Экономика китая в первой половине 19 века. Китай в первой половине XIX века. Окончательное закабаление Китая

сб, 01.09.2012, 22:15 - Lost

Болею ОКР уже лет 20. Все началось с классического варианта - обсессии и ритуалы. После курса АД ОКР ушло, на 6 лет. Иногда возникали навязчивые мысли, но тревоги особой не было, и я понимала что это просто бред, в общем - не цепляло... Я даже тогда понять не могла как я в это все верила раньше... Но потом что то изменилось... навязчивые мысли изменили свое содержание - появились ужасные мысленные пожелания близким и дорогим людям... за ними чувство вины и страх что эти пожелания исполнятся.. Сплошной кошмар. Появились мысленные ритуалы, с целью отмены плохих пожеланий... Но недавно я зашла в тупик...

В голову очередной раз пришли пожелания, за ними тревога и чувство вины, но мысли которые я обычно применяла для отмены пожелания не помогли, а наоборот.... Я подумала что если я сейчас выполню свой мысленный ритуал то мне всегда придется его выполнять чтобы пожелания не сбылись, а если я не буду так делать то пожелания будут исполнятъся и потом уже нельзя будет передумать и что-то изменитъ... Я так решила - с целью удержатся от мысленной компулсии...типо напугать себя и не выполнять ритуал, но не удержалась и выполнила его... И теперь меня не оставляет в покое мысль, что всю жизнь, я должна виполнять етот ритуал.... ... :(постоянно ищу выход из этой ситуации... но получается что я сама все придумала и должна выполнять ритуал...так как это было мое решение, а не окр мысль

В общем я запуталась.. страшно до безумия... что если не буду выполнять ритуал - то пожелания исполнятся, а если буду выполнять - то ОКР никогда не уйдет...

Я не знаю что мне делать, как разобраться... Помогите!!!

Кажется, каждому ребенку известно, что когда слегка прихвастнешь, или расскажешь о чем-то хорошем в своей жизни, не лишним будет трижды стукнуть по дереву, ну чтоб не сглазить или не нарушить свое счастье. Не так ли? И если дети частенько забывают об этом обычае, то большая часть взрослого населения земли успешно пользуется им и живет счастливо (по крайней мере, хочется в это верить).

Мало кто из совершающих этот обычай в своей жизни, как минимум трижды в день, а то и больше, задумывается о корнях этого обряда, о его первопричинах, о его происхождении. Вот мы с вами, дорогие читатели, давайте окунемся в глубину истории и попробуем определить, а с чего же все началось?

А началось все еще в дореволюционной, и даже в дохристианской Руси. В те далекие, едва видные нам, современникам, времена люди почитали все деревья Божественными созданиями и свято верили в их одухотворенность. Например, считалось, что в дубе живет душа Перуна, бога – громовержца (верили в это, потому что молнии чаще других деревьев поражали именно дубы). И вот люди приходили к тому или иному дереву и молились около них тем духам и Богам, которых они считали жителями этих деревьев. Помолившись, раскаявшись в своем хвастовстве, прикоснувшись к стволу дерева – человек свято верил в то, что все грехи ему отпущены, и он отныне святой и праведный отправлялся домой.

Это было время самого зарождения обычая стучать по дереву. Как видите, древние люди просто прикасались к стволам тех деревьев, возле которых они молились. А стук по дереву возник немного позже. Когда в своих речах, человек, выступающий на публике, не мог остановиться и его «несло» на крыльях хвалы собственной персоны, вот тогда начинали стучать по дереву большой палкой, чтобы заглушить голос говорящего. Тогда Боги не могли услышать его самохвальства и тем самым, стук по дереву спасал человека от неприятных последствий его словоизлияний.

Когда пришло христианство, традиция стучать по дереву не была подвержена церковными служителями критике и изгнанию из церковных канонов. Нужно сказать более того, этот обычай «оброс» новым виденьем и толкованием. Священнослужители связали этот обряд с силой святого креста, на котором был распят Христос. И вошло в традицию стучать по дереву трижды – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И это стало считаться быстрой чудодейственной защитой от неконтролируемого человеком хвастовства. Ведь в Библии четко сказано, «смерть и жизнь во власти языка», и не владеющий языком своим может быть подвергнут Божьему наказанию. Чтобы этого не случилось, люди свято верили, что стук по дереву, перечеркнет их греховные речи (хвастовство – это грех) и защитит от строгой кары.

Здесь нужно заметить, что стук далеко не по каждому дереву способен защитить от «сглаза». Например, осина, на которой по исследованиям теософистов повесился Иуда, не может спасти человека от наказания, она не чиста. Или, стук по деревянному предмету, столу, который покрыт лаком и полировкой, тоже не считается защитным. Потому что, таким образом, обработанное дерево, уже закрыто для духовного мира, и не является счастливым проводником в него.

Вот такие основополагающие законы и правила нам с вами удалось откопать в анналах истории. Они же и лежат в основании зарождения обычая стучать по дереву. Теперь, когда у вас станет необходимость провести этот обряд, вы уже будете знать причины его происхождения и основные правила его проведения, и не будете зря колотить по столу, а побежите во двор, прикоснуться к чистому стволу, чтобы уж наверняка помогло.

В начале XIX века в Китае происходили деструктивные внутренние процессы, ослаблявшие государство. Политика цинских правителей не удовлетворяла население, наметился глубокий кризис, охвативший практически все сферы жизни. Народные волнения набирали обороты в течение всей первой трети столетия. Экономическая ситуация была плачевной: 1.обезземеливание крестьян, 2.процветало ростовщичество. 3.Городские мануфактуры находились в зависимости от монополистов. В этой ситуации влияние европейцев служило катализатором кризиса, а сам Китай представлял для них большой интерес. Политическая слабость Китая позволяла англичанам и французам давить на правительство и постепенно подтачивала китайский суверенитет.


В первой трети XIX в. Китай проводил политику самоизоляции. Европейская Промышленность бурно развивалась, в Англии постепенно намечался избыток производства. Китай с его высокой плотностью населения обладал огромным коммерческим потенциалом. Помимо сбыта англичан привлекали сравнительно дешевое китайское серебро и чай. Правящая в Китае династия Цин стремилась ограничить объемы торговли и приостановить культурный обмен с англичанами, опасаясь их влияния на устояв- шийся уклад китайского общества. В Китай проникло и постепенно распространялось христианство. Кроме того, именно англичане ввозили в страну крупные партии индийского опиу- ма, курение которого стало чрезвычайно популярным.


До г. англо-китайская торговля с обеих сторон находилась в руках монополистов. Англию представляла Ост- Индская компания, а Китай общество купцов Гонга, полностью подконтрольное правительству. В 1834 г. Ост-Индская компания лишилась своей торговой монополии. Основным камнем преткновения стал индийский опиум. Ввоз наркотика был официально запрещен еще в 1800 г., но за следующие 35 лет объем импорта вырос более чем в 20 раз (достигая 40 тысяч ящиков в год). В 1836 г. Китай отказался от идеи легализации и начал антиопиумную кампанию. Для торговли с англичанами официально были открыты лишь для порта: Макао и Кантон. В 1839г. в Кантон был направлен уполномоченный для решения опиумного вопроса губернатор Лин Цзэсюй.


Первая опиумная война (гг.) 23 марта 1839 г. Лин потребовал визита в Кантон для объяснений от главного управляющего английской торговлей, капитана Элиота,и резидента Ост-Индской компании. По при бытии они были объявлены пленниками до тех пор, пока английские подданные в Китае не сдадут весь имеющийся у них в наличии опиум. Одновременно специальным приказом Лин запретил китайской прислуге появляться в порту и перекрыл поставку воды и пищи англичанам, находившимся там. Через пять дней Блокированный порт прислал своего представителя, объявившего о готовности англичан сдать более 20 тысяч ящиков с наркотиком. В начале лета вся эта партия была уничтожена, а система наказаний китайских подданных за торговлю опиумом стала строже.


Кантонский инцидент стал достаточным поводом для ответных мер со стороны Англии и, фактически, положил начало первой опиумной войне. В феврале 1840 г. в Китай была направлена эскадра под командованием адмирала Элиота. Китайская армия: многочисленна, но слабо подготовлена. На Вооружении: фитильные ружья, но большая часть вооружена луками и холодным оружием ближнего боя. В июне 1840 г. англичане прибыли в Южный Китай, заблокировав Амой, Нинбо, Катон и устья трех рек: Миньззян, Янцзы и Байхэ. Британцы выдвинули ультиматум: 1.передача Англии острова Гонконг, 2.полной компенсации за партию опиума, уничтоженного в катонском инциденте 3. возобновления торговли. Консервативная китайская империя была не готова столкнуться с Англией. Сразу же начались переговоры с англичанами на их условиях. Такой подход вызвал протест китайской аристократии.


Итоги первой опиумной войны зафиксировал Нанкинский договор 29 августа 1842 г. Китайское правительство: 1.санкционировало двустороннюю торговлю с англичанами в пяти крупных портах: Катоне, Нинбо, Шанхае, Амое и Фучжоу, 2. пошлина на английские товары устанавливалась минимальная 5%. 3. Ликвидировалась китайская торговая монополия. 4. Китай выплачивал серебром контрибуцию 5. остров Гонконг переходил под власть Великобритании. Хумыньский договор 1843 г.: 1.в открытых для торговли портах формировались жилые кварталы англичан с правом на самоуправление сеттлменты (т.е. поселения). 2. В сеттлментах действовала английское законодательство, охрана порядка осуществлялась самими иностранцами. В 1844 г. заключения подобных договоров добились также США (с правом на беспошлинный каботаж) и Франция (с правом на распространение католичества). Экономика Китая находилась в тяжелом положении: импорт английского хлопка разорял местных производителей, а масштабный вывоз серебра обесценивал медные деньги, провоцировал инфляцию.


Вторая опиумная война () Повстанческое движение тайпинов, было направлено против Цинов и маньчжурской аристократии. С 1856 по 1860 гг. тайпинское движение провозгласило создание государства Тайпин Тяньго. Европейцы на раннем этапе считали политику тайпинов выгодной для себя. Тайпинам удалось захватить Нанкин (1853), ставший их новой столицей, а в 1855 г. разбить крупную армию Цзэн Гофаня. В конце 1956 г. Великобритания и Франция начали новую военную кампанию на территории Китая, стремясь усилить его зависимость. Эта кампания вошла в историю как Вторая опиумная война.


В декабре 1857 г. англо-французские войска оккупировали Гуанчжоу. Цины, вынужденные вести войну на два фронта (гражданская война и интервенция), пошли на новые уступки. В июне 1858 г. Англия и Франция получили право: 1.на открытие своих дипломатических миссий в Пекине 2. свободное судоходство по р.Янцзы 3. беспрепятственное передвижение английских и французских подданных по всей территории Китая. США получили право на судоходство по внутренним рекам. Россия заключила два значимых договора. Айгунский договор передавал России левый берег Амура ниже р. Аргуни. Тяньцзиньский право на торговлю во всех открытых для иностранцев портах и консульской юрисдикции.


Первая половина XIX в. для Китая оказалось временем экономических, политических и социальных кризисов. Импорт качественных европейских товаров разорял китайских производителей, сельское хозяйство постепенно истощалось. Первая опиумная война послужила катализатором для социального кризиса, который вылился в крестьянские восстания 40-х годов, а позднее в масштабное движение тайпинов. Вторая опиумная война закрепила и расширила влияние европейцев в Китае, наделив их исключитель- ными правами, которые нарушали интересы страны и исто- щали ее экономику. Опиумные войны способствовали насаждению европейской культуры и распространению христианства

Реформы Китая в 19 веке стали итогом длительного и крайне болезненного процесса. Установившаяся на протяжении многих веков идеология, в основу которой был положен принцип обожествления императора и превосходства китайцев перед всеми окружавшими народами, неотвратимо рушилась, ломая при этом жизненный уклад представителей всех слоев населения.

Новые хозяева Поднебесной империи

С тех пор как в середине XVII века Китай подвергся маньчжурскому нашествию, жизнь его населения не претерпела кардинальных изменений. На смену сверженной пришли правители рода Цин, сделавшие Пекин столицей государства, а все ключевые посты в правительстве заняли потомки завоевателей и те, кто их поддерживал. В остальном же все осталось по-прежнему.

Как показала история, новые хозяева страны были рачительными распорядителями, поскольку в 19 век Китай вступил достаточно развитой аграрной страной с налаженной внутренней торговлей. Кроме того, их политика экспансий привела к тому, что в состав Поднебесной (так называли Китай его жители) вошли 18 провинций, и целый ряд соседних государств выплачивал ей дань, находясь в Ежегодно в Пекин поступали золото и серебро из Вьетнама, Кореи, Непала, Бирмы, а также государств Рюкю, Сиама и Сикким.

Сын Неба и его подданные

Социальное устройство Китая в 19 веке представляло собой подобие пирамиды, на вершине которой восседал богдыхан (император), пользовавшийся неограниченной властью. Ниже него располагался двор, сплошь состоявший из родственников повелителя. В его непосредственном подчинении находились: верховная канцелярия, а также государственный и военный советы. Их решения проводились в жизнь шестью исполнительными ведомствами, в компетенцию которых входили вопросы: судебные, военные, обрядовые, налоговые и, кроме того, связанные с присвоением чинов и исполнением общественных работ.

Внутренняя политика Китая в 19 веке строилась на идеологии, согласно которой император (богдыхан) являлся Сыном Неба, получившим от вышних сил мандат на управление страной. Согласно данной концепции, все без исключения жители страны низводились до уровня его детей, обязанных беспрекословно выполнять любое повеление. Невольно напрашивается аналогия с российскими монархами-помазанниками Божьими, власти которых также придавался сакральный характер. Разница заключалась лишь в том, что китайцы считали всех иностранцев варварами, обязанными трепетать перед их несравненным Владыкой мира. В России до этого, к счастью, не додумались.

Ступени социальной лестницы

Из истории Китая 19 века известно, что главенствующее положение в стране принадлежало потомкам маньчжуров-завоевателей. Ниже них на ступенях иерархической лестницы помещались рядовые китайцы (ханьцы), а также монголы, состоявшие на службе императора. Далее шли варвары (то есть не китайцы), проживавшие на территории Поднебесной. Это были казахи, тибетцы, дунгане и уйгуры. Низшую ступень занимали полудикие племена джуан и мяо. Что же касается остального населения планеты, то, в соответствии с идеологией империи Цин, оно рассматривалось как скопище внешних варваров, недостойных внимания Сына Неба.

Армия Китая

Поскольку в 19 веке ориентировалась главным образом на захват и подчинение соседних народов, то значительная часть государственного бюджета тратилась на содержание весьма многочисленной армии. Она состояла из пехоты, конницы, саперных частей, артиллерии и флота. Ядром являлись так называемые Восьмизнаменные войска, формировавшиеся из маньчжуров и монголов.

Наследники древней культуры

В 19 веке культура Китая строилась на богатом наследии, доставшемся со времен правителей династии Мин и их предшественников. В частности, была сохранена древняя традиция, на основе которой все претенденты на ту или иную государственную должность обязаны были пройти строгую экзаменационную проверку своих знаний. Благодаря этому в стране сложился слой высокообразованного чиновничества, представители которого назывались «шэныни».

У представителей правящего класса неизменным почетом пользовалось этико-философское учение древнекитайского мудреца Кун Фуцзы (VI - V вв. до н. э.), известного сегодня под именем Конфуция. Переработанное в XI - XII вв., оно легло в основу их идеологии. Основная же масса населения Китая в 19 веке исповедовала буддизм, даосизм, а в западных районах - ислам.

Замкнутость политической системы

Проявляя достаточно широкую религиозную терпимость, правители в то же время прилагали немало усилий для сохранения внутриполитического строя. Ими был разработан и издан свод законов, определявших меру наказания за политические и уголовные преступления, а также установлена система круговой поруки и тотальной слежки, охватывавшая все слои населения.

Одновременно с этим Китай в 19 веке являлся страной, закрытой для иностранцев, а особенно для тех из них, кто стремился наладить с его правительством политические и экономические контакты. Так, провалом закончились попытки европейцев не только установить с Пекином дипломатические отношения, но даже поставлять на его рынок производимые ими товары. Экономика Китая в 19 веке была настолько самодостаточной, что позволяла ограждать его от любого влияния извне.

Народные восстания в начале 19 века

Однако, несмотря на внешнее благополучие, в стране постепенно назревал кризис, вызванный как политическими, так и экономическими причинами. Прежде всего, он был спровоцирован крайней неравномерностью хозяйственного развития провинций. Кроме того, немаловажным фактором являлись социальное неравенство и ущемление прав национальных меньшинств. Уже в начале 19 века массовое недовольство вылилось в народные восстания, возглавляемые представителями тайных обществ «Небесный разум» и «Тайный лотос». Все они были жестоко подавлены правительством.

Поражение в Первой опиумной войне

По своему экономическому развитию Китай в 19 веке значительно отставал от ведущих западных стран, в которых данный исторический период был отмечен бурным промышленным ростом. В 1839 году британское правительство попыталось воспользоваться этим и силой открыть для своих товаров его рынки. Поводом для начала военных действий, получивших название «Первой опиумной войны» (их было две), послужило изъятие в порту города Гуанчжоу значительной партии наркотиков, нелегально завозимых в страну из британской Индии.

В ходе боев со всей очевидностью проявилась крайняя неспособность китайских войск противостоять самой передовой на тот момент армии, которой располагала Британия. Подданные Сына Неба терпели одно поражение за другим и на суше, и на море. В результате июнь 1842 года англичане встретили уже в Шанхае, а еще через некоторое время заставили правительство Поднебесной подписать акт о капитуляции. Согласно достигнутой договоренности, отныне британцам предоставлялось право свободной торговли в пяти портовых городах страны, а принадлежавший ранее Китаю остров Сянган (Гонконг) отходил им в «вечное владение».

Итоги Первой опиумной войны, весьма благоприятные для британской экономики, оказались губительны для рядовых китайцев. Хлынувшие потоком европейские товары вытеснили с рынков изделия местных производителей, многие из которых в результате разорились. Кроме того, Китай стал местом сбыта огромного количества наркотиков. Они ввозились и ранее, но после открытия национального рынка для зарубежного импорта это бедствие приняло катастрофические масштабы.

Восстание тайпинов

Итогом усилившейся социальной напряженности стало очередное восстание, охватившее в середине 19 века всю страну. Его руководители призывали народ к построению счастливого будущего, которое они называли «Небесным государством всеобщего благоденствия». По-китайски это звучит как «Тайпин тяньг». Отсюда и пошло название участников восстания - тайпины. Их отличительным знаком были красные головные повязки.

На определенном этапе восставшим удалось достичь значительных успехов и даже создать на захваченной территории некое подобие социалистического государства. Но очень скоро их вожди отвлеклись от построения счастливой жизни и всецело предались борьбе за власть. Этим обстоятельством воспользовались императорские войска и с помощью тех же британцев разгромили мятежников.

Вторая опиумная война

В качестве платы за свои услуги англичане потребовали пересмотра торгового договора, заключенного в 1842 году, и предоставления им больших льгот. Получив отказ, подданные британской короны прибегли к проверенной ранее тактике и вновь устроили провокацию в одном из портовых городов. На этот раз предлогом послужил арест судна «Эрроу», на борту которого также обнаружили наркотики. Конфликт, вспыхнувший между правительствами обоих государств, привел к началу Второй опиумной войны.

На этот раз военные действия имели для императора Поднебесной еще более пагубные последствия, чем протекавшие в период 1839 - 1842 гг., поскольку к войскам Великобритании присоединились падкие на легкую добычу французы. В результате совместных действий союзники оккупировали значительную часть территории страны и вновь вынудили императора на подписание крайне невыгодного соглашения.

Крах господствовавшей идеологии

Поражение во Второй опиумной войне привело к тому, что в Пекине открылись дипломатические представительства стран-победительниц, граждане которых получили право свободного передвижения и торговли по всей территории Поднебесной. Однако беды на этом не кончились. В мае 1858 года Сын Неба был вынужден признать левый берег Амура территорией России, что окончательно подорвало репутацию династии Цин в глазах собственного народа.

Кризис, вызванный поражением в Опиумных войнах, и ослабление страны в результате народных восстаний привели к крушению государственной идеологии, в основу которой был положен принцип - «Китай в окружении варваров». Те государства, которым, согласно официальной пропаганде, полагалось «трепетать» перед империей, возглавляемой Сыном Неба, оказались на поверку гораздо сильнее ее. Кроме того, иностранцы, свободно посещавшие Китай, поведали его жителям о совершенно ином мироустройстве, в основу которого положены принципы, исключающие поклонение обожествленному правителю.

Вынужденные реформы

Весьма плачевно для руководства страны обстояли и дела, связанные с финансами. Большинство провинций, являвшихся прежде китайскими данниками, перешли под протекторат более сильных европейских государств и прекратили пополнение императорской казны. Более того, в конце 19 века Китай охватили народные мятежи, в результате которых был нанесен значительный ущерб европейским предпринимателям, открывшим на его территории свои предприятия. После их подавления главы восьми государств потребовали в качестве компенсации выплаты пострадавшим владельцам крупных сумм.

Правительство, возглавляемое императорской династией Цин, оказалось на грани краха, что побудило его к принятию самых неотлагательных мер. Ими и стали реформы, давно назревшие, но осуществленные лишь в период 70-80-х годов. Они привели к модернизации не только хозяйственной структуры государства, но и к изменению как политического строя, так и всей господствовавшей идеологии.

В XI–XIII веках восточнее Тянь-Шаня жили народности кидань и слово — «Китай» произошло от слова кидань. Европейцы стремились Китай в XIX веке превратить в свою колонию.

Торговля

Британские купцы долгие годы везли из Китая фарфор, шелк, чай, и серебром оплачивали эти товары. Но Великобритании это было не выгодно, они хотели обменивать китайский товар на свой товар. Но Китай не хотел устанавливать дипломатические отношения с этими странами и развивать торговые связи.

Западные страны нуждались в импорте чая, шелка. А англичане стали в больших количествах ввозить опиум в Китай. Правительство китайское ограничивало ввоз опиума, разрешив ввоз только в медицинских целях. Но контрабандой за год ввозилось до сорока тысяч ящиков опиума. Доходы торговцев опиумом превышали доходы от торговли шелком и чаем.

Китай в XIX веке: середина XIX века

Курение опиума в Китай в середине XIX века охватило все слои населения, включая и женщин. Все стали курить опиум среди бела дня. Китайское правительство наркотик стало конфисковывать, уничтожая его, англичане понесли серьезные убытки.

Это послужило поводом для англо-китайской « опиумной» войны. Парламент Великобритании, не объявляя войны, отправил военно-морскую эскадру к берегам Китая. Было выдвинуто требование компенсировать за конфискованный опиум убытки, возмещение убытков за организацию военной экспедиции, и предоставить англичанам вблизи Китая острова, которые бы стали торговой базой.

В середине XIX века китайцы стали эмигрировать в больших количествах в Сингапур и страны Юго-Восточной Азии. Через город Шаньтоу проходил основной путь эмигрантов.

Конец XIX века

Сразу после того, как Китай потерпел поражение во Второй Опиумной войне, китайское правительство стало проводить политику модернизации страны («ян у»). В Китае появилось предприятие, которое стало производить современное оружие.

В Шанхае в 1868 году был построен первый пароход. Много строилось предприятий по переработке сырья. Проводимые реформы не затронули народное образование, кредитно-финансовую сферу, земельные отношения.

Конфликт с Японией хоть и закончился мирно, но китайские острова Люйцюй отошли к Японии по мирному договору. Китай был ослаблен, после войны с Японией, и западные державы этим воспользовались.

Они разделили Китай на сферы влияния. Эскадрой Германии был захвачен морской порт Цзяочжоу. Эскадра России – Порт-Артур. Эскадра английская заняла Вэйхайвэй. Французам досталась Гуанчжоувань. Позднее эти территории были оформлены, как договоры аренды.