Год создания никого не будет в доме. «Никого не будет в доме», анализ стихотворения Пастернака. Средства художественной выразительности

Выдающийся русский поэт Сергей Александрович Есенин является автором многих стихотворений, входящих сегодня в обязательную школьную программу. Одним из известных и часто анализируемых произведений является текст «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Создание стихотворения и его тематика

Стихотворение, названное по первой строчке, было написано поэтом в 1924 году, т.е. за год до трагической гибели Есенина. К этому моменту автор уже давно отошел от экспериментов 20-х гг. в направлении имажинизма и вернулся к традиционной крестьянской лирике. Образцом такого текста и выступает «Низкий дом с голубыми ставнями».

Лирическое по жанру и ностальгическое по смыслу, стихотворение построено на воспоминаниях Сергея Есенина о детстве в родном селе Константиново. Тема деревенской природы и крестьянского быта много раз обыгрывалась поэтом для передачи своих самых сокровенных чувств. Однако именно в стихотворении «Низкий дом…» можно ощутить светлую печаль и всю ту нежность, которую Есенин до конца жизни питал к ярким картинам юношества в своей памяти.

Сюжет и композиция произведения

Свою малую родину Есенин возвышает уже с первых строк, с грустью отмечая, что былые безмятежные времена остались в прошлом, хотя и оставили след в сердце лирического героя. Вообще же стоит отметить, что образ лирического героя здесь тесно связан с самим поэтом, т.е. создается по принципу протагониста. Тем трагичнее и безысходнее для читателя выглядят печальные сны поэта о местах, где у него уже нет возможности побывать.

Автор в третьей строфе выводит важную для своего душевного состояния (и всего дальнейшего текста) мысль: несмотря на естественный страх заблудиться в глуши и некую скованность чувств, герой всё равно испытывает особую грустную нежность, которую вызывает в его русской душе сельская природа. Кульминацией стихотворения становятся животрепещущие пейзажные картины, в которых Есенин с любовью описывает небеса, журавлей над голыми полями, деревья и кустарники.

В развязке стихотворения лирический герой иронично сокрушается, что не способен разлюбить родную сторонку, невзирая, быть может, на свое стремление казаться мужественным, смелым, дерзким. И именно благодаря огромной силе любви взрослые дни поэта наполнены теплотой и уютом, светом всех его добрых воспоминаний.

В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» Сергей Есенин создает нам образ чувственного и растревоженного лирического героя, который черпает жизненные силы из былых размышлений и сохранившихся в памяти красот родного края.

Технический анализ стихотворения

Стихотворение «Низкий дом...» написано автором в размере трехстопного анапеста. Каждая стопа, за исключением пиррихиев – сочетаний безударных слогов, имеет, таким образом, ударение на третий слог. Поэт использует перекрестный тип рифмовки, однако отходит от него в стремлении передать кульминационный момент в стихотворении. В результате 5 и 6 строфа приобрели опоясывающую рифмовку.

Есенин также пользуется разными видами рифм: в завязке стихотворения читатель видит сочетание дактилической и мужской рифм, потом на смену дактилической приходит женская. Поскольку концовка текста перекликается с началом за счет яркого рефрена, автор возвращает в финале дактилическую рифму.

Изучая стихотворение «Низкий дом...», можно увидеть следующие тропы, используемые автором для передачи ностальгических чувств и создания запоминающихся деревенских пейзажей:

  • Эпитеты. Поэтические образы становятся более надрывистыми и печальными за счет приглушенной цветовой гаммы и неказистых описаний природы: «серенький ситец», «бедные небеса», «седые журавли», «тощие дали», «кривой ракитник», «дешевенький ситец».
  • Метафоры. Этот литературный троп добавляет изящности и живописности картинам сельской жизни: «ситец небес», «отзвучавшие в сумрак года».
  • Олицетворения. Чтобы сделать описание деревенских пейзажей действительно живым, поэт придает образам человечности, замечая, что луга и леса накрывают ситцем, а журавли могут видеть и слышать происходящее вокруг.

Итак, центральной «фигурой» стихотворения является образ дореволюционного села, ведущего размеренную жизнь. Детское восхищение миром и сельскими пейзажами явилось источником вдохновения для автора, живо и красочно описывающего детали родного края. Природа всегда была близка трогательной и хрупкой душе поэта, и в ней он видит отражение собственных эмоций и переживаний.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

Есенин свою малую родину, село на Рязанщине, в стихах вспоминал часто. Его ранние произведения идеализировали деревню, приукрашивали, накидывали на нее романтический флер. Стихотворения двадцатых годов, последнего периода жизни рано ушедшего поэта, напротив, пронизаны глубокой печалью, как бы покрыты «сереньким ситцем», который трудно отличить от савана. Одно из произведений последних лет - «Низкий дом с голубыми ставнями», дата написания которого, 1924 год, проставлена по времени первой публикации.

Главная тема стихотворения

Стихотворение являет собой признание поэта в любви к родительскому дому, появляющемуся в воспоминаниях из «сумрака» ушедших годов. Настроение лирического героя обозначено уже с первых строк: бедный, старый дом трогательно заботиться о своей красоте, украшая себя голубыми ставнями. Такая же грустная и трогательная любовь к нему мучительно тревожит сердце поэта. Ему печально, что теперь над ним «уж не юные веют года», и ушло былое восхищение родными местами, его заменила «нежность грустная русской души».

Есенинским узнаваемым образом поздней лирики стала журавлиная стая. И здесь она «с курлыканьем» улетает в седые дали. Поэт печалится о том, что под «бедными небесами», среди берези, цвети, да кривого и безлистого ракитника журавлиная жизнь была не сытной и даже опасной - легко было умереть «от разбойного свиста».

Как видим, былая сила, свежесть, «буйство глаз и половодье чувств» которые бурлили в ранних «деревенских» стихах поэта, уступили место печали, сожалению об ушедших годах. Стихи о деревне все так же красивы, но привлекают теперь читателя неяркой красотой, блеклыми красками вечного осеннего пейзажа. Дважды в стихотворении использован образ дешевого, серенького ситца, с которым сравниваются небеса. Бедность деревенской природы еще более трогают сердце поэта, а вслед за ним и читателя.

Лирический герой откровенно говорит о том, что он никогда не вернется в любимую «глушь», ведь возвращение туда значит для него «пропасть», быть забытым. Читатель играет роль случайного собеседника, перед которым не стыдно признаться в душевной слабости или в смертельной болезни. В стихотворении лирический герой искренен, как на исповеди, он окрывает читателю больную душу, в которой поселилась грусть.

Структурный анализ стихотворения

Размеренность слога с использованием трехстопного ямба позволяет настроиться на меланхолию лирического «я» поэта. Много протяжных гласных звуков в словах и союзах. Поэт стремится не прерывать однотонное течение поэтической речи, что наиболее полно отвечает тематике и задачам произведения. Акцент в стихотворной строке делается однажды, при отказе от перекресной рифмы, когда поэт признается, что хотел бы избавиться от мучающей его любви к родным местам, но «не может научиться» этому. Стихотворение эмоционально сильно окрашено, вызывает ответный отклик на лирическую исповедь.

Стихотворением «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенин открывает читателю тайные уголки своей души, жалуется на охватившую ее тоску, признается в вечной любви к родным местам.

Борис Леонидович Пастернак, без сомнения, один из величайших деятелей русской литературы 20-го века. Начав свой творческий путь как поэт-футурист, со временем Борис Пастернак отошел от этого жанра, не разделяя лозунгов об оторванности от творчества деятелей 19-го века, что позволило автору раскрыться в своем самобытном стиле. Его лирика полна проникновенности, образности, и примером этого может послужить стихотворение «Никого не будет в доме», написанное в 1931 году.

Стихотворение было издано в 1932 году в составе сборника «Второе рождение». Оно посвящено периоду жизни Пастернака, который можно охарактеризовать яркими и долгосрочными любовными отношениями с Зинаидой Нейгауз, ставшей его женой в год издания книги. На момент зарождения чувств возлюбленные уже состояли в собственных браках, причем муж Зинаиды – пианист Генрих Нейгауз – был близким другом Бориса Леонидовича. Разрыв с прежними семьями стал причиной тяжелых переживаний поэта, что и отразилось в данном стихотворении.

Отношения с Зинаидой Нейгауз были самыми длительными в жизни Пастернака. Даже после отдаления супругов друг от друга (после начала романа поэта с Ольгой Ивинской) Пастернак не решился разорвать отношения с женой, и она осталась с ним до его смерти в 1960-м году.

Направление, жанр, размер

На момент написания стихотворения Пастернак уже позиционировал себя как поэта, находящегося «вне групп», что чувствуется в теме и построении произведения, крайне далекого от идей футуризма и модернизма. Стихотворение является ярким примером любовной лирики, вдохновленной творчеством классиков Серебряного века. Однако оно лишено сентиментализма и легкомысленной романтики, которые свойственны литературе того времени.

«Никого не будет в доме» написано шестистопным хореем, для его структуры характерно использование автором перекрестной рифмы. Использование данного размера позволяет достигнуть необходимой ритмичности, имитирующей сердцебиение взволнованного героя.

Образы и символы

Образ лирического героя стихотворения – человек, находящийся в смятении, глубоко погруженный в свои мысли и переживания. Главное состояние, которое переживает персонаж – одиночество. Оно питается чувством вины мужчины (расставанием Пастернака со своей первой женой), неуверенность в будущем постепенно перерастает в душевное оцепенение. Героя окружают лишь тишина и темнота, в доме, помимо него, нет ничего и никого, «кроме сумерек».

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Первая половина стихотворения лишена какого-либо действия, она предназначена для создания образа одинокого, потерянного человека, глубоко погрузившегося в себя. Однако во второй его части, после момента, когда персонаж задумывается о причинах своих переживаний, автор вводит символ надежды героя – его возлюбленную. Не описывая ее в деталях, Пастернак создает лишь образ, который должен создавать резонанс со всем, что питало неуютную атмосферу, погружающую героя в его мрачные мысли. Появление возлюбленной символизирует веру мужчины в светлое будущее. Концовка стихотворения является открытой, поэтому надежды героя остаются его надеждами, что добавляет произведению чувственности.

Темы и настроения

Основная тема произведения – тема любви. Пастернак глубоко переживал ситуацию, возникшую после разрыва возлюбленных со своими прежними семьями, и эта ситуация является одним из ведущих лейтмотивов стихотворения. Герой корит себя за происходящие события, находится в неуверенности касательно своего будущего – отказавшись от прошлого, он находится в подвешенном состоянии, сомневается в правильности своего поступка.

Также очевидна тема одиночества: в борьбе с собой он один на один, и никто не может помочь ему сделать выбор.

Настроение стихотворения движется от тяжелого одиночества, почти перерастающего в отчаяние, до появления чувства надежды, которое спасает героя из его внутреннего заточения.

Идея

Основная мысль стихотворения – духовное возрождение лирического героя. Пастернак говорит о том, что в какой бы тяжелой ситуации он не оказался, всегда существует надежда на светлое будущее. Описывая свою глубокую потерянность и одиночество, он показывает, что погружение в себя может оторвать человека от жизни, посадить его под замок, и надежда – это то, что позволяет ему выйти из своей внутренней клетки.

Смысл произведения в триумфе любви над сомнениями, одиночеством и душевными метаниями человека. Приходит ОНА, и все вокруг, даже зима, приобретает нежные, легкие и приятные очертания, волшебные краски. Все, что было до этого прихода, — сон, последняя дымка которого растаяла в ночи.

Средства художественной выразительности

Передать настроение стихотворения помогает большое количество эпитетов, описывающих окружающую героя обстановку – он один в доме, все вокруг создает неуютную, беспокойную атмосферу, в которой личность переживает целый спектр эмоций – от отчаяния, питающейся его одиночеством, до ощущения надежды, возникающего у персонажа при мыслях о появлении его возлюбленной.

Пастернак использует детали, характерные для зимнего времени года, такие как снег, холод, иней, с их помощью достигая эффекта опустошенности, внутреннего оцепенения, подчеркивая изолированность, затерянность главного героя.

Большое количество белого цвета в данном описании придает ему значение «холодного» оттенка. Также автор активно использует анафору, такую, как «и опять завертит иней, и опять завертит мной..», «и опять кольнут..» для создания ощущения безысходности и последующего контраста со второй частью стихотворения.

Также, для подчеркивания образности стихотворения, Пастернак использует метафоры, такие как «вторженья дрожь», «промельк маховой», что позволяет читателю глубже окунуться в атмосферу произведения.

Однако в момент появления возлюбленной героя автор придает белому цвету другой характер – теперь он символизирует свет, простоту, еще раз подчеркивая ассоциацию героини с надеждой главного героя, его верой в будущее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!