Когда начали бомбить берлин в 1941 году. Бомбардировка берлина. «Сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно»

Проблема внешнеполитических отношении Османской империи со странами Центральной и Восточной Европы в XVI-XVII вв. пока еще мало изучена, хотя интерес к ней в турецкой и польской исторической литературе в последнее время значительно возрос.

Об этом свидетельствует выход в свет нескольких новых работ турецких историков Ф. Р. Уната. О. Л. Баркана и Кемяля Беилилли. Еще больше подобных изданий в польской исторической литературе. Б Польше за последние три десятилетия появились публикации источников по этой проблематике, например, такие как книга А. Пшибося и Р. Желевского «Дипломаты давних времен, ценный «Каталог документов турецких»4, которые были обнаружены в польских архивах и хранилищах рукописей тюркологом 3. Абрахамовичем и им же изданы.

Наконец, следует отметить вышедшую в 1966 г. итоговую монографическую работу польских историков «Дипломатическая служба Польши в XVI-XVIII по «и «История польской дипломатии», в которых, однако, не акцентирована деятельность польских армян на дипломатическом поприще.

Имеется лишь мимолетное упоминание имен нескольких дипломатов-армян при рассмотрении деятельности польской дипломатической службы на протяжении XVI-XVII вв.

Вместе с тем издана прекрасно аргументированная, основанная на многочисленных архивных документах и нарративных источниках, обширная статья видного историка, востоковеда-тюрколога Богдана Барановского «Армяне на дипломатической службе Речи Посполитой»6, которая вошла затем, в качестве одной из глав, в его монографию «Знакомство с Востоком в средневековой Польше»7.

Аналогичная работа касательно связей Польши с Востоком в XVIII в. опубликована востоковедом Яном Рейхманом8. Эти исследования Б. Барановского, Я. Рейхмана, а также А. Зайончковского являются первым опытом в деле изучения роли и места польских армян в связях Польши с Востоком.

Армянские историки оперируют в основном теми данными, которые содержатся в этих работах польских востоковедов. Ныне созрела необходимость продолжить начатую ими работу, дополнить ее новыми документальными материалами, главным образом из неиспользованных польскими учеными архивов Львова, Киска, а также данными армянских источников.

В настоящей статье затрагиваются некоторые малоизученные аспекты деятельности польских армян-дипломатов и купцов в осуществлении политических контактов Турции с Польшей.

В ней на основе архивных материалов освещается характер выполняемых польскими армянами дипломатических миссий в Турции II та важная, порою решающая роль, которую сыграли дипломаты-армяне в бурные, насыщенные поенными тревогами и столкновениями годы первой четверти XVII в., особенно же в критические дни заключения в Стамбуле в 1623 г. Хотинского трактата о мире между Турцией и Полыней.

Источники свидетельствуют, что польская дипломатическая служба в Турции и Иране в значительной степени осуществлялась в XVI-XVII вв. польскими армянами пришедшими на службу в королевскую канцелярию из сферы торговли и имевшими большой жизненный опыт и широкие политические и экономические связи на Востоке. В большинстве случаев это были полиглоты.

Знание восточных языков, нравов и обычаев турок, крепкие связи с армянами Стамбула, Анкары, Адрианополя, Бурсы, Измира и других городов, осведомленность в вопросах восточного этикета, умение наладить контакты с придворными кругами и приближенными султана везирем - все это было присуще им, выполнявшим в Османской империи дипломатические поручения, и приносило успех их (иногда весьма ответственным) миссиям.

Украинский историк И. Линпиченко, характеризуя общественную роль армян в истории Юго-Западной Руси, в частности, писал: «Условия жизни делали из каждого армянина настоящего дипломата dе fасtо. Не удивительно поэтому, что армяне весьма часто являются и дипломатами dе jure.

Никто лучше армян не знал обычаев и привычек татар, турок и других восточных народов, с которыми их ежедневно сталкивали торговые обороты. Кому же, как не армянам, было поручать рискованное дело дипломатических переговоров с искуснейшими дипломатами того времени, людьми Востока, когда мелкое нарушение этикета, неловкая фраза, нарушение пустой, на взгляд горделивого шляхтича, формальности могли в самом начале расстроить дипломатическую кампанию на Востоке?

Кто, наконец, из шляхтичей того времени мог похвастаться подобными лингвистическими способностями, какими обладал каждый заурядный армянин… Поэтому-то, хотя во главе дипломатических миссии на Восток и стоят обыкновенно шляхетно урожденные поляки, какой-нибудь знатный магнат или молодой член важной шляхетской фамилии, начинающий свою дипломатическую карьеру, однако послом dе fасtо является состоящий при нем в скромной роли драгомана армянский купец»10 Чрезвычайно велика роль славянских стран, в том числе Польши и Украины, в истории армянских поселений на протяжении всего средневековья.

Города Речи Посполитой, гостеприимно приютившие армянских переселенцев, явились фактически второй родиной для них. Вот почему в армянских источниках того времени - хрониках, памятных записях манускриптов о Польше и Украине с признательностью говорится как о «Польском и украинском доме армян».

Первая четверть XVII з. была временем экономического и культурного расцвета армянских поселений в Польше, разместившихся более чем в пятидесяти городах страны, главным образом на ее юго-восточных границах, в городах-центрах торговли с Востоком, расположенных на путях караванной торговли с Турцией и Крымом.

Самые значительные поселения армян были во Львове (где одну шестую часть населения составляли армяне) и пограничном Каменце-Подольском, где они составляли треть жителей города.

Торговля с Турцией приносила огромные доходы армянскому купечеству Польши, о чем свидетельствуют имеющиеся в нашем распоряжении данные реестров пошлин, уплачиваемых армянами на Каменецкой и Снятинской таможнях - так называемый «чвартый грош» за привозимые из Турции богатые караваны товаров.

Укажем, например, что лишь за один 1616 г. прибыль каменецкого купца Сефера Нуридзнановнча составляла 9.420 золотых талеров, а купца Багдасара Оганесозича - свыше 11 тысяч. .

Существовал ряд крупных торговых семейных фирм львовских армян, которые имели свои торговые представительства в Стамбуле н других городах Османской империи. Эти так называемые «торговые дома» Бернатовичей, Акопсовичей, Оганесовичей, Муратовичей, Вартересовичей и Серебковичей проявляли интерес не только к торговой конъюнктуре, но и к военно-политическому и экономическому положению Османской империи.

Деятельные и предприимчивые, армянские купцы вели с большим риском для жизни караванную торговлю с Турцией: участие в караване, идущем на Восток, в те времена было равносильно участию в военной экспедиции.

Как заявляли старейшины армянской общины Львова в городском магистрате, «наша молодежь… с 16 - 18-ти лет привыкла ездить по купеческим делам к туркам и за море в восточные страны, так что их по году, а иногда и больше дома не бывает.

В этих поездках при караване они часто подвергаются опасности и упражняются в стрельбе, когда на них нападают сотни татар, опришков и разбойников, и они должны отстреливаться от них».

Путь торгового каравана от Львова до Стамбула занимал около месяца. И все жев течение года армянские купцы из Польши совершали по несколько поездок в кркрупные города Османской империи, где они прекрасно освоились, обретя обширные связи.

Польская исследовательница Л. Харевичева писала, что «львовские армяне имели большие доходы, и хотя они не были многочисленны, однако подвижностью своею вводили в заблуждение представление современников о своей численности до такой степени, что путешественник Дециуш заявлял: «Partim Polanian occupant Armeni («Частично Польшей владеют армяне»)», что было, разумеется, преувеличением.

В Константинополе постоянного посольства Польша не имела и ограничивалась поситкой время от времени в Высокую Порту посольств во главе со знатными вельможами. Это были, согласно собранным нами данным, посольства: князя Гурского - в 1613 г., Тарговского - в 1614 г., королевского коморннка Чудовского и Корицкого - в 1618 г., магната Отвиновского - в 1619 г., князя Збаражского - в 1622-1623 гг. и львовского горожанина, армянина Хачатура Серебковича (Серобяна) - в 1623 г., получившего от короля Сигнзмунда III за успешно выполненную миссию титул королевского секретаря.

При подобной ситуации особую ценность приобретали те сведения политического и военного характера, которыми снабжались королевская канцелярия и коронный гетман Станислав Конецпольский при посредстве гонцов. Ими также были армяне, например, Стефан Серебкович из Львова, Минас Хачерович из Каменца-Подольского и др.

На службе у гетмана Станислава Конецпольского состояли армяне Марк Сергиёвич, Ованнес Ромашкович и Ованнес Пиотрович. О значительности услуг Марка Сергеевича свидетельствует выданная гетманом охранная грамота, освобождавша я Марка Сергиёвича от уплаты таможенных пошлин во время поездок в Турцию.

Этот документ, хранящийся во Львовском историческом архиве, в частности, гласит:«Дом Марка Сергеёвича, как подручного слуги моего, оказывающего важные услуги Речи Посполитой, должен быть огражден от постоя всяких гостей, для чего приказываю герб свой шляхетский прибить над дверями его дома в Каменце и предупреждаю, что причиненные ему кем-либо обиды за мои личные буду почитать».

Ованнес Ромашкович был известным дипломатом XVIIв. Он 30 лет прослужил в королевской канцелярии и был удостоен высокого титула королевского секретаря. Свою дипломатическую карьеру Ромашкович начинал так же в Стамбуле в качестве представителя гетмана С.Конецпольского.

Из турецкой столицы он посылал самые разнообразные сведения о подготовке османами войны против Польши. Его отчет о пребывании в столице Османской империи был представлен в королевскую канцелярию и сохранился до наших дней.

В актах армянского магистрата г. Каменец-Подольский сохранились сведения и о другом армянском дипломате той эпохи Оваинесе Пиотровиче, который называет себя «слугой ясновельможного господина воеводы Саидомирского, гетмана коронного»,»выполняющим важные поручения своего господина, весьма необходимые Речи Посполитой».

Документальные материалы архивов Украины сообщают конкретные данные об армянах, сопровождавших названные посольства в Стамбул в качестве секретарей посольств, переводчиков-толмачей, игравших важную, порой решающую роль в переговорах при султанском дворе.

Ими были в начале XVIIв. Ивашко Вартерисович, Сефер Муратович, армянин Томашиз Каменца, львовянин Симон Вартерисович, пользовавшийся большим доверием короля Сигнзмунда III, который поручал ему особо ответственные миссии. В одном из заявлений львовские армяне, обращаясь к Симону Вартерисовичу, говорили:»Ты — наш старейшина, тебе надлежит защищать наши права, нашу религию и церковь армянскую, тебе все пройдет, так

Как турки наказывали девушек за подозрение в воровстве! Прямо на глазах у возбуждённой публики девушку раздевалки догола и привязали веревку вокруг шеи И что самое ужасное, силой раздвигали ноги жертвы и насаживали ее прямо на железный кол. Два других помощника хватали бедняжку за ноги и тянули со всей силы вниз, доставляя при этом адскую боль жертве. Эта пытка длилась пока жертва не умирала или...

Similar Articles Added Earlier

    Для любого человека есть только одна непреодолимая вещь – сила тяжести. Она постоянно притягивает людей и все вокруг прямо вниз, к земле. Но когда видишь движения известного певца и танцора Майкла Джексона, стереотипы рушатся на глазах. Король поп-музыки проявил себя талантливым изобретателем и...

    Об этом сообщает ТАСС. Боевик был убит сегодня приблизительно в 5.12 в результате взрыва. Он произошел в кабинете Гиви в Донецке. Вероятно – попали снарядом РПО Шмель. Читайте: Полный провал: 5 создателей “Новороссии”, которые потерпели неудачу К слову, 2 месяца назад командир Сомали Миша Толстых...

    В одном из Минских клубов во время проведения презентации нижнего белья, модель Оксана споткнулась и упала прямо перед возбужденной толпой…

    Финалисты шоу "Битва экстрасенсов" воссоединились прямо на финальной церемонии шоу. Влюбленные страстно поцеловались на глазах у толпы. - 18.12.2016 - последние новости дня

    Расправу над жирафом устроили работники зоопарка в Копенгагене. Там здоровое молодое животное застрелили и скормили львам на глазах у посетителей. Это сделали несмотря на протест, который прокатился по всему миру, и предложения других зоопарков, готовых взять жирафа к себе.

Latest Links Processed

    Как сделать молд своими руками для цветов из фоамирана Мастер класс для начинающих. flowers from foamirana Купить фоамиран можно тут (Украина) http://zakolka...

В 1299 году турки-османы создали на северо-западе Малой Азии новое государство, передает . В первую очередь возможность для создания государства возникла из-за ослабления влияния и мощи Византийской империи.

Одним из руководителей ранней Турции стал Осман Первый. Отколовшиеся от ослабшей Византии государства вели войну друг с другом. Но успешнее всего был именно Осман, которому удалось значительно расширить свои границы. После смерти Османа его потомки распространили свое влияние на Восточное Средиземноморье и Балканы.

Более двух веков Византия пыталась вновь завоевать Османскую империю, но попытки были тщетны. С каждым десятилетием это казалось все более невозможным. Переломным моментом в развитии империи стал захват Бурсы в 1324 году. В 1387 году турки завоевали город Салоники, а затем успешно поработили сербов.

Но более ста лет туркам не давал покоя город Констанинополь (современный Стамбул), принадлежавший в то время Византийской империи. Это был красивый город, утопавший в саду. Около ста лет город был окружен захваченными османами территориями. Но туркам все не удавалось захватить сам город, который несмотря на угрозы существовал.

Главной причиной того, что туркам не удалось быстро захватить Константинополь стало вторжение в Малую Азию страшной силы в лице Тамерлана Великого. Тимур захватил некоторые территории осман, а одного из султанов даже взял в плен. Опустошительные набеги кочевников Тамерлана на долгие годы отвлекли турок от Константинополя. Тем более, в Османской империи несколько десятилетий длилась междоусобная война за престол между родными правителей.

Однако в середине 15-го века правитель осман Мехмед Второй проводит ряд реформ, которые делают империю более жизнеустойчивой. Например, уже тогда появилось негласное правило убивать кандидатам на престол всех своих братьев-конкурентов. Дело доходило даже до убийства младенцев.

В армии была введена жесткая дисциплина, туда набирались только мусульмане, что делало ее более сплоченной.

Благодаря своим нововведениям, Мехмед Второй в 1453 году завоевал Константинополь. А затем и склонил перед собой Трапезундскую империю (современный Трабзон). В 1463 году османы захватили Боснийское королевство, а через несколько лет под натиском турков пали албанские княжества.

В 1475 году туркам удалось захватить весь Крым. В 1478 году Крымское ханство признало османский сюзеренитет. В 1514 году турки разгромили персов и укрепили окончательно свое влияние в Малой Азии.

С восхождением на трон Сулемана Первого Османская империя начала новый поход на европейские государства. Так, в 1521 году пал город Белград. Затем был оккупирован остров Родос. Параллельно турки захватили земли мамлюков на территории Африки, переплыв через Средиземное море.

В 1526 году турки разгромили венгров и убили венгерского короля Лайоша Второго. В 1529 и 1532 годах османы доходили даже до Вены (современная Австрия), но так и не смогли взять ее штурмом.

В XVI-XVII веках Османская империя достигла наивысшей точки своего влияния. В этот период империя османов была одной из самых могущественных стран мира - многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи - окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке. Под её владычеством находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка.

Экономика Османской империи была построена на рабстве. С завоеванием новых земель турки привозили рабов на крупные рынки, где их продавали на аукционах. В те годы на невольничьем рынке Стамбула можно было купить рабов из Африки, Азии и Европы. Например, крымско-татарские воины совершали набеги в Восточной Европе и регулярно привозили в Стамбул тысячи рабов из польских, украинских и русских земель.

Также в казну поступали деньги от налогов, которые были особенно высоки для немусульман. Османы также практиковали девширме, своего рода «налог детьми» для немусульманского населения. Это были христианские мальчики с Балкан и из Анатолии, изъятые из своих семей, воспитанные как мусульмане, и зачисленные в самый известный филиал Капикулу, в янычары, специальный отряд османской армии, который стал решающей силой в османском вторжении в Европу.

Падение Османской империи произошло по ряду объективных причин. Главная - это давление религии над государством, что негативно влияло на развитии экономики и производства. Из-за вмешательства мечети Османская империя проиграла конкуренцию европейским державам. Вторая причина - это освоение португальцами и испанцами Южной Америки, а также выход европейцев в Индию в обход Османской империи. То есть если раньше европейские купцы платили огромную дань туркам за проход караванов из Азии в Европу, то с открытием морского пути в Индию эта необходимость отпала. Третья - ввязывание в Первую мировую войну, которая окончательно подкосила экономику страны.

В 1922 году Османская империя официально прекратила существование. Как бы то ни было среди тюркских народов это была самая великая империя, которая простиралась от Африки до Каспийского моря, от Персии до Крымского полуострова.

Аннотация. В статье раскрыты события, связанные с подготовкой, организацией и ходом первого воздушного налёта советской дальнебомбардировочной авиации на столицу фашистской Германии в августе 1941 года.

Summary . The article describes the events associated with preparation, organisation and running of the first air raid of Soviet long-range bombers on the capital of Nazi Germany in August 1941.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент

«ОБЯЗАТЬ 81-ю АВИАДИВИЗИЮ… ПРОИЗВЕСТИ НАЛЁТ НА БЕРЛИН»

Первый воздушный налёт дальнебомбардировочной авиации на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941 года

После успешного воздушного налёта в начале августа 1941 года советской морской авиации на столицу фашистской Германии - Берлин, своё слово сказала дальнебомбардировочная авиация (ДБА) ВВС Красной армии. Ставка была сделана на 81-ю авиационную дивизию дальнего действия (аддд)1. Соединение было сформировано в соответствии с приказом Наркома обороны СССР № 0052 от 15 июля 1941 года (основание - решение Государственного Комитета Обороны СССР от 14 июля 1941 г.)2. Его командиром стал один из первых Героев Советского Союза комбриг М.В. Водопьянов3. Дивизия включала в свой состав: управление, 432-й и 433-й авиационные полки. В составе каждого полка предполагалось иметь по 5 эскадрилий тяжёлых бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) в составе трёх кораблей каждая, одну эскадрилью истребителей охраны типа Як-1или ЛаГГ-3в составе 10 самолётов и батальон аэродромного обслуживания.

На формирование управления 81-й авиационной дивизии и 432-го авиационного полка были обращены личный состав и материальная часть недавно сформированного 412-го тяжёлобомбардировочного авиационного полка (тбап) ТБ-74. Командиром полка был назначен один из опытнейших пилотов дальней авиации полковник В.И. Лебедев5. Формирование 433-го авиаполка (на основе 420-го ап) предполагалось закончить по мере поступления самолётов от промышленности. По имеющимся сведениям в состав дивизии также были включены 413-й (на ТБ-7) и 421-й (на Ер-2) авиационные полки особого назначения (ОСНАЗ).

К августу 1941 года на вооружении 432-го ап имелось 12 бомбардировщиков ТБ-7 (8 самолётов с дизельными моторами М-40, один с дизельными моторами М-30 и три самолёта с бензиновыми моторами М-35 и М-35А), производство которых осуществлялось в г. Казань (завод № 124).

Самолётный парк 420-го (позднее - 433-го) авиаполка составляли бомбардировщики дальнего действия Ер-2 (ДБ-240), созданные на базе 12-местного скоростного пассажирского самолёта «Сталь-7». Дальность действия Ер-2 с бомбовой нагрузкой (до 1000 кг) составляла до 4100 км. Максимальная скорость Ер-2с мотором АМ-37 на высоте 4 км достигала 437 км/час6. Командиром полка являлся полковник Н.И. Новодранов7.

81-я авиационная дивизия дальнего действия непосредственно подчинялась командующему ВВС Красной армии (КА) генерал-лейтенанту авиации П.Ф. Жигареву8. Вопросы её боевого применения также находились в компетенции Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. По его распоряжению, в качестве ответной меры на массированные налёты Люфтваффе на Москву, дальняя авиация (вслед за 1-м минно-торпедным авиационным полком 8-й авиабригады Краснознамённого Балтийского флота) должна была подвергнуть бомбардировке военные объекты столицы Третьего рейха.

В первой декаде августа 1941 года командование ВВС доложило в Ставку Верховного Главнокомандующего (ВГК) о полной готовности дивизии к боевой работе по Берлину. По личному указанию И.В. Сталина в ночь с 8 на 9 августа было подготовлено специальное распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО), которым предписывалось: «Т-щу Водопьянову. Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.VIII на 10.VIII или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбёжки г. Кёнигсберг. И. Сталин 8.8.41»9.

На основании этого документа командующий ВВС КА генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев издал соответствующий приказ10. Одновременно штабом ВВС совместно с 5-м управлением Главного управления ВВС (дальнебомбардировочной авиации) были разработаны боевые задания 81-й аддд по обеспечению пролёта и возвращения бомбардировщиков через линию фронта. Удар по столице нацистской Германии вслед за ВВС КБФ, должны были наносить экипажи 432-го (на ТБ-7) и 433-го (на Ер-2) дальнебомбардировочных полков (дбап) 81-й авиадивизии.

Для выполнения боевой задачи первоначально были задействованы 12 ТБ-7 и 28 Ер-2. 10 августа самолеты перелетели на военный аэродром «подскока» г. Пушкин (28 км южнее Ленинграда). После очередной технической ревизии состояния машин количество отобранных бомбардировщиков уменьшилось до 10 ТБ-7 (выбор пал только на дизельные машины) и 16 Ер-2, составившие основу 1-й и 2-й эскадрилий 432-го дальнебомбардировочного полка (приказ командующего ВВС КА № 0010 от 9 августа 1941 г.). Примерно 8 «еров» были включены в состав «оперативной группы» того же авиаполка под командованием заместителя командира полка капитана А.Г. Степанова.

Многие экипажи 432-го дбап не имели необходимых навыков взлёта на полностью загруженных машинах. Проведённые расчёты показали, что ТБ-7 с дизелями М-40Ф с бомбовой нагрузкой 4 тонны, из них 2 т на внешней подвеске, могли обеспечить полёт на дальность со сбросом бомб в середине маршрута и благополучно вернуться на базу. Общая протяжённость маршрута (с аэродрома Пушкин до г. Берлина) составляла 2700 км (против 3200 км при вылете с московских аэродромов). Большая часть пути при этом пролегала над Балтикой в обход районов с сильной ПВО противника. Последние 500 км проходили над территорией Германии. К цели (район г. Берлин) советские самолёты должны были следовать рассредоточено, выходя на боевой курс с заданными интервалами по времени, чтобы избежать столкновений. Каждому экипажу предстояло отыскивать цель самостоятельно. Шедшие следом экипажи рассчитывали на подсветку её огнём пожаров от ударов головных машин (несколько ТБ-7, взлетавших первыми, были оборудованы системой слепого самолётовождения «Ночь-1», позволявшей ориентироваться по сигналам радиомаяков). Сама бомбардировка, таким образом, растягивалась и лишалась внезапности. Но другой тактики налёта в ночных условиях на тот момент просто не существовало.

Общее руководство организацией первого налёта дальнебомбардировочной авиации на Берлин было возложено на командующего ВВС КА генерал-лейтенанта авиации П.Ф. Жигарева, непосредственное командование авиагруппой бомбардировщиков - на командира дивизии комбрига М.В. Водопьянова.

В 18.00 10 августа экипажи эскадрилий были собраны для постановки задачи (аэродром г. Пушкин). Генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев зачитал обращение Верховного Главнокомандующего к личному составу дивизии, было приказано иметь на каждом воздушном корабле максимальный боекомплект и полную заправку топливных баков.

Основу боеприпасов составляли фугасные авиационные бомбы (ФАБ-100, -250, -500, -1000), зажигательная авиационная бомба (ЗАБ-50) и ротационно-рассеивающая авиабомба (РРАБ-3).

Порядок полёта определялся следующий (из донесения командира эскадрильи капитана М.А. Брусницына начальнику штаба 81-й аддд 11 августа 1941 г.): «Первое звено взлетает ТБ-7, за ним в 20.30 звено Ер-2 под командой капитана Степанова, за ним в 20.45 звено ТБ-7 и в 21.00 - звено Ер-2 под командой капитана Брусницына, за этим звеном следующее звено ТБ-7. За звеном ТБ-7 взлетает пара Ер-2 под командой младшего лейтенанта Молодчего»11.

Недостаток времени на подготовку и строжайшая секретность планируемого мероприятия исключили возможность своевременного доведения до руководства Северной зоны ПВО12 и противовоздушной обороны Краснознамённого Балтфлота сведений о предстоящем полёте наших самолётов. Это обстоятельство сыграло с участниками налёта на Берлин злую шутку. Кроме того, подавляющее большинство личного состава подразделений зенитной артиллерии и экипажей истребительной авиации не были знакомы с силуэтами ТБ-7и Ер-2, что позволяло принимать их за вражеские бомбардировщики.

Возникли трудности и с техническим состоянием наших воздушных кораблей. При взлёте бомбардировщик Ер-2 младшего лейтенанта А.И. Молодчего13, вследствие большого перегруза машины, пробежав всю грунтовую полосу, не сумел оторваться от земли и снёс шасси о дренаж на краю аэродрома. Лишь чудом самолёт не взорвался на собственных бомбах14.

На ТБ-7 (№ 42046) командира корабля майора К. Егорова отказали два правых дизеля М-40Ф сразу после отрыва самолёта от земли. Самолёт потерпел катастрофу15. Машина полностью разрушена. Из состава экипажа «убито 6 человек, тяжело ранено 6 человек. Из них умерло в госпитале 2 человека»16.

Командующий ВВС КА срочно потребовал остановить начало операции. Взлетевший ранее Ер-2 капитана М.А. Брусницына целый час кружил над аэродромом в ожидании ведомых самолётов. Получив команду на посадку, бомбардировщик в условиях плохой видимости (темнота) неудачно приземлился, сломав стойку шасси17.

В результате на Берлин ушло лишь 9 бомбардировщиков (6 ТБ-7 и 3 Ер-2)18. Но неудачи продолжали преследовать советских лётчиков уже в воздухе. На самолёте ТБ-7 (№ 42035) лейтенанта В.Д. Видного (в отдельных документах - В.Д. Бидного) над оккупированной территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипаж своими силами смог ликвидировать пожар, но самолёт понемногу стал терять высоту. Сбросив бомбы над ст. Лауэнбург (370 км северо-восточнее г. Берлина), корабль лёг на обратный курс. От атаки неприятельских истребителей спасла густая облачность. В районе Ленинграда, на высоте 1-1,5 км, корабль был обстрелян огнём нашей зенитной артиллерии и посажен истребителями в 7.45 на площадку Обухово19.

Жертвой советской противовоздушной обороны стал бомбардировщик ТБ-7 (№ 42045) капитана А.Н. Тягунина. У северной оконечности восточного мыса Лужская губа самолёт был двукратно атакован нашими истребителями, затем попал под обстрел зенитной артиллерии с нашего побережья и кораблей КБФ. Попадание снарядов в левую плоскость и мотор вызвало пожар, корабль начал разрушаться, командир приказал бомбы сбросить в море, развернуться к берегу и всем членам экипажа покинуть самолёт. Спасавшийся на парашютах личный состав обстреливался огнём истребителей и с земли. Погибли четыре человека, один пропал без вести20. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: Наука, 1978. С. 57.

2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп 11. Д. 62. Л. 226, 227.

3 Водопьянов Михаил Васильевич - советский военный, полярный лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934), генерал-майор авиации (1943). В Красной армии с 1919 г. Окончил Военную авиационную школу летчиков (1929). В марте-апреле 1934 г. участвовал в спасении членов экспедиции и экипажа парохода «Челюскин», за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Участвовал в освоении полярных районов страны. Впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе. Участник Советско-финляндской войны (1939-1940): командир тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. В годы Великой Отечественной войны командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии при Ставке ВГК (июнь-август 1941 г.). За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. В дальнейшем в составе дальнебомбардировочной авиации (с февраля 1942 г. - АДД, с декабря 1944 г. - 18-й воздушной армии). С 1946 г. - в отставке.

4 Приказ НКО СССР № 0052 от 15 июля 1941 г. «О сформировании 81-й авиационной дивизии дальнего действия» (п. 3).

5 Лебедев Викторин Иванович (1903-1972) - советский военачальник, генерал-майор авиации (1943). Перед войной проходил службу лётчиком-испытателем в НИИ ВВС КА. В годы Великой Отечественной войны: командир 412-го (с августа 1941 г. - 432-го, затем - 746-го) авиаполка дальней авиации (июнь 1941 - май 1942), 45-й авиадивизии дальнего действия (май 1942-1945).

6 Дальний бомбардировщик Ер-2 // Авиамастер. 1999. № 2. С. 52.

7 Новодранов Николай Иванович (1906 - 30 августа 1942) - советский военачальник, генерал-майор авиации. В годы Великой Отечественной войны: командир 420-го (позднее - 433-го) дальнебомбардировочного авиаполка (июль-декабрь 1941), 748-го авиаполка дальнего действия (декабрь 1941 - март 1942), 3-й авиационной дивизии дальнего действия (март-август 1942). Трагически погиб в авиационной катастрофе (30 августа 1942).

8 Жигарев Павел Фёдорович (6(19) ноября 1900 - 2 октября 1963) - советский военачальник, главный маршал авиации (1955). В Красной армии с 1919 г. Окончил 4-ю Тверскую кавалерийскую школу (1922), Ленинградскую военную школу лётчиков-наблюдателей (1927), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (1933). Участник японо-китайской войны (1937-1945). С апреля 1941 г. начальник Главного управления ВВС РККА. В годы Великой Отечественной войны: командующий ВВС (июнь 1941 - март 1942), командующий ВВС Дальневосточного фронта (апрель 1942 - июнь 1945). В послевоенный период: командующий 10-й воздушной армией (июнь 1945 - апрель 1946), 1-й заместитель командующего (с сентября 1946 г. - главнокомандующего) ВВС (апрель 1946 -1948), командующий Дальней авиацией (1948 - сентября 1949), главнокомандующий ВВС (сентябрь 1949 - декабрь 1956), начальник Главного управления ГВФ (январь 1957 - октябрь 1959), начальник Военной командной академии ПВО (ноябрь 1957 -1963).

10 Голованов А. Дальняя бомбардировочная. М.: Дельта НБ, 2004. С. 71.

11 Дальний бомбардировщик Ер-2… С. 18.

12 Северная зона ПВО - оперативное объединение войск ПВО Красной армии накануне и в начале Великой Отечественной войны, осуществлявшее оборону войск и важных административно-политических и промышленных центров, расположенных в границах одного военного округа (в начале войны - Северного, позднее: Ленинградского и Карельского фронтов). Создана в феврале 1941 г., расформирована 20 ноября того же года. Включала в свой состав 2-й корпус ПВО и пять бригадных районов ПВО.

13 Молодчий Александр Игнатьевич (27 июня 1920 - 9 июня 2002) - советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1962), дважды Герой Советского Союза (1941, 1942). В Красной армии с 1937 г. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов (1938), Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей дальней авиации (1948), Военную академию Генштаба (1959). В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира эскадрильи 420-го (позднее - 748-го) авиаполка дальнего действия, заместитель командира и командир эскадрильи 2-го гвардейского авиаполка (1941-1944); инспектор-лётчик авиадивизии дальнего действия (1944-1945). Совершил 311 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов, из них 287 ночью. После войны на ответственных командных должностях в Военно-воздушных силах. С марта 1965 г. в запасе.

14 Дальний бомбардировщик Ер-2… С. 18.

15 Стефановский П.М. Триста неизвестных. М.: Воениздат, 1968. С. 201.

17 Дальний бомбардировщик Ер-2… С. 18.