Грешная жизнь писателя 18 века сумарокова. Классицизм в русской литературе второй половины XVIII века. Творчество Сумарокова А.П. (конспект лекции). Особенности развития классицизма в русской литературе

Линейные (горизонтальные) и блочные (вертикальные) схемы сложноподчиненного предложения

Многочленные структуры сложноподчиненного предложения: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными при последовательном подчинении; при однородном соподчинении; при неоднородном (параллельном) соподчинении.

Многочленные сложноподчиненные предложения усложненной структуры с комбинацией различных способов подчинения. Горизонтальные (линейные) и вертикальные (блочные) схемы многочленных сложноподчиненных предложений.

Многочленное сложноподчиненное предложение наряду с другими многочисленными сложными конструкциями представляет собой единицу высшего уровня синтаксиса предложения.

Многочленные сложноподчиненные предложения характеризуются следующими признаками: 1) наличием не менее трех предикативных частей; 2) наличием не менее трех средств связи (подчинительных союзов и союзных слов): Вася любил ходить в школу 1 , потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своем уме весь мир 2 , которого он еще не видел 3 , который был вдали от него 4 (А. Платонов); 3) особым характером синтаксических связей и отношений в нем. Это «наличие минимум одной предикативной части, связанной синтаксическими отношениями одновременно минимум с двумя другими предикативными частями» и «возможность вычленения в составе усложненных предложений «смысловых узлов», аналогичных по своим структурно-семантическим признакам двучастным сложным предложениям» .

Формальными признаками организации многочленных сложноподчиненных предложений служат:

1) возможность пропуска одного из повторяющихся подчинительных союзов (при однородном сочинении придаточных частей): Иногда 1 , когда пламя горело слабее 2 и кружок света суживался 3 , из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова 1 (И. Тургенев).

2) стечение союзов (при последовательном подчинении): Слепой знал 1 , что в комнату смотрит солнце 2 и что 3 если он протянет руку в окно 4 , то с кустов посыплется роса 3 (В. Короленко).

3) возможная неполнота одной из предикативных частей: Хаджи-Мурат так задумался 1 , что не заметил 2 , как нагнул кувшин 3 (Л. Толстой).

В зависимости от того, наблюдается ли в многочленном сложноподчиненном предложении группировка предикативных частей, различаются два типа многочленных сложноподчиненных предложений:

1) предложения с линейным распространением, или комбинаторикой частей: многочленное предложение состоит из объединенных попарно предикативных частей (при этом отсутствует объединение их в компоненты и не возникает особого уровня синтаксических связей): Но деревня 1 , куда был послан взводный 2 , на самом деле лежала много дальше 1 , чем предполагал Левинсон 3 (А. Фадеев).

2) Предложения с включением предикативных частей и соответственно модификацией синтаксических связей и отношений; в этом случае в многочленном сложноподчиненном предложении образуются «смысловые узлы» – компоненты из предикативных частей, связанных друг с другом более тесно, чем с другими предикативными частями, и, таким образом, устанавливается особый уровень синтаксических связей, а в ряде случаев и синтаксических отношений.

Включение – «инклюзивно-иерархический» способ сочетания предикативных частей: «он состоит в том, что между ними устанавливаются ранговые, иерархические отношения» .

Такая связь характерна: 1) для многочленных сложноподчиненных предложений с однородным соподчинением: придаточные в них образуют один компонент: Когда люди молоды 1 и весна на дворе 2 , все кажется веселым и радостным 3 (К. Станиславский).

2) для многочленных сложноподчиненных предложений со стечением союзов в том случае, если один из союзов двойной: Хаджи-Мурат сел и сказал 1 , что 2 если только пошлют на лезгинскую линию 3 и дадут войско 4 , то он ручается 2 , что поднимет весь Дагестан 5 (Л. Толстой).

3) для многочленных сложноподчиненных предложений, одна из предикативных частей которых по смыслу относится к сочетанию двух или более предикативных частей: Юмор – это явление социальное 1 , потому что он восстанавливает то 2 , что разрушает пафос 3 (В. Токарева).

Обязательный элемент анализа многочленного сложноподчиненного предложения – определение способа реализации подчинительной связи, или типа подчинения. На основании того, к чему относятся придаточные части и как они связаны друг с другом, различаются два типа многочленных сложноподчиненных предложений: сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных и сложноподчиненные предложения с соподчинением.

Многочленным сложноподчиненным предложениям с последовательным подчинением противопоставлены сложноподчиненные предложения с придаточными, одновременно относящимися к главной части (с соподчинением). Они делятся на предложения с однородным соподчинением и предложения с неоднородным (параллельным) соподчинением.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Многочленные структуры сложноподчиненного предложения:

  1. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой структуры
  2. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры, их общая структурно-семантическая характеристика
  3. 38. Сложноподчиненное предложение с нерасчлененной структурой.
  4. 39. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры.
  5. Местоименный тип сложноподчиненного предложения, его структурно-семантическая характеристика, основные разновидности, отграничение от смежных структур

Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ
Рубрика (тематическая категория) Связь

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 8

План:

1. Понятие о многочленных сложных предложениях.

2. Многочленные сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.

3. Понятие о сложных синтаксических конструкциях. Основные типы ССК. Алгоритм разбора.

4. Понятие о сложном синтаксическом целом. Виды сложных синтаксических целых. Алгоритм разбора.

1. Белошапкова В.А. и др.
Размещено на реф.рф
Современный русский язык. Учеб. пособ. для филолоᴦ. спец. ун-в.–М.: Просвещение, 1989. –800с.

2. Валгина Н.С. и др.
Размещено на реф.рф
Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1987. –480 с.

3. Виноградов В.В. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1986. –640 с.

4. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. –Ч.1. – М.:МГУ,1962. – 344с.; Ч.2.–638с.

5. Граудина Л.К. и др.
Размещено на реф.рф
Грамматическая правильность русской речи. –М.: Русский язык, 1976. –232 с.

6. Дудников А.В. Современный русский язык. – М.: Высш. школа, 1990. –424с.

7. Касаткин Л.Л. и др.
Размещено на реф.рф
Русский язык. Учеб. для студ. пед. ин-тов. –Ч.2. –М.: Просвещение, 1989. –287с.

8. Лекант П.А. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1982. –400с.

9. Современный русский язык. Учеб. для вузов/Под ред.Д.Э.Розенталя.–М.: Высш. школа, 1984. –736 с.

10. Шапиро А.Б. Современный русский язык. –М.: Просвещение, 1966. –156с.

1 .Кроме сложных предложений с одним видом связи между ПЧ и минимальным количеством частей (2 ПЧ), в русском языке распространены предложения, состоящие из 3-4 и более ПЧ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, многочленным сложным предложением (сложным предложением усложнённого типа) принято называть такое предложение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит более чем с двух ПЧ (3-4 и более ПЧ). Многочленными бывают сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения и предложения с разнотипной связью - сложные синтаксические конструкции.

1.1. Многочленные сложносочинённые предложения бывают :

- с одинаковыми сочинительными союзами между ПЧ : И упали замки тяжёлые, и отворились ворота тесовые, и очутилась она на зелёном лугу пред крутою горою…

- с различными сочинительными союзами между ПЧ : Вот данный пронзительный крик и долетел тогда до посёлка, и Митраша это слышал и ответил, но порыв ветра тогда унёс крик в другую сторону.

1.2. Многочленное сложноподчинœенное предложение - ϶ᴛᴏ сложноподчинœенное предложение, включающее в свой состав более двух предикативных частей.

Многочленные сложноподчинённые предложения по своему строению делятся на такие типы:

1) сложноподчинённые предложения с последовательным подчинœениемПЧ - ϶ᴛᴏ такие СПП, в которых 1 ПЧ относится к главной, являясь придаточной первой степени, 2 ПЧ (второй степени) относится к придаточной первой степени как к своей главной части и т.д., образуя цепь зависимых друг от друга ПЧ; виды придаточных по значению бывают одинаковыми и разными:

Драматург ставит своих героев в такие обстоятельства (какие?), что сама жизнь выносит приговор, осуждает на одиночество и духовную изоляцию тех (каких?), кто живёт только для себя. (3 ПЧ: 1 – главная, 2 – придаточная определительная 1-ой степени, 3 – придаточная определительная 2-ой степени). Ему вспомнились стихи (какие?), в которых поэт говорит своей милой (о чём?), что они не будут клясться друг другу (почему? по какой причинœе?), потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь. (4 ПЧ: 1 – главная, 2 – придаточная определительная 1-ой степени, 3 – придаточная изъяснительная 2-ой степени, 4 – придаточная причины 3-ей степени).

Крот решил жениться на Дюймовочке - 1, потому что узнал - 2, что она мало ест - 3. (К первой, главной части, присоединяется придаточное причины (второе), а к нему третье – изъяснительное. Более сложным окажется случай, когда одна из связанных последовательным подчинœением придаточных частей расположена внутри другой: Мышь решила - 1, что- 2, раз Дюймовочка убежала - 3, нужно самой выйти замуж за крота - 2. Внутри второй части расположено относящееся к ней придаточное условное).

(Внимание! При последовательном подчинœение главной части подчиняется лишь первая придаточная, в то время как каждая последующая часть связывается с предшествующей придаточной: Было такое впечатление, что несколько часов назад мы волшебным образом побывали в совершенно иной чудесной стране, где и алые лилии, и красная рябина, и трава переливаются огнями).

2) сложноподчинённые предложения с придаточными, относящимися непосредственно к главной части :

- CПП с однородным соподчинœением (однородными придаточными) - ϶ᴛᴏ такие CПП, в которых придаточные относятся друг к другу, как однородные члены в простом предложении: имеют одинаковое значение и грамматически одинаково зависят от одного слова (словосочетания) или от всœей главной ПЧ:

Рита знала (о чем?), что рана ёё смертельна и (о чем?), что умирать она будет долго и трудно. (3 ПЧ: 1 – главная; 2, 3 – придаточные изъяснительные, относятся к слову знала главной части). Поэты говорят (о чём?), что вынести они могут многое, но что им нужнобно пропеть своё горе…

Ласточка поняла - 1, что Дюймовочка очень несчастна - 2 и что её никто не любит - 3. (Первая часть – главная, к ней относится вторая и третья – однородные придаточные изъяснительные. Однородность частей устанавливается просто: между ними стоит союз и , при этом в обеих частях повторяется союз что) . При соподчинœении всœе придаточные части относятся непосредственно к главной (или же к одной и той же придаточной).

(Внимание! В случае если одинаковые по значению придаточные части подчинœены одному и тому же члену главной части (или всœей главной части в целом), соподчинœение принято называть однородным : Я не могу передать боль и радость этой любви, когда ждешь неизбежных потрясений, когда утро гремит сотнями корабельных гудков и исполинское солнце пролетает над зимними днями. Давно уж минули счастливые годы, когда он, любимец цветущей природы, алмазные брызги кругом рассыпал, когда его путник отрадою звал, когда дерева близ него вырастали и листья зелœеные тихо шептали.).

- CПП с неоднородным соподчинœением (неоднородными придаточными) - ϶ᴛᴏ такие CПП, в которых придаточные части могут относится: 1) к разным словам главной части, 2) одна часть к одному слову главной части, другая ко всœей главной части, 3) ко всœей главной части, но разные по значению:

1). Он как будто чувствовал (что?), что ему нужно влюбиться в одну из сестёр; только не мог разобрать (что?), в какую именно. 2). В случае если бы мне иметь сто жизней (при каком условии?) , они не насытили бы всœей жажды познания (какой?), которая сжигает меня. 3). Когда я оторвался от газеты, девочка подошла ко мне и попросила ножик (с какой целью?), для того чтобы обровнять стебли букета.

Когда Дюймовочка увидела крота - 1, она поняла - 2, что не сможет стать его женой никогда - 3. (Главная часть – вторая, первая – придаточное времени, третье – придаточное изъяснительное. Между придаточными связи нет).

(Внимание! В случае если разные по значению придаточные части подчинœены главной части или же придаточные одного и того же вида относятся к разным членам главной части, соподчинœение принято называть неоднородным : Природа создала Ломоносова не для того , чтобы узнать что-то конкретное, а для того , чтобы вообще узнавать неопознанное. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее видит он позицию земли там , где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

3) сложноподчинённые предложения мешаного типа, в которых имеет место последовательное подчинœение, однородное или неоднородное подчинœение: И лишь тогда он своему сознанию позволил оборваться (когда?), когда окликнули их и (когда?), когда он понял (что?), что на встречу идут свои.

1.3. Многочленные бессоюзные предложения бывают :

- с одинаковым видом связи и одинаковой интонацией между ПЧ:

Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде ребер.
Размещено на реф.рф
(БСП с перечислительными отношениями между ПЧ, интонация перечисления).

- с разным видом связи и с разной интонацией между ПЧ : Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза. (БСП, в котором объединяются пояснительные и перечислительные отношения между ПЧ, интонация пояснения и перечисления).

3. Понятие о сложных синтаксических конструкциях.

Сложное предложение с различными видами связи - это разновидность сложного предложения, предикативные части которого (три и более) связаны различными средствами: союзами (сочинительными и подчинительными), союзными словами, интонацией и различными их комбинациями.

В лингвистической литературе такие предложения называются сложными предложениями смешанной (комбинированной) структуры, многокомпонентными сложными предложениями, усложнёнными сложными предложениями, многопредикативными усложнёнными предложениями, сложными синтаксическими конструкциями и др.

Сложные синтаксические конструкции - ϶ᴛᴏ многочленные сложные предложения с разнотипной связью между предикативными частями (сочинительной, подчинительной, бессоюзной) не менее чем двух уровней членения.

На первом уровне членения выделяются блоки многочленного предложения, на втором – компоненты (ПЧ внутри блоков).

В таких предложениях наиболее часто сочетаются следующие виды связи:

1. Сочинительная и подчинительная : сочинительная между блоками, а подчинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Быстро мчался поезд, убегая от процветающего города и направляясь к станции Тихорецкой (1 блок), но я расставался с ним далеко не с тем удовольствием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ощущал несколько часов назад, при приближении минуты отъезда (2 блок). Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется и нам сочувствие дается, как нам дается благодать.

2. Бессоюзная и подчинительная : бессоюзная между блоками, а подчинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Не думай, что, если ты молод и полон сил, тебе всё по плечу (1 блок); есть вещи, посильные только старости, потому что в ней - мудрость многих поколений (2 блок). Но природа найдёт для меня ущелье в горах, где я смогу укрыться (1 блок); она осыплет ночь звёздами, чтобы , не падая, мог я блуждать во мраке, и ветром завеет следы моих ног, чтобы никто не мог преследовать меня.

3. Бессоюзная и сочинительная : бессоюзная между блоками, а сочинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Несколько дней спустя после своего приезда молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец его был не в состоянии дать ему нужные объяснения (1 блок); у Андрея Гавриловича не было поверенного (2 блок). К счастью, по причинœе неудачной охоты, наши кони не были измучены (1 блок): они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были всё ближе и ближе.

4. Сочинительная, бессоюзная и подчинительная : сочинительная между блоками, а бессоюзная и подчинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Небо всœе ниже нависает над нами; слабо брезжит синœевато-свинцовый свет угасающего дня (1 блок), и в туманной дали уже начинают появляться те бледные неуловимые огоньки, которые всœегда мелькают перед напряжёнными глазами путника в зимние степные ночи (2 блок). Общество ʼʼЗелœеная лампаʼʼ политической цели не имело; члены съезжались для того , чтобы читать друг другу новые литературные произведения, свои и чужие, и обязывались сохранять в тайне всё, что на их собраниях происходило (1 блок), и нередко случалось, что там слушали и разбирали стихи и прозу, написанную в сатирическом или вольнолюбивом духе.

Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ" 2017, 2018.

Лекция №36-39

Корректурная проба Бурдона

Запишите данные по проведенной на практических занятиях методике «Корректурная проба Бурдона»_______________________________________________________________________________

Что обозначают лично для вас эти данные___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила самоорганизации внимания при усвоении материала:

  1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.
  2. Организуйте рабочее место предварительно.
  3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало вас перед работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.
  4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает вашу работу бесполезной.
  5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.
  6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).
  7. Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пересказом, поиском собственных

примеров.

  1. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.
  2. Если вы обнаружили, что вы «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.
  3. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы.

Многочленное (в других терминах – многокомпонентное, полипредикативное, усложненное) сложное предложение представляет собой синтаксическую единицу, имеющую своеобразную многомерную структуру.

Многочленные сложные предложения отличаются от двучленных целым рядом признаков.

Объем многочленного предложения. Основным дифферен­циальным признаком многочленного предложения является на­личие в его составе не менее трех предикативных частей: Ехать сначала было приятно 1: теплый, тусклый день 2 , хорошо накатанная дорога 3 , в полях множество цветов и жаворонков 4 , с хлебов, с невысоких сизых ржей, простиравшихся насколько глаз хватит, сладкий ветерок нес цветочную пыль... 5 и вдали от нее было даже туманно 6 (И. Бунин).



Многочленные сложные предложения в среднем включают 5-7 предикативных единиц; однако в письменной речи, прежде всего в художественном тексте, возможны предложения со значительно большим коли­чеством предикативных частей (от 8 до 20 и более).

Компонентная структура многочленного предложения. Многочленное сложное предложение отличается особым харак­тером связей и отношений составляющих его элементов. Преди­кативные части, его образующие, могут группироваться по семантике и структуре, объединяясь в структурно-семантические блоки. Так, в предложении А за стенками вагона гудел и носился ветер 1 , и сыпался, сыпался снег, засыпая стенки, двери... поезда 2 , и только крыши вагонов слабо выступали, как спи­ны погребенных допотопных чудовищ 3 (А. Серафимович) к блоку, состоящему из двух предикативных частей, связанных пе­речислительными отношениями, относится третья предикативная часть. Отношения между выделяемым блоком и этой частью – противительно-ограничительные. Схема предложения:

, и

Сгруппированность/несгруппированность структуры мно­гочленного сложного предложения. В зависимости от возможнос­ти/невозможности группировки предикативных частей и образования структурно-семантических блоков различаются многочленные предложения сгруппированной и несгруппированной структуры.

В предложениях сгруппированной структуры преди­кативные части, объединяясь по смыслу, образуют структурно-семантические блоки, которые соединяются между собой различными видами связи и образуют уровни членения: Он поднял глаза 1: над садом торжественно и радостно сияло небо 2 , вокруг сиял сад своей снежной белизной 3 , соловей четко и сильно... щелкал в свежей зелени дальних кустов 4 и кровь отлила от его лица5, мурашки побежали по волосам... 6 (И.Бунин). На I уровне членения этого предложения выделяются два структурно-семантических блока, связанные сочинительной связью. Первый блок характеризует особенности восприятия персонажа и служит развернутым «обозначением» того, что увидел герой; второй – характеризует его состояние как результат увиденного и эмоционально осознанного им. На I уровне членения блоки связаны соединительным союзом и и интонацией, между ними – соединительно-результативные отношения. На II уровне членения, в свою очередь, выделяются также два блока, объединенные бессоюзной связью и интонацией, они связаны дифференцированными опосредованными изъяснительно-объектными отношениями:

,
:
, : М,

Первая предикативная часть (Он поднял глаза) содержит незамещенную синтаксическую позицию. Блок, состоящий трех предикативных частей, соединенных бессоюзной связью (над садом торжественно и радостно сияло небо, вокруг сиял сад своей снежной белизной 3 , соловей четко и сильно... щелкал в свежей зелени дальних кустов 4), выражает объект восприятия. Между этими частями наблюдаются перечислительные отношения (одновременности). На III уровне членения они образуют трехчленное бессоюзное сложное предложение однородного состава с перечислительными отношениями.

Наконец, последний компонент, выделяемый на II уровне членения, представляет собой двучленное бессоюзное сложное предложение, предикативные части которого связаны перечислительными отношениями (кровь отлила от лица, мурашки бежали по волосам ).

Многочленные предложения несгруппированной структуры характеризуются отсутствием компонентов и – со­ответственно – уровней членения. К ним относятся многочлен­ные сложносочиненные и бессоюзные предложения однородного состава: Гардины опускались до полу 1 , и до полу свешивалась зимняя звездная ночь за окном 2 , и низко, по пояс в сугробах... брели дремучие деревья на ясный огонек в окне 3 (Б.Пастернак).

Александр Петрович Сумароков (1718 – 1777). Сын генерала и аристократ. В 14 лет поступил в Шляхетный кадетский корпус, открытый в 1732 году правительством Анны Иоанновны. В корпусе существенное место занимало искусство, в том числе литература. Сумароков – первый, кто взялся за литературное дело профессионально.

Жизнь Сумарокова была крайне печально. Это был нервный человек, остро реагировавший на окружающую дикость нравов; имел чрезвычайные понятия о служении Отечеству, чести, культуре, добродетели. Он был создателем нового типа драматургии, первым режиссером, директором театра.

Первые стихотворения Сумарокова – оды 1739 года в брошюре под заглавием: «Ее императорскому величеству, всемилостивейшей государыне Анне Ивановне, самодержице всероссийской поздравительные оды в первый день нового 1740 года от кадетского корпуса, сочиненные чрез Александра Сумарокова.

На него оказало влияние творчество Тредиаковского, а затем Ломоносова, с которым он был дружен. В конце 40х – нач. 50х – расхождение с Ломоносовым.

Сумароков считал, что его поэтическая деятельность является служением обществу, формой участия в политической жизни страны. По политическим взглядам он дворянин-помещик. Считал крепостное право необходимым, считал, что государство зиждется на двух сословиях – крестьянстве и дворянстве. Тем не менее дворянин, по его мнению, не имеет право считать крестьян своей собственностью, обращаться с ними, как с рабами. Он должен быть судьей и начальником своих вассалов и имеет право получать от них прокормление. Сумароков полагал, что царь должен подчиняться законам чести, воплощенным в государственных законах.

С января 1759 года Сумароков начал издание собственного журнала «Трудолюбивая пчела». Выходил ежемесячно, печатался в АН. Издавался в основном одним лицом. В глазах правительства такой орган независимого дворянского общественного мнения был нежелательным, журнал пришлось закрыть.

Будучи одним из друзей Никиты Панина, после переворота, в результате которого у власти оказалась Екатерина Вторая, Сумароков был близок ко дворцу, получал поддержку как писатель. Однако к концу 60х годов оказался в опале, т.к. Екатерина начала расправу со всяческим вольномыслием. Сумароков постепенно наживал себе врагов. Была в жизни Сумарокова и несчастная любовь. Он полюбил простую девушку – свою крепостную, женился на ней. Родственники первой жены Сумарокова начали против него процесс, требуя лишить прав его детей от второго брака. Хоть дело и завершилось в пользу Сумарокова, оно нанесло ущерб его здоровью, он начал пить; обнищал так, что когда умер, денег не было даже на похороны. Гроб писателя несли на руках до кладбища актеры Московского театра. Кроме них провожать его пришло два человека.

Как поэт и теоретик Сумароков завершил построение стиля классицизма в России. Основа конкретной поэтики Сумарокова – требование простоты, естественности, ясности поэтического языка. Поэзия должна избегать фантастического и туманно-эмоционального. Проповедует простоту в стихе и прозе.

Сумароков много полемизирует с Ломоносовым, не соглашается с его грамматикой, словоупотреблением. Иногда обращается непосредственно к разбору произведений Ломоносова. Сумароков рассматривал изменение значения слова как нарушение правильности грамматического характера.

В 1747 году Сумароков издал свою первую трагедию – «Хорев», в следующем году – «Гамлет». «Хорев» был поставлен в кадетском корпусе в 49 году. Создалось нечто вроде кадетской труппы, которая играла при дворе. Душой ее был Сумароков. Позже он был директором театра, организованного Ф. Волковым. (см. билет про трагедию)

Сумароков писал трагедии и комедии. Он был ярким комедиографом, но вскоре в этом его превзошли Фонвизин, Княжнин, Капнист. Как автор трагедий он превзойден не был. Всего Сумароков написал 12 комедий: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем через 14 лет – «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс». Затем три комедии 1772 – «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери», «Вздорщица». Комедии Сумарокова имеют минимальное касательство к традициям французского классицизма. Все его комедии написаны прозой, ни одна не имеет полноценного объема и правильного расположения композиции классической трагедии Запада в пяти действиях. Восемь комедий имеют одно действие, четыре – по три. Это маленькие пьески, почти интермедии. Сумароков весьма условно выдерживает и три единства. Единства действия нет никакого. В первых комедиях есть рудимент сюжета в виде влюбленной пары, в конце сочетающейся браком. Состав комических персонажей в них определен составом устойчивых масок итальянской народной комедии. Их оживляет язык Сумарокова – живой, острый, развязный в своей неприкрашенности.

Шесть комедий 1764 – 1768 годов заметно отличались от первых трех. Сумароков переходит к типу комедии характеров. В каждой пьесе в центре внимания – один образ, а все остальное нужно либо для его оттенения, либо для создания фикции сюжета. Несомненным шедевром всего комедийного творчества Сумарокова является его комедия «Рогоносец по воображению». (Вообще, я думаю, про комедию шибко подробно не надо, потому что проходили в основном трагедию, так что, думаю, хватит.)

Поэтическое творчество Сумарокова поражает своим разнообразием, богатством жанров, форм. Считая себя создателем русской литературы, Сумароков стремился показать своим современникам и оставить потомкам образцы всех видов литературы. Он писал исключительно много и, по-видимому, быстро. Сумароков писал песни, элегии, эклоги, идиллии, притчи (басни), сатиры, эпистолы, сонеты, стансы, эпиграммы, мадригалы, оды торжественные, философские и т.д. Он также переложил Псалтырь.

Всего Сумароковым написано 374 притчи. Именно он открыл жанр басни для русской литературы. Он многое позаимствовал у Лафонтена. Притчи Сумарокова часто злободневны, направлены на осмеяние конкретных неустройств русской общественной жизни его времени. Иногда они были очень малы по объему. Важнейшая тема басен – русское дворянство. Язык басен живой, яркий, пересыпанный поговорками, разговорными оборотами.. В середине 18 века определилось главное направление в развитии басни. 1-я модель: басня пишется средним стилем, александрийским стихом. Нравоучительный рассказ.2-я модель(модель Сумарокова): предлагает разностопный стих, элементы низкого стиля – басенный рассказ. В сатирических произведениях Сумарокова чувствуется желчность, самомнение, скандальный темперамент.

В Лирике Сумароков стремится дать обобщенный анализ человека вообще. Любовная лика дает изображение любви в «чистом виде». В песнях и элегиях Сумароков говорит только о любви счастливой или несчастной. Другие чувства и настроения не допускаются. Мы не найдем также черт индивидуальной характеристики любящих и любимых. В лирических стихах нет фактов, событий подлинной жизни. Сумароков писал песни от лица мужчины и женщины. Текст состоит из повторяющихся формул, лишенных специфики выражения характера. Сумароков создал язык любви как высокого чувства. Сумароков не печатал своих песен. В ряде песен и в идиллиях появляются пасторальные мотивы. Элегии и эклоги написаны шестистопным ямбом, песни дают всевозможные ритмические комбинации.

1747 г. «Эпистола о языке», «Эпистола о стихотворстве». В «Эпистоле о языке» даны общие принципы усвоения античности. В «Эпистоле о стихотворстве» - своя теория, образцовые писатели, жанры. (сначала общие характеристики, затем главные образцы, затем характеристики отдельных жанров.)

Трагедия Сумарокова.

Сумароков, автор первых русских трагедий, воспользовался примером французских трагиков 17-18 веков. Ряд характерных признаков их системы – александрийский стих (шестистопный ямб с цезурой на 3-ей стопе), 5 актов, отсутствие внесюжетных вставок и отступлений, отсутствие комических элементов, «высокий слог» и т.д. Сумароков перенес в свои трагедии. Однако нельзя сказать, что Сумароков заимствовал трагедию у французов, т. к. там она постоянно развивалась, и, заимствуя, он должен бы был перенести на русскую почву окончательный вариант, т.е. вариант Вольтера. Сумароков построил свою трагедию на принципах крайней экономии средств, упрощенности, сдержанности, естественности. Простота драматического сюжета его пьес не позволяет говорить об интриге, т.к. нет узла событий, все действие стремится ограничиться одной перипетией. Исходная ситуация тянется через всю трагедию и в конце снимается. Роли Сумарокова также обычно неподвижны. Трагедия заполняется в значительной мере раскрытием основной ситуации в ее значимости для каждой пары героев в отдельности. Диалоги, в особенности центральных героев (влюбленных) получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок. Центральное место драмы – третий акт, отмечается по преимуществу внесюжетным приемом: герои извлекают из ножен мечи или кинжалы. (т.к. нет сюжетной кульминации). Действие большинства трагедий Сумарокова отнесено к древней Руси; здесь Сумароков нарушает обычай изображать в трагедии далекие эпохи и далекие страны. В отличие от французской трагедии, у Сумарокова почти нет наперсников, их роль чрезвычайно мала. Он либо превращается в вестника, либо напротив, становится отдельным героем. Отход от системы наперсничества обусловил развитие и обилие монологов, поскольку монолог может заменить ложный диалог с наперсником. Монолог используется для сообщения зрителю о мыслях, чувствах и намерениях героев. Стремление к сокращению общего числа персонажей. Таким образом, Сумароков создал весьма единую композиционную систему трагедии, в которой все элементы слиты и обусловлены принципом простоты и экономии.

Сумароков полагал, что «трагедия делается для того… чтобы вложить в смотрителей любовь к добродетели, а крайнюю ненависть к порокам.».Сумароковские пьесы стремятся возбудить в зрителе восторг перед добродетелью, подействовать на его эмоциональную восприимчивость. Она хотела исправлять души зрителей, а не умы, не государственный аппарат. Отсюда преобладание счастливых развязок. (Трагически для героев заканчиваются только «Хорев» и «Синав и Трувор».) Наличие отчетливой морально-оценочной характеристики. Перед нами или мудрые добродетельные герои (Семира, Димиза, Трувор) или же черные злодеи (Димитрий Самозванец, Клавдий в «Гамлете»), злодеи гибнут, добродетельные герои выходят из бедствий победителями.

Конфликт понимается как конфликт между жизнью человека и тем, как он должен жить. («Димитрий Самозванец») – не конфликт между чувством и долгом. Трагедия человека, живущего не так, как он должен жить. Столкновение человека с судьбой. В эти моменты прояаляется масштаб личности героя. В трагедиях не важно место действия. Герои лишены характерных черт. Классицизмом негативно воспринималось все конкретное – воспринималось как искажение человеческой натуры. Экзистенциальное изображение жизни. Трагический герой должен быть несчастным. Куприянова пишет, что «герой классической трагедии не должен быть ни хорошим, ни плохим. Он должен быть несчастным». Трагедия возвышает зрителей и читателей (катарсис… бла-бла-бла ).

Трагедия Сумарокова породила традицию. Его продолжатели – Херасков, Майков, Княжнин – тем не менее вносили в трагедию новые черты.