Различия толстый и тонкий хамелеон.  Чехов А.П. Толстый и тонкий. Толстый и тонкий во время диалога

Во втором десятилетии 13 века Казахстан подвергался нашествию татаро-монгольских племен, которые по своему социально-экономическому развитию стояли значительно ниже, посягавших на Казахстан народов.

Монгольские племена делились на такие народы, как «лесные народы» и степняков-кочевников. Одни занимались охотой, другие скотоводством. Общество делилось на два класса: на нойонов и угнетенных аратов.

В начале 13 века образовалось монгольское феодальное государство, основателем ко-торого явился Темучин.

В основу государства был положен военный принцип. Территория делилась на три во-енно-административных округа: правое крыло (барунгар), левое крыло (джунгар) и центр (гол). Округа делились по десятичной системе (тумены, тысячи, сотки и десятки).

Воцарение на каждого монарха, официально считавшегося главой династии, обо-значал собой перемену в жизни страны. Но был в истории средневековья человек, приход к власти которого оказал огромное влияние на судьбы многих народов, в том числе и на судьбы народов Средней Азии и Казахстана, и которому средневековые историки уделили пристальное внимание. Имя этого человека Темучин.

Темучин – будущий Чингизхан, родился по одним сведениям в 1162 г., а по другим в 1155 г., в семье богатого нойона Есугей-бахадура. Согласно монгольскому преданию, Те-мучин происходил из рода кият, мать его была из племени конграт. Он рано осиротел. Сподвижники Есугей-бахадура, после его смерти, дружно покинули его маленьких детей, и в молодости Темучин пережил немало унижений и нужды (по некоторым сведениям был даже в рабстве). Но причудливы зигзаги судьбы.

Возмужав Темучин, выделявшийся среди своих сверстников хитростью и умом, су-мел сплотить вокруг себя преданную ему дружину нукеров, возвратить угнанные стада и рядом удачных набегов искать себе славу отважного бахадура, и к концу 12 века стать од-ним из предводителей в монгольских степях.

Известность его возросла в войнах хана кереитов с найманами, меркитами и татарами, в которых Темучин, выступая в качестве вассала кереитского хана, принял столь деятель-ное участие, что был пожалован почетным титулом. Но вассальное отношение продолжа-лось недолго, могущество Темучина все более возрастало, в 1203 году он разграмил кереи-тов, а в следующем году его 45-ти тысячное войско выступило в поход на найманов и мер-китов. В результате военных столкновений часть меркитов и найманов подчинились Тему-чину, а другие переправившись через Иртыш, бежали на Запад, в просторы современного Казахстана.

Покорив в ходе военной компании в 1204-1205 г.г. своих главных противников, Темучин завершил объединение под своей властью всех главных племен Монголии.

Весной 1206 г. у истоков реки Онана состоялся курултай монгольской знати – сторон-ников Темучина, на котором он торжественно, под развевающимся священным знаменем с девятью хвостами, был провозглашен повелителем монголов. Курултай утвердил за Тему-чином титул Чингиз-хана, который в дальнейшем совершенно вытеснил его личное имя.

Значение титула Чингиз-хана до сих пор точно не установлено. По мнению ряда во-стоковедов, титул Чингиз происходит от тюркского слова – тенгиз (море, океан) и словосо-четание Чингиз-хан соответственно означает (океан-хан), т.е. владыка океана, всемирный хан.

Когда Чингиз-хан, уверенный в том, что покончив с царьками меркитских, кереит-ских и найманских племен, стал уже единодержавцем народов, заявил: «Я направил на путь истинный всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои», он не знал еще на какую высоту он будет вознесен походами в дальние западные страны по пятам бежавших остатком меркитов и найманов, вторично разбитых Чингиз-ханом в 1208 г. на берегу Иртыша.

Вытеснение из окрестностей Байкала, а затем и берегов Иртыша, группы меркитов и найманов, действовавшие сообща, были разбиты в 1209 г. (уйгурским идикутом) уйгурами при попытке пройти через их земли. В результате они разделились, меркиты подались к кипчакам в тепершние казахские степи, а найманы во главе с Кучлуком (ханом) направи-лись в Семиречье, во владение Кара-хытаев.

Последствием этих событий стало то, что в 1211 г. в Семиречье впервые появилось монгольское войско под предводительством Хубелай-найона, одного из полководцев Чин-гиз-хана.

Глава карлуков Арслан-хан велел убить Кара-хытайского наместника в Киялыке и добровольно подчинился монголам. Правитель Алмалыка (в долине реки Или) мусульман Бузар также признал себя вассалом Чингиз-хана, за него была выдана дочь Джучи, старше-го сына Чингиз-хана.

Однако корпус Хубелая в этом же году отбыл на Восток, поскольку Чингиз-хан начал войну с Китаем и все свои наличные вооруженные силы направил туда. Лишь в 1216 г., после завершения успешной военной компании на юге, Чингиз-хан поручил Джучи добить бежавших на Запад меркитов. Давние противники встретились около Иргиза в степных просторах Тургайского края Казахстана. Меркиты потерпели полное поражение, рассея-лись в разные стороны, Джучи со своими воинами праздновал победу над поверженным врагом. Но тут произошло неожиданное. На рассвете следующего дня, перед монголами вдруг появилось 60-ти тысячное войско хорезмшаха Муххамада Султана, который из Дженда с нижнего течения Сырдарьи, в свою очередь, вышел в поход против кипчаков. Монголы решили не вступать в бой с хорезмшахом, и объявили, что они посланы Чингиз-ханом только против меркитов, и что у них нет разрешения на войну с хорезмшахом. Но султан вынудил Джучи начать сражение. В течении дня не одной из сторон не удалось до-биться успеха. С наступлением сумерек, оба войска отошли на исходные позиции с тем, чтобы на следующий день продолжить сражение. Но ночью под прикрытием горящих ко-стров, монголы покинули свой лагерь, и их невозможно было догнать. Султан вернулся в Самарканд.

Это было случайное столкновение двух войск, монгольского и мусульманского, оно не выявило победителя, но оно имело далеко идущее последствие.

По словам Ан-Насави, личного секретаря Джала Ад-Дина – сына хорезмшаха, храб-рость монголов произвела на султана сильное впечатление, когда упоминали о них, он го-ворил: «Не видано подобных тем мужам по отваге и стойкости в страданиях битвы и по опытности в правилах нанесения колючих и рубящих ударов». По мнению В.В. Бартольда именно тягостное впечатление хорезмшаха от первого боя с монголами было одной из причин, почему он впоследствии не решился встретить их в открытом поле.

В дальнейшем отношения между хорезмшахом Мухамадом и Чингиз-ханом складыва-лись таким образом, что привели к так называемой «отрарской катастрофе», послужившей монголам формальным поводом для объявления войны хорезмшаху. Кратко конфликт и начало военных действий развивались следующим образом.

Весть о победах, одержанных Чингиз-ханом в Китае, породило массу толков в Средней Азии. Хорезмшах, желая проверить слухи и получить полное сведение о нем, отправил в Монголию посольство. Чингиз-хан, со своей стороны, также отправил на Запад посольство.

Весной в 1218 г. хорезмшах принимает это посольство. Послы вручают ему богатые редкие подарки и письмо от монгольского владыки, в котором сообщается о завоевании монголами Северного Китая и стран тюрков, и предлагает заключить мирный договор с га-рантиями безопасности торговых отношений между обоими государствами.

Хорезмшах Мухамад выразил свое согласие на мирный договор с Чингиз-ханом.

После возвращение послов Чингиз-хан отправил в Среднюю Азию торговый караван: 500 верблюдов с золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, 400 человек сопровождения, включая и монголов-лазутчиков. Этот многоликий караван в середине 1218 года прибыл в г. Отрар. Правитель Отрара наместник хорезмшаха Мухамада Гайр-хан Йинальчук, вероятно обеспокоенный странным для торговцев поведением людей этого каравана, объявил, что это не купцы. Он задержал купцов, затем перебил их. Караван был разграблен, все богатство перешло к Гайр-хану. Удалось спастись только одному человеку из состава каравана, который и доставил Чингиз-хану весть о отрарской резне.

Реакция Чингиз-хана была молниеносной. Он посылает к хорезмшаху посольство с требованием выдать Гайр-хана, обещая в этом случае сохранить мир. Хорезмшах вероятно, считая войну неизбежной или уповая на свою силу, приказал убить послов. Так ли это? Попытаемся объективно проанализировать ситуацию. Да, действительно, войны избежать было нельзя, и причины ее коренились не в отрарской трагедии или казни послов, хотя эти поступки и не характеризовали положительно хорезмшаха и его подчиненных. Дело совсем в другом:

1.для крупных скотоводческих хозяйств, необходимы обширные пастбища и стремление кочевой знати, приобрести новые пастбища, неизбежно порождало завоевательные вой-ны;

2.война, приносившая наряду с завоеваниями новых земель и богатств, в виде военной добычи, являлась как бы частью производственной деятельности;

3.кроме того, она служила для знати средством, хотя бы временно, ослабить социальные противоречия в монгольском обществе, посулив зависимым кочевникам часть военной добычи.

Чингиз-хан понимал, что только завоевательная политика может обеспечить ему вер-ность монгольской междоусобицы, а созданную империю от быстрого развала.

В этой политике, которую монгольские феодалы осуществляли на протяжении десяти-летий, поход на земли Казахстана и средней Азии был лишь одним звеном в общей цепи, запланированных обширных завоеваний.

Как показывают данные источников, Чингиз-хан и не думал ограничиваться захватом империи хорезмшаха; в его планы входили завоевания всей Западной Азии и Восточной Европы, он заранее отдал в удел своему старшему сыну Джучи, еще не покоренные страны к западу от Иртыша и Аральского моря.

Чингиз-хан придавал походу на мусульманские страны большое значение и готовился к нему особенно тщательно: сбор информации о враге и подготовка глубоко-продуманного плана действий. Чингиз-хан сумел подготовить войну, что даже в глазах мусульман сумел возложить вину на хорезмшаха.

К началу боевых действий войско Чингиз-хана было огромно: общая численность ко-лебалась от 150-200 тысяч.

Поход начался в сентябре 1219 г. с берегов Иртыша где Чингиз-хан провел лето. Он повел свои орды от Иртыша до Сырдарьи тем же путем, что и прежние завоеватели, т.е. че-рез Семиречье к югу от озера Балхаш. При подходе к г. Отрару, Чингиз-хан разделил свои силы: часть сил, во главе с сыновьями Чагатаем и Угедеем – он оставил для осады Отрара, другую часть, во главе с Джучи, - отправил вниз по Сырдарье на Дженд и Янгикент, третий отряд был назначен для покорения городов по верхнему течению Сырдарьи, сам Чингиз-хан с младшим сыном Тулуем, с главными силами пошел на Бухару.

Защита Отрара явилась славной страницей борьбы с завоевателями. Гайр-хан, знав-ший, что от монголов ему не ждать пощады, энергично готовился к обороне.

Под его началом согласно ан-Насави было 20 тысяч воинов. По- Джувайни, хо-резмшах дал ему 50 тысяч внешнего войска. На исходе 5-го месяца героической обороны Отрара Караджа Хаджиб, незадолго перед осадой, посланный на подмогу к Гайр-хану с 10-ти тысячным отрядом, пал духом и покинув город ночью, когда главные ворота охранял его отряд, сдался со своим войском монголам; по приговору царевичей Чагатая и Угедея, он был казнен вместе с приближенными за измену. Монголы через открытые ворота смогли ворваться в город, и выгнав из него жителей «словно стадо баранов», начал повальный грабеж. Но Гайир-хан с 20-ю тысячами воинов укрепился в цитадели для взятия которой монголам понадобился еще месяц. Гайир-хан с двумя товарищами отбивались до последней возможности. Наконец Гайир-хан остался один и отбивался от врагов кирпичами, но был взят в плен. Крепость была разрушена и сровнена с землей. Сыновья Чингиз-хана с толпами пленных жителей Отрара и окрестных сел в феврале 1220 г. присоединились к Чингиз-хану, когда тот находился на пути между Бухарой и Самаркандом, оставив ему живого Гайир-хана. Чингиз-хан приказал расплавить серебро и влить ему в уши и глаза в наказание за его безобразное деяние и мерзкий поступок.

Джучи старший сын Чингиз-хана, выделенный для покорения городов по нижнему те-чению Сырдарьи, прежде всего подошел к Сыгнаку, с жителями которого начал перегово-ры. Жители убили парламентера мусульманского купца Хасан-ходжу и приняли бой, через семь дней непрерывной осады город был взят штурмом.

Все население было перебито, а город разграблен. Управляющим этой местности был назначен сын убитого горожанами Хасан-хаджи.

В дальнейшем монголы захватили Узгенд, Барчылыгкент. Только по тому, что жители этих городов не оказали сильного сопротивления, всеобщей резни не было.

Упорное сопротивление оказал город Ашназ, но пал в неравной борьбе, большая часть населения была перебита.

Сравнительно легко и без потерь были захвачены города Дженд, покинутый войсками хорезмшаха и сдавшийся по существу без боя и Шерке (Янгикент), в котором монголы также назначили своего шихнэ – блюстителя порядка. Все это произошло в течении зимы 1219-1220 г.г. и весны 1220 года.

Успешно действовали и главные силы войска во главе с Чингиз-ханом. К маю 1220 года весь Мавераннарх (междуречье Сырдарьи и Амударьи) был в руках завоевателей. Летом и осенью 1220 года монголы взяли Мерв, Тус и другие города Харасана. В ре-зультате зимней компании, в 1220-1221 г.г. был завоеван Хорезм, и завершились военные действия монголов в Средней Азии. Весной 1221 года Чингиз-хан переправил свое войско через Амударью и вошел на территорию Харасана, Афганистана и Северной Индии. 30-ти-тысячное войско под командованием военачальников Джэбэнойона и Субэдэй-нойона, выступив из Северного Ирана в 1220 году, вторглось в Кавказские страны и, разгромив аланов, кипчаков и русских на реке Калка, проник в степи нынешнего Казахстана с северо-запада.

В Южном Приаралье Джучи-хан оставался весь 1220 год в Дженде; от туда с берегов Сыра в следующем году он повел свой корпус на Хорезм. Чингиз-хан отправил ему на под-могу из Бухары, Чагатая и Угедея со значительными силами. Передовые отряды монголь-ского войска подступили к Гургенчжу (город у Амударьи в северной части Хорезма), воен-ной хитростью заманили хорезмийцев в западню, перебили до тысячи человек и следом за беглецами ворвались в город, но под напором горожан вынуждены были отступить. Тем временем подоспели основные войска монголов (50 тыс. человек), обложили город со всех сторон и начали осаду. Жители города не только защищались, но и переходили в контрата-ку, нанося монголам большие потери.

Рашид-ад-Дин в начале 14 века писал что Холмы, которые собрали тогда из костей убитых, еще и теперь стоят в окрестностях старого города Хорезма.

Главной причиной неудач монголов были, по мнению мусульманских авторов раздоры между братьями Джучи и Чагатаем. Первый старался спасти от разрушения цветущий го-род, а второй желал быстрой победы любой ценой. Когда эта весть дошла до Чингиз-хана, он рассердился на старших сыновей и назначил начальником всего войска Угедея, который был их младшим братом. После этого штурм пошел успешно, через семь дней город был захвачен. Жителей выгнали в степь, отделили от них ремесленников, малолетних детей и молодых женщин, чтобы угнать с собой, а остальных изрубили. После этого город подвергся грабежу и разрушению.

Завершив операцию на берегах нижнего течению Амударьи, Чагатай и Угедей верну-лись к своему отцу Чингиз-хану, а Джучи с верным ему консулом, со всеми чадами и домо-чадцами остался в Приаралье.

Зиму 1222-1223 г.г. Чингиз-хан провел в Самарканде. В начале 1223 года он выступил оттуда с намерением устроить весеннюю охоту в степях при Сырдарье. Недалеко от города Сайрама Чингиз-хан встретил своего старшего сына Джучи. Состоялся курултай, после не-го грандиозная облавная охота с участием всех царевичей и все лето 1223 года они провели вместе в тех пределах. Затем медленными переходами отправились к Иртышу. Там они провели лето 1224 года, осенью 1224 года Чингиз-хан снялся со стоянки и с войском, слугами и челядью отправился на Восток.

Чингиз-хан возвращался из западного похода в Монголию триумфатором, достигнув пика своего могущества и славы. Орды Чингиз-хана с всесокрушающей лавиной про-неслись по степям, городам и весям. Война - всегда крайность. Убиты и покалечены судьбы сотен тысяч людей. Развеяны в прах плоды созидательного труда многих поколений, попраны святыни, поруганы святые. Великая степь потрясена до основания и находится в страхе. Вот что писал современник Чингиз-хана, мусульманский историк Ибн ал-Асира: «Если бы кто сказал, что с тех пор как Аллах Всемогущий и Всевышний создал человека по настоящее время, мир не испытывал ничего подобного, то он был бы прав: действительно летописи не содержат ничего сколько-нибудь сходного и подходящего. Из событий, которые они описывают, самое ужасное то, что сделал Навуходоносор с израильтянами по части избиения их и разрушения Иерусалима. Но, что такое Иерусалим в сравнении с теми странами, которые опустошили эти проклятые, где каждый город вдвое больше Иерусалима! И что такое израильтяне, в сравнении с теми, которых они перебили! Ведь в одном отдельно взятом городе жители которых они избили было больше чем всех израильтян. Может быть, род людской не увидит ничего подобного этому событию до представления света и исчезновения мира. Что касается антихриста, то он ведь сжалится над теми, которые последовали за ним и погубит лишь тех, которые станут сопротивляться ему; эти же монголы не над кем не сжалились, избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародышей.»

Поистине монгольское нашествие явилось величайшим военно-политическим и мораль-ным потрясением средневековья в целом. Но настал час и отступило зло перед добром; на огромном пространстве пожар большой войны потушен, но угли тлели долго. Оно явилось величайшим бедствием для Казахстана, так же как и для других завоеванных стран. Мон-гольское завоевание отрицательно сказалось на состоянии оседлого и кочевого хозяйства Казахстана. Захват лучших пастбищ неизбежно вел к вытеснению коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной территории на улусы, после распада империи Чингиз-хана, на ставшие независимые друг от друга государства – Золотую Орду и империю Чингизитов – нередко разобщал этнически родственные группы.


Похожая информация.


» Казахстан в период монгольского завоевания (XIII в.). Золотая Орда (1243 – середина XV в.). »

Краткие сведения о монголах.

В XII веке племена, которые впоследствии стали называться монголами, занимали обширные степные территории от Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенами монголов, сыгравшими важную роль в последующих событиях, были татары, кереиты , найманы , меркиты и собственно монголы. Племена монголы занимали большую часть бассейна рек Орхона и Керулена.

Монгольские племена в XII веке занимались скотоводством и охотой. Жили они в войлочных кибитках. Кочевать их заставляла необходимость перемены пастбищ для их скота.

Монголы жили родовым бытом. Делились они на рода, племена и улусы. Монгольское общество XII века делилось на три класса: степную аристократию, простолюдинов (карача) и рабов. В то время монголы исповедовали шаманизм.

Монгольские племена не были объединены. Каждое племя или род управлялось своим ханом и являлось как бы небольшим государством, включавшим в себя определенное количество семей, обязанных поставлять военные отряды-улусы и имевшим достаточное для их содержания пространство земли-юрт.

Борьба за преобладание верховной власти в степи между кочевниками была долгой и упорной. В начале XII века при Хабул-хане и Амбагай-хане, возвысилось племя монголов. Однако в 1161 году чжурчжени и татары нанесли монголам крупное поражение. Внук Хабул-хана, Есугэй уже не был ханом, а носил титул багатура. Тем не менее, он оставался крупной фигурой. Будучи удачливым, в походах и набегах на другие племена, Есугэй-багатур имел множество подданных и большие стада скота. Он внезапно скончался около 1165 г., отравленный своими врагами татарами. После смерти Есугэй-багатура собранный им улус распался. Наиболее могущественными племенами делаются татары, кочевавшие около озера Буир-Нур. Этническая принадлежность татар по сей день остается предметом дискусии. Многие историки полагают, что по языку они были не монголами, а тюрками, хотя и могли иметь в подчинении каких-то монголов, которые в связи с этим также именовали себя татарами. Как бы то ни было, название «татары» прикрепилось в дальнейшем именно к тюркским народам. Новое возвышение монголов произошло при сыне Есугэя, Темучине.

Образование Монгольской империи.

Тимучин родился по одним данным в 1162 году, а по другим в 1155 году в семье влиятельного представителя монгольской знати – нойона Есугей бахадура.

По монгольскому преданию Темучин происходил из рода кият-борджигинов по отцу, а мать его Оэлен-эхе (“мать-облако“) была из племени конрат. Рано (9лет) потеряв отца, в юности Темучин прошел тяжелые жизненные испытание, с тяжелой колодкой на шее скрываясь от своих преследователей в зарослях реки Онон и питаясь сырой рыбой.

Однажды предводитель тайчиутов, Таргутай-Кирильтук послал своих людей к стойбищу Темучина, и те захватили его в плен. На юношу надели колодки и увели в стан тайчиутов, где стали держать узником, переводя каждый день из одной юрты в другую. Однако спустя какое-то время Темучину удалось бежать.

Сразу после этого началось великое восхождение Темучина к вершинам власти и могущества. Когда ему исполнилось 17 лет он женился на Борте (Дай-сечен отец Борте). Выдававшийся ростом и физической силой, а также своим незаурядным умом, сын Есугэя сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена, вернул угнанные у него стада. Постепенно число его приверженцев росло, и в 1189 году Темучин встал во главе возрожденного монгольского улуса. После этого он в союзе с кереитами нанес поражение татарам и в 1202 году произвел страшное избиение среди них. Оставшиеся в живых татары были рапределены по монгольским родам. Вслед за тем Темучин неожиданно напал на кереитов и разбил их наголову. Предводитель племени Ван-хан-самый могущественный владетель тогдашней Монголии-был убит. Следующими противниками стали найманы.

В 1204 году Темучин двинулся против найманов и нанес им жестокое поражение. Их предводитель Таян-хан погиб. Затем пришла очередь меркитов , которые также были разгромлены. Однако их хан Токтая успел бежать. В 1206 году Темучин совершил поход на Алтай и окончательно победил найманского хана Кучлука и меркитского хана Токтою. Последний был убит, а Кучлук бежал в Семиречье. Таким образом, Темучин сделался повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена.

В 1206 году он созвал на реке Ононе великий курултай (совет), который провозгласил его повелителем всего монгольского народа. Именно тогда Темучин официально принял титул Чингисхана («величайшего владыки»)1). Все подчиненные ему племена стали с тех пор именоваться монголами. Так осуществилась на 52 году жизни Чингисхана давно лелеемая им мечта. Когда Чингисхан, уверенный в том, что, покончив с царьками меркитскими, кереитскими и найманскими стал уже “единодержавцем народов” заявил, “ Я… направил на путь истинны всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои” («Сокровенное сказание» стр. 168).

Теперь, когда побеждены твоей десницы государи этих земель, называемый каждый Гурханом, и их области достались тебе, то пусть будет твое прозвище “Чингис”. Ты стал царем, царей.” (Рашид- ад- Дин).

Так было образованно великое монгольское государство.

Военное устройство Монгольской империи.

Прочно утвердившись на престоле, Чингисхан продолжал деятельно работать по устройству своей обширной кочевой державой.

Одной из первых забот Чингисхана, после объединения всех монгольских племен в одну державу, было создание вооруженной силы.

Прежде всего, монгольский хан позаботился устройством своей личной гвардии. Гвардия называлась (“кэшиктэн”), все гвардейцы должны были быть аристократического происхождения. Личная гвардия т.е кэшиктэн пользовалась различными привилегиями и особым почетом. Все гвардейцы находились под личным наблюдением императора, он сам разбирал все их дела.

Вот, что написано в “Сокровенном сказании” - ”начальствующие над охранной стражей, не получив от меня словесного разрешения, не должны самовольно наказывать своих подчиненных. В случае преступления кого-либо из них непременно должны докладывать мне, и тогда, кому следует отрубить голову, тому отрубят; кого следует бить, того будут бить”.

В составе армии имелась еще особо отборная часть – “тысяча храбрых богатуров”. В битвах этот отряд употреблялся в решительные моменты, а в спокойное время составлял личную охранную стражу хана.2)

Отныне служба в войсках и обязанности начальников регулировались. В войсках установлена строжайшая дисциплина. Всю армию и территорию Чингисхан разделил на три военно-административных округа: центр (гол и кэль) во главе был поставлен Кая; правое крыло – западная сторона – барунгар – командовал нойон Богурчи; левое крыло – восточная сторона – зюнгар – командовал Мукали. Каждый округ делился на тумени (10 тысяч человек – 1 тумень), тумени делятся на тысячники, а тысячники на сотни, сотни на десятки. Военно-административная система созданная Чингисханом сыграла важную роль в завоевательных походах. Во главе крупных подразделений ставились опытные и лично известные Чингисхану начальники (орхоны).

Главным оружием легкой конницы был лук со стрелами. Стрелы отличались необычной остротой. Часть лучников были вооружены дротиками, а также кривыми саблями.
В тяжелой кавалерии люди имели кольчуги или кожаные латы; головной убор – легкий кожаный шлем. В армии Батыя носили уже железные шлемы. На лошадях тяжелой конницы имелось защитное вооружение из толстой лакированной кожи. Главным оружием нападения (стрелков) были кривые сабли и пики; кроме того, у каждого имелась боевая секира или железная палица, которые подвешивались к поясу или седлу. В рукопашном бою монголы старались сбрасывать или стаскивать врагов с коней, для этой цели служили прикрепленные к пикам и дротикам крючья, а также арканы из конского волоса, которые накидывались с некоторого расстояния. Они применяли при осадах метательные орудия, тараны, горящую нефть. Монголы умели производить наводнение. Делали подкопы, подземные ходы и т.д.
Так было положено начало великолепной монгольской армии, которой предстояло в ближайшем будущем покорить половину Азии.

Общественное устройство.

В основу державы Чингисхан положил родовой быт тогдашнего монгольского общества.

Во главе каждого рода стоял его вождь. Несколько родов составляло племя, возглавляемое лицом более высокого ранга, чем вождь родов, вожди племени (лицо) подчинялись еще высшей степени и так далее до самого хана. Родовой быт воздвигает идею личности, подчиненности единоличному авторитету, - словом, начала близкие к принципам военной организации.

Итак, Чингисхан осуществлял свою власть в империи через посредство иерархии сотрудников из лучших “сынов народа”.

В своих словах, речах, указах, постановлениях Чингисхан никогда не обращается, подобно тюркским каганом, к народу, а говорит только с царевичами, нойонами и багатурами.

Но надо отдать справедливость великому монгольскому монарху, что, не смотря на свои строго аристократические воззрения, он при назначении на высшие должности по войску и по администрации, никогда не руководствовался только происхождением, а принимал по знаниям, качествам, смотрел на техническую годность данного лица, особенно уделял серьезное внимание на нравственные качества. Он ценил и поощрял такие качества в людях как верность, преданность и стойкость и ненавидел измену, предательство, трусость и др. По этим признаком Чингисхан и делил людей на две категории.

Монгольское государство управлялось преимущественно кочевниками; из городского населения он брал только нужных ему “спецов”. В империи Чингисхана не было ни одного “выборного” органа. Он сам не считал себя избранным императором, а тем более избранным “народом” (он был провозглашен начальником родов и племен).

В основу государства была положена также религия: сам Чингисхан и его сотрудники по управлению были людьми религиозными и должны были быть таковыми, но официального вероисповедания объявлено не было. Служащие принадлежали ко всем вероисповеданиям: среди них были шаманисты, буддисты, мусульмане и христиане.

До столь широкой веротерпимости, которая господствовала в царстве Чингисхана XIII века Европа дошла только в XVIII веке, после того, как она пережила Крестовые походы для массового истребления “еретиков” и “язычников” и после нескольких столетий, в течение которых пылали костры инквизиции.

Великий курултай монголов избирает хана, решает сложные политические вопросы. После завоевания и присоединения населения земледельческих, оседлых регионов, природа империи начинает меняться. Она все больше теряет кочевнический характер. Тем не менее принципы, основанные на демократической форме решений вопросов, продолжают действовать.

Государственная система монголов способствовала закалке держав Алтын Орды и Московской Руси. Русь унаследовала от монголов Централизацию государственной власти, транспортные налоги, всеобщую перепись населения, военно-административную систему, денежную единицу, серебряную монету-тенге.

Чингисханом был создан документ «Ұлы жаза» («Ясак» или «Великое наказание»). 13 из 36 статей данного свода законов посвящено различным видам смертной казни. В 1223 году историк Чан-Чунь по указанию Чингисхана пишет летопись «Алтын шежире» («Золотая летопись»), в 1230 году Чагатай «Қупыя шежире» («Тайная летопись»), в 1240 году Угедей «Алтын даптер» («Золотая тетрадь»), благодаря которым историки имеют возможность исследовать походы Чингисхана и его потомков.

7 класс, литература

ТЕМА: А.П.Чехов. Рассказы "Толстый и Тонкий", "Хамелеон". В зеркале человеческих характеров.

Цели:

Образовательный аспект:

Продолжить формирование умений работы над литературным произведением как искусством слова через постижение его художественного мира;

Продолжить формирование понятия о природе комического на примере рассказов А.П.Чехова, углубить понятие о сатире;

Показать особенности чеховского стиля.

Развивающий аспект:

Развивать умения интерпретации художественного произведения, создание благоприятных психолого-педагогических условий для самовыражения и самораскрытия учеников в процессе работы над произведениями;

Способствовать активизации художественно-творческих потребностей учащихся;

Продолжить работу по развитию устной речи учащихся

Воспитательный аспект:

Воспитание у учащихся интереса к чтению и изучению художественных произведений русской литературы;

Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Тип урока : обобщение знаний, умений и навыков.

Предполагаемый результат:

Уметь находить комические и сатирические эпизоды в рассказах Чехова.

Знать отличительные черты чеховских произведений.

Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.

Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова.

Оборудование : учебник, тексты произведений писателя, компьютерная презентация.
Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни

М. Горький.

ХОД УРОКА

I.ОРГМОМЕНТ

II.МОТИВАЦИЯ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Слово учителя.

Друзья мои!

Я очень рада войти в наш светлый класс.

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок:

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок !
Беседа.

-Л.Н.Толстой назвал этого писателя «художником жизни».

-Вспоминая свои детские годы, этот писатель говорил, что детства у него не было.

-Первые свои произведения он подписывал псевдонимом «Антоша Чехонте».

-Его фраза «Краткость – сестра таланта» стала крылатой.

О каком писателе идет речь? С чьими произведениями мы знакомились на последних уроках?(СЛАЙД №1)

Подберите не менее 5 слов, характеризующих творчество этого писателя.
Слово учителя.

Названные вами слова можно классифицировать следующим образом:

Это названия чеховских рассказов, герои произведений, средства изображения персонажей и освещения проблем; жанр чеховского повествования.

К этим понятиям мы с вами сегодня еще вернемся.

А пока запишите сегодняшнее число, тему урока.
III.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Слово учителя.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова А.М.Горького?


Вывод. Сегодня на уроке мы заглянем в зеркало человеческих характеров, рожденных воображением русского мастера слова - А.П.Чеховым.
- Объявление целей. (СЛАЙД №2)
Задача урока:

работая над произведениями, раскрыть духовный и художественный потенциал произведений русской классической литературы, ценности ее общечеловеческих нравственных идеалов, чтобы они стали личностно значимыми для учащихся.


IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ

Слово учителя

Обратите внимание на слова писателя: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каким он есть на самом деле"(СЛАЙД №3).


- В связи с этим давайте вспомним известных чеховских героев и ответим на вопрос:

Каким образом писатель обращает внимание людей на них самих? (благодаря средствам комического)


-Назовите их. (СЛАЙД №4)
-А теперь внимание на экран. Скажите, какие из них доминируют в следующих произведениях:

"Хамелеон, "Лошадиная фамилия", "Толстый и Тонкий", "Свадебный генерал", "Пересолил". (СЛАЙД №5)


-Читая произведения А.П.Чехова, какие особенности стиля его произведений вы заметили?
Задание : выбрать характерные черты рассказов А.П.Чехов а (СЛАЙД №6)

1.Иносказательность;

2.Произведения небольшие по объему, но глубокие по содержанию;

3.Пародийность;

4."Говорящие фамилии";

5.Сочетание реальности и фантастики.

(Ответ: 1). Небольшие по объему, но глубокие по содержанию.

2)."Говорящие фамилии".(Так, в рассказе " Хамелеон" автор дал такие фамилии своим персонажам Очумелов, Хрюкин, Елдырин.)

3).Использование деталей (кстати, любимый чеховский прием.)

Привести примеры, подбирая цитаты.


ИНСЦЕНИРОВКА.
Слово учителя

Ребята приготовили небольшую сценку - диалог из известного чеховского рассказа.

Задача зрителей: вспомнить название рассказа и эпизод из произведения. ("Толстый и Тонкий")

СЦЕНКА.


-Какие негативные качества людей раскрываются в этом произведении и других произведениях автора?

Лицемерие;

Подхалимство;

Чинопочитание;

Трусость;

Ограниченность.


Слово учителя . А.П.Чехов создавал произведения легко. Всего маленьких, крошечных рассказов он написал более 1000. И в каждом из них вот уже более 100 лет живет его смех.
-Какова же судьба произведений великого писателя?

Чтобы ответить на этот вопрос, в качестве домашнего задания вы провели небольшой опрос среди учителей и родителей.


Анкета (СЛАЙД №7)

5).Какие рассказы нравятся?

Каковы же результаты?


(Ученики зачитывают наиболее интересные ответы).
Слово учителя.

А теперь прочитайте слова самого А.П.Чехова :(СЛАЙД№ 8)


"Надо быть умственно чистым, нравственно здоровым и опрятным физически"
V . РЕФЛЕКСИЯ.
Слово учителя
Подходит к концу наша встреча с писателем. Вы работали на уроке, дома.

А)Знакомство с личностью писателя …(заставило вспомнить слова самого Чехова о том, что земля наша, история наша богата талантливыми людьми)

Б)Читая его ранние произведения …(мы улыбаемся; потешаемся над незадачливыми героями; над «говорящими фамилиями»; грустим от того, что проблемы актуальны и сейчас).

Сейчас вы получите таблички, которые я прошу заполнить.
Рефлексия


- отлично - хорошо - плохо
VI .ИТОГИ.

Оглашение результатов.


VII . ДОМ. ЗАДАНИЕ .

1.Подготовить сообщение К.Дойле.

Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?

2).Каким было ваше впечатление?

3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?

4).Что нового открыли для себя?

5).Какие рассказы нравятся?

7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?

Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?

2).Каким было ваше впечатление?

3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?

4).Что нового открыли для себя?

5).Какие рассказы нравятся?

7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?

2).Каким было ваше впечатление?

3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?

4).Что нового открыли для себя?

5).Какие рассказы нравятся?

7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?

2).Каким было ваше впечатление?

3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?

4).Что нового открыли для себя?

5).Какие рассказы нравятся?

7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Рефлексия

- отлично - хорошо - плохо

Рефлексия

- отлично - хорошо - плохо