Война в порт артуре. Героическая оборона крепости порт-артур. Цусима. Окончательная победа Японии

Русско-японская война 1904-1905 годов — одна из империалистических, когда сильные мира сего, прикрываясь национальными и государственными интересами, решают собственные узко-эгоистические задачи, а страдают, погибают, теряют здоровье простые люди. Спроси спустя несколько лет после той войны русских и японцев, за что они убивали, резали друг друга — ведь не смогли бы ответить

Причины русско-японской войны

- Борьба европейских великих держав за влияние в Китае и Корее
- Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке
- Милитаризм японского правительства
- Экономическая экспансия России в Маньчжурии

События, предшествовавшие Русско-японской войне

  • 1874 — Япония захватила Формозу (Тайвань), но под давлением Англии вынуждена была покинуть остров
  • 1870-е годы — начало борьбы Китая и Японии за влияние в Корее
  • 1885 — Японо-Китайский договор о пребывании иностранных войск в Корее
  • 1885 — В России встал вопрос о строительстве железной дороги на Дальний Восток для быстрой переброски, если понадобится, войск
  • 1891 — Начало строительства Россией Сибирской железной дороги
  • 1892, 18 ноября — Министр финансов России Витте подал царю докладную записку про развитие Дальнего Востока и Сибири
  • 1894 — народное восстание в Корее. Китай и Япония ввели свои войска для его подавления
  • 1894, 25 июля — Начало Японо-китайской войны из-за Кореи. Вскоре Китай был разбит
  • 1895, 17 апреля — подписан Симонсекский мирный договор между Китаем и Японией с очень тяжелыми условиями для Китая
  • 1895, весна — План министра иностранных дел России Лобанова-Ростовского о сотрудничестве с Японией в дележе Китая
  • 1895, 16 апреля — Изменение планов России относительно Японии в связи с заявлением Германии и Франции об ограничении японских завоеваний
  • 1895, 23 апреля — Требование России, Франции и Германии к Японии об отказе последней от Ляодунского полуострова
  • 1895, 10 мая — Япония вернула Китаю Ляодунский полуостров
  • 1896, 22 мая — Россия и Китай заключили оборонительный союз против Японии
  • 1897, 27 августа -
  • 1897, 14 ноября — Германия силой захватила бухту Киао-Чао в Восточном Китае на берегу Желтого моря, в которой Россия имела якорную стоянку
  • 1897, декабрь — Русская эскадра перебазировалась в Порт-Артур
  • 1898, январь — Англия предложила России раздел Китая и Оттоманской империи. Россия предложение отклонила
  • 1898, 6 марта — Китай передал Германии бухту Киао-Чао в аренду на 99 лет
  • 1898, 27 марта — Россия арендовала у Китая земли Кватунской области (область в южной Маньчжурии, на Квантунском полуострове в юго-западной оконечности Ляодунского полуострова) и два незамерзающих порта на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова Порт-Артур (Люйшунь) и Дальний (Далянь)
  • 1898, 13 апреля — русско-японский договор о признании интересов Японии в Корее
  • 1899, апрель — достигнуто соглашение о размежевании сфер железнодорожного сообщения в Китае между Россией, Англией и Германией

Таким образом, к концу 90-х годов завершился раздел значительной части Китая на сферы влияния. Англия сохранила под своим влиянием богатейшую часть Китая - долину Ян-Цзы. Россия приобрела Манчжурию и до некоторой степени другие области застенного Китая, Германия - Шаньдун, Франция - Юянань. Япония в 1898 году вернула себе преобладающее влияние в Корее

  • 1900, май — начало народного восстания в Китае, названного боксёрским
  • 1900, июль — боксеры совершили нападение на объекты КВЖД, Россия ввела войска в Маньчжурию
  • 1900, август — международные вооруженные силы под командой русского генерала Линевича подавили восстание
  • 1900, 25 августа — министр иностранных дел России Ламсдорф заявил, что Россия выведет войска из Маньчжурии, когда там восстановится порядок
  • 1900, 16 — октября — Англо-германское соглашение о территориальной целостности Китая. Территория Маньчжурии в договор не вошла
  • 1900, 9 ноября — над китайским генерал-губернатором Маньчжурии установлен русский протекторат
  • 1901, февраль — протест Японии, Англии, США против русского влияния в Маньчжурии

Маньчжурия — область на северо-востоке Китая, около 939 280 км², главный город Мукден

  • 1901, 3 ноября — закончено строительство Великой Сибирской железной дороги (Транссиба)
  • 1902, 8 апреля — русско-китайское соглашение об эвакуации русских войск из Маньчжурии
  • 1902, конец лета — Япония предложила России признать японский протекторат над Кореей в обмен на признание Японией свободу действий России в Маньчжурии в смысле охраны там русских железных дорог. Россия отказалась

«В это время на Николая II стала оказывать большое влияние придворная группа во главе с Безобразовым, которая убеждала царя не уходить из Манчжурии вопреки заключённому с Китаем соглашению; более того, не довольствуясь Манчжурией, царя подстрекали проникнуть и в Корею, в которой с 1898 г. Россия фактически терпела преобладающее влияние Японии. Безобразовская клика приобрела в Корее частную лесную концессию. Территория концессии захватывала бассейны двух рек: Ялу и Тумыни и тянулась на 800 километров вдоль китайско-корейской и русско-корейской границ от Корейского залива до Японского моря, занимая всю пограничную зону. Формально концессия была приобретена частным акционерным обществом. Фактически за ним стояло царское правительство, которое под видом лесной стражи вводило на концессию войска. Стараясь проникнуть в Корею, оно медлило с эвакуацией Манчжурии, хотя сроки, установленные договором 8 апреля 1902 г., уже миновали»

  • 1903, август — возобновление переговоров России и Японии о Корее и Маньчжурии. Японцы требовали, чтобы объектом русско-японского соглашения стало положение России и Японии не только в Корее, но и в Манчжурии. Русские требовали, чтобы чтобы Япония признала Манчжурию областью, находящейся «во всех отношениях вне сферы её интересов»
  • 1903, 23 декабря — японское правительство в выражениях, напоминающих ультиматум, сообщило, что «чувствует себя вынужденным просить императорское российское правительство пересмотреть своё предложение в этом смысле». Русское правительство пошло на уступки.
  • 1904, 13 января — Япония усилила свои требования. Россия собиралась снова уступить, но промедлила с формулировкой

Ход Русско-японской войны. Кратко

  • 1904, 6 февраля — Япония разорвала дипломатические отношения с Россией
  • 1904, 8 февраля — Японский флот атаковал русский на рейдах Порт-Атрура. Начало Русско-японской войны
  • 1904, 31 марта — При выходе в море из Порт-Атрура броненосец «Петропавловск» налетел на мины и затонул. Погибло 650 человек, в том числе знаменитый кораблестроитель и ученый адмирал Макаров и известный художник-баталист Верещагин
  • 1904, 6 апреля — формирование 1 и 2 тихоокеанских эскадр
  • 1904, 1 мая — поражение отряда под командованием М. Засулича численностью около 18 тысяч человек от японцев в бою на реке Ялу. Начало вторжения японцев в Маньчжурию
  • 1904, 5 мая — высадка японцев на Ляондунском полуострове
  • 1904, 10 мая — прервано железнодорожное сообщение между Маньчжурией и Порт-Артуром
  • 1904, 29 мая — японцами занят порт дальний
  • 1904, 9 августа — начало обороны Порт-Артура
  • 1904, 24 августа — сражение при Ляояном. Русские войска отступили к Мукдену
  • 1904, 5 октября — сражение у реки Шахе
  • 1905, 2 января — сдан Порт-Артур
  • 1905, январь — начало
  • 1905, 25 января — попытка русского контрнаступления, сражение при Сандепу, продолжалось 4 дня
  • 1905, конец февраля-начало марта — сражение под Мукденом
  • 1905, 28 мая — В Цусимском проливе (между Корейским полуостровом и островами Японского архипелага Ики, Кюсю и юго-западной оконечностью Хонсю) японская эскадра разгромила российскую 2-я эскадру русского флота под командованием вице-адмирала Рожественского
  • 1905, 7 июля — начало японского вторжения на Сахалин
  • 1905, 29 июля — Сахалин захвачен японцами
  • 1905, 9 августа — в Портсмуте (США) при посредничестве президента США Рузвельта начались мирные переговоры России и Японии.
  • 1905, 5 сентября — Портсмутский мир

Его статья №2 гласила: «Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимыми принять в Корее». Согласно статье 5, Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, по статье 6 - Южно-Манчжурскую железную дорогу от Порт-Артура до станции Куань-Чен-Цзы, несколько южнее Харбина. Тем самым Южная Манчжурия оказывалась сферой влияния Японии. Россия уступала Японии южную часть Сахалина. Согласно статье 12, Япония навязывала России заключение рыболовной конвенции: «Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. Условлено, что такое обязательство не затронет прав, уже принадлежащих русским или иностранным подданным в этих краях». Статья 7 Портсмутского мирного договора гласила: «Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Манчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических»

Итоги русско-японской войны 1904-1905

«Военный наблюдатель, начальник германского генерального штаба граф Шлиффен, внимательно изучавший опыт войны отмечал, что Россия легко могла бы продолжать войну; её ресурсы были едва затронуты, и она могла выставить если не новый флот, то новую армию, и была в состоянии добиться успеха. Стоило только лучше мобилизовать силы страны. Но царизму эта задача была не по плечу. «Не русский народ, - писал Ленин, - а русское самодержавие начало эту колониальную войну, превратившуюся в войну старого и нового буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению». «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки», - признавался в своих мемуарах знаменитый русский государственный деятель С. Ю. Витте» («История дипломатии. Том 2»)

Из сражений, имевших место в годы русско-японской войны, оборона Порт-Порт-Артура была самой продолжительной. В первые же дни войны японская сторона направила свой главный удар на Ляодунский полуостров, намереваясь лишить русскую армию важнейшего форпоста в Южной Маньчжурии и в Жёлтом море. В течение полугода российская и мировая пресса информировали своих читателей о ходе боевых действий, и, хотя постепенно подконтрольная русским войскам территория сокращалась, сдача крепости была шоком и для российской армии, и для гражданской общественности.

Россия получила право на аренду оконечности Ляодунского полуострова в 1898 году согласно Пекинскому трактату (Павловскому соглашению), подписанному между Россией и Китаем. Фактические русски войска появились в Даляни годом ранее. Аренда полуострова должна была продолжаться 25 лет. Центром новообразованной Квантунской области был объявлен город Далянь, который именовался на русский манер – Дальний. В 1899 году на месте поселения Лойшунь была основана крепость Порт-Артур, которая должна была стать главной базой российского Тихоокеанского флота. В 1903 году русские владения в Квантунской области были подчинены Дальневосточному наместничеству с центром в Хабаровске. В том же году Порт-Артур и Далянь были соединены с Харбином железной дорогой (ЮМЖД), а между Москвой и Порт-Артуром начал курсировать скорый поезд.

Продвижение японских войск на Ляодунский полуостров

Первая японская атака на Порт-Артур состоялась ещё до формального объявления войны. Поздним вечером 26 января (8 февраля) 1904 года 46 японских кораблей атаковали русский флот на порт-артурском рейде. Семь русских кораблей получили повреждения, но сама военная база не пострадала. 26 февраля (10 марта) был атакован Ляотешань, находившийся к юго-западу от Порт-Артура. С февраля по апрель японские силы проводили заграждение порт-артурской бухты. У её входа были затоплены 17 старых пароходов, а внешняя часть рейда была заминирована. 30 апреля на внешнем рейде Порт-Артура подорвался броненосец «Петропавловск». Среди погибших был командир Тихоокеанского флота Степан Макаров. Минирование внешнего рейда обеспечило блокаду Порт-Артура с моря.

Ход обороны Порт-Артура

В мае 1904 году японцы закрепились на одном из самых узких участков Ляодунского полуострова между заливами Даляньвань и Цзиньчжоувань (Цзиньчжоуские позиции). С этого момента стало невозможным железнодорожное сообщение между Ляодунским полуостровом и русскими частями в Маньчжурии. Русский гарнизон Ляодунского полуострова оказался на осадном положении. В течение месяца 3-я армия генерала Но́ги оттеснила русские войска из Дальнего, а единственным крупным населённым пунктом под контролем России остался Порт-Артур.

Несмотря на блокаду и ограниченное число вооружений и боеприпасов, русские войска давали достойный отпор японским. Армия Но́ги могла наступать только ценой больших потерь: в каждом бою число убитых японских солдат превосходило потери русских в два – четыре раза. В августе и сентябре японская армия провела три штурма. Каждый раз русские войска отступали ближе к стенам Порт-Артура, но ни один из штурмов не позволил японцам прорваться в саму крепость.

Ожесточённое сопротивление русских солдат и моряков не прекращалось, хотя условия нахождения в крепости становились всё тяжелее. В июле прекратилось сообщение Порт-Артура с гражданским портом Инкоу. В конце июля Порт-Артурская эскадра сделала последнюю попытку снять блокаду крепости с моря. 28 июля (10 августа) состоялся Бой в Жёлтом море – попытка прорыва порт-артурской (1-й Тихоокеанской) эскадры во Владивосток. Несколько крейсеров смогли прорваться в открытое море, но из-за полученных повреждений были вынуждены уйти в китайские порты, где их интернировали. Бо́льшая часть кораблей была вынуждена вернуться в Порт-Артур.

Осенью в крепости началась цинга. В армии начали употреблять конину. Потери от болезней временами превышали боевые потери. В то же время японская сторона наращивала силы. 13 (26) ноября генерал Ноги начал четвёртый штурм Порт-Артура, который продолжался десять дней и завершился взятием стратегической горы Высокая, с которой японская армия могла корректировать огонь по остававшимся в Порт-Артуре русским кораблям. Положение крепости становилось безнадёжным.

Сдача крепости. Суд над генералом Стесселем

В конце ноября японский флот один за другим затопил корабли «Полтава», «Победа», «Пересвет», «Паллада», «Баян» и «Севастополь». Это означало, что пристани Порт-Артура остались беззащитными. 2 (15) декабря во время очередного японского обстрела погиб генерал Роман Кондратенко, который руководил обороной Порт-Артура. К тому стало очевидно, что добиться снятия осады не удастся.

Новый командующий обороной генерал-лейтенант Анатолий Стессель посчитал, что дальнейшее удержание Порт-Артура приведёт лишь к бессмысленным человеческим жертвам. Офицерский совет крепости не выразил ни поддержки, ни жёсткого неприятия его мнения. 23 декабря (4 января) Стессель подписал капитуляцию крепости. В плен сдались 23 000 солдат и офицеров.

Сдача Порт-Артура спасла жизни сотен русских солдат, но нанесла удар по репутации российской армии. Она также имела важные стратегические последствия: Россия потеряла стратегически важный пункт на Ляодунском полуострове и остатки своей 1-й Тихоокеанской эскадры, а главный театр военных действий переместился в центральную Маньчжурию.

Через три года Анатолия Стесселя судили за сдачу крепости, которую ещё можно было оборонять. Военный суд в 1908 году приговорил его к смертной казни, которую тут же заменил на длительное заключение. В 1909 году Николай II помиловал Стесселя. Отставной генерал умер от болезней в 1916 году.



План Порт-Артура.


Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Общий вид.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Общий вид Порт-Артура.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Южная часть Тигрового полуострова


Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Вид Порт-Артура и Перепелиной горы

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Западная часть города и Перепелиная гора


Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд.


Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Внутренний рейд Порт-Артура. Западная часть

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Восточный бассейн.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Внутренний восточный бассейн. Сухой док.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Углубленный западный бассейн.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Новый город и западный бассейн.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Сухой док и доковые мастерские.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Внутренний сухой док.
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Заделка пробоин корабля в сухом доке в Порт-Артуре.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Набережная.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Китайские кварталы.


Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Пресное озеро, дачные места (за озером) и там же лагерная стоянка гарнизона.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Железная дорога и вокзал.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Военный госпиталь.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Тяга в гору пушки весом около 1 000 пудов.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Крепостная артиллерия.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Защитники Порт-Артура. На Золотой горе.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Русская эскадра на Порт-Артурском рейде.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. "Ретвизан" в проходе во внутренний рейд

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Вход в Порт-Артур.
Входной маяк.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Местность около линии железной дороги.
Гавань.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Китайский импань, превращенный в казармы.
Офицерский выезд.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Порт-Артурские укрепления.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Золотая гора. Масляный склад. Сигнальная станция.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Освящение батареи в Порт-Артуре.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Молебен 25 июля 1904 года, во время которого над городом пролетел первый неприятельский снаряд с суши

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Осмотр местности близ Порт-Артура русскими инженерами и артиллеристами.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Работы по сухопутным укреплениям в Порт-Артуре.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Русские готовятся приветствовать японцев у Порт-Артура.

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Плавучий лазарет Красного Креста "Монголия".
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Карта окрестностей Порт-Артура

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Гарнизон укрепленного района Порт-Артура

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Бой под Порт-Артуром

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Генерал-адьютант Стессель осматривает воздушные шары, построенные из подручного материала

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Перепись китайского населения в Порт-Артуре во время осады
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. "Сорвиголовы" - хозяева джонок, прорывающих блокаду Порт-Артура

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Вынос убитых и раненых японцев с позиций под Порт-Артуром
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Наблюдательный пункт в армии генерала Ноги близ Порт-Артура

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Японский перевязочный пункт под Порт-Артуром
http://www.jacar.go.jp)
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Раздача водки в лагере японской армии под Порт-Артуром

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Японские осадные орудия под Порт-Артуром
(из коллекции Национального института оборонных исследований Японии - http://www.jacar.go.jp)

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Осада Порт-Артура. Китайцы на крепостных работах
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Японский военный воздушный шар в окрестностях Порт-Артура, готовый к рекогносцировке
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Японский парламентер на русских передовых позициях у Порт-Артура
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Русский солдат выносит на руках с поля битвы раненого японского офицера

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. На передовых позициях у Порт-Артура.
Наши войска отбивают атаку японцев

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. В проволоке под шрапнелью

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Защитники Порт-Артура и их семьи
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Юный герой Порт-Артура Николай Зуев

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Офицеры - защитники Порт-Артура

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Братская могила. Убитые в боях солдаты 3-го сибирского корпуса

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Русские укрепления с птичьего полета
(для увеличения кликните по рисунку)

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
На стенах Порт-Артура. Генерал-адьютант Стессель (слева) и генерал-лейтенант Смирнов (справа)

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Генералы Кондратенко, Стессель и Фок
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Защитники Порт-Артура на автомобиле разъезжают по укреплениям
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Начальник артиллерии 3-го сибирского корпуса генерал-лейтенант Никитин, защитник Порт-Артура
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Защитники Порт-Артура генерал-майор В.Горбатовский и капитан генерального штаба Ф.В. Степанов

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Выезд на передовые позиции

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Постройка заредутной батареи

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Батарея Малого орлиного гнезда

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
На передовых позициях у Порт-Артура. Наши войска отбивают атаку японцев

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Квартира военного прокурора полковника М.А. Тыртова, в которую попали снаряды

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Механические мастерские

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Набережная внутреннего рейда

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Укрепления

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Часть восточного фронта

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Захваченная японская мортильеза

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Минный аппарат

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Выстрел из минного аппарата на суше

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Стрельба минами с суши

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Орудие на батарее

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Мортирная батарея

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Кладбищенская импань

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Военачальники наблюдают за выходом эскадры с Высокой горы

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Генерал Кондратенко организует стрельбу минами
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Генералы Стессель и Кондратенко поднимаются на Ляотешань

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Генерал Стессель и генерал Кондратенко на Ляотешане

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Установка орудий на Ляотешане

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Охотничья команда

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Разрыв снаряда в бассейне внутреннего рейда

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Рота идет на выручку Высокой горы

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Жертвы боя под Высокой горой - братская могила

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур.
Японские трупы под Высокой горой

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. В передовом отряде западного фронта

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Генерал Фок наблюдает за боем

Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Порт-Артур. Блиндаж начальника восточного фронта

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год…

На фото выше крейсер “Новик”.

На фото ниже внутренний рейд Порт-Артура после нападения японских кораблей на русскую эскадру 22 января 1904 года.

«ПОРТ-АРТУР - китайский город Люйшунь, вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур, возник в 80-х годах ХIХ века на юге полуострова Ляодун. Китайское правительство решило построить на берегу Желтого моря бухты военно-морскую базу. Начатые фортификационные работы были сорваны Японо-китайской войной 1894–1895 гг. Потерпевший в ней поражение Китай уступил весь полуостров Японии, но почти сразу же получил его обратно в результате совместного протеста России, Германии и Франции.

Через два года (1898) Россия получила права на аренду Порт-Артура и Ляодунского полуострова сроком на 25 лет. В 1901 по проекту военного инженера К. Величко началось строительство Порт-Артурской крепости. На рейде встала 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). Главной задачей гарнизона и флота была защита русских владений в Китае от нападения японских войск.

9 февраля 1904 года японский флот внезапно атаковал Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на рейде без боевого охранения. Японские миноносцы повредили три русских корабля и заперли флот до прихода своих главных сил в гавани Порт-Артура. 13 апреля погиб флагманский броненосец “Петропавловск”, а с ним и командующий русским флотом С.О. Макаров. Русская эскадра до 10 августа несколько раз пыталась выйти в море, но все время сталкивалась с японским флотом и возвращалась обратно. 19 августа начался штурм крепости. Потеряв за пять дней 20 тысяч солдат (русская армия - около 6 тысяч), японцы смогли вклиниться на отдельных участках в линию обороны, не добившись серьезного успеха в целом. 2-й и 3-й штурмы, предпринятые соответственно 19–22 сентября и 3–31 октября, позволили войскам генерала Ноги захватить три русских укрепления. Но и это не дало осаждающим стратегического преимущества.

Лишь после 4-го штурма, проведенного 5 декабря, японцы, потеряв 8 тысяч человек, захватили господствовавшую над городом гору Высокую и начали обстрел запертой на рейде эскадры. 15 декабря погиб организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура генерал Кондратенко со всем своим штабом.

Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней. В борьбе за город японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей. Заключенный после войны Портсмутский мирный договор аннулировал права России на город и передал их Японии. Срок аренды истек в 1923, но японское правительство отказалось вернуть город Китаю. До конца второй мировой войны Порт-Артур служил Японии военно-морской базой и плацдармом для проникновения в Маньчжурию.

В августе 1945 город был захвачен советскими десантниками, и после капитуляции Японии получил статус базы совместного использования СССР и Китаем. Срок договора предусматривал такое использование в течение 30 лет. За первое десятилетие Советский Союз восстановил все разрушенные войной сооружения и построил ряд новых. А в мае 1955 безвозмездно передал все это Китаю в качестве акта дружбы». Взято отсюда .

Чрезвычайно любопытная история о том, как путем взяток китайским чиновникам царская Россия получила военно-морскую базу на территории Китая. Правительственная коррупция и политическая беспринципность во всем своем блеске .

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год,

Ниже знаменитый крейсер 1-го ранга «Варяг».

Статья В.Д. Доценко, «Крейсер “Варяг” – неизвестные страницы истории». Приведен документ, подписанный командиром крейсера 1 ранга “Варяг” капитаном 1 ранга Рудневым .

Ниже канонерская лодка «Кореец», Порт-Артур, 1904 год. Та самая, которая приняла неравный бой наравне с «Варягом» в битве при Чемульпо.

Схема канонерской лодки «Кореец», чертежи модели и волнующая история .

«Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» - 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6″−орудий; потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них - умерло. Еще 11 наших раненых моряков были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских судов были приняты на иностранные корабли и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В количестве 30 офицеров и 600 матросов они прибыли - в Одессу».

Ниже на фото командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев и командующий одесским военным округом генерал А.В. Каульбарс с группой моряков-героев.

16 апреля 1904 года они прибыли по железной дороге в Петербург и, выстроившись колоннами,- промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал Император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Императора были вручены именные часы.

Ниже парад моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» на дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Группа офицеров крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», отличившихся в бою при Чемульпо. Сидят слева направо: священник М. Руднев, лейтенант П.Т. Степанов, капитан 2-го ранга Г.П. Беляев, капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев, капитан 2-го ранга А.И. Засухин, лейтенант Е.А. Беренс, лейтенант С.В. Зарубаев.

Ниже гибель флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». На нем погибли командующий русским флотом С.О. Макаров и великий русский художник-баталист В.В. Верещагин.

«Петропавловск» был хорошо сбалансированным кораблём с неплохим сочетанием вооружения, защиты, скорости и мореходности. На момент спуска он был одним из наиболее мощных в своём классе в мире, однако затянувшаяся достройка привела к тому, что броненосец реально вступил в строй одновременно с более современными кораблями. «Петропавловск» был создан в то время, когда прогресс в области военного кораблестроения шёл очень быстро, в результате чего его конструкция отражала новейшие достижения в технике, но в то же время имела немало уже устаревших элементов.

Гибель «Петропавловска» была глупой и трагичной, как и многие события в этой войне.
Не ожидая выхода всех кораблей и не отдав приказа протралить рейд, С. О. Макаров повёл броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и четыре крейсера к месту гибели «Страшного», успешно миновав минное поле. «Петропавловск» открыл огонь по японским крейсерам; японцы отступили на восток, где вскоре показались главные силы их флота. Русский отряд повернул к Порт-Артуру. Здесь к нему присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет», после чего С. О. Макаров вновь пошёл на сближение с противником. На этот раз курс вёл прямо на мины.

«На мачте «Петропавловска» взвился сигнал: «миноносцам войти в гавань», и он на малом ходу начал поворот вправо. В 9.43 в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Боезапас сдетонировал. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушёл под воду».

Ниже художник-баталист Верещагин. Он погиб на «Петропавловске». В наши дни так погибают военные корреспонденты.

Всю жизнь он был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) “учиться на живой летописи истории мира”, ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867-1868, 1869-1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза - в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 × 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Потрясающий сайт, посвященный Верещагину и его картинам .

Ниже бронированный крейсер 1-го ранга «Аврора». Википедия . Во время «Гулльского инцидента» на нем был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий. Крейсер участвовал в Цусимском сражении. Кстати, это та самая «Аврора», сыгравшая позже определенную роль в Октябрьской революции.

Ниже крейсер (броненосец) «Громобой». Википедия . 14 августа 1904 г. во время боя в Корейском проливе крейсер получил серьёзные повреждения; потери в личном составе - 91 убитый и 185 раненых.

15 мая 1904 года он бестолково напоролся на камни в Амурском заливе и получил серьёзные повреждения. С большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте. Это спасло корабль и экипаж от гибели, но лишило их военной славы русского флота при обороне Порт-Артура. Впрочем, слава досталась «Богатырю» позже. Во время Первой Мировой войны 26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Крейсер «Рюрик» погиб в бою с японскими кораблями героически сопротивляясь более современным и многочисленным крейсерам противника. К моменту окончания пятичасового боя в живых на Рюрике из старших офицеров остался только один лейтенант Иванов 13-й (по принятой тогда в российском флоте нумерации однофамильцев), действовало всего одно орудие. Адмирал Камимура ждал капитуляции «Рюрика», но русской командой было принято решение затопить крейсер. Поскольку подрывные заряды оказались поврежденными, были открыты кингстоны. Камимура пришёл в бешенство от того что русские не сдают корабль и приказал открыть огонь по уже уходящему под воду крейсеру. «Рюрик» затонул у острова Ульсан. Из 796 матросов крейсера погибли 193, ранено 229 человек. Из 22 офицеров 9 убито, 9 ранено.

Ниже подбитые крейсеры «Победа» и «Паллада». Википедия .

Крейсер «Паллада» 8 февраля 1904 был торпедирован японским миноносцем на внешнем рейде Порт-Артура. Потом он вновь введён в строй после ремонта в апреле 1904. Участвовал в бою в Жёлтом море, после которого в основной частью эскадры вернулся в Порт-Артур. 8 декабря 1904 был потоплен японской осадной артиллерией во внутренней гавани Порт-Артура.

В сентябре 1905 поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 переоборудован в минный заградитель.

27 мая 1924 крейсер «Паллада» потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.

Ниже спуск на воду броненосца «Победа» на стапеле Балтийского судостроительного завода.

На фото ниже – во время обстрела японских кораблей, русский крейсер «Паллада» и броненосец «Победа». Внутри рейда «Паллада».

Ниже эскадренный броненосец «Севастополь». Википедия .

Ниже эскадренный броненосец «Полтава». Википедия .

К концу ноября японцы захватили господствовавшие над Порт-Артуром высоты и стали прицельно обстреливать стоявшие в гавани русские корабли. Первой погибла «Полтава»: 22 ноября в 13.30 в неё попал 280-мм снаряд, пробивший левый борт, броневую палубу и взорвавшийся в погребе 47-мм снарядов. Возник сильный пожар, раскаливший переборки, а система затопления не действовала, будучи выведенной из строя прошлыми бомбардировками. Попытка потушить огонь шлангами, заливая воду через элеватор подачи снарядов и вентиляционные трубы, оказалась безуспешной: вода быстро вытекала через осколочные пробоины в коридор гребного вала. От высокой температуры около 14 часов произошёл взрыв полузарядов главного калибра (около 2 т пороха), в результате чего были разрушены многие водонепроницаемые переборки и пожарные магистрали, погиб один нижний чин и ещё 10 было ранено (всего на корабле находилось порядка 50 человек). Подошедший на помощь пароход «Силач» вкупе с поступавшей водой смог потушить пожар, но к 14.45 «Полтава» села на грунт, погрузившись почти до верхней палубы. Остатки экипажа приняли участие в последних боях за Порт-Артур.

8 июля 1905 года (по новому стилю) японцы подняли «Полтаву», а 21 июля зачислили её в свой флот под названием «Танго» (запись хираганой: たんご, катаканой: タンゴ, иероглифами: 丹後; так называется один из районов древней японской столицы Киото). В 1915 г. «Полтава»-«Танго» была выкуплена у Японии российским царским правительством, переименована в «Чесму», экипаж укомплектовали моряками Черноморского флота, а сам корабль зачислили в число гвардейских линейных кораблей Черноморского флота.

Ниже броненосец «Цесаревич». Ему удалось выжить во время обороны Порт-Артура. Драматическая история описана ниже по ссылкам.

Ниже минный заградитель «Амур».

20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Однако, он не погиб. Корабль достался японцам, т.к. он оказался лежащим в доке в полузатопленном состоянии. Судьба «Амура» оказалась долгой и насыщенной событиями. Он участвовал в Октябрьской революции, в подавлении Кронштадтского восстания и даже участвовал в событиях начала Великой Отечественной войны в 1941-м г. История “Амура” ниже по ссылкам.

Ниже броненосец «Пересвет».

После захвата Порт-Артура на «Пересвете» побывал английский журналист Н. Сеппинг-Райт. Он вспоминал: «Палуба представляла картину разгрома и разрушения… Носовая башня была полуразрушена, орудия и станки - разбиты вдребезги… Снаряд сбил верхнюю часть башни, и на палубе лежала её крыша. Остальная часть башни вся расшаталась и представляла сходство с лопнувшим гранатовым яблоком. Мостик был уничтожен, а попавший в боевую рубку снаряд привёл её в полную негодность. Всё закоптело и искорёжилось от действия пожара. Огонь докончил разрушение всего уцелевшего от действия японских снарядов. Сильно пострадали дымовые трубы: одна из них имела вид безобразной груды изогнутого железа. Задний мостик находился в таком же состоянии разрушения, как и передний, хотя бушевавший на броненосце пожар сгладил много следов повреждений, нанесённых японскими снарядами».

Ниже флагманский крейсер «Россия». Википедия .

Затонувший японский брандер и русский пострадавший при минной атаке брандеров в ночь на 14 марта.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год, затонувшие броненосцы.

Погружаясь в архивные фотографии, документы и исторические свидетельства очевидцев, мы приходим к субъективной картине прошлого. Массовый героизм простых воинов в таком аду, когда смерть уже перестает быть личной трагедией. Массовая расхлябанность и безответственность управляющей верхушки, при которой военные корабли оказываются не боеспособны. Реальные случаи поступков военной верхушки, за которые в мирное время надо судить, а в условиях войны принято расстреливать на месте. Горько и трагично. Понимаешь, что нынешние проблемы России имеют глубочайшие корни…

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №86 от 16.07.2012

(1904-1905) — война между Россией и Японией, которая велась за контроль над Маньчжурией, Кореей и портами Порт-Артур и Дальний.

Важнейшим объектом борьбы за окончательный раздел мира в конце XIX века являлся отсталый экономически и слабый в военном отношении Китай. Именно на Дальний Восток с середины 1890-х годов был перенесен центр тяжести внешнеполитической активности российской дипломатии. Пристальный интерес царского правительства к делам этого региона во многом был обусловлен появлением здесь к концу XIX века сильного и весьма агрессивного соседа в лице вступившей на путь экспансии Японии.

После того, как в результате победы в войне с Китаем в 1894-1895 годах Япония по мирному договору приобрела Ляодунский полуостров, Россия, выступив единым фронтом с Францией и Германией, вынудила Японию отказаться от этой части китайской территории. В 1896 году был заключен русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии. Китай предоставил России концессию на сооружение железной дороги от Читы до Владивостока через Маньчжурию (северо-восток Китая). Железнодорожную магистраль, известную под названием Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), начали строить в 1897 году.

Япония, утвердившая свое влияние в Корее после войны с Китаем, вынуждена была в 1896 году согласиться с установлением совместного русско-японского протектората над Кореей при фактическом преобладании России.

В 1898 году Россия получила от Китая в длительную аренду (на 25 лет) южную часть Ляодунского полуострова, так называемую Квантунскую область, с городом Люйшунь, имевшим и европейское название — Порт-Артур. Этот незамерзающий порт с марта 1898 года стал базой для Тихоокеанской эскадры российского флота, что привело к новому обострению противоречий между Японией и Россией.

Царское правительство пошло на обострение отношений с дальневосточным соседом потому, что не видело в Японии серьезного противника и надеялось небольшой, но победоносной войной преодолеть надвигавшийся внутренний кризис, грозивший революцией.

Япония, со своей стороны, активно готовилась к вооруженному столкновению с Россией. Правда, летом 1903 года началась русско-японские переговоры о Маньчжурии и Корее, однако военная машина Японии, заручившаяся прямой поддержкой США и Англии, была уже запущена. 6 февраля (24 января по ст. ст.) 1904 года японский посол вручил российскому министру иностранных дел Владимиру Ламздорфу ноту о разрыве дипломатических отношении, а вечером 8 февраля (26 января по ст. ст.) 1904 года японский флот без объявления войны атаковал порт-артурскую эскадру. Были серьезно повреждены броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич", крейсер "Паллада".

Начались военные действия. В начале марта русскую эскадру в Порт-Артуре возглавил опытный флотоводец вице-адмирал Степан Макаров, но уже 13 апреля (31 марта по ст. ст.) 1904 года он погиб, когда флагманский броненосец "Петропавловск" подорвался на мине и затонул. Командование эскадрой перешло к контр-адмиралу Вильгельму Витгефту.

В марте 1904 года японская армия высадилась в Корее, а в апреле — на юге Маньчжурии. Русские войска под командованием генерала Михаила Засулича не выдержали натиска превосходящих сил противника и в мае вынуждены были оставить Цзиньчжоускую позицию. Порт-Артур, таким образом, оказался отрезан от русской Маньчжурской армии.

По решению японского главнокомандующего маршала Ивао Ояма армия Марэсукэ Ноги начала осаду Порт-Артура, в то время как 1-я, 2-я и высадившаяся у Дагушаня 4-я армии двинулись на Ляоян с юго-востока, юга и юго-запада. В середине июня армия Куроки заняла перевалы к юго-востоку от города, а в июле отразила попытку контрнаступления русских. Армия Ясуката Оку после сражения у Дашичао в июле захватила порт Инкоу, перерезав связь Маньчжурской армии с Порт-Артуром по морю. Во второй половине июля три японские армии соединились под Ляояном; их общая численность составляла более 120 тысяч против 152 тысяч русских. В сражении под Ляояном 24 августа — 3 сентября 1904 года (11-21 августа по ст. ст.) обе стороны понесли огромные потери: русские потеряли более 16 тысяч убитыми, а японцы — 24 тысячи. Японцы не смогли окружить армию Алексея Куропаткина, которая в полном порядке отошла к Мукдену, но они овладели Ляояном и Янтайскими каменноугольными копями.

Отступление к Мукдену означало для защитников Порт-Артура крах надежд на какую-либо действенную помощь со стороны сухопутных войск. 3-я японская армия захватила Волчьи горы и начала интенсивный обстрел города и внутреннего рейда. Несмотря на это, несколько предпринятых ею в августе штурмов были отбиты гарнизоном под началом генерал-майора Романа Кондратенко; осаждавшие потеряли 16 тысяч убитыми. В то же время на море успех сопутствовал японцам. Попытка прорыва Тихоокеанского флота во Владивосток в конце июля провалилась, контр-адмирал Витгефт погиб. В августе эскадре вице-адмирала Хиконодзё Камимуры удалось настигнуть и разгромить крейсерский отряд контр-адмирала Иессена.

К началу октября 1904 года, благодаря подкреплениям, численность Маньчжурской армии достигла 210 тысяч, а японских войск под Ляояном — 170 тысяч.

Опасаясь, что в случае падения Порт-Артура силы японцев значительно возрастут за счет высвободившейся 3-й армии, Куропаткин предпринял в конце сентября наступление на юг, но потерпел поражение в сражении на реке Шахэ, потеряв 46 тысяч убитыми (противник — лишь 16 тысяч), и перешел к обороне. Началось четырехмесячное "Шахэйское сидение".

В сентябре-ноябре защитники Порт-Артура отразили три японских штурма, но 3-й японской армии удалось овладеть господствующей над Порт-Артуром горой Высокой. 2 января 1905 года (20 декабря 1904 года по ст. ст.) начальник Квантунского укрепленного района генерал-лейтенант Анатолий Стессель, не исчерпав всех возможностей для сопротивления, сдал Порт-Артур (весной 1908 года военный суд приговорил его к смертной казни, замененной десятилетним тюремным заключением).

Падение Порт-Артура резко ухудшило стратегическое положение русских войск и командование попыталось переломить ситуацию. Однако успешно начатое наступление 2-й Маньчжурской армии на деревню Сандепу не было поддержано другими армиями. После присоединения к основным силам японцев 3-й армии

Ноги их численность сравнялась с численностью русских войск. В феврале армия Тамэмото Куроки атаковала 1-ю Маньчжурскую армию юго-восточнее Мукдена, а армия Ноги начала обход русского правого фланга. Армия Куроки прорвала фронт армии Николая Линевича. 10 марта (25 февраля по ст. ст.) 1905 года японцы заняли Мукден. Потеряв более 90 тысяч убитыми и пленными, русские войска в беспорядке отступили на север к Телину. Крупнейшее поражение под Мукденом означало проигрыш русским командованием кампании в Маньчжурии, хотя ему и удалось сохранить значительную часть армии.

Пытаясь добиться перелома в войне, российское правительство отправило на Дальний Восток созданную из части Балтийского флота 2-ю Тихоокеанскую эскадру адмирала Зиновия Рожественского, однако 27-28 мая (14-15 мая по ст. ст.) в Цусимском сражении японский флот уничтожил русскую эскадру. До Владивостока добрались только один крейсер и два миноносца. В начале лета японцы полностью вытеснили русские отряды из Северной Кореи, а к 8 июля (25 июня по ст. ст.) овладели Сахалином.

Несмотря на победы, силы Японии были истощены, и в конце мая через посредство президента США Теодора Рузвельта она предложила России вступить в мирные переговоры. Россия, оказавшаяся в тяжелой внутриполитической ситуации, ответила согласием. 7 августа (25 июля по ст. ст.) в Портсмуте (штат Нью-Хэмпшир, США) открылась дипломатическая конференция, завершившаяся 5 сентября (23 августа по ст. ст.) 1905 года подписанием Портсмутского мира. Согласно его условиям, Россия уступала Японии южную часть Сахалина, права на аренду Порт-Артура и южной оконечности Ляодунского полуострова и южную ветку КВЖД от станции Чаньчунь до Порт-Артура, позволяла ее рыболовному флоту вести промысел у берегов Японского, Охотского и Берингова морей, признавала Корею зоной японского влияния и отказывалась от своих политических, военных и торговых преимуществ в Маньчжурии. В то же время Россия была освобождена от уплаты каких-либо контрибуций.

Япония, в результате победы занявшая ведущее место среди держав Дальнего Востока, до конца Второй мировой войны праздновала день победы под Мукденом как День сухопутных войск, а дату победы при Цусиме — как День Военно-морских сил.

Русско-японская война стала первой крупной войной XX века . Россия потеряла около 270 тысяч человек (в том числе свыше 50 тысяч убитыми), Япония — 270 тысяч человек (в том числе свыше 86 тысяч убитыми).

В русско-японской войне впервые в широком масштабе были применены пулемёты, скорострельная артиллерия, миномёты, ручные гранаты, радиотелеграф, прожекторы, проволочные заграждения, в том числе и под током высокого напряжения, морские мины и торпеды и др.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников