Как уметь хорошо рассказывать истории. Как рассказывать истории правильно. Время для смеха

Сначала вам нужно поработать над эпистолярным жанром. Помочь в этом может ведение дневника, в который вы будете записывать все текущие события. Только проследите за тем, чтобы ваши заметки имели забавные подробности и интересные детали, а не представляли собой сухой перечень того, что вы делали в течение дня.

Ведение дневника поможет вам увидеть суть вещей и главное в событиях вашей жизни. Следите за логичностью повествования. Для этого вы должны четко видеть всю структуру каждой записи.

Чтение, безусловно, помогает развить речь, и письменную, и разговорную. Но не каждая книга подойдет для такого обучения. Остановите свой выбор на произведениях мировых классиков. Читайте медленно и вдумчиво.

Старайтесь отслеживать удачные формулировки и сравнения, а не только обращать внимание на развитие событий

От классической литературы вы должны взять умение чувствовать разные стили повествования и видение композиции, красоты письменного языка. После прочтения книги попробуйте написать отзыв, как сочинение в школе. Выразите свои чувства, которые вызвал у вас литературный труд, и отметьте наиболее примечательные места в произведении.

Расширяйте лексикон

Встречаясь с незнакомым словом, обязательно смотрите его значение в словаре. Мало того, возьмите за правило каждый день знакомиться с новым словом. Ведь чем богаче ваш словарный запас, тем больше возможностей стать интересным рассказчиком вы имеете.

Приобретите словарь поговорок и пословиц. Порой меткое и точное употребление афоризма, крылатой фразы или народной мудрости может добавить в ваше повествование живость и юмор.

Основы правильной красивой речи

  • Подробнее

Работайте с речью

Займитесь совершенствованием своей дикции, практикуйтесь с помощью различных скороговорок. Кроме того, вам нужно отработать комфортный для слушателей темп и тембр вашей речи.

Скорость рассказа должна быть средней. Если будете говорить слишком медленно, слушатели устанут или даже уснут. А начнете тараторить – часть истории может быть не услышанной.

Тембр, наиболее приятный для восприятия, – это не слишком громкий, низкий, грудной голос. Положите руку на грудь и почувствуйте вибрации во время разговора.

Овладейте искусством ораторов. Изучите секреты красноречия и правила завоевания внимания слушателей, а также его удержания.

Играйте

Отработайте актерские навыки. Как бы интересно вы ни рассказывали, если к истории добавить красноречивые жесты, богатую мимику, она станет еще лучше. Говорите разными голосами, если в вашем повествовании есть несколько героев с прямой речью. Наглядно показывайте, как именно и что сделал тот или иной персонаж вашего рассказа.

Хотите интересно рассказывать истории? За чем дело стало? Оглянитесь вокруг, включите СМИ или сходите на лекцию. Многие это умеют – отлично рассказывать , интересно повествовать, захватывающе вещать.

Вам, чтобы приблизиться к этому олимпу, нужно не так уж много.

Для начала – наблюдайте . И делайте это каждый раз, когда рядом с вами оказывается персона, которую остальные с интересом и вниманием слушают.

С чего вообще вы взяли, что оказаться в центре внимания других – страшно? Поверьте, ничто не будет угрожать вашему здоровью и безопасности, если вдруг ваше выступление не окажется успешным. Все дело в практике.

Чем чаще вы пользуетесь возможностью выступить – тем лучше у вас начинает получаться.

Итак, что же такого умеют эти волшебники-ораторы, что прочие готовы идти за ними, как крысы за Нильсом?

Во-первых, слова

На какую бы тему вам ни приходилось вещать – захватить и удерживать внимание людей можно лишь в том случае, если ваша речь будет образной. Что это значит? Люди преобразовывают услышанные слова в определенные образы – визуальные (которые можно увидеть), аудиальные (которые можно услышать) и кинестетические (которые можно ощутить).

Используйте глаголы, прилагательные и существительные, относящиеся к визуальному, аудиальному и кинестетическому восприятию в равной степени. Попробуйте составить три списка и определите, какого именно типа образов не достает вашей речи. Обогатить словарный запас поможет чтение художественной литературы. Обратите внимание, какими именно образами пользуется автор, чтобы поместить вас в придуманный им мир.

Во-вторых, что бы ни говорил вам собеседник, представьте его точку зрения, как возможную

Не нужно сразу же отказывать человеку в его собственном выстраданном мнении. Он его вряд ли тут же сменит в угоду вам, зато к вашим словам станет относиться более настороженно. Есть такой вариант – даже если вы категорически не согласны с убеждениями собеседника, попробуйте согласиться с ним не в частностях, а в общем. Например, он атлет, а вы любите йогу. Оба вы согласитесь с тем, что физические упражнения полезны для тела, а дальше уже можете развивать тему в нужном вам направлении. Одобряя убеждения и интересы собеседника, тем самым вы располагаете его к себе.

Находите общие точки соприкосновения в разговоре. Это может быть любое явление или событие, по поводу которого у него и у вас имеется определенный опыт. Это может быть фильм, книга, путешествие, место, человек, игра – все, что угодно. Таким образом, во-первых, возникает тема для обсуждения и обмен эмоциями, а во-вторых, собеседник перестает воспринимать вас как чужака, поскольку имеет опыт, сходный с вашим. Попробуйте обсудить с незнакомцем любое впечатлившее вас событие, в котором вы оба принимали участие, и вы сразу заметите, как стали ближе друг другу и как изменились ваши чувства к этому человеку.

Подстраивайтесь под тембр голоса, скорость речи, манеру говорить и интонации

Если ваш собеседник говорит тихо и невнятно или громко и с жестикуляцией – то для лучшего взаимопонимания делайте то же самое, только не переборщите. Вы даже сможете развеселить грустного человека, если начнете печальным голосом и грустными интонациями рассказывать ему о чем-то хорошем, постепенно меняя свой голос и «настроение».

Жесты – еще один отличный способ сделать ваш рассказ наглядным и образным

Показывайте руками и телом то, о чем говорите, меняйте мимику на лице, в зависимости от характера повествования. Так вы будете иллюстрировать свои слова, и люди будут не только слышать, но и «видеть» то, о чем вы рассказываете. Это поможет им лучше запомнить вашу речь и вас счесть приятным собеседником.

Ставьте слушателя на место главного героя

Чтобы удержать внимание – ставьте слушателя на место главного героя, добавляя в свою речь специальные обороты и местоимения (вот представь…, ты видишь, слышишь, идешь…). Когда человек может сопереживать, он подсознательно представляет себя в роли персонажа и ярче воспринимает рассказанное.

У всякой истории должно быть вступление, основная часть и заключение

Во вступлении сделайте привязку ко времени и к месту. Помните, как сказки начинаются? Давным-давно, в тридевятом царстве… Тогда даже самая невероятная история будет восприниматься, как то, что уже где-то и когда-то действительно было.Далее, обязательно должен быть герой повествования – вы сами, другой человек, любая вещь, город, группа… любой обособленный объект.

В основной части с вашим героем должны произойти качественные изменения – он попадает в новую ситуацию, встречает новых людей, с ним происходит нечто важное, чего не происходило ранее.

В заключении говорим о новоприобретенном опыте, о том, какие изменения произошли и как они повлияли на героя рассказа, какие выводы он сделал из случившейся ситуации.

И, главное, ничего не бойтесь. Будьте уверены и не сомневайтесь, что ваше выступление оценят по достоинству!

Безусловно, существуют мастера экспромта, которым, чтобы поведать что-то интересное, подготовка не нужна.

Они знают, как рассказывать истории интересно, чуть ли не с рождения. У них припасена байка или быль на каждую тему – остается только найти благодарного слушателя. Большинству же из нас, чтобы выдать на-гора что-то воистину занимательное, желательно заранее прорепетировать – подумать, как именно построить рассказ, и на чем сделать акцент.

Как говорил гуру остроумия Марк Твен: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь».

Чистая правда

Иногда, чтобы рассказ возымел больший эффект на аудиторию, появляется соблазн его немного приукрасить – сделать рыбу на 10 сантиметров больше, количество нападающих удвоить, количество воздыхателей, которые добивались руки и сердца, – утроить… Это не совсем верный путь.

Лгать и приукрашивать – конечно, если речь о реальной истории, а не байке – не рекомендуется даже в мелочах.

Потом легко самому запутаться и выставить себя на смех. Жизнь полна реальных историй, настолько необычных, что не придумал бы самый талантливый романист.

Суть и детали

В хорошем рассказе наиболее запоминаются две вещи: его мораль и небольшие, но важные детали. Думая, как научиться рассказывать интересно, важно помнить об этом:

Суть истории должна быть близкой публике, ее возрасту и интересам.

В течение рассказа важно упоминать удивительные мелочи, которые подчеркивают происходящее, стимулируют воображение, позволяют более полно представить картину. Скорее всего, слушатели не запомнят имена и даты – но в память врежется тот факт, что у дамы была родинка в форме сердечка на предплечье, а у начальника, перебравшегося шампанского и исполняющего танцы на барной стойке, – белье с Микки Маусом.

Только важно не переборщить – слишком отягощенный деталями рассказ утомляет. Они должны быть рассыпаны по истории ненавязчиво и уместно.

В хорошем рассказе желательно использовать яркие сравнения – они дают более красочную картинку происходящего.

Голос

Безусловно, это ключевой инструмент рассказчика. В нем важно все: громкость, умение расставлять акценты и делать многозначительные паузы, если они уместны. Развивать умение управлять голосом можно и нужно.

Мимика и жесты

Шутят, что если итальянцу или испанцы связать руки, они не смогут разговаривать.

Активность мимики и жестов при разговоре существенно варьируется у людей – это зависит от национальных традиций, темперамента и привычек.

  • Чтобы слушателям было любопытнее, важно уметь управлять не только голосом, но и невербальными проявлениями своего тела: выражением лица, движением рук и корпуса.
  • Если история длинная, нужно менять свое положение относительно слушателей. То стоять на месте (но не прикидываться статуей), то прохаживаться (но не мельтешить). Это помогает поддерживать уровень интереса.
  • Иногда в рассказе вполне уместны более активные движения, нежели осторожные мановения рук – например, если вам нужно показать, как вы мчались на лихом коне вдоль бескрайних полей.

Лучший способ учиться управлять мимикой и жестами – тренировать перед зеркалом и записывать себя на видеокамеру.

Эмоции

Хороший рассказ воздействует на эмоции. Продумывая историю, важно подбирать средства в соответствии с тем, что оратор планирует сделать: рассмешить людей, озадачить или заставить задуматься?

Если попытаться подобрать несколько ассоциаций к словосочетанию «хороший рассказчик», то на ум придут такие выражения, как «душа компании», «харизматичная личность», «заводила», «лидер» и прочее в подобном ключе. Это говорит о том, что между популярностью и умением рассказывать истории интересно стоит знак равенства, вот почему так много людей мечтает освоить это искусство. Часто бывает достаточно пройти тренинг развития уверенности в себе , убрать зажимы, развить силу голоса , и нужные умения открываются сами собой.

«Хороший рассказчик в пути – это полпути».Украинская пословица.

Составляющие увлекательного рассказа:

  1. Интригующее название.
  2. Структура.
  3. Драматургия.
  4. Вербальные и невербальные средства выразительности.

Интригующее название

Сколько бы ни учила нас народная мудрость не судить о книжке по обложке, на практике это не удается почти никому, что охотно подтвердит вам любой опытный маркетолог. Рассказ тоже можно рассматривать с маркетинговой точки зрения: это некий продукт, который вы продаете слушателю в обмен на его внимание, и очень важно, чтобы слушатель не только согласился, но и захотел заплатить вниманием за ваш рассказ. Сложность в том, что слушатель платит вперед и не знает, будет ли ему интересно или он впустую потратит время. А раз не знает, то попробует угадать исходя из доступной ему информации, то есть – из названия.

У истории нет точного названия, как у кино или книги, но каждый раз, прежде чем рассказать ее, вы сообщаете собеседнику, о чем пойдет речь в двух словах. «А ты слышал, как Петька машину разбил? Нет?! Расскажу – умрешь!»

Итак, если вы начнете со слов «Давай я расскажу тебе об акулах!», ваш собеседник точно не придет в восторг. Это плохой вариант, т. к. под определение «об акулах» попадает такой массив информации, что невозможно себе представить, о чем конкретно пойдет речь, а значит, и заинтересоваться тоже нечем. Вы хотите пересказать сюжет «Челюстей», обсудить вымирание видов из красной книги или поговорить о том, как готовят акулье мясо в скандинавских странах, – все эти темы «об акулах», но все они очень разные.

И другой вариант: «А я рассказывал, как акула мне чуть ногу не откусила в Австралии?» Такое начало беспроигрышно. Вы как бы сказали собеседнику: «Эй! Перед тобой стоит человек, побывавший в такой крутой переделке, что не в каждом кино покажут!».

Структура

Сторителлинг – это прежде всего передача информации, а подавать и усваивать информацию гораздо проще и экономнее по времени, если она правильно структурирована. Посудите сами, каково будет читать книгу, в которой перепутаны все страницы? Слушать плохого рассказчика – все равно, что читать такую книгу: он путается, забегает вперед, слишком рано раскрывает карты, или наоборот – пропускает что-то важное в начале. В итоге даже интересный рассказ теряет свое очарование и становится пыткой.

Грамотно структурировать рассказ несложно, достаточно разделить его на три условных блока:

  1. Завязка. Это подготовительная часть, что происходило «до». Самые важные события, предшествующие главным, без которых в рассказе никак нельзя обойтись.
  2. Кульминация. Это то, ради чего, собственно, и затевался весь рассказ, главные и самые интересные его события, точка максимального напряжения.
  3. Развязка. Во что вылились ключевые события, и чем закончилась история.

Правильная структура отражает естественный ход (хронологию) событий, то есть позволяет слушателю включить воображение и мысленно прожить весь рассказ вместе с вами.

Драматургия

Это та же самая стоящая на трех китах структура, но касается она не текста в общем, а эмоциональной линии повествования в частности. Искусство рассказывать истории основано на драматургии. В рассказе всегда есть некий центральный герой, с которым все происходит: иногда это сам рассказчик, если повествование ведется от первого лица, иногда – общий знакомый, иногда – киноперсонаж или просто известная личность. Вся драматургия строится на отрезке развития эмоциональной жизни этого героя от завязки к развязке, и важно здесь лишь то, что конфликтует с его интересами или характеризует глубину конфликта.

Пример событий, стоящих упоминания в рассказе.

  • Три года копили на отдых в Австралии, отказались от ремонта и от машины, ходили на работу пешком, задолжали всем друзьям, десять раз поссорились.
  • В аэропорту Сиднея потеряли паспорт, сутки искали. Приехали на пляж, там гроза и ураган. Поехали на другой пляж, там инфекция в воде и карантин. Поехали на третий пляж, там все нормально, но жену укусил кенгуру, пришлось ехать в больницу.
  • Забрал жену из больницы, объявили о депортации всех россиян в связи с санкциями. Громко матерились по пути в аэропорт, напились, подрались с миграционной службой. Теперь отдыхаем только в Сочи.

Пример несущественных деталей.

  • Пока копили на билеты, соседку бросил муж, а на углу построили супермаркет.
  • По пути на третий пляж видели, как динго пыталась напасть на вомбата.
  • В аэропорту было неожиданно много корейцев, целая делегация. Они нас очень испугались, никогда пьяных русских не видели.

Факты из второго списка могут быть интересны сами по себе, но в рассказе они – балласт, рассеивающий внимание и отнимающий время. Чтобы научиться рассказывать истории интересно, желательно учитывать эти нюансы.

Вербальные средства

Чтобы правильно рассказывать истории, откажитесь от сухих общих слов и определений, будьте конкретны. Каждое ваше слово должно быть выразительным и точным, не бойтесь подробностей.

  • НЕТ: Очень надоело с ним спорить.
  • ДА: Еще минута препирательств, и я бы разбил планшет об его голову.

Не пренебрегайте образной речью, говорите так, чтобы ваши слова даже против воли слушателя складывались в картинку.

  • НЕТ: Я догадался, что кот хочет утащить у меня сосиски.
  • ДА: Я перехватил взгляд кота и все понял. Так наш Петрович утром на бутылку водки смотрит. Сосиски обречены.

Невербальные средства

Невербальные, значит – несловесные, к ним относится все: от интонации и пауз до жестикуляции и визуального контакта. В первую очередь язык вашего тела сообщает слушателю, насколько вы сами поглощены своим рассказом. Инертная поза, минимум жестикуляции и мимики, минимум интонаций, речь «на автомате», ровный голос – если это про вас, то вам нужно научиться красиво рассказывать истории из жизни. Займитесь развитием эмоциональности и техникой красивой речи , учитывая полезные советы.

Чтобы понять, как должно вести себя тело при увлекательном рассказе, понаблюдайте за взволнованным человеком, который сильно хочет чего-то добиться от своего собеседника или просто выполняет очень важную задачу. Такой человек:

  1. Ничего не делает зря или мимо задачи.
  2. Каждым движением каждого мускула будто помогает себе в достижении главной цели, чем бы он ни был занят.
  3. Предельно собран, мобилизован и настроен на результат.

Попробуйте ставить себе условную задачу и выполнять ее в процессе рассказа. Выражается такая задача всегда простым глаголом, например, «напугать».

Как правило, набор в театральную студию , обучение в которой длится почти год, начинается в сентябре. Поэтому спешите, ведь группы на занятиях малочисленные, чтобы обеспечить полноценное внимание каждому ученику.

Речь является самым простым, но в то же время самым доступным инструментом общения. И если человек умеет связно и интересно излагать свои мысли, то он имеет просто колоссальное преимущество перед теми, кто такими навыками не обладает.

Именно внятной и выразительной речью можно превратить себя и обычного человека в лидера. Но для того, чтобы научиться рассказывать действительно интересно, нужно немало поработать над собой, ведь интересными рассказчиками не рождаются.

Как научиться интересно рассказывать

Одним из важнейших факторов, влияющим на умения вами рассказывать интересно является ширина вашего кругозора. Питайте свой мозг новой информацией. Читайте как классическую литературу, так и современные книги популярных авторов. Чтение не только наполнит вас новыми мыслями, оно научит грамотно и последовательно излагать свои мысли. Осваивайте разнообразную литературу, и ваш увеличивающийся словарный запас не подведет вас, когда вы будете подбирать подходящее слово, рассказывая истории интересному человеку.

Учится последовательно излагать свои мысли легче всего в письменной форме. Здесь всегда есть возможность отредактировать несвязное предложение или заменить его более информативным. Поэтому так полезно вести дневник, ежедневно пополняя его свежими записями. Но для того, чтобы эффект от ведения дневника был ощутимым, его нужно перечитывать. Только так вы сможете увидеть огрехи в построении предложений, и здесь же вы сможете видеть свой прогресс.

Выработать умение интересно рассказывать помогут видеозаписи с выступлениями выдающихся личностей. Здесь мы можем не только услышать текст рассказа, но мы также видим эмоции выступающего. Мы слышим его интонацию, видим каким образом он держится перед слушателями, замечаем его жестикуляцию. Регулярный просмотр таких видео и позволяет умению рассказчика в нас самих крепнуть с каждым днем.