Ледовое побоище 1242 правда и вымысел. Давно и неправда: Мифы о Ледовом побоище. Битва у Вороньего камня

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», - пел Владимир Высоцкий. В таком случае тибетская гора Кайлас - лучшая из гор, поскольку на ее вершину до сих пор не поднимался ни один из смертных. Она не подпускает к себе никого из храбрецов, дерзнувших на попытку восхождения.

Человеку сюда нельзя!

Эта гора в форме четырехгранной пирамиды со снежной шапкой и гранями, сориентированными почти точно по сторонам света, является священной для адептов сразу четырех религий. Индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон считают ее сердцем мира и осью Земли.

Тибетцы убеждены, что Кайлас подобно полярной горе Меру из индоарийских мифов объединяет три космические зоны: небо, землю и подземный мир и, стало быть, имеет всемирное значение. В священном индуистском тексте «Кайлаш-самхита» говорится о том, что на вершине горы «обитает бог грозный и милостивый - Шива, вместивший в себя все силы мироздания, порождающий жизнь земных тварей и истребляющий их». Буддисты считают Кайлас обителью Будды. И потому священные тексты гласят: «Никто из смертных не смеет взойти на гору, где обитают боги, тот, кто увидит лики богов, должен умереть».

Впрочем, двое, согласно легендам, все же побывали на вершине: Тонпа Шенраб, основатель религии бон, именно здесь спустившийся с небес на землю, и великий тибетский учитель, йог и поэт Миларепа, поднявшийся на макушку Кайласа, ухватившись за первый утренний луч солнца.

Неудавшиеся восхождения

Однако это - личности легендарные. А для простых смертных гора остается непокоренной, несмотря на ее не самую большую высоту по сравнению с гималайскими восьмитысячниками - «всего» около 6700 метров (в разных источниках данные расходятся). Рассказывают, что перед смельчаками, вздумавшими совершить восхождение, как будто встает непреодолимая воздушная стена: Кайлас словно отталкивает их, а то и вообще сбрасывает к подножию.

Ходят байки о четырех альпинистах (то ли американцах, то ли англичанах), притворившихся паломниками, совершающими кору - священный обход вокруг горы. В какой-то момент они сошли с ритуальной тропы и направились вверх. Через некоторое время к лагерю паломников у подножия горы спустилась четверка грязных, оборванных и совершенно невменяемых людей с безумными глазами. Их отправили в психиатрическую клинику, где альпинисты невероятно быстро постарели и меньше чем через год скончались глубокими старцами, так и не придя в себя.

Известно также, что в 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил у китайских властей разрешение на восхождение на Кайлас, но потом вынужден был отказаться от этой затеи по не вполне понятным причинам. Одни говорят, что резко ухудшившиеся погодные условия помешали, другие - что парню, покорившему все 14 восьмитысячников мира, перед самым штурмом Кайласа было какое-то видение...

А вот испанская экспедиция, в 2000 году приобретшая за довольно значительную сумму разрешение (пермит) на покорение этой горы у китайских властей, столкнулась с совершенно реальным препятствием. Испанцы уже установили базовый лагерь у подножия, но тут путь им преградила многотысячная толпа паломников, решившая любой ценой не дать свершиться такому святотатству. Свой протест выразили далай-лама, ООН и ряд других крупных международных организаций. Под таким натиском испанцы вынуждены были отступить.

Но русские и здесь, как всегда, впереди планеты всей. В сентябре 2004 года члену-корреспонденту Российской академии естественных наук профессору Юрию Захарову удалось как-то усыпить бдительность тибетской общественности. Вместе с сыном Павлом ему удалось (без разрешения властей) подняться на Кайлас с юго-восточной стороны до отметки 6200 метров. Но вершина все же не покорилась. Вот как объяснял это сам Захаров:

На восхождении ночью меня разбудил Павел, сообщив, что в небе потрясающие необычной красотой световые явления природного электричества. Вылезать из палатки совершенно не хотелось, да и не было сил, но любопытство свое взяло - действительно, каждые 3-5 секунд в небе вспыхивали шарообразные, яркие вспышки, похожие на изображаемые тибетцами в иконографии тигле - светящиеся радужные сферы. Размером с футбольный мяч.

Здесь уместно вспомнить еще более интересное явление, которое уже труднее объяснить с научной точки зрения, - днем стоило только закрыть и открыть глаза, глядя в небо, и были отчетливо видны как бы светящиеся полосы, составляющие огромную сетку, покрывающую все вокруг и состоящую из сотен-свастик. Вот такая мистика, сам бы не увидел, ни за что бы не поверил. В общем, это единственные необычные явления, происшедшие с нами у Кайласа, если не считать резкого изменения погоды в момент восхождения.

Чем выше поднималась экспедиция, тем хуже становилась погода: снежная буря, порывы резкого холодного ветра, сбивающие с ног. В конце концов пришлось отступить.

Загадки горы

Световые вспышки над вершиной горы наблюдаются с древнейших времен. Индуисты порой видят там многорукое существо, отождествляемое ими с Шивой.

На космических снимках видно, что Кайлас находится в центре каменной спирали. Гора является своеобразным накопителем планетарной и космической энергии, самым крупным на Земле. Этому же способствует и пирамидальная форма горы. Кстати, российский ученый и эзотерик, профессор Эрнст Мулдашев считает, что эта пирамида - искусственного происхождения, равно как и другие пирамидальные горы в регионе, и построила их в незапамятные времена некая сверхцивилизация.

Версия любопытна, но едва ли верна. Пирамидальную форму имеют многие горы и на Тибетском нагорье, и в Гималаях, в том числе и высочайшая вершина на Земле - Джомолунгма (Эверест). И образовались они естественным путем, что легко докажет любой специалист, имеющий познания в геологии.

Ледяной купол вершины Кайласа похож на громадный кристалл, сияющий в центре бутона восьмилепесткового цветка, образованного причудливо изогнутыми гладкими скалами сине-фиолетового цвета. Эрнст Мулдашев и другие исследователи утверждают, что это - зеркала времени, подобные тем, что создавал российский ученый Николай Козырев, только, конечно, гораздо больших размеров. К примеру, зеркало «Дом счастливого камня» - 800 метров высотой.

Система этих зеркал меняет течение времени: оно чаще всего ускоряется, но порой и замедляет свой ход. Замечено, что у паломников, совершающих кору - обход вокруг горы - длиной 53 километра, за сутки успевают отрасти борода и ногти -настолько убыстряются все жизненные процессы.

Немало споров вызывает вертикальная расселина, проходящая по центру южной стороны горы. При определенном освещении, в часы заката, причудливая игра теней образует здесь подобие свастики - древнего солярного знака. Эзотерики считают это сакральным символом, доказывающим искусственное происхождение горы. Но, скорее всего, эта свастика - просто одна из причуд природы.

По мнению некоторых исследователей, пирамида Кайласа - пустотелая. Внутри ее целая система помещений, в одном из которых хранится легендарный черный камень Чинтамани. Этот посланец из звездной системы Ориона хранит вибрации дальних миров, работающие на благо людей, способствующие их духовному развитию. А Мулдашев вообще считает, что внутри Кайласа в состоянии самадхи находятся далекие предки, хранящие генофонд человечества со времен атлантов.

Другие же утверждают, что великие посвященные всех времен и народов -Иисус Христос, Будда, Кришна и другие -пребывают в самадхи внутри саркофага Нанду, расположенного совсем рядом с горой и соединенного с ней туннелем. Они очнутся во время самых тяжких бедствий и придут на помощь людям.

Еще одна загадка Кайласа - два озера: одно с «живой», другое с «мертвой» водой. Они находятся возле горы и разделены только узким перешейком. В озере Манасаровар вода кристально чистая и вкусная, обладает лечебным эффектом, придает бодрость и проясняет сознание. Воды этого озера всегда остаются спокойными, даже при сильном ветре. А Ланга-Цо еще называют озером демона. Вода в нем соленая, непригодная для питья, и здесь всегда штормит, даже в безветренную погоду.

Много чудес и загадок таит в себе священная гора. Обо всем не расскажешь в небольшой статье. Лучше все увидеть своими глазами, прийти к Кайласу и обязательно совершить кору. Ведь даже одноразовый обход вокруг горы избавит от всех жизненных грехов. Паломники, сделавшие 108 обходов, могут достигнуть нирваны уже в этой жизни. Конечно, для этого потребуется 2-3 года как минимум. Но дело того стоит, не правда ли?!

Виктор МЕДНИКОВ


Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

Гора Кайлас – загадочная и непостижимая тайна Тибета, место, привлекающее тысячи религиозных паломников и туристов. Высочайшая в своем районе, окруженная священными озерами Манасаровар и Ракшас (живой и мертвой воды), непокоренная ни одним альпинистом вершина стоит того, чтобы увидеть ее своими глазами хотя бы раз в жизни.

Где находится гора Кайлас?

Точные координаты – 31.066667, 81.3125, Кайлас расположена на юге Тибетского нагорья и разделяет бассейны четырех главных рек Азии, вода с ее ледников стекает в озеро Ланга-Цо. Фото высокого разрешения со спутника или самолета напоминают восьми лепестковый цветок правильной формы, на карте она не отличается от соседних гряд, но значительно превосходит их по высоте.

Ответ на вопрос: какова высота горы оспаривается, называемый ученными диапазон – от 6638 до 6890 м. На южном склоне горы расположены две глубокие перпендикулярные трещины, их тени образуют на закате очертания свастики.

Гора Кайлас упоминается во всех древних мифах и религиозных текстах Азии, она признана священной среди четырех религий:

  • Индуисты считают, что на ее пике расположена излюбленная обитель Шивы, в Вишну-Пурана она указана как город богов и космический центр Вселенной.
  • В буддизме это место проживания Будды, сердце мира и место силы.
  • Джайны поклоняются горе, как месту, где обрел истинное прозрение и прервал сансару Махавира – их первый пророк и величайший святой.
  • Бонцы называют гору местом сосредоточения жизненной силы, центром древней страны и душой их традиций. В отличие от верующих первых трех религий, совершающих кору (очищающее паломничество) посолонь, последователи Бон идут навстречу солнцу.


Паранаучные концепции о Кайласе

Загадка Кайласа волнует не только ученых, но и любителей мистики и трансцендентных знаний, историков, занимающихся поиском следов древних цивилизаций. Выдвигаемые идеи весьма смелые и яркие, к примеру:

  • Гору и ее окрестности называют системой древних, разрушенных от времени пирамид. Сторонники этой версии отмечают четкую ступенчатость (всего 9 выступов) и правильное расположение граней горы, практически точно совпадающих со сторонами света, как у комплексов в Египте и Мексике.
  • Теория Э. Мулдашева о каменных зеркалах Кайласа, воротах в иной мир и скрытых внутри горы артефактах древнейшего человечества. По его словам, это построенный искусственно, полый внутри объект с первоначальной высотой 6666 м, вогнутые стороны которого искривляют время и скрывают проход в параллельную реальность.
  • Легенды о саркофаге, скрывающим генофонд Христа, Будды, Конфуция, Заратустры, Кришны и других учителей древности.


Истории восхождений на Кайлас

Вопрос «кто покорил Кайлас» задавать бессмысленно, из-за религиозных соображений коренные жители не предпринимали попыток завоевать вершину, все официально зарегистрированные экспедиции с этой направленностью принадлежат иностранным альпинистам. Как и остальные покрытые льдом горы пирамидальной формы, Кайлас трудновосходим, но основная проблема заключается в протесте верующих.

С трудом получившие разрешение властей в 2000 и 2002 г испанские группы не прошли дальше разбитого у подножия лагеря, в 2004 г российские энтузиасты попробовали совершить подъем без высотного оборудования, но вернулись из-за неблагоприятной погоды. В настоящее время такие восхождения запрещены на официальном уровне, включая ОНН.

Поход вокруг Кайласа

Услугу по доставке в исходную точку коры – Дарчен и сопровождения гида предлагают многие фирмы. Паломничество занимает до 3 дней, переход по самому трудному участку (перевалу Долма) – до 5 часов. За это время паломник проходит 53 км, после прохождения 13 кругов допускается проход на внутреннее кольцо коры.

Желающим посетить это место следует помнить не только о хорошей физподготовке, но о необходимости пермита – своего рода групповой визы на посещения Тибета, оформление занимает 2-3 недели. Проводимая Китаем политика привела к тому, что самостоятельно добраться до горы Кайлас практически невозможно, индивидуальные визы не выдаются. Но есть и плюс: чем больше людей в группе, тем дешевле обойдется тур и дорога.


Недавно на глаза попалась любопытная статья Самсонова Александра о мифах Ледового побоища. Где здесь действительно миф, а где нет? Привожу статью в оригинале:

«Мифы Ледового побоища.

Ледовое побоище, или битва на Чудском озере - это сражение новгородцев и владимирцев под предводительством князя Александра Ярославича против войска Ливонского ордена, в состав которого к тому времени вошёл орден Меченосцев (после поражения при Сауле в 1236 году), в районе Чудского озера. Битва произошла 5 апреля (в пересчёте на Григорианский календарь, т. е. по Новому стилю - 12 апреля) 1242 года. Это было генеральное сражение, положившее конец захватнической кампании Ордена 1240-1242 годов.
Сражение, как и многие события в истории России окружено рядом домыслов и мифов. В этой статье будут рассмотрены самые известные мифы Ледового побоища.

Миф о войне с немцами

Большинство обывателей, если и знают о этой войне. уверенно скажут, что русские воевали с немцами, немецкими рыцарями. Это не совсем верно. Словом «немцы» мы сейчас называем жителей Германии и Австрии, в XIII столетии слово «немец» означало – «немой», то есть не говорящий по-русски. «Немцами» называли представителей многих народов Европы, не говорящие на нашем языке. Ливонская хроника сообщает, что вышедшая в поход на земли Пскова и Новгорода армия состояла из рыцарей Ливонского ордена (в то время это был один из отделов Тевтонского ордена, располагавшийся на территории современной Прибалтики), датских вассалов и ополчения из Юрьева-Дерпта. А ополчение состояло из «чуди», так тогда называли эстов (предки эстонцев). Война имела религиозный характер – «крестовый поход» против еретиков, каковыми считали приверженцев восточной ветви христианства. Но её нельзя назвать войной немцев и русских, т. к. большинство воинов не были немцами. Это типично для войн Руси-России-СССР, войска противников обычно носят коалиционный характер.

Миф о численности армии вторжения

Еще со времён СССР некоторые историки при упоминании о численности столкнувшихся у Чудского озера армий указывают, что войско Александра Ярославича насчитывало примерно 15-17 тысяч человек, против них воевала 10-12 тысяч воинов Ливонского ордена. Но учитывая тот факт, что численность населения европейских крупнейших городов в тот период времени не превышала цифру в 20-30 тыс. человек, эти цифры о численности армий вызывают сомнения. В настоящее время появились авторы, которые вообще решили «модернизировать» битву до уровня мелкой феодальной стычки. Историки-ревизионисты основываются на ливонском источнике, который сообщил о потере 20 братьев и 6 пленных.
Но эти учёные забывают тот факт, что знатный воин, рыцарь сражался не один, или только с оруженосцем. В рыцарское «копьё», боевую тактическую единицу, входили оруженосцы, слуги-«телохранители», профессиональные солдаты. Численность «копья» могла составлять до 100 человек. Не надо забывать и вспомогательные подразделения чудских ополченцев, которых рыцари вообще за людей не считали, и в расчёт не брали. Поэтому, новгородская летопись и утверждает, что потери немцев составили 400 человек убитыми, и 50 человек захватили в плен, а также «паде чюди бещисла». Русские летописцы, видимо, посчитали всех «немцев», независимо от рода и племени, рыцарей и простых солдат, слуг.
Поэтому, больше всего доверия заслуживают цифры исследователей, которые утверждают, что войско ордена насчитывало около 150 рыцарей, тысячи полторы кнехтов (солдат) и тысячи две ополчения из эстов. Новгород и его союзники смогли противопоставить им около 4-5 тысяч бойцов. То есть значительного превосходства не имела ни одна сторона.
Назарук В. М. «Ледовое побоище», 1984 год

Миф о тяжеловооруженных рыцарях и легковооруженных воинах Александра Невского

Это одно из самых популярных заблуждений, растиражированное в многочисленных произведениях. Согласно нему, доспехи воина ордена были раза в 2-3 тяжелее русских. Благодаря этому мифу появились рассуждения о тактике русского князя. Якобы именно поэтому проломился лед на Чудском озере, и часть армии немцев просто потонула. В реальности русские и орденские воины были защищены примерно одинаково, и вес доспехов был почти равен. Да и латные доспехи, в которых обычно изображают ливонских рыцарей в романах и фильмах, появились намного позже - в XIV-XV вв. Западные рыцари XIII столетия, как и русские дружинники, надевали перед боем стальной шлем, кольчугу. Их могли усиливать цельноковаными нагрудниками, наплечниками – они защищали грудь от ударов спереди и плечи от рубящих ударов сверху. Руки и ноги воинов закрывали наручи и поножи. Тянуло это защитное снаряжение килограммов на 15- 20. Да и то подобное защитное вооружение имели далеко не все, а лишь самые знатные и богатые, или дружинники князя. Простые новгородские и чудские ополченцы не имели подобного защитного вооружения.
Если внимательно изучить схему Ледового побоища, то видно, что под лед воины ордена провалились вовсе не там, где шло сражение. Это произошло позже: уже отступая, часть воинов случайно нарвались на «сиговицу». У острова Вороний, или Вороньего камня, его прибрежья расположен мыс Сиговец - от названия рыбы сиг. Там из-за особенностей течения лёд слабый.

Главная же заслуга Александра Ярославича, в этом бою, в том, что русский князь правильно выбрал место битвы и сумел разбить орденский строй «свиньей» (клином). Суть строя в том, что рыцари, сосредоточив пехотные подразделения в центре и прикрыв ее на флангах рыцарской конницей, по обыкновению атаковали «в лоб», рассчитывая просто раздавить главные силы русского войска. Александр поставил в центр самые слабые свои части – новгородских ополченцев, пехоту. Они связали орденский клин боем, пока тот терял время, основные силы русского войска зашли с флангов и тыла. «Свинья» утратила свою ударную мощь и была обречена. Как сообщают русские источники, воины князя гнали разбитые силы ордена семь верст до дальнего берега Чудского озера.

В первой редакции новгородской летописи нет сообщения о провале под лёд, этот факт добавили через столетие после сражения. Нет подобных сведений и в Ливонской хронике. Так что, очень даже возможно, что тонущие среди льдов рыцари ордена - тоже всего-навсего красивый миф.

Битва у Вороньего камня

В реальности, исследователи не знают, где была битва. Это лишь одно из нескольких предполагаемых мест, где могло состояться сражение. Новгородские источники говоря о месте битвы, указывают на Вороний камень. Но только где находится этот самый Вороний камень, исследователи спорят по сей день. Одни историки считают, что так назывался остров, который и сейчас называемый Вороньим, другие говорят, что камнем когда-то был высокий песчаник, который с течением столетий размыло течением. В ливонской хронике сообщается, что поверженные бойцы падали на траву, так что сражение могло произойти не на льду озера, а на берегу, где за траву вполне сошли бы сухие камыши. А уже разбитых, бегущих «немцев» русские воины преследовали по льду озера.
Костылев Дмитрий, «Александр Невский, Ледовое Побоище», фрагмент, 2005 год
Многих смущает тот, что в озере даже с помощью самого современного оборудования до сих пор не найдено никакого оружия и доспехов XIII столетия, отчего некоторые историки-ревизионисты, вообще выдвинули гипотезу о том, что битвы не было. Хотя в реальности, если провала под лёд не было, ничего удивительного нет. Оружие и доспехи были ценной добычей, даже сломанные (металл шёл в кузни), а тела похоронили. В итоге, ни одна исследовательская экспедиция достоверного места Ледового побоища так и не установила.

Пожалуй, единственное, в чем можно не сомневаться – это, что битва 1242 года действительно произошла. Мы в очередной раз взяли вверх над западными захватчиками.

Хочется надеяться, что когда у нас снимут новый фильм о той битве, он сохранит дух старого фильма, но будет избавлен от исторических неточностей.

Источники:
Бегунов Ю. Александр Невский. М., 2009.
Пашуто В. Т. Александр Невский М., 1974.»

ace1962 в

Оригинал взят у cryua в Правда и вымысел о Ледовом побоище

В 1242 году, 11 апреля по григорианскому календарю произошло одно из самых знаменитых сражений в русской военной истории - знаменитое Ледовое побоище.В 1237 году на Русь обрушилась с востока страшная беда - монголо-татарское нашествие. Во время первого похода Батыя были разорены северо-восточные русские княжества. Во время второго похода в 1239 году был разорен юг Киевской Руси.

Русь в целом была очень сильно ослаблена. И в это время усилился натиск на русские земли с запада. Немецкие рыцари достаточно давно обосновались в Прибалтике. Сначала это был орден меченосцев, который к описываемым событиям уже прекратил свое существование после тяжелейшего поражения. На смену ему пришел Тевтонский орден, а непосредственно на землях современной Латвии и Эстонии находился вассал Тевтонского ордена - Ливонский орден. Это были немецкие рыцарские духовные ордена, то есть мощные военные организации, которые решали задачу распространения католической веры среди язычников с помощью меча. При этом их даже не интересовало то, что, например, русские земли были христианские, православные. С их точки зрения, это ничего не меняло.

И вот, воспользовавшись ослаблением Руси, войска Ливонского ордена взяли Изборск, а затем подошли к самому Пскову. Псков рыцарям удалось взять с помощью измены. Часть псковичей во главе с посадником Твердилой решили перейти под руку немцев. Они пригласили немцев в качестве военных правителей Пскова. В городе были размещены фогты (это наместники Ливонского ордена). И, фактически опираясь на Псков, рыцари стали вести войну против Новгорода с целью ослабить Новгород, а по возможности - захватить его. По крайней мере, на первом этапе перехватить его торговлю.

На погосте Копорье ливонцы построили крепость, что позволяло им перехватывать новгородских купцов, которые выходили по Неве в Финский залив, и позволяло совершать набеги как на берега Невы, так и на берега Волхова, и даже в окрестности Новгорода. Положение новгородцев стало отчаянным. Новгород только незадолго до этого - в 1240 году - отразил с помощью князя Александра высадку шведов на Неве, где в устье Ижоры был разбит ярл Биргер. Но после этого сражения новгородцы рассорились с Александром и изгнали его из Новгорода. Вернее не то чтобы все новгородцы - новгородское боярство. И вот, когда Новгород начал терпеть поражения от ливонцев, вече приняло решение снова обратиться к Александру, который в это время уже имел заслуженное прозвище Невский - с победы над шведами. И Александр был снова приглашен на княжение в Новгород.Первое, что он сделал, это в 1241 году взял Копорье, то есть открыл обратно новгородские торговые пути и лишил возможности немцев совершать набеги непосредственно к Новгороду. Затем в 1242 году Александр Невский, как это тогда говорилось, изгоном взял Псков, то есть захватил его с ходу. Предатели были казнены, фогты немецкие были отправлены в Новгород, Псков снова стал русским городом. Затем Александр Невский взял Изборск и перенес войну на территорию ордена. Мы непосредственно подошли к тому моменту, когда происходило Ледовое побоище.


Как это пишется в Симеоновской летописи? «Магистр, услышав об этом, вышел против них со всеми своими епископами и со всем множеством народа из страны их, сколько ни было людей в их стране, и с помощью короля датского. И сошли на озеро Чудское. Великий же князь Александр возвратился назад. Немцы же и чудь пошли за ним. Великий князь поставил полки на Чудском озере, на Узмени у Вороньего камня. Воодушевился крестной силою и, приготовившись к бою, вышел против них. Войска сошлись на Чудском озере. Было множество воинов с обеих сторон».

И вот здесь, собственно, что наиболее интересно? Сейчас находятся люди, которые подвергают сомнению сам факт Ледового побоища. Ссылаются на то, что не удалось найти больших залежей металла на дне Чудского озера, что не удалось найти Вороний камень. Действительно традиционно изучаемое даже в школах описание Ледового побоища относится к более позднему времени. То есть, когда рассказывается о том, как Александр Невский поставил войска на льду Чудского озера, выделил засадный полк, о том, как он подготовился к сражению, рассчитывая, что ливонцы могут провалиться под лед, и как рыцарская конница пошла на него в атаку «свиньей», подпираемая пехотой, состоявшей из кнехтов. Понятно, что это описание вряд ли соответствует действительности. Сложно себе представить сомкнутые массы рыцарской конницы на льду в апреле.

Немцы же не самоубийцы, да и наши тоже. Но отрицать сам факт сражения глупо и бессмысленно.

Дело в том, что оно описано не только в русских источниках. Оно упоминается не только в «Житии Александра Невского», не только в летописях и не только в трудах более поздних русских историков. Это сражение упоминается и в ливонских источниках: например, в «Рифмованной хронике». Правда, там описание выглядит несколько иначе. По этой хронике против Александра Невского в этом сражении сражались войска не магистра Ливонского ордена, а одного из его крупнейших вассалов - дерптского епископа Германа. И войска эти состояли из, собственно говоря, рыцарей дерптского епископа, из орденских братьев и из гостей ордена. Гости ордена - это светские рыцари, не принявшие монашеский обряд, короче, не ставшие монахами и, тем не менее, находящиеся на службе у ордена.

А также это были воины самих рыцарей. Дело в том, что каждый рыцарь являлся командиром копья, насчитывавшего обычно от семи до десяти воинов. То есть сам рыцарь, оруженосец (если это рыцарь орденский, то оруженосцем был обычно послушник ордена, тоже тяжеловооруженный кавалерист) и пехотинцы-кнехты. И, кроме этой пехоты, было еще городское ополчение города Дерпта, то есть тяжеловооруженная городская пехота.

Войско же орденское было достаточно сильным и попыталось нанести действительно удар по войскам Александра Невского. И действительно перехватило его войска около Чудского озера. Сражение произошло. И то, что в «Рифмованной хронике» упоминается трава под копытами коней и не упоминается ничего о бое на льду, никак не меняет самой сути произошедшего сражения. А суть этого сражения в том, что орденские войска, мощные, хорошо вооруженные, прекрасно подготовленные, были в сражении на Чудском озере полностью разбиты.
И если у нас это приписывается исключительно доблести наших войск, умелому маневрированию и провалившемуся под немецкими рыцарями льду, то немцы стараются найти оправдание в трусости дерптского ополчения, которое, увидев полный разгром рыцарей, решило не вступать в бой (наверное, правильно решило, учитывая, что к тому времени рыцари были уже полностью разбиты), и в коварстве и хитрости русских. Оправдание себе немцы пытались найти, но отрицать тот факт, что их войско было полностью разбито, они не посмели. И на этом агрессия ордена против новгородской земли была остановлена.Откуда же взялось описание битвы на льду, этого рыцарского клина, где постепенно стоят все более и более развернутые шеренги рыцарей: пять рыцарей, семь, девять и так далее; а клин, голову и фланги которого составляют всадники, внутри заполнен кнехтами. Это описание взято из более позднего сражения. Дело в том, что было еще одно крупное сражение, где орденские войска были разбиты русскими. Это знаменитая Раковорская битва. Ее сейчас благополучно забыли, но именно из описания этой битвы, судя по всему, составители летописей и брали описание Ледового побоища, потому что современники подробного описания не оставили. Поэтому не имеет смысла искать непосредственно на Чудском озере, то есть на его водной поверхности, ни Вороний камень, ни тем более искать под водой «склад» затонувших рыцарей. Этого, скорей всего, там нет. Но на берегах Чудского озера рыцари потерпели сокрушительное поражение от русских войск: новгородских, суздальских, возглавляемых Александром Невским.