Модификации изменчивости. Комбинаторная, мутационная и модификационная изменчивость. Механизм модификационной изменчивости

Непроизводные (первообразные) союзы не связаны по проис­хождению с другими частями речи. Это союзы типа а, но, и, да, или, что. Количество непроизводных союзов невелико, но частотность их употребления в речи достаточно высока.

Производные (непервообразные) союзы по происхождению связа­ны с другими частями речи. Так, одни союзы произошли от имен суще­ствительных: в силу того как, с тех пор как и т. п.; другие союзы по про­исхождению связаны с местоименными словами и наречиями: затем что, прежде чем и др.; некоторые союзы восходят к деепричастным формам глаголов: несмотря на то что, хотя и т. п. Количество произ­водных союзов велико, и морфологические разряды их разнообразны.

Глоссарий:

– производные и непроизводные союзы

– производные союзы таблица

– производные и непроизводные союзы таблица

– производные союзы

– непроизводные союзы


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизво­дные и производные предлоги. Непроизводные (первообразные) предлоги не связаны по проис­хождению с другими частями речи: в, до, от,...
  2. Подчинительные союзы соединяют грамматически неравноправ­ные части сложноподчиненного предложения (главную и зависимую), которые связаны подчинительной связью. Подчинительные союзы мо­гут выражать следующие отношения: – временные: когда, пока,...
  3. По структуре союзы делятся на простые и составные. Простые союзы состоят из одного слова (а, если, чем, когда), а со­ставные союзы - из нескольких слов...
  4. Союзы - служебные слова, которые выражают различные отноше­ния между равноправными членами простого предложения, оформля­ют связи между частями сложного предложения и осуществляют связи между отдельными предложениями...

Союзы — служебные слова, которые выражают различные отноше-ния между равноправными членами простого предложения, оформля-ют связи между частями сложного предложения и осуществляют связи между отдельными предложениями в составе текста.

Союзы, как слова, имеющие особую синтаксическую функцию, следует отличать от омонимичных им других частей речи — местои-мений, наречий, частиц. Союзы и омонимичные им сочетания часто имеют различное написание. Например, союз чтобы (пишется слит-но) и соч етание местоимения с частицей что бы (пишется раздельно); союз также и сочетание наречия так с частицей же; союзы зато, причем, отчего и др. пишутся в одно слово, а сочетания предлогов и местоимений пишутся раздельно: за то, при чем, от чего и т.п. На-пример: Что бы ни случилось, хочется, чтобы все остались друзьями.

Разряд союзов в современном русском языке постоянно пополняет-ся за счет других частей речи. Так, некоторые частицы стали выполнять функцию союзов: частица же может выступать в роли противительно-го союза, а частица бы — целевого союза и т.п.

В соответствии с типами связи союзы делятся на два основных разряда: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы соединяют грамматически равноправные единицы, которые связаны сочинительной связью. Это могут быть однородные члены предложения или равноправные части сложносо-чиненного предложения.

Сочинительные союзы могут выражать разные отношения между грамматически равноправными компонентами. В зависимости от типа этих отношений союзы делятся на группы:

  • соединительные: и, да (в значении ‘и’), и…и, ни…ни, как…таки;
  • противительные: а, но, да (в значении ‘но’), однако, зато, тогда как, если…то;
  • разделительные: или, либо, или…или, то…то, не то…не то;
  • градационные: не только…но и, не столько…сколько, не то чтобы…а, если не…то;
  • пояснительные: то есть, а именно;
  • присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причем.

Отношения, выражаемые различными типами сочинительных сою-зов, не всегда четко противопоставлены, некоторые союзы со смешанным значением могут выражать разные отношения. Например, к пояснитель-ным союзам, выражающим отношения пояснения, уточнения, (а именно, то есть) близки по значению некоторые градационные союзы, которые также выражают отношение противопоставления, сравнения (не толь-ко…но и), уточнения, пояснения (не то чтобы…а), а также некоторые присоединительные союзы с близким значением (также, притом).

Подчинительные союзы соединяют грамматически неравноправ-ные части сложноподчиненного предложения (главную и зависимую), которые связаны подчинительной связью. Подчинительные союзы мо-гут выражать следующие отношения:

  • временные: когда, пока, как только, перед тем как, после того как, прежде чем, до тех пор пока, с тех пор как;
  • причинные: потому что, оттого что, так как, поскольку, ибо, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, тем более что;
  • условные: если, когда, коли, коль скоро;
  • целевые: чтобы, для того, чтобы, с тем чтобы, дабы;
  • уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что;
  • следствия: так что;
  • сравнительные: как, будто, как будто, словно, точно, подобно, чем, нежели;
  • изъяснительные: что, как, чтобы, якобы.

Список подчинительных союзов не является полным, так как их количество велико, а типы их значений чрезвычайно разнообразны. Не-которые союзы могут совмещать несколько значений. Например, союз когда может быть и временным (Он придет, когда закончатся уроки), и условным (Когда бы я знал о твоей беде, пришел бы на помощь).

С точки зрения словообразования союзы делятся на непроизводные и производные.

Непроизводные (первообразные) союзы не связаны по проис-хождению с другими частями речи. Это союзы типа а, но, и, да, или, что. Количество непроизводных союзов невелико, но частотность их употребления в речи достаточно высока.

Производные (непервообразные) союзы по происхождению связа-ны с другими частями речи. Так, одни союзы произошли от имен суще-ствительных: в силу того как, с тех пор как и т.п.; другие союзы по про-исхождению связаны с местоименными словами и наречиями: затем что, прежде чем и др.; некоторые союзы восходят к деепричастным формам глаголов: несмотря на то что, хотя и т.п. Количество произ-водных союзов велико, и морфологические разряды их разнообразны. Материал с сайта

По структуре союзы делятся на простые и составные.

Простые союзы состоят из одного слова (а, если, чем, когда), а со-ставные союзы — из нескольких слов (так как, как будто, в то время как).

Некоторые составные союзы представляют собой сочетание простых союзов и указательных слов с предлогами (после того как, для того что-бы). Многие составные союзы превращаются в устойчивые словесные выражения, фразеологические единства, которые выступают средствами синтаксической связи: подобно тому как, вследствие того что.

Разновидностями составных союзов являются двойные и повто-ряющиеся союзы. Двойные союзы состоят из двух частей, располо-женных дистантно (то есть между частями двойного союза можно вста-вить одно или несколько слов): не только…но и, не то чтобы…а и т.п. Повторяющиеся союзы состоят из одинаковых частей: ни…ни, то… то, или…или.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • Список подчинительных союзов
  • доклад про литературу на тему союзы подчинительные
  • непроизводные союзы
  • типами подчинительная связь википедия
  • таблица союзы производные непротзводные

Г.Г. ГРАНИК,
Г.Н. ВЛАДИМИРСКАЯ,
Н.А. БОРИСЕНКО

Продолжение. См. № 39, 39, 40, 42/2004; 5, 6/2005

Союз

Глава из нового учебника курса «Русская филология»

7-й класс

V. Правописание производных союзов

Прочитайте два предложения.

1) Мишка так аппетитно грыз свою порцию, что Дениске тоже захотелось съесть с ним на пару горячую пахучую сардельку. 2) Поэтому он купил то же, что и Мишка. (По В.Драгунскому)

Как вы думаете, где здесь союз, а где похожее на него сочетание слов? От каких частей речи произошло слово тоже ?

Союзы, произведенные от других частей речи, называются производными.

Как же отличить производные союзы от тех частей речи, которые послужили для них строительным материалом?

Попробуйте применить один из следующих способов. Замените союз тоже синонимичными ему союзами также или и . Запишите получившиеся предложения. Сделайте вывод.

Теперь поработайте со вторым примером. Что такое то же? Из каких частей речи состоит это сочетание? Могут ли существовать эти два слова сами по себе? Попробуйте опустить же . Запишите новые предложения.

Запомните два оборота, которые всегда пишутся раздельно с частицей же : то же, что и; так же, как и.

Прежде чем применять правило, проверьте, нет ли в предложении этих оборотов.

А теперь познакомьтесь с правилом.

28. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните, как отличить союз от одинаково звучащих местоимений и наречий с частицей же .

1) Когда я был маленьким я очень любил ужинать со взрослыми. И моя сестренка Леля то(же) любила такие ужины не меньше, чем я. Конечно первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осм(?)лели. Леля стала вмешиват(?)ся в разговоры. Тараторила без конца. И я то(же) иной раз вставлял свои замечания. (М.Зощенко)

2) Мама зан(?)малась охраной окружающей нас среды и всюду была как бы при исполнени(?) служебных обяза(?)остей. Она (без)устали боролась за окружающую среду которую постоянно кто(нибудь) загр(?)знял. Папа работал в музе(?) экскурсоводом. За музейные ценности папа боролся так(же) как мама за окружающую среду. (По А.Алексину)

В копилку слов

как бы
без устали

Правописание производных союзов

Пишутся слитно союзы

Пишутся раздельно местоимения и наречия со служебными словами

1) также = тоже = и Одноклассники повторяли физику перед контрольной. Я также решил заглянуть в учебник (= и я решил заглянуть в учебник);

1)так же же можно опустить то же

Сегодня так же пасмурно, как и вчера;

2) зато = но

Морозило сильнее, зато (= но) было тихо;

2) за то за какое? или за что? за какое? Я спрятался за то дерево, что росло в отдалении;

3) чтобы = для того чтобы

Я пришел в библиотеку, чтобы (= для того чтобы) взять нужную книгу;

3) что бы бы можно опустить или переставить в другое место

Что бы я делал без вас? (= Что я делал (бы) без вас?);

4) оттого (что) = потому (что)
потому (что) = оттого (что)
поэтому = так что

Грустно, оттого что (= потому что) осень скоро. Пора браться за учебник, потому что (= оттого что) на носу контрольная. Будет дождь, поэтому (= так что) захвати зонт.

4) от того от какого?
по тому по какому?
по этому – по какому?

От какого?
От того места до города было уже недалеко.

По какому? По этому берегу идти опасно.

При применении этого правила прежде всего обращайте внимание на смысл.

Возьмем пример из таблицы: Я спрятался за то дерево, что росло в отдалении. Подумайте, ведь есть то дерево, за которое я спрятался. К слову то можно задать вопрос определения (за какое дерево ?). Значит, за – это предлог, относящийся к существительному дерево , а то указательное местоимение. Это два разных слова, и пишутся они отдельно.

В предложении Морозило сильнее, зато было тихо есть противопоставление. Здесь зато противительный союз, у него есть синоним – союз но . Это одна и та же часть речи, зато пишем слитно.

Теперь составим на основе этих рассуждений и таблицы самоинструкцию.

Самоинструкция

Чтобы отличить производные союзы от сходно звучащих сочетаний слов:

1) проверяю, нет ли в предложении оборотов то же, что и; так же, как и ; помню, что слова в этих оборотах пишутся раздельно;

29.1. Перепишите пословицы, расставляя знаки препинания. Над выделенными словами укажите часть речи. Устно объясните правописание.

I. Русские пословицы.

1. Коротко да ясно оттого и прекрасно.
2. С кем поведешься от того и наберешься.
3. За чем пойдешь то и найдешь.
4. Не за то волка бьют что сер а за то что овцу съел.

II. Восточные пословицы.

1. Приятная шутка в разговоре то же что и соль в пище.
2. Разумный знает что за чем следует.
3. Когда много людей говорят одно и то же это похоже на правду.
4. Иметь холодную голову так же необходимо как и горячее сердце.

29.2. Объясните смысл каждой пословицы.

30. Запишите пары предложений, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

1) Что(бы) он ни говорил его слушали затаив дыхание. – Что(бы) такое сделать что(бы) всех удивить?

2) Я написал в сочинении то(же) что и мой сосед. – За что и получил то(же) двойку.

3) Это надо сделать (во)что(бы)то(ни)стало. – Во что(бы) нам поиграть что(бы) было не скучно?

4) Все повторяли физику перед контрольной. Я так(же) решил заглянуть в учебник. – В моем дневнике так(же) уныло и пасмурно как в самый ненастный осенний день.

5) Учитель спросил (по)чему в классе так шумно. – Ученик не понял (по)чему следует готовить урок: по лекции учителя или по учебнику.

ПЕРЕМЕНА

Мишка покачал головой:
– Сегодня мне из школы опаздывать нельзя. Сегодня папа дежурный.
Я сказал:
По чему ?
– Его очередь.
– Нет, – сказал я, – ты не понял. Я спрашиваю: по какому делу твой папа дежурный? По чему ? По уборке ? Или по накрыванию на стол?
По мне , – сказал Мишка. – Папа дежурит по мне . Они с мамой так установили очередь: один день мама, другой папа. Сегодня папа. Уже небось приехал с работы кормить меня обедом, а сам спешит, ведь ему обратно надо!

(В.Драгунский)

31. Объясните правописание выделенных в тексте слов.

32. Продолжите предложения так, чтобы у вас получились маленькие, но интересные тексты.

1. Однажды на морской берег выбросило стари(?)ую, затянутую тиной бутылку с письмом. (По)этому письму мы и узнали, что... .

2. На краю кладбища стоял странный дом. (При)том доме было... .

3. Вдруг (в)далеке пок(?)залось что(то) большое и темное. Тут(же) все стали строить догадки, что(бы) это такое могло быть.

Если у вас не было ошибок, то следующие два задания вы можете пропустить. Если же ошибки были, продолжайте тренировку.

33. «Достройте» предложения в зависимости от смысла.

1. Мы все любили этого неуклюжего щенка за то...
Мы все любили этого неуклюжего щенка, зато...

2. Я перешел овраг по тому...
Я перешел овраг, потому...

3. Человек шел, задумавшись, по этому...
Человек шел, задумавшись, поэтому...

4. Лодка легко скользила от того...
Лодка легко скользила оттого...

34. Расставьте знаки препинания и раскройте скобки в отрезках предложений. «Достройте» отрезки до предложений.

1). ...украшают город маленькие зеленые дворики так(же) придают ему...
2) ...украшают детскую площадку в сквере они встречаются то(же).
3) Сейчас птицы так(же) охотно поселяются в центре города как...
4) ...ездил не только в Африку в Индию он то(же)...
5) ... прекрасно катался на коньках на лыжах он так(же)...

35.1. Прочитайте текст.

Не все знают, что в свободное от писательства время классики имели множество увлечений.
Круг интересов Пушкина в зрелые годы был очень широк. Он изучал не только литературу и философию, но и астрономию, математику, разбирался в теории вероятностей.
Крылов то(же) увлекался математикой и мог в уме производить сложные математические подсчеты. Кроме литературного дара, баснописец обладал незаурядными музыкальными способностями. Особенно он преуспел в игре на скрипке и одно время был первой скрипкой в оркестре, а впоследствии давал и сольные концерты.
Тургенев любил играть в шахматы и однажды был избран вице-президентом шахматного турнира. То(же) самое увлечение разделял и Л.Н. Толстой, считая шахматы средством развития умственных способностей.
Л.Н. Толстой имел пристрастие и к цветам, он сам сажал и выращивал их. На столе у него всегда стояли букеты. Так(же) он любил географические карты, часто рассматривал их, так как сам путешествовать не любил и выезжал из Ясной Поляны редко. Чехов, так(же) как и Толстой, очень любил цветы, всегда сажал их у себя в имении и в шутку просил найти ему место садовника, считая, что это прибавит ему десять лет жизни.
Спорт так(же) входил в список увлечений русских писателей. Пушкин, Лермонтов и Чехов любили гимнастику и с удовольствием тренировали не только свои мысли и чувства, но и тело. Прекрасными физическими возможностями обладал Л.Н. Толстой. Он играл в теннис и в городки, занимался гимнастикой и борьбой, очень увлекался конькобежным спортом. В 65 лет Л.Н. Толстой научился ездить на велосипеде и через год совершил велосипедную поездку из Москвы в Ясную Поляну.
Зная о том, сколь разнообразными были увлечения классиков, каждый теперь сможет сказать о великих, что ничто человеческое не было им чуждо.

(По Л.Г. Гинзбург, Е.Б. Кононовой)

35.2. Найдите в тексте предложения с производными союзами. Объясните их правописание. Что соединяют эти союзы?

35.3. Проверьте свою память: сколько фактов из прочитанного текста вы можете вспомнить, не заглядывая в книгу? Запишите эти факты так, как запомнили. Употребили ли вы в своем тексте для связи предложений союзы тоже, также ?

В копилку слов

впоследствии
вице-президент
тренироваться

ПЕРЕМЕНА

Текст, с которым вы сейчас работали, взят из книги Л.Г. Гинзбург, Е.Б. Кононовой «Занимательное литературоведение». В ней вы можете прочитать интересные факты из жизни русских писателей ХIХ–ХХ вв.: об их привычках, деталях быта, истории создания произведений. Прочитайте еще один отрывок из этой книги.

И в еде у писателей были своеобразные пристрастия. Так, Пушкин в еде был неприхотлив. Он очень любил ряженку и варенец с сахаром и сухарями, а также топленое молоко, печеный картофель и чай, которого всегда пил много, особенно после бани, которую также очень любил. Лев Толстой тоже был воздержан в еде, особенно в последние годы жизни, когда стал вегетарианцем.
А вот Державин, Крылов, Гоголь и А.Н. Толстой любили «хорошо покушать», были гурманами. Их неумеренность в еде часто являлась поводом для семейных ссор и анекдотов. Долгое время даже существовала версия, что Крылов умер, объевшись блинами, которые он любил больше всего на свете. На самом же деле он умер от крупозного воспаления легких. Гоголь также ел очень много, особенно сладостей. Особым гурманом был А.Н. Толстой. Он говорил, что, хорошо поработав, имеет право и хорошо поесть. Посещая дорогие рестораны, он заказывал каждое блюдо по два-три раза. Еда всегда была для него в числе жизненных удовольствий.

В копилку слов

вегетарианец

36.1. Прочитайте заголовок. Можно ли по этому заголовку предугадать содержание текста? После того как вы прочитаете рассказ, придумайте свои варианты заголовка.

ХЛОРОФИЛЛ

Только два предмета мне интересны – зоология и ботаника. Остальное – нет.
Впрочем история мне то(же) интересна но только не (по)тому учебнику который мы проходим.
Я очень огорчаюсь что плохо учусь. Но не знаю что(бы) нужно сделать что(бы) этого не было.

Даже по ботанике у меня тройка. А уж этот предмет я отлично знаю. Прочитал много книг и даже сделал гербарий – альбом, в котором наклеены листочки, цветы и травы.
Учитель ботаники что-то рассказывает в классе. Потом говорит:
– А почему листья зеленые? Кто знает?
В классе молчание.
– Я поставлю пятерку тому, кто знает, – говорит учитель.
Я знаю (по)чему листья зеленые но молчу. Я не хочу быть выскочкой. Пусть отвечают первые ученики. Кроме того, я не нуждаюсь в пятерке. Что она будет торчать среди моих двоек и троек?
Учитель вызывает первого ученика. Но тот не знает.
Тогда я небрежно поднимаю руку.
– Ах, вот как, – говорит учитель, – вы знаете. Ну, скажите...
– Листья зеленые, – говорю я, – (от)того что в них имеется красящее вещество хлорофилл.
Учитель говорит:
– Прежде чем вам поставить пятерку я должен узнать (по)чему вы не подняли руку сразу.

Я молчу. На это очень трудно ответить.
– Может быть, вы не сразу вспомнили? – спрашивает учитель.
– Нет, я сразу вспомнил.
– Может быть, вы хотели быть выше первых учеников?
Я молчу. Укоризненно качая головой, учитель ставит пятерку.

(По М.Зощенко)

36.2. Понятно ли вам поведение героя рассказа? А учителя? Как бы вы ответили на вопрос, почему мальчик молчал?

36.3. Выпишите предложения, выделенные курсивом. Раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. К слову, которое может писаться по-другому, подберите противоположную пару и составьте с этим словом предложение.

Вот так: Впрочем, история мне тоже интересна... – Я прочел дважды то же самое место.

В копилку слов

выскочка
гербарий
укоризненно

VI. Морфологический разбор союза

Запомните порядок разбора союза как части речи.

1. Часть речи. Указать, что соединяет союз: однородные члены, или части сложносочиненного, или части сложноподчиненного предложения, или отдельные предложения в тексте.

2. Морфологические признаки:

а) сочинительный или подчинительный;
б) разряд по значению;
в) простой или составной.

Разберем пример:

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки
Чугунные пушки глядят.

(М.Ю. Лермонтов)

Лишь – союз, соединяет части сложноподчиненного предложения; подчинительный, временной, простой.

И – союз, соединяет части сложносочиненного предложения; сочинительный, соединительный, простой.

37.1. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Каждый знает что алхимия это наука представляющая собой смесь химии и магии.
С упорством достойным лучшего пр(?)менения алхимики искали филосо(?)ский камень. Считалось что с его помощ(?)ю обычные (не)благородные металлы пр(?)вратятся в золото и серебро. Он так(же) должен был помоч(?) в создании эликсира долголетия.
Но (не)только алхимики верили в филосо(?)ский камень. Короли которые вечно нуждались в деньгах брали алхимиков к себе на службу надеясь пополнить иску(?)твенным золотом свою пустую казну. Что(бы) придворный алхимик не сбежал к другому королю его обыкнове(?)о держали (в)заперти, как пленника.

(По М.Ильину)

37.2. Сделайте морфологический разбор союзов из этого текста.

Теперь потренируемся

38.1. Ответьте на вопросы.

1. Какая часть речи называется союзом?
2. На какие два разряда делятся союзы?
3. Назовите разряды сочинительных союзов по значению. Указывая разряд, называйте все союзы, входящие в него.
4. Какие союзы называются двойными? Какие повторяющимися? Как ставятся знаки препинания при этих союзах?
5. На какие разряды делятся подчинительные союзы в зависимости от значения? Не забывайте приводить примеры.
6. Почему союзы называют словами-связистами?
7. Как отличить на письме производные союзы тоже, также, чтобы, зато, потому что, оттого что от сходно звучащих сочетаний слов? Расскажите самоинструкцию, приведите примеры.

38.2. Повторите:

1. Союз – это...
2. Союзы делятся на два больших разряда: ...
3. Сочинительные союзы по значению делятся на...
4. Двойные союзы – ... Повторяющиеся союзы – это... Запятые ставятся...
5. Подчинительные союзы по значению делятся на...
6. Союзы связывают не только члены предложения или части сложного предложения, но и...
7. Чтобы отличить производные союзы от сходно звучащих сочетаний слов, нужно...

3. 1: 1) а, в; 2) б; 3) в; 4) г; 5) б, г; 6) а, г.

4.1. В предложениях 1, 3 или – одиночный разделительный союз, поэтому запятая перед ним не ставится. В предложениях 2, 4, 5 или присоединяет приложение (или семи чудес света; или крокодилов; или превращение). Приложение, присоединяемое союзом или , с двух сторон выделяется запятыми.

5. Запятая перед или ставится во всех отрезках, кроме 1-го.

7. 1) Указательным словом те начинается главная часть сложного предложения, союзным словом которые – придаточная, которая разрывает главную. Это сложноподчиненное предложение-«матрешка». Когда придаточная часть закончится, надо поставить запятую, потому что дальше пойдет продолжение главной, в котором будет дана характеристика подлежащего те .

2) Предложение простое, восклицательное. Междометие ах не входит в грамматическую структуру предложения. Дальше, очевидно, будет назван член предложения, к которому относится определение какой .

3) Возможны два варианта: или предложение простое, вопросительное, или сложноподчиненное, повествовательное. В последнем случае после придаточной части ставится запятая.

8. 1) В предложении будет какое-то пояснение, разъяснение; перед то есть ставится запятая.

2) Союз зато сигнализирует о противопоставлении. Грамматическую структуру предложения предсказать однозначно нельзя: это может быть или простое предложение с однородными членами, или сложносочиненное предложение. В любом случае перед зато ставится запятая, так как это противительный союз.

3) Союз ни – ни говорит о том, что в предложении имеется усиленное отрицание. Он может соединять либо однородные члены (как главные, так и второстепенные), либо части сложного предложения.

15. 1) ...дождь, однако, не... 2) ...пора бы прекратиться, он, однако, ... 3) ...усмехнулся, однако чело... 4) ...аллигаторы, или крокодилы, живут... 5) ...или она дергала за хвост, или нападала...

17.1. Предложения под номерами 3, 5 могут быть по структуре как простыми (по цели высказывания вопросительными), так и сложными (первая часть – придаточная, начинающаяся союзным словом).

20. 1 – в, г; 2 – а, г; 3 – в; 4 – б; 5 – а, б; 6 – б, в; 7 – в.

22.1. Предложение сложноподчиненное, первая часть – придаточная, обозначающая условие, при котором совершается действие главной части.

2. Придаточная часть находится перед главной. Она осложнена обособленным определением, если далее следует: 1) определяемое слово – личное местоимение или 2) определяемое слово – существительное и определение – имеет добавочное обстоятельственное значение. Например: Когда, утомленные, мы сели отдохнуть, до станции было уже недалеко. Или: Когда, утомленные жарой, путники ... Если добавочного обстоятельственного значения нет, определение не обособляется (Когда утомленные жарой путники...).

3. Предложение сложноподчиненное, придаточная часть стоит после главной, присоединена подчинительным союзом как. Придаточное осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием или деепричастным оборотом, поэтому после как ставим запятую и ждем, когда закончится оборот.

24.2. Окончание легенды:

...и там, погрузившись в ванну, заметил, что количество воды, переливающейся через край, равно количеству воды, вытесненной его телом. Это наблюдение подсказало Архимеду решение задачи о короне, и он, не медля ни секунды, выскочил из ванны и, как был нагой, бросился домой, крича во весь голос о своем открытии: «Эврика! Эврика!» – что в переводе с греческого означало: «Нашел! Нашел!».
Теперь Архимед знал, как решить задачу. Для этого он сделал два слитка: один из золота, другой из серебра, каждый такого же веса, как и корона. Затем поочередно он положил их в сосуд с водой и отметил, насколько поднялся ее уровень в обоих случаях. Опустив в воду корону, Архимед установил, что ее объем превышает объем слитка.
Вот так Архимед, если верить легенде, нашел решение задачи Гиерона.

Древнегреческий философ, по преданию , жил в бочке. На самом же деле Диоген не мог жить в бочке, так как древним грекам она была просто неизвестна. Пристанищем философу служил глиняный сосуд – пифос . Именно такие сооружения были найдены при археологических раскопках.
Обычно пифосы высотой 1,5–2 метра полностью закапывали в землю и использовали для хранения зерна. Диоген же разместил свой «дом» на центральной площади города Коринфа и, находясь в нем или же рядом с ним , лежа давал всем проходящим, зачастую помимо их желания, советы по поводу того, как достичь духовной свободы. За такую назойливость и острый язык его даже прозвали «циником», что в переводе с греческого означало «собака».
Однако слава его постепенно росла, и многие горожане и приезжий люд стали приходить к нему, дабы испросить совета. Легендарный Александр Македонский также , будучи в Коринфе, отправился к мудрецу и спросил, не может ли он сделать что-нибудь для него. В ответ дерзкий философ, не задумываясь, попросил царя не загораживать ему утреннее солнце.

30. Что бы. Что бы, чтобы.

2. То же, что и. Тоже.
3. Во что бы то ни стало. Во что бы, чтобы.
4. Также. Так же..., как.
5. Почему. По чему.

34. Возможные варианты предложений:

1. Скверы украшают город, маленькие зеленые дворики также придают ему красивый вид.
2. Деревянные скульптуры украшают детскую площадку, в сквере они встречаются тоже.
3. Сейчас птицы так же охотно поселяются в центре города, как и в лесу.
4. Ученый-археолог ездил не только в Африку, в Индию он тоже ездил.
5. Мальчик прекрасно катался на коньках, на лыжах он также хорошо ходил.

* Ответы даются не ко всем, а только к наиболее трудным заданиям, прежде всего к тем, которые связаны с механизмом прогнозирования. Задания 3.1; 4.1; 5, 7, 8, 15; 17.1; 22.1; 24.2; и 27.2 опубликованы в № 5, 6 /2005.

§1. Общая характеристика союзов

Союз - это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.

Союзы - неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

§2. Образование союзов

Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
  • Производные образованы по-разному:
    • соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
    • соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы
    • соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока
      от других частей речи: хотя, чтобы

§3. Строение союзов

По строению союзы делятся на простые и составные:

  • Простые : и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом и др., состоящие из одного слова.
  • Составные : так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что . Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…

§4. Функция (роль) союзов. Разряды по значению

Функция (роль) союзов - выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.

Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

Сочинительные союзы. Разряды по значению

  1. Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а , но , да (=но: хорош собой, да беден), однако , зато
  4. Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные*: то есть, а именно
  6. Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем

* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.

Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

Подчинительные союзы. Разряды по значению

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, ли, как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

Внимание:

Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:

Передай ему, чтобы он не звонил: меня не будет дома.
чтобы - изъяснительный союз

Чтобы порадовать маму, он вымыл посуду, оставшуюся в раковине с утра.
чтобы - целевой союз

Когда учитель вошел в класс, Мишка разговаривал по телефону.
когда - временной союз

Я не знаю, когда он позвонит.
когда - изъяснительный союз

Когда он не хочет ничего понимать, как ему объяснишь?
когда - условный союз

Внимание:

Многие союзы имеют омонимичные формы, что создает проблемы в их различении и правильном написании. См. ЕГЭ: "A, В, С" - всё для подготовки. А18. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего служат союзы?

    • Для связи слов в предложении
    • Для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и отдельных предложений в тексте
  2. Есть ли различие между сочинительными и подчинительными союзами?

  3. Верно ли считать, что простые союзы сочинительные, а составные - подчинительные?

  4. Верно ли считать, что простые союзы употребляются в простых предложениях, а составные - в сложных?

  5. Какая синтаксическая связь выражает равноправные отношения элементов?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  6. Какая синтаксическая связь выражает неравноправные отношения элементов, при которой один зависит от другого?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  7. Сочинительные или подчинительные союзы выражают сочинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  8. Сочинительные или подчинительные союзы выражают подчинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  9. Существуют ли в русском языке многозначные союзы?

  10. Верно ли, что у многих союзов есть омонимы?

  11. Производными или непроизводными являются союзы: и, а, но, или, как - ?

    • Производными
    • Непроизводными

Изменчивость – это возникновение индивидуальных различий. На основе изменчивости организмов появляется генетическое разнообразие форм, которые в результате действия естественного отбора преобразуются в новые подвиды и виды. Различают изменчивость модификационную, или фенотипическую, и мутационную, или генотипическую.

ТАБЛИЦА Сравнительная характеристика форм изменчивости (Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.,1991)

Формы изменчивости Причины появления Значение Примеры
Ненаследственная модификационная (фенотипическая) Изменение условий среды, в результате чего организм изменяется в пределах нормы реакции, заданной генотипом Адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства Белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана. Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми

Мутационная
Влияние внешних и внутренних мутагенных факторов, в результате чего происходит изменение в генах и хромосомах Материал для естественного и искусственного отбора, так как мутации могут быть полезные, вредные и безразличные, доминантные и рецессивные Появление полиплоидных форм в популяции растений или у некоторых животных (насекомых, рыб) приводит к их репродуктивной изоляции и образованию новых видов, родов – микроэволюции
Наследственная (генотипическая)
Комбинатнвная
Возникает стихийно в рамках популяции при скрещивании, когда у потомков появляются новые комбинации генов Распространение в популяции новых наследственных изменений, которые служат материалом для отбора Появление розовых цветков при скрещивании белоцветковой и красноцветковой примул. При скрещивании белого и серого кроликов может появиться черное потомство
Наследственная (генотипическая)
Соотносительная (коррелятивная)
Возникает в результате свойства генов влиять на формирование не одного, а двух и более признаков Постоянство взаимосвязанных признаков, целостность организма как системы Длинноногие животные имеют длинную шею. У столовых сортов свеклы согласованно изменяется окраска корнеплода, черешков и жилок листа

Модификационная изменчивость

Модификационная изменчивость не вызывает изменений генотипа, она связана с реакцией данного, одного и того же генотипа на изменение внешней среды: в оптимальных условиях выявляется максимум возможностей, присущих данному генотипу. Так, продуктивность беспородных животных в условиях улучшенного содержания и ухода повышается (надои молока, нагул мяса). В этом случае все особи с одинаковым генотипом отвечают на внешние условия одинаково (Ч. Дарвин этот тип изменчивости назвал определенной изменчивостью). Однако другой признак – жирность молока – слабо подвержен изменениям условий среды, а масть животного – еще более устойчивый признак. Модификационная изменчивость обычно колеблется в определенных пределах. Степень варьирования признака у организма, т. е. пределы модификационной изменчивости, называется нормой реакции.

Широкая норма реакции свойственна таким признакам, как удои молока, размеры листьев, окраска у некоторых бабочек; узкая норма реакции – жирности молока, яйценоскости у кур, интенсивности окраски венчиков у цветков и др.

Фенотип формируется в результате взаимодействий генотипа и факторов среды. Фенотипические признаки не передаются от родителей потомкам, наследуется лишь норма реакции, т. е. характер реагирования на изменение окружающих условий. У гетерозиготных организмов при изменении условий среды можно вызвать различные проявления данного признака.

Свойства модификаций: 1) ненаследуемость; 2) групповой характер изменений; 3) соотнесение изменений действию определенного фактора среды; 4) обусловленность пределов изменчивости генотипом.

Генотипическая изменчивость

Генотипическая изменчивость подразделяется на мутационную и комбинативную. Мутациями называются скачкообразные и устойчивые изменения единиц наследственности – генов, влекущие за собой изменения наследственных признаков. Термин «мутация» был впервые введен де Фризом. Мутации обязательно вызывают изменения генотипа, которые наследуются потомством и не связаны со скрещиванием и рекомбинацией генов.

Классификация мутаций. Мутации можно объединять, в группы – классифицировать по характеру проявления, по месту или, по уровню их возникновения.

Мутации по характеру проявления бывают доминантными и рецессивными. Мутации нередко понижают жизнеспособность или плодовитость. Мутации, резко снижающие жизнеспособность, частично или полностью останавливающие развитие, называют полулетальными а несовместимые с жизнью – летальными. Мутации подразделяют по месту их возникновения. Мутация, возникшая в половых клетках, не влияет на признаки данного организма, а проявляется только в следующем поколении. Такие мутации называют генеративными. Если изменяются гены в соматических клетках, такие мутации проявляются у данного организма и не передаются потомству при половом размножении. Но при бесполом размножении, если организм развивается из клетки или группы клеток, имеющих изменившийся – мутировавший – ген, мутации могут передаваться потомству. Такие мутации называют соматическими.

Мутации классифицируют по уровню их возникновения. Существуют хромосомные и генные мутации. К мутациям относится также изменение кариотипа (изменение числа хромосом).. Полиплоидия – увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному набору. В соответствии с этим у растений различают триплоиды (Зп), тетраплоиды (4п) и т. д. В растениеводстве известно более 500 полиплоидов (сахарная свекла, виноград, гречиха, мята, редис, лук и др.). Все они выделяются большой вегетативной массой и имеют большую хозяйственную ценность.

Большое многообразие полиплоидов наблюдается в цветоводстве: если одна исходная форма в гаплоидном наборе имела 9 хромосом, то культивируемые растения этого вида могут иметь 18, 36, 54 и до 198 хромосом. Полиплоиды пблучают в результате воздействия на растения температуры, ионизирующей радиации, химических веществ (колхицин), которые разрушают веретено деления клетки. У таких растений гаметы диплоидны, а при слиянии с гаплоидными половыми клетками партнера в зиготе возникает триплоидный набор хромосом (2п + п = Зп). Такие триплоиды не образуют семян, они бесплодны, но высокоурожайны. Четные полиплоиды образуют семена.

Гетероплоидия – изменение числа Хромосом, не кратное гаплоидному набору. При этом набор хромосом в клетке может быть увеличен на одну, две, три хромосомы (2п + 1; 2п + 2; 2п + 3) или уменьшен на одну хромосому (2л-1). Например, у человека с синдромом Дауна оказывается одна лишняя хромосома по 21-й паре и кариотип такого человека составляет 47 хромосом У людей с синдромом Шерешевского – Тернера (2п-1) отсутствует одна Х-хромосома и в кариотипе остается 45 хромосом. Эти и другие подобные отклонения числовых отношений в кариотипе человека сопровождаются расстройством здоровья, нарушением психики и телосложения, снижением жизнеспособности и др.

Хромосомные мутации связаны с изменением структуры хромосом. Существуют следующие виды перестроек хромосом: отрыв различных участков хромосомы, удвоение отдельных фрагментов, поворот участка хромосомы на 180° или присоединение отдельного участка хромосомы к другой хромосоме. Подобное изменение влечет за собой нарушение функции генов в хромосоме и наследственных свойств организма, а иногда и его гибель.

Генные мутации затрагивают структуру самого гена и влекут за собой изменение свойств организма (гемофилия, дальтонизм, альбинизм, окраска венчиков цветков и т. д.). Генные мутации возникают как в соматических, так и в половых клетках. Они могут быть доминантными и рецессивными. Первые проявляются как у гомозигот, так и. у гетерозигот, вторые – только у гомозигот. У растений возникшие соматические генные мутации сохраняются при вегетативном размножении. Мутации в половых клетках наследуются при семенном размножении растений и при половом размножении животных. Одни мутации оказывают на организм положительное действие, другие безразличны, а третьи вредны, вызывая либо гибель организма, либо ослабление его жизнеспособности (например, серповидноклеточная анемия, гемофилия у человека).

При выведении новых сортов растений и штаммов микроорганизмов используют индуцированные мутации, искусственно вызываемые теми или иными мутагенными факторами (рентгеновские или ультрафиолетовые лучи, химические вещества). Затем проводят отбор полученных мутантов, сохраняя наиболее продуктивные. В нашей стране этими методами получено много хозяйственно перспективных сортов растений: неполегающие пшеницы с крупным колосом, устойчивые к заболеваниям; высокоурожайные томаты; хлопчатник с крупными коробочками и др.

Свойства мутаций:

1. Мутации возникают внезапно, скачкообразно.
2. Мутации наследственны, т. е. стойко передаются из поколения в поколение.
3. Мутации ненаправденны – мутировать может любой локус, вызывая изменения как незначительных, так и жизненно важных признаков.
4. Одни и те же мутации могут возникать повторно.
5. По своему проявлению мутации могут быть полезными и вредными, доминантными и рецессивными.

Способность к мутированию – одно из свойств гена. Каждая отдельная мутация вызывается какой-то причиной, но в большинстве случаев эти причины неизвестны. Мутации связаны с изменениями во внешней среде. Это убедительно доказывается тем, что путем воздействия внешними факторами удается резко повысить их число.

Комбинативная изменчивость

Комбинативная наследственная изменчивость возникает в результате обмена гомологичными участками гомологичных хромосом в процессе мейоза, а также как следствие независимого расхождения хромосом при мейозе и случайного их сочетания при скрещивании. Изменчивость может быть обусловлена не только мутациями, но и сочетаниями отдельных генов и хромосом, новая комбинация которых при размножении приводит к изменению определенных признаков и свойств организма. Такой тип изменчивости называют комбинативной наследственной изменчивостью. Новые комбинации генов возникают: 1) при кроссинговере, во время профазы первого мейотического деления; 2) во время независимого расхождения гомологичных хромосом в анафазе первого мейотического деления; 3) во время независимого расхождения дочерних хромосом в анафазе второго мейотического деления и 4) при слиянии разных половых клеток. Сочетание в зиготе рекомбинированных генов может привести к объединению признаков разных пород и сортов.

В селекции важное значение имеет закон гомблогических рядов наследственной изменчивости, сформулированный советским ученым Н. И. Вавиловым. Он гласит: внутри разных видов и родов, генетически близких (т. е. имеющих единое происхождение), наблюдаются сходные ряды наследственной изменчивости. Такой характер изменчивости выявлен у многих злаков (рис, пшеница, овес, просо и др.), у которых сходно варьируют окраска и консистенция зерна, холодостойкость и иные качества. Зная характер наследственных изменений у одних сортов, можно предвидеть сходные изменения у родственных видов и, воздействуя на них мутагенами, вызывать у них подобные полезные изменения, что значительно облегчает получение хозяйственно ценных форм. Известны многие примеры гомологической изменчивости и у человека; например, альбинизм (дефект синтеза клетками красящего вещества) обнаружен у европейцев, негров и индейцев; среди млекопитающих – у грызунов, хищных, приматов; малорослые темнокожие люди – пигмеи – встречаются в тропических лесах экваториальной Африки, на Филиппинских островах и в джунглях полуострова Малакки; некоторые наследственные дефекты и уродства, присущие человеку, отмечены и у животных. Таких животных используют в качестве модели для изучения аналогичных дефектов у человека. Например, катаракта глаза бывает у мыши, крысы, собаки, лошади; гемофилия – у мыши и кошки, диабет – у крысы; врожденная глухота – у морской свинки, мыши, собаки; заячья губа – у мыши, собаки, свиньи и т. д. Эти наследственные дефекты – убедительное подтверждение закона гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

Таблица. Сравнительная характеристика форм изменчивости (Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.,1991)

Характеристика Модификационная изменчивость Мутационная изменчивость
Объект изменения Фенотип в пределах нормы реакции Генотип
Отбирающий фактор Изменение условий окружающей
среды
Изменение условий окружающей среды
Наследование при
знаков
Не наследуются Наследуются
Подверженность изменениям хромосом Не подвергаются Подвергаются при хромосомной мутации
Подверженность изменениям молекул ДНК Не подвергаются Подвергаются в случае
генной мутации
Значение для особи Повышает или
понижает жизнеспособность. продуктивность, адаптацию
Полезные изменения
приводят к победе в борьбе за существование,
вредные – к гибели
Значение для вида Способствует
выживанию
Приводит к образованию новых популяций, видов и т. д. в результате дивергенции
Роль в эволюции Приспособление
организмов к условиям среды
Материал для естественного отбора
Форма изменчивости Определенная
(групповая)
Неопределенная (индивидуальная), комбинативная
Подчиненность закономерности Статистическая
закономерность
вариационных рядов
Закон гомологических
рядов наследственной изменчивости