Чему равна площадь сечения куба

Упражнение 1. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.

Упражнение 2. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. (Автор хрестоматии не составил еще тематического плана. Составители хрестоматии не придумал еще аннотации). 2. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. (В заводском клубе проводятся вечера.) 3. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. (Мы посоветовали организаторам почаще проводить такие вечера.) 4. В деревне полными темпами идет уборка урожая. (В деревне быстрыми темпами идет уборка урожая) 5. Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче. (Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; эту же честь доверили ему и в этом году) 6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности. (Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие задачи) 7. Два пернатых в одной берлоге не живут. (Два пернатых в одном гнезде не живут) 8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. (Книжная ярмарка приглашает посетителей.) 9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. (Спортсмены «Колоса» установили 32 рекорда области) 10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. (В журнале я прочел большую статью о роли отца в воспитании детей) 11. Эта политика уже приносит положительные плоды. (Эта политика уже приносит плоды) 12. Большое внимание будет оказано благоустройству города. (Много внимания уделяется благоустройству города.) 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. (Этому вопросу мы придаем первоочередное значение) 14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. (Наши фермеры установили мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы) 15. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме. (Большинство присутствующих разобрались в этой теме.

Упражнение 3. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. (Молодая березовая роща зеленела за околицей.)

2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную. (Дети стоят врассыпную и читают стихотворение.)

3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина». (В кинотеатрах идет фильм «Возвращение высокого блондина».)

4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». (В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Ложитесь плашмя, тогда свободнее будет!».)

5. Рекорды продолжаются. (Рекорды устанавливаются.)

6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. (Вдруг она заметила: по коридору крадется кот.)

7. Большинство времени проходит бесплодно. (Большая часть времени уходит бесследно.)

8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. (Учитель предложил нам провести контрольную работу устно.)

9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. (В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил шерстку.)

10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. (Наблюдается значительное улучшение жизненных условий.)

11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. (Опыт последних лет убедительно доказывает справедливость этих мрачных прогнозов.)

12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. (Широкие испытания витаминно-биоактивного крема привели к весьма положительным результатам.)

13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. (Незнакомец сел на коня и поехал верхом.)

14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации? (Трехлетняя парижанка уже леди. Вот она босая роется в песке, но даже в самом скромном и уже изрядно запачканном платьице выглядит изящно и легко. Кто научил ее грации?)

15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах. (От усталости мои ноги подкашивались.)

16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан. (Ресторан наполнился веселым гомоном: мелодично (звонко) запели гитарные струны, ударил барабан.)

17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. (В нашем городке появилось несколько новых предприятий общественного транспорта.)

18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду). (Стой спокойно и не размахивай руками.)

19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка) (Вот как сожму кулаки.)

20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца). (Вчера я взял билет на самолет и прилетел в Москву.)

Упражнение 4. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах (разграничьте плеоназм, тавтологию, повторение слов).

1. Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может верною рукой вонзить… но замысел иной волнует сердце Кочубея. (П.) (внезапно - постигнуть; нанизыванием одинаковых слов можно отразить характер зрительных впечатлений (Но идет, идет пехота мимо сосен, сосен, сосен без конца). лексические повторы иногда, подобно жесту, усиливают выразительность речи (А на левом с ходу, с ходу....Их толкали в воду, в воду).лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие (Век живи, век учись, за добро добром платят).лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов и выражений отражает комизм описываемой ситуации ) 2. Все перессорились: дворяне у нас живут между собою, как кошки с собаками; крестьяне между собою, как кошки с собаками (Г.). (Все живут одинаково .) 3. Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком (Дост.) (Навязчивое объяснение всем известных истин, повторная передача одной и той же мысли, утверждение самоочевидной истины. ) 4. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы (Т.) (думал - думы , повторение однокоренных слов, создающее тавтологию . Из отрывка создается впечатление, что употребление Толстым именно таких слов - взволновало, думал(долгие) думы - имеет некий подтекст. Николай Петрович был к сыну не безразличен, любил его, и поэтому его приезд не оставил отца равнодушным. В то же время взволнованная надежда омрачается сомнением: а так ли хорошо они понимали друг друга. Долгая дума о чем-то нерешенном. ) 5. А ночи темные, теплые, с лиловыми тучками были спокойны, спокойны. Сонно бежал и струился лепет сонных тополей (Бун.) (Продолжительное состояние. Все меньше остается у природы неразгаданных загадок... Повторение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи . Поэтический подтекст углубляет содержание высказывания. ) 6. Варвара криком кричит… А сама - реву, сердце дрожмя дрожит, боюсь дедушку, да и Варе жутко. «А-а, так ты над бабушкой-старухой шутки шутить затеял!» (М. Г.) (Продолжительное состояние. ) 7. Теперь кричи не кричи, зови не зови - никто не услышит (Сол.) (Продолжительное состояние - период. Все, поздно и как-будто надолго. Сожелею, сочувствую. Немного сержусь. ) 8. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало, выкупает, в колыбель положит, а он лежит хрусталь-хрусталем (фолькл.) 9. Дума-думушка разум сбивает, мил навеки оставляет; уж я сплю-не сплю, Ванюша, боле так лежу. На уме держу Ванюшу, на всем разуме (фолькл.). (Волей - неволей что-то замечается новое и видно это опечаливает Ум. заставляет обратить внимание на это в разумной, привычного уклада жизни. Либо недостаточно изучено. ) 10. Тут не молчать надо, а криком кричать. Бить в набат надо (Ал.). 11. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой - белей белил 12. Люди пишут, а время стирает, все стирает, что может стереть. Но скажи - если слух умирает, разве должен и звук умереть? (Марш.)

Упражнение 5. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. (Разработка годового плана работы.)

2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. (Процесс плавки длится несколько часов.)

3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. (Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится березовая роща, сосновый бор.)

4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. (Требования истца основаны на предположениях, не имеющих доказательств.)

5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. (Фасад украшен витражами из цветного стекла.)

6. В огне пожара 1912 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. (Пожар 1912 г. оставил монастырь без деревянных сооружений.)

7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. (Стремительное развитие города историки объясняют тем, что здесь перекрещивались важные торговые пути.)

8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. (На западной стороне расположено водохранилище, с южной стороны лес.)

9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. (Эти побеги зацветут в текущем году.)

10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота. (Парк очистили от мусора, но оставили неогороженным и сейчас он числится пастбищем для скота.)

Упражнение 6. В отрывке из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя выделите глаголы речи, выберите из числа их такие, которые синонимичны словам беседовать, говорить, сказать. Выпишите эти синонимические ряды и добавьте к ним новые слова (см. примечания).

О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели - и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина - и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.

Примечания. «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой дает такие синонимы:

I. Беседовать , вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами; толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.), переговариваться.

II. Говорить 1. выражаться, изъясняться (уст.), слишком много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст. книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем (шутл.); 2. произносить, изрекать, вещать (уст., теперь шутл. и ирон.), вскользь: замечать, ронять, бросать, перебивая чужую речь: вставлять, ввертывать (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпускать (разг.), откалывать, загибать, выдавать (прост.); вздор: городить, молоть, нести, плести (прост.).

III. Сказать 1. выразиться; изъясниться (уст.); 2. произнести, проговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.); взговорить, возговорить (народно-поэт.), вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.), перебивая чужую речь: вставить, ввернуть (разг.), обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.), отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).

Умел поддержать (его)

Шла ли (речь)

Трактовали

Показывал

Рассуждал

Упражнение 7. Укажите, чем синонимы отличаются друг от друга; определите их стилистические функции.

1. Аптекарша была белокурая женщина и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную.

Герцен (Герц.)

Чем белокурая и белобрысая от личаются друг от друга? Только тем, что они - мать и д очь .

Знается, что белокурая прелестней. А белобрысая коротко пострижена , либо высоковата, и из самого сердца, слишком самостоятельна. Нужен ли белобрысой друг? Она одиночка.

Были бы они как мать и дочь, только и всего.

2. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск.

Автор критикует Сашу за отсутствие интересности словом "унылая Саша". Весьма грустно, так огорчает, что ты опять не весела, ведь Солнце светит и растет трава. Взгляни, Саша, на небо. Разве оно хмурится?...Да, Саша, уже август. И лето кончилось. Но если не лето, то зима! правда, Саша. Вот за это непримиримое отношение мы тебя и любим, все твои друзья.

3. Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг...эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом.

Живописный, картинный - видимо, это синонимы. Тоесть искусственный тоже.

4. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба.

Пикировка...

5. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, но не смел признаться в этом.

Игра на чувствах героев, их отношение друг к другу.

6. Нехорошо! Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой.

Тривиально, что все так делают: многие ухаживают за гувернантками, это интересно. Но гувернантка почти легкая добыча.

7. Среди журнальных работников он был очень нелишним...У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение.

Разъясняют его сущность.

8. Ему (Коровину) хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

Ему хотелось не ничтожного, например сумняшегося. Хотелось не плоского, например тривиального или давно известного наперед. И главное - поражающего. Чтобы сказать, не зря. Экая вещь!

9. "Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть?" - говорила она своим друзьям, как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека.

Простой, обыкновенный, замечательный.

Непростой и необыкновенный в своей сложности. Очень обыкновенного.

И вот она вышла не за самого благородного, приземленного и чистого человека.

10. Он не ел, а вкушал.

Необходимость избежать повторения слов.

11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас!

Я вас обобрал до нитки. Чего это вам всеравно? Я взял самое лучшее, в этом нет никаких сомнений, но вы? Разве красть хорошо?...

12. Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный летчик...Как он любил храбрых, стойких людей!

Вполне возможно. Можно, можно совместить хорошего человека и решительного летчика. Любить храбрых. Но вот управлять ими нельзя.

13. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся.

Каким может быть был добродушным и доверчивым, человеком.

14. Фашизм враждебен всякой национальной культуре...Он стремится разгромить, уничтожить культуру, стереть самую память о ней.

Кроме собственной. Любой. Эта культура проявляет себя в стремлении. Считается мужественной, мужественнонаправленной. Но имеет оттенок негативизма, абсолютности. Уничтожение не помогает развитию конкурентности, за некоторым, как мне кажется, отсутствием наличия выбора. Выбор единственный - оптимальный вариант. Становление.

15. Наша сила, наша мощь - в нашей воле.

Воле к жизни. Которая множественна.

16. Чтоб отчетливей и ясней ты был виден им, мудрый и смелый, В библиографии славной твоей разве можно оставить проблелы?

Картина ясна, но не полноценна. Где бывает мудрость без ошибок молодости? Нигде.

17. Различаю все четче и четче, как в уста превращаются губы...

Что-то сдвинулось с места и в лучшую сторону.

Такой способ сообщения инфы.

18. Я хочу, чтоб заплакал ты от восторга, от восхищенья.

Я хочу, надеюсь, что ты не завидуешь. Не завидуешь ее жизни.

19. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании.

С помощью синонимов жил-существовал(был на свете) можно устроить целый временной период, два события.

Я только думал, что жил!

Я жил,...теперь же не живу, а существую без письма. Его украли.

20. Левин был почти одних лет с Облонским и с ним на "ты" не по одному шампанскому. Левин был его товарищем и другом первой молодости. Они любили друг друга, ... как любят приятели, сошедшиеся в первой молодости.

В общем-то синонимы принято употреблять для усиления впечатления.

Но часто писатели используют синонимию не для синонимии, а чтобы указать на дополнительный смысл, углубляя высказываемое.

21. "Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее", - подумал Левин, вышедши от Щербатских.

Указывается на относительность противного. Но если Левин заметил, что люди "к нему не тянутся", то может сделать вывод, что существует причина этого. Важна ли для Левина не причина, но мнение людей...

22. У Ули были не глаза, а очи.

Синоним используется для усиления выразительности сказанного.

Упражнение 8. Сравните редакции повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; объясните, чем были вызваны синонимические замены слов при авторедактировании. (За справками обращайтесь к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля).

1. Неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами тесно убитую землю.

1. …плотно убитую землю.

2. Рассказы, балагуры, которые можно было слышать среди собравшейся толпы…

2. Рассказы и болтовня…

3. «Скажи епископу от лица всех запорожцев, - сказал кошевой, - чтобы он ничего не боялся: это казаки еще только люльки раскуривают».

3. «Скажи епископу от меня и от всех запорожцев… Это казаки еще только зажигают и раскуривают свои трубки».

4. Жид … точил из бочки горилку.

4. Жид … цедил из бочки горилку.

5. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлоба, как недавно выпущенные семинаристы.

5. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья…

6. Пестрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом.

6. Пестрые суслики выпалзали из нор своих…

7. «Вот это сдурел старый!» - говорила бледная, худощавая и добрая мать их…

7. «Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума!..»

8. У кого был ковш, у кого корчак, которым поил и коня…

8. У кого был ковш, у кого черпак…

9. Точили сабли, палаши и списы…

9. … пробовали сабли и палаши…

10. Тяжело ревнули широкими горлами чугунные пушки, дрогнула, далеко застугуневши, земля.

10. …дрогнула, далеко загудевши, земля.

1. тесно убитую- плотно убитую

в обоих вариантах подразумевается плотно прибитая пыль к земле, второй вариант ближе к употреблению в современном русском языке

2. рассказы, балагуры...- рассказы и болтовня

в современном русском балагур- это шутник, веселый человек, и в контексте первоначального варианта современным сознанием воспринимается так же. поэтому вариант "рассказы" более уместен для современного понимания

3. люльки раскуривают- зажигают и раскуривают свои трубки

слово "люльки" является устаревшим и употреблялось в определенной местности, слово "трубки" воспринимается в нужном контексте гораздо большей аудиторией

4. точил из бочки- цедил из бочки

"точил"- в настоящее время просторечное выражение слова "ел", а, значит, в контексте вопсринимается, как "жид злоупотреблял горилкой", а вот "цедил"- не имеет такой агрессивной окраски и более умесстно в данном случае

5. смотревшие исподлоба- смотревшие исподлобья.

первый вариант- устаревшее выражение, сейчас употребляется второй

6. пестрые овражки- пестрые суслики

в словаре Даля овражек (евражек)- пестро-сереноький степной хомяк, я настоящее время "овражек" воспринимается в контексте слова "овраг"(углубление в земле и пр) с уменьшительно- ласкателдьным суффиксом- маленький овраг. из этого вытекает, что логичнее употребление слова "суслик".

7. одурел старый- сдурел старый

в первом варианте речь воспринимается в резко негативном и просторечном контексте, второй вариант- более мягкий и приятный для восприятия.

8. корчак- ковш

устаревшее просторечное слово,по совместительству- украинская фамилия. для упрощения восприятия используется слово ковш

9. точили сабли- пробовали сабли

в этом варианте сложно сказать, т.к. вариант "точили сабли" привычнее для употребления. не хватает контекста, что бы дать точную оценку

10. далеко застугуневши- далеко загудевши

первый вариант понимается как что то стойкое, чугунное, тяжелове. если цель автора была в том, что бы обрисовать нам, как далеко и сильно пронесся звук, то вротой вариант является самым подходящим

Упражнение 9. В приведенных ниже шутках выделите многозначные слова и придумайте с ними другие словосочетания, показывая их полисемантизм.

1. Отпуск не проведешь : он всегда кончается вовремя. (Ты проведешь меня по тёмной равнине) 2. Жаль, что и близкие бывают недалекими . (Недалекие расстояния) 3. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают . (Друг снова надул меня) 4. Мы можем перейти на зимнее время и в летних сандалиях. (Перейти реку; Одеть зимнее пальто; Пойти на летнюю веранду) 5. Закон сохранения материи вызывает сомнения при общении с закройщиками. (Купила материи на платье) 6. В связи с тем, что у меня обнаружен склад ума, прошу выставить охрану. (Списание со склада ) 7. Нулей, которые знают свое место, - считанные единицы. (Интересно знать , где ты пропадал?) 8. Не бросайтесь словами - соблюдайте технику безопасности. (Бросаться в объятия. Бытовая техника ) 9. В психиатрической больнице. Родственники больного: «Профессор, как он?». Профессор: «Сдвиги есть». (Сдвиг земной коры) 10. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев . (Перья птицы намокли; Крылья бабочки)

Упражнение 10. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо – сущность.

Добрый вечер. Какое добротное сукно;

Я хочу дать тебе дружеский совет. Развивать дружественные отношения.

Этот прибор дефектный . Твой приятель какой-то дефективный .

Конструкторские разработки, выполненные на этом предприятии, представляют интерес для наших партнёров. Для того чтобы спор был конструктивным , необходимо соблюдать несколько простыхправил.

Женщина была в эффектном платье. Это самый эффективный метод.

Беззастенчиво блудить . Сколько можно блуждать по городу?

Отражать тень. Отображать действительность.

Он захотел проводить ёё до дома. Производить молочную продукцию.

Пора представить нового сотрудника нашей компании. Не могли бы Вы предоставить мне арендное помещение.

Опробовать новые модели. Контролируется качество не только вновь предлагаемых препаратов, но и каждая серия их, изготовляемая по уже апробированной технологии.

Злостно укрывать . Скрывать правду.

Осудить преступника. Обсудить один нерешённый вопрос.

Новшество в образовании. Новинки музыки.

Мы собирали урожай всей семьёй. В этом году хорошая урожайность картофеля.

Жалкое существо . Загадочная сущность .

Упражнение 11. Исправьте предложения, взятые из газет: устраните канцелярский оттенок высказывания и другие стилистические недочеты.

    Обрыв яблок и укладка их в транспортные средства, доставка к месту складирования требует много рабочих рук. 2. Дождевую воду перед употреблением следует хорошо прокипятить ввиду наличия в ней загрязнений. 3. На птицефабрике вырисовывается перспектива срыва планового задания, хотя и несколько улучшилось качество яиц за счет увеличения сдачи по категории диетических. 4. На совещании говорилось о фактах бездеятельности защитников правопорядка. 5. Является необходимым подчеркнуть, что в ряде хозяйств Борского района в январе текущего года сорван план по вводу в воспроизводство телок, допущена необоснованно большая выбраковка коров. 6. В работе административно-хозяйственной части имеют место недостатки по поддержанию в надлежащей чистоте и исправном состоянии арендуемых помещений и мебели. 7. Нельзя не признать, что на многих наших заводах имеет место значительная затоваренность из-за недовыделения автомобильного транспорта Главмосавтотрансом. 8. В зоне спасания станции проводят следующую работу: патрулирование на воде судов спасательных станций с целью наведения порядка среди купающихся, катающихся на катерах и лодках, контроля за соблюдением правил поведения на воде (запрет заплыва за знаки ограждения и недопущение шалостей на воде и пр.).

Упражнение 25. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

Упражнение 26. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку.

1. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластоавтоматов.

1. Вступил в строй завод термопластоавтоматов.

2. Побывали мы и у памятника-монумента. Он поразил нас величиной и своим величием.

2. Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим величием.

3. Важное место в жизни студентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности являются смотры художественной самодеятельности.

3. Многие студенты занимаются в кружках художественной самодеятельности. На ежегодных смотрах-конкурсах они показывают свое искусство.

4. Общежитие - дом, в котором многие студенты живут пять долгих лет. Какой будет эта жизнь - зависит от самих жителей общежития.

4. Общежитие для многих студентов становится домом на целых пять лет! Какой будет жизнь в этом доме - зависит от них самих.

5. Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами.

5. Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.

6. В ряде регионов страны в конце XVIII в. - к ним относятся Урал, Причерноморье и Южная Украина - начала развиваться промышленная индустрия по добыче угля.

6. В конце XVIII века на Урале, в Причерноморье и Южной Украине начала развиваться угольная промышленность.

7. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.

7. Все проблемы надо решать параллельно (одновременно).

Упражнение 27. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление. 2. Вспашка под сахарную свеклу проводится тракторными плугами, и лучшая по качеству вспашка достигается тракторными плугами с предплужниками, так что в настоящее время пашут под свеклу плугами П-5-35 с предплужниками. 3. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества. 4. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 5. Сегодня у нас в гостях гость из Акмолинска. 6. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел. 7. Мы перед принятием решительных решений. 8. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали и показать не сможем. 9. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 10. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 11. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. 12. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело. 13. Минувшей осенью в прошлом году никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, опередив сильнейших асов водной дорожки. 14. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 15. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит. 16. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана. 17. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье. 18. Толпа людей ворвалась в здание. 19. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения. 20. Он рассказал нам о своих планах на будущее.

Упражнение 28. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов. 6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 7. Четко и организованно работали все бригады, использовались все имеющиеся барабанные сушилки. 8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 9. Какой же судья захочет быть подсудимым? (Заголовок газетной статьи.) 10. Предполагаемый район лесозаготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 11. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство. 12. В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле еще ниже - до 95%. 13. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину. 14. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души. 15. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки. 16. Про Блока говорили: «Он умер от смерти». О Высоцком можно сказать: «Он умер от жизни». Он надрывался, жизнь в нем била через края, он перенапрягался… (Евт.)

Упражнение 29. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях. Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.). Дайте варианты стилистической правки предложений.

1. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 2. В своем ответном слове выступавший подчеркнул: «Лично мне вдвойне приятно получать награды, когда они вручаются при широкой аудитории людей». 3. Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?» 4. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. 5. Загрязнение атмосферного воздуха -животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 6. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить. 7. Его поэзия имеет в своей основе живые переживания жизнелюбивого поэта. 8. Помещение таких больных в обычные больничные отделения для незаразных заболеваний строго воспрещается. 9. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели. 10. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 11. Наша страна, которая еще недавно была передовым авангардом всемирного движения за мир, не может урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе. 12. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.

Инструкция

Способ расчета площади сечения также зависит от данных, которые уже имеются в задаче. Кроме этого, решение определяется тем, что лежит в основании призмы. Если необходимо найти диагональное сечение призмы, найдите длину диагонали, которая равна корню из суммы (основания сторон ). Например, если основания 3 см и 4 см, соответственно, длина диагонали равна корню из (4х4+3х3)= 5 см. Площадь диагонального сечения найдите по формуле: диагональ основания умножить на высоту.

Если в основании призмы треугольник, для вычисления площади сечения призмы используйте формулу: 1/2 часть основания треугольника умножить на высоту.

Различают следующие виды призм - правильные и прямые. Если необходимо найти сечение правильной призмы, вам нужно знать длину только одной из сторон многоугольника, ведь в основании лежит квадрат, у которого все стороны равны. Найдите диагональ квадрата, которая равна произведению его стороны на корень из двух. После этого перемножив диагональ , вы получите площадь сечения правильной призмы.

Призма имеет свои . Так, площадь боковой поверхности произвольной призмы вычисляется по формуле, где - периметр перпендикулярного сечения, - длина бокового ребра. При этом перпендикулярное сечение перпендикулярно ко всем боковым ребрам призмы, а его углы - это линейные углы двугранных углов при соответствующих боковых ребрах. Перпендикулярное сечение перпендикулярно и ко всем боковым граням.

Источники:

  • диагональное сечение призмы

Осевым называется сечение, которое проходит через ось геометрического тела, образованного при вращении некой геометрической фигуры. Цилиндр получается в результате вращения прямоугольника вокруг одной из сторон, и этим обусловлены многие его свойства. Образующие этого геометрического тела параллельны и равны между собой, что очень важно для определения параметров его осевого сечения, в том числе диагонали.

Вам понадобится

  • - цилиндр с заданными параметрами;
  • - лист бумаги;
  • - карандаш;
  • - линейка;
  • - циркуль;
  • - теорема Пифагора;
  • - теоремы синусов и косинусов.

Инструкция

Постройте цилиндр согласно заданным условиям. Для того чтобы его начертить, вам необходимо знать и высоту. Однако в задаче на диагонали могут быть указаны и другие условия - например, угол между диагональю и образующей или диаметром основания. В этом случае при создании чертежа используйте тот размер, который вам задан. Остальные возьмите произвольно и укажите, что именно вам дано. Обозначьте точки пересечения оси и оснований как О и О".

Начертите осевое сечение. Оно представляет собой прямоугольник, два стороны которого являются диаметрами оснований, а две другие - образующими. Поскольку и образующие перпендикулярны основаниям, они являются одновременно и высотами данного геометрического тела. Обозначьте получившийся прямоугольник как АВСD. Проведите диагонали АС и ВD. Вспомните диагоналей прямоугольника. Они равны между собой и делятся в точке пересечения пополам.

Рассмотрите треугольник АDC. Он прямоугольный, поскольку образующая CD перпендикулярна основанию. Один представляет собой диаметр основания, второй - . Диагональ является . Вспомните, как вычисляется длина гипотенузы любого прямоугольного . Она равна квадратному корню из суммы квадратов катетов. То есть в данном случае d=√4r2+h2, где d – диагональ, r – радиус основания, а h – высота цилиндра.

Если в задаче высота цилиндра не дана, но указан угол диагонали осевого сечения с основанием или образующей, используйте теорему синусов или косинусов. Вспомните, данные тригонометрические . Это отношения противолежащего или прилежащего заданному угол катета к гипотенузе, которую вам и нужно найти. Допустим, вам заданы высота и угол CAD между диагональю и диаметром основания. В этом случае используйте теорему синусов, поскольку угол CAD находится напротив образующей. Найдите гипотенузу d по формуле d=h/sinCAD. Если же вам задан радиус и этот же угол, используйте теорему косинусов. В этом случае d=2r/cos CAD.

По тому же принципу действуйте и в тех случаях, когда заданы угол ACD между диагональю и образующей. В этом случае теорема синусов используется, когда дан радиус, а косинусов - если известна высота.

Видео по теме

Золотое сечение - пропорция, которую издревле считали наиболее совершенной и гармоничной. Она заложена в основу конструкций множества древних сооружений, от статуй до храмов, и очень часто встречается в природе. Вместе с тем эта пропорция выражается удивительно изящными математическими конструкциями.

Инструкция

Если длину всего отрезка принять за 1, а длину большей части - за x, то искомая пропорция выразится уравнением:

(1 - x)/x = x/1.

Умножая обе части пропорции на x и перенося слагаемые, получаем квадратное уравнение:

x^2 + x - 1 = 0.

Уравнение имеет два действительных корня, из которых нас, естественно, интересует только положительный. Он равен (√5 - 1)/2, что примерно равняется 0,618. Это число и выражает сечение. В его чаще всего обозначают буквой φ.

Число φ обладает рядом замечательных математических свойств. Например, даже из исходного уравнения видно, что 1/φ = φ + 1. Действительно, 1/(0,618) = 1,618.

Другой способ вычислить золотую пропорцию в использовании бесконечной дроби. Начиная с любого произвольного x, можно последовательно построить дробь:

x
1/(x + 1)
1/(1/(x+1) + 1)
1/(1/(1/(x+1) + 1) +1)

Для облегчения вычислений эту дробь можно представить в виде итеративной , в которой для вычисления следующего шага нужно прибавить единицу к результату предыдущего шага и разделить единицу на получившееся число. Иными словами:

x0 = x
x(n + 1) = 1/(xn + 1).

Этот процесс сходится, и его предел равен φ + 1.

Если заменить вычисление обратной величины извлечением квадратного корня, то есть провести итеративный цикл:

x0 = x
x(n + 1) = √(xn + 1),

то результат останется неизменным: независимо от изначально выбранного x итерации сходятся к значению φ + 1.

Геометрически золотое сечение можно построить при помощи правильного пятиугольника. Если провести в нем две пересекающиеся диагонали, то каждая из них разделит другую строго в золотом соотношении. Это наблюдение, согласно преданию, принадлежит Пифагору, который был так потрясен найденной закономерностью, что счел правильную пятиконечную звезду (пентаграмму) священным божественным символом.

Причины, по которым именно золотое сечение кажется наиболее гармоничным, неизвестны. Однако неоднократно подтверждали, что испытуемые, которым было поручено наиболее красиво разделить отрезок на две неравные части, это в пропорциях, весьма к золотому соотношению.

Вопрос относится к аналитической геометрии. Он решается с привлечением уравнений пространственных прямых и плоскостей, понятия куба и его геометрических свойств, а также с использованием векторной алгебры. Могут понадобиться способы рения систем линейных уравнений.

Инструкция

Выберите условия задачи так, чтобы они были исчерпывающими, но не избыточными. Секущую плоскость α следует задать общим уравнением вида Ax+By+Cz+D=0, что наилучшим образом согласуется с произвольным его выбором. Для задания куба хватит координат любых трех его вершин. Возьмите, например, точки M1(x1,y1,z1), M2(x2,y2,z2), M3(x3,y3,z3), в соответствии с рисунком 1. На этом рисунке проиллюстрировано сечение куба. Оно пересекает два боковых ребра и три ребра оснований.

Определитесь с планом дальнейшей работы. Предстоит искать координаты точек Q, L, N, W, R пересечения сечения с соответствующими ребрами куба. Для этого придется находить уравнения прямых, содержащих эти ребра, и искать точки пересечения ребер с плоскостью α. После этого последует разбиение QLNWR на треугольники (см. рис. 2) и вычисление пощади каждого из них с помощью свойств векторного произведения. Методика каждый раз одна и та же. Поэтому можно ограничиться точками Q и L и площадью треугольника ∆QLN.

Направляющий вектор h прямой, содержащий ребро М1М5 (и точку Q), найдите как векторное произведение M1M2={x2-x1, y2-y1, z2-z1} и M2M3={x3-x2, y3-y2, z3-z2}, h={m1, n1, p1}=. Полученный вектор является направляющим и для всех прочих боковых ребер. Длину ребра куба найдите как, например, ρ=√((x2-x1)^2+(y2-y1)^2+(z2-z1)^2). Если модуль вектора h |h|≠ρ, то замените его соответствующим коллинеарным вектором s={m, n, p}=(h/|h|)ρ. Теперь запишите уравнение прямой, содержащей М1М5 параметрически (см. рис. 3). После подстановки соответствующих выражений в уравнение секущей плоскости получите А(x1+mt)+B(y1+nt)+C(z1+pt)+D=0. Определите t, подставьте в уравнения для М1М5 и запишите координаты точки Q(qx, qy, qz) (рис. 3).

Очевидно, что точка М5 имеет координаты М5(x1+m, y1+n, z1+p). Направляющий вектор для прямой, содержащей ребро М5М8 совпадает с М2М3={x3-x2, y3-y2,z3-z2}. Затем повторите предыдущие рассуждения L(lx, ly, lz) (см. рис. 4). Все дальнейшее, для N(nx, ny, nz) – копия это шага.

Задачи на построение сечений куба плоскостью, как правило, проще чем, например, задачи на сечения пирамиды.

Провести прямую можем через две точки, если они лежат в одной плоскости. При построении сечений куба возможен еще один вариант построения следа секущей плоскости. Поскольку две параллельные плоскости третья плоскость пересекает по параллельным прямым, то, если в одной из граней уже построена прямая, а в другой есть точка, через которую проходит сечение, то можем провести через эту точку прямую, параллельную данной.

Рассмотрим на конкретных примерах, как построить сечения куба плоскостью.

1) Построить сечение куба плоскостью, проходящей через точки A, C и M.

Задачи такого вида — самые простые из всех задач на построение сечений куба. Поскольку точки A и C лежат в одной плоскости (ABC), то через них можем провести прямую. Ее след — отрезок AC. Он невидим, поэтому изображаем AC штрихом. Аналогично соединяем точки M и C, лежащие в одной плоскости (CDD1), и точки A и M, которые лежат в одной плоскости (ADD1). Треугольник ACM — искомое сечение.

2) Построить сечение куба плоскостью, проходящей через точки M, N, P.

Здесь только точки M и N лежат в одной плоскости (ADD1), поэтому проводим через них прямую и получаем след MN (невидимый). Поскольку противолежащие грани куба лежат в параллельных плоскостях, то секущая плоскость пересекает параллельные плоскости (ADD1) и (BCC1) по параллельным прямым. Одну из параллельных прямых мы уже построили — это MN.

Через точку P проводим прямую, параллельную MN. Она пересекает ребро BB1 в точке S. PS — след секущей плоскости в грани (BCC1).

Проводим прямую через точки M и S, лежащие в одной плоскости (ABB1). Получили след MS (видимый).

Плоскости (ABB1) и (CDD1) параллельны. В плоскости (ABB1) уже есть прямая MS, поэтому через точку N в плоскости (CDD1) проводим прямую, параллельную MS. Эта прямая пересекает ребро D1C1 в точке L. Ее след — NL (невидимый). Точки P и L лежат в одной плоскости (A1B1C1), поэтому проводим через них прямую.

Пятиугольник MNLPS — искомое сечение.

3) Построить сечение куба плоскостью, проходящей через точки M, N, P.

Точки M и N лежат в одной плоскости (ВСС1), поэтому через них можно провести прямую. Получаем след MN (видимый). Плоскость (BCC1) параллельна плоскости (ADD1),поэтому через точку P, лежащую в (ADD1), проводим прямую, параллельную MN. Она пересекает ребро AD в точке E. Получили след PE (невидимый).

Больше нет точек, лежащей в одной плоскости, или прямой и точки в параллельных плоскостях. Поэтому надо продолжить одну из уже имеющихся прямых, чтобы получить дополнительную точку.

Если продолжать прямую MN, то, поскольку она лежит в плоскости (BCC1), нужно искать точку пересечения MN с одной из прямых этой плоскости. С CC1 и B1C1 точки пересечения уже есть — это M и N. Остаются прямые BC и BB1. Продолжим BC и MN до пересечения в точке K. Точка K лежит на прямой BC, значит, она принадлежит плоскости (ABC), поэтому через нее и точку E, лежащую в этой плоскости, можем провести прямую. Она пересекает ребро CD в точке H. EH -ее след (невидимый). Поскольку H и N лежат в одной плоскости (CDD1), через них можно провести прямую. Получаем след HN (невидимый).

Плоскости (ABC) и (A1B1C1) параллельны. В одной из них есть прямая EH, в другой — точка M. Можем провести через M прямую, параллельную EH. Получаем след MF (видимый). Проводим прямую через точки M и F.

Шестиугольник MNHEPF — искомое сечение.

Если бы мы продолжили прямую MN до пересечения с другой прямой плоскости (BCC1), с BB1, то получили бы точку G, принадлежащую плоскости (ABB1). А значит, через G и P можно провести прямую, след которой PF. Далее — проводим прямые через точки, лежащие в параллельных плоскостях, и приходим к тому же результату.

Работа с прямой PE дает то же сечение MNHEPF.

4) Построить сечение куба плоскостью, проходящей через точку M, N, P.

Здесь можем провести прямую через точки M и N, лежащие в одной плоскости (A1B1C1). Ее след — MN (видимый). Больше нет точек, лежащих в одной плоскости либо в параллельных плоскостях.

Продолжим прямую MN. Она лежит в плоскости (A1B1C1), поэтому пересечься может только с одной из прямых этой плоскости. С A1D1 и C1D1 точки пересечения уже есть — N и M. Еще две прямые этой плоскости — A1B1 и B1C1. Точка пересечения A1B1 и MN — S. Поскольку она лежит на прямой A1B1, то принадлежит плоскости (ABB1), а значит, через нее и точку P, лежащую в этой же плоскости, можно провести прямую. Прямая PS пересекает ребро AA1 в точке E. PE — ее след (видимый). Через точки N и E, лежащие в одной плоскости (ADD1), можно провести прямую, след которой — NE (невидимый). В плоскости (ADD1) есть прямая NE, в параллельной ей плоскости (BCC1) — точка P. Через точку P можем провести прямую PL, параллельную NE. Она пересекает ребро CC1 в точке L. PL — след этой прямой (видимый). Точки M и L лежат в одной плоскости (CDD1), значит, через них можно провести прямую. Ее след — ML (невидимый). Пятиугольник MLPEN — искомое сечение.

Можно было продолжать прямую NM в обе стороны и искать ее точки пересечения не только с прямой A1B1, но и с прямой B1C1, также лежащей в плоскости (A1B1C1). В этом случае через точку P проводим сразу две прямые: одну — в плоскости (ABB1) через точки P и S, а вторую — в плоскости (BCC1), через точки P и R. После чего остается соединить лежащие в одной плоскости точки: M c L, E — с N.