Что значит благородные чувства. Cочинение «Благородные чувства Гринева в контексте современности. Тематическое направление «Разум и чувство»

Данный урок проводится в 6 классе как заключительный по теме "И.А. Крылов. Басни". Проверяются прочные теоретические знания о басне и их практическое применение в процессе интерпретации разных авторов. А также идёт обучение навыкам анализа художественных произведений на основе целостного восприятия и выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: И.А. Крылов. Заключительный урок. Особенности жанра басни. (слайд1)

Цели: Формирование прочных теоретических знаний о басне и практического применения в процессе интерпретации басни разных авторов.

Обучение навыкам анализа художественных произведений на основе целостного восприятия и выразительного чтения.

Показать самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений.

Ход урока:

1.Чтение центона учителем:

Зубастой Щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

И чист, и нежен, и высок»,

По частью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

Как называется такое произведение? (Центон)

А что такое центон? (У древних римлян одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которое называли центонами.)

Выражая своё уважение к знаменитому поэту, мы проводим заключительный урок, на котором подведём итоги нашей работе по изучению особенностей жанра басен.

Когда мы слышим слово «басня», то сразу вспоминаем И.А. Крылова, однако история басни начинается не с него. Басня - один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в 7 веке до нашей эры.

2. Доклад об Эзопе.(слайд 2)

Эзоп сочинял басни, потому что был раб, и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». Рабом он был от природы: во- первых он был варвар, во- вторых урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твёрдому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни. На острове Самосее жил простак-философ Ксанф. Увидел он трёх рабов на продаже: двое были красавцы, а третий - Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый и второй сказали: «Всё». А Эзоп сказал: «Ничего». «Как так?» «Да вот мои товарищи всё уже умеют, мне ничего не оставили». «Хочешь, я куплю тебя?» «А тебе не всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». «Ты всегда такой разговорчивый?» «За говорящих птиц тоже платят». «Да ты ведь не птица, ты урод». «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.

Талантливый баснописец погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев.

3.Доклад о других баснописцах. (слайд 3,4,5)

К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен, он заключил басню в стихотворную форму. В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Немецкий драматург Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводит в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Что составляет истинную награду писателю? - спрашивал Сумароков и отвечал: - Убедительная надежда передать всю душу свою потомству и после смерти жить своим творением».

Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.

Басни древних поэтов своей значимостью всегда привлекали внимание русских баснописцев, в частности Крылов брал древние сюжеты и обрабатывал их.

Древняя Греция (6 в. До н.э.) - Эзоп (слайд 6)

Древний Рим (1в.) - Федр

Франция (17в.)- Лафонтен

Германия(19в.)- И.А. Крылов

4.Доклад о Крылове. (слайд 7)

Иван Андреевич Крылов родился в 6о-х годах 18 столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминает так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей». Жизнь Крылова сложилась так, что ему даже не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты. Первый памятник писателю в Росси, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду. С 70-х годов начинается рассвет русской басни. В роли баснописца пробует себя и Крылов.

5.-Так что же такое басня? (Эпический жанр с нравоучительным смыслом).

А теперь по группам сравним басни Эзопа, Лафонтена, Крылова. Перечислим основные особенности жанра басни.

1группа «Ворон и Лисица» (Эзоп, Лафонтен, Крылов). Инсценировка.

2группа «Старик и смерть», «Смерть и бедствующий», «Крестьянин и смерть». Чтение.

3группа «Лисица и виноград». Инсценировка.

Особенности:

1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей. Иногда в баснях действуют люди.

2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.

3. В басне часто высмеивают поступки героев.

4. В конце и в начале басне часто бывает мораль.

Делаем вывод: (слайд 8)

Б.- жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера.

К кому же обращена басенная мораль? К конкретным героям басенного сюжета?

Нет. Смысл басни предельно обобщён. Речь в ней идёт не о конкретном животном или человеке, а любом человеке, что и отмечено в выводе - морали.

Каким художественным приёмом пользуется автор?

Иносказание (аллегория). В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.

А что такое эзопов язык?

Художественный приём, основанный на вынужденном иносказании.

6. Особенности басен Крылова. (слайд 9)

1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом.

2. Указать, что в них общее.

3.Выделить типичные русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова. (слайд 10)

1группа.(ответ)

Крылов традиционно изображая лису хитрой, изворотливой и находчивой, как и в народных сказках, делает и Ворону особой женского пола, что позволяет Лисице сделать много комплиментов её красоте. При этом финальный эпитет- царь- птица - свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможностях стать «царём над птицами»(об уме вороны и лисицы ни разу не вспоминает), как у Эзопа и Лафонтена.

Лексика полна народных выражений: всё не впрок; взгромоздясь; близёхонько; плутовка; голубушка и т.д.

Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа и Лафонтена.

2группа.(ответ)

Мораль находится в середине текста. Мы встречаем знакомую по народным сказкам кумушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую.

Много народных высказываний: кумушка; как яхонты; отколь; хоть видит око, да зуб неймёт и т.д. Крыловская басня иллюстрирует пословицу: «Видит око, да зуб неймёт».

У Эзопа мораль: бессильный человек винит обстоятельства. Лафонтен. Наоборот, осуждает праздные сетования, жалобы- поэтому гордый отказ ему понятней.

3группа.(ответ)

В тексте Лафонтена приведены сразу две басни и три точки зрения: автора, Мецената и Эзопа. Они несколько отличны друг от друга. Крылов же следует за мыслью Эзопа. Очень узнаваемы проблемы русского крестьянства: барщина, оброк. Лексика тоже узнаваема: валежник, лачужка, вязанка, тошно и т. д.

Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный характер.

7.-Возвращаемся к вопросу, в чём особенности художественного мира басни, кто населяет этот мир.

Предлагаются несколько заданий на закрепления:

«Жил-был пёс. Он был очень злой. Басня направлена против человека злого»

«Однажды один человек пошёл в столовую и отравился колбасой. Басня направлена против нерадивых работников общепита»

2. «Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: они ещё зелёные».

Попробуйте сами восстановить мораль («Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства»).

3. Согласитесь или опровергните утверждение, доказав свою точку зрения, согласен с тем, что под лисой в басне «Лиса и виноград» может подразумеваться человек. Но это всё равно не я, потому что я не люблю виноград.

4. Выберите правильные утверждения: (слайд 11)

Басня- художественное произведение с условными персонажами;

В басне используется аллегория, которая представляет собой уподобление неживых предметов живым;

Басня- нравоучительный жанр, она воспитывает на отрицательном примере;

Басня состоит из двух частей: басенного сюжета и признания в любви;

В басне под животными подразумевается люди, а под людьми- животные(в этом суть иносказания)

Порок-антоним слову «недостаток»

5. Соедините стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют: (слайд 12)

Волк и Ягнёнок Льстивые друзья

Волк на псарне Неблагодарный человек

Стрекоза и Муравей Несоизмеримость

Слон и Моська Легкомыслие и серьёзность

Лебедь, Щука и Рак Коварный человек

Свинья под Дубом Хищник и жертва

Кукушка и Петух Несговорчивые друзья

Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях?

Глупость, невежество, коварство, легкомыслие, неблагодарность, назойливость, несговорчивость, неумение, эгоизм, льстивость.

Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, крылатыми выражениями, приведите примеры («Вороне где - то бог послал кусочек сыра», «Ах, Моська, знать, она сильна, коль лает на слона».

6. Произнесите вторую часть выражений, которые вошли в нашу речь:

А ларчик (просто открывался).

Кукушка хвалит петуха за то, (что хвалит он кукушку)

А вы, друзья, что не садитесь, (всё в музыканты не годитесь).

Слона - то я и (не приметил).

Недаром говорится, что (дело мастера боится).

Ах, Моська, знать, она сильна, (что лает на Слона)

У сильного всегда (бессильный виноват)

А Васька слушает (да ест)

Как счастье многие находят лишь тем, что (хорошо на задних лапках ходят).

Худые песни соловья (в гостях у кошки).

7. Из слов «Крылов» и «басня» составьте как можно больше разных слов. Затем напишите ассоциации, которые у вас получились в связи с полученными словами. (слайд 13)

Крылов

Крыло-свобода

Лов-охотник

Вор-берёт то, что плохо лежит

Рыл-искал

Крыл-ругал

Вол - грузный, тяжёлый

Кол - прямой, честный;

Волк - ищет, чем бы поживиться; санитар

Ров-яма, ловушка

Басня

Я - каждый из нас

Басня - очищение, жар

Бас - громкий

Баян - певец, сказитель

Посмотрев на эти слова, получившие слева и справа, связав эти слова по смыслу между собой, мы получаем целую картину.

Кто такой Крылов?

Каков смысл его творчества?

Что такое басня?

Кто может стать её героем?

Для чего создаются басни?

8. Обсуждая результаты работы, мы рисуем «портрет басни»

Основные жанровые признаки: (слайд 14)

Басня - художественное произведение с условными персонажами.

Цель басни - назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственного сюжета и нравоучительного вывода- морали.

Основной художественный приём - иносказание.

Нередко носителем людского порока в баснях становится животное, обладающее в глазах большинства людей тем или иным свойством (лисица - хитростью, волк -жадностью, медведь - ленью и т. д.)

Смысл басни обобщён. Ей свойственна аллегория, возводящая простой и понятный сюжет (ситуацию) к философскому обобщению.

9. Домашнее задание: составить центон, используя строки любимых басен Крылова или сочинить басню на тему, актуальную для его автора или его ровесников.

10.-Почему басням суждена долгая жизнь?

Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского». Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение.

11. Итог:

Что вы знали до сегодняшнего урока? Что вы узнали на сегодняшнем уроке?


Мастерство Крылова-баснописца остается непревзойденным. Ему удалось условно-дидактический жанр сделать формой подлинно реалистических произведений, предварив многие открытия Грибоедова и Пушкина. В баснях Крылов использовал весь предшествующий литературный опыт: от драматургии он берет остроту и динамичность сюжета, мастерство в построении диалога, речевую характеристику персонажей; от прозы – простоту и естественность рассказа, психологическую достоверность мотивировки поведения героев; от фольклора – народные образы и язык.

Именно язык басен Крылова стал подлинным открытием для русской литературы, проложившим дальнейшие пути развития прозы, драматургии и поэзии. До него никто не писал так просто, доступно и метко. Основа языка басен Крылова – это народный разговорный язык с обильным включением просторечий, фразеологизмов, пословиц и поговорок. Недаром Белинский увидел в баснях Крылова черту, вообще свойственную русскому человеку, “способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться”. Великий русский баснописец пополнил русский язык множеством афоризмов и крылатых выражений, прочно вошедших в речь и обогативших современный русский язык.



  1. Мне кажется, что такой литературный жанр как басни находится в самой непосредственной близости к фольклору – устному народному творчеству. У истоков русского басенного жанра стоит...
  2. Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею...
  3. Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И. А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество...
  4. Басня – это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория – воплощение отвлеченной идеи в...
  5. Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не. забудут этой были. Пока по-русски...
  6. Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен. Из их бессмертных творений черпал вдохновение...
  7. Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера – басни, в которых осуждал и...
  8. Но как же быть? Теперь я старе становлюсь: Погода к осени дождливей, А люди к старости болтливей. И. Крылов Басни Ивана Андреевича Крылова (1768-1844) принадлежат...
  9. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве и происходил из ” обер-офицерских детей”, отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского...
  10. Басни Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая...
  11. Русская журнальная сатира XVIII в. нашла свое достойное завершение в периодических изданиях И. А. Крылова. Девиз Кантемира, одного из известнейших поэтов того века – “в...

Наиболее известным эпическим жанром, изучаемым в начальной школе является басня. Басня - это:

1. Небольшой рассказ, обычно стихотворный, как правило, носит сатирический характер.

2. Нравоучительный и сатирический краткий рассказ прозе и стихах, в котором под видом картин из жизни зверей рисуются людские недостатки.

3. Жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма сюжетно-законченная и подлежащая аллегорическому (иносказательному, наглядному, картинному выражению отвлеченных понятий посредством конкретного образа) истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу.

4. Литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Происхождение жанра

Басня - это один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V вв. до н. э.), писавший басни в прозе; в Риме - Федр (I в н. э.). Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII в.).

В России развитие басен относится к середине XVIII- началу XIX вв. и связано с именами А.П. Сумарокова («притчи»), И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине XVIII в. у А.Д. Кантемира. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И.А. Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Д. Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др.

Существуют две наиболее известные концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др. Согласно этой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; жанр происходит из сказки о животных, а сказка о животных - из мифа. Вторая концепция выдвинута американским учёным Б.Э. Перри. Согласно ей, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, данный жанр возникает как вспомогательное средство аргументации.

Цель басни - высмеивание человеческих недостатков, пороков, негативных социальных явлений. Действующими лицами произведений такого жанра являются животные, растения, вещи. Характеристика персонажей не даётся развёрнуто. Она реализуется не через действия, а через подобную детализацию со стороны автора.

В басне отличают повествование и вывод из него, т.е. определенное положение (нравоучительное заключение, афоризм, правило, совет, указание), присоединенное к повествованию. Этот вывод – так называемая мораль - в басне прилагается обыкновенно в конце, иногда в начале. Чаще всего содержится в скрытом виде, как легко подразумеваемый в связи с изложенными событиями и разговорами. Мораль может быть выражена как эксплицитно , т.е. автором басни, так и имплицитно , т.е выводится самим читателем. В русской литературе довел басню до наибольшего художественного совершенства Крылов. Его басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном, практичностью общего духа. Мораль басен Крылова принадлежит к области житейской мудрости, направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.

Басня по той роли, какую имеют в ней животные, восходит к сказаниям первобытных времен, когда одушевленность животных представляли себе совершенно тождественною с одушевленностью человеческою и животным приписывали сознательную волю, разум и т.д.

Басня, как правило, построена на основе противопоставления парных признаков с противоположным значением: ум – глупость, жадность – щедрость, трудолюбие – лень, простота - хитрость и др.

Изучив и проанализировав научные литературоведческие источники, мы обобщили полученную информацию, оформив всё в таблице 1.

Жанр басня – вымышленное происшествие, выдумка, рассказанная для прикрасы, ради красного словца, иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными.

Басня – древнейший жанр словесного искусства, небольшое по объему произведение. Но это не умаляет ее достоинств. Мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, высказанные эзоповским языком. Важно понять, для чего написана басня, в чем ее основной смысл. С ее помощью человек, лишь едва почувствовал себя человеком, искал ответ на вопрос: как себя вести в этом огромном сложном мире?

Основной поучительной мыслью басни является мораль. Это и роднит ее с притчей. В качестве персонажей в басне выступают животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Герои ведут себя по-человечески, наделяются человеческими качествами. Мы узнаем свойства характера и особенности поведения человека, к которым автор относится неодобрительно, высмеивает или осуждает их.

Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, а особенно начало и конец, в которых чаще всего и сказано самое главное.

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас принадлежит Гесиоду (VIII - VII век до нашей эры) – это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям.

Если что – то можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.

Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Первым стал сочинять и рассказывать басни Эзоп, живший в Древней Греции на острове Самос в шестом – пятом веках до нашей эры. Его басни были прозаическими.

Слог был простым и лишь слегка возвышался над обиходной речью.

Эзоп, не имея возможности прямо высказать свои мысли, рассказывал в баснях о жизни животных, имея в виду взаимоотношения людей. Эзоповский язык, понятный искушенному читателю, позволял избегать преследований и выражать запретные мысли с помощью различных приемов. Прежде всего, использовались умолчания и недомолвки. В эзоповских целях широко применялась и ирония.

Эзоп – фригиец по происхождению. Он был уродливый, но мудрый и обладал литературным дарованием. Эзоп был рабом богатого самосского гражданина Иадмона. Позднее он был отпущен на волю, и некоторое время провел при дворе лидийского царя Креза. Дельфийскими жрецами Эзоп был обвинен в святотатстве и был сброшен со скалы.

Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста. А в третьем веке до нашей эры его басни были записаны в 10 книгах. Есть основание предполагать, что в конце пятого века в Афинах был известен письменный сборник Эзоповских басен, по которому учили детей в школах. « Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», - говорит у Аристофана одно действующее лицо.

Позднее басни Эзопа были переведены, часто переработаны, переложены в стихах на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым. Некоторые басни Эзопа пересказал прозой для детей Л. Н. Толстой.

На русском языке полный перевод всех Эзоповских басен был опубликован в 1968 году.

Нет ничего опаснее невежественного друга

Тонет больше мух в еде, нежели в уксусе.

Ж. Лафонтен

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других авторов. В ХVII – веке древний жанр был возвеличен французским писателем Лафонтеном.

Лафонтен Жан – знаменитый французский поэт-баснописец. С детства отличался непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию.

Литературная слава Лафонтена основана целиком на его баснях, которые он сочинял исключительно для высшего парижского света, для придворной аристократии.

Сочиняя свои басни, Лафонтен черпал вдохновение в первоисточниках: у Эзопа, Федра. Басня Эзопа имела практическую цель, являясь иллюстрацией поучению. У Лафонтена центр тяжести постепенно перемещается на рассказ.

Задача Лафонтена – по-новому, свежо и оригинально, рассказать старую басню. В традиционные сюжетные рамки он вводит много нового, реально-бытового материала. Басни Лафонтена показывают обширную картину современной французской жизни.

Особенности стиля Лафонтена тесно связаны с его мировоззрением. В основе его лежат ясность, трезвость и точность наблюдения реальной действительности в то же время - острое ощущение противоречий этой действительности, порождает юмористическую, насмешливую трактовку событий.

Басни Жана Лафонтена оказали громадное влияние на развитие всей европейской литературы. В России по стопам Лафонтена шли все видные русские баснописцы: Сумароков, Измайлов, Дмитриев, Крылов.

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

Быть сильным хорошо,

Быть умным лучше вдвое.

Услужливый дурак опаснее врага.

И. А. Крылов

Для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился только тогда, когда ему минуло сорок лет. Он осознал свое предназначение и посвятил свое творчество басне. В 1808 году вышло первое издание его « Басен».

Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа, Лафонтена, его произведения абсолютно самостоятельны. Басен на заимствованные сюжеты только 30, остальные принадлежат собственно ему и по вымыслу, и по рассказу. Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников.

Но мастерство Крылова – баснописца состоит не в подражании этой традиции. Басни И. А. Крылова – совершенны по силе выражения, по красоте формы и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку. Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.

То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность.

Жуковский писал, что басни Крылова учили читателей « любить отечественный язык». Это живая народная речь, которую Крылов смело ввел в русскую поэзию. Это составляет особенность басен И. А. Крылова. Великий баснописец внес огромный вклад в формирование русского литературного языка.

И наоборот, многие выражения стали восприниматься как пословицы « А Васька слушает да ест», « А ларчик просто открывался», « Слона – то я и не приметил».

Умные и едкие басни Крылова растили целые поколения передовых людей, и сам Крылов в каждую новую эпоху оказывался в рядах лучших передовых писателей.

Басни Крылова – это особый мир, который приходит к нам в детстве, но в отличие от многих детских книг потом никуда не уходит, а навсегда остается с нами.

И. А. Крылов принадлежал к числу лучших литераторов. Его талант высоко ценил сам Державин. Иностранцы, так же как и русские, почитали талант Крылова. Басни его, особенно те, в которых больше национального колорита, были переведены на разные европейские языки.

И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, что «услужливый дурак опаснее врага», что у « сильного всегда бессильный виноват», что « беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», что « лесть гнусна, вредна», но « в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Достигнув столь блестящего расцвета в творчестве Крылова, басня более чем на столетие почти исчезла из русской литературы

В советское время басня была представлена в творчестве Демьяна Бедного. В наши дни басенные традиции продолжают С. В. Михалков, С. И. Олейник.

Жанр басня актуален и сегодня, поэтому и мы решили попробовать свои силы на этом поприще.

Благодаря этому проекту мы много узнали о басне как литературном жанре, его особенностях.

Познакомились с творчеством известных баснописцев: Эзопа, Жана Лафонтена, И. А. Крылова, и попробовали свои творческие силы в этом жанре.