2 основы глагола. Две основы в глаголе. Понятие класса глагола. Классы глаголов. Видовые пары глаголов

Демонстрационный вариант, 27 вопросов.

(Ответы в конце теста)

А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?

1) XVI в.
2) XVII в.
3) XVIII в.
4) XIX в.

А2. Князь Иван Данилович Калита вошел в историю как

А3. Как назывались исторические хроники, существовавшие в России в XI–XVII вв.?

1) былины
2) жития
3) летописи
4) сказания

А4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?

1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах

А5. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите имя князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.
«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

1) Иван Третий
2) Дмитрий Донской
3) Дмитрий Пожарский
4) Юрий Долгорукий

А6. Что из названного относится к XIX в.?

1) упразднение патриаршества
2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей
4) отмена крепостного права

А7. «Мы были дети 1812 года» - так говорили о себе

А8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?

1) Государственный Совет
2) Государственная Дума
3) Высочайший Сенат
4) Святейший Синод

А9. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал

1) появлению первых мануфактур
2) появлению первых общероссийских ярмарок
3) уменьшению численности городского населения
4) формированию фабричных центров

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.

«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».

1) Павел Петрович
2) Александр Павлович
3) Константин Павлович
4) Николай Павлович

А11. Какое из названных событий произошло в России в период с февраля по октябрь 1917 г.?

1) созыв Учредительного собрания
2) ликвидация помещичьего землевладения
3) провозглашение республики
4) заключение Брестского мира

А12 . Какие из названных лиц были представителями русской культуры «серебряного века»?

1) А.А.Блок, А.А.Ахматова
2) И.С.Тургенев, А.П.Чехов
3) Ф.И.Тютчев, А.А.Фет
4) В.Г.Перов, И.И.Шишкин

А13. Как называлась проводимая Советским государством в годы гражданской войны (1918–1921 гг.) социально-экономическая политика?

1) НЭП
2) «военный коммунизм»
3) коллективизация
4) индустриализация

А14. Что из названного относится к последствиям Февральской революции 1917 г.?

1) установление двоевластия
2) переход власти к Государственной Думе
3) переход власти к Петроградскому совету
4) установление власти большевиков

А15. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.
«23 августа 1943 года... завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны... Пятьдесят дней продолжалась величайшая битва наших войск с немецко-фашистскими войсками. Она закончилась победой Красной Армии, разбившей 30 отборных немецких дивизий, в том числе 7 танковых... Такие потери фашистское руководство уже не могло восполнить никакими тотальными мерами. Попытка Гитлера вырвать стратегическую инициативу из рук советского командования кончилась полным провалом, и с тех пор до конца войны немецкие войска вынуждены были вести только оборонительные сражения».

1) Висло-Одерская операция
2) освобождение Белоруссии
3) битва на Курской дуге
4) Сталинградская битва

А16. В 1936 г., 1977 г., 1993 г.

1) происходила смена политического курса
2) имело место преодоление внешнеполитических кризисов
3) принимались новые Конституции
4) заключались важнейшие международные договоры

А17. Кто из названных ученых, конструкторов руководил созданием первых советских космических ракет?

1) И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау
2) С.П. Королев, В.Н. Челомей
3) С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов
4) А.С. Яковлев, А.Н.Туполев

А18. Во второй половине 80-х гг. во внешней политике СССР утвердилась доктрина

1) мирного сосуществования стран с различным общественно-политическим строем
2) разрядки международной напряженности
3) ядерного сдерживания
4) приоритета общечеловеческих ценностей

А19. Какая из названных мер относится к радикальной экономической реформе 1992 г.?

1) принятие курса на ускорение социально-экономического развития
2) освобождение цен от государственного контроля
3) создание советов народного хозяйства
4) выдача кредитов государственным предприятиям

А20. Что является одной из важных внешнеполитических задач РФ в начале XXI в.?

1) усиление интеграционных процессов в СНГ
2) вхождение в «большую семерку» ведущих стран мира
3) вступление в НАТО
4) вывод войск из стран Восточной и Центральной Европы

Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) стояние на реке Угре
Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище
Г) Полтавская битва

В2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

В3. Какие два из перечисленных ниже имен связаны с Отечественной войной 1812 г.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) М.Скобелев
2) П.Нахимов
3) П.Багратион
4) Д.Давыдов
5) А.Горчаков

В4. Прочтите отрывок из «Очерков истории русской культуры» и напишите, как называли художников, входивших в указанное товарищество.
«Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. «Товарищество имеет целью – значилось в нем – устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений.» Первая художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая, и так на протяжении почти полувека. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России».

В5. Что из названного относилось к новой экономической политике, проводимой в СССР в 1920-х гг.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) введение натурального налога
2) запрещение свободы торговли
3) продразверстка в деревне
4) передача в частные руки мелких и средних предприятий
5) создание колхозов

В6. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.
«Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано, было прожито и сделано ради этой минуты... Быть первым в космосе - можно ли мечтать о большем?

В7. Установите соответствие между событиями XX в. и годами, в которые происходили эти события. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1- С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему. Прочтите отрывок из книги современных историков и выполните задания C1, C2, СЗ, С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.


«Вполне определенно начиналось формирование образа нового противника (взамен нацизма, поверженного и признавшего свое поражение). В марте этот процесс получил мощный импульс. Сначала образ былой жестокости на пропагандистском уровне продемонстрировал Черчилль в Фултоне, а затем Сталин в ответах иностранным корреспондентам. Первый говорил о железном занавесе, контроле Москвы, о политическом режиме в СССР и ряде других стран, где не соблюдаются принципы демократии. Второй, не стесняясь в выражениях, приравнивал недавнего союзника к поджигателям войны, говорил, что он призывает к нападению на СССР».

С1. Когда (в какие годы) происходили описанные события?

С2. Какие посты занимали названные в отрывке государственные деятели?

С3. Почему началось «формирование образа врага» в странах, участвовавших в совместной борьбе против нацизма? Назовите не менее двух причин.

С4. Какое название получил период международных отношений, начало которому было положено в описанное время?

Выполните задания С5-С6, относящиеся к истории внешней политики России второй половины XVIII века.

С5. Назовите не менее трех итогов внешней политики России во второй половине XVIII в.

С6. Приведите не менее двух примеров военных побед России в этот период времени.

Ответы.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

передвижники

№ задания

Ответ

Во второй половине 40-х гг. XX в.

− И.В.Сталин – руководитель советского правительства и Коммунистической партии Советского Союза;
− У.Черчилль – лидер консервативной партии Великобритании; в годы Второй мировой войны - глава правительства Великобритании

Могут быть названы следующие причины «формирования образа врага» в СССР и странах Запада:
− рост симпатий в мире по отношению к СССР, как к стране-победительнице; внесшей наибольший вклад в разгром нацизма
− недовольство руководства стран Запада усилением роли СССР в международных отношениях;
− обеспокоенность СССР ядерной монополией США;
− расхождение интересов бывших союзников по антигитлеровской.

«холодная война»

Могут быть названы следующие итоги:
− получение Россией выхода к Черному морю;
− вхождение в состав России Северного Причерноморья;
− вхождение в состав России Крыма;
− вхождение в состав России Правобережной Украины, Белоруссии.

Могут быть приведены следующие примеры военных триумфов России:
− Чесменский морской бой;
− взятие крепости Очаков;
− сражение на реке Рымник;
− падение крепости Измаил.

Часть А

А1. К церковной реформе патриарха Никона относится

1) изменение церковных обрядов

2) созыв Стоглавого собора

3) учреждение Святейшего Синода

4) отделение церкви от государства

1) изменение церковных обрядов

А2. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Ливонская война

2) Смоленская война

3) поход Ермака в Сибирь

4) стояние на реке Угре

А3. Что из названного относится к результатам похода князя Ивана III на Великий Новгород в 1478 года?

1) предоставление новгородскому купечеству особых льгот

2) расширение полномочий новгородского веча

3) передача большей части Новгородских земель Вели­кому княжеству Литовскому

4) получение московским князем в своё распоряжение больших земельных владений

4) получение московским князем в своё распоряжение больших земельных владений

А4. Кто из князей повелел возвести стены Московского Кремля из красного кирпича и пригласил в Москву итальянских мастеров: Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового и др.?

1) Иван Калита

2) Иван Грозный

3) Дмитрий Донской

4) Иван III

А5. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке.

«Сказал (он) матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные аллоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы».

3) Святославе

3) Святославе

А6. Из перечисленных лиц композитором был

1) Н.М. Карамзин

2) В.И. Даль

3) Ф.И. Шаляпин

4) М.П. Мусоргский

А7. Участие России в Континентальной блокаде Анг­лии относится к годам правления

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

1) Александра I

А8. Целью России в Северной войне было

1) присоединение Финляндии

2) получение выхода к Чёрному морю

3) получение выхода к Балтийскому морю

4)отражение притязаний Польши на Левобережную Украину

3) получение выхода к Балтийскому морю

А9. Прочтите отрывок из сочинения историка и ука­жите имя брата императора, наследника престола, о кото­ром идёт речь в отрывке.

«Для него не было секретом, что Константин … стра­шился престола. Значит, едва ли разговор с (Александром) был для него неожиданностью. Но бояться власти в его по­ложении, даже тайно о ней мечтая, было естественно. (На­следник престола) … понимал, что не готов… к управле­нию государством. А между тем, после примечательного разговора в 1819 году Александр, неоднократно возвращаясь к этой теме, ничего, однако, не делал, чтобы подготовить брата к престолу».

1) Павел Петрович

2) Николай Павлович

3) Александр Николаевич

4) Александр Александрович

2) Николай Павлович

А10. Какое событие относится к войне 1877-1878 годов?

1) Цусимский бой

2) Тарутинский марш-манёвр

3) оборона Севастополя

4) оборона Шипки

А11. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте

1) основой денежной системы стал золотой рубль

2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги

4) было восстановлено обращение бумажных денег

1) основой денежной системы стал золотой рубль

А12. Прочтите отрывок из работы историка С.Г. Пушкарёва и определите название творческого объединения, о котором идёт в нём речь.

«Страстная оппозиция классическому, академическо­му стилю оперного искусства исходила от [этого объедине­ния]. Пианист М.А. Балакирев стал вдохновителем и вож­дём этой группы молодых новаторов, восставших против окостеневших канонов одновременно с «народниками» в литературе и «передвижниками» в живописи. В [объеди­нение, возникшее] между 1857 и 1862 гг., входили офицер инженерной службы Цезарь Кюи, армейский поручик М.П. Мусоргский, учёный-химик А.П. Бородин и морской офицер Н.А. Римский-Корсаков. Все они стали выдающи­мися композиторами. Они стремились к реализму и на­родности в музыке».

1) «Могучая кучка»

2) «Левый фронт»

3) «Арзамас»

1) «Могучая кучка»

А13. Какое понятие возникло в связи с процессом де­мократизации культуры в 1870-1890-х годах?

1) классицизм

2) романтизм

3) академизм

4) передвижники

А14. На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 года было принято решение о

1) провозглашении советской власти

2) заключении сепаратного мира с немцами

3) провозглашении России конституционной монархией

4) создании Временного правительства

1) провозглашении советской власти

А15. Что из названного было одной из причин быст­рых темпов коллективизации сельского хозяйства в конце 1920-х годах?

1) материальная заинтересованность зажиточных кре­стьян в создании колхозов

2) успех деятельности крестьянских кооперативов в предыдущие годы

3) насильственные действия со стороны властей в от­ношении крестьян

4) массовое разорение индивидуальных крестьянских хозяйств в результате падения цен на продоволь­ствие

3) насильственные действия со стороны властей в от­ношении крестьян

А16. Как назывался созданный фашистами один из крупнейших «лагерей смерти», в котором погибло мно­жество советских военнопленных и евреев?

1) Эрфурт

2) Освенцим

3) Нюрнберг

2) Освенцим

А17. Прочтите отрывок из межгосударственного дого­вора, подписанного СССР в июле 1941 года, и определите, с какой страной он был заключён.

«1. Оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в настоящей войне против гитлеровской Германии.

1) Франция

2) Великобритания

2) Великобритания

А18. Активное освоение целинных земель во второй половине XX века происходило при

1) И.В. Сталине

2) Н.С. Хрущёве

3) Л.И. Брежневе

2) Н.С. Хрущёве

А19. Что из названного относится к последствиям на­чала «холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940-х годов?

1) широкое развитие диссидентского движения

2) репрессии против видных военачальников времён Великой Отечественной войны

3) установление армейского контроля над партийным и государственным аппаратом

4) кампания по борьбе с космополитизмом

4) кампания по борьбе с космополитизмом

А20. Как звали советского писателя, удостоенного в 1958 году Нобелевской премии по литературе, но вынужден­ного от неё отказаться в условиях организованной властя­ми травли?

1) Б.Л. Пастернак

2) М.А. Шолохов

3) А.А. Фадеев

1) Б.Л. Пастернак

А21. Членом какого объединения государств стала Россия в декабре 1991 года?

1) Содружества Независимых Государств

2) Содружества наций

3) Союза Суверенных Государств

1) Содружества Независимых Государств (СНГ)

Часть В

В1. Расположите имена деятелей культуры в хроноло­гической последовательности их жизни. Запищите циф­ры, которыми обозначены имена, в правильной последова­тельности в таблицу.

1) Марко Руффо

2) Симеон Полоцкий

3) Андрей Рублёв

4) Василий Баженов

В3. Установите соответствие между терминами и вре­менем их появления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Термины

А) Верховный тайный совет

Б) Земский собор

В) Дворец и Казна

Г) Приказ тайных дел

Время появления

В5. Установите соответствие между событиями второй половины XIX века и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

События

А) принятие закона о земских начальниках

Б) земская реформа

В) Берлинский конгресс

Г) воцарение Александра III

Даты

В7. Какие три из перечисленных документов были приняты в 1920-х годах?

2) резолюция «О единстве партии»

3) первая Конституция СССР

5) закон «О вхождении Западной Украины в состав СССР»

6) первый пятилетний план развития народного хо­зяйства СССР

В8. Установите соответствие между фамилиями руко­водителей СССР и периодами их пребывания у власти: к каждой позиции первого столбца подберите соответствую­щую позицию второго столбца.

Руководители

А) Ю.В. Андропов

Б) Н.С. Хрущёв

В) М.С. Горбачёв

Г) К.У. Черненко

Периоды

1) 1953-1964 гг.

2) 1964-1982 гг.

3) 1982-1984 гг.

4) 1984-1985 гг.

В9. Прочтите отрывок из воспоминаний председателя Госплана СССР Н. Байбакова и напишите название перио­да отечественной истории, к которому они относятся.

«Разговор происходил за чашкой чая, как говорится, в доверительной обстановке. Брежнев рассказывал о труд­ном положении в стране, о том, что необходимо усилить централизацию управления и планирования, так как предстоит ликвидация совнархозов и восстановление ми­нистерств…

«Чёрное золото» и газ из Сибири становились основ­ной базой топливно-энергетического комплекса страны, крупным источником валюты. Тогда и развернулась ост­рая борьба за выбор наиболее эффективного направления прокладки газопровода из Западной Сибири. Косыгин сам вылетел на место - в Тюменскую область, чтобы убе­диться, какой вариант выгоднее: северный - по малоос­военной территории или южный - по густонаселённым районам».

Период застоя

В10. Ниже приведён перечень терминов. Появление всех их, за исключением одного, относится к XIX веку. Найдите и запишите термин, появление которого отно­сится к другому историческому периоду.

Декабристы, народники, петрашевцы, троцкисты, марксисты, первомартовцы.

троцкисты

В11. Напишите пропущенное понятие (термин).

Установившаяся повсеместно на селе в СССР в резуль­тате «Великого перелома» форма хозяйствования, при ко­торой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называ­ется

колхозы

В12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

1) царь Алексей Михайлович

2) император Александр I

3) А.Д. Меншиков

4) М.М. Сперанский

5) 1645-1676 гг.

6) 1741-1761 гг.

7) 1762-1796 гг.

8) Андрей Желябов

Часть С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3.

Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева

«11 июня… прошло совещание в ЦК КПСС по вопро­сам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реа­лизованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-тех­нического прогресса, а значит и социально-экономическо­го развития страны, упирается в хозяйственный меха­низм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая прак­тика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модер­низации отечественного машиностроения… не могут рас­считывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потяну­лась и вся цепочка.

При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.

1) период – перестройка; 2) фамилия Генерального секретаря – М.С. Горбачёв

С2. Назовите не менее трёх характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

1) отсутствие частной собственности на средства производства; 2) плановый характер хозяйства; 3) командные (бюрократические) методы руко­водства экономикой; 4) отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда; 5) бесхозяйственность, нерациональное потреб­ление ресурсов; 6) государственный контроль за ценообразова­нием; 7) государственная монополия на внешнюю тор­говлю.
Могут быть названы другие характерные черты.

С3. Назовите не менее трёх экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществлённых в период, к которому относятся воспоминания.

1) введение системы госприёмки; 2) расширение самостоятельности предприятий, 3) внедрение хозрасчёта; 4) развитие кооперативного движения; 5) разрешение индивидуального предпринима­тельства; 6) создание фермерских хозяйств (признание пя­ти основных форм хозяйствования на селе); 7) создание коммерческих банков.
Могут быть названы другие реформы.

С4. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII века и продолжаются до сих пор. Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяс­нения).

1) сторонники норманнской теории считали, что государство у восточных славян было создано варя­гами (норманнами), славяне не могли сами создать государство ввиду своей отсталости; 2) противники норманнской теории считали, что государство сла­вян возникло в результате развития восточнославян­ского общества (к моменту призвания варягов у сла­вян уже были свои княжения); 3) сторонники норманнской теории считали, что слово Русь имеет норманнское происхождение, про­тивники норманнской теории - слово Русь имеет славянское происхождение; 4) сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны) - жители Скандинавии, а про­тивники - варяги (норманны) - славяне с южного берега Балтийского моря.
Могут быть даны другие объяснения.

С5. Ниже указаны две точки зрения на политику П.А. Столыпина:

1. Политика П.А. Столыпина была направлена на за­щиту интересов дворян-помещиков.
2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.

Какая из точек зрения представляется вам более пред­почтительной? Используя исторические знания, приведи­те три аргумента, подтверждающие избранную вами точ­ку зрения.

При выборе первой точки зрения может быть ска­зано, что: 1) аграрные преобразования Столыпина напрямую не затрагивали собственнических прав помещиков; 2) аграрные реформы Столыпина отвлекали крестьян от идеи раздела помещичьих земель; 3) благодаря столыпинским реформам бедняки, продавшие свою землю, пополняли число сельско­хозяйственных рабочих, труд которых использовал­ся в помещичьих хозяйствах; 4) изменённый 3 июня 1907 года избирательный за­кон предоставил больше преимуществ дворянам-по­мещикам (в том числе в ущерб крестьянским пра­вам); 5) при П.А. Столыпине продолжал действовать Дворянский банк, предоставлявший льготные кре­диты помещикам.

При выборе второй точки зрения может быть ска­зано, что: 1) реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превраще­нию крестьян в собственников земли); 2) Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины; 3) при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче ссуд крестьянам; 4) реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу; 5) переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в Центральном ре­гионе; 6) столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель; 7) в ходе реформ получила значительное разви­тие крестьянская кооперация; 8) выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств; 9) при реформировании системы местного само­управления Столыпин планировал предоставить больше прав крестьянам-собственникам.

С6. Ниже названы три исторических деятеля различ­ных эпох. Выберите из них одного и выполните зада­ния.

1) князь Святослав Игоревич 2) Николай II 3) Е.Т. Гайдар

Укажите время жизни исторического деятеля (с точ­ностью до десятилетия или части века). Назовите основ­ные направления его деятельности и дайте их краткую ха­рактеристику. Укажите результаты его деятельности.

В случае, когда в ответе правильно указано время жизни ис­торического деятеля или указание времени жизни отсутствует, а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности, существен­но искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником (абитуриентом) эпохи, в которую жил исторический деятель, от­вет оценивается 0 баллов.

Помогите ^^ А-4. Что из названного относится к причинам народных выступлений в «бунташном»

XVII веке?

Закрепощение крестьян и рост их повинностей Введение рекрутской повинности Ликвидация городского самоуправления Разрушение крестьянской общины

А-5. Летописный свод, созданный монахом Нестором, назывался:

«Русская Правда» «Повесть временных лет» «Остромирово Евангелие» «Слово о Законе и Благодати»

А-6. О ком идет речь в отрывке из документа?

«Один московский князь, собрав свои силы, решился дать отпор Мамаю и притом не на своем рубеже, а в диком поле, где он заслонил собой не один свой удел, а всю Русь»

Об Иване Калите Об Александре Невском О Дмитрии Донском О Василии II

А-7. Что из названного относится к результатам политической раздробленности Руси?
1) наличие в каждом княжестве своих органов власти и войска;
2) появление сословно-представительных учреждений;
3) укрепление экономических связей между княжествами;
4) принятие законов, прикреплявших крестьян к земле.

А-8. Храм Василия Блаженного был построен в Москве при

1) Дмитрии Донском в память о победе на Куликовом поле

2) Иване III в честь обретения независимости от Золотой Орды

3) Иване IV в честь присоединения Казанского ханства

4) Михаиле Федоровиче в честь утверждения династии Романовых

А-9. Азовские походы Петра I привели к:

Распаду Османской империи Присоединению к России Крыма Завоеванию Азова с прилегающими землями Установлению контроля над черноморскими проливами

А-10.Иван Грозный проводил преобразования в стране путём:

Традиций террора протекционизма рационализма

А-11.Итог Великих географических открытий для населения новых открытых земель:

Гибель цивилизаций ацтеков и инков возникновение работорговли разграбление хозяйства открытых территорий 4. всё перечисленное верно

А-12.Главнокомандующий русской армией в период Отечественной войны 1812 года был:

П.А. Румянцев Н.Н. Раевский М.И. Кутузов Д. Давыдов

А-13. В годы Великой Отечественной войны вся полнота власти в советской стране была сосредоточена в Государственном Комитете Обороны, который возглавлял:
1) Г.К. Жуков;
2) И.В. Сталин;
3) К.К. Рокоссовский;
4) С.К. Тимошенко.

А-14. Реабилитация, проводившаяся в СССР в 1950-1980-х гг., - это

1) Освобождение заключённых, отбывших срок наказания за уголовные преступления

2) Восстановление в партии ранее исключённых из неё членов

3) Восстановление честного имени и гражданских прав несправедливо осуждённых людей

4) оправдание обвиняемых в суде.

А-15 Немецкий план «молниеносной войны» против СССР был окончательно похоронен после:

1) разгрома немецких войск под Москвой;

2) окружения армии Паулюса вод Сталинградом;

3) длительной, упорной обороны Севастополя;

4) провала немецкого плана взятия Ленинграда;

1) что из названного относится к итогам преобразований первой четверти xviii .:а)создание стрелецкого войска б)создание полков нового строя

в)введение всеобщей воинской повинности

г)создание регулярной армии

2)Что из названного было причиной поражения русских войск на реке Калке в1223г:а)Вассальная зависимость русских земель от монголов

б)союз монголов с немецкими рыцарями

в)несогласованность в действиях русских князей

г)выступление половцев на стороне монголов

«вольных хлебопашцев» 2) ограничение барщины тремя неделями в неделю 3) распространение на Левобережную Украину крепостного права 4) ограничение прав помещиков наказывать крепостных крестьян

3) учреждение патриаршества

4)разделение страны на губернии

А7 Как назывались воинские части, сформированные в XVIIв в России из"охочих" вольных людей, казаков, иностранцев?

варианты ответов и остальные вопросы на картинке)

Вариант №2

Часть 1

А1. Какое из названных событий произошло в XI в.?

А2. В честь взятие Казани в XVI в. был возведен

А3. Как называли в конце XV – начале XVI в. сторонников учения, порицавшего церковь за стремление к материальному богатству и роскоши?

А4. Что из названного относится к последствиям ордынского ига?

А5. Какое из названных событий произошло раньше других?

А6. За исправление церковных книг по греческим образцам в середине XVII в. выступил

А7. Как называлась административно-территориальная единица, введенная реформами Петра I?

А8. Что из названного относится к политике Екатерины II?

А9. Что из названного относится к причинам городских восстаний середины XVII в.?

А12. Кто из названных общественных деятелей был западником?

А14. Что из названного относится к идеологии славянофилов?

А15. В результате Тарутинского маневра русской армии удалось

А16. Какие из названных организаций относятся к тайным обществам декабристов?

Укажите верный ответ.

А17. Прочтите отрывок из книги историка и укажите императора,

о котором идет речь.

«Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая – в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым».

А18. Какое из названных событий произошло раньше других?

А19. Первый общерусский Судебник был принят в княжение

А20. Какой из указанных терминов обозначает категорию зависимого населения в Древней Руси XI-XII в.?

2) огнищанин

А21. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады?

А22. Какой из названных документов был принят в первой четверти XVIIIв.?

А23. «Наказ» для Уложенной комиссии гг. был написан

1) Екатериной II

2) Н. Паниным

3) А. Безбородко

4) Н. Новиковым

А24. Как назывался глава учрежденного реформами Петра I Сенат?

А25. Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов?

А26. Что из названного относится к результатам и последствиям церковных реформ середины XVII в.?

А27. Прочтите отрывок из документа и укажите дату его принятия.

А28. Какое из названных событий произошло позднее других?

А29. Кто из названных общественных деятелей был автором «Конституции», программы Северного общества декабристов?

А30. К правлению какого монарха относится термин «рескрипт Назимову»?

А31. Что из названного относится к особенностям промышленного переворота в России?

А32. В результате Бородинского сражения

Д) Положение о крестьянах, вышедших из зависимости

В10. Прочтите отрывок из письма художника (XIX в.) и напишите название войны, итоги которой привели его к содержащимся в тексте выводам.

«Был прекрасный день, когда мы подходили к Адрианополю. Перед самым городом показалась толпа двигавшегося нам навстречу народа, одушевление которого росло по мере нашего приближения; передовые не выдержали – бросились к нам бегом!»

В11. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Екатерины II:

1) основание Московского университета

2) крестьянская война под предводительством

3) присоединение Крыма к России

4) учреждение Академии художеств

5) участие России в Семилетней войне

6) принятие Жалованной грамоты дворянству

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 С3. Ответы предполагают использование

информации из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода .

Из «Манифеста», написанного.

«В Манифесте Сената объявляется:

Уничтожение бывшего Правления.

Учреждение временного правления до установления постоянного, выбранного представителями сословий…

Равенство всех сословий перед Законом…

Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин – все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу… Приобретать всякого рода собственность, как то земля, дома в деревнях и городах…

Отмена подушных податей и недоимок по оным…

Уничтожение рекрутства и военных поселений.

Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями».

С1. Назовите событие, в связи с которым был написан «Манифест», дату (число, месяц, год), место этого события и не менее двух фамилий соратников.

С2. Используя текст источника, укажите, какие проблемы (не менее трех) и каким образом пытались решить соратники.

С3. Чем закончилось событие, в связи с которым написал «Манифест»? Назовите не менее трех последствий этого события для дальнейшего хода истории России .

Задания С4 С7 предусматривают разные виды деятельности . Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса .

С4. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

С5. Ряд историков считают, что внутренняя политика Екатерины II была последовательно крепостнической.

Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Екатерины II вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. В середине XVII в. под руководством патриарха Никона были проведены реформы в Русской православной церкви.

Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

С7. Сравните цели и содержание внутренней политики Александра I в начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812г.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России

Вариант №2

ЧАСТЬ 1

№ задания

№ задания

№ задания

ЧАСТЬ 2

За полный правильный ответ на задания В2, В4, В7, В9 ставится 2 балла,

за правильный неполный (при верном установлении трех соответствий) – 1 балл.

За правильный ответ на задания В1, В3, В5, В6, В8, В10, В11 ставится 1 балл.

Ответ

ВАБГ

БВДА

Шувалов

БВДА

Крымская ИЛИ Восточная

АГВБ

ВАГБ

Анна Иоанновна ИЛИ Анна Ивановна

ВБДА

Русско-турецкая (гг.)

ЧАСТЬ 3

За выполнение заданий С1 – С3 ставится от 0 до 2 баллов;

за задания С4 – С7 ставится от 0 до 4 баллов.

С2. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) три проблемы

2) образ решения проблем

С3. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) итог события

2) три последствия

С4. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) три изменения

2) три положения

Указания к оцениванию

Верно названы 6 элементов ответа

С5. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) другая точка зрения

2) сделан выбор предпочтительной оценки

3) три аргумента

Указания к оцениванию

Верно названы 5 элементов ответа

Верно названы 3 элемента ответа

Верно названы 2 элемента ответа

С6. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) два предложения

2) три последствия

Указания к оцениванию

Верно названы 5 элементов ответа

Верно названы 4 элемента ответа

Верно названы 3 элемента ответа

Верно названы 2 элемента ответа

С7. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) две общие характеристики

2) три различия

Указания к оцениванию

Верно названы 5 элементов ответа

Верно названы 4 элемента ответа

Верно названы 3 элемента ответа

Верно назван 1 элемент ответа

«Число как результат измерения величины» - «Число как результат измерения величины» урок математики в 1 классе. Измерение длины отрезка с помощью мерки.

«Индустриализация СССР» - По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. Значительно возросла численность рабочего класса. Способы (пути) получения средств для индустриализации. Особенно заметным был рост производства в тяжелой промышленности. Определение и причины «великого перелома» 1929 года.

«Результаты педагогической деятельности» - Раскрыть ожидаемые результаты вашей педагогической деятельности. Стаж работы в данном образовательном учреждении. Заключение. Не теряй веру в себя. 10 заповедей творческой личности, выведенные П.Вайнцвайгом: “Будь хозяином своей судьбы. Соответствие используемых программ и УМК реализуемой школой образовательной программе.

«Планируемые результаты ФГОС» - Директор ОУ.... Разработка основной образовательной программы ОУ. 3. Кадровая политика. 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы. Алгоритм введения ФГОС. Зачем учить (цель)? Сетка часов внеурочной деятельности (на примере «Перспективной начальной школы»).

«Оценка достижений планируемых результатов» - Размеры сторон салфетки 20 см и 30 см. Примеры заданий Умение: проверять правильность хода решения задачи. Рысь весит в 100 раз меньше, чем слон и лев вместе. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Внешняя оценка, внутренняя оценка, портфолио, итоговая оценка. Лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, мостик, пришкольный, бездомный.

«Результаты деятельности организации» - Ранжирование: по группам индикаторов общее. Критерии И н д и к а т о р ы. Цели и ограничения системы оценивания в госсекторе науки. Великобритания: Советы по финансированию высшего образования, б. Департамент науки и технологий… Внедрение единой системы оценивания: Основные требования. Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета (в постоянных ценах 1991 г.).