Что нужно сделать чтобы тебя слышать. Как сделать так, чтобы тебя поняли и правильно понять другого. Убедиться в обратном контакте

Очень важно уметь заставить людей слушать вас и прислушиваться к тому, что вы говорите. Особенно это важно для женщины, которая хочет добиться отменного успеха в карьере. Итак, существует несколько простых способов, как сделать так, чтобы люди к вам прислушивались.

Первое что имеет значение это одежда. Вы должны быть одеты соответственно, так чтобы и официально и в то же время привлекательно, но не вызывающе. По статистике, 60% воздействия на слушателей зависит от внешнего вида оратора.

Голос это второй способ повлиять на публику, он должен располагать к себе, не быть резким и отталкивающим, так что старайтесь не переходить на крик и не брать слишком высокие ноты. Ученые установили то, что грудной голос более убедителен. И его можно добиться, если в конце отдельных предложений понизить тон. Не стоит повышать голос как при вопросе в конце предложения. Это будет говорить только о том, что вы не определены и не уверены.

Еще одно оружье это смех. Главное чтобы он звучал уместно и естественно. Стоит воздержаться от хихиканья и от грубого лошадиного смеха. Женщины, как правило, смеются слишком много (мужчины слишком мало), так что не помешало бы контролировать этот процесс.

Также следует делать паузы. Особенно советуется не пренебрегать этим советам тем женщинам, которые разговаривают слишком быстро. Паузы, должны присутствовать, и они должны быть осмысленные. Но не перебарщиваете с ними тоже, досчитайте до трех и продолжайте свою речь.

В том случае, что вам нужно что-то выделять, не нужно это прокричать. Тем, что вы будете повышать голос, вы не выделите нужные вам слова. А произнеся четко слова, все у вас получится, и вы сможете выделить что надо. А если у вас невнятная речь, то вам надо много над ней работать.

Ну а если вам нужно остановить кого-то, кто слишком разболтался, что нужно делать? Достаточно не кивать в знак согласия, демонстративно смотрите на часы, а еще вы можете начинать общаться с соседями, выходить, стучать, ронять и т.д., и делать все, что могло бы заставить задуматься оратора о том, что он переборщил.

В том случае, что вы опоздали на работу, и на вас кричат и ругают за опоздание. Достаточно просто спокойным голосом сказать: «Вы, кажется, не довольны моим опозданием?» Покажите, что вы личность и не оправдываетесь, а главное не мямлите.

Перед важным разговором очень важно хорошо расслабиться. Но что для этого нужно? Поднимите высоко плечи, потом опустите и спросите у своего внутреннего голоса: «Ну и?» Вы избавитесь от напряжения и будете более непринужденно общаться.

Не позволяйте себе использовать слова, которые говорят только о видимом согласии, так как: «да, но», «либо да, либо нет». И что немаловажно, то как вы закончите свою речь. Настоящий оратор скажет такое в конце, что все запомнят, поймут мысль этой речи и сделают все выводы. Говорите все важное в конце, ведь именно тогда вас очень внимательно слушают. Ну а если не получилось завершить вопрос, потому что кто-то или что-то вам помешал, то вы потом опять прийти к логическому концу и все повторить.

Женщина оратор она есть и она это вы! Всего несколько советов и вы сможете выступить перед любой аудиторией. Удачи!

Как сделать так, чтобы вас слушали? Женщина оратор. , 10.0 out of 10 based on 1 rating

Очень часто мы хотим донести близкому человеку или, возможно, совсем не близкому, нужную информацию, но у нас порой ничего не получается. Как сделать, чтобы тебя слушали? Это очень сложный вопрос. Нужно учитывать многие факторы: характер, обстоятельства, при которых состоялся разговор, межличностные отношения и многое другое.

За что ценили наши предки людей? Ответ простой: за умение говорить и слушать. Не зря древние мыслители говорили мало и по делу. Сейчас такое считается большой редкость. Дело в том, что современная культура и образование не учат людей общению, то есть мы не умеем слушать. А если смотреть в корень - мы не имеем терпения выслушать и желания услышать человека.

Как быть тактичным

Присказка гласит: меньше говори - больше слушай. Это одно из важнейших правил коммуникации людей. Все мы - личности и все хотим себя проявлять только с сильной и качественной стороны. Именно поэтому наше желание выговориться порой берет верх над рассудком. Именно это желание порождает сплетни и толки. Мудрый человек всегда обуздает свой язык. Выслушивая человека, вы даете ему эмоциональную свободу, то есть он, поделившись своими делами (пусть вам безразличными), испытывает внутреннее удовлетворение. Вы сами его не раз испытывали, когда была возможность выговориться в компании, где все друг друга не перебивают. Тем более, сдерживая бесполезные разговоры и выслушивая чужие, вы больше приобретаете: меньше говорите пустых или личных вещей и больше узнаете информации извне. А знание, как вы уже знаете - это настоящая сила.

Семья

Конечно же, немаловажно, чтобы семейная пара умела слушать друг друга. Хотя часто доминирующий человек (жена или муж) берет инициативу в свои руки, тогда другому человеку приходится искать необходимых слушателей на стороне. Так появляются, к сожалению, и измены. Ведь часто причиной измены становится психологический фактор. А отсутствие возможности полноценного общения - это и есть один из психологических факторов. То же касается и занятости родителей и их детей. Часто дети из-за того, что не имеют возможности высказаться своим родителям, ищут «уши» на стороне, что ведет к не очень хорошим последствиям. Но как сделать так, чтобы муж слушал жену, а жена мужа? Для этого в первую очередь необходимо, чтобы сами члены семьи понимали свою проблему, чтобы у обоих было равное положение.

Приемы НЛП

  • найди положительные мотивы в плохих действиях. Смысл этого приема в том, чтобы не осуждать человека за его поступки. Такого обычно не ждет ваш собеседник. И поэтому своим спокойствием можно заставить почувствовать человека виноватым, а это даст вам возможность взять превосходство над ним.
  • умей попросить безотказно. Начинай просить с позитивного утверждения, а потом просить что-то еще. Психика человека устроена, так что мы должны выполнить две просьбы сразу. Например: «Милый давай я сделаю тебе вкусный обед, а потом мы пойдем по магазинам» или просить через третьих лиц: «Маша, пойдем к той, доброй женщине, у нее вкуснее вишни». Этим, заставляя другого продавца спустить немного цену.
  • унижать, а не спорить. Конечно, это звучит грубо, но этот метод действен и часто нами используется подсознательно. Например: «Петр Васильевич, вы наверное с Луны свались, что такое приняли решение!» Этим обычный разговор переходит в спор, а сама тема «подминается»

Успех ваших переговоров

  • выступайте в привычном вам помещении;
  • хорошая осанка, уверенный взгляд, руки расслаблены, голова всегда приподнята, легкая улыбка на лице, четкие предложения по теме;
  • хорошее настроение. Даже если у вас все ужасно никогда не показывать это тем людям, на которых вы хотите повлиять, особенно касается бизнеса;
  • если вам что-то нужно от человека вызовите чувство жалости или чувство дефицита, это срабатывает что процентов;
  • будьте всегда последовательным в действиях и высказываниях;
  • если у вас есть харизма, то всегда пользуйтесь ей;

Если тебя не слушают

Часто нерешительные люди часто сталкиваются с подобной проблемой. И это не вина посторонних людей. Все зависит от самого говорящего. Как сделать, чтобы тебя слушали? Естественно, людей со статусом всегда принято слушать и такая ситуация маловероятна: чтобы все вокруг были одинаково разговорчивы и тактичны. Но если вы все же очень хотите научиться говорить так, чтобы вас слушали, то начните с изменения своих представлений об окружающем мире. Научитесь слушать и говорить вовремя. Можете скачать специальные аудио уроки с сайтов по психологии или сходить пару раз на тренинги по развитию личности.

Некоторые люди используют заговоры: чтобы муж жену слушал и был покорный, ну и т.п. Это субъективное мнение, мы не будем вам советовать «чудо - слова», произнеся которые вы сможете заставить мужа слушать вас или наоборот, мы лишь просто говорим, что жизнь, такая, какая есть, и без общения она не будет прежней. Но вот качество общения можно изменить.

Так что, дорогие читатели, чтобы слушали и слышали, не нужно кричать, доказывать или показывать обиду другим людям, нужно начинать с себя. Если мы поменяем понимание мира, который окружает нас, признаем его несовершенство и начнем менять себя, а не окружающих, именно тогда вы будете услышаны тем, к кому адресованы ваши слова.

"Ты меня не слышишь!", "Ты не воспринимаешь, что я тебе говорю!", "Я уже не говорю, чего мне хочется, потому что меня все равно не слушают" - наверняка вы слышали такие или подобные фразы от своих друзей и близких. Или сами их периодически используете в общении, когда вам хочется объяснить свою позицию, высказать свое желание, или добиться от партнера чего-то, что он никак для вас не делает. Когда вы, кажется, уже приложили все усилия, чтобы вас услышали, но складывается ощущение, что вы натыкаетесь на глухую стену.

И здесь вероятны два варианта: 1. Партнер действительно не хочет делать это для вас; и 2. Партнер не может понять, чего же вы хотите, потому что ваши слова действительно проходят мимо области его восприятия. То есть, вам не удается донести свои слова до человека и убедиться, что он действительно вас услышал и понял.

Есть 10 принципов, применяя которые вы точно можете быть уверены, что ваши слова были услышаны партнером и действительно проникли в область его восприятия.

  1. Вы должны четко понимать, чего хотите сами. Пожелания бывают конкретные и абстрактные. Конкретные пожелания - это какие-то вещи и действия, которые легко назвать, и они понятны всем. Например: "Я хочу, чтобы ты подарил мне серьги с бриллиантами". Или: "Я хочу, чтобы пока я работаю, ребенок не заходил в мой рабочий кабинет". Или: "Я хочу, чтобы выходные мы всей семьей проводили в парке". Здесь смысл послания однозначен.

    Особые затруднения вызывают пожелания абстрактные, такие, как: хочу внимания, любви, заботы, человеческого отношения, чтобы меня не трогали, нормального общения и т.п. Это понятия, в которые каждый человек вносит свой индивидуальный смысл. Соответственно, партнер не всегда может знать, что таится у вас в глубине души, когда вы просите, например, внимания. Следовательно, вам нужно пояснить, какие именно действия вы ожидаете, какие именно слова хотите услышать, чтобы почувствовать, что получаете необходимое вам внимание. Ведь для кого-то внимание - это поинтересоваться здоровьем любимой собачки, а для кого-то - подарить автомобиль, а для кого-то - пригласить в кино, а для кого-то - не мешать просмотру любимого сериала. Нужно такие понятия согласовывать. Ведь иначе ваш партнер будет думать, что он делает для вас достаточно, а вы будете на него обижаться и продолжать требовать внимания, которое, по его мнению, он вам уже оказывает. Поэтому, прежде чем обращаться к кому-то с просьбами или претензиями, необходимо сначала разобраться в себе: чего же именно вы хотите, и как это должно выражаться?

  2. Говорить немного, 3-4 фразы за один раз. Человеческое восприятие так устроено, что одновременно может удерживать в памяти 3-4 единицы информации. Соответственно, если вы обращаетесь к партнеру с длинной речью, не удивляйтесь, что он что-то недопонял, не услышал, забыл, перепутал и т.д. И что его реакция на ваше послание весьма равнодушная. Он может со всем сказанным вами согласиться, а потом выяснится, что он все забыл, или не сделал то, на что кивнул головой. Длинная речь, как монотонная, так и эмоциональная - неважно, может ввести партнера в трансовое состояние, когда его сознание начинает выключаться, засыпать. Конечно, вы не сможете получить желаемый результат, поскольку в такой ситуации вас уже действительно не могут воспринимать.
  3. Прежде чем говорить что-то важное, убедитесь, что внимание партнера направлено на вас. То есть, он на вас как минимум смотрит. При этом он не говорит по телефону, не смотрит телевизор или в монитор компьютера, не ведет машину и т.п. И он не находится в полусонном состоянии. То есть, он в контакте с вами, а не с кем-то, или чем-то, включая собственные мысли.
  4. Дождаться ответа партнера. После 3-4 фраз, сказанных вами по существу дела (не нужно долгих предисловий, см.п. 2), обязательно остановитесь и дождитесь ответа. Ответ "Угу" не подходит, скорее всего, вас не слушают или не понимают. Если партнер молчит, или отвечает что-то невразумительное, можете спросить: "Что ты об этом думаешь?", "Как ты к этому относишься?", "Пожалуйста, ответь мне" и т.п.
  5. Говорить по сути, не отвлекаясь на другие темы. Скажите только то, что относится к вопросу. Не стоит вспоминать, как было в прошлом году, или сколько раз партнер не выполнил своих обещаний. Или как это происходит у других людей, в отличие от него/нее. Этим вы рассеиваете фокус внимания и создаете ненужный вам эмоциональный фон, вынуждая партнера защищаться. И тогда суть разговора потеряется за эмоциями. И вас опять же не услышат.
  6. Четко оговаривать временные, пространственные и, если это нужно, финансовые границы. Не нужно стесняться уточнять сроки, когда вы бы хотели получить желаемое, и согласовывать их с партнером. То же самое касается места и финансового вопроса, если это принципиально. Потому что, если в дальнейшем по этому поводу возникнут разногласия, у вас появится иллюзия, что вас не услышали и не поняли. А на самом деле просто эти моменты не были согласованы. Конечно, есть люди, с которыми что-то согласовывать практически невозможно ввиду особой структуры личности и особенностей восприятия. Тем не менее, вы все-таки приблизите момент получения желаемого. А без обозначения границ рискуете не получить вообще ничего.
  7. Негативные эмоции не выражать, а обозначать словами. Это значит, что, если вы при разговоре испытываете негативные эмоции (злость, страх, обиду, вину, разочарование, досаду и т.д.), лучше так и сказать: "Я злюсь", «Я обижаюсь», т.е. словесно отразить свое состояние. А не выражать свои эмоции криком, оскорблениями, дракой, слезами или продолжительным молчанием (в отличие от тех ситуаций, когда вы с помощью своих эмоций намерены манипулировать партнером). Научитесь разговаривать, сдерживая эмоции, поскольку ответом на эмоцию является только эмоция, и ничего другого. Разговор потеряет смысл, и вы друг друга опять же не услышите.
  8. Проверка связи. Не стесняйтесь проверить, как вас поняли, подвести итог разговора. "Еще раз уточним…" - и все ключевые моменты резюмировать. Опять же очень четко, а не пространно. И, конечно же, дождаться ответа - это обязательное условие.
  9. Если партнер не соглашается , объяснить, почему это важно для вас. Для этого у вас должно быть готово пояснение, согласно пунктам 1-6. То есть, вам необходимо знать, чего вы хотите, и зачем вам это нужно.
  10. Быть готовым к обсуждению и компромиссам , а не ожидать, что партнер сразу же для вас сделает все, что вы хотите. Это детская позиция 2-3 летнего ребенка. Если же партнер сразу на все соглашается, а вы такого от него не ожидали, проверьте еще раз понимание. Иначе это действительно может быть манипуляция типа "Соглашусь сейчас, потом разберемся", или "Соглашусь сейчас, а он/она потом забудет" .

Если вы сделали все, согласно вышеописанным принципам, тогда ваши шансы получить желаемое значительно увеличиваются. Либо у вас появляется возможность обсудить это с партнером на предметном уровне, понимая друг друга, и в диалоге. И тогда вы получите четкий ответ - да или нет. Если же человек не дает четкого ответа и не идет на обсуждение, это может означать, что он не хочет брать на себя какие-то обязательства, в том числе по принятию решений и начинает манипулировать. Возможно, действительно игнорирует ваши слова или боится сказать "нет".

Конечно, не всегда легко следовать этим принципам, ведь разобраться в себе и удерживать свои позиции иногда бывает гораздо сложнее, чем кажется. И тогда можно прибегнуть к помощи психолога для того, чтобы этому научиться.

Удачи вам и взаимопонимания!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Приятно слушать людей, владеющих ораторским искусством. Правда, не у всех так хорошо получается. Кто-то робеет во время публичных выступлений, кто-то не знает, как начать разговор и поддержать беседу, кому-то не нравится собственный голос и дикция и многое другое. Ларри Кинг, известный американский телеведущий, убежден, что все это поправимо.

  1. Говорить - это все равно что играть в гольф , водить машину или держать магазин: чем больше этим занимаешься, тем лучше это выходит и тем большее доставляет удовольствие.
  2. Лучше молчать и быть заподозренным в глупости , чем открыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счет.
  3. Разговаривайте вслух сами с собой, расхаживая по дому или квартире . Я живу один, так что иногда ни с того ни с сего могу произнести вслух несколько слов или какую-нибудь заготовку к предстоящему выступлению или к одной из моих передач. Смущаться мне незачем: кругом никого нет, и меня никто не слышит. Вы можете последовать моему примеру, даже если живете не один. Для этого уединитесь в вашей комнате, в подвале или поупражняйтесь, пока вы за рулем. Кроме того, следить за тем, как вы говорите, - это тоже тренировка.
  4. Можно встать перед зеркалом и говорить со своим отражением. Этот прием общеизвестен, особенно среди людей, которые готовятся к публичным выступлениям. Однако он пригоден и для повседневного общения. Кроме того, он помогает наладить визуальный контакт с собеседником, поскольку, глядя на свое отражение в зеркале, вы приучаетесь смотреть в лицо собеседнику.
  5. Прислушивайтесь к самому себе . Если просто обращать внимание на то, какие слова слетают у вас с языка, то это может дать большой эффект. Вы увидите, сколько раз вы начинали и бросали на полпути ту или иную фразу, сколько раз возвращались к уже сказанному и сколько «э-э» загромождает вашу речь.
  6. Избегайте модных словечек. Это пойдет вам только на пользу, потому что вас лучше воспримут, а вашу речь точнее поймут.
  7. Золотое правило - поступайте с другими так, как хотите, чтобы они поступали с вами, - относится и к разговору . Если вы хотите, чтобы собеседник был честен и откровенен с вами, вы должны быть честным и откровенным с ним.
  8. Помните, секрет умения вести разговор - это умение задавать вопросы . Мне все вокруг любопытно, и даже на коктейлях я часто задаю свой любимый вопрос: «Почему?» Скажем, какой-то мужчина говорит мне, что переезжает с семьей в другой город. - Почему? Какая-то женщина переходит на другую работу. - Почему? Кто-то болеет за Mets. - Почему?
  9. Все мы люди , а значит, не стоит терять почву под ногами только оттого, что ваш собеседник - профессор с четырьмя высшими образованиями, или астронавт, летавший в космосе со скоростью 18 тысяч миль в час, или человек, избранный губернатором вашего штата.
  10. Никогда не следует забывать : ваши собеседники получат от разговора гораздо больше удовольствия, если увидят, что он доставляет удовольствие и вам независимо от того, считаете вы себя им ровней или нет.
  11. Большинство людей, сумевших преуспеть в жизни, умеют говорить . Неудивительно, что верно также и обратное. Если вы сумели развить у себя способность хорошо говорить, а ее можно развить, вы преуспеете. Если вы считаете, что уже добились успеха, вы можете добиться еще большего, если станете лучше говорить.
  12. Говорят, что, путешествуя, можно расширить свой кругозор , однако, если ты достаточно любознателен, чтобы слушать окружающих тебя людей, пополнить свои знания можно, не выходя со двора.
  13. Независимо от того, какой вы собеседник, помните :

Почему некоторые люди, говоря о чем-либо, невольно заставляют себя слушать, а другие могут вещать хоть бесконечно - окружающие пропускают их речи «мимо ушей».

Овладеть искусством риторики (правильной и красивой речи, умением убеждать) непросто, но освоить и успешно использовать некоторые правила вполне возможно.

Велика ли разница между двумя почти одинаковыми глаголами — «слушать» и «слышать»? На первый взгляд - всего одна буковка. Да и словарь толкует их практически одинаково — «воспринимать слухом». И все же какая пропасть иногда лежит между этими понятиями.

Умение слушать - это физическая способность каждого здорового человека. Но далеко не все из того, что слышит человек, он воспринимает.

Можно долго и пространно, но не всегда успешно пытаться донести до человека свою мысль. И дело не только в том, что кто-то не умеет или не хочет внимательно слушать.

Говорить так, чтобы тебя не только слушали, но и слышали - искусство, данное не каждому. Но любой человек может продвинуться в этом направлении. Нужно только понять основные принципы правильного «говорения» и немного над собой поработать.

Четко понимать, чего хочешь

Самое первое правило - человек должен четко понимать, что он хочет донести до оппонента. Неясно сформулированную мысль сложно облечь в конкретные слова.

Недопонимание желаемого результата порождает неуверенность в речи и обилие междометий для связки слов, которые вряд ли будут способствовать конструктивному разговору.

Прежде чем пытаться убедить в чем-то другого человека, необходимо тщательно продумать, а желательно еще и проговорить это для себя.

Краткость в три-четыре фразы

Знаменитая чеховская фраза о краткости - «сестре таланта» отражает еще один принцип искусства риторики. Любую мысль можно изложить, не вдаваясь в подробности.

Самую важную информацию надо сообщать коротко, используя не более 4-5 предложений. А потом уже, в процессе дальнейшего разговора, следует оговаривать детали.

Человек, произносящий речь, должен для себя определить некие временные рамки. Это не позволит пуститься в долгие рассуждения, которые, как известно, утомляют слушателя и рассеивают его внимание.

Убедиться в обратном контакте

Как бы блестяще не велась речь, всегда есть риск не быть услышанным. Поэтому важно убедиться в наличии обратной связи и «подпитывать» ее на протяжении разговора. Для этого собеседнику можно задавать любые несложные вопросы по типу «да? не так ли?».

Важен и визуальный контакт. Человек гораздо быстрее отвлекается, а значит хуже воспринимает услышанное, когда не смотрит на говорящего. В свою очередь оратор, игнорирующий взглядом слушателя, рискует довольно скоро потерять его внимание.

Дождаться ответа

Любая вопросительная интонация говорящего не должна остаться без внимания и ответной реакции. Даже если вопрос задается чисто риторически, следует дождаться ответа на него.

Ведь ответ - это не всегда слова. Достаточно одобрительного кивка либо протестующего жеста, главное, найти подтверждение того, что вопрос был услышан.

Только суть

Иногда умение «лить воду» в жизни может пригодиться. Например, на устных экзаменах, особенно если знание материала оставляет желать лучшего. Но когда человек знает, что он хочет сказать и какую мысль донести, лишние слова обычно работают против него.

Содержание разговора нужно пытаться удерживать в определенных границах, стараясь говорить только «по теме», не отвлекаясь. Хотя иногда бывает полезно в разговоре «уйти в сторону», с целью переключить и освежить внимание слушателя.

Опытные ораторы часто пользуются таким приемом, но здесь очень важно соблюсти чувство меры.

Четкое определение временных и пространственных границ

Структурирование любой информации облегчает ее восприятие. Это относится как к письменной, так и к устной речи.

Видимо, со школьных лет наш мозг привыкает к тому, что наиболее важная информация каким-либо образом выделяется, а также содержит перечисления (списки), количественные и прочие конкретные показатели.

Если речь идет о каких-то делах, требующих выполнения, следует уточнять желательные сроки, чтобы подчеркнуть обязательный характер выполнения. Особенно важно четко проговорить время, место, суммы при решении финансовых вопросов.


Негатив в слова

Без негатива, к сожалению, никуда. Он рано или поздно посещает любого человека в виде эмоций, плохого настроения, обид. Выплескивая на собеседника свои негативные эмоции, мы вынуждаем его защищаться. Истерики не конструктивны по своей сути (хотя иногда они позволяют манипулировать людьми).

Даже если цель разговора - высказать свои претензии и обвинения, нужно постараться взять себя в руки и облечь свои чувства в слова, выражающие конструктивную и обоснованную критику, не прибегаю к эмоциональным рукоплесканиям.

Проверка связи

Этот принцип близок «обратному контакту», но он позволяет продвинуться чуть дальше — убедиться, что информация не только услышана, но и воспринята. Итоговая цель говорящего в том, чтобы сказанное было понято и принято к сведению.

Обсуждения и компромиссы

Если, исчерпав все аргументы, собеседники так и не смогли прийти к взаимному согласию, значит наступило время поиска компромиссов. Человек, не готовый идти на уступки, вызывает такую же ответную реакцию. Упрямство - далеко не всегда положительное качество.

Прийти к компромиссному решению помогает умение не только говорить, но и внимательно слушать.

  • четко сформулируйте для себя мысль, которую хотите донести до собеседника и проговорите ее про себя (а еще лучше - вслух, перед зеркалом);
  • говорить, чтобы тебя услышали нужно достаточно выразительно, но не позволяйте слишком бурным эмоциям возобладать над разумом;
  • по ходу разговора неоднократно проверяйте, понимает ли вас собеседник, задавайте вопросы;
  • говорите конкретно и предельно кратко, не перегружайте речь ненужной информацией;
  • развивайте свою речь, слишком бедный словарный запас не позволяет говорить выразительно;
  • оттачивайте мастерство на близких, заставить слушать одинаково сложно как одного человека, так и большую аудиторию;
  • будьте готовы в свою очередь внимательно выслушать собеседника, только так можно прийти к компромиссному решению.

Видео: Правила риторики