассуждают журналисты всей планеты. Невероятные успехи китайских олимпийцев по полочкам разбирает российская пресса. Обстоятельное интервью по этому поводу дал "Московскому комсомольцу" Алексей Маслов - востоковед, специалист в области китайской цивилизации, культурных и политических традиций. Он жил в буддийских общинах, окончил Академию ушу Шаолиньского монастыря, являлся переводчиком ряда важнейших даосских и чань-буддийских текстов. Мы в изложении публикуем его рассказ о секретах китайских рекордов в Лондоне.

До середины 1990-х годов будущих спортсменов в Китае отбирали из бедных семей, проживающих в глухих селах. Но сегодня все изменилось. В отличие от других стран, чуть ли не каждый второй житель Поднебесной готов стать спортсменом и посвятить свою жизнь профессиональному спорту. И дело здесь не в национальной идее. Просто человек, из которого начинают растить спортсмена, уже в школе получает такое количество благ, которые ни один другой его сверстник не получит никогда.

Китай является единственной страной в мире, которая буквально покрыта спортивными школами или школами с углубленным изучением спортивных дисциплин. Причем такие учреждения существуют не только в крупных городах, но и в небольших провинциях. Например, вокруг Шаолиньского монастыря в провинции Хенань находятся несколько сотен специализированных школ, где готовят спортсменов самого разного уровня. Все спортшколы Китая в разных объемах финансируются государством. Работают эти учреждения по системе интерната - там спортсмены живут круглый год. Учащегося обеспечивают абсолютно всем: питанием, формой... После окончания школы человек получает не только среднее специальное образование, но и специализацию. В случае если выпускник не достигнет высот в спорте, он непременно станет тренером, массажистом, спортивным фельдшером.

Дважды в год представители из спорткомитетов объезжают все эти школы, смотрят на результаты учеников и отбирают достойных, которые потом переезжают из провинции в столичную школу. Часть из них, кто в течение нескольких месяцев не покажет спортивного роста, вернется обратно в деревню. Подобная система отбора олимпийцев существовала в Советском Союзе в 1950-х годах. Но речь поначалу идет не о профессиональном спорте, а скорее о любительском. Большинство людей, которые формально являются действующими спортсменами, работают на фабриках, заводах или учатся в институтах физкультуры. Кстати, институт физкультуры в Китае тоже особенный. Дело в том, что в институте может учиться и проживать в общежитиях ограниченное количество людей. Поэтому рост спортсменов и тренеров ограничен. Но китайцы вышли из положения - они стали на базе крупных спортивных школ в провинциях размещать базы института физкультуры. Если человек показывает хорошие результаты, его переводят в Пекинский институт. Таким образом, преодолевается нехватка тренеров на местном уровне. Кстати, с 2006 года в обычных школах урокам физкультуры тоже стали уделять огромное значение. Три раза в неделю ученики занимаются именно профильными видами спорта, которые выбрала для себя та или иная школа, - волейбол, ушу, легкая атлетика.

В Китае освободили от налогов целый ряд спортшкол и клубов. Поэтому себестоимость воспитания спортсменов в десятки, если не в сотни раз, ниже, чем в России. Более того, если в каком-то провинциальном городе активно развивается, например, легкая атлетика и энтузиасты этого вида спорта решили открыть свой клуб, они обращаются в спорткомитет, чтобы выбить финансирование. Формально они будут оставаться любительским клубом, но им обязательно выделят здание, общежитие при школе, небольшой спортзал. Было бы желание! В любой другой стране для организации такого клуба придется искать богатых спонсоров. Китай финансирует даже неолимпийские виды спорта, такие, как ушу.

Также в небольших провинциях Китая ежемесячно проходит до 20 спортивных мероприятий. В крупных городах каждый месяц устраивают порядка сотни соревнований для молодежи. Причем себестоимость проведения таких соревнований стремится к нулю - государство бесплатно выделяет спорткомплекс, призы.

Несмотря на то что Китай является крупной экономической державой, самим китайцам кажется, что их считают лишь фабрикой для производства дешевых вещей или поставщиком рабочей силы. Китай же стремится, чтобы его считали экономически, политически и спортивно развитой страной. Так что спорт для Китая - часть формирования имиджа державы.

Спортсмены олимпийской сборной Китая снабжаются так, как не снабжаются ни одни спортсмены в мире. Как только человек попадает в сборную, государство выделяет ему роскошные квартиры, покупает машины, его обслуживают по высшему уровню. Одним словом, спортсмена ограждают от любых проблем. Сами китайские спортсмены говорят об этом в открытую. Для них попасть даже в предварительный состав олимпийской сборной означает кардинально сменить социальный статус. Судите сами: в провинциальных спортшколах китайцы живут в душных крошечных комнатах на 4 человека. Тренируются они в обшарпанных залах. Питание в таких интернатах тоже довольно скудное. И вот когда человека назначают кандидатом в олимпийскую сборную, у него происходит гигантский скачок по социальной лестнице. Кстати, тренеры олимпийских команд тоже получают кучу благ от государства. Если тренер по плаванию решил запросить тренировки в высокогорных районах, он делает запрос в спорткомитет, и ему никогда не отказывают. Если же тренер считает, что спортсмены должны тренироваться на зарубежной базе, ему без проблем предоставляют нужную базу и полностью оплачивают расходы.

Олимпийцы в Китае - не важно, выиграли они медали или нет, - автоматически становятся абсолютными героями. Например, портреты олимпийцев, которые выступали в 2008 году в Пекине, вывешивали практически в каждом провинциальном профкоме Китая. Этих людей весь Китай знает в лицо. Такого не встретишь нигде.

По возвращении чемпионов принимает у себя председатель правительства КНР, прилюдно раздает им подарки, вручает ключи от новой квартиры. Но главные торжества начинаются, когда спортсмены разъезжаются по своим провинциям.

На каждой Олимпиаде китайская сборная представляет новых спортсменов. Но есть одна тонкость, которую китайцы соблюдают на протяжении многих лет. Они никогда не меняют состав команды целиком. Смена команды даже на 60 процентов - уже шок. Дело в том, что для них те спортсмены, которые выступали на прошлой Олимпиаде и пусть даже не победили, являются носителями уникального опыта. Именно по ним психологически ориентируются новые спортсмены. Если же на Олимпиаду поедет только новое поколение, это будет ударом для всей команды. В китайской команде выступают три поколения. Первое поколение - самое старое. Эти люди как раз являются носителями опыта. Следующая категория - самая большая - потенциальные медалисты. И третья группа - совсем молодые ребята, которые, возможно, не победят, но крайне перспективно развиваются. Как правило, центральный костяк меняется из года в год. А старое поколение остается. На самом деле Китай сейчас только ищет подходы для сохранения олимпийского статуса. 2008 год был для них пиковым - они получили 51 золотую медаль. Сегодня все ожидают от Китая такого же результата. Если же Китай начнет сдавать позиции, получит меньше медалей, ошибется в формировании команды, то их будут обвинять в неправильной социальной политике, нарушении прав человека. Так уж повелось: если что-то в Китае идет не так, то весь мир говорит, что Китай начинает "заваливаться". Сами китайцы это прекрасно понимают.

При подготовке олимпийцев китайцы используют методы жесткого психотренинга, способные в разы увеличить силу и выносливость спортсмена. Речь идет о тренировках цигун, благодаря которым практикующий эту боевую систему способен в короткие сроки мобилизовать свой организм и сделать его способным к экстремальным напряжениям и нагрузкам. Цигун - не только совершенная боевая система, но и одно из направлений в китайской философии. Эти тренировки учат пробуждать, использовать и контролировать энергию, скрытую в организме, посредством комплекса движений, вводящих человека в состояние эйфории и транса. Многочисленные медицинские наблюдения и исследования тех, кто практикует цигун, доказали, что глубокое погружение в эту древнекитайскую боевую систему изменяет состав крови и даже приводит к трансформации на гормональном уровне, что позволяет спортсменам показать высокий результат. Со всеми китайскими командами на Олимпиаде работают мастера цигун. Официально эти люди числятся психологами команды. Хотя к психологии он не имеет отношения. Причем мастера, которые работают со спортсменами, не просто люди, которые прошли подготовку в медуниверситетах или спортинститутах. С ними работали даосы из настоящих монастырей.

В апреле этого года китайским спортсменам запретили питаться мясом, что, казалось бы, противоречит всей методике подготовки спортсменов - без белка невозможно тренироваться. С чем это было связано? Дело в том, что животных в Китае пичкают различными гормонами, которые способствуют росту и весу. Иногда используются и запрещенные в Китае препараты. Поскольку невозможно выяснить, в каком мясе могут быть эти гормоны, спортсменам предложили отказаться от любого мяса. Сами олимпийцы признались, что жутко страдают без мясной пищи, но при этом соблюдают запрет.

Дисциплина у китайских спортсменов фантастическая! Она живет в них на генетическом уровне. Здесь надо понимать, что каждый спортсмен - представитель определенного китайского клана. И если он однажды ошибется, например, наестся запрещенных продуктов или позволит себе напиться, то позор ляжет на весь клан. Такому спортсмену житья на родине уже не будет, ему придется попросту покинуть страну. Поэтому подобных осечек китайцы избегают.

Китайская пресса к российским спортсменам относится позитивно. Но вот в китайских интернет-блогах царит совсем иное настроение. В отношении России чувствуется жалость, блогеры пишут: мол, мы-то думали, что наш партнер - это великая страна, но они даже своих спортсменов воспитать не могут. Но надо отдать должное Китаю: никакого цинизма и ликования в этих их словах нет. Лишь жалость победителя.

Фотоистория Reuters, которая стала одной из самых удачных в 2016 году.

Китайская система подготовки, которую часто сравнивают с советской, была и остается одной из лучших в мире. В 2008-м Китай выиграл командный зачет на домашней Олимпиаде; китайские спортсмены не только сильны в традиционных видах – гимнастике, настольном теннисе, бадминтоне, прыжках в воду, но и заметно прибавили в гребле, легкой атлетике, боксе etc.

Еще 5-7 лет назад спортивные школы были забиты. Дети изнурительно тренировались по 2-3 раза в сутки, а наставники не обращали внимание ни на боль, ни на слезы учеников.

Но сейчас китайская спортивная система меняется. Один из популярных лозунгов – «счастливая гимнастика». Улыбки вместо страданий, ценность каждого ребенка как личности.

Спорт как дополнение к основному образованию . Хотя раньше, по сути, дрессировка в спортзале заменяла уроки. Никто не обращал внимание на оценки и не контролировал внеклассные задания; более того, ученики жили в школьных общежитиях и посвящали все свое время тренировкам.

Как же возникли перемены?

Во-первых, резко сократилась рождаемость: политика «одна семья – один ребенок» принесла желаемый демографический упадок. Во-вторых, рост юаня повлиял на благосостояние людей: чтобы выбиться в люди, теперь не обязательно обрекать ребенка на спортивные мучения; можно вложить деньги в его образование и даже отправить за границу. Тем более спортсмены после карьеры не так уж легко востребованы.

Многие спортшколы в новых реалиях или закрылись, или пересмотрели методику обучения. В 2010-м власти Китая даже ввели «Документ 23», который повысил стандарты образования и предоставил поддержку бывшим спортсменам.

За каждого ребенка тренеры борются и буквально заманивают в секции. Меняется и менталитет тренировок. Так, тренеры любительской школы Янпу (Шанхай) проводят агитации уже в детских садах и приглашают малышей на игровые гимнастические занятия.

Эти фотографии Reuters облетели весь мир еще летом, а текст Daily Mail иллюстрировал перемены в китайском спорте. Отличная история, которая стала одной из фотоудач года.

Девочки болеют друг за друга во время соревнований по гимнастике

Тренер помогает мальчику сделать правильный угол

А этой девочке заботливо вытирают слезы, когда у нее не получился сложный элемент. Раньше бы на ребенка просто наорали

Юные гимнастки бегут в душевые в перерыве между уроками

Девочка учится правильно тянуть ногу до планки

И стойка на руках – куда же без нее